Научная статья на тему 'Оценка учащимися старших классов, проживающими в г. Архангельске, климатических и сезонных особенностей Европейского Севера'

Оценка учащимися старших классов, проживающими в г. Архангельске, климатических и сезонных особенностей Европейского Севера Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
127
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Экология человека
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
Область наук
Ключевые слова
СЕВЕР / ШКОЛЬНИКИ / ОЦЕНКА КЛИМАТИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ / THE NORTH / SCHOOLCHILDREN / EVALUATION OF CLIMATIC CONDITIONS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Тихонова Е. В., Пащенко В. П., Гудков А. Б.

Изучено отношение учащихся старших классов, проживающих в г. Архангельске, к различным сезонам года. Установлено, что основная их часть наиболее предпочитаемым сезоном года считает лето, а «сезоном болезни» зиму и весну. Из-за неблагоприятных климатических условий значительная часть старшеклассников вообще не занимается физической культурой. Из субъективных ощущений в период низких температур и световой недостаточности многие школьники отмечают частое изменение самочувствия и настроения. В качестве предпочитаемого пояса проживания большинство опрошенных выбрали бы среднюю полосу, и только 13 % выразили готовность оставаться на Европейском Севере постоянно. Результаты исследования показывают, что без дополнительных стимулов, компенсирующих неблагоприятные климатические условия, отток населения из промышленных районов Европейского Севера России сохранится.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Тихонова Е. В., Пащенко В. П., Гудков А. Б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ATTITUDE OF SCHOOLCHILDREN FROM HIGHER FORMS LIVING IN ARKHANGELSK TO CLIMATIC AND SEASONAL FEATURES OF THE EUROPEAN NORTH

The attitude of schoolchildren from the higher forms living in Arkhangelsk to different seasons has been studied. It has been established that the main part of the schoolchildren prefers summer to all other seasons, and they consider winter and spring as a «season of diseases». Because of unfavorable climatic conditions, the significant part of older schoolchildren does not go in for any kinds of physical culture at all. Subjectively, many schoolchildren noted that they often felt worse and their mood often changed in the period of low temperatures and light deficit. Most of the schoolchildren would chose the middle zone as a preferable area for living, and only 13 % expressed their readiness to stay in the European North constantly. The results of the study show that the outflow of the population from the industrial regions of the European North continues without additional stimuli that compensate unfavorable climatic conditions.

Текст научной работы на тему «Оценка учащимися старших классов, проживающими в г. Архангельске, климатических и сезонных особенностей Европейского Севера»

УДК [616-053.2:613.2](470.1/.2)

ОЦЕНКА УЧАЩИМИСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ, ПРОЖИВАЮЩИМИ В г. АРХАНГЕЛЬСКЕ, КЛИМАТИЧЕСКИХ И СЕЗОННЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ЕВРОПЕЙСКОГО СЕВЕРА

© 2005 г. Е. В. Тихонова, В. П. Пащенко, А. Б. Гудков

Северный государственный медицинский университет, г. Архангельск

В настоящее время в связи с экономическими реформами в России остаются актуальными вопросы медико-биологического районирования регионов Европейского Севера. Характерной особенностью Европейского Севера являются резко выраженные сезонные колебания погодных факторов: температуры, освещенности, циклонической активности, влажности и других, которые оказывают значительное влияние на физиологическое состояние организма, характер сезонных биоритмов, функциональное состояние центральной нервной системы [3, 4, 7, 8, 9].

Однако в плане индивидуальных долговременных поведенческих стратегий важное значение для человека имеют не только висцеральные афферентации, вызванные изменением физиологических показателей при адаптации организма к экстремальным условиям среды, но и субъективное восприятие этих изменений, а также оценка климатических факторов Севера, их влияния на субъективное самочувствие и комфортность проживания [1, 5, 6].

Особый интерес эти данные представляют для планирования экономического освоения Севера и перспективного участия в нем лиц молодого возраста, в частности сегодняшних учащихся старших классов.

Для изучения этих проблем была разработана специальная анкета для детей старшего школьного возраста, включающая вопросы, связанные с условиями проживания на Севере, изменением самочувствия и состояния здоровья в различные сезоны года, отношением к занятиям физической культурой, характером сна, с реакцией школьников на температурные изменения, а также с их оценкой влияния сезонных и климатических факторов на состояние здоровья. Анкетный опрос проводился среди учащихся 10—11 классов школы № 51, расположенной в районе крупного промышленного центра Архангельска — Соломбальс-кого целлюлозно-бумажного комбината. Всего был опрошен 61 школьник. Среди них 27 юношей и 34 девушки, средний возраст их (16,3 ± 0,2) года. В ряде вопросов допускалось несколько ответов, например, при выборе сезона года, вида занятий физической культурой, выбора места проживания и некоторых других. Опрос проводился в мае — июне 2003 года. В зимний период этого года (январь — февраль) температура воздуха в г. Архангельске достигала — 25... — 30 °С. Результаты обрабатывались методом математической статистики с использованием таблиц Excel 97 [2].

Как показали результаты опроса, старшеклассники неоднозначно оценивают различные сезоны года по степени влияния погодных факторов на самочувствие и здоровье (табл. 1).

Изучено отношение учащихся старших классов, проживающих в г. Архангельске, к различным сезонам года. Установлено, что основная их часть наиболее предпочитаемым сезоном года считает лето, а «сезоном болезни» — зиму и весну. Из-за неблагоприятных климатических условий значительная часть старшеклассников вообще не занимается физической культурой. Из субъективных ощущений в период низких температур и световой недостаточности многие школьники отмечают частое изменение самочувствия и настроения.

В качестве предпочитаемого пояса проживания большинство опрошенных выбрали бы среднюю полосу, и только 13 % выразили готовность оставаться на Европейском Севере постоянно. Результаты исследования показывают, что без дополнительных стимулов, компенсирующих неблагоприятные климатические условия, отток населения из промышленных районов Европейского Севера России сохранится.

Ключевые слова: Север, школьники, оценка климатических условий.

Таблица 1

Оценка школьниками различных сезонов года по степени их влияния на самочувствие и здоровье

Характер отношения к сезону года Показатель Лето Осень Зима Весна Достоверность различий

2 3 4

Предпочитаемый сезон п (М ± т) % 53 73,6±5,2 5 6,9 ±2,9 9 12,5±3,9 5 6,9±2,9 1-2-3—4 < 0,05

«Сезон болезни» п (М ± т) % 1,52±1,50 12 18,2±4,7 32 48,5±6,1 21 31,8±5,7 1-2-3—4 < 0,05

Как видно из данных таблицы, почти 74 % школьников считают лето, по сравнению со всеми другими сезонами года, наиболее благоприятным периодом для здоровья (р < 0,001), а «сезоном болезни» на Европейском Севере, по собственному опыту, считают зиму и весну (р < 0,001).

Сезонные климатические особенности объективно находят отражение, в частности, в выборе видов занятий физической культурой, которым школьники отдают предпочтение (табл. 2).

Таблица 2

Особенности выбора школьниками видов занятий физической культурой в различные сезоны года,

П, (М ± т) %

Сезон года Вид занятий физической культурой Достоверность различий

1 2 3 4

Лето Не занимаюсь 18 27,3±5,5 Борьба, волейбол, танцы и др. 2 3,03±2,11 Плавание, легкая атлетика 27 40,9±3,7 Футбол 19 28,8±5,6 1-2-3-4 < 0,05

Зима Не занимаюсь 18 25,4±5,2 Борьба, волейбол, танцы и др. 16 22,5±4,9 Плавание, легкая атлетика 13 18,3±4,6 Коньки, лыжи 24 33,8±5,6 1-2, 2—4, 3^ < 0,05

Как оказалось при опросе, 25—30 % респондентов вообще не занимаются никакими видами физической культуры, а из тех, кто это делает, значительная часть (почти 23 %) в зимнее время предпочитает заниматься в помещении. Зимой лыжами и коньками занимаются около 34 %. В летнее время число школьников, увлекающихся легкой атлетикой, плаванием, футболом, возрастает до 41 %.

Таблица 3

Особенности реагирования на холод и изменение самочувствия и настроения школьников в зимнее время,

П, (М ± т) %

Реакция организма Вид реагирования Достоверность различий

1 2 3 4

Переносимость холода Холода не замечаю 29 46,8±6,5 Мерзнут лицо и руки 6 9,7±3,8 Сильно замерзаю 6 9,7±3,8 Ощущаю дрожь 18 29,0±5,9 1-2, 3-4 < 0,05

Самочувствие Хорошее 19 30,2±5,9 Часто меняется 30 47,6±6,3 Ощущаю вялость 11 17,5±4,8 Низкая работо- способность 3 4,8±2,7 1, 2-3, 4 < 0,05

Настроение Не меняется 26 42,6±6,3 Часто меняется 30 49,2±6,4 Плохое, ничем не хочется заниматься 4 6,6±3,2 Состояние депрессии, хочется плакать 1 1,6±1,6 1, 2-3, 4 < 0,05

В связи с морозной погодой, низкими температурами учащиеся по-разному субъективно реагируют на холод и отмечают различную степень изменения своего самочувствия в зимний период года (табл. 3).

Так, почти половина школьников зимой холода «не замечают», однако около 10 % указывают, что у них имели место случаи «сильного замерзания», а 29 % отмечали у себя появление дрожи — физиологической защитной реакции при переохлаждении, свидетельствующей о сильном воздействии холода на организм. При этом 5 % школьников отметили, что при температуре ниже —20 °С они вообще предпочитают находиться дома. Из негативных субъективных ощущений в период низких температур и световой недостаточности многие школьники отмечают частое изменение самочувствия и настроения, однако у половины из них настроение не меняется и свое самочувствие они оценивают как хорошее.

Летом число старшеклассников, у которых преобладает хорошее настроение и самочувствие, резко увеличивается (табл. 4).

Таблица 4

Особенности реагирования на жару и изменение самочувствия и настроения школьников в летнее время,

П, (М ± т) %

Реакция организма Вид реагирования Достоверность различий

2 3 4

Переносимость жары Жары не замечаю 27 42,9±6,2 Сильно потею 17 26,9±5,6 Иногда слабость 16 25,4±5,5 При +25 °С сижу дома 3 4,7 ±2,7 1-2, 3-4 < 0,05

Самочувствие Хорошее, работо- способность высокая 42 68,8±5,9 Часто меняется 18 29,5±5,8 Чувствую вялость, слабость Работо- способность низкая, быстро устаю 1 1,64±2,68 1-2-4 < 0,05

Настроение Всегда хорошее, хочется гулять 51 82,3±4,8 Часто меняется 11 17,7±4,8 Плохое Состояние депрессии 1-2 < 0,05

Летний период года, период полярного дня, на Севере, по субъективной оценке школьников, является во многом полной противоположностью зимнему. Жаркой погоды не замечают более 40 %, хорошее самочувствие и высокую работоспособность отмечают почти 70 % школьников, а неизменно хорошее настроение и даже состояние приподнятости — более 80 %. В то же время у некоторой части школьников (от 20 до 30 %) и в летнее время часто меняется и физическое самочувствие, и субъективное настроение. Однако таких дискомфортных состояний летом почти в два раза меньше, чем зимой (р < 0,001). Вероятно, это связано с определенным перевозбуждением нервной системы — «хочется гулять». Это, в частности, подтверждается при оценке характера и продолжительности сна и сновидений в зимнее и летнее время.

В зимнее время большинство (около 50 %) школьников не замечают каких-либо изменений в характере и продолжительности сна, 20 % отмечают зимой по-

вышенную сонливость, а 25 % видят яркие, цветные сны, свидетельствующие об определенном перевозбуждении ЦНС. В летний, теплый период года — период белых ночей — 43 % школьников не наблюдают каких-либо изменений в характере сна, однако 38 % отмечают, что продолжительность сна сокращается — «спать не хочется», что, видимо, обусловлено тем, что свет является мощным раздражителем нервной системы. Вероятно, по этой причине постоянная сонливость летом отмечается только у 1,5 % учащихся, но зато яркие цветные сны в это время года видят 32 % школьников, что подтверждает мнение о перевозбуждении ЦНС в период белых ночей.

В полном соответствии с особенностями самочувствия в зимний и летний периоды года на Севере находится и представление школьников о наиболее благоприятном климатическом поясе для их постоянного проживания. Подавляющее большинство опрошенных считают, что наиболее адекватным для их здоровья и самочувствия было бы проживание в средней полосе.

Мнения школьников о наиболее благоприятном климатическом поясе для их дальнейшего проживания распределились следующим образом:

1. Север, район Архангельска — 8 человек, или (13,1± 4,3) %.

2. Средняя полоса — 45 человек, или

(73,8 ± 5,6) %.

3. Юг, где жаркое лето и не бывает снега — 8 человек, или (13,1 ± 4,3) %.

4. Там, где жаркий тропический климат, — 0.

Район Европейского Севера, где они в настоящее

время живут, в качестве места постоянного проживания избрали бы только 13 % школьников. Столько же учащихся посчитали не вполне благоприятными для проживания и южные районы из-за жаркого климата.

Таким образом, проведенные исследования показывают, что школьники старших классов, проживающие в Архангельске, климатическую зону Европейского Севера оценивают как неблагоприятную для жизни, связанную с определенными опасностями для своего здоровья и имеющую некомфортные условия проживания. Наиболее неблагоприятными сезонами года на Севере они считают зиму и весну. Это мнение, безусловно, будет в определенной степени влиять на их выбор профессии, а затем и климатического региона для постоянного места жительства. Все это позволяет прогнозировать отток определенной части молодых людей в ближайшие десятилетия из региона, прилегающего к Архангельску, что, в частности, может привести, при отсутствии каких-либо достаточно адекватных стимулов и компенсаций, к сокращению резерва рабочих кадров и численности населения.

Список литературы

1. Арутюнова Н. С. Динамика некоторых свойств корковых процессов у детей в условиях Крайнего Севера:

Адаптация человека на Крайнем Севере / Н. С. Арутюнова, Г. Ф. Рудь; Под ред. Ж. Ж. Рапопорта. — Красноярск,

— 1976. — С. 84—86.

2. Гланц С. Медико-биологическая статистика / С. Гланц.

— М.: Практика, 1999. — 459 с.

3. Гудков А. Б. Внешнее дыхание школьников на Севере / А. Б. Гудков, О. А. Анциферова, О. Н. Кубушка,

B. С. Смолина. — Архангельск, Издательский центр СГМУ.

— 2003. — 262 с.

4. Данилова Р. И. Сезонные вариации и содержание в крови гормонов и метаболитов липидного обмена у жителей Европейского Севера / Р. И. Данилова: Материалы Всесоюзной конференции «Биологические проблемы Севера». — Якутск, 1986. — С. 36—38.

5. Деряпа Н. Р. Проблемы медицинской биоритмологии / Н. Р Деряпа, М. П. Мошкин, В. С. Постный; АМН СССР

— М.: Медицина, 1985. — 208 с.

6. Куст В. Г. Динамика психического статуса при длительном проживании на Севере: Вопросы психической адаптации / В. Г. Куст. — Новосибирск, 1979. —

C. 74 — 78.

7. Ткачев А. В. Сезонная динамика эндокринных функций у человека на Севере / А. В. Ткачев, А. Н. Золкина // Физиология человека. — 1987. — № 2. — С. 328— 330.

8. Пащенко В. П. Север и Ваше здоровье / В. П. Пащенко. — Архангельск: Сев.-Зап. кн. изд-во, 1979. — 160 с.

9. Раменская Е. Б. Сезонная динамика функции системы гипофиз — щитовидная железа у жителей Заполярья / Е. Б. Раменская, С. Г. Суханов: Материалы по актуальным вопросам современной гистопатологии. — М., 1987.

— С. 17—18.

ATTITUDE OF SCHOOLCHILDREN FROM HIGHER FORMS LIVING IN ARKHANGELSK TO CLIMATIC AND SEASONAL FEATURES OF THE EUROPEAN NORTH

E. V. Tikhonova, V. P. Pashchenko, A. B. Gudkov

Northern State Medical University, Arkhangelsk

The attitude of schoolchildren from the higher forms living in Arkhangelsk to different seasons has been studied. It has been established that the main part of the schoolchildren prefers summer to all other seasons, and they consider winter and spring as a «season of diseases». Because of unfavorable climatic conditions, the significant part of older schoolchildren does not go in for any kinds of physical culture at all. Subjectively, many schoolchildren noted that they often felt worse and their mood often changed in the period of low temperatures and light deficit.

Most of the schoolchildren would chose the middle zone as a preferable area for living, and only 13 % expressed their readiness to stay in the European North constantly. The results of the study show that the outflow of the population from the industrial regions of the European North continues without additional stimuli that compensate unfavorable climatic conditions.

Key words: the North, schoolchildren, evaluation of climatic conditions.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.