Научная статья на тему 'Оценка степени сформированности исследовательских компетенций курсантов в процессе военно-научной работы'

Оценка степени сформированности исследовательских компетенций курсантов в процессе военно-научной работы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
235
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ВОЕННО-НАУЧНАЯ РАБОТА / ОЦЕНКА КОМПЕТЕНЦИЙ / ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК / RESEARCH COMPETENCE / MILITARY RESEARCH WORK / ASSESSMENT OF COMPETENCE / FOREIGN LANGUAGE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ларина Татьяна Владимировна, Большакова Татьяна Игоревна

В статье рассматриваются вопросы формирования исследовательских компетенций курсантов в процессе военно-научной работы. Представлен алгоритм оценки степени сформированности исследовательских компетенций курсантов на кафедре иностранных языков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ларина Татьяна Владимировна, Большакова Татьяна Игоревна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASSESSMENT DEGREE OF CADETS' RESEARCH COMPETENCE DEVELOPMENT IN PROCESS OF MILITARY RESEARCH WORK

This article is concerned with the problems of cadets' research competence development in the process of military research work. The assessment algorithm of research competence degree development has been worked out at the foreign languages department.

Текст научной работы на тему «Оценка степени сформированности исследовательских компетенций курсантов в процессе военно-научной работы»

УДК 001.89:355.232.6

ОЦЕНКА СТЕПЕНИ СФОРМИРОВАННОСТИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ КУРСАНТОВ В ПРОЦЕССЕ ВОЕННО-НАУЧНОЙ РАБОТЫ

© Татьяна Владимировна ЛАРИНА

Военный авиационный инженерный университет, г. Воронеж, Российская Федерация, доцент, кандидат педагогических наук, профессор кафедры иностранных языков,

e-mail: tanialar2008@yandex.ru © Татьяна Игоревна БОЛЬШАКОВА Военный авиационный инженерный университет, г. Воронеж, Российская Федерация, кандидат филологических наук, старший преподаватель кафедры иностранных языков,

e-mail: tatiana197813@gmail.com

В статье рассматриваются вопросы формирования исследовательских компетенций курсантов в процессе военно-научной работы. Представлен алгоритм оценки степени сформированности исследовательских компетенций курсантов на кафедре иностранных языков.

Ключевые слова: исследовательские компетенции; военно-научная работа; оценка компетенций; иностранный язык.

Развитие научно-технического прогресса и высокий темп жизни требует от будущего военного специалиста таких качеств, которые способствуют формированию и развитию профессиональной компетентности, самостоятельности и ответственности в приня-

тии решений. Современной армии нужны офицеры, умеющие глубоко анализировать ситуации, делать прогнозы и выводы, планировать и реализовывать свои цели. Наряду с этими качествами будущему офицеру также необходимо иметь моральные и духовные

ориентиры, именно то, что отличает человека от животного и бездушных машин. В формировании активной, мыслящей, успешно взаимодействующей с окружающими людьми, глубоко нравственной личности особенно важную роль играет формирование исследовательских компетенций, способствующих наиболее полному раскрытию творческой сущности человека - исследователя, организатора, члена общества.

Военно-научный кружок курсантов кафедры иностранных языков является одной из организаций военно-научного общества ВАИУ, призванной всемерно повышать научную подготовку будущих военных специалистов, развивать у них творческое мышление и навыки исследовательской работы, способствовать освоению методики военнонаучных исследований, организации и проведения военно-научной работы.

Военно-научная работа курсантов является важным средством повышения качества военно-профессиональной подготовки и воспитания будущих офицеров, готовых к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире.

Деятельность военно-научного кружка кафедры иностранных языков тесно связана с учебным процессом и направлениями военно-научной работы.

Основными задачами научного кружка кафедры иностранных языков являются: содействие более глубокому изучению и усвоению курсантами дисциплины «Иностранный язык»; овладение курсантами методами научного познания и на его основе углубленное и творческое освоение учебного материала; знакомство с новыми образцами зарубежной военной техники на языке оригинала, обсуждение научных и газетных статей на иностранном языке; овладение методикой и навыками проведения самостоятельных научных исследований в области страноведения и языкознания; привитие курсантам навыков самостоятельного перевода аутентичных и военно-научных текстов, а также аннотирования и реферирования иностранных текстов и статей для выступлений с докладами, научными сообщениями на заседаниях кружков, семинарах и научных конференциях; формирование у курсантов высоких морально-патриотических и психологических качеств на основе изучения художественной

литературы зарубежных авторов на русском и иностранном языках.

Процесс включения курсантов в активную познавательную и исследовательскую деятельность в рамках научного кружка позволяет сделать вывод о том, что с помощью такого вида деятельности они учатся самостоятельно выдвигать и обосновывать гипотезу, планировать деятельность, формулировать цель, осуществлять поиск и анализ необходимой информации, грамотно выстраивать доклад, представлять результаты исследования и осуществлять рефлексию.

На кафедре разработаны и утверждены методические указания по исследовательской деятельности курсантов в рамках военно-научной работы кафедры и разработан алгоритм их выполнения и оценивания с целью повышения исследовательской компетенции курсантов.

А.В. Хуторской рассматривает компетенцию как отчужденное, заранее заданное социальное требование (норма) к образовательной подготовке ученика, необходимой для его эффективной продуктивной деятельности в определенной сфере [1, с. 58-64]. Согласно проекту федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, компетенция - это способность применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определенной области [2]. В настоящее время многими авторами предлагаются различные классификации и виды компетенций, которые необходимо формировать у обучающихся. Среди всего многообразия предлагаемых компетенций, на наш взгляд, именно исследовательская компетенция ведет к активной познавательной деятельности, к формированию интереса, потребности в творческой деятельности. Таким образом, под исследовательскими компетенциями следует понимать владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, планированию деятельности, постановке цели и выбору путей ее достижения, ведущие к успешной профессиональной деятельности.

Работа по формированию исследовательских компетенций курсантов в процессе военно-научной работы на кафедре иностранных языков ВАИУ предполагает 2 уровня:

1 уровень - репродуктивный, включающий элемент вхождения в поисковую, научно-исследовательскую деятельность в области иностранного языка.

Вступив в ряды кружка военно-научного общества кафедры иностранных языков, курсанты, под непосредственным руководством преподавателя, занимаются поиском и переводом аутентичных материалов по изучаемым специальностям, выступают с докладами и сообщениями на научных семинарах и заседаниях кружка, готовят презентации для занятий, участвуют в конкурсах на лучшую научную работу и являются исполнителями НИР кафедры. Данные виды исследовательской деятельности обеспечивают поступательный переход к следующему уровню.

2 уровень - творческий, продуктивнодеятельностный, включающий элемент прохождения курсанта через систему научной организации труда, творческие задания, научную, исследовательскую и экспериментальную работу, связанную с конструированием, моделированием, выдвижением научных гипотез и защитой своих идей.

На данном этапе курсанты старших курсов самостоятельно работают над переводом аутентичных военно-технических текстов по тематике выпускных квалификационных работ. Данная исследовательская работа включает работу с терминологической лексикой, с грамматическими особенностями военного и научно-технического стиля, сравнительный анализ лингвистических явлений в русском и иностранных языках.

Оценка степени сформированности исследовательских компетенций курсантов старших курсов по переводу аутентичных военно-технических текстов осуществляется в три этапа.

На первом, теоретическом, этапе курсанты самостоятельно выполняют перевод статьи, предварительно одобренный научным руководителем кафедры иностранных языков, объемом 30 тыс. печатных знаков, с иностранного на русский язык. Тематика статьи связана с изучаемой специальностью. К переводу статьи курсанты составляют глоссарий или словарь терминологической лексики.

Важнейшими задачами данного этапа являются:

- определение источников информации;

- анализ проблемы;

- постановка задач:

- составление плана работы по теме исследования.

Второй этап - практический, предполагает выступление на научном семинаре с докладом, в котором старшекурсники знакомят участников и преподавателей с тематикой статьи, тезисно излагают ее содержание, а также разбирают примеры лексических и грамматических явлений, перевод которых вызывает затруднения. Проведение так называемого «анализа переводческих трудностей» в процессе работы заставляет курсантов коснуться некоторых теоретических вопросов грамматики и лексики иностранного языка и актуальных проблем перевода, что, следовательно, обеспечивает более фундаментальный подход к выполнению научной работы, и задает общий уровень требований к исследованиям, проводимым в военнонаучном кружке кафедры.

Задачами данного этапа является выявление, определение, изучение и анализ исследуемого материала.

Завершающий или рефлексивный этап включает оценку результатов и защиту исследовательских работ. Защита реферата на иностранном языке по тематике выпускной квалификационной работы, с учетом переведенного иноязычного материала является итогом исследовательской работы курсантов. Курсанты составляют реферат по специальности на русском языке объемом 12-14 тыс. печатных знаков, а затем, используя терминологическую лексику переведенного иноязычного материала, осуществляют его перевод на иностранный язык. Подготовленный реферат является выпускной квалификационной работой по кафедре иностранных языков и, при условии успешной предварительной защиты, допускается научным руководителем работы курсанта к защите по кафедре иностранных языков. На защите присутствуют научные руководители, как с кафедры иностранных языков, так и со специальных кафедр.

Примечательно то, что переведенный аутентичный материал может использоваться курсантами в выпускных квалификационных работах по специальности и включается в библиографический список работ.

Ф.И.О. Курсант ИВАНОВ И.И.

Исследовательские компетенции

Виды деятельности Определение области исследования Планирование и организация деятельности Поиск и выбор необходимой информации Аннотирование и реферирование иностранных текстов 3 ¡3 нс чо а р 8 І § 1 нр Иг о ^ ей 4 § І я К к ^ а л £ а ё і 1 Оформление работы

Сообщение

Статья

Доклад

Научная работа

Презентация

Рис. 1. Обобщенная схема оценки сформированное™ исследовательских компетенций курсантов

Защита реферата на иностранном языке оценивается по следующим критериям:

- предмет исследования изучен полно;

- грамотно используется терминология;

- методика исследования соответствует целям и задачам;

- тематика исследования соответствует изучаемой специальности;

- исследование проведено методически грамотно, содержит глубокий анализ полученных данных, а также интерпретацию результатов;

- сделаны правильные и логичные выводы;

- намечены перспективы;

- даны обоснованные рекомендации;

- иноязычный материал выстроен лексически и грамматически верно;

- работа правильно и аккуратно оформлена.

Оценка степени сформированности исследовательских компетенций курсантов в процессе военно-научной работы на кафедре иностранных языков осуществляется по следующему алгоритму или обобщенной схеме исследовательской деятельности курсантов (рис. 1).

Следовательно, наряду с исследовательскими компетенциями, такими как - умение определить область исследования, умение планировать и организовывать свою деятельность, умение найти и выбрать необходимую информацию у курсантов военных вузов также формируются исследовательские компетенции в области иностранного языка. К исследовательским компетенциям в области иностранного языка нами отнесены: уме-

ние аннотировать и реферировать иностранные тексты, умение грамотно передать содержание военного или научно-технического текста на иностранном языке, умение адекватно и качественно передавать содержание иноязычного текста по профессиональноориентированной тематике.

Таким образом, способность курсантов изучать технические характеристики устройств в оригинальной литературе, творческое мышление и навыки исследовательской работы - это те компетенции специалиста, которые отвечают требованиям современного общества в условиях интеграции в европейское пространство. Следовательно, работа военно-научного кружка на кафедре иностранных языков способствует подготовке военных специалистов, которые способны эффективно применять в своей военно-профессиональной деятельности достижения научно-технического и культурного прогресса.

1. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования // Народное образование. 2003. № 2.

2. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ФГОС ВПО). Уровни подготовки: бакалавр, специалист, магистр. Проект макета. Утв. 1.02.2007 г. на заседании коллегии Министерства образования и науки РФ. ЦКЪ: http://www.edu.ru/db/portal/spe/3v/2202 07m.htm. Загл. с экрана.

Поступила в редакцию 11.09.2011 г.

UDC 001.89:355.232.6

ASSESSMENT DEGREE OF CADETS’ RESEARCH COMPETENCE DEVELOPMENT IN PROCESS OF MILITARY RESEARCH WORK

Tatyana Vladimirovna LARINA, Air Force Engineering University, Voronezh, Russian Federation, Associate Professor, Candidate of Education, Professor of Foreign Languages Department, e-mail: tanialar2008@yandex.ru

Tatyana Igorevna BOLSHAKOVA, Air Force Engineering University, Voronezh, Russian Federation, Candidate of Philology, Senior Lecturer of Foreign Languages Department, e-mail: tatiana197813@gmail.com

This article is concerned with the problems of cadets’ research competence development in the process of military research work. The assessment algorithm of research competence degree development has been worked out at the foreign languages department.

Key words: research competence; military research work; assessment of competence; foreign language.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.