Научная статья на тему 'Ответственность экспедитора при оказании услуг во внутрироссийских сообщениях'

Ответственность экспедитора при оказании услуг во внутрироссийских сообщениях Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
969
125
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОГОВОР ТРАНСПОРТНОЙ ЭКСПЕДИЦИИ / ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЭКСПЕДИТОРА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Житин А.П., Красноярова Н.И.

В современной практике между сторонами договора транспортной экспедиции нередко возникают споры на почве недобросовестного исполнения экспедиторами своих договорных обязанностей. Предметом статьи является обобщение судебной практики по спорам об ответственности экспедитора.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Ответственность экспедитора при оказании услуг во внутрироссийских сообщениях»

Юридические науки

УДК: 347

Житин А. П.

магистрант,

Институт государства и права Тюменского Государственного Университета

Научный руководитель: Красноярова Н. И.

к. ю. н. доцент, кафедра теории государства и права и международного права Института государства и права ТюмГУ

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЭКСПЕДИТОРА ПРИ ОКАЗАНИИ УСЛУГ ВО ВНУТРИРОССИЙСКИХ СООБЩЕНИЯХ

В современной практике между сторонами договора транспортной экспедиции нередко возникают споры на почве недобросовестного исполнения экспедиторами своих договорных обязанностей. Предметом статьи является обобщение судебной практики по спорам об ответственности экспедитора.

Ключевые слова: договор транспортной экспедиции, ответственность экспедитора.

Судебная практика разрешения споров по договорам транспортной экспедиции не

получила подробного освещения в публикациях. При освещении правовой природы таких 1 2

договоров1, видов2 договоров транспортной экспедиции, на юридически значимые для практикующих экспедиторских организаций проблемы ответственности экспедитора редко обращается внимание. Специально вопросам ответственности экспедиторов посвящены только отдельные статьи3. При этом в статье доктора юридических наук Морозова С. Ю. проблема рассмотрена в сравнительном плане. Учтены правила Британской ассоциации экспедиторов, Ассоциации международных экспедиторов Китая, Национальной ассоциации таможенных брокеров и экспедиторов Америки, Швейцарской ассоциации по экспедиции и логике, Международной федерации экспедиторских ассоциаций (FIATA).

Согласно ст. 801 ГК РФ4 по договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента-грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза.

Договором транспортной экспедиции могут быть предусмотрены обязанности экспедитора организовать перевозку груза транспортом и по маршруту, избранными экспедитором или клиентом, обязанность экспедитора заключить от имени клиента или от своего имени договор (договоры) перевозки груза, обеспечить отправку и получение груза, а также другие обязанности, связанные с перевозкой.

В качестве дополнительных услуг договором транспортной экспедиции может быть предусмотрено осуществление таких необходимых для доставки груза операций, как получение требующихся для экспорта или импорта документов, выполнение таможенных и иных формальностей, проверка количества и состояния груза, его погрузка и выгрузка, уплата пошлин, сборов и других расходов, возлагаемых на клиента, хранение груза, его

1 Нестерчук Ю.Договор транспортной экспедиции // ЭЖ-ЮРИСТ. — 2006. — № 4. — С. 3.

2 Данилина И. Виды договора транспортной экспедиции // Хозяйство и право. — 2009. — № 3. — С. 101-105.

3 Морозова Н. В. Ответственность экспедитора по договору транспортной экспедиции // Законодательство и экономика. — 2005. № 4. — С. 51-57; Морозов С. Ю. Возмещение убытков экспедитором по российскому законодательству // Гражданское право. — 2015. — № 3. — С. 10-12.

4 Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 N 14-ФЗ (ред. от 23.05.2016)- Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс».

получение в пункте назначения, а также выполнение иных операций и услуг, предусмотренных договором.

По общему правилу ст. 803 ГК РФ экспедитор за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по договору экспедиции несет ответственность по основаниям и в размере, которые определяются в соответствии с правилами главы ГК РФ об ответственности за нарушение обязательств. Но существуют и исключения, а именно в случаях, когда экспедитор докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза произошли вследствие обстоятельств, которые экспедитор не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело (п. 1 ст. 7 Федерального закона РФ от 30.06.2003 N 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности») (далее — ФЗ № 87), а также в иных случаях.

Ст. 12 ФЗ № 87 предусмотрен обязательный претензионный порядок разрешения споров между заказчиком и экспедитором, за исключением случаев, когда иск предъявляется при оказании экспедиционных услуг для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением клиентом предпринимательской деятельности.

Что касается судебной практики, экспедитор, согласно п. 1 ст. 7 ФЗ № 87, несет ответственность с момента принятия груза и до выдачи груза получателю, указанному в договоре транспортной экспедиции, либо уполномоченному им лицу. Верховный Суд РФ в Определении от 01.06.2015 N 304-ЭС15-1942 не установил факт принятия груза экспедитором (отсутствовали подтверждающие документы), и встал на сторону экспедитора в рассматриваемом споре о повреждении груза при организации перевозки для заказчика железнодорожным транспортом. В данном случае договором предусматривались обязанности экспедитора подать вагоны для отправки груза и оформить провозные документы, без непосредственной перевозки груза. Суд указал, что в отсутствие доказательств принятия груза к экспедированию ответчиком и (или) возложения ответчиком обязанностей по принятию груза на третье лицо вывод суда округа со ссылкой на положения ст. 803, 805 ГК РФ, что ответчик является ответственным за утрату груза вне зависимости от того, что перевозка груза непосредственно исполнялась третьим лицом, является ошибочным и отменил обжалуемый судебный акт.

Суд установил, что убытки от повреждения груза возникли не из отношений, связанных с договором транспортной экспедиции, а из отношений по договору перевозки.

Таким образом, одним из существенных условий для возложения на экспедитора ответственности за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза до выдачи его получателю является факт принятия груза экспедитором.

Также показателен пример, когда заказчик не указал на особые условия хранения и (или) упаковки груза. Постановлением АС СЗО от 23.12.2014 N Ф07-9899/2014 по делу N А56-66046/2013 установлено, что экспедитору, выступающему одновременно и перевозчиком, заказчиком было указано доставить груз грузополучателю железнодорожным транспортом. Принять груз грузополучатель отказался, ввиду того, что груз был поврежден (бетонные блоки треснули, что препятствовало их использованию по назначению). Суд встал на сторону экспедитора, так как заказчик при передаче груза экспедитору не указал последнему на особые условия хранения, упаковки и перевозки груза. Поэтому экспедитор не мог знать о таких условиях, вследствие их несоблюдения груз в процессе перевозки был поврежден.

Таким образом, указание заказчиком на особые условия хранения и перевозки груза, если такие условия не являются очевидными, является существенным условием при установлении ответственности экспедитора.

Другой итог спора, если такие условия являются очевидными. В Определении Верховного Суда РФ от 03.10.2014 N 304-ЭС14-2118 указано, что заказчик поручил экспедитору организовать перевозку груза (бутылочное пиво), автомобильным транспортом. После доставки груза, грузополучатель от приемки товара отказался, так как пиво было

заморожено. Суд определил, что экспедитор, являясь профессиональным участником экспедиторского рынка, должен был учесть период поставки — декабрь и соответствующие условия, в которых осуществлялась перевозка. На основании этого, суд удовлетворил иск.

Встречаются случаи, когда груз повреждается в пути вследствие ненадлежащего расположения и (или) закрепления его на транспортном средстве.

Суд в постановлении АС МО от 28.10.2014 N Ф05-11674/2014 по делу N А40-177306/13 указал, что в таких случаях важно учитывать, содержится ли в тексте договора условие о том, какая из сторон при отправке груза ответственна за непосредственно погрузку и размещение груза на транспортном средстве. В данном случае было установлено, что это прямая договорная обязанность заказчика, и во взыскании с экспедитора убытков было справедливо отказано.

Экспедитор может нести ответственность в случаях ненадлежащего обеспечения условий перевозки груза, а также срыва сроков поставки груза. Размер ответственности экспедитора установлен в ст. 7 ФЗ № 87:

1) за утрату или недостачу груза, принятого экспедитором для перевозки с объявлением ценности, в размере объявленной ценности или части объявленной ценности, пропорциональной недостающей части груза;

2) за утрату или недостачу груза, принятого экспедитором для перевозки без объявления ценности, в размере действительной (документально подтвержденной) стоимости груза или недостающей его части;

3) за повреждение (порчу) груза, принятого экспедитором для перевозки с объявлением ценности, в размере суммы, на которую понизилась объявленная ценность, а при невозможности восстановления поврежденного груза в размере объявленной ценности;

4) за повреждение (порчу) груза, принятого экспедитором для перевозки без объявления ценности, в размере суммы, на которую понизилась действительная (документально подтвержденная) стоимость груза, а при невозможности восстановления поврежденного груза в размере действительной (документально подтвержденной) стоимости груза.

В судебной практике сложился подход, что экспедитор может избежать ответственности, юридически грамотно формулируя условия договора. Прежде всего, условия о приемке груза, условия о погрузке/разгрузке груза, закреплении его на транспортном средстве, о принятии на себя рисков возмещения перевозчику убытков при отказе грузоотправителя от поставки, когда экспедитор будет на стороне страховщика5.

Экспедиторам также следует учитывать, что необходимо обеспечивать надлежащие условия перевозки грузов, дабы избежать споров с заказчиками, экономических и репутационных потерь.

Литература

1. Нестерчук Ю. Договор транспортной экспедиции [Текст] / Ю. Нестерчук // ЭЖ-ЮРИСТ. — 2006. — № 4.

2. Данилина И. Виды договора транспортной экспедиции [Текст] / И. Данилина // Хозяйство и право. — 2009. — № 3.

3. Морозова Н. В. Ответственность экспедитора по договору транспортной экспедиции [Текст] / Н. В. Морозова // Законодательство и экономика. — 2005. — № 4.

4. Морозов С. Ю. Возмещение убытков экспедитором по российскому законодательству [Текст] / С. Ю. Морозов // Гражданское право. — 2015. — № 3.

5. URL: www.Forwarderlaw.com

' URL: www.Forwardderlaw.com

6. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ (ред. от 28.12.2013) // Российская газета. — N 23. — 06.02.1996. — N 24. — 07.02.1996; N 25. — 08.02.1996; N 27. — 10.02.1996.

7. О транспортно-экспедиционной деятельности: Федеральный закон от 30.06.2003 N 87-ФЗ (ред. от 14.10.2014) // "Собрание законодательства РФ", 07.07.2003, N 27 (ч. 1), ст. 2701.

8. Определение Верховного Суда РФ в от 01.06.2015 N 304-ЭС15-1942.

9. Постановление Арбитражного Суда Северо-западного округа от 23.12.2014 N Ф07-9899/2014 по делу N А56-66046/2013.

10. Определение Верховного Суда РФ от 03.10.2014 N 304-ЭС14-2118.

11. Постановление Арбитражного Суда Московской области от 28.10.2014 N Ф05-11674/2014 по делу N А40-177306/13.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.