Научная статья на тему 'Памяти выдающегося культуролога'

Памяти выдающегося культуролога Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
303
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наследие веков
ВАК
Область наук
Ключевые слова
Г. Д. ГАЧЕВ / GEORGE D. GACHEV / НАЦИОНАЛЬНЫЕ ОБРАЗЫ МИРА / NATIONAL IMAGES OF THE WORLD / МЕНТАЛЬНОСТЬ / MENTALITY / КОНФЕРЕНЦИЯ / CONFERENCE / НАЛЬЧИК / NALCHIK

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Кучукова Зухра Ахметовна, Тетуев Борис Инзрелович

Рецензия на сборник «Национальные образы мира в художественной культуре», в которой вошли материалы международной научной конференции, посвященной 85-летию со дня рождения литературоведа, философа, культуролога Георгия Дмитриевича Гачева (1929-2008).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In Memory of Prominent Сulturologist

Review of the book “National Images of the World in the Artistic Culture”, which includes materials of international scientific conference dedicated to the 85th anniversary of the birth of literator, philosopher, culturologist George D. Gachev (1929-2008).

Текст научной работы на тему «Памяти выдающегося культуролога»

mmoz редо: рецензии $ обзоры

КУЧУКОВА Зухра Ахметовна

доктор филологических наук, профессор кафедры русской и зарубежной литератур Кабардино-Балкарского государственного университета им. X. М. Бербекова,

г. Нальчик, Россия Zukhra A. KUCHUKOVA Dr. Sci. (Literature of the Peoples of the Russian Federation), Prof., Department of Russian and Foreign Literatures, Kabardino-Balkarian State University, Nalchik, Russia kuchuk60@yandex.ru

ТЕТУЕВ Борис Инзрелович

доктор филологических наук, профессор кафедры русской и зарубежной литератур Кабардино-Балкарского государственного университета им. X. М. Бербекова,

г. Нальчик, Россия Boris I. TETUEV

Dr. Sci. (Literature of the Peoples of the Russian Federation), Prof., Department of Russian and Foreign Literatures Kabardino-Balkarian State University, Nalchik, Russia. boris_tetuev@mail.ru

Памяти выдающегося In Memory of Prominent

культуролога Culturologist

Рец. на книгу: Национальные образы мира в художественной культуре [Текст]: материалы Междунар. науч. конфер., посвящ. 85-летию со дня рождения литературоведа, философа, культуролога Георгия Дмитриевича Гачева (1929-2008), 25-26 октября 2014 г. / под ред. З. А. Кучуковой, А. Г. Гаче -вой. - Нальчик: Изд-во М. и В. Котляровых.

- 727 с. ISBN 978-5-93680-840-1.

Тираж 300 экз.

Review of the book: Natsional'nye obrazy mira v khudozhestvennoy kul'ture (National Images of the World in the Artistic Culture), Proc. International Sci. Conf. devoted to the 85th anniversary of the birth of literary critic, philosopher, culturologist George D. Gachev (1929-2008), October 25-26, 2014, Zukhra A. Kuchukova, Anastasia G. Gacheva, Editor, Nalchik: Izdatel'stvo M. & V. Kotlyarovykh, 2015, 727 p. ISBN 978-5-93680-840-1.

Print run 300 copies.

РЯСЛЕДИЕ 0EIWB 2015 ßS 2

3- q. ЦУЧУКОВЙ, j). ТЕТУЕВ • ряплти ВЫДЯЮЩЕГОСЛ ШЬТУРОАОГЙ

Рецензия на сборник «Национальные образы мира в художественной культуре», в которой вошли материалы международной научной конференции, посвященной 85-летию со дня рождения литературоведа, философа, культуролога Георгия Дмитриевича Гачева (1929-2008].

Ключевые слова: Г. Д. Гачев, национальные образы мира, ментальность, конференция, Нальчик.

Review of the book "National Images of the World in the Artistic Culture", which includes materials of international scientific conference dedicated to the 85th anniversary of the birth of literator, philosopher, culturologist George D. Gachev (1929-2008].

Keywords: George D. Gachev, national images of the world, mentality, conference, Nalchik.

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ОБРАЗЫ МИРА В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ

МАТЕРИАЛЫ Международной научной конференции, посвященной 85-летию со дня рождения литературоведа, философа, культуролога Г. Д. Гачева (1929-2008)

24-26 октября 2014 года

НАЛЬЧИК 2015

24-26 октября 2014 г. в Кабардино-Балкарском государственном университете состоялась Международная научная конференция «Национальные образы мира в художественной культуре», посвященная 85-летию со дня рождения философа, культуролога, литературоведа Георгия Дмитриевича Гачева (1929-2008). Конференция была проведена при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда (проект № 14-0414027 г), что подчеркивает ее актуальность и значимость для развития современной отечественной филологии. В очной и заочной форме в работе конференции приняли участие 129 ученых из 10 стран. В числе участников -литературоведы, лингвисты, этнологи, фольклористы, педагоги, психологи, культурологи, искусствоведы, художники, экономисты, математики и др.

Георгий Гачев - российский ученый с мировым именем. Его труды «Ментально-

сти народов мира», «Национальные образы мира», «Миры Европы», «Ускоренное развитие литературы», «Естествознание глазами гуманитария», «Образы Индии», «Вещают вещи», «Америка в сравнении с Россией и славянством» широко известны среди отечественных и иностранных гуманитариев. Тонкий аналитик, в совершенстве владеющий основами как точных, так и гуманитарных наук, он вывел формулу «троемирия» (Космос-Психея-Логос), позволяющую системно и многоаспектно изучать и идентифицировать любой этнокультурный мир «в корнях и ветвях». Предложенный им закон соотнесенности между экосистемой, ментальностью и «национальным темпераментом» служит гносеологическим инструментом для постижения и самопостижения особенностей любого этноколлектива.

При этом важен этический посыл его теории, покоящийся на твердой гуманистической и интернациональной основе. Метафорически сравнивая конгломерацию народов мира с «огромным симфоническим оркестром человечества», ученый пишет: «Взгляните на инструменты оркестра. Они все - музыка, все исполняют ее. Но один - флейта, другой -скрипка, труба, фагот, арфа. Каждый обладает своим тембром и добавляет свою краску в симфонию Вселенной» [1, с. 14].Определяя градус отношения к «соседям по планете», Г. Гачев отвергает прохладное слово «толерантность», предлагая каждому придерживаться установки на «возлюбленную непохожесть», глубокую заинтересованность по отношению к иным культурам. Данная поликультурная концепция мыслителя обретает особую актуальность в эру наступившей глобализации, когда небывалая интенсификация межличностных и международных контактов требует кода «взаимной дополнительности» и«любви к инакомыслящему за диво совершенной непохоже-

рйСЛЕДИЕ 0Е1ТОВ 2015

WWPOC РЕДО: РЕЧЕНИИ Р ОБЗОРЫ

сти» [1, с. 230]. Знание и учет многослойной толщи бытия и этнокультурной почвы собеседника - путь к мирному сосуществованию, улучшению межэтнических и межконфессиональных отношений, что особенно важно и актуально для многонационального российского общества.

Многих участников интересовало, почему именно на Кавказе проводится гачевская конференция? Между тем, в этом была своя «географическая» логика. Кавказу с его прочными архетипическими основаниями в культуре, как никакому другому региону, близки идеи Г. Д. Гачева о самоценности каждого национального космоса с его «нерастворяю-щимся во времени ядром». Нельзя сбрасывать со счетов и многовековой миросозидательный опыт кавказских горцев - мастеров «народной дипломатии» в многосложной среде, которую исстари называют «горой языков и культур». По нашим наблюдениям, на Северном Кавказе практически ни одна культурологическая (в широком смысле) диссертация не пишется без методологической опоры на труды Г. Д. Гачева. Следует учесть и то, что в стенах КБГУ на кафедре зарубежной литературы много лет проводится спецкурс «Национальные образы мира в мировой литературе», целиком построенный на методологии Г. Д. Гачева. Все приведенные факты говорят о том, что «Кавказ» и «Гачев» ассоциативно взаимосвязанные понятия и проведение га-чевских чтений в северокавказском вузе имело свои достаточно серьезные внутренние предпосылки.

Хочется подчеркнуть и такой позитивный момент: благодаря гачевской конференции в сознании многих участников пошатнулись сложившиеся под влиянием СМИ негативные стереотипы о Кавказе. Некоторые гости признавались в том, что их отговаривали от поездки в опасный регион «Caucasus Incognitus». С этой точки зрения интересно признание одного из молодых московских литературоведов: «Я открыла в интернете карту Нальчика, увидела улицы Пушкина, Лермонтова, Чернышевского, Толстого, Гоголя, Чехова и поняла, что это родной для меня город» [3, с. 6].

Оргкомитет гачевской конференции с

самого начала решил сделать акцент на этнокультурной стороне мероприятия, чтобы гости почувствовали во всей полноте кавказский «Космо-Психо-Логос». Для этого пришлось сломать некоторые стереотипы. Учитывая, что «вещь это весть», решено было во время регистрации вместо традиционных пластиковых файлов вручать гостям стилизованные папки, выполненные из местного материала. Эксклюзивные войлочные и вязаные «файлы», выполненные кабардино-балкарскими мастерицами, призваны были чисто по-гачевски подчеркнуть связь духовной и материальной культуры с «природиной» эт-ноколлектива.

Цивилизационной историей выработан ряд символических знаков для выражения многообразия этнических культур в мире (цветок, букет, дерево, радуга, сад, ковер, лоскутное одеяло, павлин с его богатым оперением и т. д.). В выборе эмблемы для гачевской конференции оптимальное решение нашел народный художник Кабардино-Балкарии Руслан Цримов: Эльбрус, излучающий научную энергетику в виде многоцветных вытянутых линий. В поликодовом тексте живописца читалось многое: вертикаль гор, кавказский космос, дом и мир, единство Востока и Запада, традиция и инновация.

В ходе подготовки к конференции с «легкой руки» профессора Российского университета дружбы народов Улданай Бахтики-реевой возникла идея провести культурную акцию «Ученые - вузовской библиотеке». Акцию великодушно поддержали почти все иногородние участники конференции, собственноручно передавшие в дар библиотеке КБГУ свои монографии. Рекордсменами этой благородной акции стали ставропольские ученые - К.Э. Штайн и Д. И. Петренко, передавшие библиотеке очень весомые (в прямом и переносном смысле!) фолианты своего научного издательского центра «ТехШз». Благодаря конференции библиотечные полки пополнились научными книгами В. В. Варавы, А. И. Смирновой, К. Э. Штайн, У М. Бахтикирее-вой, Н. А. Хренова, Б. А. Ланина, Д. И. Петренко, С. А. Тулеубаевой, В. К. Чумаченко, А. И. Темир-болатовой и многих других. Среди дарителей особо следует отметить Анастасию Георгиев-

РЯСЛЕДИЕ 0ЕКОВ 2015 PS2

3- q. ЦУЧУКОВЙ, j). ТЕТУЕВ • ряплти ВЫДАЮЩЕГОСЯ ШЬТУРОАОГЙ

ну Гачеву, которая на протяжении нескольких лет безвозмездно снабжает студентов филологического факультета КБГУ необходимым учебным материалом к спецкурсам «Национальные образы мира в мировой культуре» и «Русская литература в контексте мировой культуры».

По итогам конференции издан одноименный сборник [2], вобравший в себя больше сотни научных докладов и статей, составляющих четыре логически взаимосвязанных раздела. В первый раздел «Голос и Логос Георгия Гачева» вошли статьи У М. Бахтикирее-вой, В. В. Варавы, А. Г. Гачевой, 3. А. Кучуковой, Б. А. Ланина, В. А. Масловой, К. К. Султанова, Б.И.Тетуева, Н. А. Хренова, осветившие разные грани жизни и творчества мыслителя.

Дочь ученого Анастасия Георгиевна в статье «Творчество в жизни и культуре» на основе собственных воспоминаний, архивных документов, материалов, хранящихся у болгарских родственников, воссоздала полновесный «земной и духовный квест» отца. Интересное наблюдение сделала У М. Бахтики-реева, отметившая в своей статье «Феномен Георгия Дмитриевича Гачева», что истинное достижение философа состоит в том, что он сумел императивной технократии (hightech) противопоставить высокую гуманитарную технологию (highhum) [2, с. 13], что особенно важно с учетом нравственной запущенности современного «научно-технического революционера».

Владимир Варава, которого справедливо называют «восходящей звездой российской философии», в своей статье тщательно исследует философский метод Гачева и присваивает ему типологическое имя «апофати-ческий метод», выделяя среди его составляющих doctaignoratia, отрицание детерминизма и этическое кредо. По мнению исследователя, методология Гачева парадоксальным образом, с одной стороны, доказывает «аксиологическую равноценность всех национальных миров», а с другой, отрицает «национализм и глобализм одновременно» [2, с. 18].

Одна из самых глубоких и обстоятельных статей в сборнике принадлежит перу доктора философских наук Н. А. Хренова, ко-

торый дружил с «российским вольнодумцем». Он прямо называет Георгия Гачева основоположником культурологии как науки, развернувшим ее по лекалам этнокультурной антропологии. Другой интересный вектор в исследовании Н. А. Хренова связан с изучением «архетипической фигуры» самого Гачева, который представляет собой «образцовый тип гуманитария-стоика, предпочитающего свободу успешной карьере, стоический образ жизни материальному успеху и благополучию» [2, с. 68]. Надо сказать, этот вопрос звучит на редкость актуально в контексте современных дискуссий вокруг РАН о свободе научного мышления как человеческой и социальной нормы.

«Георгий Гачев не писал учебников и не создавал образовательных систем или, тем более, образовательных учреждений. Он не писал специальных работ на педагогическую тему. Тем больше опасность растерять его педагогическое наследие. А оно - велико, рассыпанное по книгам и статьям» [2, с. 41]. Автор приведенных строк Б. А. Ланин на основе гачевской книги «Как я преподавал в Америке» по крупицам собрал, систематизировал и представил своего рода гачевский «учебно-методический комплекс», мастерство «преподающего писателя», в котором ключевое место занимают самопознание, самообразование, игровая основа («маскарадность»), компаративистика, междисциплинарность.

Казбек Султанов на протяжении многих лет плодотворно работающий в отделе литератур народов РФ и СНГ в Института мировой литературы РАН с профессиональной объективностью оценивая деятельность Георгия Дмитриевича, подчеркивает, что Гачеву удалось советской «доктрине идеологического единообразия противопоставить принцип многовариантности развития национальных культур» [2, с. 51], а также, «разгерметизировав» само понятие «национальное», наполнить его органикой повседневного бытия. К. К. Султанов из тех, кто засвидетельствовал, как «в конце шестидесятых годов в аспирантском общежитии вокруг Георгия Дмитриевича, собирался разноязыкий семинар-тренинг по национальным мирам и поводом для мозго-

РЯСЛЕДИЕ ВЕКОВ

2015 р»2

WWOE РЕДО: РЕЦЕНЗИИ И 0530РЫ

вого штурма становились любая ментальная подробность, любой этнокультурный навык, автостереотип, ритуал, обычай. Национальная кухня, горы, степь, конкретное блюдо, космос камня, искусство тамады - под гачевским пером все обнаруживало философскую глубину» [2, с. 51].

Созданные Г.Д. Гачевым национальные образы России, Англии, США, Франции, Италии, Германии, Греции, Индии, Болгарии, Грузии, Киргизии отличаются глубиной постижения их архетипического ядра. Но что еще важнее, он разработал многоступенчатую, логически обоснованную методологию, позволяющую каждому «этнофору» исследовать собственную «сетку мировоззренческих координат». В этом смысле нальчикский сборник представляет собой целый «географический атлас», «сокращенную вселенную», благодаря ученикам Георгия Дмитриевича, которые творчески усвоили и продлили его идеи на локальном материале. Среди этих «младогачевцев» - чеченка Л.М. Довлетки-реева, украинец В. Е. Науменко, еврей Ю. И. Мурзаханов, карачаевка 3. Б. Караева, осетинка Е. Б. Бесолова, казах У К. Абдыханов, черкес X. Т. Тимижев, балкарка 3. М. Габоева, калмычка Т. Г. Басангова, абхазец В. А. Бигуаа, грузинка Б. А. Шавхелишвили, азербайджанец М. К. Иманов и другие. Интересны и важны кросс-культурные исследования, когда через «другое» просвечивается «своё» - в этой стилистике написаны работы М. Б. Амалбековой, Е. Н. Кремер, А. 3. Богатырева, Н. В. Дмитрюк, М. М. Тимон-Рудковской, 3. X. Джанхотовой, М. Соегова, Е. А. Тюгашева. Ценный в научном отношении опыт изучения феномена интерференции национальных образов мира в современном информационном обществе представлен в статье Р. М. Кумышевой.

Инициаторы конференции с удовлетворением отмечают отрадную тенденцию, наметившуюся в экзистенциальной культурологии: искать не только национально особенное, но общее, универсальное, восходящее к протокультуре. В этом ряду находятся работы Л. П. Егоровой «От этноцентризма к планетарному антропоцентризму», К. Э. Штайн и Д. И. Петренко «Язык Лермонтова на пути к универсальности: типизация в портретирова-

нии горцев», А. Т. Махиевой: «Киргизия и Бал-кария: общность этнокультурных традиций», А. В. Котляровой «Кавказ: культурные стереотипы», А. Р. Кучуковой «Калила и Димна как прототекст транснациональных сказок».

Многим авторам гачевский постулат «возлюбленной непохожести», экстраполированный на область тендера, позволил сделать любопытные научные наблюдения и выводы. Среди тех, кто сумел талантливо привить теорию тендера к «древу этнологии», - М.А. Теку-ева («Учение Гачева об этнической ментально-сти и мифологические основания тендерного порядка адыгов»), Л.Ф. Хараева («Ургия и го-ния в мире кавказской женщины»), О.В. Гав-рилина («Космо-психо-логос русского мира конца XX в. глазами женщины»), Е.А. Куянце-ва («Русская женская Психея в современной прозе»), A.C. Князева, А.И. Геляева («К проблеме тендерной маркированности метафоры»), К.У Бекжанова («Проблемы тендера в условиях индустриально-инновационного развития Казахстана»), Эти работы позволяют утвердиться во мнении, что соотношение мужского и женского начал в каждой культуре имеет свою специфику, и место «женского» в ней определяют характер культуры и тип сознания этноса.

Мы не ошибемся, если скажем, что одну из самых интересных «классных комнат» в этнокультурной школе Гачева занимает профессор Витебского университета В. А. Маслова - автор многочисленных трудов, в том числе, учебников по лингвокультурологии. Вряд ли в современном отечественном языкознании найдется другой специалист, который настолько тщательно и обстоятельно, отталкиваясь от идей Гачева, разработал закон соотнесенности между словом природы и природой слова. Ее статья «Статус и назначение природы в триединстве Г. Гачева «Космо-Психо-Ло-гос» является своего рода «мастер-классом» для лингвистов и литературоведов, желающих «баграми природных концептов» улавливать смысл бытия, читать знаки природы как открытую книгу.

«Художественный текст как источник этноментальных знаний» - под таким углом зрения написаны статьи У К. Абды-ханова, Н. М. Раковской, С. А. Фокиной, О. М.

ряслсдис ВЕКОВ 2015 №2

3- q. ЦУЧУКОВЙ, j). p. ТЕТУЕВ • ряпяти ВЫДАЮЩЕГОСЯ культуролога

Мякининой, А. Е. Черновой, Н. В. Дмитрюк, Т. Е. Трощинской-Степушиной, А. Б. Цырендор-жиной, Л. А. Мулляр и других. Умение работать с объектами, «чьим языком является не слово», продемонстрировали многие авторы, избравшие в качестве культурологического текста национальную кухню (С. А. Тулеубаева, Ф. Н. Гукетлова), фауну (А. И. Смирнова), одежду (А. К. Аппоев), танец (С. А. Озрокова), башню (Ж. М. Аппаева), скульптуру (М. Г. Плиева), звук (Р. Н. Цримов). Бесспорно, такие работы учат «видеть невидимое, слышать неслышимое», прозревать метафизический смысл материальных слагаемых Вселенной.

По тематике представленных статей видно, что у молодых исследователей большой интерес вызывает личность самого Га-чева, специфика его «жизнемыслей». Как призналась одна из участниц конференции, после прочтения гачевской монографии «Зимой с Декартом» ей захотелось написать книгу «Осень с Гачевым». Как о серьезном гаче-веде заявила о себе на конференции молодая московская исследователь О. Е. Давыдова, в системной форме представившая этнокультурную типологию «миров» Гачева, в сравнительно-сопоставительной форме выстроив их онтологически значимые компоненты. Ценность подобной панорамной картины состоит не только в страноведческом просвещении читателя, но в наглядности лакун, ждущих своего исследователя.

Ряд авторов с высоты XXI столетия ретроспективным взглядом, по-новому, оценивает гачевскую концепцию ускоренного развития младописьменных литератур, поддерживая и развивая мысли ученого, дополняя его откровения примерами из собственных национальных литератур (Ж. Т. Ермекова, В. А. Полагейкина, А. X. Му-сукаева, Д. Ч. Чик). Нестандартный тип научного мышления Г. Д. Гачева, реализующийся в его специфическом «тезаурусе», рассмотрен в статьях М. О. Шаваевой «Жан-рово-стилевые инновации Г. Д. Гачева», М. М. Текуева «Особенности использования жаргонной лексики в произведениях Г. Д. Гачева», 3. Р. Доховой «Языковая личность Гачева». Интересный кинематографический образ мыслителя представлен в статье

М. В. Битоковой, тонко проанализировавшей документальный телефильм «Семейная комедия» (автор сценария - А. Вигилянская, режиссер - Е. Ласкари). «Глубиной бурения» отличается статья Б. А. Берберова, исследовавшего через «Колымские письма» (София, 2003) трагическую историю жизни болгарского коммуниста Дмитрия Ивановича Гачева, отца философа, который во многом предопределил мировоззрение и творческую оригинальность своего гениального сына.

Книги Г. Д. Гачева по-хорошему прово-кативны, будят мысль, приглашают к сотворчеству. Об этом можно судить по статье Р. Га-заряна, само название которой «Математика. Удивления продолжаются» интертекстуально перекликается с междисциплинарной работой Г. Д. Гачева «Математика глазами гуманитария. Дневник удивлений математике» (М., 2009). Отдавая должное диалектическим прозрениям своего наставника, молодой учитель из Нальчика по-гачевски «копает туннель с двух сторон», исследуя гуманитарное содержание математических законов.

Примечательной особенностью нальчикской конференции является участие в ней студентов КБГУ доклады которых в аннотированной форме нашли отражение в заключительном разделе сборника «Студенческая секция». Вот тематический диапазон студенческих научных работ: «Этнокультурная школа Г. Д. Гачева в КБГУ» (Марьям Каркаева), «Французская ментальность как предмет исследования в трудах Г. Д. Гачева» (Асият Борокова), «Женский образ на страницах кабардино-балкарской прессы» (Карина Гендугова), «Национально-культурный код России в произведениях Достоевского» (Фатима Мамсирова), «Танец как текст этнокультурного значения» (Саният Озрокова), «Национальные образы эпических героев» (Дана Паштова), «Этнические преломления рекламного дискурса» (Фатима Таумурзаева), «Отражение Космо-Пси-хо_Логоса Японии в новелле Р. Акутагавы «Паутинка» (Джамиля Теппеева), «Фильм Томаса Бальмеса «Babies»: четыре этнокультурных типа воспитания» (Залина Тхазаплижева). По словам А. Г. Гачевой, присутствовавшей на студенческой секции, «ребята продемонстрировали не только знание трудов Георгия Гаче-

0ЙСЛЕДИЕ ЗЕКОВ 2015 №2

PEDP: РЕЧЕНИИ P 053ОРЫ

ва, понимание их проблематики, но и умение работать по методу Гачева, и не эпигонски, а творчески и самостоятельно» [3, с. 5].

Историческую перспективу научному форуму задало не только студенчество, но и официально принятое решение Оргкомитета сделать «Гачевские чтения» периодическими и местом проведения очередной конференции избрать «Евразийский национальный университет им. Л. Н. Гумилева» (Казахстан,

Использованная литература:

1. Гачев Т.Д. Ментальности народов мира. М.: Экс-мо, 2003.

2. Национальные образы мира в художественной культуре: материалы Междунар. науч. конфер., посвящ. 85-летию со дня рождения литературоведа, философа, культуролога Г. Д. Гачева (1929-2008], 24-26 октября 2014 г. Нальчик: Изд-во М. и В. Котляровых, 2015.

3. Это была духоподъемная конференция! // Университетская жизнь. 2014. № 29.17 ноября. С. 4-6.

г. Астана). Пользуясь случаем, организаторы нальчикской конференции выражают благодарность министру образования и науки Республики Казахстан Аслану Саринжипову и заведующему кафедрой ЮНЕСКО ЕНУ им. Л. Н. Гумилева Гадильбеку Шалахметову за тепло приветственных слов в адрес кабардино-балкарских коллег, за поддержку научной инициативы, за вклад в укрепление дружбы между народами.

References:

1. Gachev, G. D., Mental'nostinarodov mira (Mentalities ofPeoples oftheWorld], Moscow: Eksmo, 2003.

2. Natsional'nye obrazy mira v khudozhestvennoy kul'ture (National Images of the World in the Artistic Culture], Proc. of the International Sci. Conf. devoted to the 85th anniversary of the birth of literary critic, philosopher, culturologist George D. Gachev (1929-2008], October 25-26, 2014, Zukhra A. Kuchukova, Anastasia G. Gacheva, Editor. Nal'chik: Izdatel'stvo M.&V. Kotlyarovykh, 2015.

3. Eto byla dukhopod»emnaya konferentsiya! (It Was the Spirit Raising Conference], Universitetskaya zhizri, 2014, no. 29, November 17, pp. 4-6.

Полная библиографическая ссылка на статью:

Кучукова, 3. А. Памяти выдающегося культуролога [Электронный ресурс] / 3. А. Кучукова, Б. И. Тетуев // Наследие веков. - 2015. - № 1. - С. 144-150. URL: http://heritage-magazine.com/wp-content/uploads/2015/10/2015_2_Kuchukova_ Tetuev.pdf (дата обращения дд.мм.гг]. - Рец. на кн.: Национальные образы мира в художественной культуре [Текст]: материалы Междунар. науч. конфер., посвящ. 85-летию со дня рождения литературоведа, философа, культуролога Георгия Дмитриевича Гачева (1929-2008], 25-26 октября 2014 г. / под ред. 3. А. Кучуковой, А. Г. Гачевой. - Нальчик: Изд-во М. и В. Котляровых. - 727 с.

Full bibliographic reference to the article:

Kuchukova, Z. A. and Tetuev, B. I., Pamyati vydayushchegosya kul'turologa (In Memory of Prominent Culturologist], Review of the Natsional'nye obrazy mira v khudozhestvennoy kul'ture, Proc. International Sci. Conf. devoted to the 85th anniversary of the birth of literary critic, philosopher, culturologist George D. Gachev (1929-2008], October 25-26, 2014, Zukhra A. Kuchukova, Anastasia G. Gacheva, Editor, Naslediye Vekov, 2015, no. 2. pp. 144-150. http://heritage-magazine.com/wp-content/ uploads/2015/10/2015_2_Kuchukova_Tetuev.pdf. Accessed Month DD, YYYY.

РЯСЛЕДИЕ QEKOB 2015 2

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.