Научная статья на тему 'Парадигма менеджмента и парадигма предприятия'

Парадигма менеджмента и парадигма предприятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
690
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАРАДИГМА МЕНЕДЖМЕНТА / ПАРАДИГМА ПРЕДПРИЯТИЯ / КЛЮЧЕВЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ / ФОРМАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / НЕФОРМАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / МОДЕЛЬ / СТРУКТУРА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ / PARADIGM MANAGEMENT / PARADIGM ENTERPRISE / KEY PROVISIONS / FORMAL ORGANIZATION / INFORMAL ORGANIZATION / MODEL / STRUCTURE OF ENTERPRISE ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Жемчугов А.М., Жемчугов М.К.

Для создания предприятия или его развития, владельцу необходимо заранее решить, как организовать деятельность своего предприятия. И решение этой проблемы требует от менеджмента необходимой и достаточной системы ключевых положений парадигмы, которая и даст владельцу лучший способ построения системы организации и управления своего предприятия. В данной статье рассматривается структура и полная иерархия необходимых парадигм: управления, собственника, предприятия, а далее, формальной и неформальной организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MANAGEMENT PARADIGM AND ENTERPRISE PARADIGM

For establishment of the company or of its development, the owner need to decide in advance how to organize the activities of his enterprise. And the solution of this problem requires from management of the necessary and sufficient system of key provisions a paradigm, which and will give the owner the best way to build the system of organization and management of its enterprise. This article considers structure and full hierarchy necessary paradigms: of management, proprietor, enterprise, and further, of formal and informal organization.

Текст научной работы на тему «Парадигма менеджмента и парадигма предприятия»

УДК 330

A.M. Жемчугов

аналитик,

ООО «Корпоративные системы управления»,

г. Москва

М.К. Жемчугов

канд. техн. наук, главный специалист, ООО «Корпоративные системы управления»,

г. Москва

ПАРАДИГМА МЕНЕДЖМЕНТА И ПАРАДИГМА ПРЕДПРИЯТИЯ

Аннотация. Для создания предприятия или его развития, владельцу необходимо заранее решить, как организовать деятельность своего предприятия. И решение этой проблемы требует от менеджмента необходимой и достаточной системы ключевых положений - парадигмы, которая и даст владельцу лучший способ построения системы организации и управления своего предприятия. В данной статье рассматривается структура и полная иерархия необходимых парадигм: управления, собственника, предприятия, а далее, формальной и неформальной организации.

Ключевые слова: парадигма менеджмента, парадигма предприятия, ключевые положения, формальная организация, неформальная организация, модель, структура деятельности предприятия.

A.M. Zhemchugov, LLC «Corporate Management Systems», Moscow

M.K. Zhemchugov, LLC «Corporate Management Systems», Moscow

MANAGEMENT PARADIGM AND ENTERPRISE PARADIGM

Abstract. For establishment of the company or of its development, the owner need to decide in advance how to organize the activities of his enterprise. And the solution of this problem requires from management of the necessary and sufficient system of key provisions - a paradigm, which and will give the owner the best way to build the system of organization and management of its enterprise. This article considers structure and full hierarchy necessary paradigms: of management, proprietor, enterprise, and further, of formal and informal organization.

Keywords: paradigm management, paradigm enterprise, key provisions, formal organization, informal organization, model, structure of enterprise activities.

Введение

При построении своего предприятия и его развитии, перед собственником и руководителем предприятия встает проблема о том, как организовать деятельность своего предприятия. Им требуются необходимая и достаточная система ключевых положений - парадигма предприятия, которая «определяет и организацию, и систему управления, и организационную культуру, и всю его практическую деятельность, определяет и социально-экономические результаты, достигаемые предприятием» [1, с. 3]. Каждое предприятие индивидуально, поэтому менеджмент может дать только самую общую парадигму менеджмента, характерную для всех предприятий, и показать, как, на ее основе, построить парадигму конкретного предприятия, построить само предприятие, осуществлять его развитие - управлять проведение необходимых изменений. К сожалению, к настоящему времени имеется не парадигма менеджмента как необходимая и достаточная система ключевых положений, а только некоторые отдельные ее положения.

1. Парадигмы современного менеджмента

Рассмотрим, предварительно, три парадигмы менеджмента (традиционную и две инновационных), приведенные в статье 2016 года «Парадигмы современного менедж-

мента: проявление в организациях» [2] (табл. 1).

Таблица 1 - Характеристики парадигм современного менеджмента [2, с. 33]

Парадигмы современного менеджмента

традиционная инновационная

Характер иерархии Искусственная (органи- Естественная, основанная на лич-

в менеджменте зационная), основанная ностных и профессиональных каче-

на назначениях ствах

Модель Анимационная А. Социальная (общественная)

функционирования (организматическая) Б. Экологическая

организации

Характер Мотивация основана на Мотивация основана на высших

мотивации низших потребностях потребностях

Характер Власть основана Власть основана на личных

власти на должности качествах

Положения, приведенные в таблице 1 очень краткие, дополним их цитатами из статьи [2, с. 31-33]:

1. Характер иерархии в менеджменте. Превалирование неформальной иерархии.

2. Модель функционирования организации.

• А. Управлять организацией по социальной модели означает в полной мере учитывать интересы структурных подразделениий, добиваясь, чтобы их интересы совпадали или максимально приближались к интересам организации (текущее ключевое положение).

• Б. Экологическая (средовая) модель предполагает, что организация служит только для того, чтобы создавать условия для развития входящих в нее подразделений и элементов, быть для них благоприятной средой. В современных условиях описанных примеров таких организаций сравнительно немного, но они существуют и, возможно, станут прообразами организаций будущего.

3. Характер мотивации. Традиционная парадигма современного менеджмента по характеру мотивации уходит от «кнута» и ориентируется в основном на «пряник».

4. Характер власти. Власть, которая основывается на естественной иерархии (профессиональные и личностные качества), означает возможность менеджера влиять на других людей в рамках неформальных отношений.

Видно, что данную систему ключевых положений невозможно признать достаточной, можно даже спорить о необходимости отдельных положений.

Как уже отмечалось во введении, требуется не только парадигма менеджмента. Можно сказать, что даже парадигмы предприятия недостаточно, чтобы полностью определить предприятие, рассмотрим всю необходимую иерархию.

2. Структура и иерархия парадигм

2.1. Структура парадигм

Структура парадигм менеджмента, собственника и предприятия включает социально-трудовые отношения, формальную и неформальную организацию [1].

Социально-трудовые отношения определяют отношения между всеми заинтересованными сторонами: собственником (акционерами), руководством, коллективом, потребителями, поставщиками, спонсорами и т.д. И именно правильно выстроенные отношения и определяют необходимый базис предприятия.

Формальная организация предприятия определяет заданную деятельность предприятия (положения об оплате труда и мотивации, структура, должностные инструкции, регламенты бизнес-процессов, приказы и т.д.). Она включает только те положения деятельности, которые необходимо выполнять именно так, как задано. Можно сказать, что формальная организация - это тоже ключевые положения, только локальные, по конкретным вопросам и процессам. Принятая формальная организация должна быть актуальной - реальная деятельность должна соответствовать ее формальным положениям. При обнаружении отклонений - должна корректироваться или реальная деятельность, или ее формальные положения.

Неформальная организация заполняет те положения деятельности, которые невозможно формализовать. Она базируется на самоконтроле, самоорганизации и самоуправления коллектива. Отметим, что неформальная организация определяется не тем, что будет записано в формальных положениях о культуре, а принятыми социально-экономическими отношениями и формальной организации, тем, насколько они реально исполняются, в первую очереди высшим руководством. Формальные положения о культуре лишь показывают ту культуру, которая необходима (желательна) для предприятия. И здесь зачастую руководители включают такие формальные положения культуры, которые нереальны при принятых социально-трудовых отношениях и формальной организации. Формальные положения культуры позволяют только выявлять отклонения реальной культуры от необходимой. А вот управлять реальной культурой можно только управляя социально-трудовыми отношениями и формальной организацией. Можно также сказать, что неформальная организация - это тоже ключевые положения, только по отдельным вопросам культуры предприятия.

2.2. Иерархия парадигм

Парадигма менеджмента должна отражать не отдельные ключевые положения менеджмента (как сейчас зачастую делается), а должна представлять собой необходимую и достаточную систему ключевых положений менеджмента, которые обобщенно, но достаточно полно, определяют наиболее эффективную организацию любого предприятия в длительной перспективе, независимо от вида собственности, организационно-правовой формы, размера, и т.д., и его окружения. Только одной парадигмой обойтись не удается - всегда имеется несколько парадигм.

Парадигма собственника - это та из парадигм менеджмента, которую принимает собственник для своего предприятия. При этом он может дополнить ее своими положе-

ниями, изменять отдельные положения. Эти положения должны быть достаточно постоянны, ведь каждое изменение будет означать построение уже другого предприятия.

Парадигма предприятия включает уже детальные и конкретные ключевые положения, которые должны определять конкретное предприятие в его окружении. Их неизменность должна обеспечивать стабильность и эффективность предприятия в течение достаточно продолжительного времени. Очень важно не просто фиксировать положения парадигмы, а применять их на практике всему руководству предприятия, иначе они, если и будут играть какую-то роль, то только отрицательную.

3. Четыре парадигмы современного менеджмента

Можно выделить не три (табл. 1), а четыре парадигмы современного менеджмента [1]. Их можно привести в виде, показанном в таблице 2.

Таблица 2 - Парадигмы менеджмента - базовые парадигмы предприятия

Элементы парадигмы предприятия Административная парадигма Экономическая парадигма Партнерская парадигма Попустительская парадигма

Социально-трудовые отношения Деятельность предприятия ориентирована на цели: Предприятия, общества Предприятия и коллектива Предприятия, коллектива, общества Коллектива

Определение средств оплаты труда: Плановый ФОТ Плановый ФОТ Согласованная фиксированная часть выработки Большая часть выработки

Определение вознаграждения сотрудников: Повременное с субъективными премиями или сдельное со снижением расценок Повременное с премиями по показателям По вкладу в результат предприятия Повременное с субъективными премиями

Основной стиль управления: Авторитарный Демократический Партнерский Попуститель-ский

Неформальная организация Процент документирования необходимых положений: Высокий Высокий Высокий Низкий

Другие положения формальной организации Во многом требования к формальной организации изложены в стандарте менеджмента качества ИСО 9000

Неформальная организация Самоконтроль Слаба, если доминируют цели предприятия. Но может быть сильной при доминировании целей общества Ограничен Высокий Очень ограничен

Производственная культура Средняя Высокая Низкая

Наличие корпоративной культуры Возможно ограниченно Обеспечивается Невозможно

Организация деятельности в нерег-ламентированных ситуациях Средняя Высокая Низкая

Примечание. В таблице отмечены только самые общие реально возможные положения

неформальной организации.

При составлении данной таблицы (табл. 2) мы не ставили целью привести полные парадигмы менеджмента, цель - показать их отличия. Административная парадигма примерно соответствует традиционной (табл. 1), а экономическая и партнерская -инновационной (табл. 1). Имея такие четыре парадигмы менеджмента, собственник уже может выбрать необходимую ему парадигму менеджмента, создать и парадигму своего предприятия. Рассмотрим эти четыре парадигмы (табл. 2).

1. Административная парадигма. Цели предприятия и коллектива не гармонизированы. Управление осуществляется через формальный контроль. Корпоративная культура отсутствует, неформальная организация слаба. Отношения - зависимость от руководства. Ограниченность формальной организации компенсируется приказами и р аспоряжениями.

Однако положение меняется, когда у предприятия имеется высокая общественная цель - высокая миссия (армия во время боевых действий, оборонные предприятия, коммерческие и некоммерческие предприятия, выпускающие признанную общественно-необходимую продукцию и т.д.). Тогда, несмотря на формализм, предприятие может иметь высокую корпоративную культуру: самоконтроль, самоорганизацию и самоуправление на достижение общественно-необходимой цели. Во многом это зависит от руководителя. Это же социальное положение касается и всех других парадигм, но административной - особо.

Отмеченные два варианта административной парадигмы отличаются лишь социальной направленностью предприятия и, соответственно, организационной культурой. В принципе, второй вариант парадигмы можно назвать административно-социальной парадигмой, и выделять уже пять парадигм менеджмента.

2. Экономическая парадигма. Цели предприятия и коллектива негармонизиро-ваны, но оплата труда ведется по системе показателей. Управление осуществляется через неформальную организацию, ориентированную на показатели, и формальный контроль, ориентированный на цели предприятия. Отношения - координации на достижение заданных показателей. Ограниченность формальной организации (ее ориентации на показатели) компенсируется приказами и распоряжениями, ориентированными на достижение целей предприятия.

3. Партнерская парадигма. Цели предприятия и коллектива гармонизированы. Управление осуществляется через неформальную организацию, ориентированную на цели и коллектива, и предприятия. Корпоративная культура сильна - формальная организация является ее артефактом. Формальный контроль минимален. Отношения взаимозависимости. Ограниченность формальной организации компенсируется саморазвитием, самоорганизацией и самоуправлением коллектива на достижение целей предприятия.

4. Попустительская парадигма. Формальная организация ограничена и мало актуальна. Неформальная организация замыкается на локальные цели отдельных групп. Управление на достижение целей предприятия осуществляется через формальный контроль, но он слаб. Отношения и зависимости от руководства, и взаимозависимости, и координации, при такой парадигме слабы. Эта парадигма характерна для творческих

коллективов, в бизнесе она приводит к низкой эффективности предприятия.

Отметим, что сейчас в большинстве случаев парадигмы создается подсознательно, и даже если предприятие давно уже функционирует, руководителю бывает довольно трудно сформулировать свою парадигму. Тем не менее, без сформулированной парадигмы, деятельность предприятия не может быть стабильной - ведь для стабильности и эффективности предприятия необходимо постоянство ключевых положений в долгосрочной перспективе. Парадигма может изменяться только при обнаружении серьезных проблем, угрожающих предприятию, или, наоборот, при обнаружении больших открывающихся возможностей, требующих перестройки предприятия. Все конструкции предприятия создаются в рамках парадигмы - не выходя за эти рамки. И вся деятельность предприятия исходит именно от его парадигмы. Она определяет и стабильность, и эффективность предприятия.

4. Структура организации деятельности предприятия

Структура деятельности предприятия, базирующаяся на парадигмах менеджмента, собственника, предприятия, формальной и неформальной организации приведена на рисунке 1.

Рисунок 1 - Структура деятельности предприятия

Из рисунка 1 видно, что ключевые положения своего предприятия (парадигму 5) собственник формирует исходя из своих собственных представлений о том, каким должна быть организация и система управления его предприятия, и известных парадигм менеджмента 1-4. Его парадигма 5 может определять только самые базовые долговременные ключевые положения, которые являются обязательными для предприятия. Руководитель предприятия и топ-менеджеры формируют уже более детальные ключевые положения 6-8 парадигмы предприятия, исходя из которых разрабатывается формальная организация 9 и формируется неформальная организация 11. Исходя из ключевых положений 6-8 должны осуществляться и реальные действия руководства 10. Формальная организация 9 включает организационную структуру, положения о струк-

турных подразделениях и должностные инструкции, положения об оплате труда и мотивации планировании и бюджетировании, и т.д., а также регламенты бизнес-процессов (13). Положения, которые не входят в рамки формальной организации определяются официальными приказами и распоряжениями (12). Неформальная организация 11 определяет самоорганизацию и самоуправление коллектива, поскольку никакая формальная организация и никакие приказы не могут охватить спектр всех возможных ситуаций и необходимых действий. Какая организация, формальная или неформальная, определяет реальную деятельность предприятия, говорит принятая парадигма менеджмента, в основном тем, что является основой оценки деятельности руководителей и сотрудников предприятия:

• Затраченное время и оценка руководителя - административная парадигма. Основа - формальная организация (6) и внешний контроль.

• Показатели деятельности, основа - экономическая парадигма. Основа - неформальная организация (11), самоорганизация и самоуправление на достижение показателей, а не цели предприятия. Необходим и внешний контроль.

• Вклад в результат предприятия - партнерская парадигма. Основа - неформальная организация (11), самоорганизация и самоуправление на достижение целей предприятия, самоконтроль. Внешний контроль минимален.

• Затраченное время и оценка руководителя при слабом внешнем контроле. Основа - неформальная организация (11) самоорганизация на цели коллектива, а не предприятия.

Достигаемые и прогнозируемые результаты деятельности показывают насколько эффективно функционирует предприятие, необходимо ли, для повышения эффективности, разрешения проблем и кризисов, реализации открывающихся возможностей, изменение формальной организации 9 (постоянно - небольшие отклонения результатов), положений парадигмы предприятия 6-8 (достаточно редко - при больших отклонениях) и даже парадигмы собственника 5 (очень редко - при очень больших отклонениях). Здесь необходимо понимать, что чем стабильнее парадигмы и организация, тем стабильнее и эффективнее деятельность предприятия, но тем менее оно реагирует на возможные проблемы и кризисы, на открывающиеся возможности. Предложенная иерархия парадигм позволяет достичь оптимума между стабильностью и динамичностью предприятия.

И отметим, что стрелки на рисунке отражают только основные директивные потоки, но имеются и встречные - инициатива снизу и согласование.

Выводы

1. Структура управления предприятия имеет следующую иерархию: парадигмы менеджмента >> парадигма собственника >> парадигма предприятия >> формальная и неформальная организация. Такая иерархия парадигм позволяет достичь оптимума между стабильностью и динамичностью предприятия, обеспечить его максимальную эффективность.

2. Реальная деятельность предприятия зависит от принятой собственником парадигмы менеджмента: административной или административно-социальной, экономи-

ческой, партнерской, попустительской. Зависит, в основном, от того, как определяется вознаграждение (а это все, что ценно для человека) руководителей и сотрудников предприятия, и от применяемого контроля. Парадигмы же менеджмента изменяются, в основном, при изменении социального строя.

3. В ходе деятельности, при отклонениях достигаемых и прогнозируемых результатов, необходимо постоянное совершенствование формальной организации и практической деятельности, достаточно редкое изменение парадигмы предприятия и возможное, но очень редкое, изменение парадигмы собственника.

Список литературы:

1. Жемчугов А.М., Жемчугов М.К. Стратегия развития предприятия // Проблемы экономики и менеджмента. Ижевск, 2016. № 12 (64). С. 3-29.

2. Цветков А.Н. Парадигмы современного менеджмента: проявление в организациях // Стратегии бизнеса. 2016. № 6 (26). С. 30-34.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.