Научная статья на тему 'П. М. Абовин-егидес - легендарный преподаватель Ростовского университета, диссидент-социалист, выдающийся политический мыслитель современности'

П. М. Абовин-егидес - легендарный преподаватель Ростовского университета, диссидент-социалист, выдающийся политический мыслитель современности Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
225
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «П. М. Абовин-егидес - легендарный преподаватель Ростовского университета, диссидент-социалист, выдающийся политический мыслитель современности»

ISSN 0321-3056 IZVESTIYA VUZOV. SEVERO-KAVKAZSKII REGION. SOCIAL SCIENCES.

ШТРИХИ К ПОРТРЕТУ TOUCHES TO THE PORTRAIT

2018. No. 3

Б01 10.23683/0321-3056-2018-3-115-119

П.М. Абовин-Егидес - легендарный преподаватель Ростовского университета, диссидент-социалист, выдающийся политический мыслитель современности

Биография преподавателя философского факультета РГУ П.М.Абовина-Егидеса (1917-1997) уникальна по многим параметрам.

Родился Петр Маркович Егидес в 1917 г. в Киеве. Его отец встал на сторону революции, но вошел в конфликт с местными чекистами и был ими в 1920 г. расстрелян. Т. Самсонова-Егидес пишет: «Потеряв отца, он вскоре стал детдомовцем: бабушка прокормить не могла и вынуждена была отдать внука новому нарождавшемуся Государству. Получив типично советское воспитание, Петр стал учиться на рабфаке - уникальном изобретении нового строя для создания советской интеллигенции. В 1932 г. он был направлен в сельскую школу учителем истории, при этом одновременно экстерном окончил десятилетнюю школу в районном центре. В 1936 г. как обладатель диплома с отличием был принят без экзаменов на философский факультет знаменитого Института философии, литературы и истории в Москве. Когда философский факультет закрыли, П.М. Егидес перешел на исторический факультет. В 1938 г. философфак в ИФЛИ восстановили, и он сразу же вернулся туда на стационар, продолжая изучать историю экстерном. 21 июня 1941 г. П.М. Егидес окончил свое обучение в ИФЛИ. Историческая подготовка обусловила и социальный характер его последующих философских изысканий, и политическую акцентацию выводов.

Хотя П.М. Егидес, судя по его более поздним публикациям, был настроен весьма антисталински, при этом он оставался советским патриотом и приверженцем классических идей социализма. И когда началась война, он записывается в Сокольническом РК ВЛКСМ добровольцем в ополчение, точнее в 1 -й Московский добровольческий отряд коммунистов и комсомольцев. В составе 19-й армии сражается под Смоленском. Командир минометной батареи П.М. Егидес попал в окружение, где и был ранен. Очнулся в плену, но через месяц ему удалось бежать и даже перейти линию фронта в расположение своей части. По законам военного времени он был арестован, отправлен в фильтрационный лагерь под Вологдой, а затем в Воркуту. Особое совещание НКВД не стало разбираться и назначило ему 10 лет «за измену Родине», 7 лет из которых он провел в лагерях в Коми АССР и Архангельской области. Известно, что когда П.М. Егидес работал в лагерной медсанчасти, к нему явился местный «пахан». Ему нужна была справка, чтобы не перевели в другой лагерь. Медбрат отказал, и уголовник стал угрожать ножом. П.М. Егидес схватил топор, которым колол лучину на растопку, и ударил уголовника по голове. В это время его очередное письмо с просьбой о помиловании легло на стол Поскребышева, и тот поставил печатку: «Дело пересмотреть. И. Сталин» [1, 2]. Суд за убийство назначил П.М. Егидесу 2 года условно, но учел, что он весь срок находился под следствием, и в конце концов его освободил. Это было просто фантастическое везение, хотя в этом, на наш взгляд, была определенная логика.

В конце 1948 г. П.М. Егидес был реабилитирован за недоказанностью состава преступления. Он вернулся в Москву, однако не мог устроиться здесь на работу и уехал на Украину. А в это время в связи с убийством Ярослава Галана приехал во Львов Н.С. Хрущёв, и на партактиве жена П.М. Еги-деса написала ему записку, что вот, мужа реабилитировали, а на работу не принимают. Через две недели его вызвали в Львовский обком партии, который дал указание принять на работу в местное педучилище.

ISSN 0321-3056 IZVESTIYA VUZOV. SEVERO-KAVKAZSKII REGION. SOCIAL SCIENCES. 2018. No. 3

В сентябре 1953 г. пленум ЦК КПСС принял решение о «коренной перестройке села». П.М. Еги-десу удалось уговорить жену добровольно поехать в колхоз на должность председателя. Сам получил председательство в колхозе, когда вступил в компартию. Он возглавил колхоз «Рассвет» села Санниковка Тамалинского района Пензенской области. Приступая к работе, он исходил из того, что в Советском Союзе никаких колхозов нет, поэтому «сделать колхозы колхозами - вот в чем суть. С самоуправлением. Хоть один колхоз сделать равным своему понятию - посмотреть, как это может и должно быть. Иначе говоря, совершить бы социалистическую революцию хотя бы в одном отдельно взятом колхозе» [3]. Новый курс партийного руководства на подъем села дал П.М. Егидесу надежду и уверенность, что это в принципе вполне возможно. Чтобы воплотить в жизнь изначальную идею колхоза как кооператива, по мнению П.М.Егидеса, нужно найти решение не в «способах производства» и не в технологической «рутине», а прежде всего в моральной ипостаси.

П.М. Егидес писал о том, что нужна логико-этическая переориентация общества с нынешней прагматически-потребительски-производственной ориентации на морально-нравственную. Его занимала идея создания производственно-воспитательного комбината, идея сближения колхоза и школы, так как колхозу нужны не роботы, а личности. Но такие оригинальные подходы показались странными и опасными партийному руководству области. После схватки на пленуме обкома с первым секретарем областного комитета КПСС Бутузовым П.М. Егидесу пришлось уйти с должности по собственному желанию и уехать в другие края. Причем этот эпизод не был исключением. П.М. Егидес приводил факты о подобном отношении секретарей Щетинина, Соломенцева и др. Он вспоминал позитивно только одного секретаря обкома - Ф.Д. Кулакова.

На основе управленческой практики он сделал вывод о реальной возможности строительства социализма снизу на основе самоуправления. П.М. Егидес считал, что самоуправляющееся общество, т. е. ассоциации самоуправляющихся индивидов, будут возникать оазисно, в разных странах, на разных континентах и станут, накапливая позитивный опыт, испробуя разнообразные формы организации свободного труда и справедливого распределения прибыли, создавать оазисы подлинного, а не мнимого социализма. П.М. Егидес позднее сформулировал закон «оазисного развития социализма», устраняя необходимость насилия для его возникновения и развития.

После конфликта с партийным руководством Пензы в 1959 г. П.М. Егидес добровольно-вынужденно вернулся к научной работе в сфере философии. Это не была просто смена рода деятельности, ибо П.М. Егидес решил, отталкиваясь от практики, разработать методологические основы подлинно социалистического самоуправления. Он стал печататься в центральных журналах, преподавать на кафедре философии Брянского сельскохозяйственного института. В 1965 г. защитил диссертацию кандидата философских наук на тему: «Проблема смысла жизни и её решение в марксистской этике». П.М. Егидес стремился доказать, что основной вопрос ее как философской науки -это вопрос о смысле жизни, считая его третьей стороной основного вопроса философии, поскольку он раскрывает отношение нравственного сознания к самому отношению между человеком и окружающим миром. Согласно теории П.М.Егидеса, смысл жизни имеет, с одной стороны, космическое, с другой - вполне практическое социальное значение.

В 1966 г. П.М. Егидес поработал в Иркутском университете, но уже в следующем году переехал в Ростов-на-Дону. В 1967 г. он работал в Ростовском педагогическом институте, а в 1968-1970 гг. преподавал в Ростовском государственном университете на кафедре марксистско-ленинской философии экономико-философского факультета. В это время РГУ возглавлял выдающийся организатор науки Юрий Андреевич Жданов, который пытался сосредоточить во вверенном ему университете лучшие творческие кадры [4]. В РГУ П.М. Егидес работал над инновационной монографией «Личность как категория общей социологии», которую хотел представить в качестве докторской диссертации. Но академическая карьера не стала смыслом его жизни. Изменившаяся политическая обстановка в стране и развитие диссидентского движения внесли значительные поправки в жизнь философа.

С 1967 г. П.М. Егидес стал открыто участвовать в диссидентском, фактически оппозиционном движении, в частности он пишет и непосредственно подписывает письма в ЦК КПСС, в которых осуждает вторжение советских войск в Чехословакию. Он направляет в Политбюро ЦК КПСС письмо с требованиями и предложениями освободить Синявского и Даниэля, провести выборы с альтернативными кандидатами, преобразовать газету «Правда» из органа ЦК КПСС в газету всей

ISSN 0321-3056 IZVESTIYA VUZOV. SEVERO-KAVKAZSKII REGION. SOCIAL SCIENCES. 2018. No. 3

партии, реорганизовать колхозы в действительно коллективные хозяйства крестьян, реорганизовать КГБ. Почувствовав угрозу ареста, он в 1969 г. срочно уволился из РГУ и переехал в Москву, но все-таки там был арестован по постановлению прокуратуры и отправлен в Ростов с предъявлением обвинения: «клевета на советский государственный строй» по ст.190-1 УК РСФСР. 7-8 декабря в Ростовском областном суде в закрытом заседании слушалось его дело.

Милиция изъяла чемодан с рукописями Егидеса, среди которых были проекты устава КПСС и Конституции. Эти проекты содержали предложения по демократизации партии и политической системы, что радикально расходилось с курсом Брежнева на консервацию советского общества и латентную реабилитацию Сталина. Проекты посягали на самое «святое» для КПСС - диктатуру партии, что вызвало не только содержательное, но и нравственное отторжение проектов. Эксперт института им. Сербского показал, что Егидес является психопатической личностью с черепно-мозговой травмой и атеросклерозом, что правонарушение было совершено Егидесом в «состоянии паранойяльной реакции с охваченностью бредовыми идеями величия и реформаторства». В настоящий момент, заключила судебная экспертиза, выход из реакции неполный, в связи с чем Егидес нуждается в принудительном лечении в психиатрической больнице общего типа. К сожалению, не лучшим образом на суде повели себя некоторые представители философского факультета РГУ. Судом было признано, что рукописи «К основным направлениям социализма» и «Единственный выход» содержат клеветнические измышления. П.М. Егидес был помещен в больницу им. Кащенко в отделение для беспокойных. До 1972 г. он находился в психбольнице им. Кащенко «Белые столбы» в Подмосковье. Трехгодичное пребывание в системе карательной психиатрии П.М. Егидес подробно описал в одной из своих публикаций [5].

В своих рукописях П.М. Егидес научно доказывал, что в СССР социализм так и не был построен, так как социализм и демократия в их подлинности невозможны друг без друга. По мнению П.М.Егидеса, идея социализма соответствовала естеству человека и его стремлению к свободе, а политическая система в СССР противоречила ей. Оценки реального социализма кардинально противоречили доктрине советского марксизма, но в то же время были очевидны общий социалистический характер теорий, отсутствие реальных связей автора с заграницей и, наконец, альтруистические личные намерения.

П.М. Егидес был освобожден в 1972 г. и потом долго был безработным, пока не устроился в ИПК бытового обслуживания, где преподавал теорию дизайна. Но он стал сотрудничать с журналом «ХХ век» Г. Павловского (1975-1976 гг.), подписал документ Московской Хельсинской группы «Десять лет спустя», посвященный годовщине вторжения в ЧССР, и т.п. Но самое главное - он стал одним из основателей социалистического журнала «Поиски» наряду с Р. Лерт и Г. Павловским. Авторами журнала были В.Ф. Абрамкин, В.Л. Гершуни, Ю.Л. Гримм, В.В. Сокирко, М.Я. Гефтер, П.А. Подрабинек и др. Журнал выходил открыто, с указанием подлинных фамилий издателей. Это была уникальная легальная попытка вступить в открытый и честный теоретический диалог с властями по поводу сущности советского строя. Идеологи КПСС считали П.М. Егидеса и его товарищей врагами социализма, западные идеологи - «красными» пропагандистами советского социализма. И те и другие сильно ошибались - П.М. Егидес и его журнал стояли на позициях демократического социализма. Свои статьи П.М. Егидес подписывал различными псевдонимами, в том числе именем Абовин, с этого времени и пошла в свет его итоговая двойная фамилия Абовин-Егидес. Журнал «Поиски» выходил в Москве с мая 1979 г. до конца 1980 г., всего было распространено восемь номеров с ничтожным тиражом в 20-30 экземпляров. Именно тогда была впервые опубликована знаменитая программная статья П.М. Егидеса «Принципы социализма». Однако политически-практическая эффективность журнала в силу мизерной тиражности была почти нулевая. Тем не менее за саму организацию оппозиционного социалистического журнала П.М. Абовин-Егидес был уволен из института и, более того, ему было запрещено преподавать философию фактически вообще. Философ-историк-социалист стал подвергаться новым административным преследованиям, в том числе задержаниям, обыскам, допросам, увольнениям с работы. В 1980 г. КГБ буквально принудил его эмигрировать.

Во Франции П.М. Абовин-Егидес продолжал свои социально-философские социалистические изыскания. Он стал членом Социалистической партии Франции и выпустил типографским способом старые и новые номера журнала «Поиски». У него были сложные взаимоотношения с эмигрантами,

ISSN 0321-3056 IZVESTIYA VUZOV. SEVERO-KAVKAZSKII REGION. SOCIAL SCIENCES. 2018. No. 3

не принимавшими его социалистические взгляды, лидерами компартии Франции, не говоря уже об идеологах СССР [6]. При этом он был президентом Объединенного комитета спасения Сахарова, которого очень уважал и написал о нем первую научную монографию.

После восстановления советского гражданства в 1990 г. П.М. Абовин-Егидес часто приезжал в Россию, выступал с лекциями, в которых пропагандировал социалистические идеалы самоуправления, чем вызвал сильное раздражение либералов всех мастей. В 1991 г. издательство «Молодая гвардия» выпустило книгу П.М. Абовина-Егидеса «Сквозь ад. В поисках третьего пути». Это была своеобразная научно-публицистическая монография с некоторыми элементами воспоминаний. В ней автор не только убедительно изложил свою концепцию самоуправленческого социализма, но сделал широкий обзор дискуссий в советском обществе периода перестройки. При этом он дал отпор некоторым ультра-либералам, которые посмели обвинить его в оправдании советского тоталитаризма. Категорически отрицая советский строй как тоталитарный этатизм, П.М. Егидес одновременно отказался превозносить новый авторитарный режим Б.Н. Ельцина.

В середине сентября 1992 г. представители КПСС вывели его на трибуну Конституционного суда. Не стесняясь в выражениях, бывший диссидент припомнил новой власти все ее преступления от намеренного насаждения нищеты и безработицы до морального разложения российского народа, выразившегося в открытии «некоторых заведений, где человек за определенную сумму денег может купить себе девицу, точнее, ее гениталии...».

Подготовленную для Конституционного суда речь П.М. Абовина-Егидеса напечатала только коммунистическая газета «Советская Россия» в статье «Я обвиняю!». Но не следует представлять П.М. Абовина-Егидеса даже косвенным сторонником традиционной компартии. Ее курс на реабилитацию Сталина он категорично не принимал и всегда разоблачал. Он писал, что сталинизм, сталинщина, - не случайный эпизод русской истории, а этап, имеющий некоторые объективные основания. П.М. Абовин-Егидес писал: «Безусловно, история России наложила отпечаток на послеоктябрьский режим СССР, но не она виновата, что социализм здесь не удался, а прежде всего - лидеры, которые предали идею подлинного социализма и постепенно подменили его имперством на основе тоталитаризма, причем подменили незаметно для народа». При этом П.М. Абовин-Егидес жестко критиковал «гайдаровские» реформы, особенно гневно обрушился на Б.Н. Ельцина за преступный «расстрел парламента».

Он организовал вместе с президентом концерна МНТК «Микрохирургия глаза» Св. Федоровым «Партию самоуправления трудящихся», которая своей целью поставила построение самоуправленческого социализма, превращение всех трудящихся из наемного персонала частных или государственных предприятий в свободных совладельцев средств производства. В книге «Самый нормальный человек в России. К практицизму Святослава Федорова от критицизма Александра Солженицына» он обосновал идеологическую программу партии и лидерство Св. Федорова, который создал «оазис социализма» на основе своей знаменитой клиники.

П.М. Абовин-Егидес не допускал отождествления социализма и сталинизма. По мнению М.И. Воейкова, П.М. Абовин-Егидес был вообще, если не единственным, то очень из немногих, которые в советское время пришли к выводу о необходимости разделения социализма и сталинизма и тем самым «спас теорию социализма, которую он ставил очень высоко» [7]. Он считал, что путь после Октября был трагичен, так как утвердилась система партэлитаризма, но Октябрь не был ошибкой. «Будет ли 100-летие Октября? Я убежден, что вопреки воле врагов Октября, его столетие будет (хотя меня, конечно, при этом не будет), если народ уйдет от обеих концепций перестройки, как консерваторов, которые хотели бы просто обновить, подкрасить старый строй государственной собственности, так и буржуазных демократов, которые хотят ввести строй частно-корпоративной собственности, и выберет третью концепцию - концепцию народного самоуправления» [8]. Но надежда не сбылась.

П.М. Абовин-Егидес считал себя критическим марксистом и говорил, что ему претят всякие именные названия: марксизм, ленинизм, сталинизм и т.д. П.М. Абовин-Егидес был, подобно великому В.И. Ленину, теоретиком, опирающимся на практику российского общества и свою личную социальную практику. Его социалистически-самоуправленческая деятельность включала в себя, помимо создания уникальной теоретической концепции, военный и лагерный опыт, руководство колхозом, преподавание в вузе, организацию журнала «Поиски», организацию партии самоуправле-

ISSN 0321-3056 IZVESTIYA VUZOV. SEVERO-KAVKAZSKII REGION. SOCIAL SCIENCES. 2018. No. 3

ния трудящихся. Он сам был самоуправляющейся личностью в высшей степени. Все это придает особую значимость его теоретическим выводам, делает их верифицированными и доказательными и заслуживает рассмотрения в совокупности как весомый вклад в мировую теорию и практику социализма. Считаю, что имя П.М. Абовина-Егидеса должно быть увековечено в Южном федеральном университете, являющемся преемником Ростовского университета.

Литература

1. Апресян З. Хроника одной судьбы. Послесловие // Абовин-Егидес П.М. Сквозь ад. В поисках третьего пути. М. : Молодая гвардия, 1991. С. 27.

2. Фадеев Ю. Четыре мобилизации Петра Егидеса. URL: http:parkbelinskogo.ru (дата обращения: 12.05.2018).

3. Абовин-Егидес П. Философ в колхозе. М., 1998. С. 45-46.

4. Кислицын С.А. Юрий Жданов: рядом со Сталиным, Шолоховым, Ильенковым... М., 2013.

5. Абовин-Егидес П. М. Паралогизмы полицейской психиатрии и их соотношение с медицинской этикой // Поиски. 1982. № 4. С. 221-248.

6. ...И моя вина. Меморандум всем, кто заинтересован в демократическом движении в СССР. Париж, 1987.

7. Воейков М. П.М. Абовин-Егидес: Проблема свободного научного творчества. (К 25-летию высылки из СССР) // Альтернативы. 2005. № 4.

8. Абовин-Егидес П.М. Сквозь ад. В поисках третьего пути. М. : Молодая гвардия, 1991. С. 242.

References

1. Apresyan Z. Khronika odnoi sud'by. Posleslovie [Chronicle of One Fate. Afterword]. Abovin-Egides P.M. Skvoz' ad. Vpoiskakh tret'ego puti [Through Hell. In Search of the Third Way]. Moscow: Molodaya gvardiya, 1991, p. 27.

2. Fadeev Yu. Chetyre mobilizatsii Petra Egidesa [Four Mobilizations of Peter Egides]. Available at: http:parkbelinskogo.ru (accessed 12.05.2018).

3. Abovin-Egides P. Filosof v kolkhoze [Philosopher in the Collective Farm]. Moscow, 1998, pp. 45-46.

4. Kislitsyn S.A. Yurii Zhdanov: ryadom so Stalinym, Sholokhovym, Il'enkovym... [Yury Zhdanov: Close to Stalin, Sholokhov, Ilyenkov...]. Moscow, 2013.

5. Abovin-Egides P.M. Paralogizmy politseiskoi psikhiatrii i ikh sootnoshenie s meditsinskoi etikoi [Paralogisms of Police Psychiatry and Their Correlation with Medical Ethics]. Poiski. 1982, No. 4, pp. 221248.

6. ...I moya vina. Memorandum vsem, kto zainteresovan v demokraticheskom dvizhenii v SSSR [...And My Fault. Memorandum to all Who are Interested in the Democratic Movement in the USSR]. Paris, 1987.

7. Voeikov M. P.M. Abovin-Egides: Problema svobodnogo nauchnogo tvorchestva. (K 25-letiyu vy-sylki iz SSSR) [P.M. Abovin-Egides: The Problem of Free Scientific Creativity (To the 25th Anniversary of Expulsion from the USSR)]. Al'ternativy. 2005, No. 4.

8. Abovin-Egides P.M. Skvoz' ad. V poiskakh tret'ego puti [Through Hell. In Search of the Third Way]. Moscow: Molodaya gvardiya, 1991, p. 242.

С.А. Кислицын,

доктор исторических наук, профессор Южно-Российского института управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы

при Президенте Российской Федерации

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.