Научная статья на тему 'Ответственнейшая миссия педагогического сообщества'

Ответственнейшая миссия педагогического сообщества Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
257
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / ВОСПИТАНИЕ / УНИВЕРСИТЕТ / ШКОЛА / ОЛИМПИАДНОЕ ДВИЖЕНИЕ ШКОЛЬНИКОВ / ФУНДАМЕНТАЛЬНОСТЬ ОБРАЗОВАНИЯ / ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ МИССИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Садовничий Виктор Антонович

Доклад на Всероссийской научно-практической конференции «Традиции и новации профессионального воспитания в высшей школе» в Костромском государственном университете имени Н.А. Некрасова 29 октября 2009 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Садовничий Виктор Антонович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Ответственнейшая миссия педагогического сообщества»

АКТУАЛЬНАЯ ТЕМА

УДК 377

В.А. Садовничий

ОТВЕТСТВЕНЕЙШАЯ МИССИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СООБЩЕСТВА

Доклад на Всероссийской научно-практической конференции «Традиции и новации профессионального воспитания в высшей школе» в Костромском государственном университете имени Н.А. Некрасова 29 октября 2009 г.

Ключевые слова: образование, воспитание, университет, школа, олимпиадное движение школьников, фундаментальность образования, воспитательная миссия.

Ярад возможности выступить здесь, на гостеприимной Костромской земле, перед столь представительным собранием профессионалов российской педагогики и образования. На наше профессиональное сообщество государством возложена ответственей-шая двуединая задача - образование и воспитание молодого поколения. Важность этой миссии была очевидна всегда. Времена менялись, но роль педагога не ослабевала никогда.

На Руси Учитель испокон веку был одним из самых уважаемых людей. В деревнях, встречая учителя на улице, ему низко кланялись, здороваясь как с самым дорогим человеком. Образование считалось главным богатством и вожделенной мечтой: даже неграмотные и неимущие стремились, во что бы то ни стало своих детей, прежде всего, обучать. И в крупном городе, и в малой деревеньке школа была притягательным центром знаний и культуры, пользовалась всеобщей поддержкой.

Важнейшую роль в формировании российской системы образования и воспитания сыграли земские школы. Они фактически обеспечили переход к всеобщему начальному образованию, высоко подняли авторитет учителя и существенно способствовали делу народного просвещения. Земские школы стали местом «кристаллизации» народной интеллигенции и подлинными очагами просвещения и воспитания.

Московский университет с самого своего основания был не просто неразрывно связан со школой, он с неё в буквальном смысле слова начинался. Только тогда она называлась гимназией. Когда более двухсот пятидесяти лет назад начались занятия в Московском университете, среди его учащихся были большей частью гимназисты. Они и вели себя соответственно: как и положено настоящим школьникам, не только учились, но

и проказничали. Вряд ли педагоги тогда руководствовались мудростью Жан-Жака Руссо, который говорил: «Вам не удастся никогда создать мудрецов, если будете убивать в детях шалунов». Судя по блестящей плеяде выпускников Московского университета, шалунов там было немало.

Размышляя о создании университета в Москве, Ломоносов писал: «Университет без гимназии - что пашня без семян». Эта мысль прочно легла в фундамент первого российского университета. И до сих пор МГУ руководствуется этим заветом своего основателя.

Гимназия Московского университета открыла целую сеть гимназий в стране. Так, через некоторое время после своего основания Московский университет создал гимназию в Казани, которая недавно отмечала свой юбилей.

Традиция гимназии, или школы при университете продолжается сегодня школой-интернатом для одарённых детей, которая носит имя своего основателя - великого математика Александра Николаевича Колмогорова. Это - настоящая жемчужина математического образования, Специализированный учебно-научный центр МГУ. Талантливые ребята из разных мест России проходят фактически индивидуальный отбор, так же обучаются, и поэтому на сегодняшний день среди его выпускников около восьми тысяч (!) кандидатов наук, более восьмисот докторов наук, пять академиков Российской академии наук и Российской академии образования. Неплохие результаты!

Такие школы-интернаты для одарённых детей открыты и при других университетах.

Сегодня можно перефразировать Ломоносова так: «Университет без школьных олимпиад как пашня без семян».

Олимпиадное движение школьников зародилось в 30-е годы прошлого века в Московском

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2009, Том 15

© В.А. Садовничий, 2009

и Санкт-Петербургском университетах, где были проведены первые математические олимпиады. Впоследствии олимпиады стали проводиться и по другим предметам. Олимпиадное движение постепенно набирало обороты, но качественно иное содержание приобрело несколько лет назад. Особое признание получили инициативы Московского университета - олимпиады «Покори Воробьёвы горы» и «Ломоносов». Мы очень довольны результатами: победители и призёры этих олимпиад, став студентами, демонстрируют более высокую успеваемость, чем однокурсники.

Сегодня роль школьных олимпиад как важного механизма поиска и отбора талантливой молодёжи закреплена законодательно. Создан российский Совет олимпиад школьников, в который вошли самые авторитетные учёные нашей страны. В прошлом году Совет олимпиад рассмотрел более 2000 заявок и отобрал 120 олимпиад, которые пользуются многолетним общественным признанием, для включения в Перечень, утвержденный Министерством образования и науки.

В этом году этот перечень был существенно пересмотрен. Мы исключили около двадцати олимпиад за невысокое качество их проведения. Совет принял решение, с целью повышения уровня, укрупнить олимпиады (на сегодняшний день их в перечне 87), повысить ответственность их организаторов и просить вузы-лидеры олимпи-адного движения взять на себя больше ответственности за все проводимые олимпиады.

Олимпиадное движение демонстрирует достаточно высокий, а иногда просто отличный уровень подготовки в школе. Приведу только один пример - олимпиады по химии. В 2007 году Московский университет с успехом провел 39-ю Всемирную химическую олимпиаду, в которой приняли участие команды 67 государств. Школьники из России получили 4 золотые медали из 20. И такие высокие результаты на химических олимпиадах - не исключение. За последние 15 лет каждый год на этих олимпиадах наши школьники получали 4 золотые медали. Это золото юных российских химиков - результат огромных усилий и энтузиазма их учителей. А сами золотые призёры -вчерашние школьники - сегодня уже студенты Московского и других ведущих университетов, демонстрирующие отличные успехи в учёбе и явный интерес к науке.

Уже три раза проводились в Московском университете международные Интернет-олимпиады

по нанотехнологиям, которые показали большой интерес молодёжи к этой области знаний и отличную подготовку.

Два слова ещё об одной инициативе Московского университета - о Фестивале науки. Четыре года назад мы провели его впервые в России. Успех был огромный. Фестиваль стал общемосковским, привлёк многие вузы, научные центры, музеи, а главное - тысячи школьников, которые смогли вплотную познакомиться с последними научными достижениями: не только услышать и увидеть, но и потрогать, и самим поучаствовать в научных экспериментах. Совсем недавно прошёл уже четвёртый Фестиваль науки, который собрал на всех площадках 200 тысяч участников. Только на центральной площадке, в Московском университете, было около 80 тысяч человек. А всего 52 вуза приняли участие в Фестивале (в прошлом году их было только 28).

Мы надеемся, что следующий, пятый фестиваль науки станет всероссийским. Приглашаю всех принять в нём участие!

Отдельно хотел бы сказать о конкурсе «Учитель года России». В 2009 году он прошёл в двадцатый раз. За два десятка лет только в финале педагогического состязания приняли участие около тысячи трёхсот человек, на разных уровнях -школьных, районных, областных - в конкурсных мероприятиях блеснули не меньше десятка тысяч российских учителей. Я очень рад, что среди участников конференции немало участников и победителей этого конкурса.

С 2005 года участники конкурса соревнуются по новым правилам: защищают концепцию, рассказывают о системе своей работы, дают открытый урок и сами его анализируют. Малые жюри определяет пятнадцать победителей в отдельных номинациях, а Большое жюри - пятёрку лучших и «Учителя года». С того года мне доверили быть председателем Большого жюри.

В 2006 году появились новые конкурсные задания - уроки-импровизации, где в качестве учеников выступают взрослые - пятнадцать лауреатов всероссийского конкурса. Добавили ещё одно испытание для «пятнашки» - пресс-конференцию с журналистами и членами Большого жюри. С этого года участники пишут эссе «Моя педагогическая философия».

В этом году лучшим учителем года стала Никифорова Наталья Сергеевна - учитель математики из Магнитогорска. Её победа вполне зако-

номерна. Она прошла хорошую научную школу - её преподавателем в Магнитогорском университете был профессор МГУ Владимир Васильевич Дубровский - талантливейший математик, окончивший мехмат Московского университета, кстати, мой ученик. Так что Наталью Сергеевну можно назвать моей научной внучкой. Она блестяще воплощает тип педагога, который успешно сопрягает образование и воспитание: много занимается с одарёнными ребятами, приучает к самостоятельному творчеству, нестандартности мышления. И в то же время - что считаю очень важным - обращает самое серьёзное внимание на то, как говорят её ученики, как они владеют русским языком.

Российские университеты переживают сейчас особенно ответственный период. Реформирование системы образования в нашей стране стало частью государственной политики, в которой образование является одним из национальных приоритетов.

Главный - и неопровержимый - аргумент в пользу проходящей реформы - требования времени. Серьёзные экономические и политические изменения, происходящие во всём мире, не могут не затронуть сферу образования как ключевую для развития экономики и общества в целом, а, учитывая глобальный характер этих изменений, реформа образования тоже не может не быть глобальной. В этом смысле она неизбежна как часть процесса глобализации. Конечно, надо учитывать и особенности, связанные с экономической и политической ситуацией в России. Задачи инновационного развития нашей экономики выдвигают особые требования к сохранению конкурентоспособности российской системы образования.

На наших глазах происходит пересмотр традиционной, так называемой гумбольдтовской, модели университета, которая предполагает академическую свободу и неразрывную связь преподавания с научными исследованиями. По этому образцу построено подавляющее большинство западных университетов, что, безусловно, говорит о его эффективности. Сейчас классическая университетская модель проходит «испытание на прочность», подвергается изменениям в соответствии с требованиями времени.

Главное, что волнует сегодня университетское сообщество - в этой сфере нельзя сводить всё к рыночным принципам, согласно которым образование - это услуга, за которую надо платить, знания -это товар, а студент - покупатель. Чтобы приобрес-

ти знания, недостаточно заплатить за обучение; знания становятся настоящей «собственностью» только в результате серьёзной самостоятельной работы того, кто учится, его умственного труда.

Я уже не говорю о том, что совсем не укладывается в категории рыночной модели то, без чего невозможны никакие достижения - сам университетский дух, атмосфера творческого поиска в научных школах.

Основная опасность образовательной реформы - риск утраты фундаментальности, смещение акцентов со стратегической подготовки специалистов, способных обеспечивать постоянный научно-технологический рост страны, на удовлетворение сиюминутных конкретных потребностей рынка труда.

Из-за этого, например, на сегодняшний день оказался нарушенным необходимый баланс профессий в структуре подготовки специалистов. Многие вузы, даже не имеющие необходимого педагогического потенциала, на платной основе готовят студентов по специальностям, которые считаются престижными - менеджменту, праву, экономике, не заботясь о том, сколько нужно таких специалистов. К тому же их подготовка не требует дорогостоящей материальной базы. И они составляют треть нынешних студентов.

В новых социально-экономических условиях фундаментальность образования особенно важна, поскольку в масштабах страны именно такое образование может обеспечить насущные потребности инновационного развития экономики. В то же время, с позиции отдельно взятого человека, на современном высокотехнологичном рынке труда реально защищенным может быть лишь широко образованный специалист, способный гибко перестраивать направление и содержание своей деятельности в связи со сменой технологий и требований рынка.

Российская высшая школа всегда была сильна своей фундаментальностью. Именно за это, в частности, во всём мире ценят выпускников МГУ и других авторитетных российских вузов.

В 2009 году стали известны результаты рейтинга ведущих университетов мира, составленного независимым рейтинговым агентством Рей-тор. Из примерно пятнадцати тысяч вузов мира для оценки были отобраны более пятисот университетов семидесяти стран.

Принципиальное отличие этого рейтинга от его зарубежных аналогов заключается в том, что за

основу берётся качество образования как комплексная характеристика, учитывающая образовательную и научную деятельность, профессиональный уровень преподавателей, финансирование, международную деятельность и т.д. Достоверность рейтинга может быть проверена любым желающим в силу доступности всех исходных данных.

Московский университет занимает в этом рейтинге пятое место, а по некоторым важнейшим показателям, как, например, образовательная деятельность - первое.

В первую сотню ведущих университетов мира вошли три российских университета: МГУ имени М.В. Ломоносова, МГТУ имени Н.Э. Баумана и Санкт-Петербургский государственный университет. А в целом в ТОП-500 вошло более восьмидесяти университетов России и стран СНГ.

Российская система образования, как я уже сказал, в последние годы интенсивно реформируется. Существенно меняется образовательное законодательство. Только за четыре последних года было принято более двадцати федеральных законов в сфере образования и науки. Конечно, далеко не все нововведения можно однозначно оценить положительно. Нам неоднократно приходилось говорить о непродуманных решениях, чреватых различными опасностями для развития высшей и средней школы.

Нас не может не беспокоить снижение уровня школьной подготовки. В начале этого учебного года мы провели среди студентов первого курса контрольные работы по математике на основе школьной программы. Что показали результаты? Хорошо справились с заданиями те, у кого лучшие баллы по ЕГЭ (более 90), и те, у кого по ЕГЭ не очень хороший результат (менее 70 баллов). А среди тех, кто имеет достаточно высокий балл (от 75 до 80) -достаточно большое количество двоек.

О чём это говорит? Я думаю, в частности, о том, что ребятам, крепко знающим школьную программу, трудно проявить себя, свои знания и, главное, мыслительные навыки, в условиях, когда решение надо принимать путём выбора одного варианта из нескольких, причём за короткое время. Ситуация проверки знаний путём выбора вариантов ответа в определённом смысле идёт вразрез с самими основами мыслительной деятельности. Ведь что такое мышление? Как говорят специалисты, это и есть процесс решения задачи (конечно, не в математическом, а в более широком смысле). Причём это именно творческий

процесс - процесс поиска средств достижения цели. В ситуации выбора нескольких вариантов ответа, в том числе при наличии заведомо неправильных, отсутствует необходимость поиска, создания средств решения задачи, и мышление, вместо продуктивного, творческого, становится репродуктивным, шаблонным, некритичным.

В последнее время государство предпринимает эффективные меры по поддержке образования. Позиции университетов и школы были существенно укреплены благодаря национальному проекту «Образование» и принятым в его развитие масштабным государственным программам.

Проблемам средней школы было посвящено специальное заседание Президентского Совета по науке, технологиям и образованию 15 октября 2008 года, на котором мне было поручено выступить с докладом. Объявленные Президентом России «Год молодёжи» и «Год учителя», а также Президентская инициатива «Наша новая школа» продолжают линию на всемерную поддержку сферы образования и создают ей дополнительный запас прочности.

Университеты, со своей стороны, могут многое сделать для реализации этой программы. Это - и президентский учительский призыв молодых специалистов - выпускников университетов в школу, и летние школы для учителей при ведущих научных центрах и университетах, и система непрерывной переподготовки и дополнительного образования.

В рамках национальной образовательной стратегии «Наша новая школа», заявленной Президентом России Д.А. Медведевым в Послании Федеральному собранию, сейчас идёт работа над новым поколением образовательных стандартов. Правительством утверждены новые Правила разработки и утверждения образовательных стандартов. Стандарты могут разрабатываться по образовательным уровням, ступеням образования, профессиям, направлениям подготовки, специальностям. К участию в их разработке приглашаются общественные объединения, представители научно-педагогических сообществ, объединения работодателей.

Важно подчеркнуть, что вопрос об обновлении содержания общего образования решается путем одновременной работы над проектами федеральных государственных образовательных стандартов начального, общего и высшего педагогического образования.

Важно, чтобы в этих стандартах была сохранена фундаментальность образования как его основополагающий принцип.

Работая над образовательными стандартами, нельзя не думать об учебниках, о школьных учебниках.

Книги, претендующие на звание «учебник», должны быть предметом самого серьёзного внимания специалистов. В последнее время ведётся большая работа по экспертизе учебников специальной комиссией Академии наук. Планка требований не должна опускаться. Например, только по одному предмету, из сорока одного учебника, рассмотренного Комиссией, только два признаны пригодными.

Не могу не сказать об одной тревожной тенденции, о которой говорилось, в частности, на последнем заседании Президиума Академии наук. Наши учебники, к сожалению, всё больше и больше отстают от времени. Изложение фундаментальных основ школьных дисциплин ведётся с давно устаревших теоретических позиций, как если бы авторы писали свои учебники десятилетия тому назад. А ведь мы знаем, как быстро развивается наука, и обновляются знания! Этот разрыв необходимо преодолевать.

Я думаю, что в рамках работы над новыми образовательными стандартами необходимо предусмотреть особые меры по улучшению качества учебной литературы.

Сегодня, в условиях кризиса, многие с тревогой думают о завтрашнем дне. Каким он будет -зависит не только от объективных закономерностей, но и от нашей позиции - каждого из нас и образовательного сообщества в целом.

Кризис есть своего рода момент истины, когда кардинально изменяются и обновляются экономические механизмы и управленческие решения. Кризис - это, говоря математическим языком, точка бифуркации, с которой начинается новый этап развития. Кризис может отбросить назад, но может и дать импульс для качественного рывка вперёд.

Дело в том, что кризисы происходят, как правило, при смене технологических укладов. Мы знаем ряд примеров, когда кризисы были связаны с рывком в развитии главных в то время отраслей - машиностроения, затем электроники. Интересно, что один из кризисов последовал за бумом, связанным со строительством небоскрёбов. Тогда тоже произошёл значительный технологический рывок.

Как тут не вспомнить о кондратьевских волнах? Наш учёный-экономист прогнозировал нынешний кризис. Его особенность в том, что никто пока точно не знает, какой технологический уклад придёт на смену нынешнему. Будут ли это нано- и биотехнологии или что-то другое? Большинство учёных склонны думать, что это будет синтез технологий, связанных с познанием человека: новых областей медицины, биологии, когнитивных наук...

Для исследования этих находящихся на самом острие науки проблем в России впервые в университете создан Институт человека. Так мы создаём заделы на будущее, формируем новые направления науки, которые будут востребованы в XXI веке. Так мы будем и обучать наших студентов, которые смогут, получив фундаментальное образование, стать настоящими творцами науки и создателями новых высоких технологий.

Задача школы - дать университетам такое пополнение - пытливое, любознательное, не боящееся трудностей.

Очень важно, что в этом нас поддержал Президент России Д.А. Медведев, который, выступая на 9-м съезде Российского Союза ректоров, подчеркнул, что сегодня надо не только преодолевать кризис, но главное - это работать на будущее. Потому что стратегия просто выживания бесперспективна, она не сможет обеспечить динамичное развитие страны.

Работать на будущее - это значит работать на современном научном оборудовании. Это значит располагать соответствующими вычислительными мощностями.

В последние годы в Московском университете создан мощный супервычислительный комплекс. Готовится к запуску самый мощный в России супервычислитель производительностью до 500 терафлопс. С октября МГУ совместно с Суперкомпьютерным консорциумом университетов России начинает подготовку специалистов в области высокопроизводительных вычислений и суперкомпьютерных технологий.

Мощности супервычислителя позволяют не просто ускорять расчёты, но и ставить принципиально новые задачи в разных научных областях. Это - атомная энергетика и проблемы её безопасности, сложнейшие аэро- и гидродинамические задачи, исследование климата и прогнозирование его изменений, задачи информационной безопасности и, в частности, вычислитель-

ноёмкие задачи криптографии, работы в области биоинформатики и молекулярной биологии, создании лекарств, работы по нанотехнологиям и созданию новых материалов.

В заключение своего выступления я хотел бы сказать ещё об одном, что волнует не только профессионалов системы образования, но и всех людей на планете. Это - забота о воспитании детей и молодёжи, об их будущем, об их счастье.

Воспитательная миссия и университета, и школы тесно связана с образовательной. Есть гуманитарные дисциплины, как будто специально предназначенные не только для интеллектуального, но и для духовно-нравственного развития. Так, изучение истории - лучший способ воспитания чувства национального самосознания, гражданской ответственности, патриотизма. Сегодня это особенно актуально, поскольку, как мы видим, не все школьники, например, могут назвать дату Сталинградской битвы и сказать о её значении в ходе Великой Отечественной войны.

Русская литература, в умелых педагогических руках, - отличный воспитатель лучших личных качеств: доброты, честности, мужества, душевной щедрости и чуткости, любви к прекрасному.

Отказ в ряде школ писать сочинения под тем предлогом, что больше нет такого вступительного экзамена, может привести к неспособности не только правильно выражать свои мысли, но и вообще мыслить.

В связи с этим обращает на себя внимание и такой факт, что только 6% выпускников российских школ в этом году сдавали ЕГЭ по литературе.

Катастрофически падает интерес к чтению, любовь к книге. И это не только у нас в стране, это всеобщая тревога и опасность. Разные страны находят свои пути борьбы с этой опасностью, свои пути сохранения гуманитарной культуры. Можно, например, как это делается и у нас с недавнего времени, стихами украшать стены общественного транспорта. Очень неплохая идея! Разве можно сравнить по качеству воздействия на человека рекламу какого-нибудь майонеза или мобильного телефона с поэтическими строчками, хорошо знакомыми или, наоборот, малоизвестными?

Я думаю, что педагогическое сообщество должно творчески подойти к этой непростой и очень важной задаче.

В связи с этим хочу подчеркнуть, что разработка нового поколения федеральных государственных образовательных стандартов сопровождается работой над Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

В особой заботе, внимании и поддержке нуждаются те, о ком, выражаясь официальным языком, говорят: «с ограниченными возможностями здоровья». Российский Союз ректоров провёл уже две замечательных акции - благотворительные вечера «Талант преодоления».

В первый раз мы пригласили и привезли в Москву школьников из разных регионов России - победителей школьных олимпиад. Во второй раз они приехали уже как студенты разных университетов.

Прекрасно, что они смогли поступить в высшие учебные заведения. Это - ребята, которые продемонстрировали свои лучшие качества в стремлении к знаниям и недетское личное мужество. Они служат примером не только своим сверстникам, но и всем нам: они так целеустремлённо идут вперёд, так решительно преодолевают трудности, что, кажется, им не страшны никакие кризисы! Давайте и мы будем так же решительно двигаться вперёд, не страшась преград, с мыслью о том, что нам - педагогическому сообществу - доверены ключи от будущего.

Я хочу закончить своё выступление словами великого русского поэта Николая Алексеевича Некрасова, чьё имя носит Костромской государственный университет.

Это - его известное стихотворение «Сеятелям», обращенное из позапрошлого века как будто напрямую к нам с вами, сегодняшним: Сеятель знанья на ниву народную! Почву ты, что ли находишь бесплодную, Худы ль твои семена?

Робок ли сердцем ты? Слаб ли ты силами? Труд награждается всходами хилыми, Доброго мало зерна!

Где ж вы, умелые, с бодрыми лицами, Где же вы, с полными жита кошницами? Труд засевающих робко, крупицами, Двиньте вперёд! Сейте разумное, доброе, вечное, Сейте! Спасибо вам скажет сердечное Русский народ...

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.