Научная статья на тему 'Оценка условий и результатов внедрения АИС «Налог-3» в налоговых органах региона'

Оценка условий и результатов внедрения АИС «Налог-3» в налоговых органах региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
4941
555
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Регионология
ВАК
Область наук
Ключевые слова
РЕГИОН / ИНФОРМАТИЗАЦИЯ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / НАЛОГОВЫЕ ОРГАНЫ / АИС "НАЛОГ-3" / REGION / INFORMATIZATION / INFORMATION SYSTEMS / INFORMATION TECHNOLOGY / TAX AUTHORITIES / NALOG-3 AUTOMATED INFORMATION SYSTEM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Филиппова Наталья Алексеевна, Сергачева Татьяна Владимировна

В статье обоснована необходимость использования информационных систем и технологий в работе налоговых органов. Дан краткий анализ прежней и действующей на сегодняшний день информационной системы. Рассмотрены особенности и преимущества новой АИС «Налог-3».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Филиппова Наталья Алексеевна, Сергачева Татьяна Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASSESSMENT OF THE CONDITIONS AND RESULTS OF ADOPTION OF NALOG-3 AUTOMATED INFORMATION SYSTEM BY THE TAX AUTHORITIES OF A REGION

The paper substantiates the necessity of using information systems and technologies in the work of the tax authorities; a brief analysis of the previous and current information systems is given; the features and benefits of the new Nalog-3 automated information system are also considered.

Текст научной работы на тему «Оценка условий и результатов внедрения АИС «Налог-3» в налоговых органах региона»

УДК 336.02

н. а. филиппова, ОЦЕНКА УСЛОВИЙ И РЕЗУЛЬТАТОВ т в сергачева' внедрения АИС «НАЛОГ-3»

В НАЛОГОВЫХ ОРГАНАХ РЕГИОНА

Ключевые слова: регион, информатизация, информационные системы, информационные технологии, налоговые органы, АИС «Налог-3»

Аннотация. В статье обоснована необходимость использования информационных систем и технологий в работе налоговых органов. Дан краткий анализ прежней и действующей на сегодняшний день информационной системы. Рассмотрены особенности и преимущества новой АИС «Налог-3».

Реферат. Введение: в настоящее время в Федеральной налоговой службе России уделяется огромное внимание вопросам информатизации. Это связано с тем, что по уровню оснащенности информационными технологиями налоговая служба страны занимает ведущее место среди многих государственных структур. Дальнейшее совершенствование информационного и технического обеспечения ее деятельности, внедрение новых информационно-телекоммуникационных технологий, развитие электронных услуг являются важной стратегической задачей налоговых органов России и ее регионов.

Материалы и методы: использовались научные публикации, отчеты и приказы Федеральной налоговой службы России, отчетные данные Управления Федеральной налоговой службы России по конкретному региону. Применены принципы системного и комплексного подходов, использовались также общенаучные методы и приемы.

Результаты исследования: дан анализ информационного потенциала, необходимого для автоматизации всех основных функций налогового администрирования местного уровня. Выявлены и систематизированы причины, в связи с которыми назрела потребность в переходе от действующей системы ЭОД к принципиально новой автоматизированной системе АИС «Налог-3», представляющей собой интеллектуальную систему в однородном информационном пространстве с централизованными на федеральном уровне

ФИЛИППОВА Наталья Алексеевна, профессор кафедры финансов и кредита Национального исследовательского Мордовского государственного университета, доктор экономических наук (Россия, г. Саранск) (e-mail: nata. filippova.54@mail.ru). ORCID: http://orcid.org/0000-0001-5369-4024

СЕРГАЧЕВА Татьяна Владимировна, главный специалист — эксперт отдела информационных технологий Управления Федеральной налоговой службы России по Республике Мордовия, магистрант кафедры финансов и кредита Национального исследовательского Мордовского государственного университета (Россия, г. Саранск) (e-mail: tata180180@yandex.ru). ORCID: http://orcid.org/0000-0002-5907-5598

© Филиппова Н. А., Сергачева Т. В., 2017

информационными ресурсами, с единой политикой и стратегией развития информационной инфраструктуры и информационной безопасности.

Обсуждение и заключения: результаты исследования позволили сделать ряд рекомендаций, которые доказывают, что переход на новую фундаментальную технологию налогового администрирования позволит повысить информативность электронных сервисов налоговых органов для налогоплательщика за счет улучшения качества предоставления электронных услуг и расширения их спектра. Кроме того, увеличится действенность налогового администрирования, снизятся общий уровень налоговых нарушений и нагрузка на налоговые органы.

Введение. Наиболее приоритетным направлением развития Федеральной налоговой службы Российской Федерации (ФНС России) в современных условиях является повышение экономической эффективности налогового администрирования. Достижение высоких результатов по этому направлению невозможно без использования самого мощного в настоящее время экономического ресурса, которым являются информационные технологии1. В ФНС России уделяется огромное внимание вопросам информатизации, по уровню оснащенности информационными технологиями налоговая служба страны занимает ведущее место среди многих государственных структур. Поэтому дальнейшее совершенствование информационного и технического обеспечения ее деятельности, внедрение новых информационно-телекоммуникационных технологий, развитие электронных услуг является важной задачей налоговых органов регионов России.

Обзор литературы. Исследования сущности и содержания налогового администрирования, его организации в России стали проводиться лишь с 2000-х гг. Это нашло отражение в работах А. В. Аронова и В. А. Кашина [1], Д. Г. Виг-дорчика [2], Л. И. Гончаренко [3], В. А. Красницкого [4], М. В. Мишустина [5] и др. Отдельные проблемы налогового администрирования, пути улучшения взаимоотношений между государством и налогоплательщиками2 получили отражение в исследованиях О. Б. Буздалиной, А. З. Дадашева

1 См.: Жукова Л.Е. Повышение эффективности деятельности региональных налоговых органов при применении современных информационных технологий: на примере Брянской области: дис. ... канд. экон. наук. М., 2009. С. 3.

2 См.: Хочуев В.А. Становление и развитие налогового администрирования в Российской Федерации: дис. ... канд. экон. наук. М., 2010. С. 6.

и А. В. Лобанова3, В. Г. Панскова [6], Ф. Ф. Ханафеева [7] и др.

Кроме того, изучаются вопросы, связанные с повышением результативности и эффективности налогового администрирования. Эти проблемы освещены в трудах Г. Х. Алиева [8], Т. Г. Амбросьевой [9], С. К. Миронова4 и др.

Значительный вклад в решение проблем функционирования налоговых органов в условиях использования информационных технологий, информационного взаимодействия внесли Н. Е. Бакланова [10], М. В. Беспалов [11], Л. И. Гон-чаренко5 и др.

Несмотря на то что различным аспектам организации и осуществления налогового администрирования в экономической науке уделено достаточно много внимания, в настоящее время мало работ посвящено исследованию проблем повышения его информатизации.

Материалы и методы. Исследование проводилось на основе использования материалов научных публикаций, отчетов и приказов ФНС России. Применялись принципы системного и комплексного подходов, использовались также общенаучные методы и приемы.

Результаты исследования. Много лет в налоговых органах используется система электронной обработки данных (ЭОД), обладающая мощным потенциалом автоматизации всех основных функций налогового администрирования местного уровня. Благодаря этой системе расширился диапазон информационного электронного взаимодействия с юридическими и физическими лицами при одновременном повышении надежности и достоверности данных; увеличены информационная база и аналитические возможности инспекций; внедрены новые автоматизированные методы работы с налогоплательщиками; возросла эффективность налоговых проверок и борьбы с нарушителями налогового законодательства; управленческие решения, принимаемые в ходе работы с налогоплательщи-

3 См.: Буздалина О.Б. Усиление налогового администрирования // Все о налогах. 2004. № 5. С. 60—63; Дадашев А.З., Лобанов А.В. Налоговое администрирование в РФ: учеб. пособие. М.: Книж. мир, 2002. 168 с.

4 См.: Миронов С.К. О показателях эффективности работы налоговых органов // Налоговая политика и практика. 2004. № 1. С. 12—16.

5 См.: Гончаренко Л.И. Налоговое администрирование: учеб. пособие. М.: КНОРУС, 2009. 342 с.

ками, стали более обоснованными6. Однако есть ряд причин, в связи с которыми назрела необходимость в переходе от системы ЭОД к принципиально новой, автоматизированной информационной системе (АИС) «Налог-3».

Система ЭОД функционирует на местном уровне одной конкретной инспекции ФНС (ИФНС). Несмотря на то что с 2003 г. постоянно идет процесс укрупнения и сокращения количества ИФНС, их количество в России сейчас составляет около 1 000. В каждой из них эксплуатируются свои базы данных системы ЭОД, в которые ежедневно поступают сведения о налогоплательщиках конкретного города или района. Но деятельность последних не ограничивается лишь одним городом или районом. Имеющиеся у них филиалы и их производственная деятельность, недвижимость налогоплательщиков находится в разных базах данных системы ЭОД. К тому же исполнители и заказчики вообще относятся к различным ИФНС. Поэтому данные о перерегистрации, налоговом контроле, сверках, требуемых документах в рамках контрольной работы должны постоянно передаваться из одной налоговой инспекции в другую, и наоборот7.

За прошедшие 10 лет созданы многочисленные регламенты, разработаны и внедрены программные комплексы как для подъема данных на уровень УФНС, так и на федеральный уровень. Идет постоянный электронный обмен данными ФНС с другими федеральными органами исполнительной власти (УФК, Росреестр, ГИБДД и т. п.).

Получение сводных отчетов, запрашиваемых федеральными органами, реализуется по сложной многодневной трех-звенной цепочке «ФНС — УФНС — ИФНС» с отвлечением сотен сотрудников от основной работы — сбора налогов. Следовательно, для обеспечения эффективного и достоверного налогового учета, перехода к экстерриториальному принципу обслуживания налогоплательщиков необходимо создание единой централизованной системы хранения и обработки информации.

6 См.: Калашникова И.Н. Налоговое администрирование в России: организация и развитие: дис. ... канд. экон. наук. Саратов, 2009. 175 с.

7 См.: Подготовка к переходу на АИС «Налог 3»: учеб. пособие для работников налоговых органов. М., 2013. 59 с.

Главная претензия пользователей, предъявляемая к внедрению системы ЭОД, состоит в сложности ее использования сотрудниками ИФНС.

В работе с системой ЭОД центральное место занимает программа «Навигатор», с помощью которой формируются запросы для поиска требуемых данных в базах. «Навигатор» является универсальным инструментом в системе ЭОД, позволяет выполнять разные запросы, осуществлять аналитические выборки, но его освоение и применение является затруднительным для пользователей, имеющих, как правило, экономическое или юридическое образование8.

Следует также отметить «пассивность» системы ЭОД по отношению к инспектору, которая проявляется в том, что инициатором всех операций налогового администрирования в системе является пользователь или администратор системы ЭОД.

Второй причиной перехода на АИС «Налог-3» стали упрощение и повышение уровня контроля за работой пользователей в системе при выполнении ими функций налогового администрирования. За годы работы на местах сконцентрировалось большое количество высокотехнологичного оборудования и специального программного обеспечения: серверов, операционных систем и систем управления базами данных, телекоммуникационного и сетевого оборудования и т. п. Эксплуатация всего этого приводит к необходимости содержания штата высококвалифицированных ИТ-специалистов, что с годами становится делать все сложнее и дороже для ФНС России9.

Таким образом, вместо различных программных комплексов с позадачным принципом построения для налоговой системы необходима автоматизированная система нового поколения, которая будет представлять собой интеллектуальную систему в однородном информационном пространстве с централизованными на федеральном уровне информационными ресурсами, с единой политикой и стратегией раз-

8 См.: Налоговые органы планируют переход на новое программное обеспечение. URL: http://nalogplus.ru/news/368-nalogovye-organy-planiruyut-perehod-na-novoe-programmnoe-obespechenie.html (дата обращения: 13.04.2016).

9 Там же.

вития информационной инфраструктуры и информационной безопасности. Начиная с 2013 г. ФНС России внедряет и поэтапно переходит на новую автоматизированную информационную систему нового поколения «Налог-3».

Система АИС «Налог-3» — это комплексная перестройка организационной структуры налоговой службы, выстраивание новых бизнес-процессов и, соответственно, создание новой единой автоматизированной системы, использование всей накопленной в ФНС России информации путем реализации механизмов ее интеграции на основе консолидации баз данных федерального и регионального уровней. Целевая архитектура АИС «Налог-3» представлена на рисунке10.

Особенностями АИС «Налог-3», которые будут отличать ее от существующей информационной системы ФНС, являются: переход на работу с единым хранилищем данных; «активность» системы по отношению к пользователям и удобство работы с ней, т. е. в системе должен быть существенно повышен уровень формализации-автоматизации задач налогового администрирования, при этом действия пользователя в АИС «Налог-3» должны инициироваться системой; перевод ключевых компонент ИТ-инфраструктуры в центры обработки данных; переход к использованию терминальных рабочих станций на местах пользователей системы11.

Готовность программного обеспечения — одно из необходимых, но далеко не единственное и, более того, недостаточное условие для внедрения. Есть факторы, которые могут повлиять на сроки и порядок внедрения. Это качество данных и дефицит инфраструктуры, работа методологов центрального аппарата по организационным и нормативным изменениям, связанным с внедрением бизнес-процессов. ФНС России выработала стратегию поэтапного внедрения АИС «Налог-3» с учетом работ по созданию больших центров обработки данных. Принято решение о переходе от стратегии внедрения полнофункциональной версии к стратегии поэтапного внедрения, это стало принципиальным моментом.

10 Рисунок взят из «Проекта модернизации налоговых органов АИС "Налог 3"». URL: https://www.gnivc.ru/html/ais3.ppt (дата обращения: 12.06.2016).

11 См.: Официальный сайт ФНС России. URL: http://www.nalog.ru (дата обращения: 12.06.2016).

Инпншмационно аналитические подсистемы

Отчетность

Мониторинг ключевых показателей

I I

Аналитические приложения

I I

Рабочие места ! руководителей |

Подсистемы налогового администрирования

Досье I налогоплательщика

Налоговый

I

I

I | Интерактивные I автомат | | сервисы

ООеспемивагощие подсистемы

Управление документами

Электронный архив

Подсистемы управления административно-хозяйственной деятельностью

Подсистемы ИТ-обеспечения

I т

I Управление ИТ-инфраструктурой

|_____________!

|------------1

СОБИ

1.___________J

Рисунок. Целевая архитектура АИС ч Налог-3

Главным итогом работы ФНС России в области информационных технологий в 2014 г. является внедрение в эксплуатацию первого функционального блока (ФБ-1) АИС «Налог-3» в объеме функций государственной регистрации и учета налогоплательщиков. В состав ФБ-1 входят: 91 технологический процесс, 5 функциональных подсистем (централизованная система регистрации, централизованный учет налогоплательщиков, внешний информационный обмен, информационное обслуживание налогоплательщика, отчетность), 4 формы статистической отчетности, 3 публичных и самых востребованных государственных реестра: Единый государственный реестр юридических лиц, Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и Единый государственный реестр налогоплательщиков.

В процессе внедрения ФБ-1 проделаны масштабные работы по модернизации инфраструктуры, подготовке и конвертации данных, нагрузочному тестированию, подготовке сотрудников к работе с программным обеспечением и наработке практических навыков.

В конце 2015 г. в эксплуатацию внедрен второй функ-цио-нальный блок (ФБ-2), включающий функции администрирования имущественных налогов физических лиц. Всего в состав ФБ-2 входят: 51 технологический процесс, 5 функциональных подсистем, 4 формы статистической отчетности. Для подъема данных ФБ-2 использовался механизм транспортных контейнеров. В рамках ФБ-2 таких контейнеров два. Один поднимался из инспекций (местный уровень), второй — с регионального уровня (содержал невыясненные платежи на момент конвертации).

Неотъемлемой частью внедрения АИС «Налог-3» является обучение сотрудников налоговой службы работе с новой системой. В настоящее время на стадии внедрения в эксплуатацию находится последний, третий, функциональный блок (ФБ-3), он самый объемный. Количество технологических процессов превышает суммарное количество технологических процессов: блоков регистрации и учета и администрирования имущественных налогов физических лиц больше, чем в два раза. ФБ-3, как ФБ-1 и ФБ-2, будет вводиться поэтапно путем выделения самостоятельных процессов и их последовательного внедрения во всех налоговых органах [12].

С внедрением ФБ-3 АИС «Налог-3» позволит реализовать полноценный аутсорсинг — обработку всех документов, как в электронном виде, так и на бумажных носителях с регистрацией в централизованной информационной системе, преобразованием в электронный вид и сохранением в электронном архиве.

После того как АИС «Налог-3» заработает в полную силу, эта система устранит существующее сейчас дублирование информации, автоматизирует многие процессы, ускорит время на выполнение запросов, позволит лучше контролировать налогоплательщиков и работу самих налоговых органов, работа налоговиков будет происходить с актуальной информацией.

Внутри инспекционного обмена информацией не будет: все нужные сведения можно будет получить в единой базе данных. Посредством системы должен осуществляться и обмен с базами органов, чьи данные используются в работе налоговых органов. Консолидация и интеграция данных, создание сверхбольших хранилищ информации помогут в дальнейшем полностью перейти и на бесконтактное взаимодействие с налогоплательщиками. В режиме так называемого налогового автомата будут рассчитываться, начисляться налоги, идти автоматизированный контроль отчетности без вмешательства налогового инспектора12.

Обсуждение и заключения. Переход на новую фундаментальную технологию налогового администрирования позволит повысить информативность электронных сервисов налоговых органов для налогоплательщика за счет улучшения качества предоставления электронных услуг и расширения их спектра. Кроме того, увеличится действенность налогового администрирования, снизятся общий уровень налоговых нарушений и нагрузка на налоговые органы.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Аронов А.В., Кашин В.А. Налоговая политика и налоговое администрирование: учеб. пособие. М.: Экономист, 2006. 188 с. URL: http://elibrary. ru/item.asp?id=19780724 (дата обращения: 12.07.2016).

12 См.: Михаил Мишустин: «Для людей льготы по налогам на землю и имущество надо сохранить». URL: http://taxpravo.ru/analitika/statya-165158-mihail_mishustin_dlya_lyudey_lgotyi_po_nalogam_na_zemlyu_i_imuschestvo_ nado_sohranit_?print=1 (дата обращения: 07.07.2016).

2. Вигдорчик Д.Г. Отдельные вопросы налогового администрирования на современном этапе развития общества // Налоги и налогообложение. 2009. №. 6. С. 47—48. URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=22589619 (дата обращения: 12.07.2016).

3. Гончаренко Л.И. К вопросу о понятийном аппарате налогового администрирования // Налоги и налогообложение. 2010. №. 2. С. 17—24. URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=18848200 (дата обращения: 12.07.2016).

4. Красницкий В.А. Теория и практика современного налогового администрирования. Одинцово: Одинцов. гуманит. ин-т, 2011. 196 с. URL: http:// elibrary.ru/item.asp?id=19865224 (дата обращения: 12.07.2016).

5. Мишустин М.В. Информационно-технологические основы государственного налогового администрирования России: моногр. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. 252 с. URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=19756107 (дата обращения: 12.07.2016).

6. Пансков В.Г. Взаимоотношения государства и налогоплательщиков // Финансы. 2011. № 12. С. 31—35. URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=17270571 (дата обращения: 15.07.2016).

7. Ханафеев Ф.Ф. Развитие взаимоотношений налоговых органов и налогоплательщиков // Инновац. развитие экономики. 2011. № 3. С. 76—78. URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=17348544 (дата обращения: 15.07.2016).

8. Алиев Г.Х. Налоговый контроль и оценка его эффективности на современном этапе: дис. ... канд. экон. наук. Махачкала, 2004. 155 с. URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=16025112 (дата обращения: 16.07.2016).

9. Амбросьева Т.Г. Управление эффективностью налогообложения на макро- и микроуровне: дис. ... канд. экон. наук. М., 2007. 171 с. URL: http:// elibrary.ru/item.asp?id=16120213 (дата обращения: 16.07.2016).

10. Бакланова Н.Е. Совершенствование функционирования территориальных налоговых инспекций с использованием современных информационных технологий: дис. ... канд. экон. наук. М., 2008. 186 с. URL: http://elibrary. ru/item.asp?id=16186263 (дата обращения: 16.07.2016).

11. Беспалов М.В. Информационное взаимодействие в системе налоговых органов: основные задачи, проблемные точки и перспективы развития // Бухгалтер и закон. 2013. № 5. С. 13—17. URL: http://elibrary.ru/item. asp?id=20500502 (дата обращения: 16.07.2016).

12. Котина Г.А., Карпеева Н.М. Функции налогового администрирования в проекте модернизации ФНС России. Планы и реальность // Актуальные вопросы налогового администрирования: от теории к практике: тез. докл. науч.-практ. конф. Н. Новгород, 21 нояб. 2015 г. Н. Новгород, 2015. С. 26—29. URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=25705824 (дата обращения: 10.08.2016).

Для цитирования: Филиппова Н.А., Сергачева Т.В. Оценка условий и результатов внедрения АИС «Налог-3» в налоговых органах региона // РЕГИОНОЛОГИЯ REGIONOLOGY. 2017. № 1(98). С. 79—91.

Заявленный вклад авторов:

ФИЛИППОВА Наталья Алексеевна — научное руководство, определение замысла и методологии статьи.

СЕРГАЧЕВА Татьяна Владимировна — написание и доработка статьи.

Авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.

N. A. FILIPPOVA, T. V. SERGACHEVA. ASSESSMENT OF THE CONDITIONS AND RESULTS OF ADOPTION OF NALOG-3 AUTOMATED INFORMATION SYSTEM BY THE TAX AUTHORITIES OF A REGION

Key words: region, informatization, information systems, information technology, tax authorities, Nalog-3 automated information system

Abstract. The paper substantiates the necessity of using information systems and technologies in the work of the tax authorities; a brief analysis of the previous and current information systems is given; the features and benefits of the new Nalog-3 automated information system are also considered.

Synopsis. Introduction: currently, the Federal Tax Service of Russia pays great attention to the issues of informatization. This is due to the fact that the tax service of Russia is leading among many government agencies by the level of information technology. Further improvement of information and technical support of its activities, introduction of new information and telecommunication technologies, development of E-services is a strategic priority of the tax authorities of Russia and its regions.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Materials and Methods: scientific publications, reports, and orders of the Federal Tax Service of Russia were used as well as the reporting data of the Directorate of the Federal Tax Service of Russia in a specific region. Principles of the systemic and integrated approaches were adopted; the general scientific methods and techniques were also used.

Results: an analysis of information potential necessary for automation of all core functions of tax administration at the local level is given. Identified and classified are the reasons for which there is a need to move from the current system of electronic data processing to an entirely new automated system Nalog-3, which is an intelligent system in the homogeneous information space together with the information resources centralized at the federal level, with a unified policy and strategy of development of information infrastructure and information security.

Discussion and Conclusions: the results of the study allow to make a number of recommendations, which prove that the transition to the new fundamental technology of tax administration will allow to increase the information content of the electronic services of the tax authorities for the taxpayer through improving the quality of E-services and expanding their range. In addition, the efficiency of tax administration will increase;

the overall level of tax abuse will reduce as well as the workload of the tax authorities.

REFERENCES

1. Aronov A.V., Kashin V.A. Nalogovaja politika i nalogovoe administrirovanie [Tax policy and tax administration]. Moscow: Jekonomist Publ.; 2006. 188 p. Available from: http://elibrary.ru/item.asp?id=19780724 (accessed 12.07.2016). (In Russ.)

2. Vigdorchik D.G. Otdel'nye voprosy nalogovogo administrirovanija na sovremennom jetape razvitija obshhestva [Certain issues of tax administration at the contemporary stage of the society development]. Nalogi i nalogooblozhenie = Taxes and Taxation. 2009; 6:47—48. Available from: http://elibrary.ru/item.asp?id=22589619 (accessed 12.07.2016). (In Russ.)

3. Goncharenko L.I. K voprosu o ponjatijnom apparate nalogovogo administrirovanija [On the issue of the conceptual framework of tax administration]. Nalogi i nalogooblozhenie = Taxes and Taxation. 2010; 2:17—24. Available from: http://elibrary.ru/item.asp?id=18848200 (accessed 12.07.2016). (In Russ.)

4. Krasnitskiy V.A. Teorija i praktika sovremennogo nalogovogo administrirovanija [Theory and practice of modern tax administration]. Odintsovo; 2011. 196 p. Available from: http://elibrary.ru/item.asp?id=19865224 (accessed 12.07.2016). (In Russ.)

5. Mishustin M.V. Informacionno-tehnologicheskie osnovy gosudarstvennogo nalogovogo administrirovanija Rossii [Information and technological bases of Russia's state tax administration]. Moscow: UNITY-DANA Publ.; 2005. 252 p. Available from: http://elibrary.ru/item.asp?id=19756107 (accessed 12.07.2016). (In Russ.)

6. Panskov V.G. Vzaimootnoshenija gosudarstva i nalogoplatel'shhikov [Relationship between the state and taxpayers]. Finansy = Finances. 2011; 12:31—35. Available from: http://elibrary.ru/item.asp?id=17270571 (accessed 15.07.2016). (In Russ.)

7. Khanafeev F.F. Razvitie vzaimootnoshenij nalogovyh organov i nalogoplatel'shhikov [Development of relationship between tax authorities and taxpayers]. Innovacionnoe razvitie jekonomiki = Accounting, tax and economic security. 2011; 3:76—78. Available from: http://elibrary.ru/item. asp?id= 17348544 (accessed 15.07.2016). (In Russ.)

8. Aliev G.Kh. Nalogovyj kontrol' i ocenka ego jeffektivnosti na sovremennom jetape [Tax control and assessment of its effectiveness at the current stage]. Diss. Cand. Sci. (Econ.). Mahachkala; 2004. 155 p. Available from: http://elibrary.ru/item.asp?id=16025112 (accessed 16.07.2016). (In Russ.)

9. Ambrosieva T.G. Upravlenie jeffektivnost'ju nalogooblozhenija na makro-i mikrourovne [Managing tax efficiency at the macro and micro levels]. Diss. Cand. Sci. (Econ.). Moscow; 2007. 171 p. Available from: http://elibrary.ru/ item.asp?id=16120213 (accessed 16.07.2016). (In Russ.)

10. Baklanova N.E. Sovershenstvovanie funkcionirovanija territorial'nyh nalogovyh inspekcij s ispol'zovaniem sovremennyh informacionnyh tehnologij [Improvement of functioning of the territorial tax inspectorates with the use of modern information technologies]. Diss. Cand. Sci. (Econ.). Moscow; 2008. 186 p. Available from: http://elibrary.ru/item.asp?id=16186263 (accessed 16.07.2016). (In Russ.)

11. Bespalov M.V. Informacionnoe vzaimodejstvie v sisteme nalogovyh organov: osnovnye zadachi, problemnye tochki i perspektivy razvitija [Information interaction in the system of tax authorities: main tasks, problem areas and prospects of development]. Buhgalter i zakon = Accountant and the Law. 2013; 5:13—17. Available from: http://elibrary.ru/item.asp?id=20500502 (accessed 16.07.2016). (In Russ.)

12. Kotina G.A., Karpeeva N.M. Funkcii nalogovogo administrirovanija v proekte modernizacii FNS Rossii. Plany i real'nost' [Functions of tax administration in the project of modernization of the federal tax service of Russia. Plans and reality]. Aktual'nye voprosy nalogovogo administrirovanija: ot teorii k praktike = Topical issues of tax administration: from the theory to practice. Nizhniy Novgorod, 2015. P. 26—29. Available from: http://elibrary. ru/item.asp?id=25705824 (accessed 10.06.2016). (In Russ.)

FILIPPOVA Natalia Alekseevna, Doctor of Economic Sciences, Professor at the Department of Finance and Credit, National Research Mordovia State University (Saransk, Russian Federation) (e-mail: nata.filippova.54@mail.ru). ORCID: http://orcid.org/0000-0001-5369-4024

SERGACHEVA Tatiana Vladimirovna, Senior Specialist — Expert at the Department of Information Technologies, Directorate of the Federal Tax Service of Russia in the Republic of Mordovia, Student Pursuing a Master's Degree at the Department of Finance and Credit, National Research Mordovia State University (Saransk, Russian Federation) (e-mail: tata180180@yandex.ru). ORCID: http://orcid.org/0000-0002-5907-5598

For citation: Filippova N.A., Sergacheva T.V. Assessment of the Conditions and Results of Adoption of Nalog-3 Automated Information System by the Tax Authorities of a Region. REGIONOLOGIYA = REGIONOLOGY. 2017; 1(98):79—91.

Contribution of the authors:

FILIPPOVA Natalia Alekseevna — academic advising, specification of the concept and methodology of the article.

SERGACHEVA Tatiana Vladimirovna — writing and revision of the article.

All authors have read and approved the final manuscript.

nocTynn^a/Submitted 21.11.2016.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.