Научная статья на тему 'Оценка студентами своих профессиональных перспектив на рынке труда'

Оценка студентами своих профессиональных перспектив на рынке труда Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
620
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / HIGHER EDUCATION / РЫНОК ТРУДА / LABOR MARKET / ЗАНЯТОСТЬ / EMPLOYMENT / РАБОТА / WORK / ПРОФЕССИЯ / PROFESSION / ПРЕДСТАВЛЕНИЯ / VIEWS / ПЕРСПЕКТИВЫ / PROSPECTS / ОЦЕНКИ / СТУДЕНТ / STUDENT / МОЛОДЕЖЬ / YOUTH / ESTIMATES

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Ганина Ольга Александровна, Селеткова Гюзель Ильясовна, Федотова Вера Александровна

Стабильное воспроизводство ресурсов на рынке труда, а также их адаптация к актуальным тенденциям во многом зависят от осознания потенциальными работниками своих возможностей и перспектив. Такие представления формируются уже на начальных этапах освоения профессии при получении высшего образования. Особенно важным индикатором данные представления выглядят в контексте трансформации системы высшего образования, в частности в связи с переходом к актуализированному ФГОС ВО. В данной статье авторы рассматривают подходы к изучению молодежного рынка труда и фокусируют внимание на вопросах профессионального самоопределения и получения опыта трудовой деятельности. На основе проведенного фокус-группового исследования авторы раскрывают ожидания и самооценки учащихся в отношении их профессиональных перспектив на рынке труда. Исследователи выявляют специфические черты самооценки профессиональных перспектив в зависимости от курса обучения, от уровня профессионального образования и других факторов. Как выяснилось, старшекурсники, как правило, оценивают степень своей готовности к выходу на рынок труда довольно высоко, но тем не менее испытывают неопределенность. Повысить их уверенность и расширить перспективы благополучного трудоустройства, по мнению студентов, могли бы частые кратковременные стажировки на конкретных предприятиях. При этом учащиеся более ориентированы на работу в конкретных организациях, чем собственно на профессиональную самореализацию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Ганина Ольга Александровна, Селеткова Гюзель Ильясовна, Федотова Вера Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDENTS'' ASSESSMENT OF THEIR PROFESSIONAL PERSPECTIVES ON THE LABOR MARKET

Stable reproduction of resources in the labor market, as well as their adaptation to current trends, largely depend on the awareness of potential employees of their capabilities and prospects. Such views are formed already at the initial stages of mastering the profession in obtaining higher education. These representations are an important indicator especially in the context of the transformation of the higher education system, in particular in connection with the updated GEF HE. In this article, the authors consider approaches to studying the youth labor market and focus their attention on issues of professional self-determination and gaining experience in labor activity. Based on the focus group study, the authors disclose the expectations and self-assessments of students regarding their professional prospects in the labor market. Researchers identify specific features of selfassessment of professional perspectives depending on the course of study, on the level of professional education and other factors. As it turned out, undergrads tend to assess the degree of their readiness to enter the labor market rather high, but nevertheless feel undefined. According to the students, frequent short-term internships in specific enterprises could increase their confidence and expand the prospects for successful employment. At the same time, students are more focused on working in specific organizations than actually on professional self-actualization.

Текст научной работы на тему «Оценка студентами своих профессиональных перспектив на рынке труда»

УДК 316

ГАНИНА Ольга Александровна

Пермский национальный исследовательский

политехнический университет

г. Пермь, Россия

ganinaoa@yandex.ru

СЕЛЕТКОВА Гюзель Ильясовна

Пермский национальный исследовательский

политехнический университет

г. Пермь, Россия

guzal.ka@mail.ru

ФЕДОТОВА Вера Александровна

Пермский национальный исследовательский

политехнический университет

г. Пермь, Россия

fedotova888@yandex.ru

ОЦЕНКА СТУДЕНТАМИ СВОИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПЕРСПЕКТИВ НА РЫНКЕ ТРУДА

Стабильное воспроизводство ресурсов на рынке труда, а также их адаптация к актуальным тенденциям во многом зависят от осознания потенциальными работниками своих возможностей и перспектив. Такие представления формируются уже на начальных этапах освоения профессии - при получении высшего образования. Особенно важным индикатором данные представления выглядят в контексте трансформации системы высшего образования, в частности в связи с переходом к актуализированному ФГОС ВО. В данной статье авторы рассматривают подходы к изучению молодежного рынка труда и фокусируют внимание на вопросах профессионального самоопределения и получения опыта трудовой деятельности. На основе проведенного фокус-группового исследования авторы раскрывают ожидания и самооценки учащихся в отношении их профессиональных перспектив на рынке труда. Исследователи выявляют специфические черты самооценки профессиональных перспектив в зависимости от курса обучения, от уровня профессионального образования и других факторов. Как выяснилось, старшекурсники, как правило, оценивают степень своей готовности к выходу на рынок труда довольно высоко, но тем не менее испытывают неопределенность. Повысить их уверенность и расширить перспективы благополучного трудоустройства, по мнению студентов, могли бы частые кратковременные стажировки на конкретных предприятиях. При этом учащиеся более ориентированы на работу в конкретных организациях, чем собственно на профессиональную самореализацию.

Ключевые слова: высшее образование, рынок труда, занятость, работа, профессия, представления, перспективы, оценки, студент, молодежь

DOI: 10.17748/2075-9908-2018-10-3/1-136-142

Olga A. GANINA

Perm National Research Polytechnic University

Perm, Russia ganinaoa@yandex.ru

Gyuzel I. SELETKOVA Perm National Research Polytechnic University

Perm, Russia guzal.ka@mail.ru

Vera A. FEDOTOVA Perm National Research Polytechnic University

Perm, Russia fedotova888@yandex.ru

STUDENTS' ASSESSMENT OF THEIR PROFESSIONAL PERSPECTIVES ON THE LABOR

MARKET

Stable reproduction of resources in the labor market, as well as their adaptation to current trends, largely depend on the awareness of potential employees of their capabilities and prospects. Such views are formed already at the initial stages of mastering the profession - in obtaining higher education. These representations are an important indicator especially in the context of the transfo r-mation of the higher education system, in particular in connection with the updated GEF HE. In this article, the authors consider approaches to studying the youth labor market and focus their attention on issues of professional self-determination and gaining experience in labor activity. Based on the focus group study, the authors disclose the expectations and self-assessments of students regarding their professional prospects in the labor market. Researchers identify specific features of self-assessment of professional perspectives depending on the course of study, on the level of professional education and other factors. As it turned out, un-dergrads tend to assess the degree of their readiness to enter the labor market rather high, but nevertheless feel undefined. According to the students, frequent short-term internships in specific enterprises could increase their confidence and expand the prospects for successful employment. At the same time, students are more focused on working in specific organizations than actually on professional self-actualization.

Keywords: higher education, labor market, employment, work, profession, views, prospects, estimates, student, youth

Благодарность. Источником финансирования научной работы и публикации статьи является Пермский национальный научно-исследовательский политехнический университет.

Acknowledgement. The source of funding for scientific work and publication of the article is the Perm National Research Polytechnic University.

Введение

Молодежный рынок труда активно изучается российскими исследователями, поскольку эта тема остается неизменно важной и актуальной. В связи с переходом высшего образования на новый стандарт обучения рынок труда еще больше сближается с системой образования, которая стремится формировать высококвалифицированных работников, обладающих заданными компетенциями. С другой стороны, рынок труда воспроизводит устойчивые, сложно изменяемые различия в структуре занятости, оплате труда, что формирует спрос на определенные профессии и отрасли [1]. Рынок труда может выступать как показатель социальных изменений в конкретном обществе. Массовые изменения на рынке труда свидетельствуют о сущности и глубине социальных изменений [2, с. 335]. Использование социологического подхода позволяет определить эффективные меры управления социальными изменениями, оценить их эффективность через обратную связь и оценить эффективность принимаемых мер.

Теоретические основы изучения функционирования рынка труда рассматривались в работах экономистов и социологов: А. Смита, Дж. Кейнса, К. Маркса, Ф. Хайека, Т. Пар-сонса. Социологический подход делает акцент на формировании и функционировании его как социального института, через анализ взаимодействий и выбор модели поведения. Так, Парсонс определяет рынок труда как нормативную систему, объединяющую акторов с различными жизненными целями и ориентациями [3, с. 142]. Роль ожиданий в экономических процессах одним из первых выявил Ф.А. Хайек, который считал, что рыночные отношения строятся на основе координации знаний. Согласно Хайеку, рынок формируется в процессе «спонтанного порядка» и не подчинен решению конкретных задач [4].

Молодежь - значимый актор на рынке труда, и в частности студенты, имеющие, с одной стороны, фактическое участие в трудовых отношениях, а с другой - существенный потенциал будущей трудовой активности. В связи со значимой ролью ожиданий, жизненных целей и ориентаций на рынке труда, изучая представления и оценки студентов, можно выявить важные особенности и тенденции развития рынка труда. Взаимодействию рынка образовательных услуг и рынка труда, в том числе и на региональном уровне, посвящены работы Т.И. Заславской, Л.И. Абалакиной, Т.А. Садовничего, Н.Г. Вишневской, В.Н. Стегния, В.Д. Разинской и др.

Согласно данным ВЦИОМ, «энтузиазм и рвение студентов к учебе растут, тогда как возможности трудоустройства по окончании вуза снижаются, так отмечают почти половина респондентов (47%)» [5]. Таким образом, представления части студентов, что наличие высшего образования обеспечивает высокооплачиваемую работу, часто не находят подтверждения в жизни. Рынок труда - это ситуация неопределенности как для профессионала-соискателя, так и для работодателя, который нуждается в определенном наборе профессиональных компетенций и культуры. Снижению неопределенности может способствовать креденциалистский ресурс в понимании, предложенном Р. Коллинзом и Д. Брауном. Идея Р. Коллинза состоит в том, что в современном обществе тесная связь между профессиональными позициями и образованием обусловливают то, что «credentials» (официальные подтверждающие квалификацию документы) играют преимущественную роль в социальной структуре общества [6].

Однако массовизация высшего образования привела к изменениям в данной сфере: образование перестает быть гарантией профессионального успеха. Р. Штихве отмечает трансформацию характера институциональных связей между профессией, организацией и работником. Штихве полагает, что процесс дифференциации идет, прежде всего, в организациях, а не в профессиях, как раньше, в связи с чем меняется роль и место профессии как социального института. В таких условиях динамика развития занятий и характер вовлечения профессионалов в экономику меняется [7, с. 31-44 ]. Но тем не менее большая доля занятий и профессий связаны с формальным профессиональным образованием. Креденциализм включает в себя как формальное профессиональное образование, так и

подтверждение вовлеченности в профессиональную субкультуру с ее ценностями, нормами, традициями, ритуалами и т.д. В связи с этим изучение описанных взаимосвязей и изменений рынка труда в зеркале оценок его акторов представляется важной задачей, в связи с чем было проведено собственное исследование студенческих представлений, связанных со своей профессией и рынком труда.

Описание исследования

В целях выявления студенческих ожиданий и оценок собственных профессиональных перспектив на рынке труда в марте 2018 г. было проведено 11 фокус-групп с общим числом респондентов 192 человека. Участниками фокус-групп выступили студенты очного отделения Пермского национального исследовательского политехнического университета, проходящие обучение по техническим и гуманитарным направлениям подготовки, с 1-го по 4-й курс. Основные темы бесед фокус-групп касались первичного этапа профессионализации в контексте современного рынка труда через призму представлений учащихся. Профессионализацию мы понимаем как «процесс освоения требующегося комплекса знаний, умений и навыков, соответствующих определенной профессии, а также профессиональную социализацию специалиста» [8, с. 23].

Результаты исследования

Выбор студентами технического или гуманитарного направления обучения является, как правило, более взвешенным и осознанным, чем выбор конкретной специальности. При выборе непосредственного профиля подготовки студенты часто опирались на мнения родителей, друзей и учителей либо на вероятность поступления - шли туда, где по их оценке больше шансов быть зачисленным, «туда, где прохожу по баллам».

Редко выбор конкретного профиля обучения был связан с глубоким интересом к данной специальности и осознанием своих способностей и качеств, предрасполагающих к данной профессии. Основная часть опрошенных отметили, что в процессе выбора им немного было известно о выбранной профессии, они практически не общались с представителями данной профессии, не имели опыта наблюдения реализации соответствующей профессиональной деятельности. Исключением являются те студенты, которые стремились продолжить сферу деятельности своих родителей. Эти результаты относительно выбора профессии созвучны выводам В.И. Савинкова и П.А. Бакланова, которые в своем исследовании представили классификацию источников формирования профессиональной стратегии: принятие решений и выбор профессиональной стратегии определяется родителями (а), детьми самостоятельно (б), совместно (в) или спонтанно (г) [9, с. 77].

В ходе нашего исследования также выяснилось, что современные студенты воспринимают высшее образование прежде всего как социальный лифт, позволяющий приобрести формальный статус «человека с высшим образованием».

Когда получите высшее образование, будет легче устроиться на работу. /техническое направление, 2 курс, специалитет, муж./

Эффект от высшего образования: с дипломом намного легче найти работу. Не так важно, что это за образование, важно наличие образования. Это просто социальный лифт. /гуманитарное направление, 4 курс, бакалавриат, жен./

Статус высшего образования является необходимым минимумом для трудоустройства, стереотипным и формальным требованием работодателя, а также позволяет работникам претендовать на более выгодную или высокооплачиваемую работу. Данная позиция может быть объяснена исходя из теории фильтров, согласно которой задача системы профессионального образования определяется не столько как передача компетенций, сколько как проверка их способностей, не относящихся к содержанию образования. Чем более способный индивид, тем более высокую ступень образования он получает. Таким образом, диплом лишь удостоверяет его более высокий «креденциалистский уровень и фактически служит пропуском на лучшие рабочие места» [10, с. 36].

По мнению студентов, работодатели и сами студенты нечетко понимают, в чем разница между специалистом, бакалавром и магистром как участниками рынка труда. Сту-

денты специалитета подчеркивают, что выбрали направление обучение этого уровня подготовки, чтобы потом не было необходимости заканчивать магистратуру. Студенты бакалавриата отмечают сжатость своей учебной программы и невысокую конкурентоспособность бакалавров на рынке труда, так как они могут претендовать только на «низкие» должности, а для карьерного роста необходимо получение степени магистра.

По опыту трудоустройства, о котором мне рассказывали, специалистов берут гораздо охотнее, нежели бакалавров. /техническое направление, 2 курс, специалитет, муж./

У нас очень сжатая программа, многие предметы сильно сокращены. Весьма вероятно, мы не будем считаться высококвалифицированными специалистами, а чтобы достичь этого, нужно идти в магистратуру /техническое направление, 2 курс, бакалавриат, муж./

Хотя студенты старших курсов ощущают себя более готовыми к профессиональной деятельности, чем студенты 2-3-х курсов, у них по-прежнему наблюдается неопределенность профессиональных планов и опасения проблем с трудоустройством. Вероятно, эта неуверенность и тревожность связаны с отсутствием вневузовского опыта, даже косвенно связанного с осваиваемой профессией. Студенты не уверены в том, насколько то, чему они научились в университете, соответствует тому, что потребуется от них на рынке труда в реальной, а не учебной профессиональной деятельности.

На 4 курсе ощущаю себя готовой к работе на 70% - из-за неуверенности в том, чем дальше заниматься, как воспримут меня работодатели, захотят ли меня нанять, что я вообще могу им дать. /гуманитарное направление, 4 курс, бакалавриат, жен./

Студенты отмечают, что для большей уверенности на рынке труда им не хватает той практики, что есть в ходе учебы. Они хотели бы иметь больше стажировок на конкретных предприятиях для получения опыта в непосредственной среде своей профессии, работая на вспомогательных рабочих позициях с низким уровнем требований к работникам. Помимо собственно знакомства с практикой профессиональной деятельности на предприятиях, студенты хотели бы представлять потенциальным работодателям свои способности и навыки через список таких стажировок.

Другие исследования выявляют, что одна из областей, которой уделяется мало внимания - это именно чрезмерное образование [11]. Так, Пол Комин и Дрю Гардинер говорят, что студенты в итоге имеют слишком широкое образование и знают больше, чем необходимо для выполнения определенной трудовой деятельности («overskШed»). В связи с этим необходим комплексный подход для устранения данных несоответствий.

Собственное исследование показало, что работа не по профессии, но близко с ней студентов, уже начавших обучение по программе высшего образования, не устраивает, их притязания намного выше в связи с собственной оценкой полученного уровня квалификации. Трудоустройство студентов и выпускников демонстрирует несоответствие между реальным уровнем квалификации, уровнем притязаний и предложением рынка труда.

Я работала в компании в еаИ-центре, и у меня не совсем положительные впечатления. Там сидят вообще без образования, не профессионалы-социологи. А мы - социологи, и выполняем одну и ту же работу. Вопрос - зачем учиться 4 года, чтобы сидеть потом на телефоне? У них же есть аналитики, но нас туда не допускают. /гуманитарное направление, 4 курс, бакалавриат, жен./

Выводы и заключения

Изменения современного общества и рынка труда привели к ситуации, в которой наличие диплома, означающего принадлежность его владельца к профессии, не гарантирует ему соответствующей оплаты труда, постоянной занятости и статуса. Поэтому в отношении рынка труда студенты ориентируются в большей степени на запросы организации и готовы подстраиваться под их требования вплоть до смены профессии. Такая приоритетная ориентация на трудоустройство, а не на профессиональную самореализацию отражается на образовательном процессе. Студенты менее мотивированы на научно-исследовательскую деятельность и углубленное изучение каких-либо областей знания, поскольку не уверены в том, что именно им потребуется для трудоустройства и успеш-

ной работы в будущем. Такую пассивность современной молодежи, отсутствие мотивации к труду при высоких запросах в сочетании с низкой конкурентоспособностью отмечают и другие исследователи, например А.Г. Пухова, Т.Е. Чеканова, Е.В. Потравная, К.М. Лотарева и др. [12, с. 347].

Преодолению пассивности студентов могут способствовать следующие характеристики учебной деятельности, которые выделили А. Чикеринг и З. Гамсон, опираясь на результаты эмпирических исследований: поощрение взаимодействия студентов и преподавателей; поощрение активности студентов; развитие взаимного обмена и кооперации среди студентов; наличие быстрой обратной связи от преподавателя, установка дедлай-нов для выполнения задания; трансляция высоких ожиданий и уважительное отношение к разнообразным талантам и способам обучения [13, с. 3].

Не соприкасаясь с рынком труда во время учебы, молодые люди лишаются возможности познакомиться с его реалиями, что является важным фактором профессионального самоопределения. Предлагаемая производственная практика в рамках учебного плана не воспринимается студентами как возможность будущего трудоустройства или наработки полезных для будущей деятельности навыков и связей, а потому не ложится в основу их профессионального самоопределения. В результате часто выбор конкретной профессиональной ниши откладывается до момента окончания вуза и выхода молодых людей на рынок труда, а потому происходит в процессе поиска работы и приобретения опыта профессиональной деятельности.

Проведенное исследование представлений студентов о молодежном рынке труда выявляет определенные связи системы высшего образования с профессиональной структурой, тенденции и требования которой не вполне осознаны студентами. Поэтому для выстраивания более эффективной работы с молодежью в ходе обучения по программам высшего образования необходимо прогнозирование изменений в «профессиональной структуре производства» [14, с. 6].

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ

1. Горина Е.Е. Исследование рынка труда: междисциплинарный подход // Современная экономика: проблемы, тенденции, перспективы. - 2011. - № 5. URL:

https://cyberleninka.rU/article/n/issledovanie-rynka-truda-mezhdistsiplinarnyy-podhod (Дата обращения: 03.05.2018).

2. Гударенко Ю.А. Рынок труда как социальный институт в современном российском обществе // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. - 2010. - № 124. - С. 330-337.

3. Парсонс Т. Система современных обществ / пер. с англ. Л.А. Седова и А.Д. Ковалева. Под ред. М.С. Ковалевой. - М.: Аспект Пресс, 1998. - 270 с.

4. Jack Birner Mind, Market and Society. Network Structures in the Work of F. A. Hayek. URL: https://pdfs.semanticscholar.org/bfd4/8edfd9fb9590231ed2b3223064e5b99d95a6.pdf (Дата обращения: 05.05.2018).

5. Студент-2017: рвение к учебе и перспективы трудоустройства. ВЦИОМ. Энтузиазм и рвение студентов к учебе растут, тогда как возможности трудоустройства по окончании вуза снижаются. URL: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=116041 (Дата обращения: 05.05.2018).

6. Collins R. The credential Society: An Historical Sociology of Education and Stratification. - New York: Academic Press, 1979. - 222 p.

7. Stichweh R. Wissen und die Profeessionen in einer Organisationsgesellschaft //Organisation und Profession/ hg.T.Klatetzki, V. Tacke, - Wiesbaden: VS-Verlag, 2005. - 300 p.

8. Ганина О.А., Селеткова Г.И., Федотова В.А. Трансформация восприятия роли высшего образования в процессе профессионализации / / Казанский социально-гуманитарный

ник. - 2018. № 2(31). - С. 23-27. DOI 10.24153/2079-5912-2018-9-2-23-27

9. Савинков В.И., Бакланов П.А. Профессиональная ориентация и трудоустройство выпускников: результаты социологического исследования / / Сборник докладов VII Форума «Рынок труда и политика занятости: состояние и перспективы развития». - М.: РИТМ, 2017. - С. 7181.

10. Абрамов Р. Парадоксы креденциализма и динамика современного профессионализма / / Профессия. doc. Социальные трансформации профессионализма: взгляды снаружи, взгляды изнутри. - М.: Вариант, ЦСПГИ, 2007. - 408 с.

11. Comyn P., Gardiner D. Are Young People Overskilled or Underskilled? / / Blog of the International Labour Organization, posted on 13 October 2017 ILO. URL: https://iloblog.org/2017/10/13/are-young-people-overskilled-or-underskilled/ (Дата обращения: 05.05.2018).

12. Далибожко А.И. Молодежный рынок труда Томской области: основные характеристики / / Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. - 2017. - № 6. - С. 344-356. DOI: 10.14515/monitoring.2017.6.18.

13. Chickering A.W., Gamson Z.F. Seven Principles for Good Practice in Undergraduate Education. AAHE Bulletin. - 1987. - Vol. 39. - No 7. - P. 3-7.

14. Стегний В.Н. Прогностический подход к образованию // Вестник ПГТУ. Социально-экономические науки. - 2011. - № 10(33). - С. 5-10.

REFERENCES

1. Gorina E.E. Issledovanie rynka truda: mezhdistsiplinarnyy podkhod. [Labor market research: cross-disciplinary approach]. Sovremennaya ekonomika: problemy, tendentsii, perspektivy = Modern economy: problems, trends, prospects. 2011. No 5. Available at:

https://cyberleninka.rU/article/n/issledovanie-rynka-truda-mezhdistsiplinarnyy-podhod (accessed 3 May 2018) (in Russ.)

2. Gudarenko Yu.A. Rynok truda kak sotsial'nyy institut v sovremennom rossiyskom obshchestve. [Labor market as social institute in modern Russian society]. Izvestiya Rossijskogogosudarstven-nogo pedagogicheskogo universiteta im. A.1. Gertsena =Izvestia: Herzen University Journal of Humanities & Sciences. 2010. No 124. Pp. 330-337 (in Russ.)

3. Parsons T. Sistema sovremennykh obshhestv. [The system of modern societies]. Per. s angl. L.A. Sedova i A.D. Kovaleva. Pod red. M.S. Kovalevoj. Moskow. 1998. 270 p. (in Russ.)

4. Jack Birner Mind, Market and Society. Network Structures in the Work of F. A. Hayek. Available at: https://pdfs.semanticscholar.org/bfd4/8edfd9fb9590231ed2b3223064e5b99d95a6.pdf (accessed 5 May 2018) (in English)

5. Student-2017: rvenie k uchebe i perspektivy trudoustroystva VTslOM: Entuziazm i rvenie studen-tov k uchebe rastut, togda kak vozmozhnosti trudoustroystva po okonchanii vuza snizhayutsya. [Student-2017: eagerness to study and the prospects of employment VCIOM: The enthusiasm and eagerness of students to study grow whereas possibilities of employment upon termination of higher education institution decrease]. Available at:

https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=116041 (accessed 5 May 2018) (in Russ.)

6. Collins R. The Credential Society: An Historical Sociology of Education and Stratification. New York. 1979 (in Eng.)

7. Stichweh R. Wissen und die Profeessionen in einer Organisationsgesellschaft. Organisation und Profession. hg.T.Klatetzki, V. Tacke. Wiesbaden. 2005 (in Ger.)

8. Ganina O.A., Seletkova G.I., Fedotova V.A. Transformatsiya vospriyatiya roli vysshego obrazovani-ya v protsesse professionalizatsii. [Transformation of perception of a role of the higher education in the course of professionalizing]. Kazanskiy sotsial'no-gumanitarnyy vestnik =Kazan social and humanitarian bulletin . 2018. No 2(31). Pp. 23-27 Doi: 10.24153/2079-5912-2018-9-2-23-27 (in Russ.)

9. Savinkov V. I., Baklanov P. A. Professional'naya orientatsiya i trudoustrolstvo vypusknikov: rezu-l'taty sotsiologicheskogo issledovaniya. [Vocational guidance and trudoustroi Q tvo of graduates: results of a sociological research]. Sbornik dokladov VII Foruma «Rynok truda i politika zanyatos-ti: sostoyanie i perspektivy razvitiya» (Collection of reports from the VII Forum «Labor market and employment policy: the state and development prospects»). Moskow. 2017. Pp. 71-81 (in Russ.)

10. Abramov R. Paradoksy kredentsializma i dinamika sovremennogo professionalizma. [Paradoxes of a kredentsializm and loudspeaker of modern professionalism]. Professiya. doc. Sotsial'nye transformatsii professionalizma: vzglyady snaruzhi, vzglyady iznutri (Profession.doc. Social transformations of professionalism: a view from the outside, a view from within). Moskow. 2007. 408 p. (in Russ.)

11. Comyn P., Gardiner D. Are Young People Overskilled or Underskilled? Blog of the International Labour Organization, posted on 13 October 2017 ILO. Available at:

https: //iloblog.org/ 2017/10/13/are-young-people-overskilled-or-underskilled/ (accessed 5 May 2018) (in English)

12. Dalibozhko A.I. Molodezhnyy rynok truda Tomskoy oblasti: osnovnye kharakteristiki. [Youth labor market of Tomsk region: main characteristics] Monitoring obshchestvennogo mneniya: Ekonomicheskie i sotsial'nye peremeny = Monitoring of public opinion: Economic and social changes. 2017. No 6. Pp. 344-356. Doi: 10.14515/monitoring.2017.6.18. (in Russ.)

13. Chickering A.W., Gamson Z.F. Seven Principles for Good Practice in Undergraduate Education. AAHE Bulletin. 1987. Vol. 39. No 7. Pp. 3-7 (in English)

14. Stegniy V.N. Prognosticheskiy podkhod k obrazovaniyu. [A prognostic approach to education] Vestnik PGTU. Sotsial'no-ekonomicheskie nauki = Bulletin of PSTU. Socio-economic sciences. 2011. No 10(33). Pp. 5-10 (in Russ.)

Информация об авторах:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ганина Ольга Александровна, старший преподаватель, кафедра социологии и политологии, гуманитарный факультет, Пермский национальный исследовательский политехнический университет, г. Пермь, Россия ganinaoa@yandex.ru

Селеткова Гюзель Ильясовна, старший преподаватель, кафедра социологии и политологии, гуманитарный факультет, Пермский национальный исследовательский политехнический университет, г. Пермь, Россия guzal.ka@mail.ru

Федотова Вера Александровна, старший преподаватель, кафедра социологии и политологии, гуманитарный факультет, Пермский национальный исследовательский политехнический университет, г. Пермь, Россия fedotova888@yandex.ru

Получена: 11.05.2018

Для цитирования: Ганина О. А., Селеткова Г. И., Федотова В.А. Оценка студентами своих профессиональных перспектив на рынке труда. Историческая и социально-образовательная мысль. 2018. Том. 10. № 3-1 . с.136-142. doi: 10.17748/2075-9908-2018-10-3/1-136-142.

Information about the authors:

Olga A. Ganina, Senior Lecturer, Department of Sociology and Political Science, Humanities Faculty, Perm National Research Polytechnic University, Perm, Russia ganinaoa@yandex.ru

Gyuzel I. Seletkova, Senior Lecturer, Department of Sociology and Political Science, Humanities Faculty, Perm National Research Polytechnic University, Perm, Russia guzal.ka@mail.ru

Vera A. Fedotova, Senior Lecturer, Department of Sociology and Political Science, Humanities Faculty,

Perm National Research Polytechnic University,

Perm, Russia

fedotova888@yandex.ru

Received: 11.05.2018

For citation: Ganina O.A., Seletkova G.I., Fedotova V.A. Students' assessment of their professional perspectives on the labor market. Historical and Social-Educational Idea. 2018. Vol. 10. no.3-1. Pp. 136-142.

doi: 10.17748/2075-9908-2018-10-3/1-136-142. (in Russ)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.