Научная статья на тему 'Ответственность как важная психолого-педагогическая составляющая духовно-нравственного развития личности студента'

Ответственность как важная психолого-педагогическая составляющая духовно-нравственного развития личности студента Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
247
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / ОТВЕТСТВЕННОЕ ОТНОШЕНИЕ / СТУДЕНТ / УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МОТИВ И СМЫСЛ / ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ / RESPONSIBILITY / RESPONSIBLE ATTITUDE / STUDENT / EDUCATIONAL COGNITIVE ACTIVITY / MOTIVE AND MEANING / SPIRITUAL MORAL DEVELOPMENT OF PERSONALITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Старов Михаил Иванович

В статье рассматриваются феномены личной и социальной ответственности студентов за свои слова, поступки и поведение, и ответственное отношение к учебно-познавательной деятельности в процессе вузовского обучения как существенный компонент духовно-нравственного развития личности будущего специалиста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Старов Михаил Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESPONSIBILITY AS IMPORTANT PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL PART OF SPIRITUAL MORAL DEVELOPMENT OF STUDENT'S PERSONALITY

The article considers the phenomena of personal and social responsibility of students for their words, actions and behavior, and responsible attitude to educational cognitive activity in the process of university education as important component of spiritual moral development of future specialist's personality.

Текст научной работы на тему «Ответственность как важная психолого-педагогическая составляющая духовно-нравственного развития личности студента»

УДК 378.180.6

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ КАК ВАЖНАЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА

© Михаил Иванович СТАРОВ

Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, доктор педагогических наук, профессор-консультат кафедры педагогической и возрастной психологии, заслуженный работник высшей школы РФ, e-mail: kpivp@mail.ru

В статье рассматриваются феномены личной и социальной ответственности студентов за свои слова, поступки и поведение, и ответственное отношение к учебно-познавательной деятельности в процессе вузовского обучения как существенный компонент духовно-нравственного развития личности будущего специалиста.

Ключевые слова: ответственность; ответственное отношение; студент; учебно-познавательная деятельность; мотив и смысл; духовно-нравственное развитие личности.

Выпускники школ выдерживают серьезный жизненный экзамен при поступлении в вуз по результатам ЕГЭ и собеседования. Однако многие из тех, кто стал студентом, теряют чувство ответственности за учебнопознавательную деятельность перед родителями, обществом и, в первую очередь, перед самими собой. А ответственность, независимо персональная или социальная, является важной составляющей духовности и нравственности личности будущего специалиста.

Этимологический анализ слова «ответственность», приведенный К. Музырбаевым, свидетельствует о том, что в русском, английском, немецком, французском языках «ответственность» всегда связана с исполнением обязанности, долга, с необходимостью отчитываться за это [1, с. 5].

Термин «ответственность» (от латинского ГО8роМего - отвечать) констуировался впервые в юриспруденции во второй половине XV столетия: имеется в виду, что тот, кто виноват, должен держать ответ. До философского, и тем более психолого-педагоги-ческого созревания данного термина «ответственность» было еще далеко.

Так, еще в эпоху французского просвещения Ж.-Ж. Руссо в своем труде «Эмиль, или о воспитании» неоднократно подчеркивал, что время основного развития духовности, нравственности и ответственности личности наступает в юности. Он разработал программу деятельностного формирования духовно-нравственных чувств юноши, большое значение придавал в ней свободному

становлению его ответственного поведения в обществе [2].

Цель данной работы заключается в описании подходов к изучению проблем ответственности студентов за учебно-познавательную деятельность, и определения места этой ответственности в духовно-нравственном развитии личности в профессиональной подготовке специалиста.

Рассмотрим некоторые теоретические и методологические подходы к изучению феномена ответственности, существующие в психологической и педагогической науках. Отметим, что на основе целостной концепции каузальной атрибуции локуса контроля Дж. Роттера [3], имеются два научных подхода и два типа ответственности.

Ответственность первого типа составляет интеральный локус контроля - это когда личность осознает себя ответственной за все, что с ней происходит в жизнедеятельности, т. е. студент несет полную ответственность за свои слова и поступки, сам отвечает за свои успехи и неуспехи в учебе, исходя из собственного внутреннего потенциала, способностей, особенностей темперамента и характера, т. е. проявляется при этом внутренний контроль.

Ответственность второго типа составляет экстернальный локус контроля, присущий тем студентам, кто считает, что все происходящее с ним в студенческой жизнедеятельности зависит не от него лично, а в большей степени от окружающих его людей (преподавателей, однокурсников, родителей и т. д.)

или от внешних условий и обстоятельств, т. е. от социального окружения, как считает Л.С. Выготский, - «зоны ближайшего развития» [4].

Полезность концепции локуса индивидуального контроля для формирования ответственности как важнейшей компоненты духовно-нравственного развития личности студента неоспорима. Вскрытые нами психологические механизмы поведения студента и его отношение к вузовской учебно-познавательной деятельности, позволяют целенаправленно с подлинно научных позиций управлять процессами развития и, в первую очередь, саморазвития духовно-нравственных качеств личности будущего специалиста.

В исследовании мы стремились проанализировать соотношение в ответственности личности студента интернальности и экстер-нальности - являются ли эти типы взаимоисключающими свойствами личности или взаимодополняющими. Всегда ли для одной и той же личности студента характерна ин-тернальность или экстернальность? Проанализировав научные источники и собственные наблюдения в процессе 47-летней педагогической деятельности в вузах России, мы можем утверждать, что элементы обоих типов часто соприсутствуют в каждой личности студента. В то же время иногда наблюдается доминирование одного типа локуса над другим, т. к. каждая личность студента или студентки является индивидуальной, своеобразной и неповторимой.

Вузовские педагоги и психологи должны учитывать то, что студенты с ответственностью первого типа с интернальным локусом контроля склонны недооценивать ситуационные факторы и переоценивать внутренние резервы в поведении окружающих и, наоборот, переоценивать ситуационные факторы и недооценивать личностные в отношении себя, когда, например, речь идет о негативных событиях в жизнедеятельности будущих специалистов.

А вот в работе со студентами, отнесенными ко второму типу ответственности с экстернальным локусом контроля, необходимо учитывать такую психологическую особенность. Они склонны недооценивать личностные свойства в поведении окружающих (родителей, преподавателей, студентов и др.) и, наоборот, переоценивать личност-

ные факторы в отношении себя, недооценивать ситуационные. Студенты-экстерналы, как правило, агрессивны, зачастую конформны, с низким уровнем толерантности, конфликтны.

Следует отметить, на основе результатов наших исследований, что у большинства студентов 52,31 % (из 846 респондентов), представителей обоих типов (интерналы и экстерналы) отмечается дискордантность (рассогласованность) между самооценкой духовно-нравственных свойств и уровнем притязания личности в сложных жизненных ситуациях.

В исследовании К. Музырбаева [2] и А.А. Реана [5] доказывается, что люди, в нашем случае студенты с интернальным типом локуса, социально популярны, оптимистично настроены, обладают уверенностью в себе, спокойствием. Они осознают мотив и смысл жизни, по мнению Б. А. Сосновского [6], адекватно оценивают жизненные ситуации, определяют собственные перспективы во время обучения в вузе и после его окончания. Еще ученые различают ответственность персональную (личную) и социальную (общественную), естественную и контракторную. Ответственность, обусловленная социальным статусом, осознается студентом как призвание; ответственность, обусловленная соглашением, осознается как гражданская обязанность.

А.В. Петровский и М.Г. Ярошевский в психологическом словаре отмечают, что «ответственность - это осуществляемый в различных формах контроль за деятельностью субъекта с точки зрения выполнения им принятых норм и правил). Различают внешние формы контроля, обеспечивающие возложение на субъекта ответственности за результаты его деятельности (подотчетность, наказуемость и т. п.), и внутренние формы саморегуляции его деятельности (чувство ответственности, чувство долга). Ответственность личности перед обществом характеризуется сознательным соблюдением моральных принципов и правовых норм, выражающих общественную необходимость. Ответственность как черта личности формируется в процессе совместной деятельности в результате интериоризации социальных ценностей, норм и правил» [7, с. 257].

Результаты анкетного опроса преподавателей (63 человека) и студентов (302 человека) свидетельствуют о том, что 70,31 % преподавателей считают персональную ответственность важнейшей компонентой духовнонравственного развития личности будущего специалиста; адекватное мнение самих студентов составляет 59,73 %. А вот о социальной ответственности по поводу значимости ее для духовно-нравственного развития личности студента указали 80,95 % преподавателей и только 33,11 % студентов.

Наши наблюдения показывают, что обычно более успешно учатся те студенты, у которых желание избрать определенную профессию возникло задолго до поступления в вуз. Общий показатель ответственного отношения студентов к учебно-познавательной деятельности по нашим данным на 0,9 балла выше, чем у тех, кто избрал будущую профессию только за несколько месяцев до окончания школы или непосредственно перед поступлением в вуз. Объясняется это не только более ответственным отношением студентов к учебно-познавательной деятельности, но и более широким объемом ранее полученных в процессе обучения в школе специальных знаний. Возникновение в школе профессиональных мотивов положительно сказывается в перспективе на отношение студентов к учебе и на качество их подготовки к будущей профессиональной деятельности.

Образ будущей профессии, т. е. образ-цель у студентов от курса к курсу постоянно преобразуется и приближается к нормативному эталону. Вместе с этим меняется и структура мотивации учения, меняется и ответственное отношение студентов к учебнопознавательной деятельности в целом.

Учебно-познавательная мотивация формируется на основе разных потребностей личности студентов. Имеется несколько видов основных потребностей у студентов, определяющих протекание и результат их той или иной активности. К ним относятся познавательные потребности, потребности достижения, потребности доминирования духовно-нравственного общения с другими людьми. Мотивы, посредством которых репрезентируются потребности, образуют следующий комплекс: учебно-познавательные, профессиональные, мотивы творческих дос-

тижений, широкие социальные мотивы, мотивы личного престижа и др.

Следует отметить, что связь учебнопознавательных мотивов и познавательных потребностей не всегда адекватна. Познавательные потребности не сводятся к мотивации учения и учебно-познавательным мотивам, т. к. они могут найти удовлетворение в любых других мотивах. Не секрет, если один студент старается лучше учиться потому, что считает: полученные знания и навыки пригодятся для будущей профессиональной деятельности, а другой - только для того, чтобы быть на хорошем счету у родителей, преподавателей и однокурсников. В первом случае познавательные потребности находят выражение в профессиональных мотивах, а во втором - в мотивах личного престижа. При организации учебно-познавательной деятельности студентов в вузе нами учитывались мотивы и уровень их личной и социальной ответственности как важной составляющей духовно-нравственного развития личности будущего специалиста.

Анализ динамики учебно-познавательной мотивации свидетельствует о том, что, к сожалению, происходит снижение мотивации проявления ответственного отношения студентов к учебно-познавательной деятельности от младших курсов к старшим. Динамика профессиональной направленности и учебной мотивации определяется и разным отношением студентов к учебным предметам, обусловливая его избирательность и неоднородность с точки зрения оснований, формирующих и развивающих эти отношения. К числу этих оснований относятся профессиональная связь учебного предмета, личный интерес студента к нему, удовлетворенность стилем и стратегией преподавания учебной дисциплины, и субъективная оценка легкости или трудности усвоения содержания изучаемого курса.

Выступая в процессе вузовского учения как субъект, студент подвергается влиянию самых разных факторов, которые условно можно разделить на два типа - это педагогические (объективные) и психологические (субъективные) относительно развития у студентов ответственного отношения к учебно-познавательной деятельности.

К объективным факторам относится качество преподавания дисциплины, общая

организованность учебного процесса, а к субъективным - учебная мотивация и смысл, учебно-познавательная направленность, личная и социально-общественная ответственность каждого студента за свою профессиональную подготовку.

Теоретический анализ научного познания по исследуемой проблеме и изучение ее состояния в педагогической практике позволили нам выделить в структуре мотивации студентов - будущих специалистов следующие компоненты: когнитивный, эмоционально-ценностный, содержательно-смысловой, созидающий [8, 9].

Овладение социальным опытом означает способы и приемы учебно-познавательной деятельности, результаты которой зависят от персональной и социальной ответственности как важной компоненты духовно-нравственного развития личности студента.

Таким образом, в инновационных условиях современного вуза персональная ответственность будущего специалиста должна характеризоваться высоким уровнем выполнения задач учебно-профессиональной деятельности без дополнительного контроля со стороны преподавателей. В данном случае должен преобладать локус внутреннего контроля в поступках и отношениях с людьми, к учебной деятельности, способности отвечать

за свои действия и постоянно подвергать свои поступки духовно-нравственной оценке, в наличии объективной самооценки своего поведения.

1. Музырбаев К. Психология ответственности. Л., 1983.

2. Руссо Ж.-Ж. Эмиль, или о воспитании // Руссо Ж.-Ж. Избранные сочинения. Кн. 8. М., 1961. Т. 1.

3. Роттер Дж. Обобщенные предвкушения внутреннего против внешнего контроля укрепления. М., 1966.

4. Выготский Л.С. Полное собрание соч.: в 6 т. М., 1982-1984.

5. Реан А.А. Проблемы и перспективы развития концепции локуса контроля личности // Психологический журнал. 1998. № 4. С. 249-251.

6. Сосновский Б.А. Мотив и смысл (психологопедагогическое исследование). М., 1993.

7. Старов М. И. Методика изучения системы отношений студенческой молодежи. Тамбов, 1997.

8. Психология. Словарь / под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. 2-е изд., испр. и доп. М., 1990.

9. Канке В.А. Основные философские направления и концепции. М., 2004.

Поступила в редакцию 20.11.2011 г.

UDC 378.180.6

RESPONSIBILITY AS IMPORTANT PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL PART OF SPIRITUAL MORAL DEVELOPMENT OF STUDENT’S PERSONALITY

Mikhail Ivanovich STAROV, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Doctor of Education, Professor-Consultant of Pedagogical and Age Psychology Department, Honored Worker of High School of Russian Federation, e-mail: kpivp@mail.ru

The article considers the phenomena of personal and social responsibility of students for their words, actions and behavior, and responsible attitude to educational cognitive activity in the process of university education as important component of spiritual moral development of future specialist’s personality.

Key words: responsibility; responsible attitude; student; educational cognitive activity; motive and meaning; spiritual moral development of personality.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.