ББК 81.411.2-3 УДК 401.43:398
А. К. Погребняк
ОЦЕНОЧНЫЙ КОМПОНЕНТ В ЗНАЧЕНИИ УСТОЙЧИВЫХ ВЫРАЖЕНИЙ С СУБЪЕКТОМ БОГ (на материале русских паремий)
В статье анализируется группа паремии, в которых субъект Бог сочетается с предикатами, содержащими оценочный компонент в значении - «негативность / позитивность некоторого положения вещей (события)». Выделяются смыслы паремий с данными устойчивыми выражениями - «мотивированность /немотивированность события действием или свойством субъекта», «высокая вероятность осуществления события», «интенсивность проявления» и другие.
Ключевые слова: паремия; пословицы и поговорки; устойчивое выражение; смысл паремии; оценочный компонент значения.
A.K. Pogrebnyak
AN EVALUATIVE COMPONENT IN THE MEANING OF THE SET EXPRESSIONS WITH THE SUBJECT ‘GOD’
(Russian proverbs and sayings)
This article reveals the data cf analysis cf a group cf the Russian proverbs and sayings with the sulject God which include an evaluative component within the meaning cf «negativeness /pozitiveness cf some things and events». Also under scrutiny are the meanings cf these proverbs and sayings based on the senses cf «motivation/ non-motivation cf the instance by the action or characteristic cf a person», «high probability cf the instance fulfillment», «exertion intensity» and others.
Key words: proverbs and sayings; set phrase; sense; evaluative component cf the meaning.
Объектом рассмотрения являются паремии с компонентом Бог. Паремиями называются устойчивые фразы с синтаксической структурой предложения, такие, как пословицы, поговорки, присловья [Пермяков, 1970]. Бог относится к группе слов, «служащих своего рода ключом к пониманию важных особенностей культуры народа, пользующегося данным языком» [Шмелев, 2005: 17]. О культурной значимости понятия Бог косвенно можно судить по объему нашей картотеки, составленной из девяти сборников пословиц и поговорок и насчитывающей около 1000 текстов.
Как известно, паремии характеризуются семантической многоплановостью. Подлинные пословицы и поговорки1 имеют прямой (буквальный) смысл, переносный смысл (внутреннее значение)2 и «конкретный смысл», проявляющийся в соотнесении «смысла» с конкретной ситуацией [Левин, 1984 : 497]. Последний слой относится к речи, остальные - к языку. Семантика отдельного слова паремийного текста также многослойна.
1. «Подлинными» пословицами и поговорками, мы вслед за Г.Л. Пермяковым, называем тексты (клише), содержащие образную мотивировку смысла.
2. Не содержащие этот семантический слой пословицы Г.Л. Пермяков предложил называть афоризмами, а поговорки
- присловьями.
Так, Бог в паремиях выступает преимущественно в позиции субъекта и сочетается с лексически разными предикатами. Значительную группу составляют сочетания слова Бог с предикатами обладания и существования, например, дать, наделить, создать, поставлять, принести, взять, прибрать, отнять. Самым частотным из них является выражение Бог дает, например: Бог дает, и дурак берет. В прямом смысле пословица означает «если субъект (Бог) каузирует получателя3 иметь объект получения, то получатель делает так, чтобы иметь объект получения». Первая часть толкования относится к выражению Бог дает. В переносном смысле пословица означает «если есть возможность иметь какую-то вещь, не прилагая усилий и не совершая каких-либо действий к ее обладанию, то даже лицо, не обладающее умственными способностями, сообразит взять эту вещь». Таким образом, выражение Бог дает в переносном смысле означает ненамеренное обладание вещью. Близкое значение оно имеет в других паремиях, например: Бог даст день, даст и пищу, где обозначает неконтролируемое лицом существование
3. В паремиях получателем является человек. Он может быть выражен, как в приведенной пословице (о)рак), или представлен имплицитно: Что по воде плывет, то Бог дает.
какой-либо вещи или явления. Третий слой значения, то есть конкретный смысл пословиц, реализуется в характеризуемых ими конкретных ситуациях.
Не менее частотна в паремиях другая группа сочетаний субъекта Бог с предикатами, в сигнификативном слое значения которых содержится оценка. Представление о том, что некоторое положение вещей является добром, выражено предикатами любить, приятно, угодно, помогать, наградить, простить, миловать, беречь, избавить, спасти. Представление о некотором явлении как зле выражен «негативами» наказывать, карать, казнить, ненавидеть, не любить, убить, погубить.
Целью данной статьи является выделение смыслов паремий, содержащих сочетания субъекта Бог с перечисленными предикатами.
В паремиях данные выражения различаются мотивированностью / немотивированностью некоторого положения вещей действиями или свойствами лица.
1.1. Представление о том, что хорошие дела / свойства лица вызывают позитивные явления, выражено в паремиях, содержащих сочетания субъекта Бог с предикатами приятно, угодно: Что Богу угодно, то и пригодно. Благоприятным положением вещей называется доброе отношение других лиц, в том числе имеющих высокий социальный статус: Богу приятно, а царю угодно; Кто Богу угоден, тот и людям пригоден.
В паремиях называются следующие добрые дела / свойства лица, которые положительно оцениваются и / или вызывают позитивные события, происходящие с лицом:
- поступать по правде, т.е. по закону, даже тогда, когда данное действие отрицательно воспринимается другими лицами: Правда груба (гневна), да Богу люба (мила); Кто правды желает, тому Бог помогает; Кто правду хранит, того Бог наградит;
- трудиться, работать: Бог труды любит -(Божья тварь Богу и работает); Кто работает, тому Бог помогает; Святой Боже пахать поможет. В форме множественного числа слово труды обозначает «повседневные хлопоты, занятия, заботы». Физической деятельность как часть ритуала, начинающегося с молитвы, представлена в поговорке Кто перекстясь работает, тому Божья помощь.
- быть добрым и делать добро другим людям: Доброму Бог помогает (на помочь)', Доброхотна дателя (т.е. благотворителя, благодетеля - прим. наше - А.П.) любит Бог;
- любить друг друга: Любящих и Бог любит',
- не причинять вреда другому: Бог любит того, кто не обидит никого',
- уберегать себя от опасностей: Береженого (и) Бог бережет; Береженого коня и Бог бережет; Кто сам себя стережет, того и Бог бережет;
- быть как кротким, смиренным, так и смелым: Бог любит смирение; Смиренье — Богу угожденье, уму просвещенье, душе спасенье, дому благословенье и людям утешенье; Смиренных Господь духом спасет; Смелым Бог помогает, пьяным черт качает.
Как видим, представление о мотивированности позитивного явления хорошими делами человека преимущественно выражено сочетанием субъекта Бог с предикатом любить, а также с предикатами помогать и беречь. Но несмотря на общий компонент в их значении «позитивность», они различаются в прямом и переносном значениях.
В [Апресян, 1995 : 107, 101] глаголы любить и помогать толкуются следующим образом: (А) любит (В)\ «(А) испытывает чувство по отношению к (В), который приятен (А) и вызывает у (А) желание быть в контакте с (В) или каузировать (В) добро»: (А) помогает (В): «(А) посредством (X) облегчает для адресата (В) выполнение (У), причем
(A) и (В) действуют одновременно». Значение глагола беречь можно представить так: (А) бережет
(B)\ «(А) предпринимает активные действия, чтобы воспрепятствовать, или делает попытку воспрепятствовать тому, что представляет потенциальную угрозу для (В)».
В переносном смысле помогать указывает на осуществление неконтролируемого позитивного события без каких-либо усилий лица, а глагол любить не обязательно обозначает событие, а может только выражать положительную характеристику субъекта: Бог труды любит, то есть «хорошо трудиться» (ср.: «с тем, кто трудится, происходит нечто хорошее»). Глагол беречь, скорее, акцентирует на том, что не случается плохое.
Приведенные паремии в разной степени близки к библейским изречениям. Некоторые из них представляют точные выдержки из Священного писания, как, например, упомянутая поговорка Доброхотна дателя любит Бог (ср.: Доброхотна бо дателя любит Бог (2 Кор. 9, 7) или Бог гордым противится, а смиренным дает благодать (1 Пеи.5 : 5-6). Но чаще они воспроизводились в измененной форме, сохраняя идейную связь с оригиналом: ср. поговорку Доброму Бог помогает и цитаты из Библии: Но если, делая добро и страдая терпите, это угодно Богу (1 Пет2 : 18— 20); Кто разумеет делать добро и не делает, тому грех (Иаков 4 : 13-17). Близко связанные с би-
блейским источником паремии представляют собой выражения нравоучительного, назидательного характера и употребляются в качестве одобрения. Однако есть и такие паремии, в которых нравоучительный смысл получает ироничную или шутливую интерпретацию. Например, им принадлежит поговорка о пользе лука: Кто ест лук, того Бог избавит от вечных мук.
1.2. Итак, хорошие поступки человека вызывают только позитивные события. Та же мысль может быть выражена с помощью двойного отрицания1 - «плохие дела вызывают негативные события или отрицательно характеризуются». Представление о зле выражено в паремиях синонимическим рядом «негативов». Глаголы не любить и ненавидеть, как и их антоним любить, могут содержать только оценочную характеристику. Не любить, а также другие формы с отрицанием не избавить и не спасти выражают «сдержанное порицание» отрицательных свойств или поступков человека [Апресян, 1995 : 312]: не любить означает «не делать добро», а глаголы не избавить и не спасти - «не предпринять действий, чтобы воспрепятствовать тому, что представляет угрозу».
В значении глагол ненавидеть зло представлено обобщенно - «(А) испытывает чувство по отношению к (В), который неприятен (А) и вызывает у (А) желание не быть в контакте с (В) или ка-узировать (В) зло» (см.: [Там же : 301]). В семантике других глаголов выражены способы причинения зла - от незначительного физического воздействия (попутать, наказать2, (по)карать, запинать) до лишения жизни (казнить, убить).
В паремиях Ангелов согрешивших не любит и Бог и За царское согрешение Бог всю землю казнит, за угодность милует плохим поступком называется согрешение. В отличие от слова грех, которое может обозначать «преступление», под согрешением подразумеваются «заблуждения», «ошибки».
В группе паремий в отрицательной форме выражено представление о том, что поступать по правде, по закону хорошо - «поступать не по закону и установленным нормам плохо»: В неправ-
1. Г.Л. Пермяков формы, в которых объект представлен в положительном виде, называет положительными (например, «свое всегда хорошее»: Каждому свое луной кажется), а формы, в которых та же мысль выражена через двойное отрицание (например, «не свое - не хорошее» или «чужое
- плохое»: Чужой огонь холоднее снега), отрицательными [Пермяков, 2000].
2. В [Апресян, 1995 : 293] глагол наказывать толкуется сле-
дующим образом: «наказывать А за В Х-ом: каузировать для А неприятный X за плохой поступок В с целью каузировать А (или других лиц) не поступать в дальнейшем плохо».
де Бог карает (запинает); В правде Бог помогает, в неправде запинает; Неправого Бог попутает (покарает); Кто неправдой живет, того Бог убьет. В поговорке Без веры Господь не избавит, без правды не спасет утверждается, что в человеке важна не только моральная составляющая, но и духовная. Как и глагольные формы с отрицанием, слово неправда в отличие от бесприставочных антонимов ложь и обман обозначает «сдержанное порицание» [Там же : 312].
Мысль о том, что хорошо не причинять вреда другому, может быть также выражена иначе -«плохо причинять другому вред»: Кто кого обидит, того Бог ненавидит.
1.3. Однако не всегда плохие поступки имеют отрицательные последствия3. Так, в заимствованном из Библии изречении Не по грехам нашим Господь милостив (Пс 102: 10) утверждается, что несмотря на ошибки и заблуждения, совершенные человеком, с ним случается нечто хорошее: У всех на душе страшная поистине мысль о том, что могло случиться и что не случилось истинно потому только, что Бог не по ¿рехам нашим помиловал (Г.И. Чулков. Императоры: Психологические портреты). Отрицательных последствий не имеют ненамеренные, неосознанные ошибки: Невольный грех и Бог простит. Они могут совершаться, например, лицом с ограниченными умственными способностями или лицом, находящемся в пути: Дураку и Бог простит; Дорожному Бог простит. Как ненамеренный поступок, свершенный силою обстоятельств, может рассматриваться кража бедняком: И бедный украдет, да его Бог прощает.
В значение глагола простить входит компонент «вина»: «имея право наказать Y-a за Z, но не желая каузировать Y-y неприятное или не считая вину Z достаточно большой, X отказывается использовать это право» [Там же : 107]. Выражение Бог простит, по-видимому, означает, что говорящий не считает, что имеет право наказать Y-a за вину, и не каузирует Y-y неприятное: Прости меня, братец, что я тебя за волосья отодрал. Левша отвечает: - Бог простит, - это нам не впервые такой снег на голову (Н.С. Лесков. Левша).
В поговорке Виноватого Бог простит (помилует), а правого царь пожалует первая структурная часть выражает, что не происходит негативное событие с виноватым, т.е. лицом, «ставшим причиной чего-то плохого» [Богуславская, 2000 : 80]. Вторая структурная часть противопоставлена
3. Пословицы с прямо противоположным смыслом Г.Л. Пермяков называет трансформами отрицания, например, «свое - плохое»: Свой огурец гсрьким кажется; или «чужое - хорошее»: В чужой каше и бобы крупнее [Пермяков, 2000].
первой каузативным действием: «лицо с высоким социальным статутом каузирует лицу поступающему правильно и/или хорошо, что-то приятное». Отрицательных последствий не имеет ситуация, в которой лицо несет моральную ответственность за совершенный им плохой поступок: Виноват да повинен - Богу непротивен.
Таким образом, в рассмотренных паремиях позитивные события случаются с добрыми людьми, существование которых подчиняется установленному порядку и связано с физической деятельностью, и с теми, кто совершает ненамеренные, неосознанные ошибки или испытывает чувство вины (раскаяние в совершенном действии, угрызения совести). Негативные события происходят с теми, кто поступает не по норме, не по закону и причиняет вред другому.
2. В противоположность рассмотренным паремиям, в следующих паремиях выражено представление о том, что некоторое положение вещей, как позитивное, так и негативное, не мотивировано действиями человека: Он Бога не знает, а Бог его любит (о младенце. — Примеч. В. Даля); Ну жен ого Бог прощает и Кого Бог любит, того и наказывает. Последняя представляет цитату из Соломоновых притч (111.12).
В паремиях этого круга называется некоторое положение вещей как проявление «Божьего вмешательства». В одночастных текстах (среди них
- только обозначающие негативное событие) эксплицируется способ наказания. В двучастных паремиях одна структурная часть, образованная сочетанием с субъектом Бог, обозначает условие или причину, другая - следствие. Способ наказания и в одночастных паремиях и следствие в двучастных выступают в пояснительной функции: субъект Бог каузирует Ъ, где Z обозначает способ наказания или следствие.
В результате позитивного отношения не происходит негативное событие Бог помилует, свинья не съест; Бог полюбит, так не погубит. В результате негативного отношения случается нечто очень неприятное: Наказал меня господь горем!
В положительной и отрицательной формах также выражено отношение лица (или лиц) высокого социального статуса как результата позитивного или негативного положения дел: Бог милостив (помилует, милует), а царь жалостлив (пожалует, жалует); Бог помилует, так и царь пожалует и Наказал Бог народ - нагнал (наслал) воевод. Как видим, позитивное отношение представлено в нескольких вариантах. Глагол (по)жаловатъ в нравственном смысле является глаголом состояния и выражает значение «жалеть». Он может употребляться и в утилитарном смысле как глагол действия в значении «одаривать». «Позитивные»
варианты означают, что «происходит нечто хорошее, а именно: лицо с высоким социальным статусом относится хорошо / одаривает». В «негативном» тексте в отличие от «позитивных» выделяется не качественная характеристика лица (социальный статус воеводы ниже царя), а количественная (множество начальников).
В остальных паремиях называются разные следствия позитивных и негативных событий. Так, благоприятным положением дел называются:
- духовное спасение: Не всем в раю быть, кого Бог помилует',
- позитивные эмоции субъекта: Бог не без милости, казак не без счастья;
- способность осуществить невероятное: Кому Бог поможет, тот все переможет;
- материальное благополучие: Милостив
Бог, а я, по Его милости, не убог',
- успешность в торговом деле: Бог поможет, и купца пошлет, где купец обозначает покупателя;
- благополучное рождение ребенка: Бог с милостию, а бабка с руками. Слово бабка обозначает «бабку-повитуху, принимающую роды».
Представления о негативном событии варьируются от философских проблем до бытовых. Так, отрицательно оценивается плохая продолжительная семейная жизнь и в качестве результата негативного события называется утрата уважительного отношения, почитания к заслуживающему его лицу: Жениться недолго, да Бог накажет, долго жить прикажет; Что тому Богу (святому) молиться, который не милует? В бытовой сфере проявлением «Божьего наказания» считаются вши: Не сам Бог карает, но плошиц насылает.
Смысл немотивированности позитивного события выражен в паремиях, в которых сочетание с субъектом Бог обозначает «ненормальное» следствие, то есть неожидаемое положение вещей. В качестве ожидаемого «нормального» следствия предполагается неблагоприятное положение дел, так как его причиной является событие, представляющее потенциальную угрозу, опасность или нежелательное явление. Оно преимущественно воспринимается эмоционально. Первая структурная часть в пословице Страшен сон (черт), да милостив Бог обозначает переживание эмоции страха (ср. с глаголом бояться). В варианте Грозен сон, да милостив Бог адъектив грозен выражает неприятное, нежелательное положение дел, но, вероятно, не вызывающее переживаний. В отличие от адъективов страшен и грозен, употребляющихся в неказуативной конструкции, предикат стращать в варианте Черт стращает, а Бог милует характеризует каузативное действие (ср. с глаго-
лом пугать), где каузатором черт выражено отрицательно характеризующееся лицо. Эмоциональное состояние, подвергающееся негативному речевому воздействию, обозначают варианты Он его бранит, а Бог его хранит. Хозяин скотину бранит, а её Бог хранит.
Поговорки От всякой печали Бог избавляет и Мы с печалью, а Бог с милостию акцентируют внимание на смене негативного эмоционального состояния позитивным.
В лексических вариантах Человек с лихостью, а Бог с милостию и Кто с лихостью, а Бог с милостию нежелательным явлением выступает чрезмерное проявление отрицательного качества. Поговорки означают: «субъект чрезмерен в проявлении отрицательного качества, но происходит нечто хорошее».
В поговорке Мана манит, да Бог хранит потенциальным опасным явлением называется искушение.
В паремиях этой группы выделяются объекты защиты, вероятность осуществления с которыми негативного события велика, а позитивное событие представляется немотивированным. Объектами защиты являются физически слабые люди:
- вдова и сирота: Вдовицу Бог бережет, а люди не берегут', Сирый да вдовый плачут, а за сирого да вдового Бог на страже стоит; Бог - заступник сирым и вдовым', За вдовою (За сиротою) сам Бог с калитою. Заступник в отличие от защитника, движимый чувство правоты, руководствуется чувством справедливости и жалости;
- дети: Бог сирот любит, да денег не дает;
- лица мужского пола пьяный и солдаты: Пьяного да малого Бог бережет; Солдат да малых ребят Бог бережет.
К субъектам, с которыми нечто хорошее случается непредсказуемо, относятся также лица материального и умственного недостатка: Богатый бедному дивится, чем он живится? Ан Бог помог', Умный сам по себе, а дураку Бог на помочь.
Как видим, в паремиях с субъектом Бог детально характеризуются немотивированные позитивные события, а описание немотивированных негативных событий представлено эпизодически. В основном неожидаемые по своей природе события переживаются эмоционально.
3. Кроме смысла мотивированности события, паремии с оценочным предикатом, могут обозначать:
3.1. Высокую вероятность позитивного / негативного события. Позитивное положение вещей выражено в паремиях с предикатом милостив, сочетающимся с количественными словами много, не убог, богат. Говорящий считает некото-
рое положительное событие весьма вероятным и убеждает в этом себя или своего собеседника: У Бога милости много; Богат Бог милостью. В поговорке Праведен Бог и в милости мног уверенность говорящего подкрепляется его убежденностью в существовании справедливости. Мысль о высокой вероятности положительного события в пословице Бог в милости / на милость не убог передана через отрицание противоположного.
Вероятность двух позитивных событий сопоставляется в поговорке Богат Бог милостию, а государь жалостию, в которой утверждается, что оба события - неконтролируемое позитивное событие и доброе отношение лица с высоким социальным статусом - весьма вероятны.
В лексических вариантах Беден бес, богат Бог милостию (курск. - примеч. В.И. Даля) и Богат Бог милостию, а скуден, да бес позитивное событие, характеризующееся высокой вероятностью, противопоставлено маловероятному негативному событию. Варианты означают: «нечто хорошее вероятно, а нечто плохое - маловероятно».
Позитивное событие случается с субъектом дурак, обозначающим в поговорке На дурака у Бога милости много лицо, личные качества которого не соответствуют тому хорошему, что случается с ним (ср.: Дуракам везет). Пословица употребляется иронично по отношению к третьему лицу или к самому себе и означает, что «нечто хорошее происходит с тем, кто не заслуживает этого, и вероятность этого события велика».
Высокая вероятность отрицательного события выражена в паремиях Не сохранит Господь града, не сохранит ни стража, ни ограда; Бог не Никитка, повыломает лытки (накажет. - Примеч. Даля В.П.); Бог накажет, никто не укажет; От Бога (Божьей власти, кары) не уйдешь.
3.2. Предельную возможность позитивного / негативного события. В предельно возможной мере позитивное событие представлено в поговорке Велик Бог милостью: Так ваше высокоблагородие все же нашли клад <...> Не клад, а старинное, родовое наследство, капрал! - отвечал Максим Кириллович <...> Велик бог милостью, ваше высокоблагородие! Он утешил вас за долгое терпение! (О.М. Сомов. Сказки о кладах).
Предельная возможность негативного события выражена в паремиях Чем Бог не накажет, того не понесешь и Его сам Бог покарал.
3.3. Другие смыслы относятся к одному из событий, оцениваемых позитивно или негативно. Например, в поговорке По дважды и Бог за одну вину не карает утверждается количественное соответствие негативных событий и плохих поступков. В поговорке Милует Бог и на своей стороне позитивное событие характеризуется множе-
ственной локализованностью в пространстве. Частица и в данном контексте обозначает «включение в множество», т.е. она указывает на то, что существуют другие объекты (или объект), сходные или тождественные названному, и с ним они представлены как элементы одного множества [Уры-сон, 2000]. По-видимому, своя сторона объединяется с чужой стороной как локус позитивных событий: неконтролируемое нечто хорошее происходит и на обжитом, и на чужом пространстве (множественная локализованность). Но для данной паремии «своя» сторона, обжитое пространство является центральным объектом.
Итак, в паремиях представления о позитивных и негативных явлениях имеют три смысла - обусловленность / необусловленность поступками или свойствами человека, высокая вероятность и предельная возможность (или интенсивность проявления). Детальнее всего представлена группа паремий, характеризующих немотивированное позитивное событие, в том числе его разновидность - непроизошедшее негативное событие. В группе мотивированных событий обнаруживаем два соотношения: «хороший поступок : позитивное событие» и сложное «плохой поступок : негативное или позитивное событие». Выделяются также смыслы, соотносимые с одним из оцениваемых явлений и не имеющих выражение в противоположном, например, количественная взаимозависимость у негативных явлений и множественная локализованность у позитивных.
Библиографический список
1. Апресян, Ю.Д. Избранные работы. Лексическая семантика [Текст] / Ю.Д. Апресян. - М.: Языки русской культуры, 1995. - Т. I.
2. Богуславская, О.Ю. И нет греха в его вине (виноватый и виновный) [Текст] / О.Ю. Богуславская // Логический анализ языка: Языки этики. - М.: Языки русской культуры, 2000. - С. 79-89.
3. Левин, Ю.И. Провербиальное пространство [Текст] / Ю.И. Левин // Паремиологические исследования: сб. статей-М.: Наука, 1984. - С. 108-126.
4. Пермяков, ГЛ. От поговорки до сказки (Заметки по общей теории клише) [Текст] / ГЛ. Пермяков. - М.: Наука, 1970.
5. Пермяков, ГЛ. Пословицы и поговорки народов Востока [Текст] / ГЛ. Пермяков. - М.: «Лабиринт», 2001.
6. Урысон, Е.В. Русский союз и частица и: структура значения [Текст] / Е.В. Урысон // Вопросы языкознания. - 2000. - № 3. - С. 97-121.
7. Шмелев, А.Д. Можно ли понять русскую культуру через ключевые слова русского языка? [Текст] / А.Д. Шмелев // Ключевые идеи русской языковой
картины мира: сб. ст. - М.: Языки русской культуры, 2005.-С. 17-24.
Список источников примеров
1. Балакай, А.Г. Словарь русского речевого этикета [Текст] / А.Г. Балакай. - М.: АСТ-Пресс, 2001.
2. Буслаев, Ф.И. Русские пословицы и поговорки [Текст] / Ф.И. Буслаев // Архив ист.-юрид. сведений, относящихся до России, изд. Н. Калачевым. -М., 1854. - Кн. 2. Ч. 2. - С. 1-176.
3. Дмитриев, Л.А. Отрывок сборника пословиц XVII
в. [Текст] / Л.А. Дмитриев // Рукописное наследие Древней Руси (по материалам Пушкинского дома). -Л.: Наука, 1972. - С. 28-56.
4. Михельсон, М.И. Большой толковофразеологический словарь [Электронный ресурс] / М.И. Михельсон. - М., 2004. - http://avaxhome.ws/ ebooks/jrld_24062006.html/
5. Пословицы и поговорки [Текст] // Фольклор Тверской губернии: сб. Ю.М. Соколова и М.И. Рожно-вой 1919-1926 гг. - СПб.: Наука, 2003. - С. 479-483.
6. Пословицы, поговорки и загадки в рукописных сборниках XVIII - XX веков [Текст]. - М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1961.
7. Русские пословицы, собранные A.B. Кольцовым [Текст] // Воронежская беседа. - СПб.: Издание М. де Пуле и Глотова, 1861. - С. 1-20.
8. Собрание сочинений В.И. Даля [Электронный ресурс]. - М., 2001. - http://www.iddk.ni.
9. Снегирев, Н.М. Словарь русских пословиц и поговорок; Русские в своих пословицах [Текст] / Н.М. Снегирев. - Н.Новгород: Три богатыря: Братья славяне, 1996.
10. Фразеологический словарь современного русского литературного языка [Текст]: В 2 т. Т. 1. - М.: Флинта, 2004.