Научная статья на тему 'Оценка возможностей иностранного партнера предприятиями, осуществляющими внешнеторговую деятельность'

Оценка возможностей иностранного партнера предприятиями, осуществляющими внешнеторговую деятельность Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
579
115
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шурыгин Константин Викторович

Внешнеэкономическая деятельность опосредована множеством этапов ее реализации и множеством исполнителей по внешнеторговой сделке, в связи с чем предприятия, осуществляющие внешнеторговую деятельность, все чаще сталкиваются с проблемами выхода на внешний рынок и поиска надежного иностранного партнера. Опрос 12 предприятий участников внешнеэкономической деятельности, расположенных на территории Астраханской области, показал, что они вообще никогда не занимались оценкой иностранного партнера. Предложена простейшая модель оценки и анализа двух иностранных предприятий потенциальных партнеров. Анализ предлагается проводить по восьми факторам, а также используя технологию бенчмаркинга. Для снижения затрат по осуществлению внешнеторговой деятельности и минимизации рисков на всех этапах международного сотрудничества промышленным предприятиям может быть предложена методика информационного и оперативного мониторинга внешнеторговых сделок на этапе предконтрактной подготовки. Библиогр. 2. Ил. 1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Шурыгин Константин Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ESTIMATION OF OPPORTUNITIES OF A FOREIGN PARTNER BY THE ENTERPRISES CARRYING OUT FOREIGN TRADE ACTIVITY

Foreign trade activity depends on a set of stages of its realization and a lot of performers participating in international contracts, and due to it the enterprises which are carrying out the foreign trade activity more and more often have the problems to find an exit to a foreign market and a reliable foreign partner. The author of the article interrogated twelve enterprises located on the territory of the Astrakhan region and participating in foreign trade activities. This investigation shows that they have never estimated their foreign partners. That is why the author offers a very simple model of estimation and analysis of two foreign enterprises potential partners. Such analysis is offered to be carried out by means of eight factors, and also by the technology of benchmarking. For reduction of costs on realization of foreign trade activities and minimization of risks at all stages of the international cooperation, the author offers industrial enterprises a technique of information and operative monitoring of international contracts at a stage of precontract preparation.

Текст научной работы на тему «Оценка возможностей иностранного партнера предприятиями, осуществляющими внешнеторговую деятельность»

ББК 65.428

К. В. Шурыгин Астраханская таможня

ОЦЕНКА ВОЗМОЖНОСТЕЙ ИНОСТРАННОГО ПАРТНЕРА ПРЕДПРИЯТИЯМИ,

ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИМИ ВНЕШНЕТОРГОВУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Глобализация мировой экономики, участие в этом процессе России означают все более тесное переплетение национальных экономик, что способствует более интенсивному развитию на этой основе внешнеэкономической деятельности. Предстоящее присоединение России к Всемирной торговой организации (ВТО), участие во Всемирной таможенной организации предполагают, с одной стороны, раскрытие внутреннего рынка страны для иностранных конкурентов, а с другой - определенное облегчение доступа российских предприятий на мировые рынки. Тем самым либерализация внешнеэкономической деятельности ставит перед предприятиями задачу совершенствования внешнеторговой деятельности в условиях обостряющейся конкуренции как на внутреннем, так и на внешнем рынках. Успешная внешнеторговая деятельность предполагает как совершенствование технологии производства товаров, способных выдержать конкуренцию продукции промышленно развитых стран, так и совершенствование организационно-экономических отношений по продвижению товаров на внешние рынки.

Либерализация внешнеэкономической деятельности существенно изменила условия проведения внешнеторговых операций, а также круг лиц, участвующих в этих операциях. Свобода предпринимательской деятельности и либерализация внешней торговли позволили всем российским предприятиям самостоятельно решать, с каким товаром и на какие рынки выходить, по какой цене предлагать свою продукцию и т. д. [1].

Однако внешнеэкономическая деятельность имеет свои особенности, вытекающие не только из российского законодательства, но и международных правил и обычаев, она опосредована множеством этапов ее осуществления и множеством исполнителей по внешнеторговой сделке. Российское законодательство за истекший после либерализации внешнеэкономической деятельности срок обогатилось специальным законодательством, инструкциями и методическими указаниями.

В настоящее время предприятия, осуществляющие внешнеторговую деятельность, все чаще сталкиваются с проблемами выхода на внешний рынок и поиска надежного иностранного партнера. Предприятия, расположенные на территории Астраханской области (автором было опрошено 12 участников внешнеэкономической деятельности), вообще никогда не занимались оценкой иностранного партнера, т. е. внешнеторговый контракт (договор) подписывался практически с любыми иностранными партнерами, кроме, конечно, «откровенно криминальных».

Исходя из вышеизложенного, автор пришел к выводу, что необходимо разработать простейшую модель (т. е. когда на один товар отечественного промышленного предприятия имеются заказы, заявки двух и бо-

лее иностранных фирм) оценки иностранного партнера, которая строится на основе экспертной оценки и сравнительного анализа конкурирующих иностранных партнеров. Такой анализ предлагается проводить по восьми факторам:

1) цена за единицу товара;

2) объем контрактных поставок;

3) долгосрочность контракта;

4) сумма контракта;

5) финансовое состояние иностранного партнера;

6) репутация иностранного партнера;

7) контрактные условия поставок;

8) эффективность сбыта товара иностранным партнером на национальном рынке.

Указанные критерии необходимо рассчитать для каждой фирмы (назовем их «А» и «Б»). Информацию для расчета показателей можно взять из сети Іпіетеї;, можно также сделать запросы в уполномоченные органы: Торгово-промышленную палату (ТПП), таможенные органы, консульства, посольства зарубежных стран на территории Российской Федерации. Данная информация будет получена без особых проблем, т. к. иностранные фирмы, ведущие «честную игру», не считают информацию такого рода закрытой для посторонних.

Рассмотрим каждый параметр отдельно:

1) цена за единицу товара - это та цена, по которой и будут осуществляться поставки в рамках контракта, она должна быть утверждена и согласована двумя хозяйствующими субъектами, т. е. поставщиком и покупателем, и прописана во внешнеторговом договоре;

2) объем поставок - количество товара, которое будет отгружено в адрес получателя по контракту, также согласовывается на стадии пред-контрактной подготовки;

3) долгосрочность контракта - срок, в который должны быть завершены все действия в рамках контракта, т. е. произведены все отгрузки в соответствии с объемом поставки, а также произведена оплата за отгруженные товары;

4) сумма контракта - согласовывается общая стоимость всех отгрузок в рамках международного договора;

5) финансовое состояние иностранного партнера - оценивается исходя из информации, полученной от компетентных органов (ТПП, консульства, таможенные органы);

6) репутация иностранного партнера - оценивается по субъективным параметрам, полученным из сети Іпіетеї;, телевидения, а также по отзывам других предприятий, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность;

7) контрактные условия поставки - согласовываются на стадии предконтрактной подготовки и являются основным параметром при перемещении товара от производителя к получателю [2], поскольку именно от них зависит, кто будет оплачивать перевозку, страховать, производить таможенное оформление груза, в каком месте право собственности на товар будет переходить от производителя к покупателю;

8) эффективность сбыта товара иностранным партнером на национальном рынке - учитывается степень развития сбытовой сети иностранного партнера и «охват» национального рынка.

Все факторы оцениваются по десятибалльной шкале экспертной группой, в которую необходимо включить представителей сторонних организаций и государственных органов (ТПП, таможни и т. д.). Эксперты по каждой фирме выносят свои оценки, на основании которых строится таблица экспертных оценок.

Таблица экспертных оценок

Цена за единицу товара Объем контрактных поставок Долгосрочность контракта Сумма контракта Финансовое состояние иностранного партнера Репутация иностранного партнера Контрактные условия поставок Эффективность сбыта товара иностранным партнером на национальном рынке

Фирма «А» 6 9 6 7 9 8 8 5

Фирма «Б» 8 7 6 7 8 9 6 6

На основании данных таблицы и рассмотренных выше факторов можно построить многоугольник конкурентоспособности (рис.). По каждой оси для отображения уровня значений каждого из исследуемых факторов (в многоугольнике оценка проводилась только по 8 факторам) используется определенный масштаб измерений (экспертные оценки). Изображая на одном рисунке многоугольники конкурентоспособности для разных фирм, легко провести анализ уровня их конкурентоспособности по разным факторам. Очевидно, что возможно построение многоугольника конкурентоспособности также для продуктов-конкурентов и маркетинговой деятельности фирм-конкурентов в целом.

Фирма «А»;-------Фирма «Б»

Многоугольник конкурентоспособности

Недостатком такого подхода является отсутствие прогнозной информации относительно того, в какой мере та или иная фирма-конкурент в состоянии улучшить свою деятельность.

По результатам исследований по рассмотренным направлениям изучения конкурентоспособности проводится сравнительный анализ уровня отдельных атрибутов (параметров), достигнутого фирмами-конкурентами.

На основе анализа полученных оценок выявляются сильные и слабые стороны конкурентной борьбы по всем изученным направлениям конкурентоспособности. Далее происходит выбор наиболее предпочтительного предприятия - иностранного партнера и с ним заключается внешнеторговый договор (контракт).

Необходимо также отметить, что при оценке иностранного партнера наряду с предложенными выше показателями целесообразно использовать технологию бенчмаркинга, позволяющую определить и оценить место, занимаемое предприятием по отношению к мировым лидерам в данной области.

Бенчмаркинг (benchmarking) - непрерывный, систематический процесс измерения бизнес-процессов компаний, предприятия или организации и сравнения с бизнес-процессами мировых лидеров с целью получения информации, которая поможет компании сравнить своего партнера с мировыми лидерами.

Важнейшим компонентом концепции бенчмаркинга являются внутрифирменные технологии ведения бизнеса, на основе которых и определяются критерии и степени сравнения. Бенчмаркинг представляет собой не только инструмент сбора информации. Даже в ограниченном виде он дает представление о возможностях потенциальных партнеров. Если в него вовлечено значительное количество сотрудников компании, возможно изменить не только тактические, но и стратегические установки компании.

Подводя итог исследованию проблемы выхода предприятий, занимающихся внешнеторговой деятельностью, на внешний рынок и поиска ими надежного иностранного партнера, можно сделать следующие выводы. В связи с тем, что в настоящее время предприятия не имеют четко организованной системы оценки своих партнеров, их положение на мировых рынках довольно-таки неустойчиво, т. к. существует риск неполучения либо недополучения денежных средств за поставленную продукцию.

Анализ современных тенденций в мировой торговле выявил рост необходимости проведения проверок иностранных предприятий - потенциальных партнеров. В развитых странах такой подход к заключению внешнеторговых контрактов уже давно стал нормой, в отличие от России. В связи с существующим риском утраты товара модель вхождения России в мировое хозяйство должна носить научно-выборочный характер, т. е. на государственном уровне необходимо разработать эффективные модели по оценке иностранного партнера, учитывая также конкурсные преимущества и структуру национальной экономики.

При отсутствии анализа предприятия - иностранного партнера из-за его недобросовестности предприятия несут экономические потери, связанные с нарушением сроков поставок, простоями грузов, необходимостью заказывать услуги специализированных организаций и штрафными санкциями. Для снижения затрат по осуществлению внешнеторговой деятельности и минимизации рисков на всех этапах международного сотрудничества промышленным предприятиям может быть предложена методика информационного и оперативного мониторинга внешнеторговых сделок на этапе предконтрактной подготовки.

СПИСОК ЛИТЕРА ТУРЫ

1. Воронкова О. Н., Пузакова Е. П. Внешнеэкономическая деятельность: организация и управление: Учеб. пособие / Под ред. проф. Е. П. Пузаковой. - М.: Экономистъ, 2005. - 495 с.

2. Быканов В. И. Юрист в курсе дела // В курсе дела. - 2005. - № 21(25). - 53 с.

/ www.pravovest.ru.

Получено 1.06.06

ESTIMATION OF OPPORTUNITIES OF A FOREIGN PARTNER BY THE ENTERPRISES CARRYING OUT FOREIGN TRADE ACTIVITY

K. V. Shurigin

Foreign trade activity depends on a set of stages of its realization and a lot of performers participating in international contracts, and due to it the enterprises which are carrying out the foreign trade activity more and more often have the problems to find an exit to a foreign market and a reliable foreign partner. The author of the article interrogated twelve enterprises located on the territory of the Astrakhan region and participating in foreign trade activities. This investigation shows that they have never estimated their foreign partners. That is why the author offers a very simple model of estimation and analysis of two foreign enterprises - potential partners. Such analysis is offered to be carried out by means of eight factors, and also by the technology of benchmarking. For reduction of costs on realization of foreign trade activities and minimization of risks at all stages of the international cooperation, the author offers industrial enterprises a technique of information and operative monitoring of international contracts at a stage of precontract preparation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.