Научная статья на тему 'Оценка влияния снижения давления наддува на выходные параметры работы тепловозного дизеля'

Оценка влияния снижения давления наддува на выходные параметры работы тепловозного дизеля Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
523
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕПЛОВОЗНЫЙ ДИЗЕЛЬ / ТЕПЛОВОЙ РАСЧЕТ / МЕТОД ВИБЕ / ДАВЛЕНИЕ НАДДУВА / LOCOMOTIVE DIESEL / THERMAL DESIGN / THE METHOD OF VIBE / THE BOOST PRESSURE

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Сковородников Евгений Иванович, Анисимов Александр Сергеевич, Гришина Юлия Борисовна

В статье проанализированы причины изменения параметров работы четырехтактных тепловозных дизелей и их систем воздухоснабжения для случая снижения давления наддува. Для расчета параметров работы двигателя использована математическая модель, разработанная на основе метода Вибе. Даны количественные характеристики влияния снижения давления наддува на термодинамические и экономические показатели работы тепловозного дизеля типа 1А-5Д49.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по механике и машиностроению , автор научной работы — Сковородников Евгений Иванович, Анисимов Александр Сергеевич, Гришина Юлия Борисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The reasons of change of parametres of work of four-cycle diesel diesel engines and their systems воздухоснабжения for a case of pressure decrease of pressurisation are analysed. For calculation of parametres of work of the engine the mathematical model developed on the basis of method Wibe is used. Characteristics of influence of pressure decrease of pressurisation on thermodynamic and economic indicators of work of a diesel diesel engine of type 1А-5D49 are given quantitative.

Текст научной работы на тему «Оценка влияния снижения давления наддува на выходные параметры работы тепловозного дизеля»

УДК 621.436:629.424.1

Е. И. Сковородников, А. С. Анисимов, Ю. Б. Гришина

ОЦЕНКА ВЛИЯНИЯ СНИЖЕНИЯ ДАВЛЕНИЯ НАДДУВА НА ВЫХОДНЫЕ ПАРАМЕТРЫ РАБОТЫ ТЕПЛОВОЗНОГО ДИЗЕЛЯ

Проанализированы причины изменения параметров работы четырехтактных тепловозных дизелей и их систем воздухоснабжения для случая снижения давления наддува. Для расчета параметров работы двигателя использована математическая модель, разработанная на основе метода Вибе. Даны количественные характеристики влияния снижения давления наддува на термодинамические и экономические показатели работы тепловозного дизеля типа 1А-5Д49.

Известно, что в процессе длительной эксплуатации постепенно загрязняются выхлопные тракты двигателя. При этом уменьшается площадь их проходного сечения, что приводит к снижению расхода воздуха через двигатель [1]. Расходная характеристика смещается в зону меньших расходов, повышается температура выхлопных газов. Увеличение температуры газов не может компенсировать уменьшение расхода газов, поэтому частота вращения турбины и компрессора снижается. В результате давление наддува и расход воздуха уменьшаются и режим совместной работы турбокомпрессора и двигателя перемещается в точку на другой гидравлической характеристике, расположенной ближе к границе помпажа.

Изменение расхода воздуха через двигатель приводит к изменению индикаторного КПД и частоты вращения вала двигателя. При этом изменяется и КПД турбокомпрессора, что сказывается на экономичности рабочего процесса двигателя.

Если при загрязнении выхлопного тракта поддерживать постоянной частоту вращения вала двигателя за счет увеличения подачи топлива, то это приведет к еще большему увеличению температуры выхлопных газов. Суммарное давление наддува возрастет, а расход воздуха существенно уменьшится. В этом случае расходная характеристика дизеля и линия рабочих режимов турбокомпрессора расположится ближе к границе помпажа.

С целью установления количественного влияния снижения давления наддува на параметры работы четырехтактного дизеля целесообразно выполнить тепловой расчет действительного рабочего цикла по математической модели, суть которой изложена в ряде публика-

В основу данной математической модели положен метод профессора И. И. Вибе [4], где производная изменения относительного количества сгораемого топлива, или скорость выделения теплоты при сгорании топлива, задается уравнением:

где т - показатель характера сгорания; (рг - продолжительность сгорания;

(р - текущий угол поворота коленчатого вала от момента начала сгорания.

Реализация данной математической модели позволяет определить индикаторные и эффективные показатели работы двигателя, такие как работу газов в цилиндре, средние индикаторное и эффективное давление цикла, удельный индикаторный и эффективный расход топлива, индикаторный и эффективный КПД цикла, а также значения давления и температуры рабочего тела в процессах сжатия, горения и расширения по каждому углу поворота коленчатого вала дизеля и др. Кроме того, математическая модель позволяет рассчитать параметры системы наддува, например, расход газов через турбину, давление и температуру газов перед турбиной, мощность турбины.

В состав системы воздухоснабжения тепловозного дизеля 1А-5Д49 входит турбокомпрессор ТК-38 (6ТК), обеспечивающий давление наддува на номинальном режиме работы дизель-генераторной установки 0,24-0,25 МПа. С использованием данной математической

ций [2, 3].

модели были рассчитаны параметры работы дизеля для случая снижения давления наддува в результате загрязнения выхлопного тракта.

На рисунках 1-4 представлены количественные зависимости параметров рабочего цикла дизеля от изменения давления наддува.

2700 К

1900

Т

1500

1100

700

0.15 0,16 0.17 0,18 0,19 0,20 0,21 0,22 МПа 0,24

Р -*

Рисунок 1 - Зависимость температуры цикла от давления наддува: 1 - максимальная температура сгорания; 2 - температура конца сгорания; 3 - температура конца расширения; 4 - температура газа перед турбиной

1

2

3

4

5

0,15 0,16 0,17 0,18 0,19 0,20 0,21 0,22 МПа 0,24

Р -►

Рисунок 2 - Зависимость давления цикла от давления наддува: 1 - давление воздуха в момент воспламенения; 2 - давление воздуха в момент подачи топлива; 3, 4 и 5 - давление газов в конце сгорания,

в конце расширения и перед турбиной

1500 кДж/кг 900

Г

600 300

0,15 0,1(5 0,17 0,18 0,19 0,20 0,21 0,22 МПа 0,24

Р -►

Рисунок 3 - Зависимость работы процессов от давления наддува: 1 - работа расширения; 2 - работа газов в цилиндре; 3 - работа сжатия

40 ИЗВЕСТИЯ Транссиб!1 Ир

0,50 кг/(кВт-ч) 0.40 0.35 0,30 0.25 0.20 0.25

1

2

3

4

0.50 0,45 0.40 0,35 0,30 0.25 0.20

КПД

0.15

0.15 0.16 0.17

0.18

0.19 0.20 Р -

0.21 0.22 МПа 0;24

Рисунок 4 - Зависимость расхода топлива и КПД от давления наддува: 1 и 2- индикаторный и эффективный КПД; 3 и 4 - удельные эффективный и индикаторный расход топлива

Математическое моделирование производилось при условии постоянства номинального значения эффективной мощности дизеля 2200 кВт, частоты вращения коленчатого вала дизеля 1000 мин-1 и максимального давления сгорания газов 11,5 МПа Доля сгоревшего топлива принималась равной 0,999. Фактический угол подачи топлива в цилиндр составлял 19 ° п.к.в. до в.м.т.

Из рисунка 3 видно, что при расчетном значении давления наддува 0,24 МПа работа газов в цилиндре получается наименьшей. В то же время ввиду увеличения удельного объема воздуха в момент начала сжатия при понижении давления наддува индикаторное давление цикла изменяется незначительно - в пределах 1,395 - 1,410 МПа. Наименьшее значение удельного индикаторного расхода топлива наблюдается при давлении наддува 0,24 МПа, и равно оно 0,187 кг/(кВт-ч) против 0,220 кг/(кВт-ч) при давлении наддува 0,16 МПа. Это объясняется тем, что снижение общей удельной использованной теплоты сгорания от 1563 кДж/кг при давлении наддува 0,15 МПа до 1052 кДж/кг при давлении наддува 0,24 МПа не приводит к уменьшению индикаторного КПД. При этом коэффициент эффективности сгорания, т. е. количество тепла, эффективно использованное в процессе сгорания от всего введенного количества теплоты с топливом, при давлении наддува 0,24 МПа составляет 0,767. При давлении наддува 0,15 МПа коэффициент эффективности сгорания равен 0,648.

Снижение давления наддува приводит к увеличению периода задержки воспламенения с 9 ° п.к.в. при давлении наддува 0,24 МПа до 12 ° п.к.в. при давлении наддува 0,15 МПа. Средняя скорость нарастания давления газов в цилиндре при давлении наддува 0,24 МПа составляет 0,255 МПа/° п.к.в., при давлении наддува 0,15 МПа - 0,453. Такое увеличение периода задержки воспламенения приводит к увеличению «жесткости» работы дизеля.

Снижение давления наддува вызывает уменьшение коэффициента избытка воздуха при сгорании с 2,08 до 1,149. В этом случае вероятно появление неполноты сгорания топлива из-за ухудшения условий смесеобразования.

Продолжительность сгорания с уменьшением давления наддува сокращается примерно на 10- 12 °п.к.в.

Снижение давления наддува приводит к повышению температуры газов в процессе сгорания (максимальная температура сгорания увеличивается с 1868 до 2688 К) и температуры газа перед турбиной до 994 К. Давление газа перед турбиной снижается с 0,2 до 0,13 МПа. Расход воздуха через компрессор также снижается с 3,88 до 2,43 кг/с. Увеличение температуры газа не может компенсировать снижение расхода воздуха, в связи с чем мощность турбины уменьшается с 395 до 105 кВт.

Подводя итог, можно сделать вывод о том, что снижение давления наддува приводит к ухудшению экономичности работы четырехтактного тепловозного дизеля - эффективный КПД уменьшается примерно на 10 %, удельный эффективный расход топлива возрастает на 12 %. Следует отметить, что выхлопной тракт четырехтактного тепловозного дизеля в процессе эксплуатации, как правило, закоксовывается незначительно. Тем не менее только своевременный и периодический контроль чистоты выхлопного тракта позволит исключить перерасход топлива в процессе эксплуатации локомотивов.

Список литературы

1. Межерицкий, А. Д. Турбокомпрессоры судовых дизелей [Текст] / А. Д. Межериц-кий. - Л.: Судостроение, 1971. - 192 с.

2. Сковородников, Е. И. Применение метода Вибе для моделирования рабочего процесса тепловозных дизелей [Текст] / Е. И. Сковородников, А. С. Анисимов, Ю. Б. Еришина // Вестник транспорта Поволжья / Самарский гос. ун-т путей сообщения. - Самара, 2010. -№2.-С. 14-19.

3. Совершенствование метода анализа процесса сгорания по индикаторной диаграмме [Текст] / Е. И. Сковородников, А. С. Анисимов и др. // Наука и техника транспорта / Российская открытая академия транспорта; Московский гос. ун-т путей сообщения. - М., 2010. -№4. -С. 57-63.

4. Вибе, И. И. Новое о рабочем цикле двигателей [Текст] / И. И. Вибе. - М.-Свердловск, 1962. - 271 с.

УДК 629.45/46.004

П. В. Смольянинов, В. С. Смольянинов, В. А. Четвергов

ОБОСНОВАНИЕ ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ НАДЕЖНОСТИ ТОРМОЗНОЙ СИСТЕМЫ ГРУЗОВЫХ ВАГОНОВ

В статье приведен анализ характера и величины износа тормозных колодок грузового вагона. Предложены пути создания технологических процессов ремонта деталеьI тормозного рычажной передачи с использованием размерных расчетов в качестве методики обоснования технологических параметров.

Железнодорожный транспорт, бесспорно, составляет основу транспортного комплекса Российской Федерации. При этом бесперебойность перевозочного процесса и безопасность на железных дорогах во многом определяются надежностью подвижного состава и в частности тормозного оборудования.

В настоящее время железнодорожниками решаются несколько важнейших задач:

снижение эксплуатационных расходов на основе совершенствования структуры управления;

эффективное использование результатов научно-технических исследований, касающихся перевода предприятий на новые ресурсы и энергосберегающие технологии;

оснащение железных дорог техническими средствами нового поколения, не уступающими по своим параметрам лучшим современным образцам, и т. п.

Выполнение требований безопасности движения поездов является превалирующим условием функционирования железных дорог, поэтому ожидаемое в перспективе возрастание скоростей движения как пассажирских, так и грузовых поездов потребует совершенствования тормозной техники.

За последние годы в связи с ростом максимальной скорости движения, увеличением ве-

42 ИЗВЕСТИЯ Транссиб^ ЩИ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.