Научная статья на тему 'Память о декабристах в независимой Украине: школьные учебники и «Места памяти»'

Память о декабристах в независимой Украине: школьные учебники и «Места памяти» Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
510
138
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕВРОПЕЙСКИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЫ / ОТСТАЛОСТЬ / РОССИЙСКИЙ ЛИБЕРАЛИЗМ / КУЛЬТУРА / DECEMBRISTS / UKRAINE / TEXTBOOKS / PLACES OF MEMORY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Эрлих С. Е.

Содержание учебных программ по истории для средней школы свидетельствует о том, что память о декабристах оказывается в тени конъюнктурньгх тем украинской истории. В учебниках ощущается присутствие двух декабристских мифов: советской революционной концепции и робких попыток представить декабристов отцами-основателями украинского национального движения. Обилие улиц Декабристов в украинских городах позволяет считать, что «первое по­коление» борцов с русским царизмом не раздражает украинские власти и национальную интел­лигенцию. Бедственное материальное положение музеев заставляет думать, что этнически ори­ентированная программа постсоветских украинских элит не предполагает сохранения памяти о русских провозвестниках народной свободы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MEMORY OF THE DECEMBRISTS IN INDEPENDENT UKRAINE: TEXTBOOKS AND «PLACES OF MEMORY»

The historical policy of former Soviet republics needs to overcome "centripetal" Soviet approach to history according to which the "accession" of the "younger brothers" was beneficial and, in some cases, even life-saving. The historical right to independence is justified by the scheme: "We had a glorious past, whose origins are lost in the Paleolithic. Our progressive development was interrupted by dark ages of foreign yoke. Today we return to old values on the base of which we are going to return to our former glory". In the light of that "three-step-model" all "separatists" are declared national heroes from Moscow's point of view. The revolutionaries of the common imperial past are also to be included in the pantheon of national memory on the principle: "The en­emy of my enemy is my friend". Actually, the attitude to Russian revolutionaries in post-Soviet states is mixed which is verified by the example of the memory of the Decembrists in independent Ukraine. The content of aca­demic programs proves that the memory of the Decembrists remains in the shadow of the opportunistic topics presented in Ukrainian history. There are two Decembrists myths in the textbooks: the Soviet revolutionary con­cept and the attempts to present the Decembrists as founding fathers of the Ukrainian national movement. Signif­icant number of streets named after Decembrists in Ukrainian cities proves that the "first generation" of fighters against the tsarist regime does not annoy Ukrainian authorities or national intelligentsia. But poor state of the museums makes one think that ethnically oriented program of post-Soviet Ukrainian elite does not imply preser­vation of memory of Russian fighters for freedom.

Текст научной работы на тему «Память о декабристах в независимой Украине: школьные учебники и «Места памяти»»

ВЕСТНИК ПЕРМСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

2014 История Выпуск 2 (25)

УДК 94(470+571)" 17/1917":372.8(477)

ПАМЯТЬ О ДЕКАБРИСТАХ В НЕЗАВИСИМОЙ УКРАИНЕ: ШКОЛЬНЫЕ УЧЕБНИКИ И «МЕСТА ПАМЯТИ»1

С. Е. Эрлих

Издательство «Нестор-История», 197110, Санкт-Петербург, ул. Петрозаводская, 7 ehrlich@mail.ru

Содержание учебных программ по истории для средней школы свидетельствует о том, что память о декабристах оказывается в тени конъюнктурных тем украинской истории. В учебниках ощущается присутствие двух декабристских мифов: советской революционной концепции и робких попыток представить декабристов отцами-основателями украинского национального движения. Обилие улиц Декабристов в украинских городах позволяет считать, что «первое поколение» борцов с русским царизмом не раздражает украинские власти и национальную интеллигенцию. Бедственное материальное положение музеев заставляет думать, что этнически ориентированная программа постсоветских украинских элит не предполагает сохранения памяти о русских провозвестниках народной свободы.

Ключевые слова: европейские интеллектуалы, российский либерализм, культура, отсталость.

Отношение к российским революционерам в постсоветских государствах неоднозначно. Убедиться в этом можно на примере памяти о декабристах в независимой Украине.

Важным средством формирования национальной памяти является школьный учебник. Для большинства он остается единственным систематическим курсом истории.

Во вступительном курсе «История Украины» для 5-го класса дворянские революционеры игнорируются [Власов, 2013; Мисан, 2010; Пометун, Костюк, Малиенко, 2013]. Можно предположить, что, по мнению составителей учебных программ, декабристы не должны отвлекать школьников, только начинающих приобщение к опыту предков, от троичной матрицы национальной памяти: киевские князья, казацкие гетманы, герои украинского национального возрождения и освобождения. Исключение из начального курса упоминаний о декабристах свидетельствует о том, что они низведены на гораздо более низкую ступень иерархии исторической памяти в сравнении с положением, которое они занимали в советский период.

В учебниках истории для 9-го класса декабристская тема рассматривается дважды - в курсах и всемирной, и национальной истории [Бердичевский, Щупак, Морозова, 2009; Псем, Мартинюк, 2009; Осмоловський, Ладиченко, 2009; Реент, Малт, 2009; Струкевич, 2009; Турченко, Мороко, 2011].

«Всемирно-исторический» взгляд на декабристов во многом отвечает привычному советскому подходу, согласно которому молодые дворянские борцы с крепостничеством и самодержавием создали несколько тайных обществ, разработали два основных варианта будущей конституции, в ситуации междуцарствия восстали на севере и юге Российской империи.

Между учебными пособиями существуют лишь «стилистические» разногласия. Импульс преобразовательных устремлений декабристов объясняется по-разному: воздействием патриотического опыта Отечественной войны 1812 г. [Осмоловський, Ладиченко, 2009, с. 74], знакомством с западным образом жизни во время заграничных походов [Псем, Мартинюк, 2009, с. 61], «синтезом» отечественных и зарубежных впечатлений, приобретенных в ходе антинаполеоновских войн [Бердичевский, Щупак, Морозова, 2009, с. 85]. В этих разночтениях можно усмотреть как признание, так и преодоление сложившейся в годы «борьбы с космополитизмом» концепции М.В. Нечкиной о доморощенном движении декабристов, чуждом западным влияниям.

Отмечая значение тайных обществ, авторы одного учебника подчеркивают, что они дали толчок развитию реформаторских идей в Российской империи [Бердичевский, Щупак, Морозова, 2009, с. 93]. Авторы другого указывают, что в результате революционного выступления декабристов между властью и дворянской интеллигенцией возникла непреодолимая пропасть [Псем, Мартинюк, 2009, с. 62; Осмоловський, Ладиченко, 2009, с. 78]. Данное терминологическое расхождение отражает постперестроечные споры российских историков. «Прогрессивная» часть спорщиков

© С. Е. Эрлих, 2014

стремились в условиях перехода к «рынку и демократии» придать дворянским революционерам респектабельный либеральный облик, в то время как коммунистические «староверы» настаивали на революционном понимании героев 14 декабря.

В рамках курса «Всемирная история» украинские авторы школьных учебников не считают предосудительной «советскую» точку зрения на декабристов как на борцов с антинародным самодержавием. Незначительные отклонения от нее следуют за идейными спорами по поводу декабристов (внутренние - внешние воздействия, революционеры - реформаторы), характерными для российского общества конца 80-х - 90-х гг. прошлого века.

Значительные расхождения с советским и российским образами памяти о героях 14 декабря обнаруживаются в курсе национальной истории. Во всех учебниках «История Украины» декабристский сюжет предваряется повествованием о масонах. Масонство рассматривается как европейская форма собирания общественности для независимого от государственной воли обсуждения насущных проблем. В недрах масонства создавалась благоприятная атмосфера для формирования политических тайных обществ. В этой связи обязательно упоминается незначительное с российской точки зрения «Малороссийское общество» Василия Лукашевича в качестве провозвестника идеи не просто автономии Украины в составе России, но и независимого украинского государства. Примечательно, что, стремясь обособить «украинца» Лукашевича, составители учебников не упоминают о его членстве в «русском» Союзе благоденствия.

В центре «национального» повествования о декабристах закономерно оказываются Южное общество и восстание Черниговского полка. При анализе взглядов декабристов фокус смещается с антисамодержавных и антикрепостнических планов на отношение к «украинскому вопросу». П.И. Пестель однозначно осуждается за свой гражданский национализм - требование единого государства, языка и закона. На контрасте с жестким «централистом» Пестелем «федералистские» планы Н.М. Муравьева и заговорщиков из Общества соединенных славян представляются более приемлемыми. При этом идеологам и «северян», и «славян» выговаривается за то, что в их планах федерации не был предусмотрен субъект Украина.

Общий вывод едва ли не пародийно воспроизводит ленинскую риторику по поводу «первого поколения». Несмотря на то что многие декабристы были украинского происхождения, несмотря на то что, неся службу в Украине, они имели возможность убедиться в единодушном стремлении украинцев к национальной независимости, общеимперский взгляд уводил их страшно далеко от украинского народа. И всё же их дело не пропало. Они разбудили лучших сынов Украины от аполитичного сна. Идея свержения самодержавия была подхвачена новыми поколениями украинских борцов с русским царизмом за народное дело.

Сравнивая украинские учебники национального и всеобщего курсов, следует отметить, что «местный» взгляд на декабристов выглядит гораздо более «сплоченным» в сравнении с «интернациональным» подходом к тому же явлению. Можно предположить, что «внутренние» сегменты истории благодаря жесткому идеологическому контролю сторонников национального возрождения трактуются с точки зрения этнического «консенсуса».

Декабристы сохраняются не только в школьных учебниках, но и во многих «местах памяти». Современное отношение к этим «святым местам» советского времени показывает, в какой мере «теория» учебников соответствует практике национальной памяти.

Память о «первом поколении» сохраняется в наименованиях улиц. В Миргородском районе Полтавской области существует небольшой (469 жителей) Поселок декабристов [Декабристов (Миргородский район), б. д.], в Тульчинском районе Винницкой области - крошечный (85 жителей) поселок Пестеля [Пестеля (поселок), б. д.]. Карта «Яндекс» показывает более 80 населенных пунктов, где есть улицы дворянских революционеров. В том числе не только на «прорусском» востоке, но и в западной части страны, в частности в областных центрах: Ужгороде, Луцке, Ровно, Житомире, Хмельницком.

Сохранение улиц Декабристов в стране, стремящейся порвать с русско-советским прошлым, не следует объяснять тоской по спокойным советским временам. Дворянские революционеры, которые выступали против русского царизма, в отличие от победивших большевиков не имели возможности продемонстрировать на практике свое отношение к «незалежности» матери городов русских от России. Поэтому они не раздражают идеологов постсоветской Украины.

В пользу этого предположения можно привести репортаж из города Василькова: «Вместо не-

когда привычного памятника Ленину "с протянутой рукой" вполне пристойный памятник Кобзарю. Да и улица Ленина теперь носит имя Грушевского (автора концепции «украинских декабристов». -С.Э.). Монумент декабристам - именно в Василькове дислоцировался Черниговский полк, восставший под началом Сергея Муравьева-Апостола и Николая Бестужева-Рюмина — уцелел» [Николаев, 2006]. Улица Декабристов в Василькове также наличествует.

Можно предположить, что охранной грамотой для «декабристских» улиц являются и попытки украинской историографии вписать первое поколение российских революционеров в национальный контекст. Известны рассуждения академика М. Грушевского и его последователей, вызвавшие в 20-е гг. прошлого века дискуссию об «украинских декабристах» [Казьмирчук, Латиш, 2011]. Памятью об этой дискуссии, которую некоторые украинские историки стремились возродить с конца 80-х, стало перестроечное переименование улицы Декабристов в западноукраинском Ивано-Франковске в улицу Украинских декабристов. По мнению Г.Г. Гусейнова, это переименование -единственное в городе, «в котором сохранено историческое единство русских и украинцев» [Гусейнов, 2003].

Даже в пригороде столицы «западенцев» - Львова, в местечке Винники, которое подчиняется львовскому горсовету, сохранилась улица Декабристов. Была такая улица и в самом Львове. Уроженец тех мест Анатолий Косянчук вспоминает местоположение своего детского сада: «Он и сейчас стоит на улице Декабристов, хотя, конечно, при демократах ее переименовали» [Косянчук, б. д.]. Действительно, в 1993 г. на волне борьбы с «проклятым советским прошлым» она была переименована в улицу Жолковскую [Костел святого Мартина, б. д.].

Это не единственный случай, когда «первое поколение» попадает «под раздачу» за компанию с «третьим». Украинский декабристовед Юрий Латыш приводит еще один случай мемориальной «казни» декабристов. В 2007 г. в ходе кампании по увековечиванию жертв Голодомора в Ро-венской области было принято решение переименовать улицы с «неправильно-коммунистическими» названиями. В «черный список» из 48 топонимов тогда были внесены улица и площадь Декабристов в городе Острог [Латиш, 2008, с. 35]2. Включение в «проскрипционные списки» свидетельствует о том, что ситуация выбора между «русскими» и «украинскими» жертвами репрессий приводит к лишению декабристов места под солнцем исторической памяти современной Украины.

Память о декабристах сохраняется и в корпоративном украинском «имяслове». Таких примеров немного. Но они показательны, так как сохранение унаследованного от советских времен корпоративного имени и тем более присвоение его в постсоветскую эпоху свидетельствуют о приемлемости такого именования в современном украинском обществе.

Примером первого рода является государственное предприятие «Опытное хозяйство имени Декабристов» (село Великий Байрак, Миргородский район, Полтавская область), где производят различную сельхозпродукцию. Хозяйство с русским революционным именем, несомненно, находится «на плаву». Об этом свидетельствует, в частности, объявление от 16 августа 2012 г., согласно которому премьер-министр Украины «посетит опытный участок кукурузы» государственного предприятия «Декабрист» в ходе визита в Полтавскую область [На Полтавщине..., 2012].

Случай постсоветского именования представляет рок-группа «ДекабристЫ» (г. Ирпень, Киевская область), которая родилась 15 декабря 2000 г. [Рок-группа Декабристы! б. д.]. В одном случае «революционное» название объясняется инициативой ведущего первого для группы сборного концерта в местной школе [ДекабристЫ, 2008]. Поскольку рок-команда с «историей» должна иметь небанальную «цепляющую» легенду, музыканты запускают и другую версию своей ономастики: их коллектив состоит исключительно «из людей, родившихся в декабре, да и еще в один день» [ДекабристЫ, б. д.]! Мы видим, что в обеих «этимологиях» нет никаких мятежных привязок. Не случайно политические взгляды участников определяются как «индифферентные» [Рок-группа Декабристы! б. д.]. Тем не менее у интервьюера возникают историко-мятежные ассоциации, вызванные общекультурным «тезаурусом»: «Протеста, как я понимаю, вы не несете, а что же у вас общего с происходящим на Сенатской площади в 1825 году?» [Веслогреб-Казанский, 2012]. Вопреки замыслам именователей окружающие «вчитывают» в их «индифферентные» к политической злобе дня металлические громы и молнии мятежное соло герценовского мифа.

Еще один пример проекции русских героев украинской исторической памяти в массовую культуру представляет футбольный клуб «Подшля-декабристи» из поселка городского типа Кирна-

совка, дважды завоевавший кубок Тульчинского района Винницкой области [Чепернатий, 2013].

Два последних случая свидетельствуют о том, что русское революционное имя не вызывает отторжения в молодежной среде.

Музеи являются самым дорогостоящим «местом памяти». В Украине удалось обнаружить упоминание шести декабристских музеев. Три из них - государственные. Три созданы усилиями педагогической общественности.

В наши дни трудно оспорить утверждение: «Если вас нет в сети интернет, значит вы не существуете». По числу интернет-ссылок украинские музеи декабристов намного уступают музеям Сибири. В большинстве случаев это ссылки на сайты населенных пунктов и туристических фирм, где «места памяти» декабристов - лишь одна из достопримечательностей.

Об упадке интереса к знаменитому в советское время музейному комплексу «Усадьба Давыдовых» (Каменка, Черкасская область. Музейная экспозиция открыта в 1937 г.), который хранит память о декабристах, А.С. Пушкине и П.И. Чайковском, свидетельствует репортаж о праздновании 200-летия «нашего всего» в месте, где его посещало поэтическое вдохновение. В сравнении с советскими «всесоюзными» празднованиями юбилей 1999 г. отмечался гораздо скромнее. Государство «умыло руки». Выручил местный меценат, который выделил средства на ремонт кровли «зеленого домика» (уцелевшего фрагмента усадьбы Давыдовых, где размещается музей): «Сотрудники музея засучили рукава и покрасили все, что полагается и как полагается» [Белкина, 1999a].

После пушкинского юбилея «дворянское гнездо» «русских колонизаторов» было забыто до следующей памятной даты и «центром», и местными властями: «Рассказывают, будто один из черкасских губернаторов <...> раздраженно сказал о заповеднике: "Кто бы вас купил - продал бы с удовольствием!"». Депутаты Верховной Рады Украины, прибывшие в Каменку на «бесплатную» экскурсию, «сделали замечание»: «Что это у вас занавесочки на окнах такие бедные?!» Музейщики, надеясь на помощь, рассказали законодателям о «проблеме с отоплением», из-за которой зимняя сырость безвозвратно уничтожает уникальные экспонаты. Для решения проблемы перехода с электрического отопления на газовое необходима сумма в 7 тысяч долларов США. Народные избранники, с присущим украинскому народу лукавым юмором, посоветовали «электорату» «отапливаться "буржуйкой"» [Слепынин, 2003].

В 2006 г. к 70-летию музея положение улучшилось. Правительство выделило 5 млн гривен (около 200 тыс. долларов): «Деньги эти освоены, многое сделано. Но, к сожалению, реконструкция здания музея так и не была начата» [Слепынин, 2007].

К 19 июля 2007 г., моменту посещения Каменки российским послом В.С. Черномырдиным, перспективы обретения средств для реконструкции были нерадужными. Журналист отмечал, что так называемый «Грот декабристов» нуждается в срочной реставрации: «Двери в грот покрасили и дорожки постелили только перед приездом Виктора Степановича. Однако проект реставрации стоит такую сумму, которой не располагает городской бюджет, не говоря уже о самих восстановительных работах». Черномырдин обещал дать денег: «Это место везде упоминается и везде присутствует, не отреставрировать его нельзя» [«Сохранить и приумножить», 2007].

Видимо, лишь частично соответствует действительности утверждение в некрологической статье о том, что благодаря помощи усопшего российского посла «Украина не просто сохранила, а возродила Каменский историко-культурный заповедник в Черкасской области». Далее авторы говорят лишь о рояле, который «был отреставрирован на личные средства Черномырдина» [Сысоев, Мусафирова, Богданова, 2010]. О содействии реставрации рояля, на котором в XIXв. музицировал родственник Давыдовых П.И. Чайковский, сообщают и другие источники [Ковальчук, Гомон, 2010; Колычев, 2013].

Следует уточнить, что экономические проблемы музея вызваны не только общим на всем постсоветском пространстве «недостатком средств» для развития культуры. Директор Каменского историко-культурного заповедника Галина Михайловна Таран жалуется также на дискриминацию музея по «этническому» признаку: «Финансируют нас только по зарплате, да и та у сотрудников музея мизерная. В нашей области два национальных заповедника - в Чигирине и Каневе. Там смотритель получает столько, сколько у нас директор» [Евграшина, 2003].

Любопытна история киевского музея. Он возник из частной коллекции библиофила Я.С.Бердичевского: «В год 150-летия со дня смерти власть сделала Пушкину подарок: издала постановление о создании в Киеве "МПДУ" - Музея Пушкина и декабристов на Украине». В конце

1998 г. музей, переименованный в Киевский музей Александра Пушкина, был переподчинен городской администрации. Ему был выделен особняк, в котором «прошли детские годы Михаила Булгакова» [Белкина, 1999б].

Первоначальное название киевского музея свидетельствует о том, что это «место памяти» задумывалось как воплощение пушкинско-декабристского мифа. Принятое в постсоветскую эпоху решение изъять имя декабристов из названия невозможно объяснить историческими потребностями «украинства». Пушкин, который славил «коронованного палача», приговорившего Шевченко к солдатской каторге, находится гораздо дальше от идеологов украинского народа, чем русские дворянские борцы с «жандармом Европы». Остается предположить, что в конце 90-х в Киеве могли приниматься решения, основанные на конъюнктуре российской национальной памяти. Вполне возможно, что в преддверии 200-летия «мегаклассика» в расчет было принято стремление идеологов «истинно русской» державности отделить «верноподданного» Пушкина от его мятежных друзей.

О том, что в XXI в. активность музея не особенно велика, свидетельствует скудость ссылок на проводимые здесь мероприятия [«Сказка. Баснь. Кощуна», 2010]. Директор музея Наталья Ти-шаева признается, что, несмотря на усилия музейщиков, настойчиво предлагающих сотрудничество городским школам, о существовании руководимого ей очага культуры «не знают даже многие из учителей литературы». Разворачиванию музейной работы с широкими массами мешает не только то обстоятельство, что киевские словесники «ленивы и нелюбопытны». Существует другая веская причина - «малогабаритность музейных залов (да и финансов тоже)», которая стесняет «выставочные желания» сотрудников [Тарасюк, 2010]. В интервью по поводу юбилея музея директор также пожаловалась на сокращения финансирования «выше обычного», в результате чего даже «возникли долги за коммунальные услуги» [Двойной юбилей, 2009].

Украинские власти, точнее, их пропагандисты, вспомнили о музее Пушкина в связи с последним обострением российско-украинских отношений. Пятого марта 2014 г. руководители киевских мест русской памяти дали пресс-конференцию на тему: «Представители организаций русской культуры в Украине — против агрессивной политики Кремля». Принявшая в ней участие Наталья Тишаева оппонировала «безосновательным обвинениям в недофинансировании музеев "неукраинских" деятелей». По ее словам: «Нам сейчас одинаково трудно всем: и музею Пушкина, и музею Тараса Шевченко» [Гасиджак, 2014]. Новость была подхвачена прессой разных стран [Деятели русской культуры., 2014; Музеи деятелей русской культуры., 2014; Представители русской культуры., 2014]. Печально, когда о существовании музея становится известно благодаря использованию исторической памяти в качестве инструмента политики.

Судьба еще одного государственного Музея декабристов в Тульчине (Винницкая область), размещенного в доме, где проживал П.И. Пестель, печальна. В Интернете можно обнаружить фотографию этого дома, сделанную в советские времена [Музей Декабриспв, б. д.]3. Можно также найти сообщение, что в 1975 г. в нем открылся музей [Музей истории декабризма в Тульчине, б. д.]4. Есть информация о том, что в начале 90-х началась реконструкция мемориального здания [Туль-чин, б. д.]. Последнее свидетельство - это фотография полуразрушенного дома, сделанная 2 сентября 2013 г. [Будинок П.ГПестеля, 2013]. Судьба «Домика у Тульчине», которому советский поэт-лауреат М.Т. Рыльский посвятил одноименное стихотворение (1947), сегодня мало заботит как местную общественность, так и местную власть. От этом можно судить по тому, что на сайтах газеты «Тульчинский край»5 и районной администрации6 нет ни одной публикации о судьбе «руинирован-ного» декабристского места памяти.

На фоне тихого исчезновения государственного музея в Тульчине утрата даже интернет-следов общественного музея, который располагался в школе имени Пестеля поселка городского типа Кирнасовка (Тульчинский район), не должна удивлять. На старом школьном сайте сообщалось: «В нашем селе <.> берегут память о декабристе Пестеле»7. Из этой недатированной записи, сделанной в начале нулевых, выяснялось, что сберечь удалось не всё: исчезла мемориальная доска на сторожке, где собирались декабристы; пропал мемориальный знак на месте, где была спрятана «Русская правда». Но всё же утрата декабристского фрагмента исторической памяти была неполной: в селе сохранялся «камень Пестеля», улица Пестеля, школа имени Пестеля, перед школой располагался бюст пламенного революционера, в самой школе - «комната-музей» Пестеля.

Запись была мной скопирована со школьного сайта в 2005 г. Сегодня этот сайт отсутствует.

Попытки обнаружить его следы в различных интернет-архивах успехом не увенчались.

Знакомство с новым сайтом школы, датированным 2010 г., свидетельствует о том, что она уже больше не носит имя Пестеля. Музей Пестеля заменен музеем местного самодеятельного художника. Декабристы на сайте не упоминаются ни разу. Единственный их след - это фотография памятника Пестелю, расположенного перед школой. Причем снимок сделан с тыльной стороны монумента. Выбор такого угла зрения вряд ли был продиктован бережным отношением администраторов сайта к памяти «первого поколения»8.

Сведения о музее, расположенном в школе села Вороньки Бобровицкого района Черниговской области, скудны. Село известно тем, что здесь упокоились герои «Звезды пленительного счастья»: одна из легендарных «русских женщин» М.Н. Волконская, ее преданный муж С.Г. Волконский и верный друг Марии Николаевны А.В. Поджио. В эпоху культа «трех поколений» было естественным увековечить память героев-декабристов. Из свидетельства (не позднее 1985 г.) председателя местного колхоза: «В настоящее время у нас в средней школе устроен музей, посвященный деятельности декабристов, а на могиле сооружен памятник» - выясняется, что колхозный народ чтит страшно далеких от народа дворянских революционеров [Грусланов, 1985]. Из сообщения туристического сайта мы узнаем, что, прежде чем почтить революционных предков, их могилы предварительно осквернили. После революции воинствующие безбожники разрушили церковь, в крипте которой хранились останки трех представителей «первого поколения». Узнаем также, что память о декабристах пережила приступ антисоветского иконоборчества периода перестройки: «На месте, где стоял величественный храм, возвышаются три могилы с надгробиями и барельефными портретами. Рядом находится ещё одна достопримечательность села Вороньки - стела, посвященная восстанию декабристов. А также в Вороньках есть и свой краеведческий музей». В духе времени желтой прессы преподносится табуированная советской цензурой декабристская «клубничка»: «В Сибири Волконская встретила декабриста А. Поджио, там они полюбили друг друга и пронесли чувство через всю жизнь, хотя Мария и оставалась в браке с князем Волконским» [Вороньки, б. д.]. Из путевого отчета московских поклонников декабристов выясняется, что краеведческий музей Волконских, созданный учителем-энтузиастом, приютился в «сырой, темной комнате» старого здания сельской школы [Путешествие в Историю..., 2012]. Сайт райцентра Бобровицы упоминает находящийся в Вороньках мемориальный комплекс как «единственное захоронение декабристов в Украине» [Село Вороньки., б. д.]. При этом о школьном музее умалчивается. Возможно, его состояние таково, что он не заслуживает звания достопримечательности районного масштаба.

Судьба общественного Музея декабристов братьев Муравьевых-Апостолов еще более плачевна. Он был открыт в одной из комнат родовой усадьбы Апостолов в юбилейном 1975 г. В то время здание занимал Ветеринарно-зоотехнический техникум [Щорс, 2007]. Журналист сравнивает современную ситуацию с советскими временами и приходит к неутешительным выводам: «Во времена Советского Союза усадьбу официально признали памятником истории, культуры и архитектуры. <...> По непонятным причинам в новом украинском реестре памятников старины вотчине Муравьевых-Апостолов места не нашлось. Два года назад областная комиссия решила, что дом находится в аварийном состоянии, поэтому подлежит сносу. <.> Полное равнодушие к уникальному наследию демонстрирует и местная власть, и сами жители села» [Поместье Муравьевых-Апостолов., 2002]. Власти отказались сотрудничать с зарубежными представителями рода Муравьевых-Апостолов, которые предлагали различные варианты сохранения родового имения [Щорс, 2007].

Принимая решение о сносе аварийной усадьбы, украинские чиновники даже не приняли во внимание то, что ранее на ее месте располагался дом предка декабристов, Данилы Апостола, гетмана Левобережной Украины (1727-1734), который активно «боролся с системой» за расширение автономии своей страны. А может, они до сих пор не в силах простить гетману, что тот в 1708 г. перешел «от Мазепы и шведов на сторону Петра» [Таран, 2004].

Дворец Муравьевых-Апостолов в Хомутце пока не снесен. Но фоторепортаж блогера-краеведа свидетельствует о том, что данный им заголовок «Хомутец. Полный» соответствует печальной действительности [Lemon, 2012].

Содержание учебных программ подтверждает вывод украинского историка Юрия Латыша о том, что память о декабристах оказывается в тени конъюнктурных тем украинской истории: украинской революции 1917-1920, Голодомора, деятельности ОУН-УПА. Следует признать и справед-

ливость его утверждения о присутствии двух декабристских мифов в современном украинском обществе: советской «революционной (ленинско-герценовской) концепции» и «несмелых» попыток представить декабристов «отцами-основателями украинского освободительного движения» [Латыш, 2008, с. 33]. Советская версия в полной мере представлена в учебниках всемирной истории. Вторая обнаруживается в курсах истории Украины слишком «несмело». Концепция «украинских декабристов» не стала общепризнанным мифом национальной истории.

Состояние декабристских «мест памяти» свидетельствует о том, что дворянских революционеров терпят, но ими не дорожат. Обилие улиц Декабристов, присутствие «корпоративных» декабристских имен позволяют считать, что «первое поколение» борцов с русским царизмом не раздражает украинские власти и национальную интеллигенцию. Но бедственное материальное положение музеев заставляет думать, что этнически ориентированная программа постсоветских украинских элит не предполагает сохранения памяти о русских провозвестниках народной свободы.

Примечания

1 Выражаю признательность украинским историкам Юрию Латышу и Игорю Мартынюку за помощь в подборе материалов и консультации в процессе подготовки данной статьи.

2 Попытка переименования тогда не удалась. В 2013 г. в Острожском горсовете продолжались дебаты по этому поводу. См. [Давидюк, 2013].

3 Ср. [Копайгородска, Недобой, 1969].

4 Ср. [Шдласко, 1976].

5 http://www.tulchinkray.org.ua.

6 http://tulchin-rda.gov.ua.

7 http://kirnasa.narod.ru/pestel.htm.

8 http://krn.tuedu.vn.ua/photo.html.

Библиографический список

Белкина Т. Прощай, «этонашевсе», - возвращайся, Пушкин! // День (Киев). 1999. 3 июня.URL: http://www.day.kiev.ua/ru/article/obshchestvo/proshchay-etonashevse-vozvrashchaysya-pushkin (дата обращения: 07.05.2014).

Белкина Т. Человек, исполнивший свое предназначение // День (Киев). 1999. 25 июня. URL: http://www.day.kiev.ua/ru/article/obshchestvo/chelovek-ispolnivshiy-svoe-prednaznachenie (дата обращения: 07.05.2014).

Бердычевськый Я.М., Щупак 1.Я., Морозова Л.В. Всесвггня iсторiя: Щдручник для 9 класу загальноосвггшх навчальних закладiв. Запорiжжя, 2009.

Будинок n.I. Пестеля // Wikimedia Commons. 2013. 11 сент. URL: http://commons.wikimedia.org/ wikiMle:%D0%91%D1%83%D0%B4%D0%B8%D0%BD%D0%BE%D0%BA_%D0%9F._%D0%86._ %D0%9F%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8F_DSC_0922JPG#filehistory (дата обращения: 07.05.2014).

Веслогреб-Казанскый П. Интервью с командой // Вконтакте. 2012. 11 сент. URL: http://vk.com/topic-6571436_26971219 (дата обращения: 07.05.2014).

Власов В.С. IсторiяУкраiни (Вступ до юторп): Щдручник для 5 класу загальноосвггшх навчальних закладiв. Кшв, 2013.

Вороньки // Интересные места Украины. Б. м. Б. г. URL: http://interestingukraine.kiev.ua/ chernigovskaya-oblast/bobrovickij-rajon/voronki/ (дата обращения: 07.05.2014).

Гасыджак Л. Музеи деятелей русской культуры отказались от защиты захватчиков из Кремля // Prostir.museum. 2014. 5 марта. URL: http://prostir.museum/ua/post/32261 (дата обращения: 07.05.2014).

Псем О.В., Мартинюк О.О. Всесвггая iсторiя. 9 кл.: Пщручник для загальноосвгтшх навчальних закладiв. Харьюв, 2009.

Грусланов В.Н. Дорогие реликвии. Л., 1985. URL: http://militera.lib.ru/prose/russian/gruslanov_vn/ 20.html (дата обращения: 07.05.2014).

Гусейнов Г. Г.Советские идеологемы в русском дискурсе 1990-х. М., 2003. URL:

http://www.speakrus.ru/gg/gus_tom-1-14-10td.pdf (дата обращения: 07.05.2014).

Давидюк Т. В. Острозi на Рiвненщини хочуть вулицю Украiнськоi революцп // Все. 2013. 9 авг.URL:

http://vse.rv.ua/news/1376037164-v-ostrozi-na-rivnenshchini-hochut-vulicyu-ukrayinskoyi-revolyuciyi.

html (дата обращения: 07.05.2014).

Двойной юбилей // Рабочая газета. 2009. 5 июня. URL: http://rg.kiev.ua/page14/article14822/ (дата обращения: 07.05.2014).

Декабристов (Миргородский район) // Путешественники. Б. м. Б. г. URL: http://www.travellers.ru/city-dekabristov-(mirgorodskijj-rajjon) (дата обращения: 07.05.2014). ДекабристЫ // Вконтакте. Б. д. URL: http://vk.com/dekabristi.band (дата обращения: 07.05.2014). ДекабристЫ // RealMusic. 2008. 1 октября. URL: http://www.realmusic.ru/dekabristi/info. Деятели русской культуры в Киеве: не надо нас защищать // BBC. Украина. 2014. 5 марта. URL: http://www.bbc.co.uk/ukrainian/mobile/ukraine_in_russian/2014/03/140305_ru_s_russian_culture.shtml (дата обращения: 07.05.2014).

Евграшина М. Вечно скитавшийся по квартирам в Москве и Петербурге Петр Ильич Чайковский говорил, что только в Каменке на Украине чувствует себя дома и может оставаться самим собой // Факты и комментарии. 2003. 2 авг. URL: http://fakty.ua/75882-vechno-skitavshijsya-po-kvartiram-v-moskve-i-peterburge-petr-ilich-chajkovskij-govoril-chto-tolko-v-kamenke-na-ukraine-chuvstvuet-sebya-doma-i-mozhet-ostavatsya-samim-soboj (дата обращения: 07.05.2014).

Казьмирчук Г., Латиш Ю. Концепщя укра!нського декабризму // «Укрш'нсью декабристи чи декаб-ристи наУкра!ш?»: Рух декабриспв очима юторию 1920-х роив. Кшв, 2011.

Ковальчук И., Гомон Д. Черномырдина называли «Кремлевскими бровями», «Степашей» и «Газпромом» // Сегодня. 2010. 3 нояб. URL: http://www.segodnya.ua/politics/power/chernomyrdina-nazyvali-kremlevckimi-brovjami-ctepashej-i-hazpromom.html (дата обращения: 07.05.2014). Колычев В. Личный рояль Чайковского: путешествие длиной в полвека // Еженедельник 2000. 2013. 4 июля.URL: http://2000.net.ua/2000/aspekty/nasledie/92208 (дата обращения: 07.05.2014). Копайгородска О.1., Недобой М.1. Тульчинський краезнавчий музей. Одеса, 1969. С. 23. URL: http://pidlasko.myjino.ru/?attachment_id=483 (дата обращения: 07.05.2014).

Костел святого Мартина // Википедия. Б. м. Б. г. URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0% BE%D 1 %81 %D 1 %82%D 1 %91 %D0%BB_%D0%A 1%D0%B2%D 1 %8F%D 1 %82%D0%BE%D0%B3 %D0%BE_%D0%9C%D0%B0%D 1 %80%D 1 %82%D0%B8%D0%BD%D0%B0_(%D0%9B%D 1 %8C %D0%B2%D0%BE%D0%B2) (дата обращения: 07.05.2014).

Косянчук А. Дети Хрущова // Planetabsurd. Б.м. Б. г. URL: http://www.planetabsurd.epak. infocom.lviv.ua/1d.htm (дата обращения: 07.05.2014).

Латиш Ю. Рух декабриспв у сусшльно-полгтичнш думщ незалежно! Укра!ни // Проблеми юторп та юторюграфп Укра!ни: Программа i матерiали науково-практично! конференцп, присвячено! 360-рiччю Козацько! революцп 1648-1667 рр. та 90^ччю Гетьманату П. Скоропадського / наук. ред. проф. Г.Д. Казьмирчук. Ки!в, 2008.

Мисан В.О. Вступ до юторпУкраши: Пiдручник для 5 класу загальноосвiтнiх навчальних закладiв. 2-ге вид. Ки!в, 2010. 176 с.

Музеи деятелей русской культуры отказались быть «заложниками агрессивной политики Кремля» // Нов. газета. 2014. 11 марта. URL: http://www.novayagazeta.ru/news/1679259.html (дата обращения: 07.05.2014).

Музей Декабриспв // Украна. Б. м. Б. г. URL: http://www.ukrain.travel/redakce/tiskdr.php?dr=1 252&lanG=uk& (дата обращения: 07.05.2014).

Музей истории декабризма в Тульчине // Вин-Инфо - сайт города Винницы. Б. м. Б. г. URL: http://www.vin-info.org.ua/publ/3-1-0-23/ (дата обращения: 07.05.2014).

На Полтавщине Николай Азаров посетит Сорочинскую ярмарку // Час пик. 2012. 16 авг. URL: http://vchaspik.ua/ukraina/75438na-poltavshchine-nikolay-azarov-posetit-sorochinskuyu-yarmarku (дата обращения: 07.05.2014).

Николаев П. «Так» или «не так»? Украина мечется между СССР и Евросоюзом // Родная газета. 2006. 10 марта. URL: http://www.rodgaz.ru/index.php?action=Articles&dirid=22&tek=19509&issue=258 (дата обращения: 07.05.2014).

Осмоловський С.О., Ладиченко Т.В. Всесвгтня iсторiя: Щцручник для 9 класу загальноосвгтшх навчальних закладiв. Киев , 2009.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Пестеля (поселок) // Московские продолья. Б. м. Б. г. URL: m-prod.ru/woerub59wu-bplak55/ %D0%9F%D0%B5%D 1 %81 %D 1 %82%D0%B5%D0%BB%D 1 %8F_(%D0%BF%D0%BE%D 1%81 % D1%91%D0%BB%D0%BE%D0%BA) (дата обращения: 07.05.2014).

Шдласко Т. Тульчин (Пупвник). Одеса, 1976. URL: http://pidlasko.myjino.ru/?attachment_id=847 (дата обращения: 07.05.2014).

Пометун О.1., Костюк I.A., Малиенко Ю.Б. Iсторiя Украши (Вступ до юторп): Пщручник для 5 класу загальноосвгтшх навчальних закладiв. Киiв, 2013.

Поместье Муравьевых-Апостолов памятником архитектуры не признали // Подробности. 2002. 30 апр. URL: http://podrobnosti.ua/podrobnosti/2002/04/30/23520.html (дата обращения: 07.05.2014). Представители русской культуры в Украине уверяют, что не нуждаются в защите // Комментарии. 2014. 5 марта. URL: http://comments.ua/life/455772-predstaviteli-russkoy-kulturi-ukraine.html (дата обращения: 07.05.2014).

Путешествие в Историю: «По следам» декабристов // Tavel-vestnik.ru. 2012. 3 нояб. URL: http://travel-vestnik.ru/puteshestvie-v-istoriyu-po-sledam-dekabristov/ (дата обращения: 07.05.2014). Реент О., Малш О. Iсторiя Украши. Пщручник для 9 класу загальноосвгтшх навчальнихзакладiв. Кшв, 2009.

Рок-группа Декабристы! // Вконтакте. Б. м. Б. г. URL: http://vk.com/id131952613 (дата обращения: 07.05.2014).

Село Вороньки в Бобровицком районе // Город Бобровица, Бобровицкий район Черниговской области. Б. м. Б. г. URL: http://bobrovica.ukr1.ru/index.php?file=Voronki (дата обращения: 07.05.2014). «Сказка. Баснь. Кощуна». Графика, живопись, скульптура, театрально-декорационное и декоративно-прикладное искусство // Афиша. TUT. 2010. 18 дек. URL: http://afisha.tut.ua/events/ event/fgalleries/18.12.2010/15366/ (дата обращения: 07.05.2014).

Слепынин О. Каменка: миф, юбилей, любовь // Русская народная линия. 2007. 15 февр. URL: http://ruskline.ru/analitika/2007/02/15/kamenka_mif_yubilej_lyubov (дата обращения: 07.05.2014). Слепынин О. Фокус Каменки, что над Тясьмином // Зеркало недели. 2003. 17 окт. URL: http://gazeta.zn.ua/SOCIETY/fokus_kamenki,_chto_nad_tyasminom.html (дата обращения: 07.05.2014). «Сохранить и приумножить» // Версии. 2007. 25 июля. URL: http://versii.com/news/132785/ (дата обращения: 07.05.2014).

Струкевич О.К. Украши. 9 клас: Пщручник. Киев, 2009.

Сысоев А., Мусафирова О., Богданова О. Он любил Украину по-русски // Комс. правда (Украина). 2010. 4 нояб. URL: http://kp.ua/politics/251348-on-luibyl-ukraynu-po-russky (дата обращения: 07.05.2014).

Таран Л. Апостол на гетьманскому кош. Боровся iз системою // Вечiрнiй Кшв. 2004. № 220. URL: http://kakdela.kiev.ua/17406/art/1680.html (дата обращения: 07.05.2014).

Тарасюк В. Директор Киевского музея А.С. Пушкина Наталья Тишаева: «Все дивным образом переплелось в этом булгаковско-пушкинском доме» // Первое экскурсионное бюро. 2010. Октябрь. URL: http://primetour.ua/ru/excursions/museum/Kievskiy-muzey-A-Pushkina-v-Kieve.html (дата обращения: 07.05.2014).

Тульчин // Википедия. Б. м. Б. г. URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D2%F3%EB%FC%F7%E8%ED (дата обращения: 07.05.2014).

Турченко Ф.Г., Мороко В.М. Iсторiя Украши: Пщручник для 9 класу загальноосвгтшх навчальних закладiв. 2-е вид. Кшв, 2011.

Чепернатий С. Кубок району у «Подшля» // Тульчинський край. 2013. 7 серп. URL: http://www.tulchinkray.org.ua/?p=1995 (дата обращения: 07.05.2014).

Щорс Ю. Остров встреч // Аргументы и факты (Украина). 2007. 12 дек. URL: http://www.aif.ua/society/article/15547 (дата обращения: 07.05.2014).

Lemon. Хомутец. Полный // OpenEye team. 2012. 1 февр. URL: http://openeye.org.ua/ Article/Read/id/ 5 7/ (дата обращения: 07.05.2014).

Дата поступления рукописи в редакцию 23.04.2014

MEMORY OF THE DECEMBRISTS IN INDEPENDENT UKRAINE: TEXTBOOKS AND «PLACES OF MEMORY»

S. E. Ehrlich

Publishing House Nestor-Historia, Petrozavodskaya str., 7, 197110, Saint Petersburg, Russia ehrlich@mail.ru

The historical policy of former Soviet republics needs to overcome "centripetal" Soviet approach to history according to which the "accession" of the "younger brothers" was beneficial and, in some cases, even life-saving. The historical right to independence is justified by the scheme: "We had a glorious past, whose origins are lost in the Paleolithic. Our progressive development was interrupted by dark ages of foreign yoke. Today we return to old values on the base of which we are going to return to our former glory". In the light of that "three-step-model" all "separatists" are declared national heroes from Moscow's point of view. The revolutionaries of the common imperial past are also to be included in the pantheon of national memory on the principle: "The enemy of my enemy is my friend". Actually, the attitude to Russian revolutionaries in post-Soviet states is mixed which is verified by the example of the memory of the Decembrists in independent Ukraine. The content of academic programs proves that the memory of the Decembrists remains in the shadow of the opportunistic topics presented in Ukrainian history. There are two Decembrists myths in the textbooks: the Soviet revolutionary concept and the attempts to present the Decembrists as founding fathers of the Ukrainian national movement. Significant number of streets named after Decembrists in Ukrainian cities proves that the "first generation" of fighters against the tsarist regime does not annoy Ukrainian authorities or national intelligentsia. But poor state of the museums makes one think that ethnically oriented program of post-Soviet Ukrainian elite does not imply preservation of memory of Russian fighters for freedom.

Key words: the Decembrists, Ukraine, textbooks, places of memory.

References

Belkina T. Proshchay, «etonashevse», - vozvrashchaysya, Pushkin! // Den' (Kiev). 1999. 3 iyunya.URL: http://www.day.kiev.ua/ru/article/obshchestvo/proshchay-etonashevse-vozvrashchaysya-pushkin (data obrashcheniya: 07.05.2014).

Belkina T. Chelovek, ispolnivshiy svoe prednaznachenie // Den' (Kiev). 1999. 25 iyunya. URL: http://www.day.kiev.ua/ru/article/obshchestvo/chelovek-ispolnivshiy-svoe-prednaznachenie (data obrashcheniya: 07.05.2014).

Berdichevs'kiy Ya.M., ShchupakI.Ya., Morozova L.V. Vsesvitnya istoriya: Pidruchnik dlya 9 klasu zagal'noosvitnikh navchal'nikh zakladiv. Zaporizhzhya, 2009.

BudinokP.I. Pestelya // Wikimedia Commons. 2013. 11 sent. URL: http://commons.wikimedia.org/ wiki/File:%D0%91%D1%83%D0%B4%D0%B8%D0%BD%D0%BE%D0%BA_%D0%9F._%D0%86._%D0%9F %D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8F_DSC_0922.JPG#filehistory (data obrashcheniya: 07.05.2014).

Veslogreb-Kazanskiy P. Interv'yu s komandoy // Vkontakte. 2012. 11 sent. URL: http://vk.com/topic-6571436_26971219 (data obrashcheniya: 07.05.2014).

Vlasov V.S. IstoriyaUkrai'ni (Vstup do istorii'): Pidruchnik dlya 5 klasu zagal'noosvitnikh navchal'nikh zakladiv. Kiiv,

2013.

Voron'ki // Interesnye mesta Ukrainy. B. m. B. g. URL: http://interestingukraine.kiev.ua/ chernigovskaya-oblast/bobrovickij-rajon/voronki/ (data obrashcheniya: 07.05.2014).

Gasidzhak L. Muzei deyateley russkoy kul'tury otkazalis' ot zashchity zakhvatchikov iz Kremlya // Rrostir.museum.

2014. 5 marta. URL: http://prostir.museum/ua/post/32261 (data obrashcheniya: 07.05.2014).

Gisem O.V., Martinyuk O.O. Vsesvitnya istoriya. 9 kl.: Pidruchnik dlya zagal'noosvitnikh navchal'nikh zakladiv. Khar'kiv, 2009.

Gruslanov V.N. Dorogie relikvii. L., 1985. URL: http://militera.lib.ru/prose/russian/gruslanov_vn/ 20.html (data obrashcheniya: 07.05.2014).

Guseynov G.G. Sovetskie ideologemy v russkom diskurse 1990-kh. M., 2003. URL: http://www.speakrus.ru/gg/gus_tom-1-14-10td.pdf (data obrashcheniya: 07.05.2014).

Davidyuk T.V. Ostrozi na Rivnenshchini khochut' vulitsyu Ukrainskoi revolyutsii // Vse. 2013. 9 avg.URL:

http://vse.rv.ua/news/1376037164-v-ostrozi-na-rivnenshchini-hochut-vulicyu-ukrayinskoyi-revolyuciyi.

html (data obrashcheniya: 07.05.2014).

Dvoynoy yubiley // Rabochaya gazeta. 2009. 5 iyunya. URL: http://rg.kiev.ua/page14/article14822/ (data obrashcheniya: 07.05.2014).

Dekabristov (Mirgorodskiy rayon) // Puteshestvenniki. B. m. B. g. URL: http://www.travellers.ru/city-dekabristov-(mirgorodskijj-rajjon) (data obrashcheniya: 07.05.2014).

C. E. Эрnих

DekabristY // Vkontakte. B. d. URL: http://vk.com/dekabristi.band (data obrashcheniya: 07.05.2014). DekabristY // RealMusic. 2008. 1 oktyabrya. URL: http://www.realmusic.ru/dekabristi/info.

Deyateli russkoy kul'tury v Kieve: ne nado nas zashchishchat' // BBC. Ukraina. 2014. 5 marta. URL: http://www.bbc.co.uk/ukrainian/mobile/ukraine_in_russian/2014/03/140305_ru_s_russian_culture.shtml (data

obrashcheniya: 07.05.2014).

Evgrashina M. Vechno skitavshiysya po kvartiram v Moskve i Peterburge Petr Il'ich Chaykovskiy govoril, chto tol'ko v Kamenke na Ukraine chuvstvuet sebya doma i mozhet ostavat'sya samim soboy // Fakty i kommentarii. 2003. 2 avg. URL: http://fakty.ua/75882-vechno-skitavshijsya-po-kvartiram-v-moskve-i-peterburge-petr-üich-chajkovskij-govoril-chto-tolko-v-kamenke-na-ukraine-chuvstvuet-sebya-doma-i-mozhet-ostavatsya-samim-soboj (data obrashcheniya: 07.05.2014).

Kaz'mirchuk G., Latish Yu. Kontseptsiya ukraïns'kogo dekabrizmu // «Ukraïns'ki dekabristi chi dekabristi naUkraïni?»: Rukh dekabristiv ochima istoriki 1920-kh rokiv. Kiiv, 2011.

Koval'chuk I., Gomon D. Chernomyrdina nazyvali «Kremlevskimi brovyami», «Stepashey» i «Gapromom» // Segodnya. 2010. 3 noyab. URL: http://www.segodnya.ua/politics/power/chernomyrdina-nazyvali-kremlevckimi-brovjami-ctepashej-i-hazpromom.html (data obrashcheniya: 07.05.2014).

Kolychev V. Lichnyy royal' Chaykovskogo: puteshestvie dlinoy v polveka // Ezhenedel'nik 2000. 2013. 4 iyulya.URL: http://2000.net.ua/2000/aspekty/nasledie/92208 (data obrashcheniya: 07.05.2014).

Kopaygorodska O.I., Nedoboy M.I. TuTchinsky kraeznavchiy muzey. Odesa, 1969. S. 23. URL:

http://pidlasko.myjino.ru/?attachment_id=483 (data obrashcheniya: 07.05.2014).

Kostel svyatogo Martina // Vikipediya. B. m. B. g. URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%

BE%D 1 %81 %D 1 %82%D 1 %91 %D0%BB_%D0%A 1 %D0%B2%D 1 %8F%D 1 %82%D0%BE%D0%B 3 %D0%BE_

%D0%9C%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%B0_(%D0%9B%D1%8C%D0%B2%D0%BE%

D0%B2) (data obrashcheniya: 07.05.2014).

KosyanchukA. Deti Khrushchova // Planetabsurd. B.m. B. g. URL: http://www.planetabsurd.epak. infocom.lviv.ua/1d.htm (data obrashcheniya: 07.05.2014).

Latish Yu. Rukh dekabristiv u suspil'no-politichniy dumtsi nezalezhnoï Ukraïni // Problemi istoriï ta istoriografiï Ukraïni: Programma i materiali naukovo-praktichnoï konferentsiï, prisvyachenoï 360-richchyu Kozatskoï revolyutsiï 1648-1667 rr. ta 90-richchyu Get'manatu P. Skoropads'kogo / nauk. red. prof. G.D. Kaz'mirchuk. Kiïv, 2008. Misan V.O. Vstup do istoriïUkraïni: Pidruchnik dlya 5 klasu zagal'noosvitnikh navchal'nikh zakladiv. 2-ge vid. Kiïv, 2010. 176 s.

Muzei deyateley russkoy kul'tury otkazalis' byt' «zalozhnikami agressivnoy politiki Kremlya» // Nov. gazeta. 2014. 11 marta. URL: http://www.novayagazeta.ru/news/1679259.html (data obrashcheniya: 07.05.2014). Muzey Dekabristiv // Ukraïna. B. m. B. g. URL: http://www.ukrain.travel/redakce/tiskdr.php?dr=1 252&lanG=uk& (data obrashcheniya: 07.05.2014).

Muzey istorii dekabrizma v Tul'chine // Vin-Info - sayt goroda Vinnitsy. B. m. B. g. URL: http://www.vin-info.org.ua/publ/3-1-0-23/ (data obrashcheniya: 07.05.2014).

Na Poltavshchine Nikolay Azarov posetit Sorochinskuyu yarmarku // Chas pik. 2012. 16 avg. URL: http://vchaspik.ua/ukraina/75438na-poltavshchine-nikolay-azarov-posetit-sorochinskuyu-yarmarku (data

obrashcheniya: 07.05.2014).

Nikolaev P. «Tak» ili «ne tak»? Ukraina mechetsya mezhdu SSSR i Evrosoyuzom // Rodnaya gazeta. 2006. 10 marta. URL: http://www.rodgaz.ru/index.php?action=Articles&dirid=22&tek=19509&issue=258 (data obrashcheniya: 07.05.2014).

Osmolovskiy S.O., Ladichenko T.V. Vsesvitnya istoriya: Pidruchnik dlya 9 klasu zagal'noosvitnikh navchal'nikh zakladiv. Kiev , 2009.

Pestelya (poselok) // Moskovskie prodol'ya. B. m. B. g. URL: m-prod.ru/woerub59wu-bplak55/ %D0%9F%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8F_(%D0%BF%D0%BE%D1%81%D1%91%D 0%BB%D0%BE%D0%BA) (data obrashcheniya: 07.05.2014).

Pidlasko T. Tul'chin (Putivnik). Odesa, 1976. URL: http://pidlasko.myjino.ru/?attachment_id=847 (data obrashcheniya: 07.05.2014).

Pometun O.I., Kostyuk I.A., Malienko Yu.B. Istoriya Ukraïni (Vstup do istoriï): Pidruchnik dlya 5 klasu zagal'noosvitnikh navchal'nikh zakladiv. Kiïv, 2013.

Pomest'e Murav'evykh-Apostolov pamyatnikom arkhitektury ne priznali // Podrobnosti. 2002. 30 apr. URL: http://podrobnosti.ua/podrobnosti/2002/04/30/23520.html (data obrashcheniya: 07.05.2014).

Predstaviteli russkoy kul'tury v Ukraine uveryayut, chto ne nuzhdayutsya v zashchite // Kommenta-rii. 2014. 5 marta. URL: http://comments.ua/life/455772-predstaviteli-russkoy-kulturi-ukraine.html (data obrashcheniya: 07.05.2014). Puteshestvie v Istoriyu: «Po sledam» dekabristov // Tavel-vestnik.ru. 2012. 3 noyab. URL: http://travel-vestnik.ru/puteshestvie-v-istoriyu-po-sledam-dekabristov/ (data obrashcheniya: 07.05.2014). Reent O., Maliy O. Istoriya Ukraïni. Pidruchnik dlya 9 klasu zagal'noosvitnikh navchal'nikhzakladiv. Kiïv, 2009. Rok-gruppa Dekabristy! // Vkontakte. B. m. B. g. URL: http://vk.com/id131952613 (data obrashcheniya: 07.05.2014). Selo Voron'ki v Bobrovitskom rayone // Gorod Bobrovitsa, Bobrovitskiy rayon Chernigovskoy oblasti. B. m. B. g.

URL: http://bobrovica.ukr1.ru/index.php?file=Voronki (data obrashcheniya: 07.05.2014).

«Skazka. Basn'. Koshchuna». Grafika, zhivopis', skul'ptura, teatral'no-dekoratsionnoe i dekorativno-prikladnoe iskusstvo // Afisha. TUT. 2010. 18 dek. URL: http://afisha.tut.ua/events/ event/fgalleries/18.12.2010/15366/ (data obrashcheniya: 07.05.2014).

Slepynin O. Kamenka: mif, yubiley, lyubov' // Russkaya narodnaya liniya. 2007. 15 fevr. URL: http://ruskline.ru/analitika/2007/02/15/kamenka_mif_yubilej_lyubov (data obrashcheniya: 07.05.2014). Slepynin O. Fokus Kamenki, chto nad Tyas'minom // Zerkalo nedeli. 2003. 17 okt. URL: http://gazeta.zn.ua/SOCIETY/fokus_kamenki,_chto_nad_tyasminom.html (data obrashcheniya: 07.05.2014). «Sokhranit' i priumnozhit'» // Versii. 2007. 25 iyulya. URL: http://versii.com/news/132785/ (data obrashcheniya: 07.05.2014).

Strukevich O.K. Istoriya Ukraïni. 9 klas: Pidruchnik. Kiev, 2009.

Sysoev A., Musafirova O., Bogdanova O. On lyubil Ukrainu po-russki // Koms. pravda (Ukraina). 2010. 4 noyab. URL: http://kp.ua/politics/251348-on-luibyl-ukraynu-po-russky (data obrashcheniya: 07.05.2014). Taran L. Apostol na get'manskomu koni. Borovsya iz sistemoyu // Vechirniy Kiïv. 2004. № 220. URL: http://kakdela.kiev.ua/17406/art/1680.html (data obrashcheniya: 07.05.2014).

Tarasyuk V. Direktor Kievskogo muzeya A.S. Pushkina Natal'ya Tishaeva: «Vse divnym obrazom pereplelos' v etom bulgakovsko-pushkinskom dome» // Pervoe ekskursionnoe byuro. 2010. Oktyabr'. URL: http://primetour.ua/ru/excursions/museum/Kievskiy-muzey-A-Pushkina-v-Kieve.html (data obrashcheniya: 07.05.2014).

Tul'chin // Vikipediya. B. m. B. g. URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D2%F3%EB%FC%F7%E8%ED (data obrashcheniya: 07.05.2014).

Turchenko F.G., Moroko V.M. Istoriya Ukraïni: Pidruchnik dlya 9 klasu zagal'noosvitnikh navchal'nikh zakladiv. 2-e vid. Kiïv, 2011.

Chepernatiy S. Kubok rayonu u «Podillya» // Tul'chins'kiy kray. 2013. 7 serp. URL: http://www.tulchinkray.org.ua/?p=1995 (data obrashcheniya: 07.05.2014).

Shchors Yu. Ostrov vstrech // Argumenty i fakty (Ukraina). 2007. 12 dek. URL: http://www.aif.ua/society/article/15547 (data obrashcheniya: 07.05.2014).

Lemon. Khomutets. Polnyy // OpenEye team. 2012. 1 fevr. URL: http://openeye.org.ua/Article/Read/id/57/ (data obrashcheniya: 07.05.2014).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.