Научная статья на тему 'Оценка влияния окружающей среды на здоровье сотрудников дорожно-патрульной службы'

Оценка влияния окружающей среды на здоровье сотрудников дорожно-патрульной службы Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
269
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕ / ИНСПЕКТОР / ЗАГРЯЗНЕНИЕ / ВОЗДУШНАЯ СРЕДА / HEALTH / INSPECTOR / POLLUTION / AIR QUALITY

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Шевалдин Сергей Сергеевич

В статье рассматривается влияние загрязняющих веществ от выбросов автотранспорта на здоровье сотрудников ДПС.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ESTIMATION OF THE ENVIRONMENT THAT INFLUENCES THE HEALTH OF ROAD PATROL SERVICE STAFF

The matter of the article is influence of polluted substances which result from discharges of road transport on the RPS staff health.

Текст научной работы на тему «Оценка влияния окружающей среды на здоровье сотрудников дорожно-патрульной службы»

ОЦЕНКА ВЛИЯНИЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ НА ЗДОРОВЬЕ СОТРУДНИКОВ ДОРОЖНО-ПАТРУЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

THE ESTIMATION OF THE ENVIRONMENT THAT INFLUENCES THE HEALTH OF ROAD PATROL SERVICE STAFF

В статье рассматривается влияние загрязняющих веществ от выбросов автотранспорта на здоровье сотрудников ДПС.

The matter of the article is influence of polluted substances which result from discharges of road transport on the RPS staff health.

Характер и организация служебной деятельности инспекторов ДПС ГИБДД оказывают существенное влияние на изменение функционального состояния организма. Исходя из деления форм трудовой деятельности на физический труд, характеризующийся нагрузкой на опорно-двигательный аппарат и функциональные системы организма человека (сердечно-сосудистую, нервно-мышечную, дыхательную и др.), обеспечивающие его деятельность и умственный труд, объединяющий работы, связанные с приемом и переработкой информации, требующей преимущественного напряжения сенсорного аппарата, внимания, памяти, а также активизации процессов мышления, эмоциональной сферы - можно сделать вывод, что у инспекторов ДПС ГИБДД наблюдается совмещение этих видов - низкая физическая активность, за исключением случаев экстремальных ситуаций, и повышенная умственная деятельность, связанная с непрерывным анализом текущей и оперативной информации.

Для данного сочетания форм деятельности будет проявляться следующая тенденция - преобладает гипокинезия, приводящая к ухудшению реактивности организма и повышению эмоционального напряжения, однако длительная умственная нагрузка обуславливает ухудшение функции внимания (объём, концентрация, переключение), памяти (длительной и кратковременной), восприятия (увеличение числа ошибок).

Воздействие вредных факторов на здоровье инспекторов определяется совокупностью и уровнями вредных факторов, а также длительностью нахождения их в зонах с повышенной концентрацией компонентов отработанных газов.

Предлагается методика оценки ущерба здоровью обследуемой группы населения по сокращению продолжительности жизни в сутках за год в зависимости от рода трудовой деятельности.

Методика количественной оценки ущерба здоровью при работе в неблагоприятных условиях проводилась в соответствии с Руководством «Гигиенические критерии оценки и классификация условий труда по показателям вредности и опасности факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса» P 2.2.2006 - 05 и включала следующие этапы:

- установление класса вредности;

- оценивание ущерба здоровью в виде сокращения продолжительности жизни от выбранного класса.

Следует отметить, что Руководство P 2.2.2006 - 05 учитывает только вредные факторы и не распространяется на другие стадии суточного жизненного цикла человека.

Учет влияния вредных факторов городской, дорожной, бытовой и иных сред на здоровье данной категории лиц с учетом суточного жизненного цикла проведена по со-

вокупным показателям.

В этой связи представляется важным оценить воздействие компонентов отработанных газов в воздушной среде на здоровье сотрудников ДПС ГИБДД.

При суточном перемещении инспекторов ДПС на селитебной территории суммарная оценка ущерба здоровью человека при аддитивном подходе может быть определена приближенно по формуле:

СПЖЕ = СПЖСЛ + СПЖГ + СПЖб, где СПЖсл, СПЖГ, СПЖб — сокращение

продолжительности жизни при пребывании соответственно в условиях служебной деятельности, города и быта, сут/год; в расчетах значения СПЖсл находятся по методике, рассмотренной выше, а значения СПЖГ и СПЖб можно приближенно определять по совокупности вредных факторов и их уровням, пользуясь рекомендациями Р 2.2.2006 -05 или их оценкой по совокупным показателям.

Был проведён расчёт, сколько теряет по продолжительности жизни сотрудник ГИБДД при двух факторах негативного воздействия: проживании в городе с загрязненной атмосферой и выкуривании от 5 до 20 сигарет в день. Суммарное снижение продолжительности жизни (СПЖПР) к возрасту 65 лет составляет 3750 суток, т. е. 10,3 года поскольку СПЖпр = 25,1(65-18) = 1175 суток, СПЖг = (350/70)65 = 325 суток, СПЖб = 2250 суток.

Использование расчетных значений показателя СПЖ позволяет прогнозировать продолжительность жизни для любого человека независимо от профессии в зависимости от условий труда, состояния городской среды в месте проживания и от поведения человека в быту.

Действительно, если рассмотренный выше сотрудник работал бы в комфортных условиях, жил в незагрязненной воздушной среде и не курил, то прожил бы 65 лет, а не 54,7 года.

Ситуация, связанная с загрязнением воздушной среды от выбросов автотранспорта, усугубляется условиями аэрации населенных мест, которые определяют процесс рассеяния примесей, существенно отличающийся от рассеяния выбросов стационарных промышленных источников.

Автотранспортная эмиссия загрязняющих веществ в нижний слой воздушной среды определяет высокий уровень приземных концентрации, поэтому максимальное содержание вредных веществ фиксируется в зоне дыхания человека.

Низкая интенсивность процессов самоочищения воздушной среды в приземном слое приводит к осаждению компонентов отработанных газов на поверхности почв и территориях, прилегающих к автодорогам. Степень осаждения зависит от состояния покрытия участка городской дорожной сети.

В связи с этим состояние покрытия является одним из важных факторов, учитывающимся при проведении оценки загрязнения городской территории компонентами отработанных газов. При оценке уровня выбросов компонентов отработанных газов от автотранспорта учитывалось состояние покрытия, формирующееся под воздействием погодноклиматических факторов, скорость движения транспортных средств, соответствующая данному состоянию, изменение интенсивности и состава транспортного потока в зимнее время.

Подобная схема моделирования позволила определить уровни транспортных выбросов и проследить динамику их изменения в наиболее неблагоприятные периоды.

Для определения вероятности превышения выбросов СО и N02 над предельно допустимыми концентрациями (ПДК) при различных состояниях покрытия построены графики их распределения.

Анализ рис. 1 показывает, что превышение предельно допустимых концентраций (ПДК) по СО будет наблюдаться приблизительно в 70% случаев при наличии на покрытии скользкости.

Пр ичем в 50% случаев уровень выбросов будет находиться в пределах от 3,0 до 3,5 мг/м , в 20% случаев - от 3,5 до 4,0 мг/м . При всех остальных состояниях покрытия вероятность превышения ПДК по СО составляет менее 5% случаев.

Вероятность превышения предельно допустимых концентраций (ПДК) по N02 наблюдается в 28% случаев при сухом покрытии, в 24% случаев при мокром покрытии (за счет небольшого снижения скорости движения, более оптимальной по уровню выбросов) и 90% случаев при снежном накате. При этом размеры выбросов К02 при соответствующих условиях движения могут во много раз превышать предельно допустимые концентрации (ПДК). Это имеет подтверждение как для территории крупной урбанизированной территории, так и при рассмотрении небольших территорий муниципальных образований.

Рис. 1. Кумулятивные кривые распределения выбросов автотранспорта при различных состояниях покрытия а) СО, мг/м3; б) КО2, мг/м3.

1 - при сухом покрытии, 2 - при мокром покрытии, 3 - при снежном накате.

Анализ данных, полученных из УГИБДД ГУВД по Воронежской области показывает, что, в среднем, количество ДТП при снежном накате в 1,4 раза больше, чем при мокром покрытии, и в 1,65 раза больше, чем при сухом. Полученные результаты позволяют прогнозировать количество ДТП на покрытиях с различными видами скользкости и оценивать возможные схемы организации работ по ее ликвидации.

В связи с тем, что организация дежурства личного состава ДПС определяет нахождение у дороги с автотранспортным потоком инспекторов ГИБДД независимо от времени суток и года, то по числу потерь рабочего времени, связанного с болезнью, можно судить об экологической ситуации района, обусловленной воздействием автотранспорта на воздушную среду.

Проанализировав данные по заболеваниям личного состава ДПС, участвующего непосредственно в организации дорожного движения, результаты проведённого исследования позволяют подтвердить наличие взаимозависимой связи между профессиональной деятельностью и заболеваниями лиц, управляющих дорожным движением.

Рост числа заболеваний среди лиц, непосредственно участвующих в организации дорожного движения, свидетельствует о возрастании техногенной нагрузки на воздушную среду всех муниципальных образований города Воронежа.

При сравнении полученных автором результатов с данными в городах, имеющих сходную автотранспортную нагрузку, можно сделать вывод о существовании в исследуемой области общегосударственной проблемы.

Антропогенное загрязнение воздушной среды становится значимой детерминантой в развитии инфекционных и эпидемических заболеваемостей, интенсифицирующих под воздействием техногенного загрязнения атмосферного воздуха.

Наиболее выраженное влияние факторов риска проявляется на минимальном уровне заболеваемости. Неблагоприятное влияние экологических факторов на клинические особенности заболеваний выражается в утяжелении инфекционного процесса, большей его длительности, а также в развитии осложнений и удлинении сроков рекон-валесценции при отдельных нозологических видах патологии.

Проблема в рассматриваемом контексте воздействия загрязнённого отработанными газами воздуха селитебной территории не выполняется ст. 8 ФЗ от 30.03.99 г. № 52-ФЗ: «Граждане имеют право: на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека».

ЛИТЕРАТУРА

І.Шевалдин С.С. Геоэкологический мониторинг дорожной сети городской территории: дис. ... канд. географ, наук. (На правах рукописи).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.