1 См.: Международные акты о правах человека: Сб. док. М., 2000.
2 См.: Международная защита прав и свобод человека. М., 1990. С. 14.
3 См.: Горшкова И.В., Зулкарнеев Р.М. Тяжкие преступления в семье. М., 1997. С.5.
4 См.: Синицын И. Е. Человек и семья в Африке. М., 1989.
5 См.: Канн Уэда. Преступность и криминология в современной Японии. М., 1989. С. 19.
6 Там же.
7 См.: Ревин В.П. Современные проблемы изучения и организации борьбы с преступлениями в сферах семейно-бытовых и досуговых отношений: Дис. ... д-ра юрид. наук. М., 1994. С. 3.
8 См.: Афанасьев В.Г. Человек: управление самим собой // Научное управление обществом. М., 1976. С. 262.
9 См.: Антонов А.И. Проблемы социологического изучения репродуктивного поведения семьи // Там же.
Т.А. Фабрика
Ответственность за незаконную трансплантацию человеческих органов и (или) тканей в зарубежном и российском законодательствах
Современные достижения медицинской науки и активное вмешательство медиков в жизнедеятельность человеческого организма нуждаются в правовом регулировании и исследовании как юристами, так и медиками. Особенно это касается таких достижений медицинской науки, как трансплантология, генетика, искусственное оплодотворение и пересадка эмбриона.
Трансплантология не может совершенствоваться без решения ряда проблем, требующих четкого юридического толкования и регулирования. Успехи медицины позволили использовать пересадку органов и тканей как особый метод лечения в тех случаях, когда другие методы лечебной помощи неэффективны. Однако полного законодательного акта, регламентирующего все вопросы изъятия органов и тканей от живого донора или умершего человека, в настоящее время нет ни в одной стране мира.
В ряде государств разрешается пересадка органов от умерших с согласия их родственников (Австрия, Бельгия, Великобритания, Швеция, Япония) или на основании предсмертного распоряжения самого покойного (Дания, Финляндия, Канада), с разрешения лечебных учреждений (Венгрия, Франция, Швейцария) или прокуратуры (Польша). В некоторых странах узаконена трансплантация отдельных органов и от живых доноров (Норвегия, США, ЮАР)1.
В мире существует более 200 законодательных и подзаконных актов, касающихся различных аспектов трансплантации органов и тканей. Речь идет о правовом регулировании донорства от живого человека и трупа, о медицинском и юридическом понятии смерти и критериях ее констатации, о праве на труп и изъятие органов и тканей для трансплантации и консервации, о возможности вознаграждения за донорство, о добровольности донорства и осознанности его возможных последствий, о недопустимости донорства несовершеннолетних, недееспособных и т.п.2
«Эра трансплантации» обусловила повышенный интерес к пересадкам различных, в том числе кадаверных тканей и органов. Во многих странах, однако, медики оказались неподготовленными к использованию органов и тканей, полученных от трупа. Отсюда большая пестрота морально-этических и юридических норм, которыми руководствуются при трансплантации в Австрии и Бельгии, Бразилии и Канаде, Финляндии и Франции, Великобритании, Венгрии, Японии и Норвегии, Польше и Южно-Африканской республике, в том числе и в нашей стране3.
Юридические аспекты трансплантации органов и тканей человеческого организма являются прерогативой отдельных государств. Исключительно важен вопрос о том, на кого возложить ответственность в случае неудачи пересадки органов. Учитывая, что в
этой сфере медицинской деятельности возможны также отдельные злоупотребления, следует выработать надежный заслон нарушениям конституционных прав человека на охрану жизни и здоровья, личную неприкосновенность независимо от жизнеспособности организма. Особое значение в этом отводится уголовному праву, его регулятивным и предупредительным возможностям.
Во многих странах мира уделяется большое внимание проблеме правового регулирования трансплантации органов и тканей человеческого организма, а также вопросам ответственности лиц, нарушивших порядок ее проведения. В ряде государств приняты соответствующие законы, например: Закон «Об охране здоровья» (Чехия); 2-й Закон «Об охране здоровья» (Венгрия); Закон о пересадке органов и других анатомических материалов (Венесуэла); Закон о здравоохранении (Болгария); Положение «О проведении трансплантации» (Германия); Закон № 438 о пересадке почек (Италия); Закон о пересадке тканей и органов умерших лиц (Швеция); Закон о применении тканей, органов и частей трупа в терапевтических и научных целях (Бразилия) и др. эта проблема привлекает все возрастающее внимание как ученых-медиков, так и правоведов, в том числе и ведущих российских специалистов.
Однако в опубликованных работах недостаточно освещены такие вопросы, как определение правомерности такой операции, момент изъятия органа, квалификация действий виновных в нарушении правил трансплантации. С нашей точки зрения, основными вопросами, которые необходимо решить в уголовно-правовом порядке, являются следующие: а) правомерность пересадки органов; б) возможность изъятия органа у донора; в) значение согласия донора и реципиента при производстве такого вмешательства; г) юридическая квалификация возможных злоупотреблений со стороны медицинских работников. Все эти проблемы требуется разрешить своевременно, еще до того, как трансплантация органов приобретет массовый характер4.
Для того чтобы хоть немного внести ясность в эти вопросы, необходимо рассмотреть и сравнить уголовное законодательство нашего государства и законодательства других стран, регулирующие ответственность за незаконную трансплантацию.
Порядок трансплантации органов и тканей регламентируют официальные документы Всемирной медицинской ассоциации: во-первых, Заявление ВМА о торговле живыми органами (1985 г.), где была осуждена купля-продажа человеческих органов для трансплантации, а правительства всех стран призваны принимать меры для предотвращения этого; во-вторых, Декларация ВМА о трансплантации органов (1987 г.), где определено, что ни один врач не может взять на себя ответственность за проведение операции по пересадке органа до тех пор, пока не будет обеспечено соблюдение прав и донора, и реципиента5.
Трансплантация представляет собой медицинскую операцию, при которой больная часть человеческого организма заменяется здоровой, взятой из того же или другого организма, или больной орган заменяется здоровым. С конца 1960-х гг. законы, строго регламентирующие порядок трансплантации, существуют во многих странах мира. 11 декабря 1992 г. в нашей стране был принят Закон Российской Федерации «О трансплантации органов и (или) тканей человека». Согласно ст. 1 этого закона трансплантация органов и (или) тканей от живого донора или трупа может быть применена только в случае, если другие медицинские средства не могут гарантировать сохранение жизни больного (реципиента) либо восстановление здоровья. Изъятие органов или тканей у живого донора допустимо только в случае, если его здоровью, по заключению консилиума, не будет причинен значительный вред. Трансплантация органов и тканей возможна исключительно с согласия живого донора и, как правило, реципиента и на основе медицинских показаний в соответствии с общими правилами проведения хирургических ^6
операций .
В УК РСФСР 1960 г. не было нормы, предусматривающей ответственность за принуждение к изъятию органов или тканей человека для трансплантации. Однако такого рода факты, как за рубежом, так и в нашей стране, за последние годы стали не столь редким явлением.
Включением данной статьи в новый УК обусловлено, с одной стороны, бурным развитием медицины в области пересадки человеческих органов и тканей, с другой стороны — негативными последствиями этого величайшего достижения, выражающимися в недопустимых попытках спасения одного человека за счет причинения вреда другому .
Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. устанавливают, что ткани, органы человека не могут быть использованы в качестве предмета купли-продажи коммерческих сделок8. Здесь же в законодательном порядке запрещается принуждение к изъятию органов, тканей человека для трансплантации .
В ст. 105 УК РФ впервые дано определение понятия убийства как «умышленное причинение смерти другому человеку».
Убийство в целях использования органов и тканей потерпевшего (п. «м» ч. 2 ст. 105 УК РФ) как отягчающее убийство обстоятельство является новеллой в нашем современном уголовном законодательстве. Необходимость введения этой нормы обусловлена широким внедрением в медицинскую практику операций по пересадке органов и тканей, что требует соответствующего донорского материала. Его недостаток и крайне высокая стоимость (от 10 до 150 тыс. долл. отдельных органов и тканей), а также неуклонно растущая потребность в его использовании могут приводить к действиям по принудительному изъятию органов и тканей человека. Мотивы преступления могут быть самыми различными: корысть (продажа органов и тканей с целью извлечения дохода), желание спасти жизнь близкого человека, проведение медицинского эксперимента, карьеристские побуждения и т.п.10
Попытаемся рассмотреть основные моменты уголовной ответственности с точки зрения американского уголовного права.
Американскому праву присущ ряд характерных особенностей в определении ответственности за убийство, неизвестных российскому праву, в частности деление тяжкого и простого убийства соответственно на деяния первой и второй степени и др.
По общему определению, к тяжкому убийству в американском уголовном праве относятся все случаи незаконного лишения жизни другого «живого человеческого существа», совершенного со «злым предумышлением».
Что касается понятия «живого человеческого существа», то здесь американские криминалисты выделяют два ключевых вопроса, являющихся предметом острых дискуссий, — определение момента начала и окончания жизни. По первому вопросу в американской судебной практике к настоящему времени достигнуто известное единодушие: родившимся живым признается ребенок, полностью вышедший из чрева матери и обладающий независимой системой кровообращения.
Еще более сложным оказывается вопрос об определении момента смерти, который за последнее время стал чрезвычайно актуальным в связи с ростом числа операций по пересадке (трансплантации) почек, печени, сердца и других органов одного человека другому, а главное, в связи с возможностями злоупотреблений в этой области. Применительно к будущему донору прежние критерии определения момента смерти — отсутствие сердцебиения, прекращение дыхания, гибель мозга — оказываются уже недостаточными. Их регистрация возможна различными способами, не всегда гарантирующими точность, что приводит к весьма противоречивым решениям американских судов, отдающих все большее предпочтение критерию гибели мозга.
Составители рекомендованного законодателям штатов в качестве модели «Единообразного акта о пересадке анатомических органов», подробно регламентирующего многие вопросы трансплантации, отказались сформулировать правила определения момента смерти будущего донора, предоставив решение этого вопроса медицинской науке. Акцент в «Единообразном акте» сделан на нормах, призванных предупредить злоупотребления, которыми чревато широкое распространение пересадок органов: например, врачу, констатировавшему смерть будущего донора, запрещается участвовать в операциях по трансплантации и т.п.
Как отмечают американские юристы, с помощью подобных норм никак нельзя исключить возможности злоупотреблений в этой области. Трансплантация анатомических органов, как никакое другое достижение медицинской науки и практики, способна породить чудовищные преступления, в особенности там, где ценность человеческой жизни определяется в денежном эквиваленте. В этом смысле обеспокоенность американской общественности будущими, да и уже существующими моральными, философскими, социальными и правовыми проблемами, связанными с пересадкой анатомических органов одного человека другому, представляется вполне обоснованной11.
Уголовные кодексы России и Украины предусматривают ответственность за ряд преступлений, которые могут быть совершены в сфере трансплантологии, в том числе за принуждение к донорству органов и тканей человека (ст. 120 УК РФ, ст. 143, 144 УК Украины). Данные нормы призваны защитить потенциального донора от какого бы то ни было давления со стороны других лиц, поскольку добровольность предоставления органов или тканей живым донором — одно из главных требований операций по их пересадке, установленное международно-правовыми документами.
В соответствии с Декларацией о трансплантации человеческих органов, принятой в 1987 г. Всемирной медицинской ассоциацией (ВМА), проведение любой операции по трансплантации требует получения «информированного, добровольного и осознанного согласия донора и реципиента, а в случаях, когда это невозможно, то членов их семей или законных представителей». Специальный документ — Резолюция по вопросам поведения врачей при осуществлении трансплантации человеческих органов, принятая ВМА в 1994 г., — стал ответом на получившие к тому времени распространение случаи участия врачей в операциях по пересадке органов и тканей, полученных от заключенных, приговоренных к смертной казни, лиц, страдающих физическими или психическими недостатками, похищенных детей и других лиц, не имеющих возможности отказаться от такой операции, или вообще без их согласия12.
Становится актуальной разработка правовых вопросов в области трансплантации и в Кыргызской Республике. Минздравом республики создан Центр пересадки органов. Статьи 23 и 25 Закона «Об охране здоровья народа в Республике Кыргызстан» (1992 г.) предполагают трансплантацию органов, тканей и искусственное оплодотворение. В республике принят новый уголовный кодекс, в котором предусмотрена уголовная ответственность за принуждение к изъятию органов или тканей человека для трансплантации (ст. 114), за нарушение правил проведения операции по трансплантации (ст. 115) и за причинение вреда здоровью (п. 7 ст. 104).
Прогресс трансплантологии и в связи с этим широкое изъятие трансплантатов из трупов, подлежащих судебно-медицинской экспертизе, вызвал необходимость издания специальных приказов и инструкций для судебно-медицинской службы. В частности, правила судебно-медицинской экспертизы трупа (Приказ Минздрава СССР № 182 от 9 июля 1991 г.) разрешают изъятие органов и тканей из трупа для заготовки, тканевого типирования и клинической пересадки. В то же время арсенал правовых норм регулирования трансплантации крайне беден: вопросы пересадки органов и тканей в Кыргызской Республике либо прямо не регулируются, либо в урегулированной части нуждаются в изменениях, уточнениях и дополнениях.
Изъятие и заготовка органов и тканей от трупов затруднены или невозможны ввиду отсутствия соответствующего законодательства, регламентирующего вскрытие трупа и его использование для лечебных целей, а проведение опытов медицинского, биологического, психологического характера над людьми без надлежаще выраженного и удостоверенного добровольного согласия испытуемого запрещено Конституцией Кыргызской Республики (ч. 2 ст. 18).
В связи с этим перед медицинской и правовой наукой республики встала необходимость разработки медико-правовых законов, регулирующих права умершего на согласие или запрещение использования его тела после смерти, те же права родственников умершего и значение степени родства для осуществления этого права, использование невостребованных родственниками трупов умерших, взаимоотношения реципиента и донора, врачей, участвующих в изъятии и пересадке органов, прижизненной донации органов и создании банка органов для пересадки, сроки и порядок исследования трупов для изъятия органов и тканей и т.п.
При операции трансплантации органов и тканей реципиент нуждается в правовой защите, т.е. речь идет о правовой защите прав пациентов вообще. В такой же правовой защите нуждаются и врачи, участвующие в операции по изъятию органов, и врачи, которые будут участвовать в операции по пересадке, так как ст. 114, 115 УК Кыргызской Республики предусматривают уголовную ответственность за нарушение «условий и порядка трансплантации». В то же время законодатель не указывает, о нарушении каких условий и порядков идет речь.
Законы, различные инструкции по изъятию органов и тканей для пересадки имеются в странах дальнего зарубежья и некоторых странах СНГ, которые могут быть основой законодательства Кыргызстана по трансплантации органов и тканей, в частности Закон РФ «О трансплантации органов и (или) тканей человека» от 22 декабря 1992 г., согласно которому изъятие органов и (или) тканей у живого донора допустимо только в случае, если его здоровью не будет причинен значительный вред. Сами же органы и (или) ткани человека не могут быть предметом купли-продажи. Данный закон допускает изъятие органов и (или) тканей у живого донора для трансплантации реципиенту только при соблюдении определенных условий: выражении донором своего согласия в письменной форме, всестороннем медицинском обследовании донора и заключении консилиума врачей-специалистов о возможности изъятия у него органов и (или) тканей для трансплантации и т.д.13
Подобные положения можно встретить в Законе ФРГ «О пожертвовании, изъятии и пересадке органов», принятом 5 ноября 1997 г. В этом законе содержатся предписания: 1) о сфере применения, просвещении населения, заявлении о пожертвовании органов; 2) изъятии органов у мертвых доноров; 3) изъятии органов у живых доноров; 4) запрещении торговли органами; 5) уголовной и административной ответственности и др.
§ 18 Закона ФРГ о трансплантации 1997 г. — «Торговля органами» — устанавливает уголовную ответственность за торговлю органами, а § 19 «Дальнейшие уголовноправовые предписания» — за трансплантации без согласия донора либо с иным нарушением существующего порядка трансплантации, а также за незаконное распространение, переработку либо использование личностной информации в связи с трансплантацией в противоречии с предписаниями, установленными в данном законе. Эти предписания требуют специальной оценки. Однако они, несомненно, шире, а вероятно, и практичнее, чем предписания ст. 120 УК РФ «Принуждение к изъятию органов или тканей человека для трансплантации», которые устанавливают ответственность только за принуждение к изъятию органов или тканей человека для трансплантации, совершенное с применением насилия либо с угрозой его применения. Статья 1 Закона РФ «О трансплантации органов и (или) тканей человека» регламентирует, что органы и (или) ткани человека не могут быть предметом купли-продажи. Купля-продажа органов и (или) тка-
ней человека, а также реклама этих действий влекут уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, в немецкой юридической литературе выражено общее мнение о том, что коммерческое использование органов должно быть реально наказуемо.
В ст. 3 Закона Республики Беларусь «О трансплантации органов и тканей человека» содержится подобное положение о том, что органы и ткани человека не могут быть объектом гражданско-правовых сделок, за исключением сделок, носящих безвозмездный характер. Совершение возмездных сделок, а также рекламирование потребностей в органах и тканях человека с целью предложения вознаграждения за их получение влечет за собой уголовную ответственность в соответствии с законодательством Республики Беларусь. Статья 5 этого же Закона говорит о том, что «принуждение любым лицом донора к согласию на забор у него органов и тканей влечет за собой уголовную ответственность в соответствии с законодательством Республики Беларусь14.
Нормы УК Украины, устанавливающие ответственность за принуждение к донорству, сформулированы иначе. В частности, ст. 143 «Нарушение установленного законом порядка трансплантации органов или тканей человека» предусматривает следующие общественно опасные деяния: нарушение установленного законом порядка трансплантации органов или тканей человека (ч. 1); изъятие у человека путем принуждения либо обмана его органов или тканей с целью их трансплантации (ч. 2); действия, предусмотренные частью второй названной статьи, совершенные в отношении лица, находившегося в беспомощном состоянии или в материальной либо иной зависимости от виновного (ч. 3); незаконная торговля органами или тканями человека (ч. 4); действия, предусмотренные частями второй, третьей или четвертой названной статьи, совершенные по предварительному сговору группой лиц, или участие в транснациональных организациях, занимающихся такой деятельностью.
В отличие от российского законодателя законодатель Украины установил уголовную ответственность за сам факт нарушения порядка проведения трансплантации органов и тканей человека (ч. 1 ст. 143), установленного Законом Украины «О трансплантации органов и других анатомических материалов человеку» 1999 г., а также ведомственными нормативными актами Министерства здравоохранения Украины: Инструкцией по констатации смерти человека на основании смерти мозга, Инструкцией об изъятии органов человека у донора-трупа, Инструкцией об изъятии анатомических образований, тканей, их компонентов и фрагментов у донора-трупа, Инструкцией по изготовлению биоимплантантов, Порядком взятия, хранения и использования костного мозга и др.
Украинский УК, в отличие от УК России, помимо насилия предусматривает и такой способ принуждения к донорству, как обман.
В судебной практике как России, так и Украины могут возникнуть проблемы определения надлежащего субъекта уголовной ответственности за принуждение к донорству органов или тканей. С учетом особенностей юридической конструкции соответствующих норм УК России и УК Украины данный вопрос может быть решен различно.
Как уже говорилось, российский УК установил ответственность за принуждение живого донора к даче согласия на изъятие его органов или тканей. При этом само изъятие может осуществлять как лицо принуждающее, так и другое лицо. С момента совершения действий, образующих принуждение, преступление считается оконченным, независимо от последующего изъятия из организма потерпевшего органов или тканей. Таким образом, объективная сторона преступления, предусмотренного ст. 120 УК РФ, может быть выполнена любым лицом, достигшим возраста уголовной ответственности и обладающим вменяемостью (общий субъект). Сужение в данном случае круга субъектов до круга врачей, производящих трансплантацию, ни практически, ни криминологически не обоснованно.
Иное дело — Украина. Здесь установлена уголовная ответственность за изъятие путем принуждения либо обмана органов или тканей для трансплантации (ч.1 ст. 144). Таким образом, названные преступления считаются оконченными с момента удаления из организма потерпевшего или отделения хирургическим методом какого-либо органа или ткани. Операция по изъятию последних требует специальных медицинских знаний и не может быть осуществлена общим субъектом. Неправильное изъятие или непринятие мер по надлежащей консервации изъятого органа или ткани сделает их пересадку невозможной15.
В начале 2005 г. Европейский парламент огласил список стран, в которых процветает нелегальная продажа человеческих органов. Обвинения были выдвинуты против Эстонии, Молдавии, Румынии, России и Украины. К числу претендентов на место в этом списке были отнесены и государства Центральной Азии, в том числе и Казахстан.
Согласно законодательству Республики Казахстан, трансплантация органов в Казахстане легальна. Однако в Законе Республики Казахстан от 19.05.1997 г. № 111-1 «Об охране здоровья граждан в Республике Казахстан» (гл. 4) говорится следующее:
1) донором по трансплантации органов и тканей может быть человек, труп человека, а также животное;
2) принудительное изъятие органов и тканей человека и их пересадка запрещаются. Органы человека не могут быть предметом купли, продажи и коммерческих сделок. Лица, допустившие такие деяния, привлекаются к ответственности в соответствии с законодательством Республики Казахстан;
3) порядок и условия проведения трансплантации органов и тканей от человека к человеку, от трупа к человеку и от животного к человеку устанавливаются положением, утвержденным уполномоченным центральным исполнительным органом Республики Казахстан, осуществляющим руководство в области охраны здоровья граждан.
По ст. 113 Уголовного кодекса РК «принуждение к изъятию органов или человеческих тканей для трансплантации или иного использования» наказывается сроком до пяти лет. В случае же, когда трансплантация совершается насильно, — до семи лет. А если незаконная трансплантация органов приводит к смерти донора — от пяти до десяти лет лишения свободы без права занимать должность.
Следует отметить, что за год в мире возбуждается более пятидесяти уголовных дел о незаконной продаже человеческих органов. Из них только 20 процентов поддается раскрытию и наказанию, так как законодательная база в этой сфере до сих пор не имеет четких контуров16.
24 января 2002 г. в Страсбурге был принят 186-й Дополнительный протокол к Конвенции по правам человека и биомедицине относительно трансплантации органов и тканей человека. В гл. 6 ст. 21 говорится о запрещении извлечения финансовой выгоды. «Тело человека и его части не должны использоваться для извлечения финансовой выгоды или получения сравнимых преимуществ. Объявления о необходимости или доступности органов или тканей с целью предложения или получения финансовой выгоды и сравнимых преимуществ запрещены». Статья 22 гласит, что «торговля органами и
17
тканями запрещена» .
Необходимо обратить внимание, что число доноров в США и Российской Федерации различается в десятки раз — 22 человека на 1 млн населения в США против 0,05 в России18. И в этом, как представляется, принципиальную роль играет то обстоятельство, что правовое регулирование трансплантологии в США, в отличие от Российской Федерации, предусматривает так называемую систему «испрошенного согласия»: в разное время почти во всех штатах США был введен «Единый акт об анатомическом даре», согласно которому распоряжение своими органами и тканями, всем телом или его частями после смерти лицо может осуществить путем внесения соответствующего текста в кар-
точку жертвователя (донора). Если же умершее лицо не сделало никаких распоряжений, согласие ближайших родственников на совершение таких действий необходимо19.
В ряде других стран, придерживающихся системы «согласия» («договора») или «испрошенного согласия», процедура документального оформления согласия может быть также произведена занесением соответствующего решения в паспорт, водительские права и т.п., причем лицо имеет право отказаться от своего согласия в любой момент.
Внесенными в 1994 г. во французский кодекс здравоохранения положениями, направленными на обеспечение требований французского Гражданского кодекса о неприкосновенности тела (ст. 16.3), закреплено общее положение о необходимости предварительного согласия донора на посмертное изъятие его органов в целях трансплантации. В случае, если такое согласие при жизни не испрашивалось, врач обязан предпринять все разумные меры, чтобы получить согласие у родственников скончавшегося.
Принятая же в Российской Федерации система «отсутствия согласия» («отсутствие договора», «презумпция согласия», «предполагаемое согласие») или «неиспрошен-ного согласия», которой придерживаются также Австрия, Бельгия, Венгрия, Испания, Чехия, предполагает, что препятствий для забора органов, в случае если потенциальный донор заранее при своей жизни не заявлял о своем несогласии, не существует, изъятие осуществляется без уведомления родственников и без получения их согласия («на момент изъятия учреждение здравоохранения не было поставлено в известность... о несо-
гласии»)20.
О несовершенстве современных юридических законов применительно к задачам трансплантации говорил Н. Коуч в специальном сообщении на 1-м Международном конгрессе по трансплантации (Париж, июнь 1967 г.). Законы разных стран мира, касающиеся медико-правовых вопросов, были приняты еще в ту пору, когда о реальной возможности осуществления пересадок органов человеку нельзя было серьезно говорить. Этим определяется высказываемое многими медиками мнение о необходимости разработки нового законодательства, содержащего нормативные акты, которые определяли бы принципиальную возможность пересадки органов от живых доноров и от трупов. Н. Коуч считает, что такой «идеальный» закон должен, во-первых, позволять врачам извлекать орган у погибшего больного незамедлительно после его смерти без требования длительной процедуры ее констатации, полностью полагаясь на знания, совесть и честность врачей, как это делается во многих других областях медицинской практики; во-вторых, позволять каждому человеку распоряжаться своими органами с той же свободой, с какой он распоряжается своим личным имуществом; в-третьих, освободить врачей от гражданской ответственности за удаление тканей для трансплантации; в-четвертых, быть единообразным для всей страны.
За последние годы почти в 40 странах были приняты законы, которые позволяют людям отдавать свои ткани после смерти для научных и лечебных целей. Однако еще есть страны, где самопожертвование не признается. С другой стороны, изъятие органов от трупов по судебно-медицинским показаниям без согласия родственников погибшего дает основание ставить вопрос о принципиальной возможности подобного же подхода применительно к проблеме трансплантации. Во Франции, например, министр здравоохранения санкционирует удаление органов, если руководитель медицинского учреждения считает, что это следует сделать для лечебных или научных целей. В США нет законов, разрешающих медицинским экспертам способствовать взятию органов от трупа. Член семьи имеет исключительное право на недавно умершего человека, и разрешение использовать его ткани для трансплантации следует получать у родственников21.
Таким образом, юридические вопросы трансплантации органов у человека решаются в разных странах неоднотипно и до настоящего времени ни в одной стране еще нет
полноценного законодательного акта, всесторонне регламентирующего проблему взятия органов и тканей.
Примечания
1 См.: Громов А.П. Медико-правовые вопросы в трансплантации // Экспериментальная хирургия и анестезиология. М., 1970. № 5. С. 20.
2 См.: Громов А. Правовое регулирование пересадки органов и тканей // Врач. 1992. № 5. С. 36.
3 См.: Беличенко И. А., Мирский М.В. Морально-этические, социальные и правовые аспекты трансплантации органов и тканей // Трансплантация органов и тканей: Материалы 5-й Всесоюз. науч. конф. по пересадке органов и тканей / Под ред. И.М. Соловьева. Горький, 1970. С. 11-12.
4 См.: Глушков В.А. Ответственность за преступления в области здравоохранения. Киев, 1987. С.168-169.
5 См.: Акопов В.И., Маслов Е.Н. Право в медицине. М., 2002. С. 82.
6 См.: О трансплантации органов и (или) тканей человека: Закон РФ от 22 дек. 1992 г. // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1993. № 28. Ст. 1064.
7 См.: Российское уголовное право: В 2 т. Т. 1: Особая часть / Под ред. А.И. Рарога. М., 2002. С. 81.
8 См.: Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. № 33. Ст. 1318. С. 2289-2324.
9 См.: Базаров Р.А. Уголовно-правовая характеристика преступлений против жизни. Челябинск, 1998. С. 33.
10 См.: Филатов В.Б., Решетников А.В. Ответственность медицинских работников, связанная с их профессиональной деятельностью в контексте нового уголовного законодательства // www.Evenews.ru /oficial15.htm.
11 См.: Никифоров Б.С., Решетников Ф.М. Современное американское уголовное право. М., 1990. С. 10812 109.
12 См.: Крылова Н.Е. Уголовная ответственность за принуждение к донорству органов и тканей человека по законодательству России и Украины // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 11. Право. 2004. № 5. С. 39-40.
13 См.: Мукашев М.Ш., Набиев В.В. Современное состояние законодательства Кыргызской Республики по вопросам трансплантации органов, тканей, эвтаназии и ряду других проблем // Государство и право. 1999. № 10. С. 111-112.
14 См.: Закон Республики Беларусь от 4 марта 1997 г. № 28-3 // http://www.med.by/Normativ/N28.htm.
15 См.: Крылова Н.Е. Указ. соч. С. 41, 42, 46, 49.
16 См.: Бахтигареев Р. Золотые органы: Казахстан догоняет Украину и Молдову по незаконной продаже человеческих «запчастей» // http://www.kompromat.kz/print.asp?id=9975&rb=218&pers=True.
17 См.: 186-й Дополнительный протокол к Конвенции по правам человека и биомедицине относительно трансплантации органов и тканей человека, Страсбург, 24 янв. 2002 г. // http://www.librarium.ru/ article 1341.htm.
н-
19 См.: Чельцова Н.В. Процессуальные особенности рассмотрения судами дел о наследовании // Информ. система «Кодекс».
20 См.: Залеская М.В. О проблеме презумпции согласия на посмертное изъятие органов в целях донорства // Гражданин и право. 2003. № 6. С. 7-8.
21 См.: Успехи трансплантации: По материалам 1-го Междунар. Конгресса по трансплантации (Париж, 27-30 июня 1967 г.) / Под ред. И. Д. Кирпатовского. М., 1969. С. 132-133.
Д. Т. Арабули
Некоторые проблемы привлечения лица в качестве понятого в уголовном процессе
Стереотипы массового сознания о продажности правосудия в современной России во многом порождены «закрытостью», «клановостью» правосудия и правоохранительной сферы. Эти стереотипы (безотносительно к их связи с реальностью) не только не способствуют сокращению коррупции, а напротив — способствуют развитию коррупционных процессов. Гласность правоприменения и общественный контроль над ним, в том числе и посредством обеспечения участия представителей общества в отправлении правосудия в разных процессуальных формах, — обязательная составляющая системы