Научная статья на тему 'Оценки подростками своей эффективности в ситуации семейного функционирования'

Оценки подростками своей эффективности в ситуации семейного функционирования Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
426
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДРОСТОК / ADOLESCENT / САМОЭФФЕКТИВНОСТЬ / SELF-EFFICACY / КОГНИТИВНАЯ ОЦЕНКА / COGNITIVE ASSESSMENT / СЕМЕЙНАЯ ЖИЗНЕСТОЙКОСТЬ / FAMILY RESILIENCE / СЕМЕЙНОЕ ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ / FAMILY FUNCTIONING / СОВЛАДАНИЕ / COPING / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / EFFECTIVENESS / ЖИЗНЕННЫЕ ТРУДНОСТИ / LIFE''S DIFFICULTIES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Погорелова Е.И.

В статье отражено исследование по оценке подростками своей эффективности в ситуации семейного функционирования. Под самоэффективностью понимаются представления и суждения субъекта о своих способностях действовать успешно в конкретной ситуации. Теоретический анализ литературы дает нам основание говорить, что первичный опыт самоэффективности формируется в семье. Важную роль в формировании чувства самоэффективности подростка играет система семейного функционирования, а также жизнестойкость семьи. Под жизнестойкостью семьи понимается динамический процесс, способствующий успешной адаптации к трудным жизненным обстоятельствам. В ходе исследования нами была выдвинута гипотеза о том, что подростки, оценивающие свою эффективность в конфликтных ситуациях с родителями высоко, будут воспринимать своих родителей в различных жизненных обстоятельствах как более позитивных и эффективных. В соответствии с целью были подобраны методики. В работе представлен эмпирический анализ результатов исследования с развернутой психологической характеристикой респондентов. При верификации данных применялись методы математической статистики. Гипотеза подтвердилась; нами было установлено, что девушки и юноши, оценивающие свою эффективность в конфликтных ситуациях с родителями высоко, представляют своих родителей как авторитетных и поддерживающих в трудных жизненных обстоятельствах. Новизна работы заключается в том, что в ходе исследования обнаруживаются некоторые закономерности самоэффективности подростков в рамках семейного функционирования. Оценка самоэффективности подростков в затруднительных семейных ситуациях коррелирует с их восприятием родителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Assessment of Adolescents of their Self-Efficacy in Family Functioning Situation

The article examines adolescents'' effectiveness in family functioning situations. The concept of self-efficacy refers to the subject''s perceptions and judgments about its abilities to act successfully in a particular situation. An analysis of literature shows that the primary experience of teenagers'' self-efficacy is formed by family. System of family functioning and resilience of the family play an important role in shaping of the sense of efficacy. The resilience of the family is regarded as a dynamic process, which allows adapt successfully to difficult life circumstances. It was suggested that adolescents who evaluate their effectiveness highly in conflict situations with parents, at the same time perceive their parents in the different life circumstances more positive and effective. Research methods were chosen in accordance with the purposes of study, including the application of mathematical methods of statistics for accurate and objective measurements. An analysis of the empirical data confirmed the hypothesis. It was found that girls and boys with high efficacy evaluations in conflict situations imagine their parents as authoritative and supportive in difficult circumstances. The novelty of the research lies in the fact that it reveals general factors of adolescents'' self-efficacy in the family functioning. The assessment adolescents'' self-efficacy in the difficult family situations correlates with adolescents'' perception of their parents.

Текст научной работы на тему «Оценки подростками своей эффективности в ситуации семейного функционирования»

УДК 159.52

ОЦЕНКИ

ПОДРОСТКАМИ СВОЕЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ В СИТУАЦИИ СЕМЕЙНОГО ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ

Погорелова Елена Ивановна

В статье отражено исследование по оценке подростками своей эффективности в ситуации семейного функционирования. Под самоэффективностью понимаются представления и суждения субъекта о своих способностях действовать успешно в конкретной ситуации. Теоретический анализ литературы дает нам основание говорить, что первичный опыт самоэффективности формируется в семье. Важную роль в формировании чувства самоэффективности подростка играет система семейного функционирования, а также жизнестойкость семьи.

Под жизнестойкостью семьи понимается динамический процесс, способствующий успешной адаптации к трудным жизненным обстоятельствам. В ходе исследования нами была выдвинута гипотеза о том, что подростки, оценивающие свою эффективность в конфликтных ситуациях с родителями высоко, будут воспринимать своих родителей в различных жизненных обстоятельствах как более позитивных и эффективных. В соответствии с целью были подобраны методики. В работе представлен эмпирический анализ результатов исследования с развернутой психологической характеристикой респондентов. При верификации данных применялись методы математической статистики. Гипотеза подтвердилась; нами было установлено, что девушки и юноши, оценивающие свою эффективность в конфликтных ситуациях с родителями высоко, представляют своих родителей как авторитетных и поддерживающих в трудных жизненных обстоятельствах.

Новизна работы заключается в том, что в ходе исследования обнаруживаются некоторые закономерности самоэффективности подростков в рамках семейного функционирования. Оценка самоэффективности подростков в затруднительных семейных ситуациях коррелирует с их восприятием родителей.

Ключевые слова: подросток, самоэффективность, когнитивная оценка, семейная жизнестойкость, семейное функционирование, со-владание, эффективность, жизненные трудности.

Введение

Самоэффективность как психологическая категория играет ключевую роль в организации деятельности подростка, поскольку ему приходится преодолевать риски и вызовы, связанные с переходным возрастом. Влияя на формирование самосознания, самоэффективность содействует в организации последовательных действий в преодолении трудных жизненных обстоятельств. В исследовании А. А. Погорелова было обнаружено, что подростки с высоким чувством самоэффективности обладают способностями быть более устойчивыми и эффективными в процессе совладания с жизненными трудностями, у них более выражена способность к управлению социальным окружением и собственными эмоциями [3, 4].

Проблему самоэффективности изучают в рамках социально-когнитивного, а также позитивного направлений А. Бандура, Т. Гордеева, Э. Динер, Д. Леонтьев, А. Маслоу, У. Мишел, М. Селигман и др. Однако нет достаточных исследований в отечественной психологии по проблеме связи самоэффективности подростков с семейной ситуацией функционирования, а также с семейной жизнестойкостью.

Самоэффективность относится к представлениям и суждениям субъекта о своих способностях действовать успешно в конкретной ситуации и зависит от специфики ситуации [3, 4, 5, 9]. В процессе развития ребенка, а затем и подростка, психические образы личностных качеств изменяются в соответствии с изменением когнитивных возможностей и форм социального взаимодействия.

Через исследовательский опыт дети формируют начальный базис для развития чувства собственной эффективности. Дж. Капрара отмечает, что возникновение представлений о собственной эффективности совпадает с моментом, когда ребенок начинает осознавать связь между своими действиями и их результатами во внешнем мире. Переживая успех в процессе контроля за окружением, ребенок становится более внимательным к своему собственному поведению и более компетентным в способности выучить новые эффективные типы поведения [1]. Таким образом, представление о собственной эффективности обуславливается опытом поведенческих достижений в процессе развития ребенка.

В период среднего детства у ребенка появляется способность связывать одни личные качества с другими. Эти качества упорядочиваются вокруг оппозиционных категорий плохого и хорошего, что дает ребенку возможность формировать оценочные суждения [7]. В позднем детстве ребенок располагает способностью объединять осознаваемые им личностные качества, у него появляется такая категория, как социальное сравнение. К подростковому

и юношескому возрасту развивается способность распознавать абстрактные качества и находить связь между ними [10].

Первичный опыт самоэффективности формируется в семье. Важную роль в формировании чувства эффективности играют родители, создавая благоприятное эмоциональное окружение и допустимый уровень свободы в деятельности ребенка. Родительская отзывчивость также увеличивает когнитивные компетенции [16]. Концептуальной основой, позволяющей лучше понять закономерность формирования самоэфффективности в процессе взросления ребенка в семье, является семейная жизнестойкость (family resilience).

Семейная жизнестойкость как исследовательская проблема появилась в начале 1970 гг. [14]. Исследования в этой области в основном были ориентированы на изучении жизнестойкости детей. Причем ранние исследования жизнестойкости были сосредоточены на индивидуальных особенностях детей, таких как жизнерадостность, неуязвимость [12]. В настоящее время упор делается на динамическую природу жизнестойкости. Жизнестойкость рассматривается как процесс адаптации к новым обстоятельствам жизни. Считается, что семья может быть устойчивой к одним обстоятельствам и неустойчива к другим, также гибкость ее может меняться в зависимости от обстоятельств [14].

Под жизнестойкостью семьи понимается динамический процесс, способствующий успешной адаптации к трудным жизненным обстоятельствам. Для него характерно противодействие жизненным обстоятельствам в процессе адаптации к новой ситуации развития, а также сохранение и развитие идей успешного взаимодействия с рисками [15].

Важной составляющей эффективного функционирования семьи является система убеждений, способная влиять на ситуацию кризиса. Ф. Уолш (Walsh) выделяет три важных аспекта семейной системы убеждений [15].

Это способность извлекать смысл из бедственной ситуации. Хорошо функционирующая семья обладает потенциалом, чтобы повлиять на ситуацию и осознать необходимость изменений. Это также позитивное мировоззрение семьи, обладающей гибкостью, упорством, оптимизмом и уверенностью, что все разногласия преодолимы. Также трансцендентность убеждений, позволяющих внести ясность в жизнь семьи, когда событие нельзя изменить и необходимо принять ситуацию [15].

Семейная ситуация поддержки и заботы с большей вероятностью способствует позитивным переживаниям и успеху в трудных жизненных обстоятельствах. Вероятнее всего такие подростки будут верить в свои компетенции в деятельности, значимой для них [13]. Специалистами были выделены узловые моменты, проявляющиеся в связи с формированием

компетенций в этом возрасте, несмотря на жизненные трудности и обстоятельства. Это отношения с заботящимися родителями, эффективные навыки в решении проблем, а также интеллектуальная гибкость. Все это способствует формированию системы защит подростка от угроз в случае неблагоприятной ситуации [13].

Установлено также, что различные стили взаимодействия ребенка с родителем формируют мотивационные системы, связанные с самоодобрением или самонаказанием, А. Бандура считает их уникальным атрибутом, позволяющим подростку формировать самосознание [1, с. 455]. Можно предположить, что эти мотивационные тенденции организуются в том числе и когнитивной оценкой подростка в трудной жизненной ситуации [2, 6, 11].

Ключевым аспектом семейного функционирования и позитивного развития подростка в семье является взаимодействие. Дж. Паттерсон отмечает, что общение между членами семьи способствует формированию восприятия себя и своих отношений с внешним миром, восприятия проблем, с которыми сталкиваются подростки в жизни, а также формирует специфику совладания с жизненными обстоятельствами [14].

Ф. Уолш выделяет три важных составляющих эффективной коммуникации. Это ясность выражения мнений, открытость выражения эмоций, а также совместное решение задач [15]. Эффективная семейная коммуникация развивает чувство общности в принятии решений.

Организация и методы исследования

Все вышесказанное послужило основой для формирования дизайна нашего исследования. Объектом исследования выступили подростки, оценивающие ситуацию семейного функционирования. Предметом исследования явилась особенность оценки подростками своей эффективности в ситуации семейного функционирования.

Планируя исследование по оценке подростками своей эффективности в ситуациях семейного функционирования, мы выдвинули гипотезу о том, что подростки, оценивающие свою эффективность в конфликтных ситуациях с родителями высоко, будут воспринимать своих родителей в различных жизненных обстоятельствах как более позитивных и эффективных.

В качестве диагностического инструментария, позволяющего изучить особенность оценки подростками своей эффективности в ситуации семейного функционирования, были подобраны следующие методики:

Опросник «Поведение родителей и отношение подростков к ним» ^ОГ) Е. Schaefer (модифицированный вариант З. Матейчика и П. Ржичана) (адаптация сотрудников лаборатории клинической психологии Института им. В. М. Бехтерева Л. И. Вассермана, И. А. Горьковой, Е. Е. Ромициной). С помощью

опросника изучалось восприятие подростками своих родителей (отдельно матерей и отцов) в различных жизненных обстоятельствах. Опираясь на положение Е. Шафера, мы рассматривали воспитательное воздействие родителей при помощи следующих переменных: принятие - эмоциональное отвержение; психологический контроль - психологическая автономия; скрытый контроль - открытый контроль.

Опросник «Оценка своей эффективности в ситуациях конфликта с родителями» включал пять затруднительных ситуаций: а) конфликты в отношениях с родителями при выполнении домашнего задания; б) конфликты в отношениях с родителями, где нужно принимать самостоятельные решения; в) конфликты в отношениях с родителями, потому что они не понимают ваше состояние; д) конфликты в отношениях с родителями в решении хозяйственных вопросов; е) конфликты в отношениях с родителями, когда они настаивают на том, чтобы вы не дружили с кем-либо из ваших товарищей.

Каждую ситуацию необходимо было оценить, опираясь на следующие утверждения по восьмибалльной шкале: я понимаю причины возникновения подобных ситуаций; я имею опыт и знания по преодолению подобных ситуаций; я легко нахожу эффективное решение; я смогу справиться с возникшими трудностями; я способен держать ситуацию под контролем.

При разработке опросника мы опирались на положения А. Бандуры о построении опросников оценки самоэффективности [8]. Это следующие позиции:

1. Самоэфективность относится к воспринимаемым способностям, поэтому формулировка оценки ситуаций основывалась на выражении «могу сделать, способен...».

2. Оценка поведения подростка в затруднительных ситуациях предполагает контроль над конкретным видом деятельности.

3. Представлены несколько аспектов сферы деятельности отношений подростков с родителями в конфликтной ситуации.

4. Опросник отражает соответствующие сферы функционирования, которые подросток способен контролировать, исходя из уровня сложности.

5. Шкала является однополюсной. Она не включает отрицательные баллы, поскольку оценка полной неспособности выполнить задачу не может быть оценена отрицательным значениями.

Опросник «Анализ семейной тревоги» (АСТ) (Э. Г. Эйдемиллер и В. Юстицкис) направлен на выявление оценки семейной тревоги, на то, как воспринимает себя в семье подросток. Опросник включает четыре субшкалы: тревога, чувство вины в семье, нервно-психическое напряжение, а также интегральный показатель семейной тревоги.

Для подтверждения достоверности результатов был использован статистический критерий U Манна-Уитни, а также корреляционный анализ Ч. Спирмена (SPSS).

Характеристика выборки. В исследовании приняли участие подростки средних школ г. Ростова-на-Дону, Россия, в возрасте от 15 до 16 лет. Выборочная совокупность составила 150 подростков, из них 70 девушек и 80 юношей.

Анализ и интерпретация результатов

На первом этапе анализа результатов исследования мы рассмотрели группы девушек и юношей по каждой затруднительной ситуации конфликтов в отношениях с родителями. Мы разделили группы девушек и юношей на подгруппы в зависимости от уровня оценки ими своей эффективности, далее рассматривали оценку собственной эффективности подростков в каждой ситуации и анализировали суммарный балл по каждой субшкале, соответствующей определенной ситуации.

Нами было установлено, что высоко оценивают свою эффективность в ситуациях конфликтов в отношениях с родителями 46,3 % юношей и 48,7 % девушек. Недостаточно уверены в своей эффективности 53,7 % юношей и 51,3 % девушек.

Далее нами были выявлены значимые различия по критерию U Манна-Уитни по всем компонентам исследуемого признака. Были обнаружены значимые различия у юношей с выраженной и недостаточно выраженной оценками своей эффективности по ситуациям: «конфликты в отношениях с родителями при выполнении домашнего задания», «конфликты в отношениях с родителями, где нужно принимать самостоятельные решения» (критические значения U на уровне значимости p < 0,01). «Конфликты в отношениях с родителями в решении хозяйственных вопросов», «конфликты в отношениях с родителями, когда они настаивают на том, чтобы вы не дружили с кем-либо из ваших товарищей», где критические значения U на уровне значимости p < 0,05. У девушек были выявлены значимые различия по критерию U Манна-Уитни по всем компонентам исследуемого признака.

Нами были выявлены значимые различия по всем компонентам оценки семейной тревоги у юношей с выраженной и недостаточно выраженной оценкой своей эффективности, и у девушек с выраженной и недостаточно выраженной оценкой своей эффективности по U-критерию Манна-Уитни. У юношей были обнаружены значимые различия по компонентам: «чувство вины», «нервно-психическое напряжение» и «семейная тревожность» (p < 0,01). Более выраженные показатели оказались у юношей с недостаточно

выраженной оценкой своей эффективности. У девушек были обнаружены значимые различия по компонентам: «тревога», «нервно-психическое напряжение», «семейная тревога» (р < 0,01). Более высокие показатели оказались у девушек с недостаточно выраженной оценкой своей эффективности. Можно предположить, что девушки и юноши с недостаточно выраженной оценкой своей эффективности более склонны испытывать сомнения и опасения, касающиеся их семьи. Содержательно девушки переживают чувство вины, юноши - испытывают тревогу.

Далее мы выявили значимые различия у подростков по шкалам отношения к родителям, результаты представлены в таблице 1. У юношей с выраженной оценкой своей эффективности факторы «позитивный интерес» и «директив-ность» имеют отчетливо выраженные значения по всем позициям. У девушек с выраженной оценкой своей эффективности имеются отчетливо выраженные значения по шкале позитивный интерес по всем позициям, а также по позиции «отношение к отцу» по шкале «директивность».

Таблица 1.

Средние значения шкал отношения подростков к родителям

Позитивный Директив- Враждеб- Автоном- Непоследова-

интерес ность ность ность тельность

Отношение к матери у девочек

Гр. 1 4,94 2,05 0,31 0,21 0,89

Гр. 2 3,7 4,7 3,95 1,75 2,4

и кр. 101 12 29 55 97.5

и-Манна-Уитни р<0.01 р<0.01 р<0.01 р<0.01 р<0.01

Отношение к матери у мальчиков

Гр. 1 3,73 1,73 0,94 0,94 1,1

Гр. 2 2,59 3,9 3,36 2,31 1,18

и кр. 112 70.5 78 91.5 198

и-Манна-Уитни р<0.01 р<0.01 р<0.01 р<0.01

Отношение к отцу у девочек

Гр. 1 4,84 4,05 0,31 0,36 0,15

Гр. 2 3,25 2 4,8 2,8 1,95

и кр. 51.5 41 0 33 69

и-Манна-Уитни р<0.01 р<0.01 р<0.01 р<0.01 р<0.01

Отношение к отцу у мальчиков

Гр. 1 3,26 4,84 3,21 1,78 1,57

Гр. 2 1,68 2,27 4,86 4,5 1,81

и кр. 105.5 88,5 96.5 47.5 194

и-Манна-Уитни р<0.01 р<0.01 р<0.01 р<0.01

Приложение: 1-2 балла говорят о слабо выраженном показателе, 4-5 баллов указывают на отчетливо выраженное значение показателя.

Метод ранговой корреляции Ч. Спирмена позволил нам определить силу и направление корреляционных связей между исследуемыми признаками. Нами установлено, что у подростков-юношей существуют значимые связи следующего характера:

Фактор оценки самоэффективности в ситуации «конфликты в отношениях с родителями при выполнении домашнего задания» (ДЗ) коррелирует значимо положительно (г = 0,38) с оценкой эффективности в ситуации «конфликты в отношениях с родителями, потому что они не понимают ваше состояние» (Н); со шкалой «директивность» в оценке отца (г = 0,42); со шкалой «позитивный интерес» в оценке матери (г = 0,32); имеет отрицательную связь с чувством вины в семье (г = -0,30); со шкалой «враждебность» в оценке отца (г = -0,45); со шкалой «автономность» в оценке отца (г = -0,32); со шкалой «директивность» в оценке матери (г = -0,30); со шкалой «враждебность» в оценке матери (г = -0,30).

Фактор оценки самоэффективности в ситуации Н имеет положительную значимую связь со шкалой «позитивный интерес» в оценке отца (г = 0,40), а также отрицательную связь со шкалой «автономность» в оценке отца (г = -0,35).

Фактор оценки самоэффективности в ситуации «конфликты в отношениях с родителями, где нужно принимать самостоятельные решения» (СР) имеет положительную значимую связь со шкалой «директивность» в оценке отца (г = 0,30); со шкалой «позитивный интерес» в оценке отца (г = 0,31); со шкалой «позитивный интерес» в оценке матери (г = 0,39), а также отрицательную значимую связь с нервно-психическим напряжением (г = -0,31); со шкалой «автономность» в оценке отца (г = -0,29); со шкалой «директивность» в оценке матери (г = -0,35); со шкалой «враждебность» в оценке матери (г = -0,38).

Фактор оценки самоэффективности в ситуации «конфликты в отношениях с родителями в решении хозяйственных вопросов» (ХВ) имеет положительную значимую связь со шкалой «директивность» в оценке отца (г = 0,48), а также отрицательную значимую связь с нервно-психическим напряжением (г = -0,36); со шкалой «враждебность» в оценке отца (г = -0,30).

Фактор оценки самоэффективности в ситуации «конфликты в отношениях с родителями, когда они настаивают на том, чтобы вы не дружили с кем-либо из ваших товарищей» (Д) имеет положительную значимую связь с оценкой эффективности в ситуации ХВ, а также отрицательную значимую связь с чувством вины в семье (г = -0,33); со шкалой «враждебность» в оценке матери (г = -0,30).

Нами установлено, что у подростков-девушек существуют значимые связи следующего характера:

Фактор оценки самоэффективности в ситуации Н коррелирует значимо положительно (г = 0,58) с оценкой эффективности в ситуации ХВ; со шкалой

«директивность» в оценке отца (г = 0,52); имеет отрицательную связь с семейной тревогой (г = -0,55).

Фактор оценки самоэффективности в ситуации ХВ коррелирует значимо положительно со шкалой «позитивный интерес» в оценке отца (г = 0,58); со шкалой «директивность» в оценке отца (г = 0,59); имеет отрицательную связь со шкалой «враждебность» в оценке отца (г = -0,66); со шкалой «директивность» в оценке матери (г = -0,64); со шкалой «враждебность» в оценке матери (г = -0,56); со шкалой «непоследовательность» в оценке матери (г = -0,58).

Фактор оценки самоэффективности в ситуации Д имеет положительную значимую связь со шкалой «позитивный интерес» в оценке отца (г = 0,43), а также отрицательную значимую связь с семейной тревогой (г = -0,38); со шкалой «враждебность» в оценке отца (г = -0,56), со шкалой «автономность» в оценке отца (г = -0,64); со шкалой «директивность» в оценке матери (г = -0,58), со шкалой «враждебность» в оценке матери (г = -0,55), со шкалой «автономность» в оценке матери (г = -0,49).

Выводы

В ходе эмпирического исследования гипотеза была подтверждена. Нами было установлено, что подростки (юноши и девушки), оценивающие свою эффективность в конфликтных ситуациях с родителями высоко, воспринимают своих родителей в различных семейных обстоятельствах как более позитивных и эффективных. Также, у этих подростков менее выражен показатель семейной тревоги и его компонентов.

Юноши с выраженной оценкой своей эффективности оценивают отцов как ориентированных на здравый смысл в отношениях, стремящихся к лидерству через расположение и почитание отцовского авторитета. Власть отцов над сыном выражается в управлении и коррекции поведения подростка, в стремлении бесконфликтно разрешать проблемные ситуации. Мать оценивается подростком как опекающая, поддерживающая в трудных обстоятельствах.

Девушки с выраженной оценкой своей эффективности оценивают отцов как уверенных в себе, проявляющих теплоту и открытость в отношениях, интерес к подростку. Директивность со стороны отца они рассматривают как положительную особенность характера, определяющую безопасность подростка.

Литература

1. Капрара Д., Сервон Д. Психология личности. - СПб.: Питер, 2003. -

638 с.

2. Либина А. В. Совладающий интеллект: человек в сложной жизненной

ситуации. - М.: Эксмо, 2008.

3. Погорелое А. А. Исследование структуры самоэффективности в раннем юношеском возрасте // Известие ЮФУ. Технические науки. - 2012. -№ 10 (135). - С. 241-247.

4. Погорелое А. А. Психологические особенности проявления самоэффективности в юношеском возрасте // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. - 2012. - № 3. - С. 125-131.

5. Погорелова Е. И., Погорелое А. А. Самоэффективность и особенности ее проявления на этапе ранней юности // Человек, субъект, личность в современной психологии. Материалы Международной конференции, посвященной 80-летию А. В. Брушлинского. Том 1 / Отв. ред. А. Л. Журавлев, Е. А. Сергиенко. - М.: Изд-во Института психологии РАН, 2013. - С. 307-310.

6. ХекхаузенХ. Мотивация и деятельность: В 2 т. Т. 1; Пер. с нем. / Под ред. Б. М. Величковского. - М.: Педагогика, 1986.

7. Цукерман Г. А., Мастеров Б. М. Психология саморазвития. - М.: Интер-пракс, 1995.

8. BanduraA. Guide for constructing self-efficacy scales // Self-Efficacy Beliefs of Adolescents. - 2006. - pp. 307-337.

9. Bandura A. Perceived Self-Efficacy in Cognitive Development and Functioning // Educational Psychologist. - 1993. - 28 (2).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Damon W. & Hart D. Self-understanding in childhood and adolescence. -New York: Cambridge University Press, 1988.

11. Lazarus R., Folkman S. Stress, appraisal, and coping. - New York: Springer Publishing Company, Inc., 1984.

12. Mackay R. Family resilience and good child outcomes: an overview of the research literature // Social Policy Journal of New Zealand. - 2003. -Issue 20. - pp. 98-118.

13. MastenA. S. Resilience Processes in Development // American Psychologist. -2001. - V. 56. - no. 3. - pp. 227-238.

14. Plumb J. C. The impact of social support and family resilience on parental stress in families with a child diagnosed with an autism spectrum disorder: Doctorate in Social Work (DSW) Dissertations. - Pennsylvania, 2011.

15. Walsh F. A family resilience framework: innovation practice applications // Family Relations. - 2002. - 51. - pp. 130-137.

16. Zimmerman B. Self-Efficacy: An Essential Motive to Learn // Contemporary Educational Psychology. - 2000. - 25. - pp. 82-91.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.