Научная статья на тему 'Оценка уровня цифровизации современного общества'

Оценка уровня цифровизации современного общества Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
164
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА / СТАТИСТИКА / ОБУЧЕНИЕ / КАДРЫ / ПРОГРАММНЫЕ ПРОДУКТЫ / ПОКАЗАТЕЛИ / ПРОГРАММА ПРАВИТЕЛЬСТВА / КОНКУРЕНЦИЯ / КОМПАНИЯ / SUCCESSFACTORS / DIGITAL ECONOMICS / STATISTICS / TRAINING / PERSONNEL / SOFTWARE PRODUCTS / INDICATORS / GOVERNMENT PROGRAM / COMPANY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Линькова Наталья Викторовна, Титова Оксана Васильевна

В статье освещаются разные аспекты распространения digital-технологий в обществе, которые влекут за собой обучение и повышение квалификации сотрудников. Система обучения также переходит на новый уровень передачи и контроля знаний через новые платформы и программные продукты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Линькова Наталья Викторовна, Титова Оксана Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATISTICAL INDICATORS OF DIGITALIZATION OF MODERN SOCIETY

The article covers the topic of the spread of digital technologies among society, which entail education and staff development. The training system also moves to a new level of knowledge transfer and control through new platforms and software products, which are described in the article.

Текст научной работы на тему «Оценка уровня цифровизации современного общества»

14. Шахова В.А., Шапиро С.А. «Мотивация трудовой деятельностью». - Учебное пособие. М.: ООО «Вершина». 2009.

15. Шпренгер Р. Мифы мотивации. Выходы из тупика / Перевод с нем. - Калуга: «Духовное познание», 2004.

16. Штомпка П. Социология. Анализ современного общества: Пер. с польск. СМ. Червонной. — М.: Логос, 2005.

Golubeva Olga Vladislavovna, Cand.Ped.Sci., associate professor

Katkova OLga Vladimirovna, Cand.Ped.Sci., associate professor

Korneva Tatyana Alekseevna, student

Madadova Kamila Halilovna, student

Minin state university, Nizhny Novgorod, Russia

SOCIO-ECONOMIC INCENTIVES IN PROFESSIONAL ACTIVITIES Abstract: The authors of this article considered the process of formation of the system of socio-economic incentives, the problems of their using in professional activities, and conducted research to identify preferences in relation to material and non-material incentives.

Key words: system of labor stimulation, professional activity, material incentives, nonmaterial incentives.

УДК 338.28

ОЦЕНКА УРОВНЯ ЦИФРОВИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА Линькова Наталья Викторовна, магистрант, (linkova nv@nlmk.com) Титова Оксана Васильевна, к.э.н., доцент (titova ov@mail.ru) Липецкий государственный технический университет

В статье освещаются разные аспекты распространения digital-технологий в обществе, которые влекут за собой обучение и повышение квалификации сотрудников. Система обучения также переходит на новый уровень передачи и контроля знаний через новые платформы и программные продукты.

Ключевые слова: цифровая экономика, статистика, обучение, кадры, программные продукты, показатели, программа Правительства, конкуренция, компания, SuccessFactors.

Влияние цифровой экономики безусловно велико. Новые технологии все больше присутствуют в нашей жизни, практически полностью меняют ход нашей деятельности, структуру работы процессов работы, социального взаимодействия. Уже сложно представить себе день без использования информационных технологий. На работе, дома, на прогулке везде берем с собой «умных» помощников: телефон, плеер, ноутбук и другое. Сегодня мы проживаем 31-часовой день, так как совмещаем несколько дел одновременно. Мы все чаще слышим, что жизнь стала идти быстрее с развити-

ем технологий, хотя, казалось бы, все сервисы направлены на сокращение трудозатрат человека.

По представленным в отчетах агентства We are Social1 и платформы Hootsuite данным, сегодня во всем мире интернетом пользуется 4,021 миллиарда человек, что на 7% больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Больше половины населения земного шара теперь в сети, и около четверти миллиарда из них вышли в сеть впервые в 2017 году. Наиболее активно осваивают новые технологии народы Африки, там количество пользователей интернета возросло более чем на 20% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Одними из ключевых факторов роста интернет-аудитории в этом году стали удобные смартфоны и недорогие тарифы на мобильный интернет.

В 2017 году более 200 миллионов человек впервые стали владельцами мобильных устройств, и теперь 2/3 из 7,6 млрд мирового населения имеют мобильный телефон, что на 4% больше, чем год назад. Технологии развиваются, сейчас 80% мобильных телефонов относятся к классу «умных», поэтому людям становится все проще получить доступ ко всем возможностям, которые предлагает интернет, из любой точки мира.

Социальные сети не остаются в стороне. В последние 12 месяцев количество пользователей на наиболее известных социальных сайтах увеличивалось ежедневно на почти 1 миллион уникальных входов. Каждый месяц с социальными сетями взаимодействуют более 3 миллиардов человек, при этом приоритет отдается мобильному телефону. На сегодня аудитория социальных сетей насчитывает 3,196 млрд. человек, в прошлом году этот показатель был на 13% ниже.

После поручения в декабре 2016 г. президентом РФ В.В. Путиным правительству страны совместно разработать и утвердить программу «Цифровая экономика Российской Федерации», согласно которой планируется к 2025 г. достигнуть ряда показателей, существенно улучшающих качество жизни населения.

Основные показатели национальной программы представлены в табл. 1.

Презентация окончательной версии программы «Цифровая экономика» состоялась в июне 2017 г. Эта программа описывает 8 направлений развития: госрегулирование, информационная инфраструктура, исследования и разработки, кадры и образование, информационная безопасность, государственное управление, «умный город» и цифровое здравоохранение. Эти направления условно можно объединить в 3 раздела цифровой экономики.

1 We are Social - аналитическое агентство, специализирующееся на онлайн-коммуникациях и нативной рекламе

2 2Hootsuite - это платформа управления социальными сетями, созданная Райаном Холмсом в 2008 году.

Таблица 1. Цели, целевые и дополнительные показатели _национальной программы_

№ п/ п Цель, целевой показатель, дополнительный показатель Базовое значение Период, год

Значение 2018 2019 2020 2021 2022 2023 2024

1 Ежегодный рост валового внутреннего продукта за счет развития цифровой экономики без учета других факторов, % - 0,3 0,5 0,7 0,9 1 1,1

2 Доля населения, обладающего цифровой грамотностью (не менее четырех базовых цифровых навыков), % 17 18 20 24 27 31 34 38

3 Доля государственных услуг, функций и сервисов, предоставленных в цифровом виде, % - 40 45 53 65 78 89

4 Доля государственных услуг, функций и сервисов, предоставленных без необходимости личного посещения государственных органов и иных организаций, % - 15 20 25 30 35 40

5 Доля организаций, использующих системы информатизации и автоматизации бизнес-процессов (CRM, ERP, SCM-системы), в общем числе организаций, % 15,9 17 20 24 28 32 35 38

6 Доля населения, использующего информационно-телекоммуникационную сеть Интернет для заказа товаров и (или) услуг, в общей численности населения, % 29,1 32 35 38 41 44 47 50

7 Российская Федерация да Да да да да да да

входит в топ-5 стран с низкой стоимостью мобильного Интернета

8 Доля домохозяйств, имеющих широкополосный доступ к сети «Интернет», % - - - - - - 97

9 Доля Российской Федерации в мировом объеме оказания услуг по хранению и обработке данных, % - - 1,5 2 3 4 5

10 Доля внутреннего сетевого трафика российского сегмента сети «Интернет», маршрутизируемого через иностранные серверы, % 60 50 40 35 30 25 15 10

11 Стоимостная доля закупаемого и (или) арендуемого федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов и иными органами государственной власти иностранного программного обеспечения, % 60 <50 < 40 <30 <20 <15 <10 <10

12 Индекс объема отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами отрасли информационных технологий (в % к предыдущему году в сопоставимых ценах) - - 107,2 108,2 108,4 108,5 108,6 108,6

13 Рост доли внутренних затрат на развитие цифровой экономики за счет всех источников в валовом внутреннем продукте, % - 0,3 0,4 0,5 0,5 0,5 0,5

Верхний уровень - программы и продукты, где создается добавленная стоимость. Средний - слой компетенций, где создаются платформы, на базе которых возникают продукты. Здесь происходят исследования и разработки. И третий уровень - это основа, состоящая из инфраструктуры, квалифицированных кадров и регуляторной среды, которая благоприятствует трансформации под цифровые технологии.

Рассмотрим подробнее третий уровень - квалификацию кадров. Несмотря на важность всех направлений, проблема кадров и образования выделяют одну из главных, ведь от специалистов зависит работа программных продуктов, эффективное использований технологий, соблюдение методологий и в целом все процессы.

В связи с повсеместным прогрессом, сотрудникам также требуется дополнительное обучение, переквалификация, а также профессиональная подготовка студентов, будущих сотрудников организации. Для целей управления персоналом, в том числе и корпоративного обучения сотрудников используется различные системы. На российском рынке систем автоматизирующих управление персоналом представлены лишь некоторые зарубежные решения, таких компаний как: Oracle, Lumesse, Sap и Saba. Но важно отметить, что существуют российские системы, автоматизирующие управление персоналом: WebSoft, 1C. Лидирующие позиции на российском рынке по-прежнему занимают Sap и Oracle.

Проанализировав российский и зарубежный рынок информационных систем, была выявлена следующая тенденция: большая часть компаний малого и среднего размера предпочитают внедрять ПО отечественных производителей, тогда как крупные компании и компании, имеющие западных инвесторов, часто предпочитают иностранные информационные системы. Широко представлены на российском рынке автоматизации управления персоналом, следующие системы:

- Successfactors;

- Saba Cloud;

- Lumesse ETWeb;

- Oracle Talent Management Cloud;

- 1C: «Зарплата и управление персоналом»;

- WebTutor от компании WebSoft.

SuccessFactors также занимает лидирующее место (общая оценка 4,0, максимальная оценка 4,6 у Ceredian) по мнению конечных пользователей, опубликованных Gartner - известной исследовательской и консалтинговой компанией, специализирующаяся на рынках информационных технологий.

По данным одной из крупных московских консалтинговых компаний с 2016 года количество внедряемых проектом увеличивается на 34%.

У продукта есть предложения для всех шести модулей пакета TalentManagment, в том числе и Learning, который можно приобрести независимо от основного модуля HR (SAP SuccessFactors Employee

Central). Платформа доступна полностью через публичное облако. По оценкам Gartner, у SuccessFactors более 6400 клиентов и более 50 миллионов подписчиков по всему миру, большинство из которых используют функции управления эффективностью, обучения и рекрутинга.

Модуль SuccessFactors Learning имеет следующие возможности:

- плaнирование процесса обучения;

- организация процесса обучения с учётом требований и условий обучения;

- обязaтельное обучение в соответствии с требованиями и правилами организации;

- учёт и оценка результатов прохождения обучения;

- самостоятельное и социальное самообучение;

- поддержка различных форматов обучения;

- оценка и тестирование участников обучения;

- хранилище контента iContent;

- отчётность для определения бизнес-результатов обучения (ROI);

Особенностями решения «Обучение персонала» выступают:

1) Подсказки, которые сделают обучение и обмен знаниями простыми и доступными любому сотруднику. Это позволяет ускорить процесс обучения, сделать его интересным. Сотруднику не нужно постоянно искать среди множества страниц инструкции или отвлекать коллег, чтобы найти алгоритм какого-либо небольшого процесса.

2) Автоматический подбор и предложение обучающего контента сотруднику на основании анализа его должности, квалификации и прочих данных (Big Data). Таким образом, продукт создает мотивацию на обучение, позволяет актуализировать знания в соответствии с новыми стандартами по мере необходимости.

3) Инструмент руководителя и менеджера по обучению для планирования и согласования потребностей и затрат на обучение. Данная возможность упрощает процесс бюджетирования данного направления и снижать риски перерасхода бюджета.

4) Баллы и награды за прохождение разных видов обучения. Новая и интересная тенденция геймификации присутствует в обучении. Продукт SAP SF LMS идет в ногу со временем и позволяет применять игровую систему обучения.

5) Портал для обучения внешних пользователей с настраиваемым и брендированным интерфейсом и возможностью продажи курсов. Это способствует привлечению не только сотрудников компании, но и учеников, студентов учебных заведений, которые интересуются карьерой в данной компании, а также преподавателей, которые смогут использовать новые методы и знания в своей работе.

6) Предоставление сотрудникам доступа к популярным курсам Massive Open Online Courses (MOOCs) непосредственно из корпоративной обу-

чающей системы. Эта возможность позволит решить проблему в тех компаниях, где основная часть информации является коммерческой тайной, и вход во многие внешние ресурсы запрещен.

7) Доступ к обучающему контенту оффлайн на iOS и Android.

Продукт SuccessFactors используют многие крупные российские компании. В частности SuccessFactors learning используют «Лаборатория Кас-перского», ЗАО «КРОК ИНКОРПОРЕЙТЕД», ПАО «Ростелеком», АО «ОХК «УРАЛХИМ», ПАО «НЛМК» и другие.

Персонал — это самая крупная инвестиция любой компании. От того, сколько работодатели вкладывают в обучение и развитие своих сотрудников, зависит конечный результат работы организации, эффективность выполненной работы. Многие уже на своем опыте убедились в том, что из двух равнозначных профессионалов больше пользы ему принесет тот, который удовлетворен своей работой не только материально, но и морально. При условии быстрого темпа развития общества, мобильность сотрудников возрастает, повышается конкуренция между компаниями.

Соответственно, если компания способна конкурировать не только в технологиях, но организовывать комфортные условия работы, обучать и развивать сотрудников, предоставлять возможности роста, то они будут оставаться в компании и показывать высокие результаты работы.

Развитие персонала организации поможет создать сильную команду, наладит оптимальную работу подразделений, а, значит, и сделает предприятие более эффективным и прибыльным в условиях перехода к цифровой экономике.

Список литературы

1. Абдрахманова Г. И. Индикаторы цифровой экономики 2017: статистический сборник / Л. М. Гохберг , М. А. Кевеш , Г.Г. Ковалева, М.Н. , М.Н. Куцемир, И.А. Кузнецова, И.С. Лола, Г.В. Остапкович, З.А. Рыжикова, С.Ю. Фридлянова // Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики". - М.: НИУ ВШЭ, 2017. - 320 с.

2. Акаткин Ю.М., Карпов О.Э., Конявский В.А., Ясиновская Е.Д. Цифровая экономика: концептуальная архитектура экосистемы цифровой отрасли // Моделирование социальных и экономических систем, 2017. - №4(42). - С. 5-11.

3. Ахромеева Т.С. Смыслы и ценности цифровой реальности: будущее. Войны. Синергетика / Т.С.Ахромеева, Г.Г.Малинецкий, С.А.Посашков // Филос. Науки, 2017. -N 6. - С.104-120.

4. Бауэр В.П. Блокчейн как основа формирования дополненной реальности в цифровой экономике / В.П.Бауэр, С.Н.Сильвестров, П.Ю.Барышников // Информ. Общество, 2017. - N 3. - С.30-40.

5. Бестужева О.Ю. Некоторые особенности развития цифровой экономики / О.Ю.Бестужева, О.Н.Вершинская // Энергетическая политика, 2017. - N 5. - С.49-57.

6. Бигаев З.В. Перспективы развития цифровой экономики// Научный журнал «Студенческий», 2018. - №8(28). - С. 23-27.

7. Бондарик В.Н. Некоторые информационно-технологические аспекты цифровой экономики / В.Н.Бондарик, А.В.Кудрявцев, А.А.Лощинин // Микроэкономика, 2017. -N 4. - С.67-71.

8. Вайпан В.А. Основы правового регулирования цифровой экономики // Право и экономика, 2018. - N 11. - С.5-18.

9. Ведута Е.Н. Цифровая экономика приведет к экономической киберсистеме // Ме-ждунар. Жизнь, 2017. - N 10. - С.87-102.

10. Войнова К.Н., Титова О.В. Влияние цифровой трансформации на развитие экономики / Войнова К.Н., Титова О.В. // Центральный научный вестник, 2018. - Том 3 (май). - №10 (51) - С. 90-91.

11. Грамматчиков А. Золотой век «цифры». Наступает / А.Грамматчиков, Т.Гурова // Междунар. публ. и частное право. - 2017. - N 3. - С.10-15.

12. Дыжин А. Цифровая экономика майнит // Эксперт-Сибирь, 2017. - N 41-42. -С.24-26.

13. Козырев А.Н. Моделирование НТП, упорядоченность и цифровая экономика // Экономика и мат. Методы, 2016. - Т.47, N 4. - С.131-142.

14. Косенкова В. А., Титова О.В. Роль государства в цифровизации экономики / Косенкова В.А., Титова О.В. // Центральный научный вестник, 2018. - Том 3 (май). -№10 (51) - С. 92-93.

15. Кунцман А.А. Трансформация внутренней и внешней среды бизнеса в условиях цифровой экономики [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://uecs.ru/ index.php? option=com_flexicontent&view=items&id=4131 (дата обращения: 24.12.2018).

16. Об утверждении программы «Цифровая экономика Российской Федерации». Распоряжение Правительства РФ от 28 июля 2017 года №1632-р [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://government.ru/docs/28653/ (дата обращения на 23.12.2018).

17. Перечень поручений Президента России по реализации Послания Федеральному Собранию (№Пр-2346 от 5 декабря 2016 года) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.kremlin.ru/acts/assignments/orders/53425 (дата обращения на 23.12.2018).

18. Петросян А. Что нужно знать о цифровой экономике и ее перспективах- [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.kommersant.ru/doc/3063024 (дата обращения: 24.12.2018).

19. Послание Президента Федеральному Собранию [1.12.2016] // Президент России [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://kremlin.ru/events/president/news/53379 (дата обращения на 23.12.2018).

20. Пряников М.М., Чугунов А.В. Блокчейн как коммуникационная основа формирования цифровой экономики: преимущества и проблемы // International Journal of Open Information Technologies, 2017. № 6(5). С. 49-55.

21. Сагынбекова А.С. Цифровая экономика: понятие, перспективы, тенденции развития в России // Международный научно-технический журнал «ТЕОРИЯ. ПРАКТИКА. ИННОВАЦИИ», 2018. - С. 1-13.

22. Титова О.В., Линькова Н.В. Роль оценки персонала на предприятии. Метод "оценка 360"/Титова О.В., Линькова Н.В. // Производительность труда и факторы ее повышения в цифровой экономике: материалы международной научно-практической конференции. Воронеж, 15-16 февраля 2018 г. - Воронеж: Научная книга, 2018. - С. 7577.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

23. Цифровая экономика вошла в список направлений стратегического развития [19.07.2017] // РБК [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.rbc.ru/ rbcfreenews/596f76a59a794733a47de689 (дата обращения на 23.12.2018)

24. Цветков В. А. Реализация стратегий новой индустриализации экономики / В. А. Цветков, И.М. Степнов, Ю.А. Ковальчук // Вестник Финансового университета, 2016. -Т. 20. - №6 (96). - С. 19-30.

Linkova Natalya Viktorovna, graduate student, (linkova_nv@nlmk.com, 8-906-591-1216)

Oksana V. Titova, Ph.D., Associate Professor, Department of Economics, Lipetsk State Technical University (titova_ov@mail.ru, 8-904-289-15-85)

STATISTICAL INDICATORS OF DIGITALIZATION OF MODERN SOCIETY Abstract: The article covers the topic of the spread of digital technologies among society, which entail education and staff development. The training system also moves to a new level of knowledge transfer and control through new platforms and software products, which are described in the article.

Keywords: digital economics, statistics, training, personnel, software products, indicators, Government program, company.

УДК 340.112

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ: СОВРЕМЕННЫЕ АСПЕКТЫ СООТНОШЕНИЯ ПРЕДМЕТА И МЕТОДА Мальцева Светлана Михайловна, к.фил.н., доцент (e-mail: maltsewasvetlana@yandex.ru) Гончарук Алексей Геннадьевич, к.фил.н., старший преподаватель

(e-mail: aleksgon75@gmail.com) Рогожкина Екатерина Михайловна, студент Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина, Нижний Новгород, Россия (e-mail: katya.rogozhkina00@mail.ru)

Исследование направлено на изучение соотношения предмета и метода правового регулирования на основе анализа работ некоторых авторов в сфере юриспруденции и философии. Целью исследования является анализ подходов к указанной проблеме в советское и современное время, их сопоставление. В ХХ веке данная проблематика почти потеряла актуальность, были предложения вернуться к дуалистическому делению права. В современности она снова актуализировалась, более того, появились различные варианты ее решения, отсутствовавшие в ранних работах. Если предмет регулирования права кажется обычен и понятен, то вопрос о методе правового регулирования остается не до конца решенным, содержит в себе большой запас для научного поиска. При этом его последующая разработка напрямую связана с потребностью увеличения эффективности правового регулирования в условиях возрастания значимости права в осуществлении государственной политики и обеспечении качественной реализации функций государства.

Ключевые слова: предмет, метод, соотношение, правовое регулирование, философия права.

В первой половине ХХ века вопросы соотношения предмета и метода правового регулирования вышли на передний план. В идущие затем перестроечный и постперестроечный периоды внимание к исследованию вопросов системы права существенно снизилось. Наглядным примером является отрицательное отношение многих авторов к категориям и предмета, и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.