Научная статья на тему 'Оценка стратегических перспектив социально-экономической модернизации города Мариуполя'

Оценка стратегических перспектив социально-экономической модернизации города Мариуполя Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
407
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОЦіНКА / СТРАТЕГіЯ / STRATEGY / МОДЕРНіЗАЦіЯ / ЕКОНОМіКА / ПРОГРАМА / PROGRAM / ОЦЕНКА / ESTIMATION / СТРАТЕГИЯ / МОДЕРНИЗАЦИЯ / MODERNISATION / ЭКОНОМИКА / ECONOMY / ПРОГРАММА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Котов Е.В., Ляшенко В.И.

Проведен анализ состояния процессов социально-экономической модернизации г. Мариуполя и предложены инструменты по их ускорению. Оценка состояния и динамики процессов модернизации г. Мариуполя проведена в сравнении с другими городами Донецкой области. Обоснована необходимость разработки качественных стратегий и целевых программ развития города, а также предложены механизмы взаимодействия власти, бизнеса и экспертного сообщества при их разработке и практическойреализации. Акцентировано внимание на важности развития малого и среднего бизнеса для ускорения процессов модернизации социально-экономической системы города.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Котов Е.В., Ляшенко В.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Estimation of strategic prospects for socio-economic modernisation of city Mariupol

The article analyses the state of the processes of socio-economic modernisation of city Mariupol and offers the instruments to accelerate them. The estimation of the state and dynamics of the processes of city Mariupol modernisation is conducted in comparison with other cities of Donetsk region. The need to develop high-quality strategies and targeted programs of the city development is well-grounded, and the mechanisms of cooperation between powers, business and expert community in the process of their development and practical realization is offered. The accent is made on the importance of developing small and medium-sized business for the acceleration of the processes of modernisation of the city’s socio-economic system.

Текст научной работы на тему «Оценка стратегических перспектив социально-экономической модернизации города Мариуполя»

УПРАВЛ1ННЯ ЕКОНОМ1КОЮ

Е.В. Котов, к.э.н., В.И. Ляшенко, д.э.н.

ОЦЕНКА СТРАТЕГИЧЕСКИХ ПЕРСПЕКТИВ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ ГОРОДА МАРИУПОЛЯ

Современная модель глобализации рассматривает мировую экономику как многоуровневую систему [1]. Верхний уровень составляет сеть "ворот в глобальных мир", которые представляют собой компактные территории глобальных регионов и городов-мегаполисов. Данные мегаполисы выполняют функции транспортных узлов, финансовых центров, центров образования, науки и политического влияния, а также обеспечивают доступ к глобальной экономике, обширным территориям, входящим в сферу их экономического и политического притяжения. В связи с этим актуальной задачей стратегии развития территории становится вхождение в многоуровневые сети глобальных городов и регионов.

Достижение такой амбициозной цели, как вхождение в мировую сеть глобальных городов и регионов требует разработки качественной стратегии их развития. В течение полугода после принятия Государственной стратегии регионального развития до 2020 г. всем областям и городам с численностью населения более 50 тыс. чел. предстоит большая работа по разработке собственных стратегий, построенных на целях и задачах национальной. В связи с этим актуализируется задача оценки состояния и перспектив развития города с учетом современных вызовов, стоящих на пути интеграции в сеть глобальных городов. Результаты оценки лягут в основу целей и задач Стратегии развития города и целевых программ по ее практической реализации.

Оценка потенциала развития города покажет уровень его зависимости от качества и скорости происходящих социально-экономических процессов и отношений. Поэтому стратегия развития города должна строиться с учетом уже происшедших изменений, включать в себя инструменты и механизмы управления ими и

© Е.В. Котов,

В.И. Ляшенко, 2013

ускорения процессов модернизации в соответствии с целями и приоритетами национального и регионального развития [2, с. 200].

Социально-экономическое состояние г. Мариуполя ухудшается, одновременно оказывая негативное влияние на окружающие его районы: Володарский, Новоазовский и Первомайский. Несмотря на то, что г. Мариуполь является «морскими воротами» области, где возможности обеспечить нормальный уровень жизни выше, чем в других городах Донецкой области, люди все равно покидают город (табл. 1). Вследствие этого плотность населения в городе за 8 лет уменьшилась на 6%.

Таблица 1

Динамика плотности населения

Административно -территориальная единица Плотность населения , чел./м2

2005 2008 2010 2012

г. Донецк 1770 1736 1714 1698

г. Макеевка 971 946 932 921

г. Мариуполь 2059 2025 2003 1943

Володарский район 25 24 24 24

Новоазовский район 38 37 36 36

Первомайский район 35 35 35 34

При этом они люди не оседают в близлежащих районах, о чем свидетельствуют показатели плотности населения (табл. 1), а стараются уехать подальше от города. Главным образом это связано с состоянием экологии. За исключением 2010 и 2012 гг. размеры штрафов за загрязнение окружающей природной среды, наложенные на предприятия и организации г. Мариуполя, выше, чем в г. Донецке (табл. 2). Это свидетельствует не только о высоком промышленном потенциале г. Мариуполя, но и о том, что на территории города сконцентрированы экологически вредные виды производства, требующие немедленной диверсификации и развития производств, использующих экологически чистые технологии.

Динамика экологических платежей

Административно - Экологические платежи, которые предъявлены

территориальная предприятиям и организациям за загрязнение

единица окружающей природной среды, тыс. грн

2005 2008 2010 2011 2012

г. Донецк 10806 28781 74092 44496 344427

г. Макеевка 7310 23304 46837 77659 15257

г. Мариуполь 22542 43404 56691 60281 56757

Володарский район 31 38 86 79 65

Новоазовский

район 41 66 216 312 246

Первомайский район 22 19 119 29 53

Сокращение рабочих мест в городе не вызывает адекватного роста их в сельской местности, что негативно отражается на объемах сельскохозяйственного производства. Пик производства сельскохозяйственной продукции пришелся на 2011 г. (табл. 3). В 2012 г. началась понижательная фаза, вызванная несовершенством региональной промышленной политики, механизмом регулирования рынка труда.

Таблица 3

Динамика продукции сельского хозяйства

Административно - Валовая продукция сельского хозяйства,

территориальная тыс. грн

единица 2005 2008 2010 2011 2012

г. Донецк 57668 81970 134653 137768 130122

г. Макеевка 8489 9138 11879 16673 9313

г. Мариуполь 12197 14281 30382 31629 23452

Володарский район 125217 122125 232661 267006 204809

Новоазовский

район 127016 143565 238840 260550 261549

Первомайский район 61502 70856 129481 160556 115741

В данном исследовании предпринята попытка оценить процессы модернизации города Мариуполя в контексте постиндустриального и неоиндустриального развития. Эти концепции социально-экономического развития доминируют в государственной политике многих стран мира, конкурируя между собой и определяя развитие отдельных из них. Так, стратегия развития промышленности Европейского Союза построена на базе неоиндустриальной концепции. В марте 2010 г. в ЕС была принята новая европейская стратегия экономического развития - «Европа 2020: Стратегия разумного, устойчивого и интегрирующего роста». Один из ее разделов посвящен проблемам формирования и реализации новой промышленной политики Европы в условиях глобализации. Этот раздел предусматривает решение ряда задач, направленных на диверсификацию промышленности, создание сильной и конкурентоспособной промышленной базы, развитие разумного регулирования конкуренции и стандартизацию, улучшение деловой среды и активное использование энергосберегающих технологий.

Под постиндустриальной модернизацией понимается переход от индустриального общества к обществу знаний. Эта концепция была разработана в 70-х годах прошлого столетия и до сих пор еще не утратила своей актуальности. Концепция постиндустриального общества была выдвинута американским социологом и политологом Дэниелом Беллом, профессором Гарвардского и Колумбийского университетов, в 1973 г. [3]. Его идея заключалась в том, что постиндустриальное общество характеризуется уровнем развития услуг, их преобладанием над всеми остальными видами хозяйственной деятельности в общем объеме ВВП и соответственно численностью занятых в этой сфере (до 90% работающего населения).

Неоиндустриальная модернизация отражает органичность взаиморазвития индустриализации и постиндустриализации в направлении к наукоемкому передовому производству. Данная концепция зародилась сравнительно недавно, хотя первые исследования на эту тему были начаты даже раньше исследований по проблемам постиндустриализации. Джон Кеннет Гэлбрейт, американский экономист канадского происхождения, в 1967 г. выдвинул идею нового постиндустриального общества [4]. Одной из главных экономических черт, обозначенным им, является изменение струк-

туры рабочего класса, а именно увеличение доли занятых умственным квалифицированным трудом. Однако, в отличие от концепции постиндустриального развития, основной задачей данной трансформации становится поддержание высоких темпов производства.

Вторым выводом, сделанным Джоном Гэлбрейтом и охотно используемым в своих исследованиях современными неоиндуст-риалистами, является тезис о господстве крупных корпораций и постепенное их слияние с государством. На постсоветском пространстве идеи новой индустриализации активно продвигаются профессором МГУ С.С. Губановым [5]. По его мнению, именно неоиндустриализация в конечном итоге приведет к объединению корпораций с государством и созданию на их основе крупных вертикально-интегрированных государственных корпораций. В конечном итоге будет построен общественный строй, именуемый государственным капитализмом.

За основу при оценке процессов модернизации была взята методика, предложенная для стран в работе [6], которая была адаптирована в ИЭП НАН Украины для городов и регионов с учетом ряда ограничений отечественной системы сбора и обработки статистической информации на уровне города, связанных с количественными параметрами некоторых индикаторов базовой методики, с устареванием отдельных индикаторов, с определением эталонных значений для выбранных индикаторов. Рассмотрим их подробнее.

I. Статистические ограничения

1. Показатель «число ученых и инженеров, полностью занятых в НИОКР на 10000 населения» был заменен показателем «численность работников научных организаций на 10000 населения». При определении численности работников научных организаций к учету были взяты только специалисты, выполняющие научные и научно-технические работы (исследователи и техники).

2. Показатель «число жителей, подающих заявки на патенты, на 1 млн. жителей» был заменен показателем «численность авторов рационализаторских предложений на 1 млн. жителей». Данные о численности авторов рационализаторских предложений собирались по разным формам статотчетности: за 2000-2008 гг. - по данным формы № 4-нт «Отчет о получении прав интеллектуальной

собственности и использование объектов права интеллектуальной собственности»; за 2000 г. - численность изобретателей, авторов промышленных образцов и рационализаторских предложений; за 2010 г. - по данным формы № 1 - технология «Отчет о создании и использовании передовых технологий и объектов права интеллектуальной собственности».

3. По городам Енакиево, Славянск и Харцызск данные о численности авторов рационализаторских предложений за 20082010 гг. не были предоставлены областным управлением статистики со ссылкой на то, что эта информация является конфиденциальной. Поэтому было выдвинуто предположение, что численность данной социальной группы за эти годы не уменьшилась в сравнении с предыдущим периодом (2005 г.). Введенное предположение позволило данным городам осуществить прорыв в группе индикаторов знаний, что положительно сказалось на интегральном индексе модернизации. Индекс постиндустриальной и неоиндустриальной модернизации вырос в г. Енакиево в 2008 и 2010 гг. соответственно на 10 и 11 единиц; в г. Славянске в 2010 г. - на 4 и 5 единиц; в г. Харцызске в 2008 г. - на 10 и 11 единиц.

4. Отказ от индикатора «потребление энергии на душу населения» был вызван трудностями получения статистической информации данного вида на уровне города.

5. В связи с тем, что отечественная система статистического учета на уровне города не рассчитывает ни общий показатель ВВП, ни показатель ВВП на душу населения, было принято решение от него отказаться. По тем же причинам было решено отказаться и от индикатора «ВВП на душу населения в условиях паритета покупательной способности». В качестве замены использовался показатель оценки ВВП города, рассчитанный как произведение валового регионального продукта на душу населения и численности жителей города. Такой же подход был применен и при определении показателя валовой добавленной стоимости в сельском хозяйстве, промышленности и сфере услуг в силу тех же самых причин - отсутствия их статистического учета на уровне города.

6. Вышеназванные причины заставили отказаться от использования такого распространенного в развитых странах индикатора, как показатель экологической эффективности. Этот показатель

отражает эффективность энергетической сферы и рассчитывается как отношение ВВП на душу населения к потреблению энергии на душу населения.

7. Данные о распространенности сети Интернет среди жителей городов не были получены в связи с тем, что частные Интернет-провайдеры не предоставляют свою информацию областным управлениям статистики, а государственная компания Укртелеком имеет ничтожно малую долю данного рынка.

8. Показатель ожидаемой продолжительности жизни при рождении в разрезе городов не ведется статистическими управлениями и поэтому при расчетах был принят на уровне областного значения.

9. Показатель «доля студентов, получающих высшее образование, среди населения студенческого возраста (20-24 лет)» по некоторым городам не совсем отражал реальную ситуацию. Высшие учебные заведения, а также региональные институты, филиалы и учебные центры, расположенные на территории некоторых городов области, либо отражаются в статотчетности по месту расположения головных вузов, либо в результате реорганизации вошли в состав высших учебных заведений г. Донецка и других городов области (например, Горловский институт иностранных языков вошел в состав Славянского педагогического университета, а Горло-вский автодорожный институт - Донецкого национального технического университета). В связи с этим численность их учащихся в отечественной системе статистического учета относится не к городу, где они проходят обучение, а к головному учебному заведению, которому они юридически подчинены, что искажает статистическую информацию, причем не только в сфере образдования, но и науки.

10. Аналогичная ситуация с учетом вклада в ВВП города представительств и филиалов предприятий и банков, которые расположены на территории города. Их финансовые показатели, главным образом чистый доход, необходимый для расчета ВВП, органами статистики учитывается в общих финансовых показателях материнских офисов, которые расположены на территории г. Донецка, а то и за пределами области, чаще всего - в Киеве. Таким образом, положительное чистое сальдо работы филиалов и представительств увеличивает ВВП, субъектов, расположенных на

другой территории. Отсюда - неоправданно завышенное «статистическими методами» положение столицы и областных центров.

II. Изменение параметров индикаторов. Базовая методика [6] предлагает определять доли лиц со средним и высшим образованием в группе населения соответственно в возрасте 12-17 и 2024 лет. Данный интервал не совсем адекватен для украинских условий. Количество детей, идущих в школу с 6 лет, неуклонно растет и поэтому игнорировать данный факт было бы не целесообразно. Нижняя возрастная граница для поступающих в вузы в Украине меньше и составляет 18 лет. Верхняя граница лиц, получающих высшее образование, была увеличена с тем, чтобы охватить тех, кто не успел поступить в вуз сразу после окончания школы, тех кто поступил в вуз после службы в армии и по ряду других причин. Поэтому при определении доли лиц со средним и высшим образованием были взяты группы населения соответственно в возрасте 6-17 и 18-25 лет.

III. Осовременивание индикаторов. Было принято решение не использовать индикатор, отражающий распространенность телевидения (количество телевизоров на 1000 человек). Отказ от данного индикатора был обусловлен низкой результативностью этого способа передачи знаний в наше время. Телевидение постепенно, как уличные таксофоны, вытесняется более мобильными средствами передачи информации и знаний. Распространение сети Интернет принесло с собой IP-телефонию и IP-TV (трансляция телевизионных программ через Интернет). Заменить индикатор, отражающий распространенность телевидения, показателем распространенности мобильных телефонов1 или компьютеров, которые в развитых странах давно стали популярным средством пере-

1 В данном контексте под мобильными телефонами и компьютерами понимается не просто средство связи. С появлением ноутбуков, смартфонов, планшетов, 3в и 4в мобильной передачи информации расширились возможности и объемы получения и передачи информации и знаний. Данная статистика в Украине не ведется. Например, до 2010 г. в статистике под персональным компьютером понимался стационарный (непереносной) компьютер. В качестве статистической единицы учета «ноутбук», как товар длительного пользования, появился лишь в 2010 г. Этим устройством в 2010 г., по данным официальной статистики, обладало только 5,5% домохозяйств.

дачи информации и знаний, или дополнить его распространенностью -телевидением достаточно проблематично из-за отсутствия данной статистической информации.

IV. Выбор эталонов. Данная проблема связана с тем, что использование на уровне города некоторых эталонных значений, которые применялись в базовой методике на национальном уровне, не совсем корректно. Поэтому при определении стандартных значений для некоторых показателей методики были использованы иные подходы. Так, брать в качестве эталонного значения уровень ВВП развитых стран мира, чтобы затем с ним сравнивать показатель валового внутреннего продукта города, методологически неверно. Город имеет возможности влиять на уровень и динамику социальных и экологических показателей. Например, для таких показателей, как уровень смертности детей на 1000 рожденных живыми, количество врачей на 1000 человек или финансирование инноваций можно и даже нужно брать в качестве эталонных значений наилучшие показатели стран-лидеров в данных областях. На отдельные экономические показатели город либо не может влиять, либо его влияние настолько минимально, что эффект во времени почти не заметен. В первую очередь это относится к абсолютному значению ВВП города. Структуру отраслей, его формирующих, город в состоянии координировать, и относительные показатели структуры ВВП города возможно сравнивать с аналогичными показателями ведущих стран мира. Абсолютное же его значение, по нашему мнению, необходимо сравнивать с похожими по структуре промышленности и численности населения городами других стран.

В результате учета всех внешних ограничений была сформирована новая база индикаторов, которая представлена в табл. 4. При выборе индикаторов особое внимание было уделено индикаторам, способствующим оценке не только состояния (например, объем ВВП города или доля материальной стоимости), но и формирующих основу для дальнейшего развития. В первую очередь это касается человеческого капитала, выраженного в уровне образования и возможностях задействования его креативного потенциала для развития территории. Так, рассматривая феномен креативной экономики в США, Ричард Флорида выделяет следующие ее количественные параметры [7, с. 60-61]:

Оценочные индикаторы постиндустриальной и неоиндустриальной модернизации промышленных городов до и после учета объективных ограничений

Модернизация Группа индикаторов Интерпретация индикатора

базисная методика принятые и скорректированные с учетом объективных ограничений

1 2 3 4

Постиндустриальная модернизация Инновации в знаниях Соотношение затрат на НИОКР и ВВП 1. Соотношение затрат на НИОКР и ВВП

Число ученых и инженеров, полностью занятых в НИОКР, на 10000 населения 2. Численность работников научных организаций на 10000 населения

Число жителей, подающих заявки на патенты, на 1 млн жителей 3. Численность авторов рационализаторских предложений на 1 млн. жителей

Передача знаний Доля обучающихся в средних учебных заведениях среди населения соответствующего возраста (12-17 лет) 4. Доля обучающихся в средних учебных заведениях среди населения соответствующего возраста (6-17 лет)

Доля студентов, получающих высшее образование, среди населения студенческого возраста (20-24 лет) 5. Доля студентов, получающих высшее образование, среди населения студенческого возраста (18-25 лет)

Число телевизоров на 1000 человек показатель не использовался

Число пользователей сети Интернет на 100 жителей отсутствует статистическая информация на уровне города

Качество жизни Доля городского населения во всем населении 6. Доля городского населения во всем населении

Число врачей на 1000 жителей 7. Число врачей на 1000 жителей

Смертность детей в возрасте до 1 года на 1000 родившихся 8. Смертность детей в возрасте до 1 года на 1000 родившихся

Ожидаемая продолжительность жизни при рождении 9. Принят на уровне областного значения

Килограмм нефтяного эквивалента на человека отсутствует статистическая информация на уровне города

Качество экономики ВВП на душу населения в дол. США 10. Заменен показателем ВВП города

ВВП на душу населения в условиях ППС в международных долларах показатель не использовался

1 2 3 4

Доля сельскохозяйственной и индустриальной добавленной стоимости в ВВП 11. Доля сельскохозяйственной и индустриальной добавленной стоимости в ВВП

Доля лиц, занятых в сельском хозяйстве и промышленности 12. Доля лиц, занятых в сельском хозяйстве и промышленности

Неоиндустриальная модернизация Экономические индикаторы ВВП на душу населения в дол. США 1. Заменен показателем ВВП города

ВВП на душу населения в условиях ППС в международных долларах показатель не использовался

Соотношение добавленной стоимости в сфере услуг и ВВП 2. Соотношение добавленной стоимости в сфере услуг и ВВП

Соотношение занятых в сфере услуг и общей занятости 3. Соотношение занятых в сфере услуг и общей занятости

Социальные индикаторы Доля городского населения во всем населении 4. Доля городского населения во всем населении

Число врачей на 1000 жителей 5. Число врачей на 1000 жителей

Ожидаемая продолжительность жизни при рождении 6. Ожидаемая продолжительность жизни при рождении

Эффективность энергетической сферы: ВВП на душу населения / потребление энергии на душу населения отсутствует статистическая информация на уровне города

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Индикаторы знаний Соотношение затрат на НИОКР и ВВП 7. Соотношение затрат на НИОКР и ВВП

Число жителей, подающих заявки на патенты, на 1 млн жителей 8. Численность авторов рационализаторских предложений на 1 млн жителей

Доля студентов, получающих высшее образование, среди населения студенческого возраста (20-24 лет) 9. Доля студентов, получающих высшее образование, среди населения студенческого возраста (18-25 лет)

Число пользователей сети Интернет на 100 жителей отсутствует статистическая информация на уровне города

1. Систематическое инвестирование в креативность и форму затрат на НИОКР; начиная с 1950-х годов, инвестиции в НИОКР выросли с 5 млрд дол. до 250 млрд дол., что составляет более 800% с учетом инфляции.

2.Стабильный рост практической отдачи от исследований в течение последнего столетия, особенно во второй его половине.

3.Количество патентов, ежегодно выдаваемых в США, с 1900 по 1950 г. почти удвоилось с 25 тыс. до 43 тыс., а затем более чем утроилось, составив 150 тыс. в 1999 г.

4. Существенное увеличение количества профессионалов, занятых креативной технической работой (инженеры, ученые): с 42 тыс. в 1900 г. до 625 тыс. в 1950 г. и 5 млн в 1999 г.; в 1900 г. на каждые 100 тыс. человек в США приходилось 55 ученых и инженеров, в 1950 г. - 400, в 1980 г. - более 1 тыс. и в 1999 г. - более 1800.

5.Резкое увеличение числа людей, работающих в области культуры и художественного творчества, за последние 100 лет.

При определении эталонного значения для ВВП городов, выбранных в качестве базы исследования, было принято решение использовать показатели города Бохум (375,2 тыс. населения в 2010 г.) (Германия)1. Этому способствовало несколько причин. Во-первых, это город, представляющий старопромышленный регион, претерпевший постиндустриальную модернизацию. Во-вторых, это, пусть и бывший, но все же город, в котором совсем недавно активно развивалась угольная промышленность: на территории города добывали уголь одновременно 25 угольных шахт. В-третьих, по количеству населения город Бохум коррелирует с Горловкой, Донецком, Макеевкой и Мариуполем.

Для остальных городов Донецкой области ВВП города Бо-хум был рассчитан в привязке к численности населения, представленной в табл. 5.

Стандартные значения, представленные в табл. 5, были пересчитаны по курсу Национального банка Украины для временных диапазонов: 2000 и 2005 гг. - 5,43 грн за дол. США; 2008 и 2010 гг. - 7,99 грн за дол. США.

1 Бохум - город в Германии, один из четырёх центров Рурского региона в земле Северный Рейн-Вестфалия. Численность населения в 2010 г. составила 375,2 тыс. человек.

Стандартные значения абсолютного показателя валового внутреннего продукта для городов Донецкой области

Количество населения 2000 и 2005 гг., млн дол. США 2008 и 2010 гг., млн дол. США

до 100 тысяч жителей (Авдеевка и Крас-ноармейск) 2827,1 3104,0

от 100 до 250 тыс. человек (Артемовск, Енакиево, Краматорск, Славянск и Хар-цызск) 7067,7 7760,1

от 250 до 500 тыс. человек (Горловка, Макеевка и Мариуполь) 14135,4 15520,2

более 500 тыс. чел. (Донецк) 19892,3 20938,3

Как видно из табл. 5, часть индикаторов универсальная и поэтому используется при оценке как постиндустриальной стадии модернизации, так и неоиндустриальной модернизации. Для каждого оценочного индикатора с целью упрощения расчетов устанавливается его максимальное значение, которое не может превышать для: постиндустриальной модернизации - 120; неоиндустриальной модернизации - 100. Если значение оценочного индикатора больше 100 (120), то значение принимается равным 100 (120) и это означает, что по данному индикатору полностью осуществлена постиндустриальная или неоиндустриальная модернизация.

Каждому индикатору сопоставляется эталонное значение, с которым он сравнивается. Эталонные значения индикаторов, используемых при оценке индустриальной и постиндустриальной модернизации, меняются, а значение индикаторов, используемых при оценке постиндустриальной и неоиндустриальной модернизации, - нет. Результатом взвешивания индикаторов являются значения, отражающие его соответствие эталону, а среднеарифметическое данных значений представляют индексы постиндустриальной и неоиндустриальной модернизации.

В стандартизированном виде это выглядит следующим образом. Взвешивание индикатора производится по формуле: а) для положительных (стимуляторов) индикаторов

И, = (РЗинд/ БЗинд) 100; (1)

б) для обратных (дестимуляторов) индикаторов И, = (БЗинд / РЗинд) 100,

где И! - индекс развития 1-го оценочного индикатора;

РЗИНд - реальное значение 1-го оценочного индикатора;

БЗИНд - базовое (стандартное) значение 1-го оценочного индикатора.

Для постиндустриальной модернизации i = 1^12; для неоиндустриальной модернизации i = 1^9.

Положительные индикаторы (стимуляторы) - это индикаторы, рост значения которых ускоряет процессы модернизации. К обратным индикаторам (дестимуляторам) относятся индикаторы, рост значения которых сдерживает процессы модернизации. К де-стимуляторам постиндустриальной модернизации относятся следующие индикаторы: уровень детской смертности, доля добавленной стоимости в материальной сфере и доля труда в материальной сфере. Все остальные индикаторы являются стимуляторами. При расчете неоиндустриальной модернизации дестимуляторы не используются.

После взвешивания индикаторов определяются индексы групп индикаторов и интегральный индекс стадии модернизации. Индекс постиндустриальной модернизации определяется на основании четырех групп индикаторов, а неоиндустриальной - трех. Формула расчета индексов модернизации1 выглядит следующим образом:

а) для постиндустриальной стадии модернизации

где ИПМ - индекс постиндустриальной модернизации;

ИЗ - индекс инноваций в знаниях (ИЗ = ЕИ;/3,1 = 1^3); ПЗ - индекс передачи знаний (ПЗ = ЕИ/4,1 = 4^5); КЖ - индекс качества жизни (КЖ = ЕИ/5,1 = 6^9); КЭ - индекс качества экономики (КЭ = ЕИ/4, 1 = 10^12); б) для неоиндустриальной модернизации

1 Формулы расчетов приводятся в соответствии с оригинальной методикой, представленной в работе [12].

ИПМ = (ИЗ + ПЗ + КЖ + КЭ) / 4,

(3)

ИИМ = (ЭИ + СИ + ИЗ) / 3;

(4)

где ИИМ - индекс неоиндустриальной модернизации;

ЭИ - индекс экономических индикаторов (ЭИ = ЕИ/4, 1 = 1-3);

СИ - индекс социальных индикаторов (СИ = ЕИ/4, 1 = 4-6);

ИЗ - индекс индикаторов знаний (ИЗ = ЕИ;/4, 1 = 7-9).

Постиндустриальная модернизация состоит из нескольких фаз (табл. 6). Фаза развития для неоиндустриальной модернизации не определяется.

Таблица 6

Классификация фаз и значения сигнальных индикаторов постиндустриальной модернизации

Доля добавленной сто- Доля занятости

Фаза имости в отраслях в отраслях

материального материального

производства производства

Фаза расцвета <20% <20%

Фаза развития >20%, <30% >20%, <30%

Начальная фаза >30%, <40% >30%, <40%

Подготовительная фаза >40%, <50% >40%, <50%

Каждой фазе соответствуют следующие заданные значения: подготовительная фаза - 0; начальная фаза - 1; фаза развития - 2; фаза расцвета - 3. Расчет фазы, в которой находится развитие постиндустриальной модернизации, производится по формуле

ФПМ = (Ддсмп + Дзан) / 2, (5)

где ДдСМП - заданное значение фазы, определенное исходя из реального показателя добавленной стоимости материального производства (1-3);

ДЗАН - заданное значение фазы, определенное исходя из реального показателя доли занятости в материальном производстве в структуре общей занятости (1-3).

Статистическая информация, необходимая для расчета индексов постиндустриальной и неоиндустриальной модернизации, приведена в табл. 7-12.

Статистическая информация для расчета индексов постиндустриальной и неоиндустриальной модернизации по структуре населения

Город Численность населения в возрасте 18-25 лет, чел., на конец года Численность населения в возрасте 6-17 лет, чел., на конец года

2000 2005 2008 2010 2000 2005 2008 2010

Донецк 135627 147257 140553 125668 153679 117055 95056 87440

Авдеевка 4766 4863 4549 4038 5529 4297 3569 3312

Артемовск 13160 14052 13334 11917 17567 13706 11654 10608

Горловка 36833 39524 37320 32802 46721 34291 28000 25782

Енакиево 17290 17001 15333 13838 24465 17640 13602 11928

Краматорск 26548 27588 26320 23172 31677 24514 20614 19471

Красноармейск 9453 9876 9608 8951 13135 10488 8943 8347

Макеевка 50880 54378 51379 46469 63743 48208 39135 35793

Мариуполь 59825 60349 57897 53113 72885 58574 48878 45625

Славянск 18536 20357 18928 16175 21849 16618 14312 13604

Харцызск 13518 13241 12358 11169 17494 13405 11224 10502

Таблица 8

Статистическая информация для расчета индексов постиндустриальной и неоиндустриальной модернизации по ожидаемой продолжительности жизни

Город Уровень детской смертности на 1000 рожденных живыми Ожидаемая продолжительность жизни (средняя для обоих полов)

2000 2005 2008 2010 1999-2000 2004-2005 2007-2008 2009-2010

Донецк 21,4 14,5 10,2 11,3 66,51* 66,44* 66,47* 69,07*

Авдеевка 12,2 3,1 7,8 33,0

Артемовск 6,6 13,3 7,4 9,2

Горловка 15,8 13,2 10,2 7,5

Енакиево 11,2 6,6 9,7 5,4

Краматорск 16,1 11,5 10,8 11,0

Красноармейск 6,7 10,4 15,7 9,7

Макеевка 11,8 12,3 14,6 12,5

Мариуполь 14,8 12,1 12,3 12,4

Славянск 10,6 10,2 10,1 12,2

Харцызск 10,9 14,8 15,3 17,8

*Рассчитывается в целом по области за два смежных года

Статистическая информация для расчета индексов постиндустриальной и неоиндустриальной модернизации по численности занятых в сфере услуг (строительство; торговля; ремонт автомобилей, бытовых приборов и предметов личного потребления; деятельность транспорта и связи; образование; охрана здоровья и предоставление социальной помощи; другие виды экономической деятельности; оплата услуг финансовых посредников), чел.

Город 2000 2005 2008 2010

Донецк 170801 190083 217830 199339

Авдеевка 2767 2460 3160 2660

Артемовск 12401 12392 11948 11543

Горловка 31874 33065 36081 32692

Енакиево 13063 12738 13841 13217

Краматорск 19274 19540 22992 21246

Красноармейск 12163 11508 10661 10202

Макеевка 35764 35003 37656 34923

Мариуполь 57998 58974 64096 57851

Славянск 19945 20118 19690 18488

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Харцызск 14607 14069 12867 12301

Таблица 10

Статистическая информация для расчета индексов постиндустриальной и неоиндустриальной модернизации по численности занятых в реальном секторе экономики

Город Численность занятых в сельском хозяйстве, охотоведческом и лесном хозяйстве, чел. Численность занятых в промышленности (добычная, перерабатывающая, производство и распределение электроэнергии, газа и воды), чел.

2000 2005 2008 2010 2000 2005 2008 2010

Донецк 2434 2739 3152 3667 122261 127216 119778 101047

Авдеевка 89 56 68 80 9229 9230 7723 6765

Артемовск 78 50 38 36 17545 18620 18245 14518

Горловка 153 123 79 67 33928 31401 30054 27192

Енакиево 71 35 17 43 26332 25037 21288 19200

Краматорск 1077 881 943 733 34704 34325 33503 28919

Красноармейск 33 79 128 102 17299 18736 18341 17796

Макеевка 386 259 199 152 47604 46361 46361 43227

Мариуполь 1213 1092 1118 1078 110984 116089 105149 92970

Славянск 213 447 266 244 11620 11901 11897 10229

Харцызск 287 427 163 150 22354 20804 16792 14678

Статистическая информация для расчета индексов постиндустриальной и неоиндустриальной модернизации по образованию населения

Город Численность обучающихся в средних учебных заведениях (в школах), чел. Численность обучающихся в вузах, чел.

2000* 2005 2008 2010 2000 2005 2008 2010

Донецк 112094 87133 73154 69616 90175 122903 117194 102240

Авдеевка 4182 3402 2903 2926 - - - -

Артемовск 14111 10581 8763 8316 3626 3898 3325 2900

Горловка 35416 25822 21653 20585 7746 6228 5585 4713

Енакиево 19160 13723 10974 9956 2123 2415 2152 1920

Краматорск 25240 18899 16281 15399 12960 17037 15505 12552

Красноармейск 11316 8941 7655 7228 851 532 556 491

Макеевка 47280 34891 28360 27116 10587 15323 15818 13405

Мариуполь 55055 44060 37627 35381 15634 21024 19898 17175

Славянск 17857 13988 12102 11359 14574 15962 13943 9608

Харцызск 15066 11366 9466 8642 - - - -

*Без учащихся вечерних школ.

Таблица 12

Статистическая информация для расчета индексов постиндустриальной и неоиндустриальной модернизации по инновационной сфере

Город Объемы финансирования научных и научно-технических работ, тыс. грн Численность работников* научных организаций, всего чел. Численность авторов рационализаторских предложений всего, чел.

2000 2005 2008 2010 2000 2005 2008 2010 2000 2005 2008 2010

Донецк 73896,9 136220,3 248939,8 237576,4 3963 3564 3538 3202 2577 1109 924 747

Авдеевка - - - - - - - - 267 264 104 112

Артемовск 1777,4 2782,1 3455,4 2284,8 140 75 68 53 83 203 113 77

Горловка 2470,3 4386,4 3116,7 1475,8 342 200 56 41 428 72 20 -

Енакиево - - - - - - - - 590 330 3 3

Краматорск 8544,3 62841,0 85605,5 208246,9 2630 1772 1670 1598 728 859 1585 1550

Красноармейск - - - - - - - - 4 40 - -

Макеевка 5248,6 11956,3 19104,3 21169,7 249 238 249 220 1129 649 148 114

Мариуполь 11897,5 33700,1 51601,0 44198,2 1988 1301 1144 193 2816 1894 366 483

Славянск 5013,3 8571,0 30571,5 25705,8 370 281 248 165 2 50 - 3

Харцызск - - - - - - - - 350 255 3 -

*Численность специалистов, которые выполняют научные и научно-технические работы (исследователи и техники).

За 2000-2008 гг. - по данным формы № 4-нт «Отчет о получении прав интеллектуальной собственности и использование объектов права интеллектуальной собственности», за 2000 г. - численность изобретателей, авторов промышленных образцов и рационализаторских предложений; за 2010 г. - по данным формы № 1-технология «Отчет о создании и использовании передовых технологий и объектов права интеллектуальной собственности».

Все статистические данные, отраженные в таблицах, были предоставлены Главным управлением статистики в Донецкой области. Ряд необходимых показателей был рассчитан авторами на основании значений в целом по Донецкой области. Это вызвано объективными причинами, которые были раскрыты ранее. Расчет индексов групп индикаторов постиндустриальной модернизации (табл. 13) показал, что г. Мариуполь имеет высокие показатели в группе «Качество жизни». Однако за весь период исследования индекс этой группы не менялся. Это скорее негативная характеристика, свидетельствующая о стагнации процессов обеспечения качества жизни, чем позитивная.

Таблица 13

Индексы групп индикаторов постиндустриальной модернизации города

Город Инновации в знаниях Пе редача знаний Качество жизни Качество экономики

200012005| 2008 |2010 2000 2005|2008|2010 2000|2005|2008|2010 2000 | 2005 | 2008 | 2010

Лидеры

Донецк 82 76 75 64 86 97 98 100 83 84 86 86 45 46 51 54

Краматорск 90 107 98 120 76 85 83 80 62 63 63 64 37 35 39 41

Догоняющие

Славянск 26 34 21 30 100 101 97 86 61 61 61 61 53 46 47 51

Мариуполь 72 63 52 46 57 64 64 63 74 74 74 74 35 35 38 39

Середняки

Артемовск 43 47 46 36 61 59 56 57 63 59 62 61 43 37 37 41

Енакиево 40 40 40 40 48 49 51 52 62 64 61 66 36 33 37 38

Макеевка 47 46 22 18 53 57 59 59 71 71 70 71 41 37 39 40

Аутсайдеры

Авдеевка 40 40 40 40 38 40 41 44 57 69 59 55 35 32 35 35

Горловка 49 16 5 1 54 49 50 51 66 66 67 69 44 39 42 43

Красно-армейск 2 21 Х х 50 47 47 47 62 59 57 60 40 37 38 40

Харцызск 40 40 40 х 43 42 42 41 60 59 58 59 38 34 38 38

Примечание. х - расчет не производился из-за отсутствия статистической информации.

По остальным группам индикаторов существенного прогресса также не наблюдается, лишь группа «Качество экономики» проявляет слабую динамику развития. Особо опасные тенденции в группе индикаторов «Инновации в знаниях». За период исследования индекс данной группы уменьшился на треть, что свидетельствует о сворачивании инновационных разработок и интеллектуализации производственных процессов.

Индекс постиндустриальной модернизации г. Мариуполя отреагировал на негативные тенденции в группах индикаторов общим снижением показателя (табл. 14), причем динамика этого снижения опасно устойчивая. К тому же, если с 2000 по 2005 г. снижение составило 1 пункт, то с 2005 по 2010 г. - уже 3 пункта, то есть наблюдается ускорение процессов постиндустриальной демодернизации.

Индекс постиндустриальной модернизации города

Город Индекс постиндустриальной модернизации

2000 2005 2008 2010

Лидеры

Донецк 74 76 78 76

Краматорск 66 72 71 76

Догоняющие

Славянск 60 60 57 57

Мариуполь 60 59 57 56

Середняки

Артемовск 52 50 50 49

Енакиево 47 47 47 49

Макеевка 53 53 47 47

Аутсайдеры

Авдеевка 42 45 43 43

Горловка 53 43 41 41

Красноармейск 38 41 36 37

Харцызск 45 44 45 34

На основе индикаторов, приведенных в табл. 6, была проведена оценка стадии развития постиндустриальной модернизации города. Результаты показали, что все города, включая г. Мариуполь, находятся в подготовительной фазе. Лишь города Донецк и Славянск на «полшага» впереди «пелотона». Но и они, оторвавшись немного от преследователей, дальнейшего ускорения в сторону развития процессов постиндустриальной модернизации не проявляют. Главным препятствием в ускорении процессов постиндустриальной модернизации Мариуполя является ориентация его экономики на индустриальное развитие.

Группа социальных индикаторов неоиндустриальной модернизации Мариуполя также имеет высокие показатели (табл. 15). Как и в группе «Качество жизни» постиндустриальной модернизации данные высокие индексы получены благодаря высокой доле врачей на душу населения в г. Мариуполе. Положительная динамика индекса экономических индикаторов вызвана высокой долей занятости и добавленной стоимости в сфере услуг, что для такого города является достаточно распространенным явлением.

Индексы групп индикаторов неоиндустриальной модернизации

города

Город Экономические индикаторы Социальные индикаторы Индикаторы знаний

2000 | 2005 | 2008 12010 2000 | 2005 | 2008 | 2010 2000 | 2005 | 2008 | 2010

Лидеры

Донецк 41 47 53 54 95 95 95 96 84 79 77 76

Краматорск 29 35 38 39 72 72 72 73 67 91 81 94

Догоняющие

Мариуполь 30 34 39 40 87 87 86 87 52 57 53 53

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Славянск 38 46 49 49 69 69 68 69 42 54 43 52

Середняки

Макеевка 31 38 42 42 83 82 82 82 47 50 33 29

Артемовск 30 35 38 40 67 67 67 68 48 49 47 44

Енакиево 28 33 38 40 70 69 68 69 39 40 40 40

Аутсайдеры

Авдеевка 25 27 33 34 63 63 63 64 33 33 33 33

Горловка 32 41 45 46 78 76 76 77 46 20 11 7

Красноармейск 32 36 37 39 66 65 65 66 7 24 3 3

Харцызск 30 35 38 42 67 67 67 68 33 33 33 0

Индекс неоиндустриальной модернизации г. Мариуполя до 2010 г. демонстрировал положительную динамику, вызванную больше развитием процессов индустриализации города (табл. 16). С их замедлением процессы неоиндустриализации остановились, о чем свидетельствует неизменяющийся в 2008 и 2010 гг. индекс неоиндустриальной модернизации.

Таблица 16

Индекс неоиндустриальной модернизации города

Город 2000 2005 2008 2010

Лидеры

Донецк 73 73 75 75

Краматорск 56 66 63 68

Догоняющие

Мариуполь 56 59 60 60

Славянск 50 56 53 57

Середняки

Макеевка 53 57 52 51

Артемовск 48 51 51 51

Енакиево 46 47 49 50

Аутсайдеры

Авдеевка 40 41 43 44

Горловка 52 46 44 43

Харцызск 44 45 46 37

Красноармейск 35 42 35 36

Таким образом, процессы постиндустриализации и неоиндустриализации в Мариуполе носят устойчивый «затухающий» характер, что требует разработки и реализации качественной стратегии развития города с целью изменения сложившихся тенденций. В противном случае на территории данного города возможно ускорение процессов деиндустриализации, что приведет к дальнейшей деградации промышленного и человеческого капитала города.

Стратегия развития г. Мариуполе должна строиться на основе модели неоиндустриализации промышленного, инфраструктурного и сельскохозяйственного секторов экономики, базируясь на расширении масштабов применения высокотехнологичной индустрии, автоматизации и компьютеризации производственных процессов, замене физического труда умственным, что обеспечит рост квалифицированных и высокооплачиваемых рабочих мест в городе и снижение техногенной нагрузки на окружающую среду.

Переход на наукоемкие передовые технологии может спровоцировать революционные изменения в методах производства товаров. Это изменит всю основу формирования городов, которые до сих пор формировались за счет крупного промышленного производства. Изменения выразятся в уходе от крупномасштабного производства к современному индивидуальному производству (рис. 1). В свою очередь индивидуализация повлечет за собой отказ от некоторых технологических процессов, которые были отлажены до совершенства в индустриальную эпоху. Доминирующий тип производства, при котором большим объемом выпуска серийно изготавливается периодически повторяющаяся партия изделий в рамках ограниченной номенклатуры, уступит место современному индивидуальному производству, которое осуществляется отдельным человеком (индивидом) на совершенном компактном высокотехнологичном оборудовании (типа 3Б-принтеров), но уже с новыми более качественными характеристиками, чем это было при переходе к серийному производству в эпоху индустриализации.

индивидуальное серийное индивидуальное'

Рис. 1. Трансформация типов производства от индустриального к постиндустриальному типу воспроизводства

Первые подвижки в этом уже есть. Например, на смену handmade пришел новый тренд - создание вещей в 3Б-принтерах. Создание 3Б-принтеров, устройств, использующих метод послойного создания физического объекта по цифровой 3D-модели, привело к тому, что каждый сможет сделать себе именно то, что ему нужно, прямо на дому или в ближайшей мастерской. Возможности 3Б-принтеров уже сейчас поражают воображение. С их помощью производят обувь, действующие пистолеты, протезы для человека, домашнюю утварь и многое другое. Сферы применения продукции, произведенной с помощью 3Б-технологий, постоянно расширяются. Так, в Университете Южной Калифорнии был разработан 3Б-принтер, способный построить отдельный дом площадью в 250 кв.м в течение суток [10].

Гаджеты, которые представили на выставке потребительской электроники CES 2013 крупные производители и стартаперы, отражают целый ряд тенденций. Во-первых, устройства не просто становятся более мобильными - они «умнеют». Во-вторых, все больше гаджетов оснащают WiFi-модулями: они могут не только выходить в интернет, но и обмениваться данными друг с другом. В-третьих, стало заметно больше разработок, так или иначе связанных с личным здоровьем и контролем за физическим состоянием. Плюс все более обыденной становится дополненная реальность и 3Б-принтеры. Если еще год назад пользовательские принтеры, способные печатать посуду и предметы интерьера, только выходили на рынок, то сейчас их появляется все больше и больше. На CES 2014 представили пятое поколение принтеров MakerBo-tReplicator сразу в трех моделях - MakerBotReplicatorMini, Maker-BotReplicator и MakerBotReplicatorZ18. Все они позволяют подключаться к ПК через кабель или Wi-Fi, поддерживают облака и умеют работать с iPad. Стоимость устройств $1,4, $2,9 и $6,5 тыс. соответственно. Самый дешевый вариант печатает по 200-микронной технологии и оснащен камерой размером 12,5x10x10 см. У второй по дороговизне модели 3,5-дюймовый цветной сенсорный дисплей, рабочая камера размером 25,2x19,9x15 см и есть возможность подключения USB-накопителей и Ethernet-сети. Он печатает по 100-микронной технологии. Самая дорогая модель и самая большая - рабочая камера размером 45,7x30,5x30,5 см [11].

Технологический институт Карлсруэ разработал полимерный материал с «костной» структурой. Это первая разработка, которая экспериментально доказала, что могут быть созданы материалы с плотностью меньше, чем у воды, и прочностью, как у стали. Изобретение стало возможным после того, как немецкая компания Капо8сйЬе создала систему, позволяющую «печатать» трехмерные материалы с заданными характеристиками. Для этого прозрачный полимер размещается на специальном стекле, включается лазер, и стекло начинает двигаться таким образом, чтобы лазерный луч фокусировался только в тех точках, где материал должен быть твердым. После нанесения необходимого «рисунка» лишние частицы вымываются и на стекле остается сложная трехмерная структура. Для увеличения прочности затвердевший полимер покрывается слоем оксида алюминия толщиной в 50 нанометров. Разработка по своим свойствам превзошла все природные и искусственные материалы с плотностью меньше плотности воды (1000 кг/куб., м), поскольку в состоянии выдержать давление в 280 МПа - такое же, как и некоторые виды стали [12].

Естественно, для их использования необходим очень важный нематериальный фактор - знания, позволяющие пользоваться этой технологией. Эти неоиндустриальные технологии дают возможность переносить производственные возможности если не домой, то в ближайший сервисный пункт. В результате мы может снова вернуться к ремесленничеству, но уже в новой его форме (рис. 2).

Рис. 2. Эволюция производства товаров в общественно-экономической цепочке «средневековье - индустриальное общество - неоиндустриальное общество»1

1 В эпоху индустриализации, когда требовались максимизация объединения рабочей силы и централизация управления, промышленность составляла единственное содержание понятия индустрии. С развитием постиндустриализации термин «индустрия» стал применяться и к другим отраслям, таким как туризм, кинематограф, образование, здравоохранение или сфера развлечений. Здесь термин «индустрия» используется как синоним массовости производства или оказания услуг.

Переход социально-экономического развития г. Мариуполя в новое качественное состояние зависит от эффективности взаимодействия и уровня консолидации усилий власти, крупных корпораций, науки и общества, оформленное в виде долгосрочной стратегии развития города и детализированное в кратко- и среднесрочных программах по реализации основных стратегических направлений развития. На данный момент это единственный инструмент модернизации местных органов власти, который при правильном использовании может в ближайшем будущем дать существенный социально-экономический эффект.

Наилучшим способом реализации такого программно-стратегического подхода будет сотрудничество в рамках государственно-частного партнерства следующих структур - отечественных крупных корпораций (СКМ, Метинвест, и т.п.), международных аудиторско-консалтинговых фирм высокого уровня (Эрнст энд Янг, Прайс Вотерхаус Куперс и т.п.) и отечественных эксперт-но-научных организаций НАН и МОН Украины (Институт экономики промышленности, Институт экономико-правовых исследований, Донецкий национальный технический университет, Донецкий национальный университет, Донецкий государственный университет управления, Национальный институт стратегических исследований и его Донецкий филиал, Приазовский государственный технический университет, Мариупольский государственный университет т.п.) и органов городского самоуправления. Это взаимодействие может быть оформлено в форме соответствующего консорциума. Важным направлением социально-экономического развития г. Мариуполя является поддержка со стороны местных органов власти и крупных отечественных корпораций малого и среднего бизнеса [8]. Обеспечение реализации данного направления также возможно на основе взаимодействия местных органов власти и крупных отечественных корпораций в рамках консорциума, приведенного на рис. 3.

Опыт такого эффективного взаимодействия есть. В результате многолетнего сотрудничества Донецкого горисполкома с Институтом экономики промышленности НАН Украины была подготовлена Стратегия социально-экономического развития города

Государственно-частное партнерство - консорциум

Глобальные аудиторско-консалтинговые фирмы (Ernst&Young, PricewaterhouseCoopers и др.) Крупные отечественные корпорации (СКМ, Метинвест и др.)

► Стратегии Программы Решение проблем модернизации городов и их агломераций

Экспертно-научные организации НАН и МОН Украины (ИЭП НАН Украины, ИЭПИ НАН Украины, ПГТУ, МГУ и др.) ►

Органы власти (региональной власти и местное самоуправление)

Рис. 3. Схема взаимодействия субъектов Стратегии развития территории

Донецка на период до 2020 года, которая успешно реализовывает-ся через ряд долгосрочных программ1. На основании данного документа городским советом совместно с Институтом экономики промышленности НАН Украины были разработаны Программа инвестиционного развития г. Донецка на период до 2020 года, Комплексная программа «Энергосбережение в г. Донецке на 20102014 годы», Целевая программа развития и поддержки малого и среднего предпринимательства в городе на период до 2020 года, Общие методические положения по развитию элементов региональной инфраструктуры микрострахования и гарантирования кредитов малому предпринимательству и ряд других. К числу стратегических направлений в развитии малого бизнеса города также следует отнести [9, с. 87-94]:

1 Стратегия социально-экономического развития города Донецка на период до 2020 года / А.А. Лукьянченко, Г.А. Гришин, А.И. Амоша и др.: монография / НАН Украины. Ин-т экономики промышленности; Донецкий городской совет. -Донецк, 2008. - 308 с.

Разработанная в 2007 г. Стратегия, в 2008 г. завоевала первое место в конкурсе аналогичных документов местного самоуправления в г. Москве.

1. Содействие продвижению конкурентоспособных локальных брендов малого бизнеса, создающего продукцию высокого качества.

2. Расширение субконтрактинга и привлечение к тендерным процедурам малого бизнеса.

3. Популяризация опыта успешного выполнения совместно с малым бизнесом проектов.

4. Содействие в формировании предпринимательского мышления и поведения, развитии знаний и навыков ведения бизнеса среди будущих предпринимателей и студенческой молодежи.

Необходимо уделить пристальное внимание изучению проблем получения агломерационного эффекта от взаимодействия городов Донецкого региона. Это касается развития вертикальных и горизонтальных механизмов использования возможностей городов-ядер, способных оказать положительное влияние на города-спутники в виде роста производственного и интеллектуального потенциалов, развития производственной и социальной инфраструктуры, становления новых перспективных отраслей производства городской агломерации. В частности речь идет об агломерации мегаполисного типа «Луганск-Макеевка-Донецк-Мариуполь», социально-экономический потенциал которой достаточно высок.

Литература

1. Андерссон А. Ворота в глобальную экономику / А. Андер-ссон, Д. Андерссон. - М., 2001. - 464 с.

2. Котов Е.В. Оценка уровня модернизации городов и регионов при разработке стратегий опережающего развития / Е.В. Котов, В.И. Ляшенко // Устойчивое развитие экономики: опережающее развитие / В.А. Подсолонко, Е.А. Подсолонко, В.Н. Храпко и др. - Симферополь: ДИАИПИ, 2013 - 610 с.

3. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество / Д. Белл. - М.: Академия, 2004. - 578 с.

4. Гэлбрейт Дж. Новое индустриальное общество: пер. с англ. / Дж. Гэлбрейт. - М.: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Транзиткнига»; СПб.: ТеггаFantastiса, 2004. - 602 с.

5. Губанов С.С. Державный прорыв. Неоиндустриализация России и вертикальная интеграция / С.С. Губанов. - М.: Книжный мир, 2012. - 224 с.

6. Обзорный доклад о модернизации в мире и Китае (20012010) / пер. с англ.; под общ. ред. Н.И. Лапина / предисл. Н И. Лапин, Г.А. Тосунян. - М.: Весь Мир, 2011. - 256 с.

7. Флорида Р. Креативный класс: люди, которые меняют будущее / пер. с англ. / Р. Флорида. - М.: Издательский дом «Класси-ка-ХХ1», 2007. - 421 с.

8. Амоша А.И. Ответственность отечественных корпораций в развитии малого бизнеса в контексте стратегии модернизации промышленных городов / А.И. Амоша, Е.В. Котов, В.И. Ляшенко // Вюник Донецького державного ушверситету управлшня «Менеджер». - 2013. - № 3(65). - С. 9-20.

9. Целевая программа развития и поддержки малого и среднего предпринимательства в городе Донецке на период до 2020 года: моногр. / А.А. Лукьянченко, А.И. Амоша, Г.А. Гришин,

B.И. Ляшенко и др.; НАН Украины. Ин-т экономики пром-сти. -2-е изд., доп., перераб. и испр. - Донецк, 2013. - 214 с.

10. Гигантский 3D принтер строит дом за 24 часа [Электронный ресурс] / http://naked-science.ru. - Режим доступа: http://naked-science.ru/article/hi-tech/gigantskii-3d-printer-stroit-d].

11. Новинки CES 2014 // Инвестгазета. - 2014. - № 4. - С. 42.

12. Материалопечатание // Инвестгазета. - 2014. - № 5. -

C. 43.

Представлена в редакцию 16.12.2013 р.

Е.С. Авдеева, д.э.н.

ВЛИЯНИЕ ГЛОБАЛЬНОГО МАКРОФАКТОРА НА ФОРМИРОВАНИЕ СТРАТЕГИЧЕСКИХ ПРИОРИТЕТОВ СТРАНОВОГО УРОВНЯ

Экономический кризис вскрыл глубокие недостатки в экономике многих государств, которые уже находятся в напряжении

© Е.С. Авдеева, 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.