Научная статья на тему 'Оценка уровня специальной подготовленности футболистов студенческих команд по данным игровой деятельности'

Оценка уровня специальной подготовленности футболистов студенческих команд по данным игровой деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
936
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ФУТБОЛ / СТУДЕНТ / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / КОНТРОЛЬ / FOOTBALL / STUDENT / PHYSICAL PREPARATION / TECHNICAL TRAINING / CONTROL

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Набойченко Евгений Станиславович, Суворова Екатерина Анатольевна, Мельникова Анна Владимировна

В статье рассматриваются вопросы оперативного контроля уровня функциональной и техникотактической подготовленности игроков студенческих футбольных команд в соревновательный период. Наибольших спортивных результатов добиваются те спортсмены, которые во время тренировочного процесса, как в подготовительном, так и в соревновательном периоде осуществляют целенаправленное воздействие на ведущие, доминирующие факторы соревновательной деятельности. В игровых видах спорта к таким факторам относятся физическая, техническая и другие виды подготовки. Уровень технической подготовки определяется качеством выполнения технико-тактических действий. Функциональная подготовленность оценивается объемом проделанной двигательной активности, выполняемой с максимальной и субмаксимальной интенсивностью (объем и количество рывков, спринтов, ускорений, общий километраж преодоленной дистанции за игру и др.). Высокий уровень функциональной подготовленности силы мышц ног способствует повышению качественного исполнения техникотактических действий (передач и остановок мяча, ведению единоборств, перехватов и т.п.). Применение в учебно-тренировочном процессе современных телекоммуникационных и компьютерных систем позволяет получать объективную информацию в режиме реального времени различных сторон специальной подготовленности и на основании полученных данных вносить своевременные коррективы в тренировочный процесс, как в подготовительном, так и соревновательном периоде.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Набойченко Евгений Станиславович, Суворова Екатерина Анатольевна, Мельникова Анна Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Assessment of level of special training readiness of football players of student teams according to game activity

This article about an operating control of level special readiness of players of college soccer teams during the competitive period. Special readiness includes functional and technical and tactical training of football players. Athletes have high sports results if purposefully influence the main, dominating factors of competitive activity during training process within a year. Physical, technical and other types of preparation are main to factors in game types of sporta.st and during competitions. Level of technical training is defined by quality of performance of technical and tactical actions. Functional readiness is estimated by the volume of the done physical activity which is carried out with the maximum intensity. High level of functional readiness of force of muscles of feet promotes increase of high-quality execution of technical and tactical actions. Telecommunication and computer systems allow to control and receive objective information on special readiness of athletes, in real time. These results allow to change training process in the preparatory period of training of football players and during competitions.

Текст научной работы на тему «Оценка уровня специальной подготовленности футболистов студенческих команд по данным игровой деятельности»

ОЦЕНКА УРОВНЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ФУТБОЛИСТОВ СТУДЕНЧЕСКИХ КОМАНД ПО ДАННЫМ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Е.С. НАБОЙЧЕНКО, Е.А. СУВОРОВА, А.В. МЕЛЬНИКОВА, Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина, г. Екатеринбург

Аннотация

В статье рассматриваются вопросы оперативного контроля уровня функциональной и технико-тактической подготовленности игроков студенческих футбольных команд в соревновательный период. Наибольших спортивных результатов добиваются те спортсмены, которые во время тренировочного процесса, как в подготовительном, так и в соревновательном периоде осуществляют целенаправленное воздействие на ведущие, доминирующие факторы соревновательной деятельности. В игровых видах спорта к таким факторам относятся физическая, техническая и другие виды подготовки. Уровень технической подготовки определяется качеством выполнения технико-тактических действий. Функциональная подготовленность оценивается объемом проделанной двигательной активности, выполняемой с максимальной и субмаксимальной интенсивностью (объем и количество рывков, спринтов, ускорений, общий километраж преодоленной дистанции за игру и др.). Высокий уровень функциональной подготовленности силы мышц ног способствует повышению качественного исполнения технико-тактических действий (передач и остановок мяча, ведению единоборств, перехватов и т.п.). Применение в учебно-тренировочном процессе современных телекоммуникационных и компьютерных систем позволяет получать объективную информацию в режиме реального времени различных сторон специальной подготовленности и на основании полученных данных вносить своевременные коррективы в тренировочный процесс, как в подготовительном, так и соревновательном периоде.

Abstract

This article about an operating control of level special readiness of players of college soccer teams during the competitive period. Special readiness includes functional and technical and tactical training of football players. Athletes have high sports results if purposefully influence the main, dominating factors of competitive activity during training process within a year. Physical, technical and other types of preparation are main to factors in game types of sporta.st and during competitions. Level of technical training is defined by quality of performance of technical and tactical actions. Functional readiness is estimated by the volume of the done physical activity which is carried out with the maximum intensity. High level of functional readiness of force of muscles of feet promotes increase of high-quality execution of technical and tactical actions. Telecommunication and computer systems allow to control and receive objective information on special readiness of athletes, in real time. These results allow to change training process in the preparatory period of training of football players and during competitions.

Ключевые слова: футбол, студент, физическая подготовка, техническая подготовка,

контроль.

Key words: football, student, physical preparation, technical training, control.

Достижение высоких результатов в избранном виде спорта становится возможным тогда, когда система подготовки спортсмена, на всем протяжении спортивной карьеры, направлена на повышение функционала ведущих, доминантных факторов данной специфической деятельности. Например, в гимнастике такими ведущи-

ми факторами являются гибкость и координация движений, в легкой атлетике - быстрота, прыгучесть, выносливость и т.д. В игровых видах спорта успешная игровая деятельность определяется целой совокупностью разнообразных факторов. В футболе такими ведущими факторами, по нашему мнению, являются - быстрота,

выносливость, координация движений, игровое мышление и т.п.

Анализ научно-методической литературы, данных результатов педагогических исследований и наблюдений позволяет нам констатировать, что одним из факторов, снижающих эффективность системы подготовки футболистов, на всех этапах обучения (начиная с групп начальной подготовки и заканчивая выступлениями на профессиональном уровне) является несоответствие между характером тренировочных нагрузок и требованиями соревновательной деятельности [2, 5]. Как показывает практика, тренировочный процесс студенческих футбольных команд в подготовительном периоде направлен на повышение уровня функциональной подготовленности и включает в себя выполнение прыжковой и беговой работы в пределах максимальной и субмаксимальной интенсивности. Однако с началом соревновательного цикла объем выполняемой работы с максимальной и субмаксимальной интенсивностью в тренировочном процессе резко снижается, если не сказать, исчезает полностью. А если и используются на занятиях прыжковые и беговые упражнения, то они выполняются в подготовительной части занятия как разминка, подготовка мышц. И этому есть вполне логическое обоснование. Соревновательный период в игровых видах спорта (футболе) продолжается более 5-6 месяцев с определенным игровым недельным циклом. В недельном (межигровом) цикле тренеру необходимо функционально восстановить игрока, наиграть тактические комбинации к следующей игре. А выполнение упражнений с максимальной и субмаксимальной интенсивностью в промежутке между матчами, по мнению большинства практикующих тренеров студенческих команд (п = 15), может негативно сказаться на физическом и психологическом состоянии игроков. Экспериментально доказано, что применение в тренировочном процессе соревновательного периода только специальных технико-тактических упражнений не позволяет удерживать аэробные возможности футболистов на уровне, приобретенном в подготовительном периоде. Анализ тренировочного процесса студенческих футбольных команд (п = 18) показал, что в большинстве случаев (п = 13) на занятиях отдается предпочтение использованию специальных технико-тактических упражнений в межигровом цикле соревновательного периода. Наряду с «традиционной» системой подготовки (использование специальных технико-тактических упражнений, оставляя без должного внимания уровень физической подготовки футболистов) в соревновательном периоде, тренеры (п = 5) начинают применять на занятиях данные исследований, которые доказывают, что «систему подготовки футболистов в соревновательном цикле необходимо строить с учетом игровой деятельности» [1, 2, 4, 6]. Следовательно, тренировочный процесс в соревновательном периоде должен включать в себя как выполнение технико-тактических заданий, так и работу в максимальном и субмаксимальном режиме.

Опираясь на полученные данные теоретических и практических исследований, мы считаем необходи-

мым процесс подготовки футболистов осуществлять с учетом различных сторон подготовленности спортсмена в данный момент времени. Этому способствует получение срочной и необходимой информации о состоянии подготовленности (физической, технической и др.) спортсмена, что позволяет выявить, насколько эффективно и целесообразно применение тех или иных средств и методов тренировки в учебно-тренировочном процессе годового цикла.

В работе со студенческими командами мы столкнулись с такой проблемой, как выполнение тестовых заданий в соревновательном периоде. Если на этапе подготовки (в подготовительном периоде) выполнение игроками тестов воспринимается как дополнительное средство подготовки, то в соревновательном цикле это не всегда оправдано. Использование дополнительных тестовых упражнений влечет за собой интенсификацию тренировочного процесса в соревновательном периоде, так как это сопряжено с дополнительными временными, физическими затратами, а порой, и психологическим дискомфортом спортсмена. Определение уровня специальной подготовленности игрока и команды в режиме игровой деятельности (on-line), совсем недавно, 3-4 года назад, был довольно трудоемким и растянутым по времени процессом. Действия игроков записывались в процессе матча схематически и вербально (на диктофон), и уже после игры переносились в таблицы. Сегодня, используя современные телекоммуникационные и компьютерные системы типа ASCENSIO SYSTEM Ltd., UK, процесс получения и анализа данных различных сторон подготовленности игрока значительно сократился [9]. Результаты экспериментальных исследований показывают, что для оперативного управления уровнем функциональной подготовленности футбольной команды следует использовать показатели объема проделанной двигательной активности, выполняемой с максимальной и субмаксимальной интенсивностью (это информативный показатель, который основывается на данных о расстоянии, преодоленном шагом, трусцой, бегом, спринтом; количестве ускорений во время игры и т.п.). Данный показатель имеет достоверную корреляцию с уровнем аэробной подготовленности мышечного аппарата футболистов (r = 0,88-0,94), что позволяет судить о функциональном состоянии спортсмена [6, 9].

Статистические показатели футбольных матчей показывают, что успешность игры команды связана не только с двигательной активностью отдельно взятого игрока, всей команды в целом, но и с целесообразностью и эффективностью выполняемых игроками технико-тактических действий [7]. В связи с этим, для анализа технико-тактической подготовленности футболистов представляют интерес такие показатели, как: количество и точность передач, перехваты мяча, выигранные единоборства, индекс скорости атакующих действий, индекс скорости точных передач и другие, которые в совокупности составляют объем технико-тактических действий футболиста. Опираясь на данные наших эмпирических

исследований можно сделать вывод, что чем выше показатель потребления кислорода на уровне анаэробного порога, тем большее количество качественно произведенных футболистом технико-тактических действий, увеличивается количество как общих, так и точных передач, перехватов мяча, выигранных единоборств и т.п. Значение получаемых в режиме реального времени результатов игровой соревновательной деятельности велико, данные показатели позволяют тренерскому штабу вносить коррективы в тренировочный процесс, отслеживать функциональное состояние команд соперников и, исходя из общей суммы полученных данных, строить тактический план ведения предстоящих матчей.

Рассмотрим на данном примере значимость получаемых результатов для тренировочного процесса. В табл. 1

представлены результаты двигательной активности игроков студенческой команды «УПИ-УрФУ» в двух матчах. Из представленных данных видно, игроки команды «УПИ-УрФУ» в игре против команды «А» (игра № 3 сезона 2014 г., выиграли со счетом 3:2), превосходили соперника в таких показателях, как: общая дистанция -на 3864 м; количество ускорений - на 34; количество рывков и спринтов - на 12; дистанцией рывков и сприн-тов - на 926 м.

В игре против команды «В» (игра № 10 сезона 2014 г., выигранным со счетом 1:0) показатели объема двигательных перемещений студенческой команды «УПИ-УрФУ», в режиме максимальной мощности были выше аналогичных показателей соперников (табл. 2).

Таблица 1

Сравнительная оценка объема двигательной активности команды «УПИ-УрФУ» в матчах студенческой лиги в сезоне 2014 г.

Команда Общая дист., м Медл. бег, м Средн. темп, м Кол-во ускор. Рывки, м Спринт, м Кол-во рывков и спринтов

УПИ-УрФУ (игра № 3) 98 198 43 817 12 962 303 3351 1458 488

Команда А 94 334 42 046 11 611 269 2873 1010 476

УПИ-УрФУ (игра № 10) 88 261 39 329 12 785 274 2953 1050 474

Команда В 91 697 39 766 11 010 233 2738 807 392

Таблица 2

Показатели двигательной активности студенческой команды «УПИ-УрФУ» и команд-соперников

в сезоне 2014 г. (Х ± с)

Критерий двигательной активности УПИ-УрФУ, м Команды соперников, м ¿-критерий Стьюдента

Дистанция на рывках, м 3980±251,5 4164±285,4 0,146, р < 0,05

Дистанция на спринтах, м 931±78,5 963±82 0,114, р < 0,05

Количество ускорений 650,7±31,7 643,2±47,8 -0,006, р < 0,05

Количество рывков и спринтов 280,5±26,1 289,6±28,2 0,128, р < 0,05

Полученные в режиме on-line данные позволяют тренеру прогнозировать следующий игровой цикл. При высоком уровне функциональной подготовленности команды можно акцентировать тренировочный процесс на выполнение технико-тактических действий, направленных на подготовку к игре с предстоящим соперником. И, наоборот, при снижении физических кондиций игроков включить в занятие выполнение упражнений на повышение анаэробных возможностей мышц ног. Например, анализ игры № 2, 9 (диаграмма 1) показал высокий уровень физической готовности команды, это позволило в следующем межигровом цикле заняться технико-тактической подготовкой команды к предстоящей игре (в последствии матчи № 3, 10 были выиграны). Проведенный сравнительный анализ уровня функциональной

подготовленности команды «УПИ-УрФУ» и соперников (п = 16 игр) выявил, что в таких показателях двигательной активности как: дистанция на рывках и спринтах, количество ускорений, рывков и спринтов, результаты команды «УПИ-УрФУ» не отличаются от аналогичных показателей команд-соперников (занимавших 1-5 места в соревновании). Для определения достоверности различий был использован индекс ¿-критерия Стью-дента.

На диаграмме 1 представлены командные показатели количества выполненных рывков и спринтов в течение сезона 2014 г. Анализ данных показывает, что применение в работе с командой оперативной информации об уровне физической подготовленности игроков позволило команде избежать глубоких функциональных спадов.

350-,

Кол-во рывков

Диаграмма 1. Сравнительный анализ выполнения студенческой командой «УПИ-УрФУ»рывков и спринтов

в играх сезона 2014 г.

На основе полученных данных двигательной активности студенческих команд (п = 32) в сезоне 2014 г. мы пришли к выводу, что чем больше объем проделанной работы в режиме максимальной и субмаксимальной мощности выполняет команда, тем выше вероятность ее положительного результата в игре.

Другим немаловажным аспектом удачного выступления команды является ее технико-тактическая оснащенность. Уровень данной подготовленности футболистов определяется объемом выполненных технико-тактических действий в конкретном матче. По данным наших исследований, которые подтверждаются

мнением специалистов, работающих со студенческими футбольными командами (п = 14), при равных функциональных возможностях соревнующихся команд успеха, как правило, добивается команда, которая выполняла технико-тактические действия максимально эффективно. При этом эффективность технико-тактических действий определяется не столько временем владения мяча, сколько качественным исполнением таких технических приемов, как: точность передач, выигранные единоборства, перехваты, проникающие передачи в зону нападения и т.п. (табл. 3).

Таблица 3

Оценка качества исполнения технических элементов студенческой команды «УПИ-УрФУ»

в играх сезона 2014 г.

Команда Передачи, кол-во Точные передачи, кол-во Процент точных передач Единоборства, кол-во Выигранные единоборства, кол-во Процент выигранных единоборств

УПИ-УрФУ Игра № 3 301 235 78 105 62 59

Команда А 278 197 71 105 43 41

УПИ-УрФУ Игра № 10 357 293 82 124 83 67

Команда В 335 224 67 124 41 33

Анализ оперативной информации об объеме двигательной активности команды «УПИ-УрФУ» и выполнении технико-тактических действий в конкретном матче (игры № 3 и 10), позволяет сделать следующий вывод. Если объем двигательной активности соревнующихся

команд находится примерно на одном уровне (не отмечается достоверных различий по ¿-критерию Стьюдента), превосходство в игре получает команда, имеющая более высокие технико-тактические показатели в количестве выполненных передач, точных передач и выигранных

единоборств (табл. 1, 3). Статистические данные двигательной активности игроков в предыдущих играх (игры № 2 и 9) показывали нам, что у команды высокий уровень функциональной готовности, поэтому тренировочные занятия перед играми № 3 и 10 были посвящены непосредственной отработке технико-тактических действий с учетом предстоящего соперника. Нам представляется интересным такой факт - при относительно равных показателях (нет достоверных различий по i-критерию Стьюдента) двигательной активности и выполнения основных технико-тактических действий (передачи, единоборства, перехваты и т.п.) положительного результата в игре способна достичь команда, имеющая более высокий индекс скорости атакующих действий, точных передач, более высокий процент проникающих передач в штрафную зону соперников.

Таким образом, использование в игровых видах спорта (в футболе) современных телекоммуникационных и компьютерных технологий в режиме on-line позволяет получать оперативную и объективную информацию об уровне функциональной, технико-тактической подготовленности игроков команды на протяжении всего соревновательного цикла. Анализ статистических данных, полученных по ходу проведения матчей, позволяет вносить своевременные коррективы в тренировочный

процесс, что в свою очередь способствует «сглаживанию» функциональных провалов, которые неизбежны в процессе длительного (5-6 месяцев) игрового соревновательного периода. Результаты игр команды «УПИ-УрФУ» в соревновательном цикле (май - октябрь) показали, что уровень физической подготовленности не на много отличался от аналогичных показателей команд, занимавших лидирующие позиции (достоверных различий по ¿-критерию Стьюдента не выявлено). Эффективность выполнения по ходу матча технико-тактических действий игроками рассматриваемой команды на протяжении всего сезона не претерпевала значительных колебаний (в сторону ухудшения показателей) и соответствовала статистическим показателям команд-соперниц.

Успешное выступление команды в сезоне 2014 г., по нашему мнению, стало возможным при выполнении плана предсезонной подготовки и вносимых коррективов в тренировочный процесс во время соревновательного цикла. Результаты проделанной работы нашли свое отражение не только в высоком уровне функциональной готовности команды, но и в повышении качественного исполнения технико-тактических действий (передач, единоборств, перехватов и др.), эффективности выполнения атакующих действий и скорости передач, проникающих передач в штрафную зону соперников.

Литература

1. Годик М.А. Контроль тренировочных и соревновательных нагрузок / М.А. Годик. - М.: ФиС, 1980. - 130 с.

2. Губа В.П., Лексаков А.В., Антипов А.В. Интегральная подготовка футболистов / В.П. Губа, А.В. Лексаков, А.В. Антипов. - М.: Советский спорт, 2010. - 208 с.

3. Лисенчук Г.А., Залойло В.В., Журавлев С.А. Особенности физической подготовленности футболистов 15-16 лет как основа для комплексного контроля // Физическое воспитание студентов, № 1, 2010. - С. 75-79.

4. Селуянов В.Н., Сарсания С.К., Сарсания К.С. Физическая подготовка футболистов / В.Н. Селуянов, С.К. Сарсания, К.С. Сарсания - М.: «ТВТ Дивизион», 2004. - 192 с.

5. Селуянов В.Н., Сарсания С.К., Сарсания К.С. Адаптация футболистов к тренировочной и соревновательной деятельности. Метод. реком. / В.Н. Селуянов, С.К. Сарсания, К.С. Сарсания - М.: Принт-Центр, 2003. - 91 с.

6. Слуцкий Л.В. Управление физической подготовкой футболистов на основе контроля соревновательной

двигательной деятельности: дисс. ... канд. пед. наук / Слуцкий Л.В. - М.: 2009. - 116 с.: ил.

7. Черепанов П., Мухамадиев М. Силовая подготовка футболистов. Скорость атакующих действий в футболе: метод. разработки. - М.: Профиздат, 2012. - 88 с.: ил.

8. Федотова Е.В., Сарсания К.С., Скотникова А.В. Оценка соревновательной нагрузки и разработка средств специальной подготовки спортсменок в хоккее на траве с использованием мониторов сердечного ритма // Теория и практика физической культуры. - 2006. - №3. С. 23-26.

9. Шамонин А.В. Методы оценки специальной подготовленности футболистов // материалы Всероссийской с международным участием научной конференции «Физическая культура, спорт как социальные феномены общества: ретроспектива, реальность и будущее» (Иркутск, 15-18.04.2013 г.): URL: http://mognovse.ru/ yvy-pechataetsya-po-resheniyu-uchenogo-soveta-fakuleteta-fizic-stranica-16.htm (дата обращения: 25.04.2015).

References

1. Godik MA. Control of training and competitive loads / M.A. Godik. - M.: FiS, 1980. - 130 p.

2. Guba V.P., Leksakov A.V., Antipov A.V. Integrated training of football players / V.P. Guba, A.V. Leksakov, A.V. Antipov. - M.: Sov. Sport, 2010. - 208 p.

3. Lisenchuk G.A., Zalojlo V.V., Zhuravlev S.A. Features of physical fitness of football players of 15-16 years as basis

for complex control // Fizicheskoe vospitanie studentov. -2010. - No. 1. - P. 75-79.

4. Seluyanov V.N., Sarsaniya S.K., Sarsaniya K.S. Physical training of football players / V.N. Seluyanov, S.K. Sarsaniya, K.S. Sarsaniya - M.: „TVT Divizion", 2004. - 192 p.

5. Seluyanov V.N., Sarsaniya S.K., Sarsaniya K.S. Adaptation of football players to training and competitive activity /

V.N. Seluyanov, S.K. Sarsaniya, K.S. Sarsaniya - M.: Print-Centr, 2003. - 91 p.

6. Sluckij L.V. Management of physical training of football players on the basis of control of competitive motive activity: dissert. ... k. p. n. / Sluckij L. V. - M.: 2009. - 116 p.

7. Cherepanov P., Muxamadiev M. Power training of football players. Speed of the attacking actions in soccer: metod. manual. - M.: Profizdat, 2012. - 88 p.

8. Fedotova E.V., Sarsaniya K.S., Skotnikova A.V. Assessment of competitive loading and development of means

of special training of sportswomen in field hockey with use of monitors of a warm rhythm // Teoriya i praktika fiziches-koj kultury. - 2006. - No. 3. - P. 23-26.

9. Shamonin A.V. Methods of an assessment of special readiness of football players // materialy Vserossiyskoy s mezhdunarodnym uchastiem nauchnoy konferencii «Fizicheskaya kultura, sport kak socialnye fenomeny obschestva: retrospektiva, realnost i buduschee» (Irkutsk, 15-18.04.2013): (access: 25.04.2015).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.