Научная статья на тему 'Паралимпийские игры в СМИ. Феномен информации'

Паралимпийские игры в СМИ. Феномен информации Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
499
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАРАЛИМПИАДА / СОЧИ / SOCHI / ТЕЛЕВИДЕНИЕ / TV / ТРАНСЛЯЦИИ / ФОРМАТ / FORMAT / ИДЕОЛОГИЯ / IDEOLOGY / ЖАЛОСТЬ / РЕЙТИНГ / RATING / ЭКОНОМИКА / ECONOMY / PARALYMPIC GAMES / BROADCASTING / PITY

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Гатаулин Руслан Маратович

Паралимпийские игры событие уникальное во многих отношениях. Это и спортивная борьба людей с ограниченными возможностями, это и социальный проект, это и особые требования к журналистике. Освещение Паралимпиады в СМИ тема непростая. Идеологический подтекст и чувство жалости, вызываемое «картинкой» у аудитории, в былые годы не способствовали высоким рейтингам и, соответственно, высоким экономическим показателям. В представленной статье обращено внимание на уникальность Паралимпиады в Сочи, ее телевизионных аспектах освещения и влиянии на рейтинг. Кроме того, здесь же соотнесены трансляции Паралимпиады в России и в других странах мира, здесь проявлено достаточно много отличий, а также причины этого феномена.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Paralympic Games in the Mass Media. Phenomenon of Information

The Paralympic Games are a unique event in many aspects. It is a competition of people with restricted abilities, a social project and it has special requirements for journalism. The coverage of the Paralympic Games in the press is not a simple subject. Ideological context and pity felt by the audience watching the TV-picture did not contribute to high ratings and consequently high economic indicators. The author pays attention to the uniqueness of the Paralympic Games in Sochi, its TV-coverage and impact on ratings. In addition, he describes broadcasting of the Paralympic Games in Sochi and other countries of the world, its differences and reasons of this phenomenon.

Текст научной работы на тему «Паралимпийские игры в СМИ. Феномен информации»

УДК 070.447:78

Р. М. Гатаулин Казанский (Приволжский) федеральный университет, г. Казань

Паралимпийские игры в СМИ. Феномен информации

Паралимпийские игры — событие уникальное во многих отношениях. Это и спортивная борьба людей с ограниченными возможностями, это и социальный проект, это и особые требования к журналистике. Освещение Паралимпиады в СМИ — тема непростая. Идеологический подтекст и чувство жалости, вызываемое «картинкой» у аудитории, в былые годы не способствовали высоким рейтингам и, соответственно, высоким экономическим показателям. В представленной статье обращено внимание на уникальность Паралимпиады в Сочи, ее телевизионных аспектах освещения и влиянии на рейтинг. Кроме того, здесь же соотнесены трансляции Паралимпиады в России и в других странах мира, здесь проявлено достаточно много отличий, а также причины этого феномена.

Ключевые слова: Паралимпиада, Сочи, телевидение, трансляции, формат, идеология, жалость, рейтинг, экономика.

Самое масштабное спортивное событие в мире — это, конечно же, Олимпийские игры. И с точки зрения истории, и с точки зрения спорта, и с точки зрения развития всей социально-экономической жизни страны-хозяйки Игр. Причем размах проведения Олимпиады в том или ином государстве, ее идеологическая направленность напрямую зависит от политических задач этого же государства, от его внешней политики и имиджа на мировой арене. По большому счету, главная цель проведения Всемирных спортивных игр любым государством заключается в так называемом «собственном пиаре». Другая, не менее важная цель — реклама собственных достижений (это могут быть специфические товары, фирмы, бренды и т. д.). Безусловно, во время Игр, а также в период подготовки к ним каждой страны-хозяйки, огромную, если не первостепенную роль играют средства массовой информации. Тема Олимпиады муссируется чуть ли не в каждом СМИ (и в прессе, и на телевидении, и в Интернете, и на радио), причем с абсолютно разных сторон. От положительно-пропагандистских до негативно-скандальных.

На фоне Олимпийских игр соревнования для людей с ограниченными возможностями, то есть Паралимпийские игры, никогда не были так же популярны у зрителей (в данном случае речь о телеаудитории) по всему миру. Хотя Паралимпиада как самостоятельное спортивное событие — такое же грандиозное и очень затратное с точки зрения финансов, спортивных объектов и непосредственно результатов атлетов. История у Па-ралимпийских игр впечатляющая — впервые

подобные соревнования были проведены в далеком 1960 году. С тех пор спортивные правила на Играх для людей с ограниченными возможностями изменились кардинально, но не изменилось отношение к этим спортивным событиям средств массовой информации, а, соответственно, и массовой аудитории. Вплоть до 2014 года российский телезритель, да и вообще российский потребитель информации считал Паралимпиа-ду своего рода придатком обычной, «здоровой» Олимпиады (согласно исследованиям санкт-петербургского медиаагентства «Инфоблок»). Но когда большой паралимпийский спорт пришел в Сочи, то стал одной из пяти основных тем во всех крупнейших российских СМИ (включая региональную прессу и аудиовизуальные региональные проекты). Наряду с политикой, шоу-бизнесом, прогнозом погоды, социально-экономическими темами, а также непосредственно развлекательными текстами («легкое публичное чтиво» — такой термин определил этому жанру французский журналист Даниэл Шнайдерман в своей еженедельной колонке в Le Monde).

Сочинская Паралимпиада стала уникальной в контексте ее освещения различными средствами массовой информации. Причем это касается не только российских изданий, авторских блогов (то есть фактически отечественных «акул пера ») и телеканалов. Система международной спортивной журналистики, которая очень остро реагирует на такие слова, как «рейтинг» и «прибыль», нашла свои интересы и в паралимпийском Сочи. Но сначала о внутрироссийском информационном рынке в период Паралимпиады-2014.

98

Гуманитарные науки

Сказать, что он кардинально изменился, нельзя. Однако процессы, характерные для всеобщего единения нации в период спортивных баталий путем информационной и аналитической подачи материалов разными типами СМИ, были запущены еще до фактического начала Паралимпиа-ды. Уникальность сочинских Игр (в данном случае именно Паралимпийских) еще и в том, что отечественный информационный паралимпий-ский дефицит, наблюдавшийся, по сути, еще за год до Игр, был полностью пройден. Российское телевидение никогда ранее в таких масштабных объемах не транслировало Паралим-пийские игры, как это было в Сочи. ВГТРК стала главной компанией по производству паралим-пийских телетрансляций, точнее, доведения их до конечного потребителя, потому что фактическое производство телекартинки в Сочи — дело рук АНО «Спортивное вещание». (Напомним, что эта компания создавалась как раз под фев-ральско-мартовские спортивные события в Сочи.) Под Паралимпийские игры у ВГТРК (к слову, государственной компании) было «заточено» сразу три канала: «Россия 2», «Спорт 1» и «Спорт». «Россия 2» имеет статус федерального. Каждый из них транслировал Паралимпиаду в максимально полном объеме, включая прямые эфиры со всех арен, а не только показ медалеемких для России дисциплин. Согласно составленным по окончании Паралимпиады рейтингам независимой компанией «ТВ-исследования», которая базируется в Нижнем Новгороде, зрительский интерес Паралимпиады сопоставим со зрительским интересом «обычного» биатлона на том же федеральном канале. Понятно, что это стало возможным благодаря атлетам, которые таким образом «добрали» еще примерно 20 % населения от числа тех, кто спортом интересуется только во время масштабных соревнований. Фактор побед в данном контексте имеет важное значение. Но, кстати, здесь не рассматривается та прослойка населения, которую можно охарактеризовать как «профессиональные спортивные болельщики». Их процент будет высок в любом случае на каждом спортивном событии.

Правда, Паралимпиада, если мы говорим о ней как о телепродукте, — очень специфическое зрелище. Далеко не все нейтральные зрители, в том числе и «профессиональные болельщики», могут смотреть трансляции Паралимпиады. Чувство жалости преобладает над спортивным азартом и эмоциями. В данном ключе интересна позиция

бельгийского и североамериканского телевидения, которые накануне Паралимпиады демонстрировали не только рекламные и проморолики о спортсменах-паралимпийцах, вызывающие чувство жалости, а совсем наоборот. Чувство жалости режиссеры и корреспонденты отодвинули на второй план. А на первом — спортивная составляющая без скидок на физическую неполноценность атлетов. Такой подход в России не прижился. Даже региональные СМИ (и печатная пресса, и Интернет) так или иначе затрагивали момент физической неполноценности спортсменов, представляя их накануне стартов. Объяснить такой вроде бы удивительный фактор просто — разница в менталитете аудитории. В любом случае цели и у западных телевизионщиков, и у российских были схожие — в максимально полном объеме показать Паралимпиаду. В нашей стране, правда, большую роль в максимальном освещении Паралимпийских игр сыграл и идеологический аспект. Это касается не только и не столько «главного вещателя Паралимпиады», то есть ВГТРК (другие каналы ограничивались информационными сообщениями в выпусках новостей, либо бегущей строкой). Но еще и СМИ печатных, и интернет-СМИ (к примеру, РБК).

В прессе и Интернете, кстати, Паралимпиада как одна из главных, актуальных тем держалась в топе непосредственно во время Игр. Ни до, ни после ажиотаж СМИ такого типа не нагнетали. Но это объясняется спецификой журналистики в прессе и в Интернете. Интернет-СМИ — это, по сути, с точки зрения информация одного дня. Новость. Хотя попытки проанализировать отдельные Паралимпийские виды были, но это касается частных авторских блогов с не самым большим количеством подписчиков.

Пресса в этом отношении еще более консервативна. Информационный подход был доминирующим. Аналитики в процессе Паралимпиады быть не могло в принципе. Во-первых, банальная причина — нехватка места на полосе, куда еще нужно вместить все результаты и т. д. Во-вторых, анализировать Паралимпийские сражения могут журналисты, в паралимпийском спорте находящиеся повседневно из-за его специфики. В России же даже в специализированных спортивных изданиях таких специалистов пока нет. Здесь очевиден и дефицит достойного медиаобразования. Именно спортивного медиа-образования, ведь журналистика во многих вузах преподается на хорошем уровне. Но спортивная

журналистика требует, пожалуй, даже более плотного подхода и гораздо более жесткой специализации при общей универсализации.

--

1. Ахмадулин Е. В. Типологическое моделирование печати // Типология периодических изданий. Ростов-на-Дону, 1984. С. 31-39.

2. Баранов В. В. Типологические характеристики спортивной печати Российской Федерации. М., 2000. С. 3.

3. Баранов В. В., Слюсаренко Е. А. Спортивная печать Российской Федерации (1990-2000) // Типология периодической печати / под ред. М. В. Шкондина, Л. Л. Реснянской. М., 2007. С. 204.

4. Бродская Н. П. Спорт больших достижений как пространство для формирования национального имиджа страны // Национальные интересы и имидж России. М., 2006. С. 57.

5. Виноградов П. А. Теория и методология использования СМИ в развитии физической культуры. Л., 1991. С. 105-109.

6. Войтик Е. А. Спортивная журналистика: учебно-методическое пособие. Томск, 2004. С. 94-101.

7. Воронков П. Спортивная пресса как тип. URL: http://zhumal.lib.rUw/woronkow_p/sport_press. shtml (дата обращения: 01.01.2014).

8. Исаев А. А. Спортивная политика России. М., 2002. С. 68-69.

9. Мартынов Д. В., Оськин А. В. Рынок печатных СМИ в России и в мире. М., 2006. С. 117-124.

10. Михайлов С. А., Мостов А. Г. Спортивная журналистика. Учебное пособие. СПб., 2005. С. 202.

11. Слюсаренко Е. А. Специализированные журналы о спорте: типологические и профильные характеристики: автореф. ... канд. М., 2003. С. 2.

12. Столяров В. И. Взаимоотношения спорта и политики (социально-философский и методологический анализ) // Взаимоотношения спорта и политики с позиции гуманизма. Вып. III. М., 2005. С. 104-116.

13. Суник А. Б. Российский спорт и олимпийское движение на рубеже XIX-XX веков. 2-е изд. М., 2004. С. 10.

14. Туленков Д. А. Спортивная публицистика и спортивная журналистика: особенности специализированного направления // Журналистика. Молодые исследователи: межвузовский сборник научных работ студентов и аспирантов. Вып. 3. СПб., 2004. С. 205.

15. Шишигин М. В. Спорт. Информация. Информация. М., 1974. С. 99.

1. Akhmadulin E. V. Tipologicheskoe modelirovanie pechati // Tipologiya periodicheskikh izdaniy. Rostov-na-Donu, 1984. S. 31-39.

2. Baranov V. V. Tipologicheskie kharakteristiki sportivnoy pechati Rossiyskoy Federatsii. M., 2000. S. 3.

3. Baranov V. V., Slyusarenko E. A. Sportivnaya pechat Rossiyskoy Federatsii (1990-2000) // Tipologiya periodi-cheskoy pechati / pod red. M. V. Shkondina, L. L. Resnyanskoy. M., 2007. S. 204.

4. Brodskaya N. P. Sport bolshikh dostizheniy kak prostran-stvo dlya formirovaniya natsionalnogo imidzha strany // Natsionalnye interesy i imidzh Rossii. M., 2006. S. 57.

5. Vinogradov P. A. Teoriya i metodologiya ispolzovaniya SMI v razvitii fizicheskoy kultury. L., 1991. S. 105-109.

6. Voytik E. A. Sportivnaya zhurnalistika: uchebno-metodicheskoe posobie. Tomsk, 2004. S. 94-101.

7. Voronkov P. Sportivnaya pressa kak tip. URL: http://zhurnal.lib.rU/w/woronkow_p/sport_press.shtml (data obrashcheniya: 01.01.2014).

8. Isaev A. A. Sportivnaya politika Rossii. M., 2002. S. 6869.

9. Martynov D. V., Oskin A. V. Rynok pechatnykh SMI v Rossii i v mire. M., 2006. S. 117-124.

10. Mikhaylov S. A., Mostov A. G. Sportivnaya zhurnalistika. Uchebnoe posobie. SPb., 2005. S. 202.

11. Slyusarenko E. A. Spetsializirovannye zhurnaly o sporte: tipologicheskie i profilnye kharakteristiki: avtoref. ... kand. M., 2003. S. 2.

12. Stolyarov V. I. Vzaimootnosheniya sporta i politiki (sot-sialno-filosofskiy i metodologicheskiy analiz) // Vzaimootnosh-eniya sporta i politiki s pozitsii gumanizma. Vyp. III. M., 2005. S. 104-116.

13. Sunik A. B. Rossiyskiy sport i olimpiyskoe dvizhenie na rubezhe XIX-XX vekov. 2-e izd. M., 2004. S. 10.

14. Tulenkov D. A. Sportivnaya publitsistika i sportivnaya zhurnalistika: osobennosti spetsializirovannogo napravleniya // Zhurnalistika. Molodye issledovateli: mezhvuzovskiy sbornik nauchnykh rabot studentov i aspirantov. Vyp. 3. SPb., 2004. S. 205.

15. Shishigin M. V. Sport. Informatsiya. Informatsiya. M., 1974. S. 99.

Ruslan M. Gataulin Kazan (Privolzhsky) Federal University, Kazan The Paralympic Games in the Mass Media. Phenomenon of Information

The Paralympic Games are a unique event in many aspects. It is a competition of people with restricted abilities, a social project and it has special requirements for journalism. The coverage of the Paralympic Games in the press is not a simple subject. Ideological context and pity felt by the audience watching the TV-picture did not contribute to high ratings and consequently - high economic indicators. The author pays attention to the uniqueness of the Paralympic Games in Sochi, its TV-coverage and impact on ratings. In addition, he describes broadcasting of the Paralympic Games in Sochi and other countries of the world, its differences and reasons of this phenomenon.

Key words: the Paralympic Games, Sochi, TV, broadcasting, format, ideology, pity, rating, economy.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.