Научная статья на тему 'Оценкаэффективности управленческого консультирования: проблемы и направления решения'

Оценкаэффективности управленческого консультирования: проблемы и направления решения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
671
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Копанева Оксана Николаевна, Юмашева Елена Всеволодовна

В статье обоснована необходимость применения консалтинговых услуг в условиях нестабильной экономики, раскрыты проблемы оценки оказываемых управленческих услуг, представлен анализ применяемых методов оценки эффективности управленческого консультирования. Проведенный анализ позволил выявить наиболее эффективную концепцию, которой является система сбалансированных показателей. Ключевые слова: управленческое консультирование, ключевые показатели эффективности, методы оценки эффективности управленческого консультирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Оценкаэффективности управленческого консультирования: проблемы и направления решения»

ОЦЕНКАЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ: ПРОБЛЕМЫ И НАПРАВЛЕНИЯ

РЕШЕНИЯ Копанева Оксана Николаевна, студент (e-mail: sun1357@mail.ru) Юмашева Елена Всеволодовна, к.экон.н., доцент (e-mail: umashevaev@mail.ru) Кубанский государственный университет, г.Краснодар, Россия

В статье обоснована необходимость применения консалтинговых услуг в условиях нестабильной экономики, раскрыты проблемы оценки оказываемых управленческих услуг, представлен анализ применяемых методов оценки эффективности управленческого консультирования.

Проведенный анализ позволил выявить наиболее эффективную концепцию, которой является система сбалансированных показателей. Ключевые слова: управленческое консультирование, ключевые показатели эффективности, методы оценки эффективности управленческого консультирования.

На современном этапе преобразований, актуальных в сфере рыночной экономики, консультирование в области управления является фактором, который способствует повышению конкурентоспособности, улучшению функционирования и развитию большинства предприятий благодаря всестороннему проведению анализа управленческой деятельности и, соответственно, решению на этой основе ключевых проблем в сфере управления. Кроме того, деятельность, связанная с управленческим консультированием должна осуществляться в форме профессиональной помощи, целью и приоритетом которой является улучшение управления, устранение необходимых проблем, связанных с ним, а также повышение эффективности деятельности организации, ее развитие.

Специфика управленческого консультирования характеризуется тем, что необходимо время, чтобы увидеть итоговые результаты, сложно выделить влияние рекомендаций консультантов на эти результаты. Кроме того, не всегда возможно дать количественную оценку [4].

Вопрос, касающийся того, что именно является результатом управленческого консультирования и каковы критерии его эффективности - наиболее спорный в профессиональных кругах консультантов.

В литературе, посвященной консультированию в области управления, часто обращают внимание на то, каким образом можно измерить эффективность работы консультанта в организации и какие способы целесообразно использовать при этом [5]. В то же время многие авторы делают акцент на сложности в оценке эффективности консультирования в сфере управленческой деятельности. Основная трудность связана с отсутствием практической возможности выделения границ между вкладом консультантов и вкладом, который вносится непосредственно сотрудниками предпри-

ятия со стороны клиента. Особенно тяжело это реализовать, когда речь идет о методах консультаций процесса, при котором все результаты достигаются при непосредственном принятии участия персонала организации клиента.

При проведении оценки эффективности требуется обращать внимание и на тот момент, что влияние работы консультанта может проявляться и давать результат не сразу, а только спустя определенный период времени. Однако может произойти и обратное: после ухода специалиста по управленческому консультированию из компании наступит спад. Необходимо также отметить сотрудничество консультанта с клиентом. Именно от того, насколько оно будет продуктивным, во многом зависит производительность работы.

Указанные трудности - одна из причин, почему не существует четко и однозначно разработанной методики оценки эффективности работы консультанта в области управления.

Большинство авторов полагают, что одними из наиболее приемлемых методов оценки эффективности управленческого консультирования являются: метод критических событий, метод экспертных оценок и метод, основанный на применении системы ключевых показателей эффективности.

Задачи первого из вышеперечисленных методов заключаются в обнаружении критических событий, которые провоцируют неудовлетворенность клиентов качествами услуг. Помимо этого, задачи данного метода отражаются в выявлении, не стали ли отдельные события теми самыми критическими моментами, оценки их значимости [1]. Некоторые профессионалы в сфере управленческого консультирования считают, что первостепенным в данном методе является получение от респондентов предельно конкретных и точных описаний проблем, связанных с процессами оказанной услуги. Соответственно, в процессе использования вышеуказанного метода требуются качественные способы сбора информации (интервью, фокус-группы, наблюдение за поведением клиента во время оказания услуги). Метод опирается не только на внешние источники информации, но и на внутренние: например, информацию о восприятии клиентами качества, остающиеся в памяти контактного персонала [5].

Часть специалистов в основу оценки эффективности управленческого консультирования закладывают принцип фиксации на этапе заключения договора, выбора направлений консультирования и их количественной оценки. После диагностики консультант и клиент выбирают определенный показатель, по которому и определяется эффект.

В случае возможности оценить экономический эффект от управленческого консультирования с помощью соответствующих методов и формул, следует иметь в виду тот факт, что любая количественная оценка связана с построением математической модели клиентской организации. Специалист по управленческому консультированию, работая с конкретными, особенными объектами, имеет дело с огромным количеством моделируемых сис-

тем, задачу оценки эффективности которых в этом конкретном случае нельзя считать экономически целесообразной. Надо или найти единую, универсальную модель стандартной социально-экономической системы в такой ситуации и использовать эту модель в качестве базовой, корректируя ее в разных поправочных коэффициентах, или адаптировать стандартную модель к отображению клиентской организации. Кроме того, отметим, что динамика развития организаций в условиях рынка так или иначе приведет к необходимости изменения алгоритмов, коэффициентов и всего математического аппарата [2]. Таким образом, на практике наиболее удобно реально работать с образными моделями, используя несложный математический аппарат.

Социально-экономические системы, с которыми консультант работает в процессе своей деятельности, называют «неопределенными», так как у них есть активный элемент - человек, действия которого часто непредсказуемы. Наличие случайных событий, способных работать по заранее составленному алгоритму является одной из типичных характеристик для таких систем. Можно оценить эффективность такой системы только с определенной вероятностью и, следовательно, в ее основе должна лежать экспертная оценка, базирующаяся на опыте, знаниях, квалификации, интуиции специалистов в конкретной сфере.

Управленческое консультирование может быть реализовано в виде различных по времени и объемам задействованных ресурсов проектов. Соответственно, это означает, что набор показателей по каждому направлению оценки должен быть сформирован с учетом специфики договора на оказание услуг по консультированию [1]. Таким образом, существует множество различных показателей определения эффективности управленческого консультирования. В то же время алгоритм оценки рекомендаций и результатов консультаций чаще всего принимается в качестве основы.

Кроме того, оценка рекомендаций и результатов консультаций ориентирована на достижение количественного результата, услуги различных специалистов в области консультирования могут достаточно сильно отличаться по качеству.

На практике предлагаемая схема должна быть расширена. Изменение спроса на услуги профессиональных консультантов, переход от коротких, относительно недорогих работ, призванных оперативно решить самые актуальные вопросы клиента в отдельных функциональных подсистемах комплексного подхода с максимальным участием клиента в деятельности вызывают необходимость развития методических инструментов [3].

Помимо этого, поскольку процесс консультирования представляет собой взаимодействие двух сторон - клиента и консультанта, возможно несколько направлений оценки результатов со специфическим набором показателей по каждому из них.

По мнению авторов, здесь возникает проблема, связанная с измерением результатов управленческого консультирования с точки зрения повышения

эффективности и качества предоставляемых услуг. Иными словами, проблема измерения производительности в разрезе комплекса показателей оценки с двух сторон - клиент и консультант. Реализация контроля эффективности деятельности организации возможна путем сопоставления ключевых количественных и качественных показателей для оценки удовлетворенности клиента на всех этапах процесса консультирования в области управления.

Многие авторы считают целесообразным использовать подход системы сбалансированных показателей для оценки эффективности управленческого консультирования. Для этого необходимо разработать комплексную систему ключевых показателей эффективности, как количественных, так и качественных. Наличие последнего является обязательным, поскольку не всегда возможно оценить работу только по достижении плановых показателей.

Ключевой показатель эффективности - это показатель, с помощью которого оценивается результативность и эффективность действий, процессов, функций управления, эффективность конкретной деятельности. Многие компании, желающие совершенствовать свою работу и повысить ее эффективность, проводят измерение также показателей деятельности организации в целом, деятельности подразделений и отдельных сотрудников

[3].

На самом деле, при определении КПЭ используют многие управленческие концепции, такие, как концепция управления по целям; всеобщий менеджмент на основе качества; управление результативностью и управление компетенциями; система оценки эффективности деятельности и роста и ряд других. С развитием технологий управления вышеперечисленные концепции совершенствовались и улучшались учеными и экспертами и к настоящему времени превратились в современную систему КПЭ, которая совместила в себе самые лучшие и практически применимые идеи. С точки зрения большинства специалистов, задействованных в деятельности управленческого консультирования, система КПЭ в данный период времени является передовым методом управления бизнесом и персоналом [2].

Основная мысль системы заключается в том, что для обоснованной оценки деятельности компании важно рассмотрение и оценка показателей в четырех взаимосвязанных блоках: финансы, рынок, бизнес-процессы, сотрудники. Систему КПЭ можно рассматривать применительно к оценке управленческого консультирования. Многоуровневая система ключевых показателей эффективности в процессе управленческого консультирования основывается на применении комбинации следующих элементов [4]:

- количественные и качественные показатели;

- показатели оценки применяемые как для клиента, так и для консультанта;

- соответствующие методы оценки для каждого показателя;

- оценка на каждом этапе консалтингового процесса.

Приведенная модель включает в себя следующие этапы:

- предварительная оценка;

- текущая и промежуточная оценка на каждом этапе процесса;

- оценка окончательных результатов процесса;

- оценка изменений после их внедрения и апробации.

Отметим тот факт, что в общем случае КПЭ деятельности и стандарт по управлению ими являются уникальными для каждого предприятия клиента в каждом проекте по управленческому консультированию. В этих показателях находят свое отражение условия деятельности конкретной компании и, кроме того, они зависят от стиля управления и принятой стратегии. Несмотря на это, для организаций, действующих на одном отраслевом рынке, может быть выделен ряд общих черт, характерных для каждой из них.

Проанализировав методы оценки эффективности, применяемые профессионалами в области управленческого консультирования, можно считать, что наиболее эффективной концепцией является система сбалансированных показателей. Основная идея данного инструмента заключается в следующем: руководящим составом организации, в первую очередь, обозначаются цели, а далее уже для каждой из них выбираются КПЭ и рассчитывается его значение, которое в будущем свидетельствует о достижении общей цели.

Ключевые показатели эффективности определяются как система, адаптируемая в сфере управленческого консультирования и используемая для достижения главных целей любого бизнеса, таких как привлечение и удержание потребителей, рост профессионализма сотрудников, увеличение доходов и снижение затрат.

На достижение эффективного результата консультирования в сфере управления оказывают влияние множество факторов. Применение того или иного метода определения эффективности управленческого консультирования диктуется определенными целями, задачами, особенностями деятельности, а также условиями внешней и внутренней среды организации.

Список литературы

1. Васильев Г. А., Управленческое консультирование / Г.А. Васильев. - СПб.: Питер, 2012. - 178 с.

2. Григорьева Н. Н., Организационное консультирование / Н.Н. Григорьева. - М: МГГУ, 2014. - 213 с.

3. Завалько Н.А., Эффективность управленческого консультирования // Экономика и управление народным хозяйством. - 2011. - № 4. - 181-184 с.

4. Клочков А. К., КР1 и мотивация персонала: полный сборник практических инструментов / А.К. Клочков. - М.: Эксмо, 2014. - 248 с.

5. Колесников С. Н., Инструментарий бизнеса: современные методологии управления предприятием / С.Н. Колесников. - М.: Статус-Кво 97, 2011. - 156 с.

Kopaneva Oksana Nikolaevna, student

(e-mail: sun1357@mail.ru)

Kuban State University, Krasnodar, Russia

Yumasheva Elena Vsevolodovna, Cand.Econ.Sci., associate professor

Kuban State University, Krasnodar, Russia (e-mail: umashevaev@mail.ru)

EFFICIENCY OF ADMINISTRATIVE CONSULTATION

Abstract. Relevance of the subject chosen by us can be caused as follows: consulting in the management sphere in the modern world becomes more and more demanded as a kind of the expert help to heads of the organization for the purpose of the solution of problems of reorganization of management in constantly changing external and internal conditions. Most of heads of the companies look for various methods promoting increase of level of knowledge, skills in the field of management now. This article has been directed to carrying out the analysis of an assessment of efficiency of administrative consultation.

Keywords: administrative consultation, key indicators of efficiency, methods of an assessment of efficiency of administrative consultation.

УДК 338.314.052.4

АНАЛИЗ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ

«APPLE»

Кравченко Любовь Анатольевна, студентка Гродненский государственный университет имени Янки Купалы, г. Гродно, Республика Беларусь Научный руководитель Лепешев Дмитрий Иванович,

старший преподаватель, (e-mail: lepeshev@bk.ru), Гродненский государственный университет имени Янки Купалы, г. Гродно, Республика Беларусь

В работе проводится обобщающий анализ экономического развития предприятия «Apple». Изучаются основные показатели его финансовой деятельности, динамика объемов продаж продукции, показатели эффективности производства. Анализируются факторы, вызывающие различные изменения в финансово-экономической устойчивости этого предприятия.

Ключевые слова: рентабельность, Apple, анализ доходов, объемы продаж, динамика изменения.

В любой сфере цель предпринимательской деятельности заключается в достижении положительного экономического эффекта в виде абсолютного показателя прибыли или относительного - рентабельности.[1]

Таким образом, рентабельность считается основным объектом и целью финансового маркетинга компаний. Если делать упор на рентабельность, то предприятие будет успешнее функционировать. В данной связи проблемы научного регулирования рентабельностью показывают нам современную проблему практики предпринимательской деятельности. Проанализируем это на примере знаменитой корпорации «Apple Inc.».

Смартфон «IPhone» корпорации «Apple Inc.» существует как полноценный товар на мировом рынке уже более 9 лет. Прибыль компании за 2012 год составила 13%, что привело ее на третье место. Первое место по тем

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.