Научная статья на тему 'Оценка уровня развития информационного менеджмента'

Оценка уровня развития информационного менеджмента Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
260
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Прикладная информатика
ВАК
RSCI
Область наук
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ / INFORMATION MANAGEMENT / УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ / LEVEL OF DEVELOPMENT / СТАДИИ ЗРЕЛОСТИ / STAGES OF MATURITY / КРИТЕРИИ / CRITERIA

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Костров А.В., Коротеева О.С., Якунченкова С.Ю.

Анализируются особенности развития информационного менеджмента (ИМ), приводится классификация уровней развития, или стадий зрелости, ИМ. Обосновывается и предлагается подход к оценке уровня развития ИМ. Предложены модель и методика оценки уровня развития ИМ, основанные на многокритериальной экспертной оценке, а также графическая интерпретация методики. Приводятся иллюстрации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Костров А.В., Коротеева О.С., Якунченкова С.Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Assessing the level of information management development

The features of the Information Management (IM) and a classification of development levels, or IM maturity stages, are considered. The approach to assessing the level of IM is substantiated and proposed. A model and method of estimating the level of IM based on a multiobjective expert evaluation as well as a graphical interpretation of the method are proposed. Some illustrations are given.

Текст научной работы на тему «Оценка уровня развития информационного менеджмента»

№ 3 (39) 2012

А. В. Костров, докт. техн. наук, профессор Владимирского государственного университета О. С. Коротеева, канд. экон. наук, доцент Санкт-Петербургского государственного

университета экономики и финансов С. Ю. Якунченкова, магистрант Владимирского государственного университета

Оценка уровня развития информационного менеджмента

Системы обработки информации (ОИ) со временем проходят характерные типовые стадии, обозначающие уровень их развития, — стадии зрелости. Одной из важнейших характеристик зрелости ОИ является уровень развития управления этой сферой, или уровень развития информационного менеджмента (ИМ).

Введение

Совершенствование, или развитие, управления обработкой информации — это развитие ИМ как такового. Таким образом, управление развитием системы ОИ (СОИ) и управление развитием ИМ по существу представляет собой двуединую задачу: развитие СОИ реализуется средствами ИМ и, в свою очередь, означает развитие ИМ. Для планомерного решения задачи управления развитием ИМ необходимо обеспечить оценку достигнутого уровня, для чего требуется соответствующее методическое обеспечение. В настоящей статье предлагаются подход и методика оценки уровня развития ИМ.

Характеристика условий решения задачи оценки уровня развития информационного менеджмента

Управление развитием систем — одна из основных задач менеджмента. При этом нужно подчеркнуть, что при отсутствии планомерного развития системы деградируют, как правило, в том или ином аспекте. Более того, деградация может иметь место и в развивающейся системе, если темп ее развития ниже темпа мирового прогресса (рис. 1, пунктирная и сплошная линии соответственно). Как видно, даже имея в начале уровень,

равный передовому, но прогрессируя более медленно, чем растут передовые достижения, система относительно этих достижений деградирует.

В практике управления развитием систем нужно постоянно контролировать процесс, для чего необходимо ввести количественные характеристики уровня развития и оценивать их. Управление развитием СОИ как таковых в их полном объеме — одна из функций ИМ [1]. Здесь важно подчеркнуть, что уровень развития СОИ в организационном аспекте означает и по своей сути отражает уровень развития ИМ.

Рис. 1. Характеристика деградации системы

№ 3 (39) 2012

Типовые стадии, отражающие уровень развития ИМ, или стадии зрелости, характеризуются некоторыми типичными условиями и особенностями. Они не формируются автономно сами по себе, а связаны с организацией основной деятельности (ОД) и обеспечивающей эту деятельность структурой управления. Связь взаимна,взаимодействие протекает во времени, проходит типовые фазы и состояния и имеет определенные типовые характеристики в данных фазах. Поэтому следует рассматривать совместно состояние сферы ОИ и особенности организации управления компанией в порядке оценки уровня развития менеджмента в отношении использования средств ОИ, или стадий зрелости ИМ [1, 2].

Описание и классификация характерных признаков типовых стадий зрелости по существу представляет собой модель зрелости (Maturity Model, MM, англ.) [6]. Однако обычно MM — не технология и не стандарт, в ней используются вербальные описания, для нее нет формальных описаний, в ней нет жестких требований к условиям и характеристикам, она не привязана к конкретным информационным технологиям. Поэтому MM непосредственно не указывают, как осуществить развитие системы и перейти на более высокий уровень, в них нет руководств по применению. Таким образом, между MM и программой конкретных проектов и мероприятий по развитию имеет место область неопределенности. Для ее преодоления каждой конкретной организации рекомендуется самой разработать соответствующее руководство применительно к условиям своего бизнеса и определить степень формализации MM.

Для описания специфики развития ИМ также используются соответствующие классификации типовых стадий, или уровней развития. Применительно к условиям осуществления ИМ описание стадий его развития предложено профессором Гарвардской высшей школы бизнеса Ричардом Л. Нола-ном [6]. В таблице 1 представлена классификация признаков стадий развития СОИ, или ИМ, по Р. Л. Нолану, в которой в допол-

5

нение к исходном версии уточнены переход- | ные состояния (начало и окончание) всех |

стадий [1]. Ц

В настоящей работе приведенная клас- ~

сификация используется в качестве мето- ^

дической основы оценки уровня развития «о

ИМ. В данной модели описаны типовые ста- ¡8

дии развития ИМ, для каждой стадии выде- ^ лены ее отличительные черты, состояние ^

при входе в ту или иную стадию и состоя- са

ние в конце пребывания в ней. Однако ди- §*

намику развития внутри каждой стадии и пе- &

реход от одной стадии к другой практиче- *

ски невозможно отследить только по при- ^ веденным качественным характеристикам. В связи с этим необходимо ввести измеримые тем или иным способом величины, или критерии, по которым будут количественно оцениваться как достигнутая, так и целевая, или желательная в условиях функционирования компании, стадии развития.

Подход к оценке уровня развития информационного менеджмента

В приведенных условиях оценки уровня развития ИМ предлагается применить подход, аналогичный использованному в [3] для оценки организационной зрелости управления компанией; в его основе лежит метод многокритериальной экспертной оценки. Подход состоит в следующем [4]. Вводится множество частных критериев, прямо или косвенно отражающих признаки стадий, приведенные в табл. 1. Частных критериев может быть достаточно много, для их генерации может быть использован, например, метод морфологического анализа, обеспечивающий полноту учета свойств, приведенных в классификации в качестве характеристик стадий [5]. На основании этого множества вырабатывается глобальный критерий, значение которого характеризует уровень развития.

В методике оценки уровня развития необходимо связать значение глобального критерия со значениями частных критериев. Формальная теоретико-множественная

№ 3 (39) 2012

Таблица 1

Типовые стадии развития систем обработки информации

Стадия Характеристики стадий

1. Инициирование (Initiation) Начало: предприятие достигает критической величины, при которой становится необходимым применение ЭВМ, причем экономия затрат выходит на первый план; — пользователи пока еще сдержанно относятся к ОИ, эксперты по ОИ пока еще не имеют достаточного опыта и знаний; — ОИ чаще всего подчиняется той инстанции, которая ее вводила . Окончание: получен положительный опыт автоматизации ОИ в том подразделении, в котором возникла инициатива

2 . Распространение (Contagion) Начало: на основе положительного результата возникает спрос на автоматизацию ОИ в других подразделениях организации; — спрос на прикладные системы и услуги ОИ растет, возрастают объемы закупки техники и программ, растет численность персонала, как следствие очень быстро растет бюджет сферы ОИ; — производительность систем ОИ еще не исчисляется; — планирование и контроль ОИ пока слабо выражены . Окончание: в руководстве организации складывается представление о том, что необходимо соотносить затраты и эффект от информатизации

3 . Контроль и управление (Control) Начало: экспансия бюджета сферы ОИ остановлена руководством; — разрабатываются методы обоснования и анализа затрат и получаемого эффекта, формируется нормативная база; — вводится система расчетов за услуги ОИ; — формируются системы планирования, стандартизации и контроля в сфере ОИ . Окончание: выявляются упущения, дублирование данных, технологические, структурные и информационные различия в подсистемах сферы ОИ

4 . Интеграция (Intégration) Начало: подсистемы, созданные разными изготовителями на основе различных стандартов, интегрируются в единую информационную и технологическую среду ОИ; — совершенствуются планирование, контроль и управление в сфере ОИ; — принимаются целенаправленные решения по вопросам централизации/ децентрализации ОИ . Окончание: ОИ все шире распространяется в подразделениях в качестве основы выполнения основных производственных функций

5 . Администрирование данных (Data Administration) Начало: интегрированные приложения ОИ получают доступ к данным регулярным образом; — данные рассматриваются как ресурс предприятия, они единым образом планируются и управляются . Окончание: производственные подразделения полностью принимают на себя ответственность за использование ресурсов ОИ

6 . Зрелость (Maturity) Начало: ИМ непосредственно и тесно связан с менеджментом ОД и в полной мере обеспечивает реализацию принятой стратегии предприятия . Окончание: не определяется

S

=s

SI

I

сэ

S

и

модель уровня развития (зрелости) ИМ SB представляется в виде множества:

SB = {B

i = 0, I

(1)

где В1 — показатель, или номер по классификации, уровня развития, или стадии зрелости, ^ = ISBI — число стадий зрелости (по Нолану шесть). Уровень развития

имеет вид множества строк и столбцов; каждая строка отражает частный критерий оценки зрелости, столбцы содержат значения частных критериев, упорядоченные в соответствии с повышением уровня развития.

Таким образом, если обозначить каждый показатель зрелости В1 = В, то можно записать

48

№ 3 (39) 2012

В = { ,е,

i = 0,1й; У = 0,1е

(2)

где — множество частных критериев в показателе зрелости; С — множество их значении; Iй — принятое количество частных критериев в показателе зрелости; Iе — количество значении критериев; Db — набор атрибутов показателя зрелости. Атрибуты показателя зрелости можно представить в виде кортежа:

^ = Db2, Dbз,...>, (3)

где Db1 — дата измерения; Db2 — значение; Db — область значении.

рии показатель уровня развития, или стадия зрелости, системы SB в соответствии с принятой их классификацией.

Операторная схема преобразований по предлагаемому подходу на основании выражений (1-5) иллюстрируется следующим выражением:

й -

f GR

>- Ой,

f Гр

f ЭВ

>■ ЭВ, (6)

где символом f обозначаются операции преобразования, надстрочными индексами — целевые состояния преобразования; в цепи преобразований учтены все формируемые группы частных критериев.

со

I

$

I

со ^

К

I

со

о &

и §

СО

В составе каждого из показателей зрелости частные критерии целесообразно объединять в группы родственных по тому или иному основанию критериев. Каждая ¡-я группа критериев имеет вид множества кортежа:

О, = Ой кк, Гр 1 I к = 0, Iой}, (4)

где Da DG — множество атрибутов группы; Ойкк — критерий, входящий в группу; Гр( — агрегированное значение группы критериев (обобщенное значение группового критерия); Iой — количество критериев, вошедших в группу. Атрибуты группы можно представить в виде кортежа:

DGDG2, DG3, ...>, (5)

где DGj — наименование ¡-й группы.

Таким образом, подход к определению, или оценке, уровня развития (стадии зрелости) ИМ выражается в виде следующей цепочки отображений: из множества принятых критериев й формируется несколько их групп О, в каждую из которых включается Iой родственных критериев Ой, и в каждой определяется значение обобщенного группового критерия Гр; далее на основании совокупности полученных групповых критериев определяется как глобальный крите-

Методика оценки уровня развития информационного менеджмента

На основании предложенного подхода к определению уровня развития ИМ можно сформировать различные прикладные методики. В самом деле в составе операционной цепи (6) возможны различные варианты как операторов перехода, так и наборов критериев. Здесь предлагается прикладная методика оценки уровня развития ИМ, основанная на приведенном подходе; в ее основе лежит набор частных критериев, представленный в табл. 2. Предложенный набор критериев сформирован на основе анализа показателей, используемых в практике управления ОИ в условиях реальных организаций.

Предполагается, что каждый критерий может принимать значение в диапазоне [0;1]: 0 — качество, характеризуемое критерием, отсутствует; 1 — качество, характеризуемое критерием, присутствует в полной мере. Для достоверной оценки его значения для каждого из критериев целесообразно сформировать шкалу; так, для критерия «Эффективность отдела обработки информации» можно предложить шкалу, представленную в табл. 3.

Аналогично нужно сформировать шкалы для всех частных критериев; понятно, что это достаточно трудоемкая работа, причем тем более трудоемкая, чем большее число ча-

49

№ 3 (39) 2012

Таблица 2

Характеристики критериев

Критерий Характеристика критерия

Группа 1. Общая характеристика обработки информации

1. 1. Эффективность отдела обработки информации — обоснованность выбора технических средств, анализ затрат и эффекта, нормативная база, функционально-стоимостной анализ технологических процессов, определение цены услуги и система расчетов за услуги ОИ с подразделениями предприятия

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. 2 . Бюджет ОИ — обоснованность бюджета ОИ, динамика изменения бюджета (объемы закупки техники и программ, численность персонала)

1. 3 . Производительность систем и их компонентов — как оценка производительности и поддержка ее на определенном уровне, так и мероприятия по повышению надежности (резервирование, дублирование, страхование)

Группа 2 . Значение обработки информации для пользователей

2 . 1. Значение ОИ для пользователей — популярность ОИ для пользователей, распространенность в подразделениях организации, мероприятия по популяризации ОИ

2 . 2 . Место отдела ОИ в организационной структуре предприятия — согласованность места в организационной структуре и состава задач, решаемых отделом ОИ, вклад ОИ в стратегические цели предприятия

2 .3 . Персонал отдела ОИ — опыт и квалификация состава персонала, методы оценки и мотивации работников, мероприятия по формированию персонала

2 .4 . Ценность данных и знаний для организации — развитие управления знаниями (осознание целостности данных и знаний, создание среды хранения и управления корпоративными знаниями), мероприятия по защите данных (материальные компоненты — различные технические устройства, и нематериальные компоненты — алгоритмы, программы, технологии, данные и знания)

Группа 3 . Бизнес-процессы обработки информации

3 . 1. Планирование и контроль ОИ — оперативное, тактическое и стратегическое планирование, согласованность планов ОИ с планами ОД, характер и технологичность планирования

3 . 2 . Стандартизация — сглаживание или устранение технологической, структурной и информационной разнородности систем внутри организации, уровень интеграции систем внутри предприятия, а также систем предприятия с системами партнеров

3 .3 . Инновационная деятельность — формирование и осуществление инновационных программ, степень формализации процессов, повторяемость, оценка проектов

3 .4 . Технологические процессы — документированность процессов ОИ, наличие и степень формализации нормативной базы

¡9

I

0

В

1

и

5

стных критериев принимается во внимание при формировании критериальной основы выработки оценки уровня развития ИМ.

Сформированные шкалы значений всех частных критериев нужно соотнести с характеристиками уровней зрелости, даваемыми базовой классификацией Р. Л. Нолана, т. е. для каждого уровня определить тот диапазон значений критерия, который соответствует данному уровню. Так получится

сводная таблица, в которой строки отражают частные критерии, столбцы — их значения по стадиям зрелости (табл. 4).

Для определения значений частных критериев в группах и разнесения диапазонов шкал значений критериев по уровням зрелости необходимо проводить детальную экспертизу, при этом процедура получения соответствующих экспертных оценок может быть вполне традиционной. Естественно,

50

№ 3 (39) 2012

Таблица 3

Пример шкалы для критерия «Эффективность отдела обработки информации»

со

I

¡и

Оценка Описание

0 Подразделение ОИ отсутствует

0,1 Эффективность подразделения ОИ не очевидна по сравнению с «ручным трудом» . Руководство не признает необходимости оценки эффективности вложений в ИТ

0,2 Обоснование выбора технических средств и необходимости их применения происходит без планирования возврата от инвестиций, не применяется оценка денежного эквивалента положительного эффекта

0,3 В руководстве организации сложилось представление о том, что необходимо соотносить затраты и эффект от информатизации . Однако применение методик обоснования бюджета ОИ зависит от инициативы сотрудников

0,4 Экспансия бюджета остановлена руководством . Разрабатываются и внедряются методы обоснования и анализа затрат и получаемого эффекта

0,5 Вводится система расчета за услуги ИТ. Ограниченные инструменты оценки эффективности внедрены и используются для сбора метрик, но не используются в полном объеме из-за недостатков в оценке их функциональности . Производится функционально-стоимостной анализ технологических процессов

0,6 Произведен анализ инструментов оценки эффективности и выбраны оптимальные . Формируется нормативная база затрат на бизнес-процессы, внедрение новых технологий и др .

0,7 Показатели эффективности всех технологических процессов зафиксированы и отслеживаются

0,8 Процедуры оценки формализованы и документированы на уровне предприятия . Они являются отражением текущей практики . Сформирована всеобщая отчетность

0,9 Определены и поддерживаются в актуальном состоянии соглашения об обслуживании . Руководство принимает меры, если выполнение процессов не соответствует допустимым отклонениям . Методы и процессы оценки постоянно совершенствуются

1,0 Методы и процессы оценки соответствуют «лучшим практикам» . Причины всех проблем и отклонений отслеживаются по существующим метрикам и анализируются; выполняются результативные управленческие действия

что по характеристикам критериев каждой из групп необходимо выработать соответствующие методические рекомендации для экспертов. Кроме того, следует отметить, что разнесение диапазонов шкал значений критериев по уровням зрелости не будет равномерным, как правило; пример показан в табл. 4.

Для получения обобщенного группового критерия по каждой из групп частных критериев можно воспользоваться сведением многокритериальной задачи к одно-критериальной. При использовании в каждой из групп в качестве обобщенного группового показателя Гр1 соответствующего

аддитивного критерия необходимо задать тем или иным путем коэффициенты значимости, или веса, ад всех 1вЯ частных критериев Я, входящих в данную группу, причем для всех групп должно соблюдаться условие

Zaq = 1

Уд q

(7)

где символ Уд обозначает суммирование по всем д, то есть по всем частным критериям соответствующей группы. В таблице 4 приведен пример наборов весов принятых частных критериев по группам.

51

№ 3 (39) 2012

Таблица 4

Значения критериев по стадиям зрелости

Критерий Значение критерия по стадиям зрелости Вес критерия

1 2 3 4 5 6

Группа 1

1. 1. [0;0,1) (0,1;0,3) (0,3;0,7) (0,7;1] (0,7;1] 1 a1 = 0,40

1. 2 . [0;0,2) (0,2;0,3) (0,3;0,7) (0,7;1] (0,7;1] 1 a2 = 0,30

1. 3 . 0 0 (0;0,3) (0,3;0,6) (0,6;1] (0,6;1] a3 = 0,30

Гр1 max 0,10 0,21 0,58 0,88 1 1 -

Группа 2

2 . 1. [0;0,1) (0,1;0,3) (0,3;0,5) (0,5;0,8) (0,8;1] 1 a1 = 0,20

2 . 2 . [0,0,1) (0,1;0,3) (0,3;0,5) (0,5;0,8) (0,8;1] 1 a2 = 0,30

2 .3 . [0;0,1) (0,1;0,5) (0,1;0,5) (0,5;0,8) (0,8;1] (0,8;1] a3 = 0,20

2 .4 . 0 0 (0;0,2) (0,2;0,4) (0,4;0,8) (0,8;1] a4 = 0,30

Гр2 max 0,07 0,25 0,41 0,68 0,94 1 -

Группа 3

3 . 1. 0 [0;0,2) (0,2;0,5) (0,5;0,8) (0,8;1] 1 a1 = 0,35

3 . 2 . 0 0 [0;0,3) (0,3;0,7) (0,7;1] 1 a2 = 0,30

3 .3 . 0 0 [0;0,4) (0,4;0,7) (0,7;1] (0,7;1] a3 = 0,20

3 .4 . 0 [0;0,1) (0,1;0,5) (0,5;0,8) (0,8;1] 1 a4 = 0,25

Гр3 max 0 0,10 0,47 0,83 1 1 -

Радиусы сфер номограммы 0;0,12 0,12;0,34 0,34;0,85 0,85;1,40 1,40;1,70 1,70;1,73 -

В этих условиях обобщенный групповой | критерий в каждой группе рассчитывается | по формуле 5

Л Гр ■ = х Я (8)

| Уд 4 4 Э

§ где I = 1, 2, 3 — номера групп критериев в табл. 4.

I

■§■ Для упорядочения процедур оценки * стадий зрелости можно по (8) определить | граничные значения групповых критериев « Гр, тах, разделяющие смежные стадии, и тем самым разбить диапазон [0;1] их возмож-§ ных значений на интервалы, соответствую-^ щие стадиям зрелости; результаты расчете тов Г^ тах в принятых условиях приведены <=? в табл. 4.

На основании совместного рассмотрения всех обобщенных групповых критериев определяется глобальный критерий SB, значение которого отражает уровень развития, или стадию зрелости, ИМ. Здесь предлагается найти значение глобального критерия SB в виде длины вектора т в пространстве, базис которого задается значениями обобщенных групповых критериев; здесь это

Т = л1 Ш + (Гр2)2 + (ГРз)2. (9)

Все множество возможных значений т образует в рассматриваемом варианте модели зрелости область трехмерного пространства, ограниченную предельными значениями обобщенных групповых критериев по осям координат. Поскольку предельные значения

№ 3 (39) 2012

обобщенных групповых критериев одинаковы и равны единице, то ттах = уЭ; это означает, что область возможных значений глобального критерия имеет вид сферического октанта, ограниченного сферической поверхностью с радиусом, равным (рис. 2).

1,75

1,75

1,31

0,88

0,44

0

1-я стадия 0,44

2-я стадия 1 31

3-я стадия 1,75

4-я стадия

5-я стадия 6-я стадия

Рис. 2. Номограмма стадий зрелости информационного менеджмента

Таким образом, в соответствии с предложенной методикой обобщенные значения групповых критериев в качестве координат определяют точку в трехмерном пространстве; в свою очередь, эта точка определяет уровень зрелости. Для более ясного соотнесения положения конца вектора с уровнем развития целесообразно в пространстве значений глобального критерия построить разделительные поверхности между областями, отражающими смежные стадии.

Их положение рассчитывается по выражению (9) на основе граничных значений соответствующих обобщенных групповых критериев Гй тах как значений базисных координат. На основании (9) разделительные поверхности будут иметь вид сфер; разделяемые ими области сферического октанта отражают те области положений конца вектора т, попадание в которые определяет соответствующий уровень развития, или стадию зрелости, ИМ. Как видно, рис. 2 представляет собой номограмму для определения стадий зрелости и является графической интерпретацией предложенной методики.

Примеры применения методики

Предложенная методика применена в условиях нескольких компаний. Здесь приводятся два примера.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Пример 1. Компания-1 по содержанию ее бизнеса является софтверной, численность работающих — 70 человек. Обследование ее ИМ по шаблону табл. 4 выявило значения частных критериев, отраженные в табл. 5.

Расчеты по формуле (8) дают представленные значения обобщенных групповых критериев; расчет по формуле (9) дает значение

1 = 7 (0,64)2 + (0,56)2 + (0,7)2 = 1,1,

оно относится к области (0,85; 1,40) (табл. 4), что соответствует четвертой стадии зрелости ИМ.

Пример 2. Компания-2 работает в сфере услуг, численность работающих — 12 человек. Услуги компании — группа информационно-аналитических продуктов, направленных на обнаружение активного спроса

со

I

$

I

со ^

Й I

со

о &

и со

Таблица 5

Значения критериев уровня развития информационного менеджмента (пример 1)

Группа 1 Группа 2 Группа 3 т

1. 1 1. 2 1. 3 2 . 1 2 . 2 2 .3 2 .4 Гр 2 3 . 1 3 . 2 3 .3 3 .4 Гр 3

0,7 0,7 0,5 0,64 0,2 0,3 0,2 0,3 0,56 0,7 0,7 0,6 0,5 0,70 1,1

53

№ 3 (39) 2012

Таблица 6

Значения критериев уровня развития информационного менеджмента (пример 2)

Критерии

Группа 1 Группа 2 Группа 3 т

1.1 1.2 1.3 ГР1 2.1 2.2 2.3 2.4 ГР 2 3.1 3.2 3.3 3.4 ГР 3

0,3 0,3 0,0 0,21 0,4 0,4 0,3 0,0 0,26 0,2 0,0 0,2 0,1 0,135 0,36

на различных рынках и включающих анализ таможенной статистики, импорта, экспорта, производства и сбыта, статистики рынков России. Компания оказывает информационно-аналитические услуги российским и зарубежным фирмам, предоставляет им стратегическую информацию.

Обследование ее ИМ по шаблону табл. 4 выявило значения частных критериев, отраженные в табл. 6; расчеты по формулам (8) и (9) дают представленные значения обобщенных групповых критериев и глобального критерия т.

Полученное значение глобального критерия зрелости ИМ т = 0,36 относится к области (0,34; 0,85) (табл. 4), что соответствует третьей стадии зрелости ИМ. Правда, левая граница интервала находится близко; поэтому вследствие достаточной нечеткости экспертного определения значений частных критериев можно принимать, что ИМ находится на границе второй и третьей стадий, | т. е. уровень развития ИМ в этой компании | очень невысокий.

Ц Предложенная методика может приме-I няться и при числе групп критериев, не рав-| ном трем: если группа одна, методика ил-| люстрируется шкалой на прямой линии; ес-§ ли групп две, то методика иллюстрируется ^ на плоскости номограммой в виде семейст-■ц ва окружностей; если число групп больше ^ трех, то соответствующая интерпретация | приобретает вид семейства поверхностей | в многомерном пространстве.

I

¡1 Заключение

а

| В статье поставлена задача оценки уров-<=э ня развития, или стадии зрелости, инфор-

мационного менеджмента. Рассматриваются особенности развития информационного менеджмента, приводится классификация стадий зрелости. На этой основе предложены подход к оценке уровня развития ИМ, модель и методика оценки уровня развития ИМ, базирующиеся на методах многокритериальной экспертной оценки, а также графическая интерпретация методики. Приведенные примеры применения иллюстрируют возможности методики.

Список литературы

1. Костров А. В. Основы информационного менеджмента: учеб. пособие. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Финансы и статистика, 2009.

2. Костров А. В., Коротеева О. С. Особенности информационного менеджмента в компаниях сферы услуг // Прикладная информатика. 2012. № 1.

3. Костров А. В., Панкова Е. А, Казаков С. Н. К задаче определения стадии зрелости предприятия в отношении информатизации // Вестник Костромского государственного университета. Серия Технические и естественные науки «Системный анализ. Теория и практика». Том 15. 2009. № 1.

4. Якунченкова С. Ю. Зрелость отдела обработки информации // Информационный менеджмент социально-экономических и технических систем — 2011 / Сборник материалов II Международной молодежной научно-практической школы. Москва, 7-8 октября 2011 г. Владимир: Транзит-ИКС, 2011.

5. Анфилатов В. С., Емельянов А. А, Кукушкин А. А. Системный анализ в управлении: учеб. пособие. М.: Финансы и статистика, 2007.

6. Nolan R. L. Managing the Computer Resource: A Stage Hypothesis // Communications of the ACM. № 16 (7). 1973 y. P. 399-405.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.