Научная статья на тему 'Памятники романской архитектуры в малых городах Ломбардии'

Памятники романской архитектуры в малых городах Ломбардии Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1034
255
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРХИТЕКТУРА / ЛОМБАРДИЯ / РОМАНСКИЕ ХРАМЫ / ПЛАН / ФАСАД / ОСОБЕННОСТИ ПАМЯТНИКОВ / АНАЛИЗ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Каптиков Анри Юрьевич

Статья посвящена малым городам итальянской области Ломбардия, анализу сохранившихся в них храмов романского стиля. Описываются композиционные и декоративные особенности этих выдающихся памятников с выявлением самого характерного для ломбардского региона и каждого из рассмотренных городов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Памятники романской архитектуры в малых городах Ломбардии»

УДК 725.94 КАПТИКОВ А. Ю.

Памятники романской архитектуры в малых городах Ломбардии

Статья посвящена малым городам итальянской области Ломбардия, анализу сохранившихся в них храмов романского стиля. Описываются композиционные и декоративные особенности этих выдающихся памятников с выявлением самого характерного для ломбардского региона и каждого из рассмотренных городов.

Ключевые слова: архитектура, Ломбардия, романские храмы, план, фасад, особенности памятников, анализ. KAPTIKOVA. Y.

MONUMENTS OF ROMANCE ARCHITECTURE IN SMALL CITIES OF LOMBARDY

The article is devoted to towns of the Italian region Lombardia, the analysis of preserved there temples of Romanesque style. The composition and decorative features of this outstanding monuments are described with the most characteristic for Lombardian region and every of this towns.

Keywords: architecture, Lombardy, Romanesque churches, plan, front, especially the monuments, the analysis.

Каптиков Анри Юрьевич

кандидат искусствоведения, доцентУралГАХА

e-mail: henri2@com.ru

В великой архитектурной сокровищнице, какой является Италия, широко представлены произведения романского стиля, само название которого учеными выведено от Roma (Рим). Обладая огромным количеством сооружений времен Древнего Рима, итальянская романика напрямую перенимала оттуда немало приемов и форм, что обусловило ее особое место в средневековой Европе. Именно через романику Италия, в первую очередь, Тоскана, пришли к Ренессансу. Конечно, помимо античных реминисценций, в разных итальянских областях давали о себе знать византийские, арабские и иные влияния. Недаром, по оценке Е. И. Ротенберга, Италия в смысле «многовариантности» романского зодчества далеко превосходит все национальные школы Европы [6, 86].

С целью подготовки учебного пособия автору довелось в последние годы часто путешествовать по Италии. Впечатления от памятников, накопившийся обширный натурный материал наводят на размышления. Автор стремится подметить детали и черты, ускользавшие от внимания отечественных исследователей ввиду обзорного характера их трудов. Далеко не все романские постройки Италии, даже относящиеся к щедеврам, пользуются достойной их известностью в России.

В этой статье рассмотрение ограничивается Ломбардией, где романский стиль сформировался раньше других областей Италии и во многом

послужил основой не только для них, но и для всей Европы, включая Владимиро-Суздальскую Русь. Речь не идет о «хрестоматийных» объектах, как, скажем, базилика Сан-Амброджо в Милане. Речь пойдет о памятниках малых городов, куда не всегда заглядывают и специалисты. Их обошел стороной даже такой знаток Италии, как П. П. Муратов.

Комо. Это город, который в раннем средневековье значил больше, чем Милан. Завладевшие Северной Италией лангобарды, не обладая сами сколько-нибудь высокой строительной культурой, предпочитали передоверять дело magjstri comancini — мастерам с озера Комо. Еще в 643 г. упоминается корпорация этих строителей, которым король Ротхарис даровал привилегии. А в 714 г. другой лангобардский король — Лю-итпранд установил им расценки за различные виды построек и работ [5, 79]. По мнению немецкого ученого К. О. Гартмана, «античная конструкция из тесаного камня подверглась в их руках заметному прогрессу» [2, 121]. Затем приемы команчинцев переняли по всей Ломбардии, и они повсеместно прославились под названием этой области. Само слово «ломбардец» стало в Европе синонимом искусного каменщика [3, 218; 7, 105].

Церковь Сан-Феделе. Сооруженная примерно в начале XII в., она, хотя привычно именуется итальянцами базиликой, ближе к центрической схеме, с округлостями основной части. Мозаика

Иллюстрация 1. Комо. Церковь Сан-Аббондио. Вид с юго-востока

над дверью переднего фасада — часть реставрационных работ (1914 г.!).

Церковь Сан-Аббондио не просматривается в панораме Комо. После довольно долгих поисков, минуя Piazza Volta, можно увидеть сначала так похожую на российскую кирпичную фабричную трубу и только затем, повыше, две башни-колокольни. Когда-то тут проходил путь — Strada Regia, соединявший Милан через Альпы с Центральной Европой. Сан-Аббондио освятил в 1095 г. папа Урбан II, благословивший первый Крестовый поход.

Поднимаясь к храму (Иллюстрация 1), можно заметить, что всего эффектнее в нем апсида и фланкируюшие корпус башни. Вспоминается такое же в постройках Каролингов, романской Германии (обычно у итальянцев подобных башен не делали, ограничиваясь одной кампанилой — колокольней). Западный фасад, четко выражающий структуру этого огромного пятинефного здания, очень аскетичен. Его низ когда-то был скрыт притвором. Капители портала представляют собой композицию из крупной звериной морды между двух птиц. Резные архивольты дополняются плоской аркой из крупных камней.

Идя по улице вдоль южного фасада, можно рассмотреть обрамления алтарных окон. Углубления проема, выявляющие толщину стены, обведены после некоторого интервала ароч-кой на колонках с архивольтом, также утопленными в стене. Эта арочка, в свою очередь, вписывается в широкую арку, наложенную уже на поверхность кладки, и частично или сплошь покрытую резьбой. Последняя, помимо плетений, включает медальоны со всевозможными зверями и птицами (Иллюстрация 2).

Внутри храма, в апсиде, находятся недавно отреставрированные фрески XIV в., чем-то напоминающие по своей манере Джотто. Нефы, залитые по утрам утренним солнцем, смягчают романскую суровость.

Основная часть храма лишена росписей, кроме крестового свода небольших хоров и пестрых полосок архивольтов арок. Опорами служат соединенные этими арками колонны, довольно массивные в центральных рядах и значительно меньшей толщины в боковых (Иллюстрация 3). Каждая колонна имеет базу. Однако, если в среднем нефе капители скругленные, без резьбы, то в боковых они приобретают, хотя и примитивно выполненные, листья (Иллюстрация 4) или даже — на колоннах, примкнутых к устоям хоров — известное сходство с коринфскими. За исключением хо-

Иллюстрация 2. Комо. Церковь Сан-Аб-бондио. Фрагмент обрамления окна

ров везде деревянные стропильные перекрытия.

Примыкаюшее к собору Бролетто (1215 г.) (Иллюстрация 5), как в Ломбардии называли здание город-ского самоуправления либо собраний горожан, выполнено со сквозным нижним этажом на аркадах. Оно не по-ломбардски полосатое (напоминает постройки городов Тосканы — Пизы, Прато, Пис-тойи), с тройными арочными окнами в уступчатых углублениях, какие тогда устраивали во многих церквах. Трудно решить, к чему относится асимметрично приставленная и куда скромнее оформленная четырехгранная башня. Является она кампанилой собора или частью Бролетто? Вероятнее всего, что своими часами и колоколами она обслуживала и то и другое.

Павия. Крытый пятипролетный мост XIII в. (Иллюстрация 6) в соче-

Иллюстрация 3. Комо. Церковь Сан-Аббондио. Интерьер

Иллюстрация 4. Комо. Церковь Сан-Аббондио. Интерьер. Капители колонн

Иллюстрация 5. Комо. Бролетто

тании с еще по-весеннему полноводной — для Италии, конечно! — рекой Тичино создают захватывающее ощущение.

Церковь Сан-Микеле начата в 1100—1117 гг. и освящена в 1155 г. На северном фасаде выступает трансепт,

Иллюстрация 6. Павия. Мост через р. Тичино

Иллюстрация 7. Павия. Церковь Сан-Ми-келе.Трансепт

Иллюстрация 8. Павия. Церковь Сан-Микеле. Западный фасад

Иллюстрация 9. Павия. Церковь Сан-Микеле. Фрагмент западного фасада

Иллюстрация 10. Павия. Церковь Сан-Микеле. Фрагмент портала

Иллюстрация 11. Павия. Церковь Сан-Микеле. Фрагмент портала

Иллюстрация 12. Павия. Церковь Сан-Микеле. Крипта. Капитель

затем можно осмотреть дворик, куда выходит апсида. Заинтересовало то, о чем обычно не пишут, — торцы трансепта (Иллюстрация 7). На них, между широких контрфорсов, выступающих по краям, идут тонкие колонки. По оси над большим окном прорезано маленькое двойное, боковым членениям придано по одному круглому окну.

Интерьер напоминает церковь Сан-Амброджо в Милане: чередование столбов и колонн, связанная система крестовых сводов (изобретенная в Ломбардии), купол на тромпах, эмпоры боковых нефов. При этом в церкви Сан-Микеле благодаря значительному повышению среднего нефа

в нем есть окна. Трансепт перекрыт полуциркульным сводом, обычным для романского стиля, но редким в его памятниках в Италии. Внутри более всего замечательна крипта, особенно капители ее колонн, содержащие переработанные на средневековый лад мотивы пальметок и акантовых стеблей, к которым местами добавлена голова совы (Иллюстрация 12). В капителях крипты встречается и то, что в изобилии представлено на западном фасаде Сан-Микеле.

Можно развить и детализировать превосходную характеристику, данную в свое время Сан-Микеле В. Ф. Мар-кузоном: «Лаконичная целостность и

ритмическая насыщенность фасада с его простыми контурами, сквозными вертикальными членениями и выразительной группировкой проемов, сочетаются с необычайно сильной и пластичной обработкой стены» [1, 284]. На этом фасаде (Иллюстрация 8), обладающем тяжеловесной монументальностью, базиликальная структура не выражена — он представляет собой как бы приставленную стену с угловыми контрфорсами. Вертикали создаются колоннами во всю высоту, одинарными слева от угловых контрфорсов и пучкообразными посередине. Внизу находятся три портала перспективного типа. Выше, в левом и

Иллюстрация 13. Павия. Церковь Сан-Пьетро-ин-Чьель-д'Оро

правом делениях — по единственному двойному окну, тогда как в среднем, над тремя такими окнами, столько же одночастных, но заглубленных в толщу кладки подобно порталам. Затем идут два круглых уступчатых проема, заключающие между собою крест (Иллюстрация 9). Фасад завершается двухскатным щипцом с аркатурой-галереей на колонках.

В отличие от Сан-Аббондио в Комо, здесь имеется довольно насыщенная скульптурная декорация. К сожалению, несколько длинных фризов, выведенные по низу передней стены, заполненные фигурами фантастических зверей и резными орнаментами, сильно оплыли и деформировались. Рельефное убранство лучше сохранилось в порталах, видимо, недавно тщательно расчищенных. Любой из откосов здесь украшен либо вертикалями упругих стеблей с листьями, либо узорами из листьев покрупнее. На ряде уступов идут одни над другими сказочные животные и птицы, перемежаясь кое-где с человеческими фигурками.

На стыках с арками завершения, чьи архивольты тоже богато орнаментированы, изображения всего насыщеннее. Тут русалки соседствуют

с невероятными нагромождениями масок. Драконы, змеи, сидящие на собственных хвостах монстры кошачьей породы — с хищником, вставшим на задние лапы и готовым растерзать человека, у которого под ногами находится чья-то маска (Иллюстрации 10, 11). Впрочем, встречаются и фигурки святых в молитвенной позе. Они же, в укрупненном масштабе, как бы стоят на портальных арках. Выделяется архангел Михаил, которому посвящен храм. Ногами он попирает дракона. Поза подчеркнуто фронтальна, крылья, внизу «гофрированные», выше похожи на кроны деревьев.

Церковь Сан-Пьетро-ин-Чьель-д‘Оро (ок. 1183 г.). Ее фасад лаконичен, воздействует мощными контрфорсами и обширнейшими плоскостями кирпичной кладки (Иллюстрация 13). Единственный портал решен очень скупо, хотя на плитах, заменяющих капители, расположены любопытные мотивы стилизованных цветков и «снопов» (Иллюстрация 14). Внутри, за входом, имеется большая фреска, написанная не позднее XVI в., изображающая Павию тех времен. Вглядываясь, можно опознать оба храма, замок и, конечно, мост, возле которого

Иллюстрация 14. Павия. Церковь Сан-Пьетро-ин-Чьель-д'Оро. Фрагмент портала

причаливали суда и на котором велась торговля.

Кремона. В городе великих скрипичных мастеров Страдивариуса и Гварнери находится колокольня Тор-раццо, высочайшая во всей Италии (112 м). Из-под аркад палаццо Ко-мунале и Милитти можно охватить Торраццо взглядом во всю высоту (Иллюстрация 19). Спустя века (начата кампанила будто бы в 1250 г.) стройный четырехгранник с легкими членениями — горизонталями сохраняет преемственность от Равенны, чьи памятники во многом предвосхитили ломбардскую школу романики. Оттуда пришло нарастание снизу вверх числа проемов и, соответственно, колонок в них. Увенчание, которым можно любоваться отдельно, вряд ли является романским, наверняка позднейшее. Затейливые ярусы невольно вызывают ассоциации с восьмериками и шатром Древней Руси.

Близ соборной площади расположена еще одна вертикаль, башня ратуши, необычно возвышающаяся не над основной частью здания, а над одним из флигелей. Площадь захватывает пространством, но еще сильнее — внушительностью фасадов Биото и замыкающего перспективу баптистерия (Иллюстрация 15). Ритм уже ренессансной лоджии, соединяющей собор с Торраццо, не вполне гармонирует с зубцами и стрельчатыми аркадами стоящих напротив Палаццо Комунале (ратуши) и лоджии Милитти (места собрания городского ополчения). Одни постройки остались кирпичными, а другие — соборный фасад, баптистерий (его, впрочем, лишь наполовину) облицевали мрамором. И все же напрасно недооценивают эту площадь и ее здания историки архитектуры!

Биото был начат в 1107 г. и освящен около 1190 г. (во всяком случае,

Иллюстрация 17. Кремона. Портал собора. Лев

Иллюстрация 18. Кремона. Портал баптистерия. Лев

Иллюстрация 19. Кремона. Собор и кампанила Торраццо

в 1196 г. уже совершались богослужения). После Комо и Павии его объемно-планировочная схема кажется несколько необычной, какой-то укороченной. Трехнефная, с трехнеф-ным трансептом, за которым идут три апсиды, она приближается к греческому кресту (Иллюстрация 16). Каким был первоначально передний фасад, можно лучше всего представить по хранящейся в местном архиве печати: портал (тогда еще простой перспективный), два ряда проемов-галерей, треугольный щипец с окном-колесом и пять круглых остроконечных башенок [8, 9]. Затем к порталу добавили колонны на спинах львов, а в 1274 г. Джакомо Порртото из Комо (опять команчинец!) увеличил и украсил окно в тимпане щипца, превратив его в розу. Эпоха Возрождения, а похоже, и раннее барокко трансформировали щипец вплоть до придания ему волют. От этих наслоений фасад выглядит довольно несуразно, но романская основа отчетлива. Галереи-аркатуры — это давнее ломбардское изобретение, в параллельные ряды их стали выстраивать в Тоскане. На кремонском со-

боре за каждой колонкой поставлена вторая. Не так ли, парами колонн в глубину, оформляли потом арочные проемы Сансовино и Палладио?!

Детали обрамления входа оригинальны. За «львиным» порталом, в самой глубине, опорами колонок уступов служат коленопреклоненные фигурки. Таких романских атлантов можно встретить в порталах соборов соседней с Ломбардией Эмилии-Романьи (Пьяченца, Феррара). Но здесь, к тому же выполненные в малом масштабе, они встречаются нечасто. Что касается львов — их тоже ввела в итальянские порталы Эмилия-Романья, — то даже в одной паре они обычно не одинаковы (например, у пармского Биото). В Кремоне две львиные пары — у собора и баптистерия. Первые (Иллюстрация 17), терзающие агнцев, более экспрессивны, зато вторые (Иллюстрация 18) выглядят представительнее, вполне отвечая простоте и монументальности восьмигранного объема здания, начатого в 1167 г.

Двигаясь от площади в восточном направлении, можно увидеть из-за ограды широкую апсиду явно роман-

ской церкви (Сан-Лоренцо?). Она не действует, находится в жалком состоянии. Распространенная в Ломбардии и других североитальянских областях аркатура по верхней части алтаря тут сделана не на колонках, а на примитивных кирпичных столбиках своеобразных пропорций — сильно вытянутая, с узенькими пролетами.

На небольшой площади расположен храм XII в. Сан-Микеле, представляющий собой простую трехнефную базилику с обширными плоскостями кирпичных стен. В боковых частях главного фасада — только одно окно-колесо, обрамленное переплетением арочек. Этот узор, повторяющийся под карнизами, принадлежит скорее готике, так же как и стрельчатые арки интерьера.

В западной части Кремоны можно увидеть более масштабный и интересный пример перехода от романского стиля к готическому, нежели здешняя Сан-Микеле, — Сан-Агостино (1345 г.; зодчий Теодосио Гуарнери). Его композиционной особенностью являются граненые, усиленные контрфорсами капеллы с южной стороны, начиная от

Иллюстрация 20. Кремона. Церковь Сан-Агостино

угла. Передний фасад (Иллюстра-ция 20) включает в себя знакомый ломбардский щипец, наделенный ступенчатой аркатурой (примерно, как в Павии). Однако до него не доведены две трехчетвертных колонны, слева и справа от которых прорезаны по вертикали два окна-колеса, вторящие центральному. Их проемы окаймлены розетками, возможно, терракотовыми.

У мастеров, строивших в Кремоне, было пристрастие к круглым окнам. Они есть и в соборном трансепте (хотя нижний ряд окон там образуют, как в Биото Модены, арочные трехчастные), и на Сан-Микеле, и на находящейся неподалеку от вокзала церкви Сан-Лука, заложенной в 1165 г. Фасад последней, раздавшийся в ширину, с гладкой стеной, к которой приставлены контфорсы, подчеркнуто тяжеловесен и прост (Иллюстрация 21). Его украшает лишь пристроенный, наверное, позже портал со львами, но без балкона.

В храмах Кремоны часто встречаются башенки. Теперь на переднем фасаде собора их вместо пяти осталось две, и они несколько теряются рядом со ставшим им чужеродным по стилю щипцом. Зато на торцах трансепта и над краями центральной апсиды, возвышаясь во всей красе и изяществе, приближаются, на наш взгляд, по характеру к готическим пинаклям, хотя готика в чистоте среди кремонских храмов отсутствует. Не оттого ли, что романский стиль на местной почве пустил столь глубокие корни?

Заключение

Романская архитектура Ломбардии, сыгравшая столь выдающуюся роль в формировании этого стиля в Италии и в общеевропейском масштабе, обладает внутри себя, как показывают памятники рассмотренных выше городов, рядом локальных оттенков.

К их числу в композиционном смысле относятся в Комо — выбор самого крупного, пятинефного варианта базилики, введение примыкающих к почти не выраженному снаружи трансепту башен; в Павии — то, что современные итальянские ученые называют «фасадным экраном» [8, 46], скрывающим объемную структуру самого здания; в Кремоне — обилие круглых окон и образующих группы мелких башенок. Менее выражены различия по части декора, однако и он заметно варьируется — от лаконизма в храме Сан-Аббондио и даже кремонских церквах с их акцентом на неукрашенные кирпичные стены до обильнейшего, требующего особого углубленного анализа рельефного убранства Сан-Микеле в Павии.

Список использованной литературы

1 Всеобщая история архитектуры в 12 т. Т. 4. М., 1966.

2 Гартман К. О. История архитектуры : в 2 т. Т. 1. М., 1936.

3 Искусство стран и народов мира: энциклопедия : в 5 т. Т. 2. М., 1965.

4 Прина Ф., Демартини Е. 1000 лет мировой архитектуры: стили,

Иллюстрация 21. Кремона. Церковь Сан-Лука

М.,

направления, архитекторы. 2008.

Романское искусство. Архитектура, скульптура, живопись. Кельн, 2001.

Ротенберг Е. И. Искусство романской эпохи: система художественных видов. М., 2007.

Тяжелов В. Н. Искусство средних веков. Западная и Центральная Европа. M. ; Дрезден, 1981. Bonometti P. Cremona. Modena, 2007.

5

6

7

8

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.