Научная статья на тему 'Паисий Хилендарский первый болгарский будитель'

Паисий Хилендарский первый болгарский будитель Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
375
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Science Time
Область наук
Ключевые слова
БОЛГАРСКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ / "СЛАВЯНО-БОЛГАРСКАЯ ИСТОРИЯ О НАРОДАХ И ЦАРЯХ БОЛГАРСКИХ"

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Хамидуллин Родион Рустамович

Данная статья посвящена одному из основоположников Болгарского Возрождения Паисию Хилендарскому. Рассмотрены основные вехи его биографии, труд "Славяно-болгарская история о народах и царях болгарских" и последователи первого болгарского будителя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Паисий Хилендарский первый болгарский будитель»

SCIENCE TIME

Паисий Хилендарский - первый болгарский

будитель

Хамидуллин Родион Рустамович, студент 3 курса СГФ БФ БашГУ,

г. Бирск

E-mail: rodionweb@gmail.com

Аннотация. Данная статья посвящена одному из основоположников Болгарского Возрождения Паисию Хилендарскому. Рассмотрены основные вехи его биографии, труд "Славяно-болгарская история о народах и царях болгарских" и последователи первого болгарского будителя.

Ключевые слова: Болгарское возрождение, "Славяно-болгарская история о народах и царях болгарских".

Роль Паисия Хилендарского в Болгарском национальном освобождении сложно переоценить. Ведь без его стремления внушить болгарам чувства национального достоинства и гордости за свою страну, стало бы невозможным объединение Болгарии в 1885 году, через более чем сто лет после написания книги "Славяно-болгарская история о народах и царях болгарских".

О биографии Паисия Хилендарского известно довольно мало. Фактически, она исчерпывается выдержками из его труда "Славяно-болгарская история". Болгарский просветитель родился в 1722 году в городке Банско неподалеку от древнего Рильского монастыря [2]. Он был послушником в этой обители вплоть до 1745 года, когда он удалился в афонский монастырь Хиландар, где был произведен в чин иеромонаха. В то время болгары, сербы и греки были одинаково порабощены Османской империей, но это не мешало им не ладить между собой. Во второй половине XVIII века эта борьба приняла форму ожесточенных споров в монастырской братии между монахами-греками и монахами-славянами. Эти споры вращались вокруг вопросов, связанных с национальным языком, историей, культурой и политическими правами отдельных национальностей [1, 73]. Греки и сербы ставили болгар ниже себя, аргументируя это отсутствием у болгар знаний собственной истории. Это и побудило Паисия Хилендарского покинуть монастырь в поисках источников для написания истории Болгарии. Вернувшись в

SCIENCE TIME

Хиландар он продолжил работу над трудом, но недовольство других монахов вынудило его перейти в Зографский монастырь, где он и закончил работу над книгой в 1762 году. Покинув Афон он отправился в Болгарию, где и провел остаток жизни, странствуя по городам, сёлам и деревням, давая переписывать книгу. Первым эту книгу переписал в 1765 году другой великий просветитель Софро-ний Врачанский, а всего известно о 70 списках истории, до сегодняшних дней дошли 45, сообщает Александр Мошев, смотритель Болгарского Национального музея. Для болгар "История Болгарии" стала началом борьбы за национальную независимость, ведь как нет личности без памяти, так нет и нации без истории.

"Славяно-болгарская история" заряжена огромной патриотической энергией. Самая известная фраза книги - "За что ты стыдишься нарекаться болгарином и не читаешь, и не говоришь на своем языке?" - была обращением к прогрече-ской части болгар, и именно подобные фразы, которыми пропитана вся книга, а не историческая составляющая, стали главным достоинством данного труда. Нельзя рассматривать работу просветителя как научный исторический труд, ведь Паисий не обладал необходимыми для историка данными. Идеализация исторического прошлого болгар, хронологические ошибки, художественный вымысел, путаница в именах и событиях отвергают возможность рассмотрения работы Па-исия в качестве исторического труда. Но перед ним и не стояла задача в строгой передаче исторических событий, главной целью его работы было пробуждение у болгар национального самосознания, а также активное противостояние духовному натиску греческой культуры. В книге Паисия Хилендарского нельзя найти открытый призыв к восстанию болгарского народа. Его единственный призыв связан с сохранением болгарского языка и болгарской истории. И этот призыв попал в цель. Его читатели и слушатели не могут более оставаться равнодушными к судьбе своего народа. Это и предопределило успех "Истории Болгарии" среди духовной элиты болгарского народа [3]. Так началось возрождение болгарского общества, а Паисий Хилендарский получил признание в качестве первого болгарского просветителя.

Если перефразировать известную фразу В.И. Ленина, то можно сказать, что Паисий Хилендарский разбудил духовную элиту болгарского общества. И будем правы. Его книга сыграла большую роль в болгарской жизни, дав сильный толчок массовому пробуждению болгарского народа и развитию его сознания. Этот труд дал идеологическую опору проболгарской части общества, позволил переманить на их сторону равнодушных и неопределившихся, а также дал повод задуматься и переосмыслить прогреческой части общества об оправданности принятия ими эллинизма.

О влиянии "Истории славяноболгарской" на переосмыслении своей причастности к болгарскому народу у жителей Болгарии говорят факты, изложенные

SCIENCE TIME

в данном абзаце. Болгарский просветитель Неофит Рильский рассказывал, что его отец, будучи грекоманом, прочитав "Историю Болгарии", в корне изменил свои взгляды [1, 98]. Благодаря труду Паисия начал свою общественнополитическую деятельность Петко Славейков, хотя изначально он хотел посветить себя служению Богу [1, 98]. Становится понятно, что "История Болгарии" сыграла стимулирующую роль в дальнейшем развитии болгарской историографии и литературы. Так, например, под влиянием книги Паисия написали свои исторические труды иеромонах Спиридоний и Христаки Дупничанин [1, 98]. Также сильное влияние Паисий оказал на "патриарха болгарских революционеров" Георгия Стойкова Раковского. В своих сочинениях Раковский часто прибегает к цитированию просветителя [1, 99].

Таким образом, рост национального самосознания болгарского общества, начиная со II половины XVIII века не подлежит никакому сомнению. В культурной и политической жизни болгарского народа Паисий с "Историей славяноболгарской" сыграл роль организующего фактора. Паисий Хилендарский является зачинателем у болгар того широкого общественного движения, которое известно под именем болгарского национального ренессанса. Его заслуга в том, что он первым дал четкую и ясную программу этого движения - борьба за национальное самоопределение на культурном и политическом фронте.

Литература:

1. Державин Н.С. История Болгарии. Т. IV. Москва-Ленинград.: Изд. Ак. наук СССР.

2. Кротов Яков.Словарь святых.[Электронный ресурс].—Режим доступа. — Ц^: http://krotov.info/yakov/history/18_bю_moi/1798_paisy.htm

3. Митев Пламен. Уроки преп. Паисия. 250 лет "Истории Славяноболгарской". [Электронный ресурс]. — Режим доступа. — Ц^: http://ru.pravoslavie.bg/? р=4452

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.