Научная статья на тему 'Памяти ученого и педагога Елены Семеновны Бабуновой'

Памяти ученого и педагога Елены Семеновны Бабуновой Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
269
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / PRE-SCHOOL EDUCATION / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СТРАТЕГИЯ / PEDAGOGICAL STRATEGY / ЭТНОКУЛЬТУРНОЕ ВОСПИТАНИЕ / ETHNO-CULTURAL EDUCATION / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / EDUCATIONAL PROCESS / ПРОГРАММНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС / PROGRAM AND METHODICAL COMPLEX / Е. С. БАБУНОВА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Градусова Л.В., Комарова Е.С.

Статья посвящена памяти Елены Семеновны Бабуновой талантливого ученого, педагога, профессора кафедры дошкольного и специального образования Магнитогорского государственного технического университета им Г. И. Носова. В статье раскрыты основные этапы профессиональной деятельности Елены Семеновны от ассистента до профессора кафедры дошкольного и специального образования, основные направления ее научной и административной деятельности. Показано важное теоретическое и практическое значение исследований Елены Семеновны, посвященных проблеме этнокультурного образования участников образовательного процесса вуза и дошкольных образовательных учреждений. Результаты исследований стали основой разработанного под научным руководством Е. С. Бабуновой программно-методическом комплекса «Наш дом Южный Урал», который успешно реализовывался в течение ряда лет в дошкольных образовательных учреждениях Челябинской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Памяти ученого и педагога Елены Семеновны Бабуновой»

УДК378(09)

Л. В. Граду сова (Магнитогорск, Россия), Е. С. Комарова (Челябинск, Россия )

ПАМЯТИ УЧЕНОГО И ПЕДАГОГА ЕЛЕНЫ СЕМЕНОВНЫ БАБУНОВОЙ

Аннотация. Статья посвящена памяти Елены Семеновны Бабуновой - талантливого ученого, педагога, профессора кафедры дошкольного и специального образования Магнитогорского государственного технического университета им Г. И. Носова. В статье раскрыты основные этапы профессиональной деятельности Елены Семеновны от ассистента до профессора кафедры дошкольного и специального образования, основные направления ее научной и административной деятельности. Показано важное теоретическое и практическое значение исследований Елены Семеновны, посвященных проблеме этнокультурного образования участников образовательного процесса вуза и дошкольных образовательных учреждений. Результаты исследований стали основой разработанного под научным руководством Е. С. Бабуновой программно-методическом комплекса «Наш дом - Южный Урал», который успешно реализовывался в течение ряда лет в дошкольных образовательных учреждениях Челябинской области.

Ключевые слова: дошкольное образование, педагогическая стратегия, этнокультурное воспитание, образовательный процесс, программно-методический комплекс, Е. С. Бабунова

Коллектив педагогов ФГБОУ ВО «Магнитогорский технический университет им. Г. И. Носова» и работники дошкольного образования города и Челябинской области понесли невосполнимую утрату - 25 июля 2017 года преждевременно ушла из жизни Елена Семеновна Бабунова, профессор кафедры дошкольного и специального образования, талантливый ученый и педагог, член редакционного совета журнала «Гуманитарно-педагогические исследования», сильная и яркая личность.

Елена Семеновна родилась 7 ноября 1967 г. в городе Магнитогорске. После успешного окончания средней школы поступила на факультет дошкольного воспитания Магнитогорского государственного педагогического института, который с отличием окончила в 1989 году. Трудовую деятельность начала в должности методиста городского научно-методического центра города Магнитогорска. С 1990 по 1992 гг. работала преподавателем в Магнитогорском педагогическом училище. В 1992 г. была принята на кафедру дошкольной педагогики Магнитогорского государственного педагогического института (в настоящее время кафедра дошкольного и специального образования Магнитогорского государственного технического университета им. Г. И. Носова), где прошла путь от ассистента до профессора кафедры.

В период с 1993 по 1996 гг. Е. С. Бабунова обучалась в очной аспирантуре при кафедре дошкольной педагогики и психологии Московского государственного открытого педагогического университета. В 1996 году под научным руководством канд. пед. наук, проф. Т.А. Куликовой подготовила и успешно защитила диссертацию на соискание ученой степени кандидата педагогических наук по специальности «Теория и методика дошкольного образования». После вернулась на родную кафедру в Магнитогорск. С этого времени вся ее жизнь и педагогическое творчество неразрывно связаны с деятельностью кафедры и дошкольным образованием города и области.

За время своей профессиональной деятельности Елена Семеновна плодотворно работала в различных направлениях: успешно исполняла обязанности заместителя декана дошкольного факультета по научной деятельности, а затем заместителя декана по воспитательной работе; ответственного за методическую работу кафедры дошкольного образования; куратора студенческой группы; в течение трех лет являлась заместителем директора Института гуманитарного образования по методической работе. И все это сочеталось с активной научной деятельностью и основной преподавательской работой.

Е. С. Бабунова была талантливым, высококвалифицированным педагогом, прекрасным лектором, способным научно и в то же время доступно и увлекательно представлять учебный материал. Ею разработан ряд курсов по программам подготовки по направлениям «Пе-

дагогическое образование» и «Психолого-педагогическое образование» бакалавриата и магистратуры. Изданы четыре учебных пособия, имеющие гриф министерства образования и науки Челябинской области, которые широко используются в образовательном процессе, к примеру, одно из последних и переиздаваемых учебных пособий «Основы этнопсихологии и этно-педагогики» [5]. Дипломные работы студентов, подготовленные под ее руководством, всегда отличались высоким научным уровнем и практической направленностью. Елена Семеновна успешно применяла в преподавании новые образовательные технологии, но главным залогом ее успеха были глубокие знания и увлеченность своим делом.

Е. С. Бабунова серьезный ученый, чьи труды востребованы и признаны научным сообществом. Основной сферой ее научных интересов являлась проблема формирования у дошкольников интереса к русской традиционной культуре и разработка педагогической стратегии этнокультурного образования участников образовательного процесса вуза и дошкольного образовательного учреждения. Елена Семеновна внесла значительный вклад в исследование проблемы этнокультурного образования. Она была в числе ученых, чьи работы способствовали осознанию важности и необходимости восстановления национальной ориентации общественного сознания и социокультурного пространства. Ее работы во многом определили направление дальнейшего научного поиска в этой области: была разработана концепция становления этнокультурной образованности субъектов образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении. Результаты научной деятельности Е. С. Бабуновой представлены в диссертационном исследовании, монографиях [3; 6; 7] и многочисленных статьях[2; 4; 8; 9 и др.]. Список научных публикаций включает более 300 наименований, среди которых 6 монографий, 17 статей, опубликованных в изданиях, рецензируемых ВАК. Е. С. Бабунова являлась активным участником научно-практических конференций международного, всероссийского и регионального уровней, неоднократно выступала оппонентом на защите кандидатских диссертаций. В 2013 году получила диплом профессора Российской академии естествознания (РАЕ).

Важно отметить не только глубокую теоретическую разработку Еленой Семеновной различных аспектов проблемы этнокультурного воспитания дошкольников, но и широкую апробацию результатов исследований в педагогической практике. С 2004 г. принимала активное участие в создании Концепции краеведческого образования Челябинской области. По заказу министерства образования и науки Челябинской области и под научным руководством Е. С. Бабуновой группой преподавателей кафедры дошкольной педагогики и психологии была разработана региональная образовательная программа «Наш дом - Южный Урал», первое издание которой вышло в 2003 году. Основная цель Программы - обучение и воспитание детей дошкольного возраста на идеях педагогики народов Южного Урала. Она позволяет успешно решать задачи приобщения подрастающего поколения к культуре и истории родного края, патриотического воспитания. В 2016 году в связи с введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования был разработан обновленный вариант программы: программно-методический комплекс «Наш дом - Южный Урал» [10], востребованный педагогами-практиками, широко реализуемый сегодня в дошкольных учреждениях Челябинской области.

Елена Семеновна не только руководила разработкой программно-методического комплекса, но и активно занималась подготовкой и консультированием педагогических кадров города и области, внедрявших программу «Наш дом - Южный Урал» в образовательный процесс своих дошкольных учреждений. Методические семинары, курсы повышения квалификации с ее участием прошли во многих городах и районных центрах Челябинской области: Челябинске, Магнитогорске, Златоусте, Озерске, Снежинске, Верхнеуральске, Южно-уральске, Кыштыме, Фершампенуазе и др. На протяжении 8 лет она являлась руководителем ресурсного центра № 2 Белорецкого района Республики Башкортостан, где разрабатывалась проблема этнокультурного воспитания и социализации личности в этнокультурной среде региона.

Трудно переоценить роль Елены Семеновны в совершенствовании дошкольного образования Челябинской области и города. Она постоянно участвовала в программах повыше-

НиМАШТАЫАК ЛЫБ РЕБЛОООЮЛЬ ЯЕВЕАЯСН / 2017 / Vol. 1 / N0. 2

ния квалификации и переподготовки специалистов дошкольного образования, являлась научным редактором более 30 методических пособий и сборников из опыта работы практических работников.

За свою плодотворную педагогическую деятельность, большой вклад в развитие дошкольного образования Е. С. Бабунова награждена почетными грамотами университета, администрации г. Магнитогорска, Законодательного собрания Челябинской области, Почетной грамотой Министерства образования и науки Российской Федерации.

Хочется сказать о Елене Семеновне Бабуновой как замечательном человеке и коллеге. Она была очень яркой, многогранной, интересной личностью, внимательным, отзывчивым человеком, всегда готовым помочь, заботливой дочерью и надежным другом. Профессиональное и личное общение с Еленой Семеновной благодаря ее эрудиции, прекрасному чувству юмора, личному обаянию делало жизнь окружающих ярче, содержательнее, интереснее. Нам будет очень недоставать ее. Остались ее книги, статьи, память о ней, которая будет сохраняться в продолжающихся исследованиях, начатых под ее руководством, и в новых реализациях идей Елены Семеновны в педагогической практике.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бабунова Е. С. Закономерности образовательного процесса в контексте реали-зации педагогической концепции этнокультурного воспитания дошкольников // Профессиональная деятельность педагога: проблемы, поиски, решения : материалы Всероссийской научно-практическрой конференции с международным участием, посвященной 85-летию ФГБО ВО «УлГПУ им. И. Н. Ульянова». 2017. С. 18-23.

2. Бабунова Е. С. Методика становления этнокультурной образованности детей предшкольного возраста // Начальная школа плюс До и После. 2009. № 8. С. 51-55.

3. Бабунова, Е. С. Концептуально-теоретические и прикладные аспекты системы дошкольного этнокультурного образования. Челябинск : Издательство ИИУМЦ «Образование», 2009. 295 с.

4. Бабунова Е. С. Организация этнокультурной образовательной деятельности дошкольников: парадигмальный аспект // Гуманитарно-педагогические исследования. 2017. Т. 1. № 1. С. 13-17.

5. Бабунова Е. С. Основы этнопсихологии и этнопедагогики : учебное пособие. М. : ФЛИНТА, 2015. 153 с.

6. Бабунова Е. С. Педагогическая стратегия этнокультурного воспитания детей 5-7 лет в условиях полилогического пространства дошкольного образовательного учреждения. М.: Издательский Дом Академии Естествознания, 2012. 400 с.

7. Бабунова Е. С. Педагогическая стратегия становления этнокультурной образованности детей старшего дошкольного возраста. М. : ФЛИНТА, 2015. 372 с.

8. Бабунова Е. С. Проблема этнокультурного развития дошкольника как субъекта социокультурного пространства // Известия Южного Федерального университета. 2011. № 5. С. 51-58.

9. Бабунова Е., Багаутдинова С., Едакова И. Реализация программно-методического комплекса «Наш дом-Южный Урал» в образовательном процессе дошкольной организации // Дошкольное воспитание. 2015. № 10. С. 10-15.

10. Наш дом - Южный Урал: программно-методический комплекс для организаций, реализующих образовательные программы дошкольного образования. Челябинск : Челябинское областное отделение Российского детского фонда, АБРИС, 2014. 225 с.

L. V. Gradusova (Magnitogorsk, Russia) E. S. Komarova (Chelyabinsk, Russia)

GOOD DEEDS AND BRIGHT MEMORY ABOUT THE AUTHOR

Abstract. The article is dedicated to the memory of the talented scientist, pedagogue, Professor at the Department of Pre-school and special education Babunova Elena Semyonovna. The article reveals the main stages of professional activity of Elena Semyonovna from the assistant to the Professor of at the Department of Pre-school and special education, the main directions of her scientific and administrative activities. It illustrates important theoretical and practical significance of her research, devoted to the problem of ethno-cultural education of participants in the educational process of the University and pre-school educational

institutions. The result of her research is the basis for the scientific program and methodical complex of "Our house - southern Urals" developed by E. Babunova. The complex has been successfully implemented for a number of years in pre-school educational institutions of the Chelyabinsk region. The article noted the high level of professionalism of Elena Semyonovna as a teacher, her administrative abilities, well-deserved authority among colleagues and students.

Keywords: pre-school education, pedagogical strategy, ethno-cultural education, educational process, program and methodical complex.

REFERENCES

1. Babunova E. S. Zakonomernosti obrazovatel'nogo protsessa v kontekste reali-zatsii pedagog-icheskoi kontseptsii etnokul'turnogo vospitaniya doshkol'nikov // Professional'naya deyatel'nost' pedagoga: problemy, poiski, resheniya : materialy Vserossiiskoi nauchno-prakticheskroi konferentsii s mezhdunarod-nym uchastiem, posvyashchennoi 85-letiyu FGBO VO «UlGPU im. I. N. Ul'yanova». 2017. pp. 18-23.

2. Babunova E. S. Metodika stanovleniya etnokul'turnoi obrazovannosti detei predshkol'nogo vozrasta // Nachal'naya shkola plyus Do i Posle. 2009. No 8. pp. 51-55.

3. Babunova, E. S. Kontseptual'no-teoreticheskie i prikladnye aspekty sistemy doshkol'nogo etnokul'turnogo obrazovaniya. Chelyabinsk : Izdatel'stvo IIUMTs «Obrazovanie», 2009. 295 s.

4. Babunova E. S. Organizatsiya etnokul'turnoi obrazovatel'noi deyatel'nosti doshkol'nikov: paradig-mal'nyi aspekt // Gumanitarno-pedagogicheskie issledovaniya [Humanitarian and pedagogical Research], 2017. Vol. 1. No 1. pp. 13-17.

5. Babunova E. S. Osnovy etnopsikhologii i etnopedagogiki : uchebnoe posobie. Moscow : FLINTA, 2015.153 p.

6. Babunova E. S. Pedagogicheskaya strategiya etnokul'turnogo vospitaniya detei 5 7 let v usloviyakh polilogicheskogo prostranstva doshkol'nogo obrazovatel'nogo uchrezhdeniya. M.: Izdatel'skii Dom Akademii Estestvoznaniya, 2012. 400 p.

7. Babunova E. S. Pedagogicheskaya strategiya stanovleniya etnokul'turnoi obrazovannosti detei starshego doshkol'nogo vozrasta. Moscow : FLINTA, 2015. 372 p.

8. Babunova E. S. Problema etnokul'turnogo razvitiya doshkol'nika kak sub"ekta sotsiokul'turnogo prostranstva // Izvestiya Yuzhnogo Federal'nogo universiteta. 2011. No 5. pp. 51-58.

9. Babunova E., Bagautdinova S., Edakova I. Realizatsiya programmno-metodicheskogo kompleksa «Nash dom-Yuzhnyi Ural» v obrazovatel'nom protsesse doshkol'noi organizatsii // Doshkol'noe vospitanie. 2015. No 10. pp. 10-15.

10. Nash dom - Yuzhnyi Ural: programmno-metodicheskii kompleks dlya organizatsii, realizuyush-chikh obrazovatel'nye programmy doshkol'nogo obrazovaniya. Chelyabinsk : Chelyabinskoe oblastnoe otdelenie Rossiiskogo detskogo fonda, ABRIS, 2014. 225 p.

Градусова Л. В., Комарова Е. С. Памяти ученого и педагога Елены Семеновны Бабуновой // Гуманитарно-педагогические исследования. 2017. Т. 1. № 2. С. 91-94

Gradusova L. V., Komarova E. S. Good Deeds and Bright Memory about the Author Gumanitarno-pedagogicheskie issledovaniya. [Humanitarian and pedagogical Research]. 2017, Vol. 1, No 2, pp. 91-94

Сведения об авторах

Градусова Лилия Вениаминовна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольного и специального образования Института гуманитарного образования Магнитогорского государственного технического университета им. Г. И. Носова, г. Магнитогорск, Россия; lil.gradusova@yandex.ru

Комарова Елена Сергеевна - кандидат педагогических наук, начальник управления дошкольного образования министерства образования и науки Челябинской области; г. Челябинск, Россия; e. komarova@minobr74. ru Authors:

Liliya V. Gradusova, PhD in Pedagogy, at the Department of Pre-School Education, Institute for the Humanities, Nosov Magnitogorsk State Technical University lil.gradusova@yandex.ru

Elena S. Komarova, PhD in Pedagogy, the head of the Department of pre-school education, The Ministry of education and science of the Chelyabinsk region; e.komarova@minobr74.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.