TECHNICAL SCIENCES
ОЦЕНКА ВЛИЯНИЯ ВОЖДЕНИЯ СОЕДИНЕННЫХ ПОЕЗДОВ НА ЭКСПЛУАТАЦИОННУЮ РАБОТУ УЧАСТКОВЫХ СТАНЦИЙ НА ПОЛИГОНЕ ЗАБАЙКАЛЬСКОЙ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ
Банщикова А.А.
Забайкальский институт железнодорожного транспорта - филиал ФГБОУ Иркутский государственный университет путей сообщения, старший преподаватель
EVALUATION OF THE INFLUENCE OF THE DRIVING OF THE UNITED TRAINS ON THE OPERATIONAL WORK OF THE PARTITION STATIONS ON THE RANGE OF THE TRANSBAIKAL
RAILWAY
Banshchikova A.A.
Transbaikal Institute of Railway Transport - branch Irkutsk State Transport University, senior lecturer
Аннотация
В статье приведен анализ объема пропуска соединенных поездов на полигоне Забайкальской железной дороги. Определены факторы, оказывающие влияние на эксплуатационную работу участковых станций, при вождении соединенных поездов.
Abstract
The article gives an analysis of the volume of skips of connected trains on the range of the Trans-Baikal Railway. The factors influencing the operation of the station stations during the driving of the connected trains are determined.
Ключевые слова: Забайкальская железная дорога, соединенный поезд, участковая станция, технология работы станции.
Keywords: the Trans-Baikal Railway, ^nnected train, district station, station technology.
Забайкальская железная дорога работает в условиях роста объемов работы и напряженной эксплуатационной обстановки на протяжении последних лет. Рост размеров движения определяет необходимость поиска новых подходов к организации перевозочного процесса, внедрения новых технических и технологических решений [3].
Для освоения возросшего объема перевозок в отдельные периоды пропускаются большегрузные
поезда, вес которых в полтора-два раза больше, чем обычных поездов. Большегрузные поезда формируют, в том числе, путем соединения двух и более поездов установленного веса и длины.
Количество соединенных поездов на сети российских железных дорог в последние годы имеет тенденцию роста (рис. 1).
соед . поезда
12000 10000 8000 6000 4000 2000 0
10806
ОКТ МСК ГОР СЕВ КБШ СВР ЮУР ЗСБ ВСБ ЗАБ ДВС
2015г. ■ 2016г.
Рисунок 1 - Количество соединенных поездов на сети российских железных дорог
До 31% всех соединенных поездов на сети были проведены на полигоне Забайкальской железной дороги. Вождение соединенных поездов здесь
обусловлено ежегодным ростом поездопотока, а также неразвитостью инфраструктуры (рис.2) [1].
соед. поезда 2000
1985
1500 1000 500 0
744 ОЙО
J 1532
1175
645 633
801
687
575
425
III ■■■■■■■
& # # # ^ & ^ # ^
313
12015г. 2016г.
Рисунок 2 - Динамика вождения соединенных поездов на полигоне Забайкальской железной дороги
Наибольшее количество пар поездов в преде- главному ходу в направлении Петровский Завод -лах Забайкальской железной дороги следует по Архара (рис.3).
груз. поезда 1000
855
800 600 400 200 0
IM
793
743
800
134
151
120
113
0
0
прием сдача П.Завод
прием сдача Архара
прием сдача БАМ
прием сдача Забайкальск
прием сдача Соловьевск
12015г. 2016г.
Рисунок 3 - Прием-сдача грузовых поездов по стыковым пунктам Забайкальской железной дороги
Значительное количество соединенных поез- железнодорожную участковую ст. Чернышевск-За-дов движется по поездо-участкам, включающим байкальский (рис.4).
соед.
- I - I I l_l ■
I Tf I t
hi I 11 !!!! ■
J ✓ ✓ ^ ^ </ ¿f ^ Jt Q<t
.¿jt** J1 V^
■ 2015г. ■2016г. Рисунок 4 - Количество проведенных соединенных поездов по поездо-участкам
В период 2015-2016гг. среднемесячное количество грузовых поездов, отправленных со ст. Чер-нышевск-Забайкальский увеличено в среднем на 1116 поездов.
Организация движения соединенных поездов вызывает изменения в системе эксплуатационной работы участков. В частности, увеличиваются нормативы станционных интервалов, технологических стоянок для осмотра вагонов, смены локомотивных бригад.
Вождение поездов, длина которых превышает полезную длину приемоотправочных путей, вызывает серьезные затруднения в работе участковых и сортировочных станций: происходит занятие горловины станций, что снижает маневренность производства работ, значительно увеличивается время технического осмотра составов из-за доставки вагонных деталей в горловины станций. Возникает необходимость предусматривать время на соединение и разъединение поездов.
Станция Чернышевск-Забайкальский является станцией поперечного типа. Состоит из четного и нечетного приемоотправочных парков. Имеется 17 приемоотправочных путей. Отсутствие приемоот-правочных путей длиной более 150 условных вагонов для обработки соединенных поездов негативно сказывается на эксплуатационной работе и показателях работы станции и участка в целом.
Повышение массы поезда предъявляет особые требования к локомотивной тяге и инфраструктуре [2]. Одним из мероприятий, направленных на повышение эффективности эксплуатационной работы
участковых станций и участка в целом при вождении соединены поездов, может быть строительство приемоотправочного пути полезной длиной 150200 условных вагонов. Это позволит улучшить показатели работы станции, а именно: сократить простой транзитных вагонов с переработкой (около 10%) и без переработки (около 4%). Экономия расходов может составить до 20 млн. рублей в год.
Список литературы
1. ОАО "Российские железные дороги" Распоряжение от 25 ноября 2010 г. №2 2412р Об утверждении стандарта ОАО "РЖД" "Инфраструктура железнодорожного транспорта на участках обращения грузовых поездов повышенного веса и длины. Технические требования".
2. Светлакова Е.Н., Клюева Н.С. Развитие инфраструктуры для введения в обращение длинносо-ставных и тяжеловесных поездов на Забайкальской железной дороге. Сборник: Передовые методы организации, содержания и ремонта пути на грузона-пряженных участках. Материалы III Международной студенческой научно-практической конференции. Московский государственный университет путей сообщения, филиал в Н. Новгороде. 2015. С. 66-69.
3. Светлакова Е.Н., Мехедов М.И. Проблемы повышения массы поезда на полигоне Забайкальской железной дороги. Труды Всероссийской заочной научно-практической конференции, г. Чита, 17 июля 2017 г. С.9-15.