Научная статья на тему 'Оживающие изображения в новелле Александра Грина «Искатель приключений»'

Оживающие изображения в новелле Александра Грина «Искатель приключений» Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
451
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ALEXANDER GRIN / ECPHRASIS / ALIVE IMAGES / ST. ANTHONY OF EGYPT / STATICS / DYNAMICS / SPACE / INTERMEDIALITY / INTERTEXTUALITY / А. ГРИН / ЭКФРАСИС / ОЖИВШИЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ / СВЯТОЙ АНТОНИЙ / СТАТИКА / ДИНАМИКА / ПРОСТРАНСТВО / ИНТЕРМЕДИАЛЬНОСТЬ / ИНТЕРТЕКСТУАЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Плютова Маргарита Ивановна

В статье рассматриваются особенности оживающих изображений в новелле А.С. Грина «Искатель приключений ». Писатель репрезентирует нарисованные образы как живые наряду с персонажами. Грин размывает грань между статичным и динамичным пространством, в этом заключается один из принципов его поэтики. Экфрасис в канве текста новеллы напоминает сюжет на тему «искушений святого Антония». В исследовании ведется поиск «истоков» этого сюжета. Испытания, терзающие душу отшельника, изображены на картинах знаменитых художников Брейгеля Старшего, Калло и Босха. При этом сюжет представлен в двух вариациях: видения, имеющие облик прекрасной женщины и демонических мучителей. Данный мотив мы находим в одноименном романе Г. Флобера. Также мотив искушений отсылает читателя к трагедии И.В. Гете «Фауст», где демоном-искусителем выступает Мефистотель, а соблазнительницей красавица Маргарита. Автором статьи выявляются интертекстуальные связи с экфрасисом из рассказа И. А. Бунина «Безумный художник», но в этом тексте на картине художника нечистая сила как будто оживает в глазах зрителя. Динамические картины в новелле Грина раскрывают силу искусства, глубокую взаимосвязь творческого процесса с сущностью художника.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The reviving images in the novel «The Adventurer» by Alexander Grin

The article focuses on the features of reviving images in «The Adventurer» by Alexander Grin. The writer represents the painted images as alive as other characters. Alexander Grin blurs the boundary between static and dynamic spaces that is one of the features of his poetics. The ecphrasis in the text of the story reminds of the theme «the temptation of Saint Anthony». The search of the sources of this plot is described in the presented article. The temptations, tormenting the hermit’s soul are represented in the pictures of the famous artists Pieter Bruegel the Elder, Jacques Callot and Hieronymus Bosch. There are two variants of the plot: the visions having the appearance of a beautiful woman and demonic tormentors. We can find this motive in the novel of the same name by Gustave Flaubert. Besides, the motive of temptations leads us to the tragedy «Faust» by Goethe where it is Mephistopheles who is the demon-tempter and beautiful Margaret, the temptress. The author of the article reveals intertextual connection of the analysed text with the ecphrasis from the story «Mad Artist» by Ivan Bunin, but it seems that in this text, the evil forces as if become alive before the eyes of reader. The dynamic pictures in the story by Alexander Grin disclose the power of art, the deep interrelation of the creative process and the essence of the artist.

Текст научной работы на тему «Оживающие изображения в новелле Александра Грина «Искатель приключений»»

УДК 821.161.1.09"19..." ; 81'42

Плютова Маргарита Ивановна

Институт филологии Сибирского отделения РАН, г. Новосибирск

iamdaisy@mail.ru

ОЖИВАЮЩИЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ В НОВЕЛЛЕ АЛЕКСАНДРА ГРИНА «ИСКАТЕЛЬ ПРИКЛЮЧЕНИЙ»

В статье рассматриваются особенности оживающих изображений в новелле А.С. Грина «Искатель приключений». Писатель репрезентирует нарисованные образы как живые наряду с персонажами. Грин размывает грань между статичным и динамичным пространством, в этом заключается один из принципов его поэтики. Экфрасис в канве текста новеллы напоминает сюжет на тему «искушений святого Антония». В исследовании ведется поиск «истоков» этого сюжета. Испытания, терзающие душу отшельника, изображены на картинах знаменитых художников - Брейгеля Старшего, Калло и Босха. При этом сюжет представлен в двух вариациях: видения, имеющие облик прекрасной женщины и демонических мучителей. Данный мотив мы находим в одноименном романе Г. Флобера. Также мотив искушений отсылает читателя к трагедии И.В. Гете «Фауст», где демоном-искусителем выступает Мефистотель, а соблазнительницей - красавица Маргарита. Автором статьи выявляются интертекстуальные связи с экфрасисом из рассказа И. А. Бунина «Безумный художник», но в этом тексте на картине художника нечистая сила как будто оживает в глазах зрителя. Динамические картины в новелле Грина раскрывают силу искусства, глубокую взаимосвязь творческого процесса с сущностью художника.

Ключевые слова: А. Грин, экфрасис, ожившие изображения, святой Антоний, статика, динамика, пространство, интермедиальность, интертекстуальность.

Картины и скульптуры в произведениях Александра Грина репрезентируются как полноценные «персонажи» и оказывают непосредственное влияние на судьбы героев. Несмотря на то, что картины не являются литературными аналогами знаменитых произведений искусства, они, тем не менее, позволяют выявить интермедиальные связи с полотнами известных живописцев. В тексте происходит будто бы двойное оживление картин: с одной стороны, изображения выглядят поистине реалистично, и созданные пером Грина холсты будто воздействуют с особой силой на наблюдателей. В то же время писатель новеллы дает новую литературную жизнь полотнам великих мастеров.

В новелле «Искатель приключений» Грин представляет экфрасис трех картин с изображением красивой девушки и несколько рисунков художника. Все эти изображения мы видим глазами героя Кута, который находит тайник художника. Наиболее живым ему кажется портрет девушки, представленный в трех вариантах. На первой картине лица героини не видно, зритель только ждет, что она повернется; на второй - ее лицо прекрасно; на третьей - отвратительно, оно несет в себе безобразное бесовское начало. Но все эти изображения выглядят поистине одушевленными, не картинными - так, как будто человек замер и неожиданно превратился в портрет: «Та же женщина, в той же прелестной живости, но еще более углубленной блеском лица, стояла перед ним» [4, с. 242]. О подобном явлении пишет Е.Ю. Куликова в своих исследованиях о творчестве акмеистов: «Возникает как бы пространство в пространстве, причем про-

Мне выпало печальное счастье изобразить Жизнь «Искатель приключений» А. Грин

странство движущееся в пространстве статичном, которое от этого внутреннего движения тоже обретает динамическую структуру, и появляется иллюзия проникновения внутрь» [6, с. 7].

Пространство Кута и пространство портрета Грин разделяет только через некоторое время. «Тихо смотрел Аммон на эту картину. Казалось ему, что стоит произнести одно слово, нарушить тишину красок, и, опустив ресницы, женщина подойдет к нему, еще более прекрасная в движениях, чем в тягостной неподвижности чудесным образом созданного живого человека» [4, с. 242]. Е. Фарыно отмечает: «Предельная мера сходства, какую предлагает нам сложившийся до нас наш язык, по отношению к живописным изображениям (в том числе и к портретам) и к мастерству художника, - похвала "как настоящий" и "как живой"» [11, с. 404].

Женщина со скрытым лицом на первом полотне, обернувшись, показывает ангельское лицо на втором и демоническое - на третьем. Судьба незнакомки - персонажа картины - как бы расходится в две стороны. В конце рассказа сам художник раскроет свой секрет: «Мне выпало печальное счастье изобразить Жизнь, разделив то, что неразделимо по существу» [4, с. 249]. Последний портрет, представляющий девушку с улыбкой и взглядом дьявола, оказывает необратимое влияние на автора. Словно «оживший», демон с полотна губит душу Доггера, который уничтожает два последние свои произведения, оставив только одно - то, на котором лица девушки не видно. Раскрывшееся на второй и третьей картинах пространство свернулось в первоначальный загадочный образ, именно тот, который, на взгляд художника, «правдив и хорош» [4, с. 249].

© Плютова М.И., 2016

Вестник КГУ им. H.A. Некрасова № 4, 2016

107

Эти картины, на наш взгляд, будто представляют миметический экфрасис полотен знаменитых художников на тему «Искушения Святого Антония». Видимо, Грин видел в Доггере отшельника из IV века, боровшегося с искушениями. Не случайно Доггер, живущий уединенной жизнью в сельской местности, пытается убедить Кута в своем негативном отношении к искусству: «Искусство -большое зло; я говорю про искусство, разумеется, настоящее. Тема искусства - красота, но ничто не причиняет столько страданий, как красота. Представьте себе совершеннейшее произведение искусства. В нем таится жестокости более, чем вынес бы человек» [4, с. 236].

Доггер с женой живет уединенно в деревне. Их умиротворенное и размеренное существование резко контрастирует с насыщенной и увлекательной жизнью искателя приключений Кута. Аммон Кут отмечает уравновешенность супружеской пары и их удивительно спокойное существование. Доггер будто ушел от суеты городской жизни и начал жить «отшельником», близким к природе, но далеким от мира искусства и музыки. Его идеальная жизнь сразу кажется Аммону хрупкой и сомнительной.

Сюжет «искушения св. Антония» был распространен в западноевропейской живописи. К нему обращались такие знаменитые художники, как И. Босх, Ж. Калло, П. Брейгель. Полотна, написанные на этот сюжет, можно условно поделить на две категории:

1) старец, терзаемый видениями, имевшими облик прекрасной женщины ("Искушения святого Антония" И. Патинира, "Искушение святого Антония" П. Веронезе, "Искушение святого Антония" П. Сезанна, "Искушение святого Антония" К. Мас-сейса);

2) отшельник среди демонических мучителей ("Мученичество святого Антония" Микеланджело, "Искушения святого Антония" И. Босха, "Искушение святого Антония" М. Шонгауэра, "Святой Антоний борется с демонами" Д. Бираго, "Искушение святого Антония" Ж. Калло).

В рассказе Грина Кут сначала видит портреты красавиц, третий портрет наталкивает героя на мысли о грехе и пороке, а затем герой рассматривает рисунки с различными демонами. То, что рисунки и портреты хранились в тайной комнате Доггера, подтверждает, что хозяин дома до сих пор подвергается искушениям. Аммон воспринимает изображения как живые образы, видимо, они были «реальными» и для художника, мучали его.

Попробуем найти «истоки» этого сюжета в произведениях писателей и картинах художников.

Ранее мы уже отметили популярность сюжета «Искушения Святого Антония» в живописи. В литературе наиболее известным произведением с упомянутым сюжетом является роман Г. Флобера «Искушение святого Антония». В самом начале

драмы Святой Антоний упоминает путешественника, с которым они «изливали души»: «Никто так не захватил меня, как Аммон: он рассказывал мне о своем путешествии в Рим, о катакомбах, о Колизее, о благочестии знаменитых женщин, еще тысячу разных вещей!.. и я не захотел уехать с ним!» [12, с. 5].

Кажется, будто бы тот самый искатель приключений Аммон Кут почти через 70 лет продолжит свое приключение уже в новелле Грина и встретит на своем пути новое воплощение Святого Антония - художника Доггера.

Флобера вдохновила картина Брейгеля, увиденная в Генуе в 1845 г. Г. Модина сравнивает три версии драмы Флобера: «В первом "Искушении" он стремится изобразить превращение смертного человека в творца и рассказать о связанных с этим испытаниях. Святой Антоний выступает в драме как символическая фигура художника, погруженного в процесс творчества, который одновременно является и процессом самопознания. Искушения в драме 1849 года представляют собою сомнения в возможности гармоничного единства сакрального и профанного в личности творящего субъекта и соблазн отказаться от творчества и веры в искусство» [7].

Грин наделяет Доггера подобными сомнениями: его герой считает, что искусство есть зло. Рисунки на столе художника подтверждают, что он поддался искушениям, встал на сторону темных сил.

Г. Хасин в эссе «Искушение святого Антония» анализирует две картины - М. Эрнста и И. Босха, созданные на основе этого сюжета: «Гораздо более тонкое, пусть и не такое зоологически чистое, искушение написал за пять веков до Эрнста Босх. "Искушение" Босха (сейчас оно принадлежит лиссабонскому музею древних искусств) близко к описаниям эпизода, известным из агиографической литературы» [13, с. 12]. Картина Босха вырывается за рамки внутреннего сюжета: «Количество, формы и поведение демонов в его картине, а также общая структура ландшафта несовместимы с идеей локальной диверсии. Подавляющее большинство демонов не обращают на Антония никакого специального внимания... Святому предъявляется неограниченная, непротиворечивая и реально существующая вселенная зла. Одни и те же демоны на ней - ничего другого перед нами нет - искушают и Антония, и нас» [13, с. 13]. Картина будто бы оживает, направляя свою энергию на зрителя.

И красавицы, изображенные на полотнах Доггера, нарушают статичность картины, воздействуя на наблюдателя - Аммона. И если Доггер поддался демоническим искушениям, отдав жизнь за проявленную слабость, то функцию Святого Антония принимает на себя сам Аммон Кут, встретившийся с соблазнами нечистой силы (в виде красавиц на полотнах и демонов в рисунках), но устоявший перед ними.

В финале рассказа на выставке толпа любуется портретом женщины, стоявшей на дороге, что вела к склонам холмов. Героиня картины производит на всех то же впечатление, что и на Кута: «толпа молчала» [4, с. 251]. Хоть и ждут все, когда женщина обернется, единственный Аммон видит счастье в этой тайне: «Пусть каждый представляет это лицо по-своему» [4, с. 251]. Всего лишь одно движение делает героиня картины в рассказе, но и его было достаточно этой женщине, чтобы погубить своего создателя: портрет как будто оживает, девушка оборачивается, открывая лицо, и художник гибнет.

Эпиграфом новеллы служит цитата из «Фауста» Гете:

И там как раз, где смысл искать напрасно Там слово может горю пособить [4, с. 225].

В трагедии Гете Фауст подвергается искушениям Мефистофеля. К испытанию «разгульной жизни кабака» Фауст остается равнодушен. Следующее искушение он видит в зеркале: Кто этот облик неземной Волшебным зеркалом наводит... И неужели не обман, И что-то вправду есть на свете, Как бесподобный этот стан. [3, с. 203].

Как и Фауста, Аммона Кута глубоко потрясает силуэт девушки на картине Доггера. Зеркало и картину объединяет рама и правдивость отражения или изображения. А поскольку Фауст видит в зеркале не себя, он будто наблюдает картину другой реальности. Маргарита не только «обернется» в трагедии Гете, она «оживет» и ответит на чувства героя. Фауст поддается искушению любви. Но в то же время сюжет с Маргаритой несет в себя и невинное, и дьявольское начала. Маргарита искренне верит в Бога.

Сам Мефистотель замечает:

Ей исповедаться нет причины

Она, как дети малые, невинна. [3, с. 212].

Сюжет Фауста и Маргариты перекликается с эпизодом знакомства Кута с нарисованными героинями Доггера. Незнакомка на первом полотне очень похожа на впервые увиденную Фаустом девушку в зеркале. Ангельское лицо на втором полотне Доггера - все равно, что встреча Фауста с чистой душой Маргариты. Но так же, как губительно дьявольское лицо красавицы на третьей картине, увиденной Кутом, и история любви Маргариты и Фауста оборачивается смертями, грехом и несчастьем. Возможно, что, как и руку Фауста, кисть Доггера подталкивал Мефистофель. Поддавшись искушению, художник гибнет.

Новелла Грина перекликается со второй частью «Фауста»: сюжет созданного Вагнером искусственного человека Гомункула напоминает оживающие статуи и восковые фигуры в произведениях Грина. Л. Пинский пишет: «Свидетелем колдовских проделок Фауста и наследником его искусства является ученик Фауста - Вагнер, которому <.> завещаны

волшебные книги и имущество» [8, с. 684]. В конце новеллы Грина Доггер отдает оставшуюся картину Куту, который тоже был свидетелем его искусства. И хотя Аммон не продолжит дело художника, он все равно становится его наследником.

В трагедии Гете встреча Фауста с античными героями и мифическими созданиями снова оживляет сюжет искушений Святого Антония; но теперь можно обнаружить связь со странствующим героем романа Флобера. Н.Ф. Ржевская, исследуя жизнь и творчество Флобера, отмечает: «Бескомпромиссное отрицание современного миропорядка сочетается у Флобера со страстной верой в искусство: "Искусство - единственное, что есть истинного и хорошего в жизни"» [9, с. 257]. Прямо противоположное мнение высказывает Доггер Грина, но именно он создает истинные произведения искусства.

Кроме трех картин, представляющих искушение прекрасными девами, в тайнике Доггера хранятся рисунки со страшными созданиями: «Один за другим просматривал их Аммон, пораженный нечеловеческим мастерством фантазии. Он видел стаи воронов, летевших над полями роз; холмы, усеянные, как травой, зажженными электрическими лампочками; реку, запруженную зелеными трупами; сплетение волосатых рук, сжимавших окровавленные ножи; кабачок, битком набитый пьяными рыбами и омарами; сад, где росли, пуская могучие корни, виселицы с казненными; огромные языки казненных висели до земли, и на них раскачивались, хохоча, дети; мертвецов, читающих в могилах при свете гнилушек пожелтевшие фолианты; бассейн, полный бородатых женщин; сцены разврата, пиршество людоедов, свежующих толстяка; тут же, из котла, подвешенного к очагу, торчала рука; одна за другой проходили перед ним фигуры умопомрачительные, с красными усами, синими шевелюрами, одноглазые, трехглазые и слепые; кто ел змею, кто играл в кости с тигром, кто плакал, и из глаз его падали золотые украшения» [4, с. 244]. Перед путешественником будто оживают демоны из легенды о святом Антонии. «Один за другим просматривал их Аммон» [4, с. 244]. Хотя эти искушения как будто бы быстро мелькают перед глазами, Кут замечает их реалистичность и ощущает силу воздействия.

Эти рисунки из рассказа «Искатель приключений» отсылают нас к картине из рассказа И. Бунина «Безумный художник» (1921 г.). Образ художника, созданный одним из знаменитых современников Грина, интересен нам тем, что, он, скорее всего, является обращением к рассматриваемому нами сюжету об искушении Святого Антония.

Экфрасис у Бунина - работа, созданная персонажем-художником, отражает результат долгого и мучительного труда: «.Он, близкий от стука своего сердца к потере сознания, крепко держал в руке картон. На картоне же, сплошь расцвечен-

Вестник КГУ им. H.A. Некрасова № 4, 2016

109

ном, чудовищно громоздилось то, что покорило его воображение в полной противоположности его страстным мечтам. Дикое, черно-синее небо до зенита пылало пожарами, кровавым пламенем дымных, разрушающихся храмов, дворцов и жилищ. Дыбы, эшафоты и виселицы с удавленниками чернели на огненном фоне. Над всей картиной, над всем этим морем огня и дыма, величаво, демонически высился огромный крест с распятым на нем, окровавленным страдальцем, широко и покорно раскинувшим длани по перекладинам креста. Смерть, в доспехах и зубчатой короне, оскалив свою гробную челюсть, с разбегу подавшись вперед, глубоко всадила под сердце распятого железный трезубец. Низ же картины являл беспорядочную груду мертвых - и свалку, грызню, драку живых, смешение нагих тел, рук и лиц. И лица эти, ощеренные, клыкастые, с глазами, выкатившимися из орбит, были столь мерзостны и грубы, столь искажены ненавистью, злобой, сладострастием братоубийства, что их можно было признать скорее за лица скотов, зверей, дьяволов, но никак не за человеческие» [2, с. 305].

Описание Бунина и рисунки Грина кажутся литературным вариантом картины И. Босха «Искушение Святого Антония». Однако сюжет новеллы Грина создает противоречивое впечатление, размывая границы литературы и живописи, статики и динамики, реалистичности и искусственности. Е.В. Капинос утверждает: «Несобытийная, мо-дусная динамика художественного текста никогда не бывает линейной и однородной» [5, с. 85]. Для Грина истинное произведение искусства стремится обрести подобие с картинами Босха, Калло и Брейгеля. Но в то же время в архитектонике новеллы изображения не являются лишь украшением комнат или простым экспонатом в музеях.

В.Н. Топоров в статье «О границах и мере "человеческого" и о встрече человека со знаком самого себя» отмечает: «Портрет, статуя, кукла, марионетка, манекен... знаки человека, состав его знакового пространства. Слишком высокая степень подобия, достигаемая на высших уровнях искусства иллюзионизма, по сути дела "снимает" знаковость этих форм обозначения человека, отсылки к нему, уничтожая или минимализируя до предела границу между "обозначающим" и "обозначаемым" знаком человека и самим человеком, которая уже не воспринимается органами восприятия и не успевает в нужный период времени быть идентифицированной логико-дискурсивными операциями» [10, с. 195]. Когда Аммон Кут в новелле отодвигает занавес, за которым скрывается портрет, с первого взгляда он верит, что видит перед собой девушку, а не изображение. Грин аннулирует знаковость портрета. Его изображения «рисуются» с высокой степенью подобия, поэтому становятся равноправ-

ными персонажами. И в то же время для создания подобных правдивых изображений художнику необходимо пройти сквозь дантовские круги ада, так как легкий творческий путь редко создает нечто прекрасное и поистине грандиозное.

Экфрасис в новелле Грина «Искатель приключений» является сюжетообразующим элементом, а также он выявляет интермедиальные и интертекстуальные связи с живописными и литературными произведениями разных веков. Грин оживляет своих нарисованных персонажей, которые косвенно влияют на судьбы его героев. В то же время его изображенные красавицы и демоны будто переселились из картин знаменитых художников, из застывших красок возникла литературная жизнь.

Библиографический список

1. Брагинская Н.В. «Картины» Филострата Старшего: генезис и структура диалога перед изображением // Одиссей. Человек в истории. - М.: Наука, 1994. - С. 259-283.

2. Бунин И.А. Собр. соч.: в 8 т. - М.: Воскресенье, 2000. - Т. 4. - 472 с.

3. Гете И.В. Фауст. - М.: Азбука-классика, 2009. - 480 с.

4. Грин А.С. Собрание сочинений в шести томах. - М.: Правда, 1980. - Т. 3. - 478 с.

5. Капинос Е.В. «Элегический сюжет рассказа И. Бунина «Несрочная весна» // Филологический класс. - 2008. - № 20. - С. 84-88.

6. Куликова Е.Ю. Динамические аспекты пространства в лирике акмеистов: лейтмотивная поэтика: дис. ... докт. филол. наук. - Новосибирск, 2012. - 337 с.

7. Модина Г. Мотив «искушений» в драме Флобера «Искушение святого Антония». [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://19v-euro-lit.niv. m/19v-eшo-Иt/artides-fra/modina-motiv-iskushenij-flobera.htm (дата обращения: 23.03.2006).

8. Пинский Л.Ренессанс. Барокко. Просвещение. - М.: Центр гуманитарных инициатив. -2014. - 780 с.

9. Ржевская Н.Ф. Гюстав Флобер// История всемирной литературы: в 8 т. - М.: Наука, 1994. -Т. 7. - С. 254-264.

10. Топоров В.Н. О границах и мере «человеческого» и о встрече человека со знаком самого себя (образ статуи у Анненского) // Антропология культуры. - 2015. - № 5. - С. 191-221.

11. Фарыно Е. О парадигме «портрет - акт -натюрморт» и ее семиотике» // Studia Litteraria Ро1опо^^юа. - 2002. - № 7. - С. 403-409.

12. Флобер Г. Искушение святого Антония. Собрание сочинений / пер. М.А. Петровского. - М.: Правда, 1983. - Т. 2. - 483 с.

13. Хасин Г. Искушение святого Антония. - М.: Летний сад, 2002. - 346 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.