Научная статья на тему 'Овладение лингвистическими понятиями и терминами учащимися начальных классов'

Овладение лингвистическими понятиями и терминами учащимися начальных классов Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
2117
231
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕРМИНЫ / ПОНЯТИЯ / ФОНЕТИКА / ЛЕКСИКА / ЗВУКИ / ФОНЕМЫ / СЛОВООБРАЗОВАНИЕ / МОРФОЛОГИЯ / СИНТАКСИС / ГРАММАТИЧЕСКИЕ КАТЕГОРИИ / СИНТАКСИЧЕСКИЕ ТЕРМИНЫ И ПОНЯТИЯ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Рябцева Татьяна Васильевна

В статье рассматривается вопрос о поэтапном формировании лингвистических понятий и терминов в речи учащихся начальных классов в связи с изучением основных разделов русского языка. Предлагаются основные приёмы осознания, запоминания и активизации в речи младших школьников терминов и понятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Овладение лингвистическими понятиями и терминами учащимися начальных классов»

УДК 373.3.016:811.161.1 ББК 74.261.3 Р 98

Т.В. Рябцева

ОВЛАДЕНИЕ ЛИНГВИСТИЧЕСКИМИ ПОНЯТИЯМИ И ТЕРМИНАМИ УЧАЩИМИСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

(РЕЦЕНЗИРОВАНА)

Аннотация. В статье рассматривается вопрос о поэтапном формировании лингвистических понятий и терминов в речи учащихся начальных классов в связи с изучением основных разделов русского языка. Предлагаются основные приёмы осознания, запоминания и активизации в речи младших школьников терминов и понятий.

Ключевые слова: термины, понятия, фонетика, лексика, звуки, фонемы, словообразование, морфология, синтаксис, грамматические категории, синтаксические термины и понятия.

T.V. Ryabtseva

MASTERING LINGUISTIC CONCEPTS AND TERMS BY PUPILS OF INITIAL

CLASSES

Abstract. The paper examines the question on stage-by-stage formation of linguistic concepts and terms in speech of pupils of initial classes in connection with studying the basic sections of Russian. The author offers the basic methods of comprehension, remembering and activization in speech of younger pupils of terms and concepts.

Keywords: terms, concepts, phonetics, lexicon, sounds, phonemes, word-formation, morphology, syntax, grammatical categories, syntactic terms and concepts.

В настоящее время в обучении русскому языку сложилась непростая ситуация. Не удаётся реализовать такие цели, как формирование навыка грамотного письма и развития речи, практическое овладение фонетикой, морфологией, синтаксисом, сохранив при этом научную терминологию. Хотя работа над терминологической лексикой в школе является одним из важнейших направлений в методике обогащения словарного запаса школьников, она решается недостаточно эффективной.

Задачи и место фонетики в школьном курсе русского языка обусловлены ролью в языке звуковой его стороны. Всякое языковое значение в речи обязательно получает звуковое выражение. Не случайно раздел фонетики, несмотря на его относительную сложность, предваряет изучение лексики, словообразования, грамматики: «...без

знакомства с фонетической системой языка невозможно его теоретическое или практическое изучение» [1; 17]. К числу звуковых средств русского языка относятся отдельные звуки с их различными акустическими свойствами, слоговое строение, словесное ударение, паузы, ритм, интонация. Все перечисленные элементы звукового строя изучаются в фонетике, но основным предметом её изучения является звук (фонема)

- кратчайшая единица звукового потока речи, которая рассматривается в трёх аспектах: акустическом, физиологическом, функциональном.

С физиологической точки зрения звуки рассматриваются как продукт сложной работы органов речи - артикуляции. Следует подчеркнуть, что школьная фонетика не содержит подробных сведений об артикуляции, которые при обучении языку не имеют большой практической значимости. В процессе практических наблюдений учащиеся знакомятся с такими важными понятиями, как органы речи и их строение, работа органов речи, различия в способах образования гласных и согласных звуков. Непосредственное

практическое значение имеют сведения о делении русских согласных по признаку твёрдости-мягкости.

С акустической точки зрения звуки речи рассматриваются как физические явления, воспринимаемые органами слуха. На слух воспринимаются и различаются такие физические свойства звуков, как высота, сила, длительность, тембр, наличие тона и шума. Акустический аспект представлен двумя понятиями:

1) соотношение в звуке тона (голоса) и шума, рассматриваемое в связи с делением звуков на гласные и согласные, звонкие и глухие.

2) сила звука, вводимая в связи с понятием об ударении.

С функциональной точки зрения звуки речи изучаются в их отношении к смысловой стороне речи. Образуя звуковые оболочки слов и морфем, звуки различают звуковые оболочки, а через них и значение языковых единиц, выполняющее в языке смыслоразличительную функцию. Фонема - это минимальная фонетическая единица, которая служит для различения и отождествления значимых единиц языка (морфем и слов). С неё начинается отсчёт всех единиц языка: фонема - морфема - слово -словосочетание - предложение.

Как следует из выше изложенного, в процессе изучения фонетики учащиеся должны овладеть не только известной суммой теоретических знаний, понятиями и терминами, но и целым рядом важных практических умений. Многие из этих умений закладываются в начальной школе. Именно начальный период занимает центральное место в обучении русскому языку, он является наиболее проблематичным, поскольку отсутствуют необходимые языковые знания и практические навыки использования в речи языковых средств. Несмотря на сложность этого периода, он является наиболее важным, так как полученные школьниками в начальных классах знания, умения и навыки по языку являются фундаментом для дальнейшего изучения языка. Учащиеся должны овладеть навыками определения места ударения, безошибочным определением на слух звонкости-глухости, твёрдости-мягкости согласного. Особое внимание следует обратить на правильное объяснение соотношения звука и буквы. Необходимо добиваться и постоянного внимания учащихся к звуковой стороне речи, обеспечивающего правильность произношения. Известно, что раздел фонетики органически связан с последующими разделами школьного курса русского языка, изучение которых должно непосредственно осуществляться в опоре на фонетику. Основные словообразовательные понятия, относящиеся к морфемике, всегда включались в программу по русскому языку. В соответствии с объектами словообразования в школьном курсе в данном разделе выделяются три группы понятий:

1) понятия, связанные со структурой слова, его значимые части: основа слова, окончание, приставка, корень, суффикс, сложное слово, сложносокращенное слово, чередование звуков, однокоренные слова. Работа над этими понятиями предполагает усвоение учащимися различия между словообразованием и словоизменением, уяснение значимости частей слова, умение находить корень, суффикс, приставку, основу, окончание и определять, какие части слова передают смысл (основа слова), а какие выражают грамматическое значение (окончание), овладение учащимися умением разбирать слово по составу;

2) понятия, связанные с образованием слов, производящей основой, способы

словообразования: приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный,

бессуффиксный, сложение; слияние, переход одной части речи в другую. Работа над понятиями данной группы включает процесс усвоения учащимися способов словопроизводства, определение исходной единицы, от которой образовано данное слово; а также формирование умения производить словообразовательный разбор. Основными словообразовательными понятиями являются основа слова и способ образования. Основа

- одна из языковых единиц, с которой связано образование новых слов. Слова могут образовываться на основе слова, словосочетания, предложения. Следует отметить, что два

или более слов могут восходить к одной и той же основе. При изучении способов словопроизводства у учащихся вырабатывается умение устанавливать словообразовательные связи между словами;

3) понятия, связанные со словообразовательным анализом слов: разбор слова по составу и словообразовательный разбор. Словообразовательный анализ формирует у учащихся активную мыслительную деятельность. Изучение словообразования -длительный процесс, продолжающийся в течение всего времени обучения в школе [5; 52].

Морфология - раздел курса русского языка, который изучает слово как часть речи. Грамматические классы слов выделяются по следующим признакам: 1) обобщённому значению; 2) свойственным той или иной части речи грамматическим категориям; 3) особенностям словоизменения и 4) основным синтаксическим функциям. В школьную программу по русскому языку при изучении морфологии входят только те части речи, которые относятся к общепризнанным в лингвистической науке: существительное, прилагательное, числительное, местоимение, глагол, наречие, предлог, союз, частица, междометие. «Нетрадиционные» части речи - категория состояния и модальные слова -не включаются в школьный курс изучения морфологии в качестве самостоятельных. Слова этих групп рассматриваются при изучении наречий, вводных слов и вводных словосочетаний, поэтому учащиеся всё же знакомятся с некоторыми особенностями этих слов.

Каждая из частей речи в русском языке характеризуется присущими ей грамматическими категориями. Большинство лингвистов под грамматической категорией понимают не только значение, выражаемое определёнными структурными средствами, но и само выражение. Грамматические категории можно разделить на словоизменительные или собственно грамматические и классификационные или лексико-грамматические.

При изучении морфологии в школьном курсе сложилась традиция изучать ряд грамматических категорий без определений. Так изучаются категории рода, числа, одушевлённости-неодушевлённости существительного; категории времени, вида, лица и наклонения глагола. При этом сами такие слова, как падеж, склонение и др., ни о чём не говорят учащимся. Как объясняет И.Р. Палей, «...буквальное объяснение этих терминов было бы делом не лёгким и для формирования грамматических знаний ничего не прибавляло бы». По-другому решается вопрос изучения таких терминов, как одушевленность (неодушевлённость), число, лицо, время. Известно, что грамматические значения обладают связью и соотнесенностью с логическим рядом, и грамматические категории, и логические категории исходят из реальных отношений. Значение слов число, лицо, время, употреблённых в качестве терминов грамматики и в качестве нетерминов, частично совпадает. Исходя из этой особенности, И.Р. Палей указывает: «Некоторые понятия используются в школьных занятиях по грамматике, но не определяются, так как эти понятия учащимся настолько знакомы по прежнему опыту, что на них могут основываться определения других понятий» [6; 176]. Изучение морфологии состоит как в усвоении знаний по морфологии, так и в практическом овладении морфологическим языковым материалом. От умения распознавать части речи и свойственные им морфологические признаки в значительной степени зависит успешность орфографического, пунктуационного, синтаксического и стилистического анализа, а следовательно, и овладения соответствующими нормами русского литературного языка. При изучении данного раздела учащиеся знакомятся с новыми морфологическими понятиями и терминами, что в значительной мере способствует развитию мышления и обогащению лексического запаса младших школьников.

Замыкающим ярусом языковой системы является синтаксис. Его изучение предполагает использование всех ресурсов языка. Синтаксис по праву занимает значительное место в школьном курсе русского языка: с рассмотрения синтаксической единицы - предложения в 1 классе.

Синтаксис позволяет по-новому, с функциональной точки зрения, оценить все средства языка и речи, изученные ранее в разделах фонетики, лексики, фразеологии, словообразования и особенно требует внимания к морфологическим и лексикоморфологическим свойствам синтаксических единиц [2; 79].

Основной единицей синтаксиса является предложение, в составе которого слова используются в определённой форме. В любом предложении, если только оно не состоит из одной словоформы, можно выделить сочетания слов, связанные между собой грамматически и по смыслу. Одни из этих сочетаний возникают только в составе предложения (сочетание подлежащего и сказуемого), другие можно образовывать и вне предложения (словосочетания). Изучение синтаксиса в курсе начальной школы предусматривает, что учащиеся начальных классов должны овладеть рядом теоретических знаний, понятиями и терминами и научиться применять полученные знания в практических умениях: находить основу предложения; выделять из предложения

словосочетания; составлять словосочетания с главными словами - изученными частями речи; распознавать предложения по цели высказывания, восклицательные предложения; различать члены предложения (в предложениях без обособленных вводных слов); отличать подлежащее от обращения; различать простое и сложное предложение; находить однородные члены; производить синтаксический разбор простых двусоставных предложений и сложных предложений, состоящих из двусоставных; составлять простые и сложные, предложения с однородными членами, с обращениями, с прямой речью, диалоги; выразительно читать и произносить предложения изученных видов; правильно выбирать формы слов в словосочетании и предложении, осознавая все используемые понятия и термины [4; 103].

Особенно важно изучение синтаксического строя русского языка в интересах развития речи. Знание законов сочетаемости слов и конструирования предложений позволяет правильно строить словосочетания и предложения, обогащать синтаксический строй речи, более полно и точно выражать мысли, предупреждать речевые ошибки. Такая работа способствует развитию мышления учащихся, вызывает интерес к изучению языка и речи [3; 110].

Таким образом, необходимо уделять особое внимание овладению учащимися лингвистическими понятиями и терминами, так как без понятий терминов немыслима никакая наука. Для этого необходимо привлекать более сложный языковой материал с использованием исторических справок о происхождении некоторых слов. При внедрении в речь учащихся новых слов должна ставиться цель не только их запоминания, но и осмысления, целесообразного, обдуманного использования этих слов в речи.

Примечания:

1. Аванесов Р.И. Русская литературная и диалектная фонетика. М., 1974.

2. Золотова Г.А. Коммуникативная грамматика русского языка. М.: Изд-во МГУ, 2004.

3. Львов М.Р., Горецкий В.Г., Сосновская О.В. Методика преподавания русского языка в начальных классах. М.: Академия, 2000. 464 с.

4. Обучение русскому языку в 4 классе: метод. указ. к учебнику: пособие для учителей / сост. Т.А. Ладыженская. М.: Просвещение, 1981.

5. Основы методики русского языка: в 4-8 классах: пособие для учителя / под ред. А.В. Текучева [и др.]. М.: Просвещение, 1983.

6. Палей И.Р. Очерки по методике русского языка: пособие для студентов пед. ин-тов и учителей. М., 1965.

References:

1. Avanesov R.I. Russian literary and dialect phonetics. М., 1974.

2. Zolotova G.A. Communicative grammar of Russian. М.: Moscow State University Publishing House, 2004.

3. Lvov M.R., Goretsky V.G., Sosnovskaya O.V. Methods of Russian teaching in initial classes. М.: Academia, 2000. 464 p.

4. Training to Russian in the 4th class: methodical suggestions to the textbook: the manual for teachers / Compil. T.A.Ladyzhenskaya. M.: Prosveshchenie, 1981.

5. Bases of a technique of Russian: in the 4-8th classes: the manual for the teacher / Ed. A.V.Tekucheva [etc.]. M: Prosveshchenie, 1983.

6. Paley I.R. Sketches about Russian technique: the manual for students of pedagogical institutions and teachers. M., 1965.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.