Научная статья на тему 'Памяти ученого библиографоведа (о книге воспоминаний профессора И. Г. Моргенштерна)'

Памяти ученого библиографоведа (о книге воспоминаний профессора И. Г. Моргенштерна) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
209
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы —

7-го июня в ЧГАКИ состоится вечер памяти Исаака Григорьевича Моргенштерна - в этот день ему исполнилось бы 77 лет...

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Памяти ученого библиографоведа (о книге воспоминаний профессора И. Г. Моргенштерна)»

Раздел V НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ ЧГАКИ

ПАМЯТИ УЧЕНОГО БИБЛИОГРАФОВЕДА (о книге воспоминаний профессора И. Г. Моргенштерна)

7-го июня в ЧГАКИ состоится вечер памяти Исаака Григорьевича Моргенштерна - в этот день ему исполнилось бы 77лет...

Не стало Исаака Григорьевича Моргенштерна, замечательного специалиста и человека. Трудно свыкнуться с мыслью, что книга воспоминаний, написанная им, -последняя. Челябинская государственная академия культуры и искусств выпустила ее двумя изданиями: в 2007 и 2008 гг. [1; 2]. Это знак глубокого уважения к личности и труду ученого.

Воспоминания написаны на основе дневниковых записей и ежедневника, которые автор скрупулезно вел на протяжении пятидесяти с лишним лет. Прожить жизнь заново, оживляя в памяти важнейшие события, вспоминая живущих и ушедших родных, друзей, коллег, перечитывая письма, вновь переживая потери и победы - тяжелейший труд. Исаак Григорьевич выполнил его, преодолевая смертельный недуг.

Важнейшая особенность книги - неподдельный интерес автора к людям, которые встречались ему в разных жизненных обстоятельствах. Поражает обилие лиц, о которых рассказано с разной степенью подробности: от коллег-однокурсников,

дружба с которыми длилась десятилетиями, до спутников в поездках и на отдыхе. В издании упоминаются десятки фамилий известных ныне специалистов в области библиографии, преподавателей библиотечных факультетов столичных и периферийных вузов, работников библиотек. С большинством из них он был знаком лично, с кем-то только вел переписку. У Исаака Григорьевича был, несомненно, коммуникативный талант. Очень скупо, без лишних эмоций вспоминает он детские годы. Большая се-

мья работящих людей, любящих, помогающих друг другу в полной мере испытала тяготы и 1937-го года, и Великой Отечественной войны. Как мало среди этого поколения было счастливых людей! Вероятно, здесь надо искать корни того постоянного стремления к справедливости, которое было так свойственно Исааку Григорьевичу в отношениях с окружающими. В годы становления Восточно-Сибирского библиотечного института он делал все, от него зависящее, чтобы студентами-первокурсни-ками стали лучшие, самые способные из абитуриентов. Многих выпускников поддерживал в начале самостоятельного пути: Л. Тычинину (Казанцеву), И. Макарова, Л. Ковалдину, других. Исаак Григорьевич с гордостью называет в воспоминаниях лучших из своих учеников. И это тоже дань справедливости.

Тесные узы, духовная близость связывали его с отцом Г. Б. Моргенштерном. Исаак Григорьевич остро переживал его потерю в 1982 г. Сообщая об этом, будучи взрослым пятидесятилетним человеком, он написал, что почувствовал себя осиротевшим. Думаю, что книга воспоминаний, посвященная жене и детям, посвящена также и отцу.

Помещенные в первом издании в качестве приложения воспоминания Г. Б. Моргенштерна помогают понять атмосферу, семейный уклад, которые повлияли на формирование характера Исаака Григорьевича. Конечно, приложение несколько выпадает из общей картины воспоми-

76

наний, но мне жаль, что во втором издании оно отсутствует.

Самая значительная по объему часть книги посвящена учебе в ЛГБИ и педагогической деятельности. Определяющим качеством личности Исаака Григорьевича являлась фанатичная преданность профессии.

Он был счастливым человеком, так как всю жизнь был увлечен работой, которую считал самой интересной и необходимой обществу. Он очень переживал, что так медленно изживается «остаточный принцип», по которому государство вознаграждает труд представителей библиотечно-библиографической профессии. Воспоминания показывают и оборотную сторону жизни ученого: повседневный быт с нехватками необходимых продуктов, очередями, болезнями близких, проклятым «квартирным вопросом». В этих условиях сохранить энтузиазм дано не каждому.

Во втором издании выделены в самостоятельные разделы размышления автора по разным, зачастую неожиданным, поводам. Интересны попытки разобраться в характерах и психологии людей, иногда за инициалами угадываются знакомые лица. Мысли о советской и постсоветской действительности, о стариках, которых недальновидная юность так и не расспросила о жизни, потрясения от театральных, музыкальных, литературных встреч, от гор Кавказа и озера Байкал - все это создает облик другого Исаака Григорьевича, увлеченного не только библиографией, книгой, наукой.

И в жизни, и в воспоминаниях Исаака Григорьевича много места занимают библиотеки. Во втором издании им посвящены самостоятельные разделы. Здесь упомянуты личная библиотека и архив, библиотеки Москвы и Ленинграда, Челябинска, особо выделены ГПБ и библиотека ЛГБИ. Кроме того, рассказывая о годах учебы, о многочисленных командировках в связи с практикой студентов, об участии в научных и практических конференциях, автор обязательно делится впечатлениями о библиотеках, которые он посетил, их сотрудниках,

77

давая при этом оценку каждому, сообразно профессиональным качествам.

Работа в Улан-Удэ и Челябинске -период интенсивной творческой деятельности ученого и педагога. В Улан-Удэ он формировал коллектив кафедры, учебный фонд, необходимое методическое обеспечение учебного процесса. Работа требовала постоянно быть в курсе новых публикаций, следить за новинками периодики не от случая к случаю, а систематически, каждодневно. Выработалась привычка, которая стала обязательной частью рабочего дня Исаака Григорьевича на все последующие годы - просмотр десятков журналов и газет и ведение на этой основе своей личной картотеки. В конце 1960-х гг. он выступил с идеей создать систему учебной литературы. Сегодня такая система сложилась, в том числе благодаря изданиям, подготовленным Исааком Григорьевичем. Им созданы программы курсов, учебник по общему библиографоведению, многочисленные

учебные пособия, справочные издания, разработан жанр путеводителя по учебному курсу, написана в соавторстве с Б. Т. Уткиным замечательная «Занимательная библиография», опубликованы сотни статей. Сегодня без работ И. Г. Моргенштерна немыслимы ни учебный процесс на библиотечно-информационных факультетах, ни библиографическая деятельность в библиотеках, ни решение проблем библиографии в электронной среде, ни рассмотрение комплекса вопросов развития информационного общества. Его научное наследие впечатляет разнообразием тематики, глубиной и обстоятельностью постижения проблем и всегда их практическим преломлением. Значительная часть воспоминаний рассказывает об этом повседневном труде и сопутствующих ему радостях и огорчениях. Как истинный библиограф автор во многих случаях документирует события и факты, давая библиографические ссылки на источники.

Завершает второе издание книги раздел «Письма И. Г. Моргенштерну». В первой его части представлены письма

крупных библиографоведов и специалистов-практиков: М. П. Бронштейн, Б. Я. Бухштаба, И. В. Гудовщиковой, А. Н. Веревкиной, А. В. Мамонтова, К. Д. Муратовой, Б. Т. Уткина и др. Вторая часть - письма от учеников Исаака Григорьевича, талантливых молодых специалистов (Т. Р. Горшкова - РГБ, Н. Мичурина - Свердловская обл., Г. В. Терешонок и др.).

Закрывая последнюю страницу книги, осознаешь, что при жизни мы не до конца понимали масштаб личности И. Г. Моргенштерна. Удивительная скромность, спокойное отношение к почестям и наградам и всегда беспокойство о деле, о завершении начатого - вот стиль его жизни, его работы.

Книгу иллюстрируют фотографии разных лет, которые, дополняя текст, свидетельствуют, как много внимания в жизни было отдано делу, какая сердечная атмосфера царила в семье, каких славных детей и внуков воспитали Исаак Григорьевич и Ирина Васильевна.

Мой отклик на книгу воспоминаний -это возможность выразить Исааку Григорьевичу, пусть с опозданием, благодарность за нравственные, профессиональные, жизненные уроки, которые он постоянно ненавязчиво преподносил своими поступками, просто самим фактом своего бытия в нашем мире.

Т. Д. Крылова, канд. пед. наук, доцент, г. Орел

Р. Б. О себе: В 1963 г. после окончания 4 курса библиотечного факультета ЛГИК я получила приглашение Исаака Григорьевича приехать в Улан-Удэ на кафедру библиографии, где проработала 5 лет до поступления в аспирантуру. Затем недолго преподавала в Куйбышеве, после чего - в Орловском институте культуры (в течение 32-х лет читаю курс библиографии и библиографоведения). Все годы переписывались, обменивались изданиями своих вузов. В августе 2008 г. исполнилось 45 лет со дня моей первой встречи с Исааком Григорьевичем.

1. Моргенштерн, И. Г. ЛБСБ / АБВГД: (воспоминания) / И. Г. Моргенштерн. - Челябинск, 2007. - 292 с.

2. Моргенштерн, И. Г. ЛБСББ / АБВГДЕ: воспоминания, письма. 2-е изд., испр. и доп. / И. Г. Моргенштерн. - Челябинск, 2008. - 372 с.

78

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.