Научная статья на тему 'Панты и кровь в народной медицине населения саяно-Алтайского региона в конце XIX-XX вв'

Панты и кровь в народной медицине населения саяно-Алтайского региона в конце XIX-XX вв Текст научной статьи по специальности «Ветеринарные науки»

CC BY
703
108
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАРОДНАЯ МЕДИЦИНА / СИБИРЬ / ПАНТОВОЕ ОЛЕНЕВОДСТВО / NATIONAL MEDICINE / SIBERIA / PANTOVOE REINDEER BREEDING

Аннотация научной статьи по ветеринарным наукам, автор научной работы — Чернова Ирина Валерьевна

Данная работа представляет собой попытку систематизации материала по проблемам использования продуктов пантового оленеводства в народно-медицинской практике жителей Саяно-Алтайского региона. Основное внимание здесь было уделено выявлению рецептур консервирования и использования пантов, а также характеристике применения крови в традиционной культуре народов региона. Анализ показал простоту рецептуры средств, приготовляемых из пантов и крови, бытующих у народов Саяно-Алтая, а также их популярность в восточной медицине.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по ветеринарным наукам , автор научной работы — Чернова Ирина Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Velvet Antlers and Blood in National Medicine of the Population of the Sajano-Altai Region in the End of XIXth-XXth Centuries

The given work represents attempt to systematize material on problems of velvet antlers use in national medical practice by people settling in the Sajano-Altai region. The basic attention has been paid to revealing conservation and use formula, and also to the ways to apply blood in traditional folk culture. The analysis has shown simplicity of medicine formula of the remedies prepared from velvet antlers and blood using by the Sajano-Altai people, and also their popularity in east medicine.

Текст научной работы на тему «Панты и кровь в народной медицине населения саяно-Алтайского региона в конце XIX-XX вв»

история

ББК 63.529(253.3)-71

И.В. Чернова

Панты и кровь в народной медицине населения Саяно-Алтайского региона в конце Х1Х-ХХ вв.

Ключевые слова: народная медицина, Сибирь, пантовое оленеводство.

Key words: National medicine, Siberia, Pantovoe reindeer breeding.

В настоящее время все более популярными становятся традиционные средства и способы лечения. Большая часть из них носит рациональный характер и является результатом многовековых наблюдений. Своеобразной визитной карточкой Алтая до сих пор остается пантовое оленеводство. Именно в этой сфере разработано ресурсосберегающее использование популяций животных (взамен расточительных способов), способствующее восстановлению структуры и устойчивости природных систем, которые зависят от состояния популяций животных.

Мы же уделим внимание особенностям применения ряда препаратов животного происхождения у народов Алтая, выявив общие и особенные черты на протяжении конца XIX-XX вв., помимо этого рассмотрим значение крови и связанных с ней процедур в народно-медицинских знаниях населения указанных районов и влияние этих знаний на природную среду указанного региона.

Для достижения этой цели мы привлекли широкий круг этнографических и исторических материалов и, кроме того, летом 2002 г. предприняли экспедиционную поездку в одно из мараловодческих хозяйств Усть-Канского района Алтайского края.

Основными источниками для раскрытия обозначенной темы, помимо материалов экспедиции, являются данные научной литературы и записки путешественников.

Отметим, что в конце XIX - начале XX в. процесс использования продуктов мараловодства в народно-медицинской практике освещался в трудах путешественников и исследователей лишь фрагментарно; в большинстве работ этого времени приводится перечень заболеваний, для лечения которых используются указанные препараты и упоминаются формы лекарственных средств, при этом мы не встречаем рецептуры приготовления данных средств. В XX в. использование продуктов мараловодства становится очень популярной темой, которую затрагивают и этнографы, и историки, и биологи и экологи.

Панты - это молодые рога маралов, имеющие губчатую структуру и насыщенные кровью, кончики их должны быть мягкими. Панты различаются по ка-

честву, которое определяется количеством и формой отростков.

Интересен вопрос о методах добычи пантов. Ранее они наносили популяциям охотничьих животных большой ущерб. Так, например, в охотничьих хозяйствах для заготовки обозначенного лекарственного сырья самцов оленей с растущими пантами отстреливали, чем существенно снижали воспроизводительные способности популяций из-за изъятия значительной части наиболее ценных производителей. Дело в том, что панты созревают не одновременно у всех самцов. Раньше, чем у других, созревание происходит у наиболее мощных оленей в возрасте, как правило, 6-10 лет, имеющих наибольшую ценность как производители. У более молодых, слабых и больных самцов созревание происходит позже. Причем отставание достигает двух месяцев (у перворожек). Отстрел пантачей начинается, когда созревают панты у наиболее сильных самцов, поэтому гибнут в первую очередь они. Когда созревают панты у более слабых оленей, у самых сильных они уже перерастают, теряют ценность как лекарственное сырье и переходят во второй и третий сорта [1, с. 467].

Сейчас все больше хозяйств переходят на экспериментальный путь добычи, позволяющий сохранить поголовье. Способ этот основан на общепризнанных методах разведения пантовых оленей, разработанных отечественными оленеводами, и не предполагает отстрела животных [2].

Вообще использование пантов имеет богатую историю. Известно оно еще со времен Древнего Китая. И уже тогда значительное внимание уделялось вопросу сохранения в пантах лекарственных веществ. Качество пантов как лекарственного сырья зависит прежде всего от стадии роста, на которой они добыты, и своевременного, правильного консервирования [1, с. 480].

К настоящему времени перечень форм лечебных препаратов, в которых используются панты, может быть дополнен ваннами, процесс приготовления которых сложен. Этот процесс мы смогли наблюдать во время нашей экспедиционной поездки. Температура воды для такой ванны должна быть не ниже 95-100 °С. При этом обычно используют 5-6 пар срезанных пантов. Каждую пару необходимо окунуть в воду 9 раз на 1 минуту, при этом первые 45 секунд панты «варят», не погружая полностью в воду, и лишь оставшиеся 15 секунд их окунают в воду полностью, так, чтобы и кровь попала в воду. После этого панты должны сут-

Панты и кровь в народной медицине населения саяно-Алтайского региона.

ки «отдыхать» в «ветровой». В первый раз их можно варить 3 дня, после этого они опять должны какое-то время «отдыхать», во второй раз - 4-5 дней. Вероятно, это связано со снижением концентрации полезных веществ. Важной особенностью является то, что ванна не должна остывать, т.е. температура воды не должна опускаться ниже 40-50 °С, иначе ванна «прокиснет» и будет непригодна к употреблению. Ванны рекомендуется использовать для поднятия жизненных сил (т.е., вероятно, они способствуют стимуляции иммунной системы), для общего укрепления здоровья, помимо этого, они способствуют усилению мужской потенции. Однако их не рекомендуется применять людям со слабым сердцем и повышенным артериальным давлением, так как данная процедура повышает давление. Здесь также очень важным является индивидуальный подход, поскольку продолжительность принятия ванны сугубо индивидуальна и зависит от множества факторов.

Используется также кровь из пантов, которая смешивается с водкой и употребляется для лечения многих болезней и повышения жизненного тонуса, т.е. обладает тем же действием, что и ванны.

Панты входят в состав бальзама от многих болезней, который глава хозяйства изготавливает для собственных нужд. По его словам, для бальзама необходимо: по 0,5 кг «золотого корня», красного корня, марьина корня, маральего корня, шиповника, смородинового листа, белоголовника, ореха, некой травы с коричневыми цветочками, которая растет «на больших белках» и помогает алтайцам от паралича, 2 кг пантов (вероятно, измельченных в порошок) и 62% спирт в пропорции 1:10 (1 часть спирта на 10 частей сырья). Все ингредиенты смешивают в определенной последовательности, заливаются спиртом и настаивают в течение 15 суток. Бальзам употребляется как наружное и внутреннее средство. Таким образом, мы видим, что панты входят в состав не только простых средств, но и сложных смесей, сочетаясь со многими ингредиентами.

Применение пантов в научной медицинской практике в России относится к началу XVIII в., в частности, в работе М.Б. Мирского, посвященной истории медицины России ХУ1-Х1Х вв., мы встречаем упоминание о том, что учеников госпитальных школ, организованных благодаря деятельности Аптекарского приказа, наряду с лекарственными растениями обучали применять такие экзотические, но бывшие в ходу лекарства, как собачье и лисье сало, волчьи зубы, олений рог, заячьи лодыжки и проч. [3, с. 53-57].

В настоящее время современной медициной доказано, что панты содержат огромное количество активных веществ, обладающих противовоспалительным, общеукрепляющим, иммуностимулирующим действием, кроме того, стимулирующих выработку тестостерона и т.п. Однако для их извлечения необхо-

димы специальные технологии и средства, которые, к сожалению, не доступны мараловодческому хозяйству, поэтому сырье не подвергается сложной технологической обработке, а продается за границу, в частности, в Китай. Именно китайцы являются главными импортерами пантов. В Китае панты часто используются как средство повышения потенции и для лечения женщин от бесплодия, а также и для облегчения родовых мук. Здесь они, по сведениям путешественников начала XX в., необходимый аксессуар всякого приданого богатой невесты [4, л. 33об.]. Добыча же пантов - весьма распространенный промысел у жителей Саяно-Алтая и сопредельных территорий. Так, в Семипалатинской губернии до начала XX в. оленеводы вываривали панты в соли, с первой половины XX в. этот способ отходит на второй план. Вот что пишет по этому поводу один из членов Русского географического общества: «маракульские оленеводы не практикуют ныне способов консервирования пантов, ранее имевшие право гражданства, их ныне просто сушат естественным путем. Китайцы в данное время сильно уценяют панты, консервированные солью, ввиду того, что наблюдаются случаи, когда крестьяне для того, чтобы панты весили больше и продать их можно было подороже, пропитывают их солью, отчего они сильно тяжелеют. Кроме того, и китайская медицина, очевидно, не удовлетворяется «пересоленными» таким приемом пантами» [4, л. 34об.].

О важности данного сырья говорит тот факт, что существуют специальные термины, обозначающие маралов со срезанными рогами - «комляков» и маралов «перворожек», или «сойков».

Таким образом, мы видим, что препараты из пантов используются у разных общностей как внутреннее и наружное средство, в разнообразных формах. Общим моментом в их применении является индивидуальный подход, что, вероятно, связано с большой силой действующих веществ. Это обстоятельство имеет и оборотную сторону - значительное количество противопоказаний и огромную осторожность в использовании. Применение их имеет длительную историю и является актуальным и востребованным и до сегодняшнего дня, доказательством чему служит распространение мараловодства на Алтае и в Забайкалье.

Помимо пантов другим важным препаратом животного происхождения является кровь животных, которая используется практически на всей территории Сибири, Алтая и Дальнего Востока. По сведениям Г.М. Осокина, эта кровь употреблялась в лечении чахотки, общей слабости и некоторыми старыми людьми как укрепляющее средство (в особенности кровь молодых баранов) [5, с. 300-301]. Здесь можно обнаружить параллели с традиционными знаниями, бытовавшими у тунгусов, занимавших восточную часть Сибири от Байкала до монгольских хребтов, где кровь, приготовленная особым образом, является частью лакомством:

история

она вливается в «немытой желудок» только что заколотого животного, жарится и «составляет тунгусскому вкусу сладкую пищу». Аналогичные представления были распространены у тунгусо-манчжуров и нивхов Нижнего Амура и Сахалина, где парная кровь входила в традиционный рацион питания. Охотники принимали в пищу кровь изюбра, выпускаемую из мелкого надреза артерии, которую выпивали тотчас же. Было замечено, что это положительно воздействует на жизнедеятельность человека. Что касается крови других животных, то необходимо отметить, что в среде данного населения существовал ряд запретов на ее употребление, например, нельзя было пить свежую кровь кабана и медведя [6, с. 24-26]. Попутно мы хотели бы рассмотреть представления, связанные с функционированием крови в человеческом организме и ее использованием в лечебных целях, бытующие у населения исследуемого региона.

Технология добычи небольшого количества крови почти идентична у народов Алтая и Восточной Сибири. Однако здесь кровь не только пьют, но и используют для производства такого препарата, как «пантокрин». Для приготовления этого средства необходимо на 10 литров крови: 1 литр 96% спирта, 2,5 литра воды, 5 кг сахара, 100 г «лимонадного сиропа», 3 чайные ложки аскорбиновой кислоты. Процесс его изготовления таков: в кровь вливают спирт, параллельно из воды и сахара готовят сироп, который затем остужают и добавляют в смесь спирта и крови, над которой проделывают некоторые операции в бане, после чего добавляют в полученную массу «лимонадный сироп» и аскорбиновую кислоту. Препарат разливают в продезинфицированные стеклянные бутылки и стерилизуют. «Пантокрин» употребляют для поднятия жизненного тонуса и как общеукрепляющее средство.

При этом необходимо отметить, что кровь для его изготовления берут только в строго определенные периоды:

- тогда, когда у маралов срезают панты (а делают это до середины июля);

- осенью, «когда марал идет на гон»;

- у маток (маралух), когда они беременны,

т.е., вероятно, тогда, когда в организме марала происходит гормональный всплеск и, следовательно, в его крови содержится наибольшее количество действующих веществ. Помимо этого, если пантокрина необходимо много, то марала убивают. В среднем от одного марала, по экспедиционным данным, можно получить от 10 до 15 литров крови.

Что же касается воззрений, связанных с кровью, то прежде всего следует отметить, что в данный период они нашли наибольшее распространение в среде русского и татарского населения Западной Сибири. По представлениям русских кровь является важнейшей субстанцией человеческого тела. Она характеризует состояние человека: горячая кровь у здоровых и сильных молодых людей, холодная - у больных и стариков. Таким образом, горячая кровь свидетельствует о значительной жизненной силе. Помимо этого, кровь молодого здорового человека можно определить как кипучую и алую, у больных она бурого цвета [7, с. 152; 8].

Таким образом, мы видим, что панты и кровь играли в указанный период значительную роль в народно-медицинских знаниях народов Сибири, формы их использования и технологии приготовления отличались разнообразием, при этом очень важным было применение индивидуального подхода, который является характерной особенностью народной медицины в целом. Кроме того, отметим, что, к сожалению, большая часть добываемых пантов идет на экспорт и с успехом используется в традиционной и научной медицине Востока. В исследуемом же регионе преобладают простые рецептуры приготовления.

Библиографический список

1. Петрашов, В.В. Начала нооценологии. Наука о восстановлении экосистем и создании нооценозов / В.В. Петрашов. - Обнинск, 1998.

2. Менард, Г.А. Пантовое хозяйство / Г.А. Менард. - М. ; Л., 1930.

3. Мирский, М.Б. Медицина России XVI-XIX вв. / М.Б. Мирский. - М., 1996.

4. Ионов. О Зайсанском уезде Семипалатинской губернии в 1923 г. / Ионов // Государственный архив Омской области. - Ф. Р-1075. - Оп. 1. - Д. 53.

5. Осокин, ГМ. На границе Монголии. Очерки и ма-

териалы к этнографии Юго-Западного Забайкалья / Г.М. Осокин. - СПб., 1906.

6. Подмаскин, В.В. Народные знания в традиционной культуре тунгусо-манчжуров и нивхов Нижнего Амура и Сахалина (середина XIX - XX вв.) : автореф. дис. ... д-ра ист. наук / В.В. Подмаскин. - Владивосток, 2002.

7. Мазалова, Н.Е. Физические особенности человека в представлениях русских / Н.Е. Мазанова // Кунсткамера. Этнографические тетради. - СПб., 1994. - Вып. 5-6.

8. Торэн, М.Д. Русская народная медицина XIX - начала XX вв. // Торэн М.Д. Русская народная медицина и психотерапия. - СПб., 1996.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.