Научная статья на тему 'П. Сорокин о предмете и задачах социологии'

П. Сорокин о предмете и задачах социологии Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
3638
270
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
П.СОРОКИН / СОЦИОЛОГИЯ / СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ / P. SOROKIN / SOCIOLOGY / SOCIAL PHILOSOPHY

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Бадмаева Мария Валентиновна

Статья посвящена исследованию вопроса о предмете общесоциологической теории выдающегося русскоамериканского социолога, мыслителя П.А. Сорокина.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PITIRIM SOROKIN ON THE SUBffiCT AND GOALS OF SOCIOLOGY

The article touches upon the subject of the sociological theory of the prominent Russian-American sociologist, P.A. Sorokin.

Текст научной работы на тему «П. Сорокин о предмете и задачах социологии»

Помимо этого, в новое время появились «Основные положения «Сандхинирмочана

сутры» («ШШ^^ШШ:»), написанные Тай Сюем Также имеется сочинение Янь Пэя

(тШ^р) «Пояснения о стиле «Сандхинирмочана

сутры» («^^Й^Хд^Р»), написанное на

современном китайском языке байхуа. В работе

Чэнь Цзаня «О значении раздела

«Признак отсутствия собственной природы» «Сандхинирмочана сутры»

{<<<%ШШЪЗс Й дается

подробное разъяснение разделу о «Признаке отсутствия собственной природы»

(«5с ЙЙ^рр»). Помимо того, имеется работа

Хань Цинцзина «Записи о

«Иогачарабхуми шастре»

(<<МЮ!1ЩШ£$#гЕ>>), в которой также представлены комментарии к

«Сандхинирмочана сутре» («ШШь Из

современных исследователей отметим имя Цзи Цюня написавшего работы «Основные

идеи «Сандхинирмочана сутры»

«Сандхинирмочана сутра» и идеи только-сознания»

«Толкование

«Сандхинирмочана сутры» и

др.

Таким образом, мы видим, что трактат «Цзе шэнь ми цзин» привлекал пристальное внимание исследователей китайского буддизма, начиная с момента знакомства китайцев с сутрой. Систематичность, целостность, содержательная ценность сутры не остались незамеченными китайской аудиторией. Изучение «Цзе шэнь ми цзин» остается актуальным вплоть до настоящего времени.

Литература

1. Торчинов Е.А. Введение в буддологию. Курс лекций. - СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2000. - С. 69.

2. Янгутов Л.Е. Традиции Абхидхармы в Китае. -Улан-Удэ: Изд-во ВСГАКИ. 2010. - С. 106.

3. Сандхинирмочана-сутра. Перевод и аннотации Чжао Динхуа. - Пекин: Изд-во Чжунхуашуцзюй, 2010. -С.1-7.

4. Сюй Шаоцян. Исследование [наследия] Сюань Цзана. Под ред. Хуан Синьчуань. - Сиань: издательство Педагогического университета Шаньси, 1999. - С.323.

5. Чжунго фоцзяо. Т.З. - Шанхай, 1996. - С. 72-74.

Хабдаева Аюна Константиновна, кандидат исторических наук, старший преподаватель кафедры восточных языков Бурятского государственного университета, г. Улан-Удэ, e-mail:

ayupost@yandex.ru.

Khabdayeva Ayuna Konstantinovna, candidate of historical science, senior lecturer, department of oriental languages, Buryat State University, Ulan-Ude, e-mail: ayupost@yandex.ru.

УДК 316.2

© M.B. Бадмаева

П.СОРОКИН О ПРЕДМЕТЕ И ЗАДАЧАХ СОЦИОЛОГИИ

Статья посвящена исследованию вопроса о предмете общесоциологической теории выдающегося русско-американского социолога, мыслителя П.А. Сорокина.

Ключевые слова: П.Сорокин, социология, социальная философия.

M.V. Badmaeva

PITIRIM SOROKIN ON THE SUBJECT AND GOALS OF SOCIOLOGY

The article touches upon the subject of the sociological theory of the prominent Russian-American sociologist, P.A. Sorokin.

Key words: P. Sorokin, sociology, social philosophy.

Имя Питирима Сорокина и его вклад в мировую социологию сегодня общеизвестны. После политических перемен в Советской России в числе идейных противников новой власти он был в 1922 г. выслан из страны, хотя до этого в Петроградском университете впервые

создал кафедру социологии, издал книгу «Система социологии», получил звание профессора без защиты диссертации.

Свою эмигрантскую жизнь П.А. Сорокин прожил в основном в США, став и здесь создателем первого факультета социологии в

Гарварде. Здесь много лет он читал свои известные лекционные курсы по социологии, создал собственную научную школу, написал и опубликовал целый ряд фундаментальных работ, принесших автору мировую известность.

Профессионально Сорокин всю жизнь занимался социологией, но не только... Многие исследователи творчества Сорокина отмечают удивительную особенность его учения, заключающуюся в том, что оно представляет собой своеобразный сплав философии, социологии, истории, культурологии и даже статистики. В литературе, посвященной Сорокину, термины «ученый», «философ», «социолог» и т.п. часто употребляются как синонимы. Некоторые исследователи, отметив данное обстоятельство, сожалеют о недостатке внимания к изучению сугубо философской составляющей взглядов Сорокина.

Действительно, Сорокин и сегодня представлен, прежде всего, как социолог. Именно социологические концепции и разработки, принадлежащие ученому, приобрели в России более широкую известность. Собственно философские идеи долгое время игнорировались, да и сегодня остаются без адекватного разностороннего освещения.

Безусловно. выделить философскую составляющую из общего контекста исследований Сорокина, обособив, оторвав ее от остального повествования, невозможно. Сорокин никогда сознательно не ставил перед собой задачу создания социально-философской концепции. Никогда он не рассматривал философскую проблематику в качестве ведущей, основной. Тем не менее, она присутствует и может быть сформулирована в виде определенной системы положений, объединенной единым принципом. Какова эта система положений? Какие именно социально-философские проблемы поднимает Сорокин? Каков основополагающий принцип его социально-философского учения? Для ответа на эти и многие другие вопросы, прежде всего, необходимо обратиться к рассмотрению тех требований, которые предъявляются к научным исследованиям со стороны социальной философии.

Мы согласны с позицией П.В. Алексеева, согласно которой 1) социальная философия «основываясь на принципе антропоцентризма, исследует состояние общества как целостной системы, всеобщие законы и движущие силы его функционирования и развития, его взаимосвязь с природной средой, окружающим миром в целом»; 2) «...предметом изучения

социальной философии является не только общество, но и социум, или социальность вообще, как особая неприродная, точнее, надприродная реальность» [1, с. 8].

Подобным образом формулирует цели и задачи своих социологических исследований и Питирим Сорокин. В работе «Общество, культура и личность» ученый, исследуя предмет социологии, использует термин «социология» в широком смысле, имея в виду науку, изучающую социальную реальность во всех возможных отношениях. В частности, Сорокин отмечает, что социология, как и остальные социальные и гуманитарные дисциплины, исследует область надорганики или социокультурного пространства. «Физические науки изучают неорганические явления, биология исследует органический мир, общественные науки рассматривают

надорганические явления» [2, с. 3].

По мнению Сорокина, основным отличительным признаком собственно человеческого, надорганического мира является наличие сознания или мышления в своей развитой форме. «Как наличие жизни характеризует живые структуры и процессы, так и наличие сознания или мышления в своей развитой форме отличает надорганические явления от органических. Так же как лишь небольшая часть физического мира (растения и животные) обнаруживает феномен жизни, так и небольшая часть живого мира проявляет сознание в развитой форме - в науке, философии, религии и этике, искусстве, технических изобретениях и социальных институтах. Надорганические явления в таком развитом виде обнаруживаются только в человеке и в цивилизации» [2, с. 3].

Сорокин разграничивает физиологически обусловленные рефлексы и инстинкты, чувства и эмоции, способы реагирования на внешние воздействия, свойственные некоторым представителям животного мира и действительные проявления сознания, выражающиеся в способности людей к созданию идеальных, нематериальных, выраженных в понятиях лингвистических, научных, философских и т.п. систем.

Именно социокультурная среда, а не биологические особенности человека формируют его личность, мировоззрение, вкусы и поведение. Что касается роли биологических сил, то она, по Сорокину, состоит в выполнении следующих двух функций. Во-первых, организмы с лучшей наследственностью лучше выполняют социокультурные функции, чем те,

кто обладает худшей наследственностью. Во-вторых, биологические свойства, качества организма с необходимостью ограничивают его деятельность. Так, умственно неполноценный человек не может быть профессором, а физически слабый человек - чемпионом в тяжелом весе.

Собственно человеческие способности, отмечает ученый, не наследуются биологически, а приобретаются каждым человеческим индивидом в процессе непрерывного взаимодействия с себе подобными носителями знаний, опыта и культуры. «Изоляция от других людей лишает человека бесконечно богатого опыта, накопленного благодаря миллионам поколений. В этом случае его сознание обречено оставаться на самом примитивном уровне. Даже развитый, умный человек начинает деградировать, если он вырывается на долгое время из взаимодействия с людьми и соприкосновения с созданным человеком миром.

Паука, философия, религия, этика, технология, искусство и социальные структуры создавались и обобщались благодаря деятельности бесчисленных человеческих поколений. Определенное приращение надорганики может возникать из взаимодействия инноватора и предшествующей культуры, но накопление знания, являющееся точкой отсчета, само есть продукт человеческого взаимодействия. В этом смысле надорганическая культура может

рассматриваться как прямой или косвенный продукт взаимодействия между людьми» [2, с.

5].

Другими словами, область социального находится в сфере взаимодействующих человеческих индивидов и продуктов, результатов их совместной деятельности. Об особенностях социального взаимодействия Сорокин говорит в работе «О так называемых факторах социальной эволюции». Установив, что сущностью социального является взаимодействие людей, устанавливающееся в более-менее постоянной группе, ученый добавляет: «Но, конечно, этим сказано еще далеко не все. Ведь взаимодействие есть и среди животных, например, «общество» пчел, муравьев и т.д. Значит, один факт взаимодействия еще далеко не характеризует собой сущности социального факта. Необходимо прибавить к нему еще то условие, чтобы это взаимодействие было сознательным, а не инстинктивным или рефлекторным» [3, с. 525]. Сознательное взаимодействие - это обмен

ощущении, представлений, чувств, эмоции, который Сорокин называет коллективным опытом.

Коллективный опыт в постоянной группе людей не исчезает, а передается от отца к сыну, от поколения к поколению. При этом все последующие поколения обогащают и корректируют полученные результаты, что проявляется в постепенном переходе от потока неясных полусознательных ощущений, эмоций и представлений к абстрактным отвлеченным понятиям. Появление понятия, а вместе с ним знания и науки, знаменует появление собственно человеческого, социального мира. «Только в человеческом обществе взаимодействие принимает специфически-сознательную форму, доходит до «логического» или научного взаимодействия и дает свои высшие плоды в виде «культуры». Таким образом, мир понятий - или логическое взаимодействие - вот окончательный признак чисто социального (человеческого) явления. Отсюда само собой вытекает определение социального явления: социальное явление есть мир понятий, мир логического (научного - в строгом смысле этого слова) бытия, получающийся в процессе взаимодействия (коллективный опыт) человеческих индивидов» [3, с. 527].

Таким образом, ключевым понятием в определении социальности, по Сорокину, становится значимое (осмысленное)

межличностное взаимодействие человеческих индивидов. Ученый называет его родовым социокультурным явлением и дает следующие пояснения. «Под «взаимодействием» понимается любое событие, с помощью которого один человек полуосязаемым путем влияет на открытые действия или состояние ума другого. В отсутствие такого влияния (односторонего или взаимного) невозможно никакое социокультурное явление. Миллион полностью изолированных людей не представляет собой социального явления или общества, поскольку они не влияют друг на друга. Под «значением» нужно понимать «все то, что для одного сознания выступает как знак чего-то иного». Значимое взаимодействие - это любое взаимодействие, в котором влияние, оказываемое одной частью на другую, имеет значение или ценность, возвышающиеся над чисто физическими и биологическими свойствами соответствующих действий» [2, с. 40].

В структуре социального взаимодействия, являющегося родовым социокультурным

явлением, ученый выделяет три компонента: 1) наделенные сознанием, действующие человеческие индивиды, являющиеся субъектами взаимодействия; 2) значения, нормы и ценности, которыми люди руководствуются в своих действиях; 3) поступки людей и материальные артефакты, с помощью которых объективизируются нематериальные значения, ценности и нормы.

Первый элемент значимого взаимодействия -люди. Характеристика индивидов дается с точки зрения их возможности благодаря высокоразвитой нервной системе воспринимать идущие извне раздражения, анализировать их и реагировать на них, совершая те или иные действия. Сорокин отмечает факт несходства (физического, психического, социального) индивидов, предлагает чрезвычайно подробную классификацию потребностей, дающую, по его мнению, возможность анализировать влияние биологических и психологических особенностей на социальное поведение человека.

В работе «Общество, культура и личность» он рассматривает качества взаимодействующих индивидов и разнообразие действий, предпринимаемых ими в различных ситуациях. Говоря о качествах индивидов, Сорокин отмечает большое значение биологической и социальной гомогенности индивидов и пишет: «Взаимодействие между индивидами той же расы, национальности, племени,

территориальной группы, семьи, пола, возраста, религии, политической партии, профессии, экономического статуса и т.д., и особенно между теми, кто обладает одинаковыми социокультурными ценностями, всегда отличается во многих отношениях от взаимодействия между индивидами, расходящимися по этим качествам» [2, с. 43].

Далее он подробно исследует предпринимаемые в разных ситуациях действия индивидов, которые сводит к четырем главным формам:

а) каталитические действия, т.е. действия, оказывающие влияние просто через знание о существовании участников взаимодействия; б) открытые действия; в) воздержание от открытых действий; г) толерантные действия.

Каталитические действия, считает Сорокин, редко изучаются современной ему социологией и социальными науками. Тем не менее, ученый высоко оценивает их значение: «Простое существование советского режима или фашистской формы правления произвело на протяжении последних двух десятилетий огромное влияние на коммунистическое и

фашистское движение во всем мире, на формы правления и экономической организации обществ. Это влияние было гораздо сильнее, чем то, которое оказали все платные агенты и пропагандисты, вместе взятые» [2, с. 43]. Сорокин подробно останавливается на характеристике толерантных действий. Толерантность, по его мнению, зачастую требует более значительных внутренних усилий, чем даже открытые действия, такие как нанесение удара, выстрел, поцелуй и т.п. и по этой причине никак не может быть отождествлена с пассивностью и бездействием. Ярким примером толерантности является христианская этика, проповедующая любовь к своим врагам, подставление другой щеки и сознательное непротивление насилию и ненависти.

Все выделенные виды человеческих действий Сорокин классифицирует на эффективные и неэффективные, продолжительные и

краткосрочные, сознательные и несознательные, преднамеренные и непреднамеренные. Преднамеренные действия, согласно Сорокину, мотивированы сознательной целью и осуществляются ради ее достижения, непреднамеренные - осуществляются без какой-либо сознательной цели и мотивированы исключительно прошлым и настоящим опытом. Ученый отстаивает и обосновывает мнение, согласно которому сознательные действия далеко не всегда являются преднамеренными. Большинство людей, по мнению ученого, совершают действия не ради достижения какой-то цели, не ради достижения какого-то результата в будущем, а в силу привычки, сложившейся когда-то в прошлом опыте. Поэтому их никак нельзя назвать преднамеренными. Подобный вывод Сорокин делает в отношении действий, совершаемых в противоречии с целями человека, когда, например, во время боевых действий солдат бежит с поля боя, несмотря на свое решение храбро сражаться. Здесь реальная мотивирующая сила - не цель человека, а биологическое побуждение, ответная реакция на определенный объективный стимул, такой как превосходящий по силе противник.

Следующий компонент родового

социокультурного явления - значения, ценности, нормы. Сорокин указывает, что все они обозначают класс значимых явлений, наложенных на биофизические свойства индивидов и предметов, действий и событий. Именно этот компонент значений, ценностей, норм, компонент сознания, обусловливает

социальность, собственно человеческий образ жизни и способ взаимодействия. Он является главным отличием собственно культурного явления. Без этого компонента книга, например, платоновское «Государство» - просто физический объект (множество бумажных страниц), обладающий определенной геометрической формой, определенными физическими и химическими свойствами.

Подобные предметы и явления существуют только в мире разумных человеческих индивидов, которые, взаимодействуя друг с другом, создают, накапливают, передают от поколения к поколению имеющиеся знания и опыт. Все созданное человеком, начиная от простых инструментов и заканчивая произведениями искусства, научными открытиями, техническим изобретениями есть материальная культура человечества, средство объективации, передачи и хранения культурных ценностей, норм и значений.

Само присутствие указанного компонента ценностей радикально изменяет природу физического или органического явления, которые используются человеком в качестве средств объективации значений, ценностей и норм. Так, религиозные ценности превращают кусок дерева в священный тотем, материю, прикрепленную к палке - в национальный флаг.

И, наконец, третий компонент в структуре родового социокультурного явления материальные носители, средства объективации значений, ценностей и норм. Без носителей, без проводников, по которым взаимные реакции индивидов передаются от индивида к индивиду, от группы к группе, никакое значимое взаимодействие невозможно. Сорокин делит проводники на два типа: физические и символические. Роль первых связана с их материальными свойствами, а роль вторых - со значением, которое закрепляется за ними в практике человеческого общения. Все разнообразие физических проводников Сорокин делит на следующие группы: а) звуковые проводники; б) световые и цветовые проводники; в) пантомимические проводники; г) термические проводники; д) механические проводники; е) химические проводники; ж) электрические и радиопроводники; з) материально-объектные проводники. Именно проводники обусловливают характер социального взаимодействия. Так, транспортное сообщение, телеграф и телефон в значительной степени сокращают социальное пространство, делая контакты между людьми более интенсивными и разнообразными. Наличие

проводников, кроме того, позволяет учесть степень интенсивности взаимодействия посредством учета количества приходящихся в среднем на члена рассматриваемого сообщества писем, телеграмм, телефонных разговоров, газет и т.д. Проводники, являясь символами реальных переживаний, создают новую культурную среду, «застывший результат прошлых

взаимодействий, органически включенных в настоящее взаимодействие». С первых же мгновений пребывания в мире человек сталкивается с ней и затем, в течении всей жизни существует внутри этой среды, не будучи способным изменить ее.

Среди звуковых проводников самыми важными Сорокин считает речь и музыку. Именно посредством речи люди в основном регулируют свое поведение. Музыка наилучшим образом передает чувства, эмоции, настроения, которые не всегда могут быть выражены в слове.

Наиболее значимым из всего множества световых и цветовых проводников, по Сорокину, является письменность, благодаря которой сохраняется духовное наследие людей, осуществляется связь между прошлым, настоящим и будущим.

Все проводники, так или иначе, оказывают влияние на сознание и поведение людей. Однако, некоторые из них, такие как термические, механические, химические, электрические и радиопроводники влияют на поведение человека через непосредственное физическое воздействие на его организм. Предметные же проводники функционируют, в основном, в качестве символических проводников, которые воздействуют на наш образ действий и поступки через свои символические свойства. Людей, пишет Сорокин, «...можно сравнить с полипами: как деятельность последних привела к образованию коралловых рифов, так и процессы человеческого взаимодействия постоянно производят новые пласты материальной культуры и новые наборы проводников. Их постепенное аккумулирование, пласт на пласт, приводит к образованию новой окружающей среды вокруг взаимодействующих индивидов, среды, полностью отличной от физической, социотехнической среды. Все мы живем в такой среде. Она окружает нас на каждом шагу. Она постоянно передает нам сигналы, инициированные прежними поколениями, и таким образом определенно детерминирует наш опыт и поведение. Э.Дюркгейм справедливо утверждал, что общество состоит не только из

индивидов, но и из материальных объектов, которые играют существенную роль в социальной жизни, и что социальные факты часто объективируются до такой степени, что они становятся частью материального мира» [2, с. 57].

В процессе своего существования проводники часто трансформируются в фетиш. Люди начинают рассматривать их как одушевленное существо, живущее собственной жизнью. Часто магическое значение приписывается словам, изображениям или отдельным предметам, как это происходит, например, в религии. При этом фетишизация оказывает сильное обратное действие на поведение и сознание человека. «Носители кристаллизуют и стандартизируют, проясняют и формализуют, искажают и преобразуют значения, ценности и нормы, которые они объективируют и раскрывают. Возникнув как проводники, в процессе деятельности они оказывают мощное влияние на поступки людей и состояние их сознания, особенно когда проводники превращаются в самоценные значения, ценности или идолы» [2, с. 63]. По этой причине Сорокин подчеркивает, что все материальные носители, независимо от вида и времени их создания, должны считаться реальным элементом социокультурного явления наряду с индивидами и значениями.

Исследуя общий с остальными социально-гуманитарными науками объект изучения, надорганическ\то реальность, социология, по мысли Сорокина, выполняет свою собственную определенную задачу. «В то время как история концентрирует свое внимание на изучении социокультурных феноменов, которые являются уникальными и неповторимыми во времени и пространстве,... социология изучает свойства надорганики, которые повторяются во времени и пространстве, то есть являются общими для всех социокультурных феноменов (общая социология) или для всех видов данного класса социокультурных явлений - для всех войн, всех наций, всех революций, всех религий и т.д. (специальные социологии)» [2, с. 7]. Специфика указанной задачи, другими словами, заключается в том, что социология, в отличие от целого ряда социальных наук, в частности, истории, является не индивидуализирующей, а генерализирующей дисциплиной.

Социология исследует в соответствии с собственной спецификой все сферы, разделы, подсистемы социокультурного пространства. Это отличает ее от таких генерализирующих социальных дисциплин как, например,

экономика, политология, религиоведение, изучающих свойства, отношения и повторяющиеся устойчивые взаимосвязи, общие для всех экономических, политических и религиозных явлений соответственно.

Другими словами, одной из важнейших задач социологии, по Сорокину, является исследование социальных свойств, процессов и явлений, имеющих место во всех сферах жизни общества, в любых видах социальных организаций и коллективов. Безусловно, подобная задача выходит за рамки предметного поля любой отдельной социальной дисциплины и требует существования особой науки, которая рассматривает родовые виды всех этих явлений и взаимосвязи между ними. Эта задача выполняется социологией.

Важной характерной особенностью социологии является то, что последняя, в отличие от других социально-гуманитарных наук, имеет дело с целостным социокультурным пространством. Анализ отдельных социальных явлений невозможен, считает Сорокин, если они рассматриваются вне целостного контекста развития общества и культуры, в отрыве от всех реальных взаимосвязей и взаимоотношений. Ученый настаивает на том, что необходимо рассматривать общество и культуру как целое, а значит, выйти за пределы специальных социальных дисциплин. Он проводит сравнение с медициной, где «...существует процедура, которую обычно проделывает каждый компетентный врач: перед тем, как диагностировать болезнь пациента, он исследует весь организм в целом и знакомится с историей его жизни. В социальных науках эта процедура, к сожалению, почти отсутствует, ибо ее необходимость еще не осознана. Как и в медицине, специализированный подход здесь становится плодотворным и разумным, лишь когда во внимание принимается все социокультурное пространство. В противном случае науке уготована судьба быть неадекватной и ложной. В большой семье общественных наук социология играет именно эту роль» [2, с. 14].

Тем не менее, сказанное не означает, что социология - простая сумма всех социальных дисциплин, лишенная собственного предмета. Исследование общих и характерных свойств, отношений сходства социокультурных явлений предполагает такую же специализацию, как и изучение их уникальных черт и отношений. Несмотря на свою генерализирующую природу, социология является строго специальной наукой, которая, изучая целостное

социокультурное пространство, не пытается выполнить миссию остальных социальных наук.

Сорокин отмечает факт взаимозависимости социологии и других отраслей научного знания. Социология по своему содержанию и по предмету связана с множеством частных социальных, гуманитарных и естественных наук, что объясняется наличием общего объекта исследования, социокультурной реальности. Будучи генерализирующей наукой, социология зависит от открытий в других специальных науках. Однако, каждая наука, в свою очередь, зависит от смежных с ней наук. Но и они в значительной степени зависят от выводов, полученных в рамках социологических исследований. «Социологические теории Платона и Аристотеля оказали огромное влияние на политическую, экономическую, правовую, историческую и другие специальные дисциплины, причем их влияние ошутимо вплоть до сегодняшнего дня. То же касается и обобщающих выводов Августина и Фомы Аквинского, Гоббса и Макиавелли, Ибн Халдуна и Вико, Монтескье и Локка, Руссо и Боссюэ, Конта и Спенсера, Гегеля и Маркса, Шпенглера, Дюркгейма, Тарда, Вебера и Парето... Возникновение любой важной социологической системы всегда оказывало влияние на всю систему отдельных дисциплин, на их ведущие принципы, интерпретации, изучаемые проблемы, методы и технику исследования. Почти все специальные гуманитарные и социальные дисциплины второй половины XIX в. строились на гегельянских или конто-спенсеровских принципах. Позже они оказались под огромным влиянием марксистской социологии в области экономической интерпретации данных, тардовско-дюркгеймовских, веберовских,

Как видно из предложенной схемы, общая социология изучает родовые свойства всех социокультурных явлений в их структурных и динамических аспектах, повторяющиеся взаимосвязи между социокультурными и

паретовских и шпенглерианских

социологических принципов и методов» [2, с. 14].

Особо Сорокин подчеркивает практическую полезность социологии, которую многие считают лишенной утилитарной ценности вследствие высокой степени абстрактности, теоретичности ее выводов и, как следствие, оторванности от конкретной реальности. «Ее практическое влияние - благотворно оно или нет сейчас, это не принципиально, - было весьма впечатляющим. В большинстве великих социальных революций, реформ и реконструкций именно социология того или иного рода была ведущей идеологией и направлением. Социология Локка сыграла эту роль в революции 1688 г. при установлении либерально-демократического режима в Англии; труды Вольтера, Руссо и других энциклопедистов сыграли ту же роль во Французской революции 1789 г. и в последующие годы. В наше время марксистская социология была ведущим интеллектуальным направлением и «святыней» коммунистической революции в России; расистские социологии А.Гобино, Х.Чемберлена и других стали кредо нацистского путча и третьего рейха. От социологии Конфуция до социологии настоящего времени практическое действие этой науки было очень заметным (хотя речь часто шла об ошибочных социологиях, а не о валидных). Сказанного достаточно, чтобы развеять иллюзии слишком практичных людей относительно утилитарной ценности социологии» [2, с. 16].

Суммируя свои высказывания о предмете и характерных особенностях социологии, Сорокин предлагает следующее схематическое описание основных разделов социологического знания.

космическими явлениями, собственно социокультурные и биологические феномены, различные подклассы социокультурных явлений. При этом она делится на структурную и динамическую социологию. Структурная

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Общая социология Специальная социология

Структурная Динамическая

Теория: а) социальных систем и скоплений; б) культурных систем и скоплений; в) личности в ее структурном аспекте, основные типы личностей, взаимодействие личностей Теория повторяющихся: а) социальных процессов и изменений: б) культурных процессов и изменений; в) изменений типов личностей, типов взаимоотношений, соответствующих ритмов, тенденций и причинных факторов Теория структуры и динамики отдельных классов социокультурных явлений с точки зрения общих и повторяющихся аспектов и отношений

социология рассматривает структуру и состав родовых социокультурных явлений, основные структурные типы групп или институтов, в соответствии с которыми дифференцируется население и их взаимоотношения, основные структурные типы культурных систем и их взаимоотношения, структуру и типы личности, входящие в состав социальных групп и культурных систем. Динамическая социология исследует повторяющиеся социальные процессы, повторяющиеся культурные процессы, ритм, темп, периодичность, тенденции и флуктуации в социальных и культурных процессах, происходящие в людях повторяющиеся социокультурные процессы. Подобное разграничение, по мнению ученого, является логически более адекватным и лучше соответствует тому, чем является социология на самом деле. Определение ее как науки «о культуре», «об обществе», «о человеческих отношениях» и т.п. представляется слишком общим, не указывающим на специфические черты социологии и не отличающим ее от других социальных наук.

Приведенная Сорокиным схема

свидетельствует о совпадении общей социологии по предмету исследования, методам и перечню основных проблем с большинством

социально-философских теорий. Данное обстоятельство, по нашему мнению, дает право рассматривать общесоциологические выводы Сорокина в качестве социально-философских воззрений, а самого Сорокина - считать одним из ярких представителей социально-философской мысли XX в.

Литература

1. Алексеев П.В. Социальная философия. - М., 2003.

2. Sorokin P. Society, Culture and Personality. - NY, 1969.

3. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. -M.: Политиздат, 1992.

4. Сорокин П. Социальная и культурная динамика: Исследование изменений в больших системах искусства, истины, этики, права и общественных отношений. - М., 2000.

Бадмаева Мария Валентиновна, доктор философских наук, доцент, декан факультета экономики и управления Бурятского государственного университета, г. Улан-Удэ, e-mail: badmaeva_maria@mail.ru.

Badmaeva Maria Valentinovna, doctor of philosophical science, associate professor, the head of economic and management department, Buryat State University, Ulan-Ude, e-mail:

badmaeva_maria@mail.ru.

УДК 111.84 © С.Г. Пилецкий

ИММАНУИЛ КАНТ О СТАТУСЕ МЕСТИ И ВОЗМЕЗДИЯ

Тема мести и возмездия во все времена волнована умы философов. Нет, пожалуй, еще такой проблемы, которая бы провоцировала такой накач страстей и имела такой общественный «камертон звучания». Автор ставит своей задачей проанализировать тему мести и возмездия в творчестве великого представителя классической немецкой философии — Иммануила Канта.

Ключевые слова: категорический императив, месть, возмездие. справедливость, принцип долга.

S.G. Piletskiy

IMMANUEL KANT ON THE STATUS OF REVENGE AND RETRIBUTION

The theme of revenge and retribution in all the times exited the minds of the philosophers. Perhaps, there is no any the problem that provoked such an intensity of emotions and had such social «tuning fork sound». The author undertakes the task to analyze the theme of revenge and retribution in the creation of the great representative of the German classical philosophy - Immanuel Kant.

Key words: the categorical imperativef revenge, retribution, justice, the principle of duty.

Как известно, Иммануил Кант говорил, что есть две вещи, которые тем больше его волнуют, чем чаще он о них задумывается - это звездное небо над ним и нравственный закон в нем. Понятно также, что речь здесь идет не о персональной акциденции, а о человеческой

экзистенции - о человеке вообще. Иммануила Канта по праву можно считать не только творцом революции в сфере гносеологии, но создателем весьма оригинальной этической системы (ее чаще всего называют «ригористической»), где «долг» - не просто

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.