Научная статья на тему 'Оценочная деятельность учителя: теоретический аспект'

Оценочная деятельность учителя: теоретический аспект Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
5153
440
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
оценочная деятельность / компетентностный подход / профессиональная задача / развитие

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Поликарпова В. В.

В статье на основе теоретического анализа выявляются различные исследовательские позиции к раскрытию сущности оценочной деятельности учителя и предпринимается попытка вычленить особенности этой деятельности в контексте компетентностного подхода к профессиональному педагогическому образованию. Результаты, представленные в статье, получены в ходе исследования проблемы развития оценочной деятельности учителя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Based on the theoretical analysis, the article reveals different research positions in regard to understanding of the teacher"s evaluating activity. It also attempts to expose the peculiarities of this activity within the framework of the competence-based approach to professional pedagogical education. The results, presented in the article, have been obtained in the course of the research of the teacher"s evaluating activity matter.

Текст научной работы на тему «Оценочная деятельность учителя: теоретический аспект»

В. В. Поликарпова

ОЦЕНОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Работа представлена кафедрой педагогики. Научный руководитель - доктор педагогических наук, профессор Н. Ф. Радионова

В статье на основе теоретического анализа выявляются различные исследовательские позиции к раскрытию сущности оценочной деятельности учителя и предпринимается попытка вычленить особенности этой деятельности в контексте компетентностного подхода к профессиональному педагогическому образованию. Результаты, представленные в статье, получены в ходе исследования проблемы развития оценочной деятельности учителя.

Ключевые слова: оценочная деятельность, компетентностный подход, профессиональная задача, развитие.

Based on the theoretical analysis, the article reveals different research positions in regard to understanding of the teacher's evaluating activity. It also attempts to expose the peculiarities of this activity within the framework of the competence-based approach to professional pedagogical education. The results, presented in the article, have been obtained in the course of the research of the teacher's evaluating activity matter.

Проблема развития оценочной деятельности учителя существенно актуализировалась в условиях модернизации отечественного образования. Ориентация общества и государства на обеспечение современного качества образования требует от учителя умения решать профессиональные задачи педагогической деятельности, обусловленные вызовами времени, в том числе и задачи, связанные с оценкой достижений учащихся. Однако, как показывают исследования, учитель в своей профессиональной деятельности чаще всего использует подходы и

формы выявления, анализа и оценки результатов деятельности школьников, адекватные традиционным подходам, сложившимся в образовании. Само понятие «оценочная деятельность учителя» стало наиболее часто использоваться в 90-х гг. XX в.1 Однако проблема оценочной деятельности учителя являлась предметом исследования и ранее.

Теоретический анализ проведенных исследований (3. А. Абасов, Ш. А. Амонашви-ли, Е. Д. Божович, Л. И. Божович, А. Б. Воронцов, В. В. Давыдов, В. И. Жернов, Е. В. Иванкова, С. Л. Копотсв, Г. Ю. Ксен-

ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ, ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ

зова, А. В. Куликовский, Н. А. Курдюко-ва, В. С. Кукушкин, И. С. Ломакина, В. М.Полонский, Н. В.Селезнев, Л. М. Фридман, Д. Б. Эльконин и др.) показал, что в одних работах чаще всего используются понятия «оценка» и «контрольно-оценочная деятельность» учителя. Основной целью контрольно-оценочной деятельности учителя исследователи называют итоговый контроль и оценку деятельности каждого ученика по изучению им какой-либо темы учебного материала. В качестве основных функций оценочной деятельности учителя авторы выделяют обучающую, воспитательную, диагностическую и контролирующую. Ученые полагают, что педагогическое оценивание и оценочные процессы чаще всего представ.ляют собой не самостоятельный феномен учебно-воспитательного процесса школы, а являются составляющей гностической деятельности педагога, его управленческой деятельности. Они отмечают, что контрольно-оценочная деятельность педагога - это один из этапов обучающей деятельности учителя. Ученые подчеркивают, что контрольно -оценочный этап является заключительным в обучающей деятельности учителя после мотива-ционного и операционно-познавательно-го и призван способствовать обобщению изученного материала и подвести итоги работы учащихся по данной томе. При этом исследователи отмечают взаимосвязь всех этапов обучающей деятельности учащихся. Результатом контрольно-оценочного этапа педагогической деятельности учителя в этом подходе становится оценка знаний, умений и навыков школьника.

Ряд других ученых, таких как Ш. А. Амо-нашвили, Е. Д. Божович, Л. И. Божович, Г. Ю. Ксензова, В. М. Полонский, Н. В. Селезнев и др., отмечают, что процесс оценки знаний, оценивание самостоятельная деятельность учителя, сопровождающая его профессиональную деятельность. При этом данный вид деятельности эти ученые называют по-разному.

Так, Ш. А. Амонашвили1 (начало 80-х гг. XX в.) считает, что оценка является деятельностью оценивания, осуществляемой человеком. Педагог-новатор понимает оценку как «процесс соотнесения хода или результата деятельности с намеченным в задаче эталоном». Основной целью оценки учителя Ш. А. Амонашвили видит в том, чтобы научить школьника, как самому оценивать свое продвижение в учении. Среди функций процесса оценивания педагог особое внимание уделяет стимулирующей функции, он утверждает, что оценивание - это мощный стимулятор развития мотивов учебной деятельности учащихся. В процессе оценки учитель должен оценивать качества формируемых знаний, умений и навыков, указывать пути их совершенствования, показывать, как делать, какому образцу следовать. Основным средством оценки учителя являются развернутые оценочные суждения. При этом Ш. А. Амонашвили подчеркивает, что отметка является результатом процесса оценивания, его условно-формальным отражением.

2

В. М. Полонский (70-е гг. XX в.) определяет оценочно-контрольный вид деятельности учителя как процесс оценки знаний, который, в свою очередь, является систематическим и состоит в определении соответствия имеющихся знаний, учений, навыков предварительно планируемым. Раскрывая сущность процесса оценки, ученый выделяет в нем следующие компоненты: определение целей обучения; выбор контрольных заданий, проверяющих достижение этих целей; отметку или иной способ выражения результатов проверки. По мнению В. М. Полонского, проверка и оценка знаний выполняют обучающие, контролирующие и воспитывающие функции. Особое значение исследователь отводит именно воспитывающим функциям. Говоря о роли оценочного компонента в учебно-воспитательном процессе, ученый утверждает, что проверка и оценка знаний - необходимая часть этого процесса. При этом он подчеркивает, что

Оценочная деятельность учителя: теоретический аспект

многосторонняя значимость педагогической оценки под стать и сложной деятельности педагога, оценивающего знания учащихся. В. М. Полонский указывает на наличие различных объектов контроля. Для одних учителей объект оценки - фактический материал, который усвоили школьники, для других - способность применять знания на практике, для третьих - способность переносить знания на решение новых задач. Результатом оценки учителя становится отметка ученика. В своих исследованиях ученый, вслед за Ш. А. Амонашвили, также поднимает вопрос о несовершенстве 5-балльной шкалы, снижающей объективность отметок.

3

Н. В. Селезнев (1997 г.) в своем исследовании определяет оценочную деятельность как активное взаимодействие человека с окружающим миром, направленное на выяснение качественной его неодаородно-сти с точки зрения наличия или отсутствия в нем жизненно важных ценностей. Ученый подчеркивает, что оценочная деятельность -это особая, постоянно развивающаяся форма человеческой деятельности, возникшая одновременно с человеком и имеющая для него жизненно важное значение. Н. В. Селезнев отмечает, что именно оценочная деятельность становится средством ориентации кого-либо среди множества ценностей и антиценностей. Основной целью оценочной деятельности учителя, по мнению автора, является развитие у учащегося адекватной самооценки, позволяющей с достаточной долей объективности видеть ценности как вне, так и в самом себе. Ученый указывает на многосторонний характер оценочной деятельности в учебно-воспитательном процессе, выделяя такие аспекты, как аксиологический, уровневый и стимулирующий. Основное значение аксиологического аспекта ученый видит в развитии таких показателей оценочной деятельности педагога и учащихся, как объем, глубина, самостоятельность оценки и ее полное соответствие затрагиваемой ценности. Уровневый

аспект, по его словам, заключается в совместной деятельности учителя и ученика с целью формирования самооценки последнего, при активном воздействии на него оценочной деятельности педагога, которая выражается в оценочном слове, оценочном суждении, характеристике и отметке учителя. Эти формы оценочной деятельности педагога призваны, по мнению автора, дать более полную, детализированную картину достижений ученика. В реализации уровне-вого аспекта оценочной деятельности особую роль приобретает ее стимулирующая функция, которая характеризуется своеобразным отношением педагога к достижениям ученика с целью сделать их как можно выше. Н. В. Селезнев отмечает, что характерной чертой оценочной деятельности в педагогическом процессе является ее двусторонний характер: с одной стороны, имеет место оценочная деятельность педагога, с другой - учащихся. Таким образом оценочная деятельность учителя и ученика в процессе их сотрудничества становится обязательной составной частью всех этапов целостного учебно-воспитательного процесса, а не является лишь заключительным его этапом. Результатом оценочной деятельности учителя является оценочная культура школьника, направленная на определение необходимых для присвоения ценностей.

Вслед за Н. В. Селезневым Г. Ю. Ксен-зова (1999 г.) в своем исследовании использует также термин «оценочная деятельность учителя». Она считает, что целью оценочной деятельности учителя является развитие у учащихся адекватной самооценки. Автор выделяет особую функцию оценочной деятельности учителя - регулятивную. При этом исследователь обращает внимание на тесную связь оценочной деятельности учителя и используемой им технологии обучения. Соответственно, первое и основное отличие в содержании оценочных актов, осуществляемых на основе разных педагогических технологий, отмечает автор,

ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ. ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ

заключается в ориентации на применение шцшв1цуа.тьны\ или общепринятых эталонов. При этом Г. Ю. Ксензова отмечает, что в педагогической науке и школьной практике параллельно развиваются два направления со своими теоретическими обоснованиями, методиками и технологиями обучения: педагогика авторитарная (фадицион-ная) и педагогика гуманистическая (развивающее обучение). Говоря о предмете оце-

3

ночной деятельности, Г. Ю. Ксензова подчеркивает, что оцениванию должна подвергаться степень индивидуального продвижения ребенка в режиме саморазвития. Таким образом, результатом оценочной деятельности учителя должна стать адекватная самооценка ученика.

Существует также другая точка зрения на определение понятия «оценочная деятельность» учителя. В своей монографии В. И. Жернов и И. С. Ломакина (2000 г.) определяют оценочную деятельность как взаимодействие человека с действительностью, в процессе которого происходит реанимация ценностного отношения человека к этой действительности. При этом отмечают, что оценка выступает средством выявления ценностей, ориентации в них, направленности на них. Как и Н. В. Селезнев, ученые характерной чертой оценочной деятельности в педагогическом процессе называют ее двусторонний характер. Результатом оценочной деятельности учителя авторы называют самооценивание школьников.

Омские исследователи (2003 г.) оценочную деятельность определяют как разновидность педагогической деятельности, которая посвящена научной разработке и применению на практике методов, форм и средств педагогических измерений и оцениванию результатов учебной деятельности испытуемых на основе этих измерений.

Таким образом, проведенный анализ показал, что на сегодняшний день существуют различные точки зрения на то, что такое оценочная деятельность учителя. Ученые используют разные понятия для ха-

рактеристики деятельности учителя, связанной с выявлением, анализом, описанием и объяснением результатов деятельности учащихся: оценка, оценочная деятельность, самооценка и др. Отводят разное место этой деятельности в структуре профессиональной деятельности учителя этап деятельности, атрибут деятельности, самостоятельная деятельность, профессиональная задача деятельности и др. По-разному в работах представлены цели этой деятельности, ее функции, способы и формы, объекты оценивания, результаты. Однако при всем многообразии взглядов можно увидеть сущностные черты этой деятельности: целенаправленность; двусторонность; единство внутреннего и внешнего, объективного и субъективного; взаимосвязь оценки и самооценки, регулирования и саморегулирования.

Теоретический анализ позволил утверждать, что смысл оценочной деятельности учителя как неотъемлемой составляющей его профессиональной деятельности состоит в стимулировании активности самих учеников. Целью этой деятельности является не контроль успеваемости учащихся, а создание условий для развития у учащихся адекватной самооценки. Предметом оценочной деятельности учителя при таком подходе становится организация образовательного процесса в целом и собственная профессиональная педагогическая деятельность. Для успешного осуществления оценочной деятельности учителю необходимо владеть: умением определять предмет оценивания; умением воспринимать предмет оценки; умением сопоставлять предмет оценки с определенными критериями; умением выбирать форму оценки и умением сообщать оценку ученику и др. В свою очередь, как показало исследование, развитие этих умений у педагогов требует соответствующего отношения учителей к самой проблеме оценочной деятельности в современных условиях.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Амонашвили Ш. А. Воспитательная и образовательная функции оценки учения школьников: экспериментально-педагогическое исследование. М.: Педагогика, 1984. С. 12. Полонский В. М. Оценка знаний школьников. М.: Знание, 1981. С. 3-9.

3

Селезнев В. Н. Развитие оценочной деятельности учителя и учащихся в учебно-воспитательном процессе. Автореферат дис . д-ра пед. наук. Борисоглебск, 1997. С. 2-11.

4

Ксензова Г. Ю. Оценочная деятельность учителя. М.: Педагогическое общество России, 1999. С. 5-6, 35, 46.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.