Научная статья на тему 'Оценочная лексика в диагностике ценностей Бытия как регуляторов психических состояний школьников'

Оценочная лексика в диагностике ценностей Бытия как регуляторов психических состояний школьников Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
137
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
смысловая саморегуляция / психическое состояние / личностные ценности / психолингвистическая трактовка ценностей Бытия / semantic self-control / a mental condition / person al values / psycholinguistic treatment of values of Life

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Мухрыгина Ольга Ивановна, Темникова Наталья Юрьевна

В статье рассмотрена психолингвистическая трактовка ряда ценностей Бытия, выделенных А.Г.Маслоу. Эмпирически обоснованы половые и возрастные различия ценностей

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Мухрыгина Ольга Ивановна, Темникова Наталья Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In article the psycholinguistic treatment of some the values of Life allocated with A. G. Masloy is considered. Sexual and age distinctions of values are empirically proved

Текст научной работы на тему «Оценочная лексика в диагностике ценностей Бытия как регуляторов психических состояний школьников»

ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ

ОЦЕНОЧНАЯ ЛЕКСИКА В ДИАГНОСТИКЕ ЦЕННОСТЕЙ БЫТИЯ КАК РЕГУЛЯТОРОВ ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ ШКОЛЬНИКОВ

© О. И. Мухрыгина © Н. Ю. Темникова

Мухрыгина Ольга Ивановна

кандидат психологических наук

доцент кафедры психологии управления

Самарская гуманитарная

академия

psyola@mail.ru

Темникова Наталья Юрьевна кандидат

филологических наук доцент кафедры инженерной педагогики и культуры делового общения

Самарский государственный университет путей сообщения temnatasha@mail.ru

В статье рассмотрена психолингвистическая трактовка ряла ценностей Бытия, вылеленных Л. Г. Маслоу. Эмпирически обоснованы половые и возрастные различия ценностей.

Ключевые слова: смысловая саморегуляция, психическое состояние, личностные ценности, психолингвистическая трактовка ценностей Бытия.

Ценности играют особую роль в регуляции и саморегуляции активности человека, поскольку, «являясь основой мотивации, позволяют рассматривать последнюю включенной в базовый уровень функциональной структуры регуляции состояний наряду с личностным смыслом, рефлексией переживаемого состояния и образом состояния (желаемого и актуального)»[8, с. 55]. Роль личностных ценностей в саморегуляции как устойчивых мотивационных образований или источников мотивации «не ограничивается конкретной деятельностью, конкретной ситуацией, они соотносятся с жизнедеятельностью человека в целом и обладают высокой степенью стабильности» [5, с. 225]. Взаимосвязь высшего уровня смысловых структур с саморегуляцией психических состояний можно рассматривать в связи с общей смысловой перестройкой: «например, в ситуации кризиса саморегуляция направлена на преобразование наиболее общих смысловых структур, формирование новых ведущих ценностей, составляющих основание целостной жизнедеятельности человека» [8, с. 68]. Это обусловлено тем, что личностные ценности

являются неизменным и устойчивым в жизни субъекта источником смысло-образования, автономным по отношению к конкретным ситуациям взаимодействия субъекта с миром. В обыденных ситуациях ценностная регуляция, возможно, обнаруживается не так явно, однако выявление ее механизмов является очень важным для прикладной психологической работы.

Наш исследовательский интерес направлен на рассмотрение высших ценностей — ценностей Бытия, не только определяющих структуру побуждения субъекта в смысловой саморегуляции состояний, но и представляющих собой, согласно подходу А. Г. Маслоу [6], те ценности, к которым устремлены многие (большинство? все?) люди. Именно эти ценности, согласно мнению А. Г. Маслоу, обнаруживают себя в процессе терапии. «Высшие ценности способны принести человеку высшее удовлетворение независимо от того, осознаются они им или нет; они даруют человеку чувство совершенства, завершенности, ясности, исполнения желаний и предназначения и т. д.» [6, с. 147].

На основе списка ценностей Бытия А. Г. Маслоу, нами разработана «Шкала ценностей Бытия в оценке актуального состояния» [2], предназначенная для выявления выраженности ценностных характеристик психических состояний. В основу данной методики положена трактовка ценностей Бытия по А. Г. Маслоу, который понимал под ними «не описания идеального мира и не проекции желаний исследователя», а высшие переживания, которые «обычно оцениваются людьми как моменты просветления»[6, с. 118]. Подобное понимание ценностей обусловливает их применение в диагностике такой психологической категории, как смысловая саморегуляция состояний, поскольку определяющими эти ценности являются переживания людей, обозначающие, на наш взгляд, универсальные ценностные ориентиры в регуляции любых состояний человека.

В ходе исследований А. Г. Маслоу был выявлен следующий ряд определений и словесных конструктов описания мира в моменты высших переживаний: правда, красота, цельность, гармония, живость, уникальность, совершенство,нужность и необходимость,завершенность,справедливость, порядок,простота,богатство,спокойствие и вольность,игра,самодостаточность [6, с. 117]. Данный ряд понятий А. Г. Маслоу называет перечнем характеристик реальности светлых черт того мира, что видится людям в мгновения высших переживаний и что совпадает с тем, «что принято называть вечными ценностями» [6, с. 120]. Именно данные формулировки составляют базовую часть стимульного материала разработанной нами «Шкалы ценностей Бытия в оценке актуального состояния». Авторским дополнением по отношению к исследованиям А. Г. Маслоу стали диагностические конструкты, позволяющие сделать акцент на переживаемом актуальном состоянии. Данная методика требует завершения предлагаемой фразы «Оценивая сейчас свое состояние,мне важно быть... (каким?)» и оценки ее по семибалльной шкале (от 1 до 7). В результате диагностики анализируются фиксированные профили по 26 дескрипторам. Это дает возможность установить ценностные основания смысловой регуляции состояния личности.

Для решения проблемы корректного использования списка ценностей Бытия в качестве адекватного рабочего диагностического материала мы осуществили психолингвистический анализ формулировок диагностических конструктов как предикатов ,явно отличающихся от других,использующихся в современных разработках ценностной проблематики [3, 4].

Отметим, что в центре внимания лингвистических исследований значения возможности обычно находится описание семантических особенностей модальных предикатов, их многозначность и полифункциональность [7]. Наш исследовательский интерес направлен на установление характера лингвистической классификации оценочных определений. В этой связи отметим, что в лингвистической науке при анализе феномена оценки и ее проявлений в языке обычно выделяют два типа аксиологических значений: общеоценочные и частнооценочные. «Первый тип, — отмечает Н. Д. Арутюнова, — реализуется прилагательными хороший и плохой, а также их синонимами с разными стилистическими и экспрессивными оттенками (прекрасный,превосходный,великолепный...). Эти прилагательные выражают холистическую оценку, аксиологический итог»[1, с. 198]. Вторая группа более обширна и разнообразна. В нее, согласно Н. Д. Арутюновой, входят значения, дающие оценку одному из аспектов объекта с определенной точки зрения. В предлагаемой классификации принят характер основания оценки, ее мотивации. Представим анализируемый материал в таблице 1.

Таблица 1

Классификация предикатов, характеризующих актуальные состояния,

с точки зрения основания оценки

Обще- оценочные лексемы Лексемы, выражающие частнооценочные значения

Сенсорные оценки Эстети ч ески е и этические оценки Рационалистические оценки

Физические оценки Психологические оценки Эстетические оценки Этические оценки

Хороший Совершенный Красивый Игривый Живой Цельный Вольный Самодоста- точный Богатый Завершенный Уникальный Красивый Гармоничный Справед- ливый Правдивый Необходимый

Как показано в таблице 1, среди частнооценочных значений можно выделить следующие категории:

1) сенсорные (или гедонистические) оценки. Они связаны с ощущениями, чувственным опытом — физическим и психическим и «ориентируют человека в природной и социальной среде, способствуя его аккомодации, достижению комфортности»[1, с. 198]. Эти оценки (прежде всего те из них, которые основываются на физическом опыте) обычно не мотивируются. Оценка прямо проистекает из того ощущения, которое, независимо от воли и самоконтроля, испытывает человек:

а) физические оценки: красивый,привлекательный,приятный’,

б) психологические оценки (более рациональны, направлены на осмысление мотивов оценки):

• интеллектуальные оценки: интересный,умный’,

• эмоциональные оценки: веселый,приятный,желанный,любимый’,

2) эстетические и этические оценки. Возвышаются над сенсорными оценками, «гуманизируя»их. Эстетические оценки связаны с удовлетворением чувства прекрасного, этические — с удовлетворением нравственного чувства. Эти два вида чувствований составляют ядро духовного начала человека [1, с. 199]:

а) эстетические оценки: красивый,гармоничный’,

б) этические оценки: справедливый,добрый,добродетельный’,

3) рационалистические оценки, которые связаны с практической деятельностью, практическими интересами и повседневным опытом человека. Их основные критерии — физическая или психическая польза, направленность на достижение определенной цели: необходимый, корректный, полезный.

Характерно, что изначально в стимульном материале «Шкалы ценностей Бытия в оценке актуального состояния» преобладают характеристики, эксплицирующие частнооценочные значения. Вследствие этого можно говорить о том, что, по результатам выявления таких трансситуативных регуляторов состояний, как ценности Бытия (или высшие ценности), на индивидуальном уровне возможен вывод о ценностном синдроме, описанном различной совокупностью сенсорных (физических и/или психологических), эстетических и/или этических лексем.

Фактически, установление роли оценочной лексики в диагностике ценностей Бытия как регуляторов психических состояний позволит определить специфическую картину универсальных ценностных ориентиров в регуляции любых состояний человека.

Методика исследования

Процедура эмпирического исследования в рамках анализируемых выше ценностных категорий построена с учетом специфики эмпирических проявлений и функционирования в системе смысловой регуляции состояний субъекта ценностей как относительно трансситуативных регуляторов. Ряд результатов, полученных нами в процессе использования вышеописанной методики, уже представлен в печати [2]. В данной публикации в качестве основных результатов исследования рассмотрим статистически обоснованные данные только по «Шкале ценностей Бытия в оценке актуального состояния» с акцентом на выявлении особенностей оценочной лексики в диагностике ценностей Бытия как регуляторов актуального состояния школьников в ситуации отдыха.

Выборку составили 125 школьников, отдыхающих в летнем лагере активного отдыха, среди которых 7 0 девочек и 55 мальчиков в возрастном диапазоне от 12 до 17 лет. Каждая возрастная подгруппа представлена примерно равным числом респондентов (от 20 до 22 человек в возрасте 12, 13, 14, 15, 16 и 17 лет).

Объектом исследования явились ценности Бытия школьников, пребывающих на отдыхе в летнем лагере.

Предметом — половые и возрастные различия ценностей Бытия школьников.

Мы исходили из предположения о том, что существуют различия по половому и возрастному признаку по ряду ценностей Бытия, представляющие собой как общеоценочные, так и частнооценочные значения.

Результаты исследования

Переходя к описанию основных результатов, отметим, что мы отмечаем особый интерес к возрастному аспекту в рассмотрении субъекта в его ценностном регуляторном становлении и развитии. Именно возрастная динамика ценностей может оказаться наиболее значимым эмпирическим материалом для обращения к ценностям как основам воспитания и психологической поддержки развивающейся личности. Отметим, что этот вопрос в настоящее время разрабатывается только в отдельных исследованиях [4, с. 133—139].

В таблице 2 представлено частичное подтверждение предположения о половых различиях в ценностно-бытийном регуляторном аспекте.

Таблица 2

Значимые различия ценностей Бытия в оценке актуального состояния школьников по і-критерию Стьюдента (п = 125)

«Оценивая сейчас свое состояние, мне важно быть... Средние значения в группе мальчиков Средние значения в группе девочек критерий Уровень значимости (Р) Стандотаї (мальчики) Стандотаї. (девочки)

...правдивым, честным» 4,72 5,60 -3,0 0,001 1 ,71 1 ,61

... справедливым» 5,02 5,74 -2,6 0,01 1 ,65 1 ,46

Как показано в таблице 2, установлен довольно узкий ряд различий ценностей Бытия по половому признаку. Однако высокий уровень значимости различий и вид лексем, выражающих данные ценности, говорят о неслучайности данных результатов. Установленные различия основаны на этических частнооценочных характеристиках, что говорит об основном критерии полового различия в трактовке ценностей Бытия: для девочек правдивость и справедливость как регуляторы актуального состояния более значимы, чем для мальчиков. Можно говорить о том, что ясность в определении самого состояния и регуляторной направленности в его изменении (или сохранении) для девочек диктуется специфическим частнооценочным способом (и формулировкой в т. ч.). Относительность содержания конструктов «... быть правдивым, честным»и «... быть справедливым» в оценке своих состояний, скорее всего, говорит о некоторой зависимости от этического наполнения Бытия, более сформированного в ходе освоения культуры в сознании именно девочек-школьниц.

На рисунке 1 представлена изменчивость ряда ценностей Бытия в зависимости от возраста, что отражает возрастные различия ценностей Бытия школьников.

ОгтІїкчІ 1ф.1Ф-Ы311.га2га Г» Кн 'ірЛі ІІ І ■ * І ■

-т і 11 п ЦІВЯііч -і

Рис. 1. Изменчивость ряда ценностей Бытия в зависимости от возраста

Как видно на рисунке 1, изменчивость характерна только для двух ценностей Бытия, эксплицируемых с помощью слов с частнооценочной семантикой. Одна из этих ценностей описывается лексемой, относящейся к этическим, а другая — к сенсорным (физическим) оценкам. Можно говорить о том, что правдивость и честность обладают наименьшей ценностнорегуляторной функцией для 14-летних школьников, а наибольшей — для 16-летних, что логично соотносится с возрастными особенностями школьников. Обратим внимание на этот «пик» в оценке правдивости, за которым вновь «следует» снижение (для 17-летних). На наш взгляд, регуляторная функция правдивости-честности на рубеже 16 лет испытывается «на проч-ность»и «надежность», где огромную роль играют факторы референтности.

Ценность, выраженная частнооценочной лексемой «...быть игривым», динамична совершенно иначе: если для 12-ти, 13-ти и 14-тилетних школьников это относительно неизменный регулятор активности, то переоценка данной бытийной ценности достаточно заметна в 15 и, тем более, 16 лет.

Наблюдаемое снижение регуляции, обозначаемой как игровая, вновь предшествует заметному изменению (скачку в данном случае) в 17 лет. Пересмотр игровой ценностно-регуляторной роли является, на наш взгляд, актом взросления и переосмысления Бытийной наполненности «игр».

В качестве основных выводов в комплексном рассмотрении особенностей оценочной лексики в диагностике ценностей Бытия важно отметить, что:

• установлены половые различия только в части ценностей Бытия, описываемых только частнооценочными значениями;

• «правдивость, честность» и «справедливость» как ценностные регуляторы являются основой ключевого различия в переживании состояний мальчиков и девочек, с большей выраженностью у последних;

• возрастная изменчивость характерна только для двух ценностей Бытия частнооценочной специфики — «быть правдивым и честным» и «быть игривым»;

• динамичность в становлении ценностной регуляции представляет собой сочетание явного снижения значимости ценности с последующим скачкообразным изменением (по крайней мере, для некоторых ценностей Бытия).

Таким образом, можно говорить не только о различиях ценностей Бытия, но и об их динамике. Частнооценочная специфика лексики ценностей, по которым установлены различия, обозначает интересные перспективы в исследовании психолингвистических особенностей ценностей, расширяющих понимание регуляторной роли ценностей вообще.

ЛИТЕРАТУРА

1. Арутюнова,Н. Д. Язык и мир человека. — М. : Языки русской культуры, 1999. — С. 198.

2. Гвардейцева М. А., Мухрыгина О. И. Особенности ценностных характеристик саморегуляции психических состояний воспитанников и воспитателей летнего лагеря активного отдыха // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия «Психология». — 2010. — № 2(8). — С. 99—107.

3. Карандашев, В.Н. Методика Шварца для изучения ценностей личности: концепция и методическое руководство. — СПб. : Речь, 2004. — 70 с.

4. Карпушина Л. В.,Капцов А. В. Психология ценностей российской молодежи: монография. — Самара : Изд-во СНЦ РАН, 2009. — 252 с.

5. ЛеонтьевД. А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. — М. : Смысл, 2003. — 487 с.

6. Маслоу,А. Г. Дальние пределы человеческой психики. — СПб. : Евразия, 1999. — 432 с.

7. Мухометзянова,Ю. В. Функционально-семантический аспект высказываний со значением возможности : автореф. дис. ... канд. филол. наук. — Тверь, 2007.

8. Прохоров, А. О. Саморегуляция психических состояний: феноменология, механизмы, закономерности. — М. : ПЕР СЭ, 2005. — 352 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.