Научная статья на тему 'Ознакомление младших школьников с экономическими понятиями на уроках технологии'

Ознакомление младших школьников с экономическими понятиями на уроках технологии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
693
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФОРМИРОВАНИЕ ПОНЯТИЙ / ПРОЦЕСС ТРУДА / ПРОДУКТ ТРУДА / ОРУДИЯ ТРУДА / ПРЕДМЕТЫ ТРУДА / МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ / УРОК ТЕХНОЛОГИИ / FORMATION OF THE CONCEPTS / PROCESS OF LABOR / PRODUCT / A TOOL / A SUBJECT OF LABOR / JUNIOR SCHOOL CHILDREN / TECHNOLOGY LESSONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Моргунова Ирина Геннадьевна

В статье раскрываются теоретико-методологические и методические основы овладения младшими школьниками элементарными производственнотехническими и экономическими знаниями, доступными для понимания в данном возрасте. Усвоение младшими школьниками на уроках технологии таких экономических понятий, как процесс и продукт труда, орудия труда и трудовая деятельность, рассматривается как важнейший структурный элемент знаниевого компонента содержания технологической подготовки в начальной школе. Также кратко описано содержание теоретической подготовки будущих учителей начальных классов, которая призвана помочь студентам уяснить суть этих экономических понятий и показать методические пути ознакомления с ними младших школьников на уроках технологии. Ознакомление младших школьников с экономическими понятиями рекомендуется осуществлять не на уровне формального запоминания терминов, а на уровне распознавания по смыслу в процессе практической трудовой деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTRODUCING ECONOMIC CONCEPTS TO JUNIOR SCHOOL CHILDREN AT TECHNOLOGY LESSONS

In the article we described the theoretical, methodological and methodical bases for acquisition elementary industry, technical and economic knowledge by junior school children. Understanding of such economic concepts as a process of labor, a product, a tool and labor activity by children at technology lessons is considered as the most important structural component of technological training in elementary school. We also discussed theoretical training of future primary school teachers, which is intended for their understanding of elementary economic concepts and development of effective methods for introducing them at technology lessons. Learning of economic concepts by junior school children should be aimed at recognition of terms in the course of practical work, but not at their formal memorization.

Текст научной работы на тему «Ознакомление младших школьников с экономическими понятиями на уроках технологии»

УДК 373. 31

doi: 10.18101/1994-0866-2016-1-60-65

ОЗНАКОМЛЕНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЭКОНОМИЧЕСКИМИ ПОНЯТИЯМИ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ

© Моргунова Ирина Геннадьевна

кандидат педагогических наук, доцент кафедры профессионального обучения и математики, Бурятский государственный университет Россия, 670000, г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а E-mail: imorgunova59@mail.ru

В статье раскрываются теоретико-методологические и методические основы овладения младшими школьниками элементарными производственно-техническими и экономическими знаниями, доступными для понимания в данном возрасте. Усвоение младшими школьниками на уроках технологии таких экономических понятий, как процесс и продукт труда, орудия труда и трудовая деятельность, рассматривается как важнейший структурный элемент знаниевого компонента содержания технологической подготовки в начальной школе. Также кратко описано содержание теоретической подготовки будущих учителей начальных классов, которая призвана помочь студентам уяснить суть этих экономических понятий и показать методические пути ознакомления с ними младших школьников на уроках технологии. Ознакомление младших школьников с экономическими понятиями рекомендуется осуществлять не на уровне формального запоминания терминов, а на уровне распознавания по смыслу в процессе практической трудовой деятельности. Ключевые слова: формирование понятий, процесс труда, продукт труда, орудия труда, предметы труда, младшие школьники, урок технологии.

Новый технологический этап научно-технического прогресса, пришедший на смену индустриальному этапу, в корне меняет наши представления о том, как осуществляются технологические преобразования окружающей действительности. Каждому человеку необходимо комплексно и только на основе научных знаний подходить к выбору способов своей деятельности. Но одни научные знания не обеспечивают такую деятельность автоматически. Для этого нужны и специальные знания, умения и средства технологического характера. Наиболее общие и элементарные основы этой крупной области знаний необходимы каждому образованному человеку. Эти основы и должны составлять содержание учебного предмета «Технология» [1, с. 201]. Поэтому важнейшим структурным элементом содержания технологической подготовки школьников на всех ступенях обучения является знаниевый компонент, включающий знания не только о конкретных технологических процессах и операциях преобразования материальных объектов, но и элементы производственно-технических, экономических и даже философских знаний, доступных для понимания и усвоения детьми в определенном возрасте.

На начальной ступени технологической подготовки школьников к таким знаниям можно отнести понятия о трудовой деятельности человека,

орудиях, процессе, предметах и продукте труда и другие. Все это обусловило включение в курс методики преподавания технологии темы «Формирование у младших школьников понятий о процессе и продукте труда», которая призвана помочь студентам не только уяснить суть этих и других связанных с ними экономических понятий, но и показать методические пути ознакомления с ними младших школьников на уроках. Рассмотрим сначала теоретико-методологические, а затем методические основы работы учителя начальных классов в этом направлении.

Прежде всего, необходимо, чтобы сами будущие учителя начальных классов четко разбирались в этих понятиях, различали их социально-экономическую сущность. Возьмем за основу следующее определение процесса труда. Процесс труда (трудовой процесс) — это целесообразная и целенаправленная деятельность человека по преобразованию предметов труда посредством орудий труда. Из этого определения вытекает наличие трех основных компонентов трудового процесса, а именно:

1) цели деятельности:

а) активность человека направлена на достижение определенной цели — целенаправленная,

б) деятельность выстраивается соответственно с этой целью — целесообразная деятельность;

2) предметов труда (обрабатываемых материалов);

3) орудий труда (инструментов и приспособлений) — активность человека связана преимущественно с оперированием орудиями труда.

В качестве цели этой активности человека выступает получение определенного продукта. Таким образом, продукт труда — это результат воздействия человека на предмет труда с помощью орудий. Следовательно, в процессе трудовой деятельности человека предмет труда (материал) под воздействием орудий труда (инструментов) превращается в продукт труда (законченное изделие).

Продукты труда людей очень разные. Они обладают множеством качеств и свойств: механических, физических, химических; технологических, эстетических и других. Этим они отличаются. Но продукты труда должны обладать одним важнейшим экономическим качеством, общим для всех. Без него результат трудовой активности человека не будет являться продуктом. Все без исключения продукты труда людей должны быть нужными, необходимыми, полезными. В них должна быть потребность. То есть, говоря языком экономической теории, результат процесса труда должен обладать потребительной стоимостью. Человек его должен где-то использовать, применять, употреблять в дело, удовлетворяя свои разнообразные потребности (биологические, социальные, духовные). Считаем, что именно так может быть доступно раскрыта суть понятия «потребительная стоимость» младшим школьникам.

В связи с этим возникают как минимум два вопроса. Первый — применимо ли такое чисто экономическое определение процесса и продукта труда к уроку технологии, к деятельности детей на уроке и к результату этой деятельности? Студенты однозначно отвечают на него — да, вполне. Посколь-

ку основные компоненты, характеризующие деятельность как трудовой процесс, на уроке технологии тоже есть: цель трудовой деятельности, разнообразные материалы — предметы труда; ручные инструменты — орудия труда.

Второй вопрос — являются ли изделия детей продуктами труда? На него однозначного ответа студенты не дают, их мнения расходятся. Пояснения педагога приводят их к пониманию сути этой неоднозначности. Ответ — да, если из разных материалов при помощи инструментов дети выполняют изделия нужные, полезные, имеющие практическое применение. Ответ — нет, если после урока технологии эти изделия мы находим выброшенными в урну. В этом случае практическая ценность вещи для ребенка не ясна. Где ее можно использовать, он не знает. Изготавливая ее, он не удовлетворял какую-либо свою или общественную насущную потребность.

При этом студенты нередко возражают педагогу. Вполне возможно, что учитель использовал процесс изготовления данного изделия для решения каких-то значимых учебных, воспитательных или развивающих задач: например, формировать определенные трудовые умения, воспитывать важные качества личности, развивать моторику ребенка или познавательные процессы. Но в этом случае выполненное изделие будет выступать в роли средства обучения, воспитания, или развития, а не в роли продукта труда. Потому что продукт труда обязательно должен обладать потребительной стоимостью.

Перечень продуктов труда, которые рекомендуется выполнять на уроках технологии в начальных классах обширен. Он постоянно пополняется новыми интересными, занимательными и полезными изделиями. Ознакомление школьников с продуктами предстоящего труда можно проводить с использованием следующих методов:

1) демонстрация образцов изделий,

2) иллюстрация рисунков, чертежей, разверток изделия,

3) словесное описание изделия.

Каким бы из перечисленных методов ни воспользовался учитель, во всех случаях важно, чтобы ученики отчетливо и правильно представляли конечный результат своей работы на уроке; понимали назначение изделия, а также требования, которые к нему должны предъявляться [2].

Расширение на уроках технологии политехнического кругозора учащихся в целом и формирование в частности их технологических представлений и понятий предполагает ознакомление детей с предметами труда, орудиями труда и трудовой деятельностью человека. Рассмотрим их методические основы.

Ознакомление с предметами труда происходит тогда, когда, используя разнообразные материалы в процессе изготовления изделий, дети изучают историю их изобретения, строение, свойства, способы получения и обработки. Ученики узнают, что некоторые предметы труда уже подверглись предварительной обработке (бумага, картон, ткань, нитки, пластилин, металл, пластмассы); другие же они используют в виде сырья, т. е. непосредственно взяв из природы, необработанные (глина, природные материалы). Проводя

на уроках наблюдения и несложные опыты, дети под руководством учителя выявляют свойства этих материалов, зная и учитывая которые, они обучаются более качественно их обрабатывать.

Кроме того, учитель проводит большую работу по ознакомлению младших школьников с процессами промышленного производства некоторых материалов. Ученики узнают о бумагоделательных машинах и процессе изготовления бумаги и картона; о прядильных и ткацких фабриках и станках, производящих и обрабатывающих текстильные материалы; о керамическом производстве и др. Все это не только расширяет политехнический кругозор учеников, но и повышает их технологическую грамотность, поскольку эти знания они используют в практической трудовой деятельности тут же на уроке.

Ознакомление с орудиями труда. Инструменты и приспособления, применяемые младшими школьниками на уроках технологии, также очень разнообразны. Это пока еще ручные инструменты, однако владение ими и правильное выполнение ручных технологических операций подготавливают ребенка к изучению и использованию машинных орудий труда в основной школе. Поэтому задача учителя не только обучить младших школьников правильным и безопасным приемам работы ручными инструментами (сформировать простые трудовые умения), но и показать их сходство с машинными орудиями. Для этого учитель знакомит учеников с устройством и принципом работы какого-либо ручного орудия труда (ножниц, циркуля, иглы, лобзика, отвертки и прочее). Главные технологические знания, которые должны быть усвоены детьми в ходе такого сравнения, — принцип работы ручных и машинных орудий труда одинаков. Предшественником любой машины (в широком смысле этого понятия) был ручной инструмент или приспособление.

В процессе технического моделирования учитель знакомит детей с принципиальным устройством машин и некоторыми естественно-научными законами, лежащими в основе их работы.

Большой интерес у детей вызывают исторические справки об изобретении того или иного инструмента или приспособления. Как давно человек пользуется им, как выглядели его предшественники, из какого материала они были сделаны, как постепенно менялся не только внешний облик, но и его устройство? Как человек постепенно совершенствовал свои орудия труда, ученики узнают на примере ткацкого станка, прялки, гончарного круга, швейной машинки и пр. Часто педагог приводит занимательные и даже курьезные факты, связанные с совершенствованием ручных орудий труда и изобретением человеком машинных орудий (например, изобретение пылесоса).

Важным моментом в такой работе является объяснение младшим школьникам, что прогресс в области совершенствования орудий труда непрерывен и совершается он все более ускоренными темпами.

Ознакомление с трудовой деятельностью человека. Ошибаются те педагоги, которые считают, что, работая в этом направлении, они должны осуществлять профориентационную работу. Совсем нет. Это достаточно

трудный аспект в работе учителя по технологической подготовке младших школьников, поскольку он связан с формированием у детей обобщенных представлений о трудовой деятельности не только как социально-экономической, но и психологической категории. Изучением труда как специфичного вида человеческой деятельности занимается особая отрасль психологического знания — психология труда.

Однако общее познается маленькими школьниками через конкретное. Поэтому на конкретных примерах определенных профессий учитель показывает, что процесс производства любого изделия имеет общие этапы. Сначала инженер-конструктор задумывает какое-либо изделие, разрабатывает его конструкцию, чертежи (этап умственного конструирования). Затем инженер-технолог планирует последовательность его изготовления, разрабатывает технологические карты и другую документацию (этап планирования). На следующем этапе мастера, бригадиры и рабочие подготавливают необходимое оборудование, материалы, распределяют объем работы между членами бригады (организационный этап). И только после этого приступают к выполнению технологических операций, связанных с обработкой материалов и непосредственному изготовлению изделия (технологический этап). Получается законченное изделие — продукт труда, которое обязательно проверяется сначала самим работником, а затем и специальными людьми — контролерами (контрольный этап). Важно подчеркнуть, что в продукте труда сливаются воедино и предмет труда, и орудия труда, и деятельность человека (часто коллективная).

Таким образом, на примерах, связанных с конкретным производительным трудом людей, учитель закладывает у младших школьников первоначальные представления об общих трудовых функциях: умственном конструировании деятельности, ее организации и осуществлении, а также контроле и регулировке ее результатов. Эти функции называются общими, поскольку присущи любому процессу труда. Кроме того, в дальнейшем необходимо пояснить, что они присущи не только производительному труду, но труду вообще — и физическому, и умственному. И в труде любого работника, даже не производящего материальные блага в виде конкретных предметов и вещей (учитель, врач, писатель, шофер, музыкант), есть эти общие трудовые функции. И в своем труде на уроках технологии детям придется также выполнять или все эти функции последовательно, или какую-то одну из них, например, функцию контроля, или организации трудовой деятельности, или ее планирования.

Важно отметить, что ознакомление младших школьников с рассмотренными выше экономическими понятиями осуществляется на уровне распознавания по смыслу, а не на уровне формального запоминания терминов. Абстрактные экономические категории осмысливаются и усваиваются детьми в процессе практической трудовой деятельности, связанной с изготовлением изделий из разнообразных материалов, предусмотренных программами по технологии.

Литература

1. Атутов П. Р. Педагогика трудового становления учащихся: содержательно-процессуальные основы. Избранные труды: в 2 т. — М., 2001. — Т. 2. — 368 с.

2. Моргунова И. Г. Урок трудового обучения (технологии) в начальных классах: учеб. пособие для студ. — Улан-Удэ: Изд-во Бурят. гос. ун-та, 2006. — 193 с.

INTRODUCING ECONOMIC CONCEPTS TO JUNIOR SCHOOL CHILDREN AT TECHNOLOGY LESSONS

Irina G. Morgunova

PhD in Pedagogy, A/Professor

Department of Vocational Training and Mathematics, Buryat State University 24a Smolina st., Ulan-Ude 670000, Russia

In the article we described the theoretical, methodological and methodical bases for acquisition elementary industry, technical and economic knowledge by junior school children. Understanding of such economic concepts as a process of labor, a product, a tool and labor activity by children at technology lessons is considered as the most important structural component of technological training in elementary school. We also discussed theoretical training of future primary school teachers, which is intended for their understanding of elementary economic concepts and development of effective methods for introducing them at technology lessons. Learning of economic concepts by junior school children should be aimed at recognition of terms in the course of practical work, but not at their formal memorization. Keywords: formation of the concepts, process of labor, product, a tool, a subject of labor, junior school children, technology lessons.

References

1. Atutov P. R. Pedagogika trudovogo stanovleniya uchashchikhsya: soderzhatel'-no-protsessual'nye osnovy. Izbrannye trudy [Pedagogy of Students' Labor Training: Substantial and Procedural Framework. Selected Works]. In 2 v. Moscow, 2001. V. 2. 368 p.

2. Morgunova I. G. Urok trudovogo obucheniya (tekhnologii) v nachal'nykh klassakh [Lessons of Labor Training (Crafts) in Primary Grades]. Ulan-Ude: Buryat State University Publ., 2006. 193 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.