Научная статья на тему 'Оценка туристического потенциала охотничьего хозяйства региона (на примере Вологодской области)'

Оценка туристического потенциала охотничьего хозяйства региона (на примере Вологодской области) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
564
144
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЛОГОДСКАЯ ОБЛАСТЬ / ОХОТНИЧЬЕ ХОЗЯЙСТВО / ТУРИСТИЧЕСКИЕ УСЛУГИ / ОЦЕНКА ОБЪЕМА УСЛУГ / ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ / VOLOGDA OBLAST / HUNTING INDUSTRY / TOURIST SERVICES / ESTIMATION OF THE AMOUNT OF SERVICES / DEVELOPMENT PROSPECTS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Трудов Юрий Николаевич

Автор, используя собственную методику, на примере Вологодской области выявляет основные параметры валового оборота охотничьего хозяйства в части услуг по организации охоты; представляет методический инструментарий для расчета величины валового оборота туристических услуг в охотничьем хозяйстве, определяет степень развития и перспективы туристического потенциала охотничьего хозяйства, роль охотничьего туризма в экономическом развитии региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Assessment of the tourist potential of the region’s hunting sector (case study of the Vologda Oblast)

The author, using his own methodology, through the example of the Vologda Oblast, reveals the main parameters of gross turnover in the hunting sector with regard to hunting services; provides methodological tools for calculating gross turnover of tourist services in hunting, determines the degree of development and prospects of the tourism potential of the hunting sector, the role of hunting tourism in the region’s economic development.

Текст научной работы на тему «Оценка туристического потенциала охотничьего хозяйства региона (на примере Вологодской области)»

УДК 338.43(2Рос) ББК 65.32(470)

© Трудов Ю.Н.

Оценка туристического потенциала охотничьего хозяйства региона (на примере Вологодской области)

Юрий Николаевич ТРУДОВ

заместитель директора по общим вопросам ИСЭРТ РАН trudov.y@mail.ru

Автор, используя собственную методику, на примере Вологодской области выявляет основные параметры валового оборота охотничьего хозяйства в части услуг по организации охоты; представляет методический инструментарий для расчета величины валового оборота туристических услуг в охотничьем хозяйстве, определяет степень развития и перспективы туристического потенциала охотничьего хозяйства, роль охотничьего туризма в экономическом развитии региона.

Вологодская область, охотничье хозяйство, туристические услуги, оценка объема услуг, перспективы развития.

Одна из отличительных особенностей охотничьего хозяйства состоит в том, что уровень его товарности увеличивается крайне медленно и товарно-денежные отношения никогда не охватят всю эту отрасль целиком. Значительная часть ее всегда будет основываться на принципах натурального хозяйства, когда охота является для самих охотников источником продукции, используемой для внутрисемейного потребления. При этом охоту они организуют самостоятельно, не прибегая к услугам специальных охотничьих организаций. Существующие традиции и зако-

нодательство закрепляют такое состояние. В частности, действующими в настоящий период правовыми актами установлено, что не менее 20% охотничьих угодий каждого субъекта РФ должны оставаться общедоступными и не могут передаваться в пользование юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям для ведения охотничьего хозяйства [1].

Следует заметить, что сказанное выше не относится к тем особым формам организации охотничьего хозяйства, которые существовали в советскую эпоху и были представлены государственными промыс-

ловыми хозяйствами, крупными специализированными заготовительными организациями и плановым товарным отстрелом животных. Уровень товарности охотничьего хозяйства был, конечно, значительно выше, как и степень использования охотничьих ресурсов, но теперь, с переходом России к рыночным отношениям, эти формы практически полностью утратили свое значение [2].

Тем не менее общие тенденции социально-экономического развития общества находят свое отражение и в этой отрасли, и все возрастающая часть охотничьего хозяйства охватывается рыночными отношениями. Большое влияние на увеличение товарности охотничьего хозяйства оказал принятый в 2009 г. ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», некоторые статьи которого направлены на улучшение инвестиционной привлекательности отрасли и усиление конкуренции в ней.

Степень товарности охотничьего хозяйства определяется долей товарной продукции (стоимости мяса диких животных, их шкур, рогов, субпродуктов и дериватов) и долей платных услуг в общем объеме производства. С точки зрения отраслевой классификации услуги в сфере охотничьего хозяйства рассматриваются как туристическая деятельность, поскольку оказание их осуществляется в определенные отрезки времени и вне места постоянного проживания потребителей [3], а возможный объем этих услуг, который мог бы при определенных условиях быть создан, — как туристический потенциал.

К сожалению, дать стоимостную оценку туристического потенциала в настоящее время непросто, так как фактически отсутствует информация об обороте услуг. Единственным доступным источником

являются сведения, представляемые юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями — долгосрочными пользователями охотничьих угодий (далее — охотпользователи) в отчетах для государственного наблюдения по форме №2 ТП (охота) [4], в которой разделом 4 предусматривается сбор сведений о выручке от реализации продукции и услуг по видам охот. Но указанная форма не дифференцирует, во-первых, обороты реализации товаров и услуг, а во-вторых, различные виды услуг — по организации охоты, размещению охотников, организации питания, по первичной обработке трофеев, а также транспортные и таксидермические услуги. Кроме того, данные официальной статистики не содержат поправок на теневой оборот. Следовательно, материалы государственной статистики не служат достоверным источником для стоимостной оценки оборота услуг в охотничьем хозяйстве. Поэтому для достижения целей исследования необходимо использовать методы косвенной оценки.

Нами предпринята попытка определения туристического потенциала отрасли на примере Вологодской области.

Вологодская область является одной из областей РФ, где охотничье хозяйство наиболее развито. Это утверждение базируется на данных о численности видов охотничьих животных, численности охотников, а также на оценках, полученных областью на международных и трофейных выставках, и разделяется большинством авторов в СМИ охотничьей тематики (см., например: http://vologdatourinfo.ru/hunting-ИзЫщ). Вместе с тем по уровню развития товарно-денежных отношений в охотничьей отрасли Вологодская область отстает от большинства других. Это отставание выражается прежде всего в сравнительно малой доле охотничьих угодий, переданных в долгосрочное пользование (табл. 1).

Таблица 1. Закрепление охотничьих угодий за долгосрочными пользователями

в отдельных субъектах РФ*

Субъект РФ Общая площадь охотничьих угодий, га Площадь закрепленных угодий, га Доля закрепленных угодий, %

Вологодская обл. 14 2910 400 5 482 305 38,36

Ленинградская обл. 7 439 000 6 869 000 92,34

Ярославская обл. 3 293 700 2 904 700 88,19

Новгородская обл. 4 872 914 4 046 340 83,04

Костромская обл. 5 677 900 3 089 600 54,41

Псковская обл. 4 943 810 2 162496 43,74

Респ. Карелия 17 532 600 7555140 43,09

Тверская обл. 8 000 000 7 398 800 92,49

*По состоянию на 1 января 2011 г. Источник: Данные доклада Министерства природных ресурсов и экологии (http://www.mnr.gov.ru/news/detail.php?ID=127672&sphrase_id=268034)

Можно добавить, что политика властей в последнее время направлена на увеличение доли общедоступных угодий. Как отмечено в публичном докладе специально уполномоченного в этой сфере государственного органа — Департамента по охране, развитию и регулированию использования объектов животного мира Вологодской области (далее — Охотдепарта-мент), — во исполнение поручения губернатора об оптимизации предоставленных в долгосрочное пользование угодий с целью перевода в общедоступные для населения, проведена работа по увеличению их площади более чем на 400 тыс. га.

Тем не менее в том же докладе отмечается, что закрепление угодий полностью не прекращено. В 2012 г. Охотдепартаментом организована работа по проведению двух аукционов на право заключения охотхозяй-ственных соглашений в отношении охотничьих угодий в Междуреченском районе (площадью 29,4 тыс. га) и в Череповецком районе (площадью 14,2 тыс. га) [5].

По данным на 1 января 2013 г. на территории области осуществляют деятельность 56 охотпользователей — юридических лиц, за которыми закреплено 5232,6 тыс. га охотничьих угодий. Самым крупным охотполь-зователем является Региональная общественная организация «Вологодское областное общество охотников и рыболовов».

За ней закреплено около 2,8 млн. га, что составляет 53% общей площади охотуго-дий, переданных в пользование. Данная организация представлена в 19 районах области и имеет 10 районных отделений со статусом юридического лица. К другим крупным охотпользователям относятся: ООО «Вологодская охота» (180,5 тыс. га охотничьих угодий), Вологодская региональная общественная организация «Общество охотников и рыболовов ветеранов МВД» (132,3), Вологодская областная общественная организация «Клуб охотников и рыболовов «Хантер» (128,6), ООО «Центр 911» (119,9) и ООО «Гора» (94) [5].

Охотпользователи имеют различные организационно-правовую форму, площади закрепленных охотничьих угодий, материально-техническую и кадровую обеспеченность и различные цели своей деятельности. В ходе работы XI Межрегиональной выставки туристского сервиса и технологий гостеприимства «Ворота Севера» (2012 г.) на круглом столе «Вопросы организации охотничьего и рыболовного туризма Вологодской области», организованном Охотдепартаментом, мы провели опрос среди руководителей пользователей охотничьих угодий. В ходе опроса респондентам было предложено выбрать без ранжирования по значимости возможные цели создания их охотничьих хозяйств (табл. 2).

Таблица 2. Результаты опроса о целях деятельности охотничьих хозяйств

Цель создания охотничьего хозяйства Количество ответов, % Площадь территории, тыс. га Доля в охотугодьях области

Обслуживание учредителей хозяйства 5 108,3 0,8

Ведение предпринимательской деятельности 9 311,0 2,1

Налаживание деловых контактов по основной деятельности организации 3 264,8 1,9

Обслуживание учредителей хозяйства и ведение предпринимательской деятельности 29 3 262,0 22,8

Налаживание деловых контактов по основной деятельности организации и ведение предпринимательской деятельности 17 297,6 2,1

Обслуживание учредителей, налаживание деловых контактов по основной деятельности организации 6 315,1 2,2

Все варианты ответов 28 675,7 4,7

Без ответа, затрудняюсь ответить 3 94,1 0,7

Итого: 100 5328,6* 37,3

*Площадь, закрепленная за пользователями, по состоянию на 1 февраля 2012 г. [6].

Как видим, только у 9% опрошенных руководителей хозяйств целью их создания была предпринимательская деятельность. Вместе с тем 83% пользователей, за которыми закреплено 33,9% всех охотуго-дий области, сочетают достижение своей основной цели с ведением предпринимательской деятельности. Кроме того, нужно учитывать, что даже те пользователи, которые не осуществляют, по их мнению, предпринимательскую деятельность, выдают разрешения и путевки на добычу общедоступных видов охотничьих ресурсов, таких как утка, гусь, заяц, всем обратившимся за разрешением (за исключением случаев, когда может быть превышена пропускная способность угодий). Экономическим содержанием путевки, форма которой утверждена в установленном законом порядке, является оказание услуг охотникам, прибывающим на территорию хозяйства. Согласно упомянутому выше публичному отчету Охотдепартамента, таких путевок в 2012 г. было выдано — по числу разрешений — 32 978 [5].

В ходе опроса, в соответствии с целью исследования, помимо вопроса о целях создания хозяйств были заданы вопросы о доле охот, проводимых с целью их продажи,

в общем объеме охот по каждому виду охотничьих животных; о доле охот, при производстве которых предоставляются дополнительные услуги (трансфер, сопровождение егеря, размещение на базе, питание, первичная обработка трофея, таксидермия), а также о том, учитываются ли (и как именно) при подведении итогов охоты трофейные качества добытых животных.

Ввиду различий в подходах пользователей к способам оценки трофейных животных при обработке результатов опроса использовался следующий инструментарий.

Поскольку трофейные качества медведя в Вологодской области чаще оценивают по его весу, в тех случаях, когда в рекламном предложении пользователями приводится оценка по системе Международного совета по охоте и охране животного мира (С1С), производился ее приблизительный перевод к весу. Такой перевод допустим, т.к. животные достигают определенных трофейных качеств к определенному возрасту и имеют к этому возрасту достаточно стандартный вес.

В связи с тем что при оценке лося «на реву» и кабана чаще применяется оценка С1С, использовалось среднее значение

рекламных предложений по этой оценке. Если в рекламных предложениях оценки давались исходя из веса рогов лося или длины клыков кабана, производилось определение приблизительной оценки С1С исходя из возраста добываемого животного и из веса рогов лося или длины клыков кабана.

Средний возраст добываемых животных был определен по заполненным корешкам разрешений на добычу животных, сдаваемых в соответствии с установленным порядком в Охотдепартамент. В этих корешках указывается вес, пол и возраст добытого животного. Исходя из среднего возраста добытых медведей, можно определить их средний вес, а исходя из возраста лося и кабана — приблизительную оценку по С1С.

В сезоне 2012 года средний вес добытых медведей составил 124,5 кг и меньше 51 балла С1С, возраст добытых лосей «на реву» — 4,5 года и приблизительно 260 баллов и длина клыков кабанов — приблизительно 26 см и около 118 баллов.

Параллельно с проведением опроса нами были проанализированы рекламные предложения в сети Интернет от пользователей охотничьих угодий. Собственные сайты с коммерческими предложениями имеют 3 пользователя; предложения с подробным описанием видов услуг и указанием их стоимости, размещенные на сайтах туристических организаций, — 9 пользователей; упоминаются на различных сайтах как организации, предоставляющие услуги в сфере охотничьего хозяйства, 19 пользователей. Доля охотугодий, закрепленных за тремя названными категориями пользователей, составляет 31% общей площади охотугодий области. Необходимо отметить также, что в Интернете размещены рекламные предложения об организации охоты лицами, не входящими в реестр пользователей.

Результаты обработки данных опроса и оценки стоимости услуг по рекламным предложениям сведены в таблицу 3.

Таким образом, стоимость всей коммерческой охоты, осуществляемой пользователями в Вологодской области по указанным в таблице 3 видам, можно оценить в 43,8 млн. рублей. К этому еще нужно добавить стоимость путевок, выданных пользователями за оплату добычи общедоступных видов животных. Стоимость путевок различается по сезону охоты (весенний, осенне-зимний сезон) и по пользователям. Информацию о стоимости легко получить методом телефонного опроса перед началом каждого сезона. В нашем случае в 2012 году средняя стоимость путевки составила 1250 руб. Значит, пользователи получили еще приблизительно 41,2 млн. руб., а их общий доход составил 85 млн. руб.

Учитывая, что за пользователями закреплено 5232,7 тыс. га угодий, можно определить, что их доход на 1 га составляет 16,24 руб. Следует заметить, что этот доход за один год значительно выше установленной Правительством РФ платы за заключение охотхозяйственного соглашения — 10 р. за 1 га угодий единовременно при заключении соглашения на срок от 25 до 49 лет. Не случайно отмечено увеличение цены аукциона за право заключения охот-хозяйственных соглашений и увеличение числа предложений о заключении охотхо-зяйственных соглашений организациями, имеющими долгосрочные лицензии [5].

Исходя из величины валового дохода охотпользователей, можно дать приблизительную оценку туристического потенциала охотничьего хозяйства. Этот потенциал равен фактическому доходу и его возможному увеличению в обозримом будущем.

Трудно рассчитывать на то, что в короткое время изменится степень товарности отрасли и возрастет доля коммерческих охот. Однако в случае изменения позиции

Таблица 3. Оценка стоимости услуг охотничьего хозяйства Вологодской области, 2012 г.

Вид животного Доля коммерческой охоты* в общей добыче по данным опроса, % Официальная добыча, особей Количество добытых животных, особей Средняя стоимость трофея по данным рекламных предложений, тыс. руб. Средняя стоимость услуг по данным рекламных предложений, тыс. руб.** Стоимость трофея с дополнительными услугами Итого стоимость охоты на закрепленную территорию, тыс. руб.

Медведь 54,3 372 201 45,5 9,0 54,5 10954,5

Лось 27,1 1187 321 37,2 12,3 49,5 15889,5

Кабан 24,7 1427 352 16,5 9,8 26,3 9257,6

Волк 12,2 232 28 35,1 18,0 53,1 1486,8

Лось «на реву» 64,2 94 60 38,8 9,3 48,1 2886,0

Тетеревиные на току 12,1 1217 127 9,3 8,2 26,5 3365,5

Всего 43839,9

* В практике Вологодской области устоялось определение охоты, проводимой для охотников-туристов, как «коммерческой» охоты (в отличие от «спортивной», которая предполагает проведение охоты без платы за нее или с номинальной оплатой в размере сборов и пошлин). Это наименование достаточно точно отражает содержание явления, поэтому мы и будем его использовать. ** Без учета коэффициента успешности охот. Не все охоты заканчиваются результативно. Если охота не успешна, оплачивается только стоимость услуг. В таком случае на стоимость одного трофея будет приходиться большая стоимость дополнительных услуг. Этот коэффициент различен по разным видам животных, и при организации охоты специалистами охотничьих хозяйств он выше, чем в среднем по региону. При необходимости его также можно учесть, но мы этого делать не будем, поскольку погрешность в целом увеличивается незначительно. Прочими видами охот, такими как охота на рысь, охота на бобра, охота на тетерева и глухаря зимой, загонными охотами на зайца и лису, можно также пренебречь ввиду их незначительного распространения.

региональной власти в отношении закрепления охотничьих угодий доля общедоступных угодий, в соответствии с законом, может быть уменьшена ею до 20%. Следовательно, может быть закреплено еще 6200,4 тыс. га охотничьих угодий. При доходе 16,24 руб. с 1 га общий доход охот-пользователей может составить 185,8 млн. руб., что будет соответствовать приблизительно 0,1% валового регионального продукта области.

Выполненные нами оценки туристического потенциала охотничьего хозяйства области могут быть сопоставлены с резуль-

татами, полученными в отдельных охотничьих хозяйствах, занимающихся предпринимательской деятельностью по организации охотничьего туризма (из находящегося в открытом доступе см., например, http:// wildlife.by/node/962). Эти сравнения показали, что предложенная методика, основанная на проведении опроса и изучении рекламных предложений охотпользова-телей, позволяет решить поставленную в настоящем исследовании задачу — с высокой степенью точности оценить современный уровень развития и туристический потенциал охотничьего хозяйства области.

Литература

1. Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон от 24.07.2009 №209 (ред. от 06.12.2011).

2. Сухомлинов, Г.И. Совершенствование организации и управления охотничьим хозяйством России / Г.И.Сухомлинов // Вестник охотоведения. — Т. 7. — №1.

3. Биржаков, М.Б. Введение в туризм: учеб. пособие / М.Б. Биржаков. — СПб: ИД «Герда», 2004.

4. Об утверждении формы №2-ТП (охота): приказ Росстата от 09.08.2012 №441.

5. Публичный доклад Департамента по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира Вологодской области [Электронный ресурс]. — Режим доступа: Ьйр://окиу$Ыпшкоу. ш/Шез^р/кшПоу.рёГ.

6. Реестр юридических лиц, осуществляющих пользование животным миром [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://vologdaoblast.ru/ru/government/executive_power/index. php?id_16=90.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.