Научная статья на тему 'Оценка взаимосвязи "качество - конкурентоспособность" на примере производителей тароупаковочной продукции'

Оценка взаимосвязи "качество - конкурентоспособность" на примере производителей тароупаковочной продукции Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
777
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сергеева Е. А.

Рассматривается влияние изменения качественных характеристик на конкурентоспособность товара и зависимость конкурентоспособности предприятия от его соответствия стандартам качества. Изучение взаимосвязи "качество конкурентоспособность" проводится на примере действий ОАО "Полимиз " и его конкурентов на рынке тароупаковочной продукции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Оценка взаимосвязи "качество - конкурентоспособность" на примере производителей тароупаковочной продукции»

ВОПРОСЫ СТАНДАРТИЗАЦИИ, СЕРТИФИКАЦИИ И МЕНЕДЖМЕНТА

КАЧЕСТВА

УДК 338.45

Е. А. Сергеева

ОЦЕНКА ВЗАИМОСВЯЗИ "КАЧЕСТВО - КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ” НА ПРИМЕРЕ ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ ТАРОУПАКОВОЧНОЙ ПРОДУКЦИИ

Рассматривается влияние изменения качественным характеристик на конкурентоспособность товара и зависимость конкурентоспособности предприятия от его соответствия стандартам качества. Изучение взаимосвязи "качество -конкурентоспособность" проводится на примере действий ОАО "Полимиз " и его конкурентов на рынке тароупаковочной продукции.

Проблема стабилизации и последующего развития экономики России неразрывно связана с вопросами повышения конкурентоспособности отечественных предприятий, с целью насыщения потребительского рынка российскими товарами высокого качества.

Изменяющаяся ситуация (экономическая, политическая, демографическая, научнотехническая) окружающего мира приводит к появлению новых требований к тароупаковочной промышленности, которые определяются факторами глобализации, развитием экономики, экологическими нормами и требованиями качества. Среди факторов глобализации, повлекших за собой интенсивное развитие тароупаковочной отрасли, можно выделить ослабление позиций широко известных мировых брендов в области упаковки, появление новых продуктов и технологий, расширение электронной торговли, усиление конкуренции.

В настоящее время в литературе [1] встречаются различные методики оценки конкурентоспособности предприятий, но, к сожалению, в нашей стране нет общепринятой модели, которая была бы приемлемой для различных типов организаций и отраслей промышленности. Каждое предприятие осуществляет оценку конкурентных позиций на рынке товаров или услуг, руководствуясь методикой, которая частично или полностью адаптирована к условиям функционирования организации. При этом большинство существующих методик приравнивают конкурентоспособность предприятия к конкурентоспособности товаров, производимых данным предприятием. Однако их конкурентоспособность в основном определяется соотношением “цена-качество” в сравнении с аналогичными товарами, представленными на рынке в данный момент времени. Предприятие же, как система, должно быть само по себе конкурентоспособным и не зависеть от уровня конкурентоспособности ее товаров.

Необходимо отметить, что внедрение МС ИСО серии 9000 в организациях не всегда способствует экономическому успеху. Причиной этого является, прежде всего, то, что качество - сложная, неочевидная категория. Качество и конкурентоспособность - это категории связанные, но далеко не всегда совпадающие. К сожалению, известны случаи, когда с улучшением качества конкурентоспособность падает, и наоборот. На рынке конкурентоспособность конкретного товара, порой, достигается не за счет высокого качества, а за счет его имитации [2, 3]. Что касается тароупаковочной отрасли, то в стране производится и потребляется в значительной степени не качественная, а конкурентоспособная продук-

ция. Вместе с тем, соответствие стандартам качества повышает конкурентоспособность предприятия в целом, и известно, что ряд организаций, внедрившие их, в том числе и в России, значительно превзошли свой средний уровень по основным экономическим показателям [4, 5].

Возникающие несоответствия можно объяснить неверным пониманием самого предмета - качества. Так, ИСО 9000:2000 дает новую формулировку определения. “Качество - степень, с которой совокупность собственных характеристик выполняет требования”. Для российских организаций и специалистов ситуация затрудняется тем, что в 2001г. введен в действие ГОСТ Р 50779.11, в котором установлено следующее определение качества, заимствованное из МС ИСО 8402:1994: “качество - совокупность свойств и признаков продукции или услуги, которые влияют на их способность удовлетворять установленные или предполагаемые потребности”.

При этом среди основных положений теории TQM (Всеобщее Управление Качеством) действительно существует принцип ориентации на потребителя. Предусмотрено определение запросов потребителя с целью их последующего удовлетворения [6]. Российскими же потребителями товаров промышленного назначения, (что хорошо прослеживается на примере тароупаковочной отрасли) до сих пор не уделяется должного внимания качеству, а привлекательность поставщика определяется более выгодными ценами, условиями доставки, постоянством поставок. Как следствие, для успешной конкуренции на отдельных сегментах рынка производителю не требуется каких либо затрат на качество.

С другой стороны, повышение уровня образования и культуры потребителей делает их более разборчивыми. Так, в Западных странах с качеством продукции связаны возможности кредитования, инвестиций, предоставления льгот, а часть товаров вообще не допускается на рынок без сертификатов качества [7]. Аналогично, крупные потребители тары и упаковки в более развитых регионах России предъявляют более высокие требования к качеству продукции, что должен учесть производитель для успешной конкуренции на всех сегмента рынка.

Согласно ГОСТ 17527-86 “Упаковка. Термины и определения’', под упаковкой понимается некий комплекс защитных мер и материальных средств, обеспечивающих подготовку различного рода продукции к транспортированию, и её материальную сохранность. Это определение не затрагивает такого понятия как “тара”, которая является неотъемлемым, а иногда и единственным элементом (средством) упаковки, и представляет собой конкретные виды изделий для размещения продукции. Во многих случаях достаточно сложно разграничить понятия “тара” и “упаковка”, поэтому производители пользуются обобщённым понятием, определяемым как тароупаковочное средство. Изучение качества и конкурентоспособности данной продукции проводилось автором в ходе работы в качестве советника ген. директора по маркетингу на ОАО “Полимиз”, которое является крупнейшим предприятием Республики Татарстан по выпуску полимерной тары и тароупаковочных материалов.

Завод был организован в соответствии с приказом министра мясной и молочной промышленности СССР № 370 от 25.11.68. в г. Казани. В декабре 1993г. завод был перерегистрирован в качестве открытого акционерного общества “Полимиз”. Потребителями завода являются крупнейшие молочные комбинаты, мясоперерабатывающие заводы России и ближнего зарубежья, а так же предприятия, производящие пиво и напитки. Качество выпускаемой продукции было неоднократно отмечено на различных выставках почетными грамотами и дипломами. На данный момент завод выпускает более 50 наименований полимерной продукции, в числе которых - 12 видов ящиков, пленка полиэтиленовая парни-

ковая и термоусадочная, оболочка для колбас и сыров, ТНП, преформы для выдува ПЭТ-бутылок и колпачки к ним, при этом ассортимент выпускаемой продукции постоянно расширяется. Долгое время работа по госзаказам обеспечивала предприятию постоянных клиентов в различных областях бывшего СССР. В процессе изменений произошедших в стране, изменялся рынок полиэтиленовой тары и полиэтиленовой продукции в целом. Крупные заводы-производители оказались в сложной критической ситуации, в то время как мелкие и средние фирмы, а гак же частные предприниматели достаточно быстро входили на рынок с отдельными типами упаковочных изделий. Переход к условиям рынка привел к появлению большого количества конкурентов в тароупаковочной отрасли и к необходимости отрасли учитывать запросы потребителей.

Основная группа изделий, производимых на ОАО “Полимиз” - это многооборотные, ударопрочные, морозоустойчивые полимерные ящики для пищевых (рис.1) и не пищевых продуктов (рис.2) (ТУ 2297-119-00008064-97). Ящики для пищевых продуктов применяются для транспортировки и хранения колбасных изделий, мясных продуктов, овощей, хлеба. Ввиду прочности конструкции применяется на предприятиях непищевой промышленности в качестве внутризаводской тары. Ящики для не пищевых продуктов применяются для транспортировки и хранения молочных продуктов в полиэтиленовых пакетах, упаковках тетра-брик и пюр-пак, фасованных круп, а также для технических и бытовых целей. В качестве образцов ниже представлены два наиболее ходовых типа ящиков.

Рис. 1 - Ящик полимерный №15 Рис. 2 - Ящик полимериый №16 (фин-пак)

Габаритм, мм 600x400x258 Вес, кг 2,95 Габариты, мм 400x300x280 Вес, кг 2,00

Г* *

Рынок сбыта по этим видам продукции достаточно велик и охватывает территории от Прибалтики до Комсомольска-на-Амуре. В качестве основных конкурентов можно выделить: ОАО “Сибтех”, Новосибирск; “Полипакс”, Омск; ЗАО “Росагроснаб”, Москва; Ижевский з-д пластмасс; ООО “Полимер”, Н. Челны; Балтийская химическая компания, С.-Петербург. Кроме этого, появилось большое количество частных предпринимателей, производящих аналогичную продукцию не высокого качества по более низким ценам. Все это негативным образом сказывалось на сбыте продукции Казанского производителя. Так до 2000г. тара была не конкурентоспособной, несмотря на поддерживаемое высокое качество продукции. При этом конкурентоспособность предприятия в целом даже увеличивалась за счет введения в производство новой продукции - преформ и пробок. В качестве положительного момента для завода можно отметить отсутствие производителей аналогичной продукции с сертифицированной системой качества.

Опросы потребителей, отказавшихся на тот период работать с ОАО “Полимиз” показали. что в случае тары в качес тве основною конкурентного преимущества указывалась либо цена, либо способ оплаты (отсрочка платежа, черный нал, бартер). Однако через

определенный промежуток времени часть молочных и мясоперерабатывающих комбинатов вернулась к продукции завода. Действительно, если тара потребителем используется как необоротная, то требования по качеству отходят на последний план. Обследование же потребителей, использующих многооборотную тару, позволило выделить ряд необходимых требований к продукции, в том числе и по качеству.

Так, конкурентные преимущества, обеспечившие постепенный рост конкурентоспособности ящиков №15,16 Казанского производителя заключались в следующем: .

- использование высококачественного сырья - полиэтилена низкого давления высшего сорта (близость сырьевой базы - ОАО “Казаньоргсинтез”);

- производство ящиков в соответствии со стандартными размерами автоматических линий розлива или фасовки продукции (например, Фин-Пак, Полипак и Пюр-Пак);

- отработанный технологический процесс и высококвалифицированные производственные кадры, гарантирующие обеспечение высокой износостойкости, прочности и удобства конструкции изделий, что необходимо для многооборотной тары;

- отсутствие элементов конструкции, снижающих стоимость изделий, и значительно уменьшающих их срок службы и эксплуатационные характеристики. Так, например, ряд конкурентов уменьшают толщину боковых стенок или выполняют их в форме решетки, что ведет к короблению и неравномерной усадке тары, и как следствие к неудобствам при штабелировании и транспортировке продукции и быстрому выходу ящиков из оборота;

- наличие сертификатов на всю продукцию, и установление гарантийного срока, который зависит от типа и назначения изделия.

Все вышеперечисленное относилось к преимуществам перед конкурентами в области качества изделий, технологических процессов и подготовки персонала. Это позволило вернуть клиентов, работавших с производителями недорогой низкокачественной тары, которыми в основном являлись частные предприниматели и некрупные общества с ограниченной ответственностью. Однако на тех сегментах рынка, где действовали основные, перечисленные выше, конкуренты завода, качество и ценовой диапазон изделий которых приблизительно на одном уровне с ОАО “Полимиз”, конкурентоспособность продукции была не высока. Для решения этой проблемы были предприняты дополнительные, стандартные усилия [8] по продвижению продукции и следующие конкретные мероприятия:

- изготовление ящиков различных конструкций, цветов, с нанесением фирменного логотипа по желанию заказчика;

- наличие на складе достаточного запаса и ассортимента готовой продукции для внеплановых отгрузок;

- закрепление персонального менеджера за каждым клиентом, который в дальнейшем берет на себя всю работу по обслуживанию данного заказчика;

- доставка продукции собственным автотранспортом завода, а так же железнодорожным транспортом;

- введение различных формы оплаты - наличный и безналичный расчет, оплата векселями, а так же бартер на продукты питания, предоставление отсрочки платежа;

- разработка системы скидок в зависимости от объема закупаемой партии и системы накопительных скидок;

- прием лома ящиков в счет оплаты за продукцию завода, изготовление изделий из давальческого сырья по желанию заказчика.

Все эти приемы позволили вернуть конкурентоспособность производимой продукции, сохранив качество изделий на высоком уровне. Так, по мнению информационного

агентства “Татар-информ” - «это казанское предприятие сегодня является одним из крупнейших производителей полимерной тары и тароупаковочных материалов не только в России, но и в СНГ» [9].

Таким образом, конкурентоспособность товара - это такой уровень его экономических, технических и эксплуатационных и качественных параметров, который позволяет выдержать соперничество (конкуренцию) с другими аналогичными товарами на рынке. Конкурентоспособность товара определяется, в отличие от качества, совокупностью только тех конкретных свойств, которые представляют несомненный интерес для данного покупателя и обеспечивают удовлетворение данной потребности, а прочие характеристики во внимание не принимаются. Более того, в силу указанного, товар с более высоким уровнем качества может быть менее конкурентоспособен, если значительно повысилась его стоимость за счет придания товару новых свойств, не представляющих существенного интереса для основной группы его покупателей.

Конкурентоспособность товара носит более динамичный и изменчивый характер. При неизменности качественных характеристик товара его конкурентоспособность может меняться в довольно широких пределах, реагируя на изменение конъюнктуры, действия конкурентов-производителей и конкурирующих товаров, колебания цен, на воздействия рекламы и на проявления других внешних по отношению к данному товару факторов [10].

Конкурентоспособность же предприятия и отрасли в целом не отделима от понятия качества. Здесь проблемы качества и конкурентоспособности носят не текущий, тактический, а долговременный, стратегический характер. Отсюда и долгосрочное прог нозирование объема и характера потребностей, перспективного технического уровня и качества продукции, нацеленное на выявление возможных требований к ассортименту и качеству изделий на перспективный период их производства и потребления; определение научно-технических и экономических возможностей удовлетворения требований потребителя; установление ассортимента и показателей качества при разработке перспективных видов продукции. Поэтому необходим системный подход к обеспечению качества на производстве, нормативно-правовое и технологическое обеспечение процессов управления качеством, методы контроля качества продукции, методология оценок показателей качества и надежности.

Литература

1. Голубков Е.П. Маркетинговые исследования: теория, методология и практика. М.: Изд-во «Финпресс», 2000. 464 с.

2. Кравченко Ю. II Стандарты и качество. 2001. № 1. С.-9.

3. КравченкоЮ. // Стандарты и качество. 2000. № 7. С.-16.

4. JIanudyc В.А. //Тез. докл. 13-ой Межд. конф. Н. Новгород, 2001. С.-9.

5. Вильяме Р., Берг Б. II Европейское качество. 1999. № 2. С.-8.

6. Джорж С., Ваймерскирх А. Всеобщее управление качеством: стратегии и технологии, приме -няемые сегодня в самых успешных компаниях. (TQM). СПб: "Виктория плюс", 2002. 256 с.

7. БасовскийЛ.Е., ПротасьеваВ.Б. Управление качеством: Учебник. М.: ИНФРА-М, 2003. 212 с.

8. Томсон А.А.-мл., Стрикленд А.Дж. III. Стратегический менеджмент: концепции и ситуации для анализа, 12-е издание: Пер. с англ. М.: Издательский дом "Вильяме", 2002. 928 с.

9. www.tatinfo.ru.

10. Маренков Н.Л., Мельников В.П., Смоленцев В.П и др. Управление обеспечением качества и конкурентоспособности продукции. М.: Высшее образование. 2004. 512 с.

© Е. А. Сергеева - канд. хим. наук, доц. каф. менеджмента и предпринимательской деятельности КГТУ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.