ОЦЕНКА ЖИЛИЩНОЙ ОБЕСПЕЧЕННОСТИ И КОМПЛЕКСНОЙ ОБУСТРОЕННОСТИ ЖИЛОГО ФОНДА В ЯКУТИИ
© Апросимова С.А.*
Научно-исследовательский институт региональной экономики Севера Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова,
г. Якутск
Рассмотрены уровень жилищной обеспеченности населения и особенности жилищного благоустройства жилья в регионе. Осуществлен анализ социально-экономических показателей, отражающих качество жизни населения. Проведено сравнение степени комфортности проживания по региону, административным районам.
Ключевые слова качество жизни, жилищная обеспеченность, жилищные условия, комплексное благоустройство, водоснабжение, отопление, жилищный фонд.
Термины «качество жизни», «комфортность проживания» широко используются в современной отечественной, зарубежной научной литературе. В некоторых исследованиях данные термины применяются как синонимы. Тем не менее, в настоящее время не существуют общепризнанных трактовок, также не разработаны их стандартизованные показатели. Проблема оценки качества жизни связана, прежде всего, с его многомерностью, объективные параметры которых в полной мере сложно отразить посредством статистических и иных информационных данных. Разнообразные субъективные параметры не всегда поддаются прямым количественным подсчетам, а также предполагают проведение систематических социологических обследований. Данная многомерность отражена в определении качества жизни, предложенная Всемирной организацией здравоохранения, как «восприятие людьми своего положения в жизни в зависимости от культурных особенностей и системы ценностей и в связи с их целями, ожиданиями, стандартами и заботами. Качество жизни определяется физическими, социальными и эмоциональными факторами жизни человека, имеющими для него важное значение и на него влияющими» [5].
Существенные аспекты качества жизни населения связаны с совершенствованием всей инфраструктуры жизнеобеспечения населения. Показатели, характеризующие развитие жилищно-коммунальной сферы, в первую очередь показатели жилищной обеспеченности и уровня комплексной обустроенности жилья, имеют особое значение для определения качества жизни населения.
Старший научный сотрудник отдела экономики строительства и ЖКХ.
30
СТРАТЕГИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ РОССИИ
Камнем преткновения на протяжении многих десятилетий, как в России, так и Республике Саха (Якутия), несмотря на реализуемые программы, концепции, стратегии строительства жилья для населения, является проблема обеспеченности населения жильем. По России средняя обеспеченность жильем в расчете на одного жителя по итогам 2013 г. достигла значения в 23,4 м2. По Республике Саха (Якутия) данный показатель составил 20,6 м2 и за период 2009-2013 гг. колеблется в пределах от 20,0 м2 (2009 г.) до 20,7 м2 (2012 г.) [1, с. 49]. Таким образом, несмотря на динамичное увеличение ввода жилья, как в физических объемах (с 2009 г. увеличилась с 293 до 417,5 тыс. кв. м в 2013 г.), так и в расчете на 1000 человек населения (данный показатель по сравнению с 2009 г. увеличился в 1,4 раза), существенного изменения по обеспеченности жильем среднестатистического жителя республики не происходит (табл. 1). По Дальневосточному округу в тройку лидеров по уровню обеспеченности жильем входят Магаданская область (29,0 м2), Чукотский автономный округ (25,9 м2) и Камчатский край (24,6 м2). Республика Саха (Якутия) в данном рейтинге занимает последнее место.
Таблица 1
Характеристика жилых помещений Республики Саха (Якутия) за 2009-2013 гг.
2009 2010 2011 2012 2013
Общая площадь жилых помещений, приходящаяся в среднем на одного жителя, м2 20,0 20,2 20,4 20,7 20,6
Ввод жилья, тыс. м2 293 303 319 356,2 417,5
Ввод жилья на 1000 чел., м2 309 316 333 373 437
Удельный вес ветхого и аварийного жилищный фонда, % 15,1 14,4 13,6 13,8 14,4
Выбытие по ветхости и аварийности, тыс. м2 60 39,9 89,2 55,9 -
Источник: таблица составлена по данным [1].
В составе жилищного фонда по России учитываются также площади общежитий, тогда как по некоторым международным стандартам комнаты общежития, т.е. помещения без отдельного водоотведения, горячего и холодного водоснабжения не считаются жилыми. По своей сути общежитие является местом не постоянного проживания человека, пусть возможно и длительного. Поэтому для объективного учета всего жилого фонда необходимо вести учет раздельно как жилые помещения и помещения общежития.
Жилищный фонд республики представлен на 60,2 % (от общей площади) как деревянный, доля панельного и блочного составляет 21 и 13,5 % % соответственно. По времени постройки жилье на 58,1 % построено в период 1971-1995 гг., 23,9 % после 1995 г. и 16,3 % в 1946-1970 гг. Необходимо отметить довольно высокую долю жилья с износом свыше 70 % - по респуб-
Состояние и перспективы развития региональной экономики
31
лике она составила 10,5 %. Для субъектов Дальневосточного региона этот показатель составляет от 0,2 % (Чукотский АО) до 4,3 % (Амурская область) [2, с. 82, 83]. Несмотря на то, что 22,6 % жилья построено после 1995 г. и ежегодно вводится более 300-400 кв. м общей жилой площади в расчете на 1000 чел., доля ветхого и аварийного жилья в среднем по республике достигает 14,4 %. Причем ветхого жилья практически в три раза больше, чем аварийного. Показатели уровня аварийности и ветхости жилья по районам имеют очень широкий спектр: от 4,4 % по Мирнинскому району и до 63,8 % по Аллаиховскому району.
Население Аллаиховского района проживает исключительно в деревянных домах, и с этим фактом связана в большей степени, наряду с проблемами по эксплуатации, высокая степень ветхости и аварийности жилищного фонда. Более половины всего жилищного фонда (50,6 %) имеет износ свыше 70 % и более его трети (36,2 %) до 65 %. Согласно статистическим данным 75 % жилых строений эксплуатируются с 1971 г., 20,5 % зданий построены в период с 1946-1970 гг. В Мирнинском районе 76,6 % жилья также построены в период с 1971 по 1995 гг., а 11,3 % - после 1995 г. В отличие от Аллаиховского района, жилищный фонд Мирнинского района представлен на 70,2 % в панельном и блочном вариантах, что во многом предопределяет более высокую износостойкость жилья. В целом, средний уровень ветхого и аварийного жилья по республике гораздо выше, чем по России (3,0 %) и по Дальневосточному округу (5,9 %) и такая тенденция остается на протяжении длительного времени.
По итогам реализации государственной программы Республики Саха (Якутия) «Обеспечение качественным жильем на 2012-2016 годы» за первые два года введено 762 тыс. м2, в том числе в 2012 г. - 356,2 тыс. м2 и в 2013 г. - 405,8 тыс. м2 [4, с. 67]. Финансирование по данной программе проводится из нескольких источников: из средств Фонда содействия реформирования ЖКХ на переселение граждан из аварийного жилищного фонда, федерального бюджета Российской Федерации, республиканского бюджета Республики Саха (Якутия). В 2013 году на финансирование программы из средств Фонда содействия реформирования ЖКХ направлено 3,0 млрд. руб., федерального бюджета - 0,5 млрд. руб. и республиканского бюджета -3,8 млрд. руб. [2, с. 53].
В табл. 2, составленной по статистическим данным [3, с. 28-29], представлены некоторые показатели ввода в действие жилых домов по Республике Саха (Якутия) за 2012-2013 гг. В 2012 г. введено 5520 квартир, в том числе за счет собственных и заемных средств населения 2067 квартир (37,5 % от общего числа введенных квартир). В 2013 г. ввод жилья увеличился на 116,9 % и составил 6452 квартиры, при этом доля квартир, построенных за счет собственных и заемных средств, снизилась до 32,5 %.
32
СТРАТЕГИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ РОССИИ
Таблица 2
Показатели ввода в действие жилых домов по Республике Саха (Якутия)
2012 г. 2013 г.
Введено в действие жилых домов, тыс. м2, всего 356,2 417,5
в т.ч.
- в городах и поселках городского типа 247,4 279,0
- в сельской местности 108,8 138,5
в т.ч. построенных населением за счет собственных и заемных средств 184,5 199,2
в т.ч.
- в городах и поселках городского типа 88,5 77,8
- в сельской местности 96,0 121,4
Число квартир, ед., всего 5520 6452
в т.ч. за счет собственных и заемных средств 2067 2095
Средний размер квартир, м2 64,5 65,7
Несмотря на то, что средняя заработная плата в городской местности выше и доступ к заемным средствам гораздо шире, доля введенного жилья за счет собственных средств в сельской местности больше и составила 88,2 % в 2012 г. и 87,7 % в 2013 г. Для городов и поселков городского типа эти показатели составляют по 2012 г. - 35,7 % и 2013 г. - 27,9 %. Такое положение объясняется, прежде всего тем, что в городах действуют программы по строительству жилья, финансируемые из различных источников. Действие же подобных программ в сельской местности могут быть финансово ограничены или полностью отсутствовать. Кроме того, необходимо иметь ввиду, что затраты на строительство (приобретение) жилых помещений в городах гораздо выше.
За этими сухими цифрами объединены жилые помещения, предоставленные 260 семьям ветеранов, инвалидов, многодетных семей, имеющих 5 и более несовершеннолетних детей, уволенных с военной службы, 450 молодым семьям и 400 семьям, переселенных из аварийного жилищного фонда. В течение 2013 г. улучшили свои жилищные условия 2306 семей или 9,2 % от числа семей, состоявших на учете. И тем не менее, по состоянию на начало 2014 года 27,5 тысяч семей или 8,3 % от общего числа семей, состоят на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Уровень комплексного благоустройства жилищного фонда, обеспечивающий комфортность жилищ и техническую доступность коммунальных услуг, в среднем по России составляет 62,9 %, по Республике Саха (Якутия) 42,5 %. Степень благоустройства в среднем по республике выглядит следующим образом: обеспеченность водопроводом - 52,8 %, водоотведением -51,1 %, отоплением - 74,4 %, горячим водоснабжением - 50,1 %. По Дальневосточному региону по первым двум показателям республика имеет самые низкие уровни, жители четверти жилого фонда используют печное отопление, а половина не имеют доступа к горячему водоснабжению. Согласно
Состояние и перспективы развития региональной экономики
33
официальным статистическим данным 4 административных района (Ана-барский, Оленекский, Среднеколымский, Эвено-Бытантайский) оборудованы только одним видом благоустройства - отоплением [1, с. 46]. В той или иной степени отсутствуют некоторые виды благоустройства в 14 районах.
Таким образом, проблема жилищно-коммунального комплекса республики, муниципальных образований состоит не только в предоставлении качественных жилищных и коммунальных услуг, а в первую очередь создании условий для внедрения комплексного благоустройства жилищного фонда во всех районах без исключения. Техническая доступность коммунальных услуг позволит обеспечить повышенную комфортность проживания, что, в свою очередь, окажет влияние на снижение уровня заболеваемости, смертности, повышение средней продолжительности жизни.
Список литературы:
1. Жилищно-коммунальное хозяйство Республики Саха (Якутия): стат. сборник / ТО ФСГС по Республике Саха (Якутия). - Якутск, 2014. - 88 с.
2. Отчет исполнительных органов государственной власти Республики Саха (Якутия) об итогах деятельности за 2013 год [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://sakha.gov.ru/sites/default/^iles/19/^iles/83-%20от %2о31_ 01_2014.PDF.
3. Республика Саха (Якутия). 2013: стат. справочник / ТО ФСГС по Республике Саха (Якутия). - Якутск, 2014. - 62 с.
4. Строительство в Республике Саха (Якутия): стат. сборник / ТО ФСГС по Республике Саха (Якутия). - Якутск, 2014. - С. 78.
5. Шр:/^у1аЬ.шйо/Опросник_качества_жизни_Всемирной_организа-ции_здравоохранения_(ядерный_модуль)#.
ФОРМИРОВАНИЕ КАДРОВОГО РЕЗЕРВА ДЛЯ НЕФТЕГАЗОТРАНСПОРТНОЙ ОТРАСЛИ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА (НА ПРИМЕРЕ ХАБАРОВСКОГО ЛПУ МГ ООО «ГАЗПРОМ ТРАНСГАЗ ТОМСК»)
© Покулевская М.С.*
Тихоокеанский государственный университет, г. Хабаровск
Статья посвящена проблеме кадрового подготовки специалистов в области нефтегазотранспортной отрасли Дальнего Востока, в частно-
Студент.