Научная статья на тему 'Оценка состояния здоровья студентов-первокурсников 2014-2015 года набора'

Оценка состояния здоровья студентов-первокурсников 2014-2015 года набора Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
91
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНДЕКС КЕТЛЕ / МАССА ТЕЛА / BODY MASS / ЖИЗНЕННЫЙ ИНДЕКС / LIFE INDEX / НАРУШЕНИЯ ОСАНКИ / ЭКОНОМИЧНОСТЬ СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОЙ СИСТЕМЫ / CARDIOVASCULAR SYSTEM EFFICIENCY / ФИЗИЧЕСКАЯ РАБОТОСПОСОБНОСТЬ / PHYSICAL CAPACITY / ЭФФЕКТИВНОСТЬ КРОВООБРАЩЕНИЯ / BLOOD CIRCULATION EFFICIENCY / ФИЗИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ / PHYSICAL HEALTH / KETLE INDEX / POSTURE ABNORMALITIES

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Красильникова Вера Александровна, Бурхинова Ирина Викторовна

В статье приводятся результаты исследований состояния здоровья и морфофункциональные особенности студентов Тувинского государственного университета. Отмечено, что в большей степени для обследованных студентов характерен низкий уровень здоровья. В целом состояние здоровья у юношей несколько лучше, чем у девушек.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Красильникова Вера Александровна, Бурхинова Ирина Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EVALUATION OF HEALTH CONDITION OF FIRST-YEAR STUDENTS OF 2014-2015 ADMISSION YEAR

This paper presents the research results of health status and morpho-functional particulars of Tuvan State University students. It is noted that a greater part of surveyed students are characterized by low health level. In general, male's health is found to be better than female's.

Текст научной работы на тему «Оценка состояния здоровья студентов-первокурсников 2014-2015 года набора»

УДК 613.6.01

ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОВ-ПЕРВОКУРСНИКОВ 2014-2015 ГОДА НАБОРА

Красильникова В.А., Бурхинова И.В.

Тувинский государственный университет, Кызыл

EVALUATION OF HEALTH CONDITION OF FIRST-YEAR STUDENTS OF 2014-2015 ADMISSION YEAR

Krasilnikova V. A., Burhinova I. V. Tuvan State University, Kyzyl

В статье приводятся результаты исследований состояния здоровья и морфофункциональные особенности студентов Тувинского государственного университета. Отмечено, что в большей степени для обследованных студентов характерен низкий уровень здоровья. В целом состояние здоровья у юношей несколько лучше, чем у девушек.

Ключевые слова: индекс Кетле, масса тела, жизненный индекс, нарушения осанки, экономичность сердечно-сосудистой системы, физическая работоспособность, эффективность кровообращения, физическое здоровье.

This paper presents the research results of health status and morpho-functional particulars of Tuvan State University students. It is noted that a greater part of surveyed students are characterized by low health level. In general, male's health is found to be better than female's.

Key words: Ketle index, body mass, life index, posture abnormalities, cardiovascular system efficiency, physical capacity, blood circulation efficiency, physical health.

Совершенствование работы вузов по подготовке высококвалифицированных кадров должно рассматриваться в неразрывной связи с охраной здоровья. Данные литературы свидетельствуют о том, что у студентов во время занятий в университете наблюдаются сдвиги со стороны многих систем организма, в том числе и сердечно-сосудистой, и что эти сдвиги являются результатом неблагоприятного воздействия ряда факторов: низкого уровня двигательной активности, значительного умственного напряжения, вызванного большой суммарной учебной нагрузкой, нарушением режима дня, режимом питания, неудачно составленным расписанием занятий [1]. Поэтому для оценки влияния учебы в вузе на состояние здоровья обучающихся необходима оценка исходного уровня здоровья студентов, поступивших на первый курс.

Комплексная оценка состояния здоровья при помощи компьютерной программы «Методика комплексной оценки физического и психического здоровья, физической подготовленности студентов высших и средних профессиональных учебных заведений», разработанная Айзманом Р.И., Айзман Н.И., Лебедевым А.В., Рубановичем В.Б [2], Новосибирск, 2009, позволяет решить проблему мониторинга здоровья студентов в динамике обучения.

Таблица 1

Распределение студентов 1 курса разных факультетов по оценке весо-ростового показателя

(индекс Кетле), в %

Факультеты Масса тела в норме Дефицит массы тела Избыток массы тела Среднее значение ИК, в (кг/м2)

Естественно-географический n=69 71,2± 2,9 23,1 ±1,0 5,7±1,9 20,4±3,0

Физкультуры и спорта n=43 86,1 ±2,1 11,6±0,8 2,3±0,0 21,0±2,5

Исторический n=45 75,5±2,1 8,9±0,7 15,6±2,0 21,7±4,0

Сельскохозяйственный n=75 82,7±3,2 12,0±0,9 5,3±1,6 21,1 ±3,0

Инженерно-технический п=52 65,4±2,2 26,9±0,4 7,7±1,9 20,8±3,6

Юридический п=40 82,5±2,4 10,0±1,2 7,5±0,6 21,9±3,3

Физико-математический п=24 79,2±3,8 20,8±0,9 0 19,9±2,7

Филологический п=62 82,3±4,1 16,1 ±1,1 1,6±0,0 20,1 ±2,5

Педагогический институт п=91 78,0±3,5 14,3±2,4 7,7±2,7 21,3±4,4

Экономический п=56 87,5±4,3 10,7±3,9 1,8±0,0 20,6±2,6

Педагогический колледж п= 139 85,6±2,9 9,2±2,4 5,2±1,8 21,1 ±2,6

Итого: 79,6±1,5 14,9±1,3 5,5±0,8 20,9±3,3

Индекс массы тела человека, или индекс Кетле - это обобщенный непосредственный показатель гармонии строения тела человека и косвенный показатель правильного питания и здоровья, основанный на отношении массы тела и его длины (роста). Критерием оптимальности индекса Кетле являются значения в пределах 20-25 кг/м2. Этот индекс по сравнению с другими (Брока, Шелдона и т.п.) в наибольшей мере взаимосвязан с показателями здоровья и принят в большинстве зарубежных стран. На его основании разработаны оценочные таблицы, позволяющие определять оптимальную, избыточную и недостаточную массу тела. С помощью индекса Кетле можно определить степень ожирения и оценить возможный риск развития заболеваний, связанных с избыточной массой тела.

При оценке Индекса Кетле были получены следующие результаты: 79,6±1,4% студентов-первокурсников Тувинского государственного университета имеют нормальную массу тела, у 14,9±1,1% первокурсников выявлен дефицит массы тела, у 5,5±0,9% избыток массы тела. Дефицит массы тела в большей степени характерен для юношей - 34,1 ±1,8%, чем для девушек -8,4±1,4%.

Таблица 2

Распределение девушек и юношей - студентов 1 курса разных факультетов по оценке весо-

ростового показателя (индекс Кетле), в %

Факультеты Пол Масса тела в норме Дефицит массы тела Избыток массы тела Среднее значение ИК

Естественно-географический п=69 девушки п=43 86,0±6,2 7,0±3,3 7,0±3,0 20,5±3,1

юноши п=26 46,2±6,4 50,0±4,7 3,8±1,7 20,2±3,0

Физкультуры и спорта п=43 девушки п=8 100 0 0 19,3±1,7

юноши п=35 82,8±5,4 14,3±1,6 2,9±0,5 21,4±2,5

Исторический п=44 девушки п=31 77,4±8,2 9,7±4,7 12,9±5,9 21,1 ±3,4

юноши п=13 61,5±6,0 7,7±3,0 30,8±3,9 23,2±5,0

Сельскохозяйственный п=75 девушки п=35 82,8±8,4 8,6±2,3 8,6±2,3 20,8±3,1

юноши п=40 82,5±6,6 15,0±4,7 2,5±0,7 21,3±3,0

Педагогический институт п=91 девушки п=75 81,3±3,8 12,0±2,3 6,7±3,0 21,3±4,7

юноши п=16 66,6±8,7 26,7±8,6 6,7±2,6 20,9±3,3

Инженерно-технический п=52 девушки п=9 89,0±9,1 0 11,0±5,0 20,8±5,0

юноши п=43 59,6±5,0 33,3±4,6 7,1±1,3 20,8±3,3

Юридический п=40 девушки п=19 89,7±14,1 5,3±4,1 5,0±3,5 20,7±2,6

юноши п=21 76,2±8,3 14,3±8,3 9,5±3,7 22,9±3,6

Физико-математический п=24 девушки п=14 92,9±6,2 7,1±5,4 0 19,2±2,3

юноши п=10 60,0±6,9 40,0±6,9 0 20,8±3,2

Филологический п=62 девушки п=54 87,0±4,5 11,1 ±2,4 1,9±1,1 20,1±2,5

юноши п=8 50,0±17,6 50,0±17,6 0 19,7±2,7

Экономический п=56 девушки п=32 93,7±4,3 6,3±4,9 0 19,8±2,3

юноши п=24 78,3±6,7 17,4±6,7 4,3±4,1 21,7±2,7

Педагогический колледж п= 139 девушки п=96 92,7±2,7 2,1±1,5 5,2±2,3 21,2±3,0

юноши п=43 92,9±3,0 7,1±3,9 0 20,9±1,5

Итого: п=695 девушки п=416 87,3±1,6 6,9±1,2 5,8±1,1 20,6±3,3

юноши п=279 65,6±2,8 27,6±2,6 6,8±1,5 21,3±3,2

Тувинский государственный университет

Однако и избыток массы тела чаще встречался у юношей - 6,8±1,5 по сравнению с девушками - 5,8±1,1 (табл.1,2), что свидетельствует о большей лабильности этого показателя у мужского пола в данной популяции.

В литературе массу тела, в отличие от длины, принято считать более лабильным показателем, быстро изменяющимся под влиянием внешних факторов [3].

Среди представленных факультетов больше всего студентов с избыточной массой тела оказалось на историческом факультете - 15,6±2,0%, с недостатком массы тела на инженерно-техническом - 26,9±0,4%, и естественно-географическом факультетах - 23,1±1,0% (табл. 1).

Как видно из таблицы 3 у юношей достоверно более высокие значения роста, массы тела и индекса Кетле.

Таблица 3

Мо рфологические показатели обследованных студентов

Показатели девушки юноши Достоверность различий

Длина тела, см. 160,7±5,5 174,0±5,6 Р<0,001

Масса тела, кг. 50,9±7,9 66,1 ±13,2 Р<0,001

Индекс Кетле, усл. ед. 20,3±3,2 21,7±3,5 Р<0,01

Недостаточно развитый легочный аппарат с малым дыхательным объемом может служить одной из причин плохого кислородного обеспечения организма уже при незначительной физической нагрузке. При длительном отсутствии физических нагрузок межреберные и другие мышцы, обеспечивающие дыхательные движения, снижают свою работоспособность и не раскрывают альвеолярную площадь в полном объеме. В этих условиях часть незадействованных альвеол легочной паренхимы перестают выполнять свою функцию.

При отсутствии физических нагрузок постепенно снижается объем легких и жизненный показатель, что приводит к снижению эффективности газообмена и недостатку кислорода даже при легких физических нагрузках.

Оценка жизненного индекса (ЖИ) студентов-первокурсников Тувинского государственного университета показала, что 16,4±1,4% имеют низкий показатель, у 13,6±1,3% этот показатель ниже среднего, у 20,1±1,5% высокий ЖИ, у 18,8±1,4 выше среднего (табл. 4).

Чаще низкий показатель Жи отмечается у юношей, возможно, это связано с вредной привычкой (курением), что снижает дыхательный объем и кислородообеспечение организма.

Таблица 4

Распределение студентов 1 курса разных факультетов ТувГУ по оценке жизненного индекса, в %

Факультеты Кол-во студентов с низким ЖИ Кол-во студентов с Жи ниже среднего Кол-во студентов с средним ЖИ Кол-во студентов ЖИ выше среднего Кол-во студентов с высоким ЖИ

Естественно-географический п=69 20,5±0,8 25,4±6,5 19,0±6,5 21,8±4,5 13,3±2,4

Физкультуры и спорта п=43 11,6±1,9 2,3±1,6 62,8±10,5 20,9±5,4 2,3±1,5

Исторический п=45 22,2 ±6,0 13,3±2,7 20,0±1,5 20,0±1,5 24,4±6,3

Сельскохозяйственный п=75 12,0±2,4 9,3±1,7 50,7±7,6 22,7±4,3 5,3±0,9

Инженерно-технический п=52 19,2±5,0 15,4±4,8 13,5±3,7 11,5±2,9 40,4±13,7

Юридический п=40 10,0±3,0 15,0±4,5 57,5±12,0 10,0±3,0 7,5±1,8

Физико-математический п=24 20,8±6,4 8,3±2,3 41,7±11,2 29,2±7,6 0

Филологический п=62 16,1 ±4,3 3,2±1,1 58,1 ±12,1 20,9±4,9 1,6±0,4

Педагогический институт п=91 21,9±5,1 19,8±4,9 18,7±4,2 16,5±2,8 23,1±6,8

Экономический п=56 19,3±6,7 10,4±3,2 29,2±12,5 18,2±6,7 22,9±7,9

Педагогический колледж п= 139 12,3±2,8 13,7±2,4 20,4±3,1 20,4±3,4 33,3±4,0

Итого: 16,4±1,4 13,6±1,3 31,1±1,7 18,8±1,4 20,1 ±1,5

Среди факультетов самые лучшие показатели жизненного индекса отмечены на инженерно-техническом факультете, и педагогическом колледже, где 51,9% и 53,7% (соответственно) студентов имеют значения ЖИ высокие и выше среднего, что указывает на хорошую физическую тренированность и функциональное состояние респираторной системы. Самые низкие значения ЖИ отмечены на юридическом факультете, где высокие и выше среднего значения ЖИ имели лишь 17,5% студентов.

Нарушения в осанке опасны своими последствиями; из-за неправильного формирования могут возникнуть сколиоз, кифоз, лордоз, при патологической осанке позвоночник начинает быстро стареть, развивается остеохондроз, протрузии, межпозвоночные грыжи, ВСД. Тот факт, что остеохондроз «помолодел» свидетельствует о том, что позвоночнику уделяется мало внимания.

Среди студентов ТувГУ нарушения осанки выявлены у 15,7±1,3% студентов. В основном наблюдается преобладание сутуловатой осанки, что и отмечено у 12,5±1,2% студентов. У 2,2 ±0,5% выпрямленная осанка, с кифотической осанкой 0,8±0,3% обследованных, у 0,3±0,2% -сколиоз. Сколиоз представляет собой сложное и тяжелое заболевание, связанное не только с искривлением позвоночника, но и сопровождающееся значительными морфофункциональными изменениями опорно-двигательного аппарата, органов грудной клетки, брюшной полости и тазовых органов Распределение студентов по факультетам студентов с разными нарушениями осанки дано в табл. 5.

Таблица 5

Количество студентов с выявленными нарушениями осанки, в %_

Общее кол-во Кол-во Кол-во Кол-во Кол-во

Факультеты студентов с нарушениями студентов с сутуловатой студентов с выпрямленной студентов с кифотической студентов со

осанки осанкой осанкой осанкой сколиозом

Естественно-географический п=69 13,0±4,0 10,1±3,6 0 1,4±1,3 1,4±1,3

Физкультуры и спорта п=43 13,9±5,2 13,9±5,2 0 0 0

Исторический п=45 19,2 ±5,4 17,3±5,6 1,9±1,9 0 0

Сельскохозяйственный п=75 8,0±3,1 6,7±2,8 1,3±1,3 0 0

Инженерно-технический п=52 19,2±5,4 17,3±5,2 1,9±1,8 0 0

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Юридический п=40 27,5±7,0 12,5±5,1 15,0±5,6 0 0

Физико-математический п=24 8,3±5,6 8,3±5,6 0 0 0

Филологический п=62 16,1 ±4,6 8,1±3,4 0 6,5±3,1 1,6±1,5

Педагогический институт п=91 14,3±3,6 14,3±3,6 0 0 0

Экономический п=56 17,8±5,1 16,1 ±4,9 1,7±1,7 0 0

Педагогический колледж п= 139 - - - - -

Итого: 15,7±1,3 12,5±1,2 2,2±0,5 0,8±0,3 0,3±0,2

Различают нормальную, уплощенную и плоскую стопы. Плоскостопием называется деформация, заключающаяся в частичном или полном опущении продольного или поперечного (а иногда и обоих) сводов стопы. Плоскостопие чаще всего появляется вследствие ослабления связочно-мышечного аппарата стоны, обусловленные их функциональной недостаточностью, переутомлением или перегрузкой мышц стопы и голени, которые обуславливают нормальный свод стопы. При деформации свода стопы постепенно утрачивается рессорная функция и амортизационная роль свода, в связи, с чем внутренние органы подвергаются резким толчкам при ходьбе, беге, прыжках.

Уплощение свода стопы вызывает болезненные симптомы: быструю утомляемость и тяжесть в ногах, боли в икроножных мышцах и стопе при ходьбе и стоячем положении. Кроме того, учащаются случаи «подвёртывания» стопы в голеностопном суставе с последующим растяжением связочного аппарата.

Таблица 6

Количество студентов с выявленным плоскостопием, в%_

Факультеты Общее кол-во студентов с Кол-во студентов с плоскостопием 1 Кол-во студентов с плоскостопием 2,3

нарушениями осанки степени степент

Естественно-географический п=69 5,8±2,8 1,4±1,4 4,4±2,4

Физкультуры и спорта п=43 4,7±3,1 2,3±2,1 2,3±2,1

Исторический п=45 2,2 ±2,1 - 2,2±2,1

Сельскохозяйственный п=75 5,3±2,5 1,3±1,2 4,0±2,2

Инженерно-технический п=52 0 - -

Юридический п=40 12,5±5,1 - 12,5±5,1

Физико-математический п=24 0 - -

Филологический п=62 4,8±2,7 - 4,8±2,7

Педагогический институт п=91 3,3±1,8 - 3,3±1,8

Экономический п=56 0 - -

Итого: 3,9±0,8 0,5±0,2 3,4±0,7

Было выявлено 3,9±0,8% студентов с разной степенью плоскостопия. Распределение студентов с выявленным плоскостопием представлено в табл. 6.

Экономичность деятельности сердечно-сосудистой системы оценивается по двойному произведению (ДП) - индексу Робинсона.

Между этим показателем и величиной поглощения миокардом кислорода существует линейная зависимость, в связи, с чем ДП может служить косвенной оценкой резервов миокарда и функционального состояния сердечно-сосудистой системы.

Известно, что «двойное произведение» - индекс Робинсона, характеризует систолическую работу сердца и отражает закономерности формирования «экономизации функций» при возрастании максимальной аэробной возможности. Соответственно, чем ниже ДП в покое, тем выше максимальные аэробные возможности организма, и, следовательно, уровень соматического здоровья индивида [4].

Среди обследованных студентов высокий уровень ДП отмечен у 6,3±0,9% студентов, выше среднего у 21,6±1,5%, что указывает на хорошее функциональное состояние их сердечнососудистой системы. Причем, среди девушек 3,9±0,9% и 26,9±2,1% имели высокий и выше среднего уровень ДП. Среди юношей у 6,2±1,1% и 23,6±2,0%, соответственно, отмечен высокий и выше среднего уровень ДП (см. табл. 7)

Таблица 7

Оценка экономичности сердечно-сосудистой системы по ДП (двойному произведению)

студентов-первокурсников

Факультеты Количество студентов с разными уровнями ДП, в %

Уровень ДП Высокий Выше среднего Средний Ниже среднего Низкий Среднее значение ДП в у.е.

Естественно-географический п=69 7,6±3,0 17,3±4,7 16,8±4,7 15,8±4,7 42,5±5,3 98,1 ±20,5

Физкультуры и спорта п=43 23,3±6,4 48,8±7,6 13,9±5,2 11,6±4,8 2,3±2,2 80,7±13,4

Исторический п=45 0 9,1±4,2 11,4±4,7 79,5±6,0 0 100,8±9,2

Сельскохозяйственный п=75 8,0±3,1 25,3±5,0 25,3±5,0 30,7±5,3 10,7±3,5 90,7±13,5

Инженерно-технический п=52 7,9±3,2 10,2±3,6 22,7±5,7 52,5±6,8 6,7±2,6 97,3±16,4

Юридический п=40 2,5±2,4 25,0±6,8 25,0±6,8 40,0±7,7 7,5±4,1 95,2±19,0

Физико-математический п=24 4,2±4,0 33,3±9,6 8,3±5,6 37,5±9,8 16,7±7,6 97,7±25,8

Филологический п=62 4,8±2,7 22,6±5,3 20,9±5,1 50,0±6,3 1,6±1,5 92,9±12,2

КПИ п=91 3,3±1,8 34,4±4,9 20,0±4,1 42,2±5,1 0 91,2±12,6

Экономический п=56 1,8±1,7 19,6±5,3 25,0±5,7 50,0±6,6 3,6±2,4 95,0±12,6

Педагогический колледж п= 139 5,8±2,0 15,0±3,0 25,5±3,7 41,2±4,2 12,5±2,8 97,6±17,8

Итого: 6,3±0,9 21,6±1,5 20,9±1,5 40,4±1,8 10,8±1,1 93,5±1,0

Кардиореспираторная система определяет физическую работоспособность, ее состояние и зависят от функционирования системы транспорта кислорода. С другой стороны, распространенность заболеваний сердечно-сосудистой системы диктует первостепенную необходимость ее изучения.

С целью изучения адаптации к физическим нагрузкам и оценки функциональных резервов организма проводится проба РWС170/кг., рекомендованная Международной биологической программой Всемирной организации здравоохранения. Проведение этой пробы позволяет определить мощность нагрузки, которую может выполнить человек при ЧСС, равной 170 уд/мин. Общая работоспособность - это один из важнейших компонентов состояния здоровья человека.

Оценка физической работоспособности студентов-первокурсников показала, что большая часть обследованных имела высокий уровень, что говорит о хороших функциональных резервах кардиореспираторного аппарата. В целом 85,7±1,3% обследованных имели высокий уровень физической работоспособности, 1,2±0,4 - ниже среднего и 1,8±0,5% - низкий. Как оказалось, судя по среднему значению PWC170, самая низкая физическая работоспособность отмечена у студентов исторического факультета (31,0±2,4 кгм/кг). Самая высокая физическая работоспособность была отмечена у студентов факультета физкультуры и спорта (58,9±7,8 кгм/кг) (табл. 8).

Таблица 8

Оценка экономичности сердечно-сосудистой системы по ДП (двойному произведению)

девушек и юношей

Факультеты Количество студентов с разными уровнями ДП, в %

Уровень ДП Пол Высокий Выше среднего Средний Ниже среднего Низкий

Естественно-географический п=69 девушки 5,6±2,5 25,0±3,8 19,4±2,4 22,2±1,4 27,8±4,1

юноши 9,5±2,2 9,5±2,2 14,3±4,7 9,5±3,8 57,1 ±10,8

Физкультуры и спорта п=43 девушки 12,5±2,3 50,0±6,3 25,0±5,1 12,5±3,1 -

юноши 25,7±5,3 48,6±3,9 11,4±3,7 11,4±3,7 2,9±2,7

Исторический п=45 девушки - 13,3±4,4 13,3±4,4 73,3±3,1 -

юноши - - 7,1±2,3 92,9±6,8 -

Сельскохозяйственный п=75 девушки 5,7±2,0 14,3±4,1 31,4±5,7 34,3±6,8 14,3±4,7

юноши 10,0±1,7 35,0±5,4 20,0±2,4 27,5±3,4 7,5±2,2

Инженерно-технический п=52 девушки - 13,3±3,7 13,3±3,7 73,3±7,8 -

юноши - - 7,1±2,2 92,9±10,9 -

Юридический п=40 девушки - 26,3±5,1 26,3±5,1 31,6±5,9 15,8±4,7

юноши 4,8±2,7 23,8±3,4 23,8±3,4 47,6±3,7 -

Физико-математический п=24 девушки 7,1±2,9 35,7±6,8 14,3±3,7 28,6±4,4 14,3±9,3

юноши - 40,0±9,8 - 40,0±9,8 20,0±5,1

Филологический п=62 девушки 5,6±1,6 22,2±4,8 18,5±3,5 53,7±7,8 -

юноши - 25,0±5,7 37,5±7,8 25,0±3,7 12,5±3,7

КПИ п=91 девушки 2,7±1,4 32,0±3,3 21,3±2,5 44,0±4,8 -

юноши 6,3±3,8 43,8±7,7 12,5±4,6 37,5±6,8 -

Экономический п=56 девушки 3,1±2,4 50,0±6,1 25,0±5,8 18,8±3,6 3,1±2,8

юноши - 20,0±4,6 25,0±5,8 50,0 ±6,9 4,2±4,1

Педагогический колледж п= 139 девушки 0 15,6±3,7 22,9±4,3 36,5±4,9 25,0±4,4

юноши 11,6±2,7 14,3±2,9 28,9±3,8 45,2±4,2 0

Итого девушки 3,9±0,9 26,9±2,1 20,2±1,9 37,4±2,3 11,5±1,5

юноши 6,2±1,1 23,6±2,0 17,1±1,8 43,6±2,4 9,5±1,4

Тувинский государственный университет

Характер реакции сердечно-сосудистой системы на стандартную физическую нагрузку имеет очень большое значение в оценке функционального состояния организма. Кроме уже представленной реакции, расширить диапазон представлений о реагировании сердечнососудистой системы возможно с помощью показателя эффективности кровообращения (ПЭК) [4]. Таким образом, качество реакции сердечно-сосудистой системы на физическую нагрузку оценивают по показателю эффективности кровообращения (ПЭК). ПЭК считается наиболее оптимальным в интервале значений от 90 до 115 условных единиц.

Таблица 9

Распределение студентов-первокурсников ТувГУ по оценке функциональных резервов организма _(проба PWC17o)_

Факультеты Количество студентов с разными уровнями PWC170, в %

Значения PWC170 Высокий Выше среднего Средний Ниже среднего Низкий Среднее значение PWC 170/кг

Естественно-географический п=69 76,8±5,6 8,9±3,8 5,3±2,9 - 8,9±3,8 34,8±3,6

Физкультуры и спорта п=43 90,6±4,4 4,6±3,2 - 2,3±2,2 2,3±2,2 58,9±7,8

Исторический п=45 74,4±6,6 9,3±4,4 11,6±4,8 4,7±3,2 - 31,0±2,4

Сельскохозяйственный п=75 78,7±4,7 12,0±3,7 6,7±2,8 2,7±1,8 - 33,2±16,2

Инженерно-технический п=52 92,3±3,6 5,8±3,2 1,9±1,8 - - 51,0±2,7

Юридический п=40 95,0±3,4 2,5±2,4 2,5±2,4 - - 44,0±3,5

Физико-математический п=24 87,5 ±6,7 4,2±4,1 - - 8,3±5,6 31,3±17,5

Филологический п=62 80,6±5,0 12,9±4,2 6,5±3,1 - - 32,2±2,1

КПИ п=91 87,8±3,4 7,7±2,7 4,4±2,1 - - 40,1 ±8,4

Экономический п=56 81,8±5,1 12,7±4,4 1,8±1,7 3,6±2,4 - 31,8±16,7

Педагогический колледж п= 139 96,9±1,5 1,1±1,0 1,6±1,1 0 0,5±0,5 46,4±18,0

ИТОГО 85,7±1,3 7,4±0,9 3,8±0,7 1,2±0,4 1,8±0,5 31,4±18,1

Анализ результатов исследования ПЭК показал, что его средние значения на всех факультетах находятся в пределах 110,3-138,9 условных единиц (табл. 9). В целом на всех факультетах средние значения ПЭК указывают на оптимальную реакцию сердечно-сосудистой системы студентов на физическую нагрузку, за исключением студентов факультета физкультуры и спорта и юридического факультета, у которых значения ПЭК оказались ниже средних. Данный факт может свидетельствовать о неадекватной физической нагрузке (перетренированности) первокурсников студентов факультета физкультуры и спорта, что необходимо учитывать в дальнейшем при планировании тренировок, соревнований и т.п. и недостаточной физической активности студентов юридического факультета, что указывает на необходимость вовлечения этих студентов в спортивные секции и кружки.

Среди обследованных 23,1±1,5% студентов имели низкий уровень ПЭК, 14,5±1,3% - ниже среднего, 19,4±1,4% - средний, и 21,9±1,5%; 21,1±1,5% - выше среднего и высокий соответственно. Больше всего студентов, имевших ПЭК выше средних величин, было выявлено на историческом (72,3%), экономическом (58,4%), естественно-географическом (52,5%) факультетах (табл. 9).

Показатель эффективности кровообращения у юношей несколько хуже, по сравнению с девушками, так низкие значения ПЭК были отмечены у 40,9±7,4% юношей и 17,1±7,0% девушек, ниже среднего у 30,8±3,9% юношей и 42,3±2,1% девушек (табл. 10).

В настоящее время имеется ряд комплексных автоматизированных методов оценки здоровья как целостного многомерного динамического состояния на основе концепции переходных состояний от здоровья к болезни. С помощью компьютерной программы «Методика комплексной оценки состояния физического, психического здоровья и физической подготовленности студентов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

средних и высших профессиональных учебных заведений» была проведена интегральная оценка физического здоровья студентов-первокурсников.

На основе полученных данных физического развития и функционального состояния дыхательной и сердечно-сосудистой систем (индекс Кетле, жизненный индекс, индекс кистевой силы, показатель эффективности кровообращения, двойное произведение, физическая работоспособность - РWС 170) автоматически на компьютере рассчитывается интегральная оценка физического здоровья (как сумма баллов по всем представленным показателям). Качественная характеристика здоровья оценивается по 5-уровневой шкале: высокий уровень, выше среднего, средний, ниже среднего, низкий [2].

По результатам интегральной оценки физического здоровья низкий уровень был отмечен у 7,6±1,0% обследованных студентов, ниже среднего у 31,2±1,7%, средний - 40,6±1,8%, выше среднего у 15,3±1,3% первокурсников, с высоким уровнем здоровья оказалось лишь 5,5±0,8%.

В целом состояние здоровья у юношей несколько лучше, чем у девушек. Так уровень здоровья высокий и выше среднего был отмечен у 22,0% юношей и у 16,3% девушек. В большей степени для обследованных студентов характерен средний и ниже среднего уровни здоровья, что, вероятно, связано с суровыми климатическими условиями и негативным социально-экономическим положением республики.

Таблица 10

Распределение девушек и юношей - студентов-первокурсников разных факультетов ТувГУ по

оценке функциональных резервов организма (проба PWC170), в %

Факультеты Количество студентов с разными уровнями PWC170

Уровень PWC170 Пол Высокий Выше среднего Средний Ниже среднего Низкий

Естественно-географический п=69 девушки п=43 84,2±5,5 - 2,6±2,4 5,3±3,4 7,9±4,1

юноши п=26 60± 15± 10± - 15±

Физкультуры и спорта п=43 девушки п=8 100 - - - -

юноши п=35 88,6±5,3 5,7±3,9 - 2,9±2,7 2,8±2,7

Исторический п=45 девушки п=31 80,0±7,0 6,7±4,4 10,0±5,3 3,3±3,1 -

юноши п=13 64,3±12,8 14,3±9,3 14,3±9,3 7,1±6,8 -

Сельскохозяйственный п=75 девушки п=35 65,7±8,0 22,9±7,1 8,6±4,7 2,9±2,8 -

юноши п=40 90,0±4,7 2,5±2,4 5,0±3,4 2,5±2,4 -

Инженерно-технический п=52 девушки п=75 88,9±10,4 11,1 ±10,4 - - -

юноши п=16 93,0±3,8 4,7±3,2 2,3±2,2 - -

Юридический п=40 девушки п=9 94,7±5,1 - 5,3±5,1 - -

юноши п=43 95,0±4,7 5,0±4,7 - - -

Физико-математический п=24 девушки п=19 78,6±10,9 7,1±6,8 - - 14,3±9,3

юноши п=21 100 - - - -

Филологический п=62 девушки п=14 77,8±5,6 14,8±4,8 7,4±3,5 - -

юноши п=10 100 - - - -

КПИ п=91 девушки п=54 85,3±4,0 9,3±3,3 5,3±2,5 - -

юноши п=8 100 - - - -

Экономический п=56 девушки п=32 84,4±6,4 9,4±5,1 3,1±2,8 3,1±2,8 -

юноши п=24 79,2±8,2 16,7±7,6 - 4,0 ±4,0 -

Педагогический колледж п= 139 девушки п=96 93,7±2,5 2,1±1,5 3,1±1,8 - 1,0±1,0

юноши п=43 100 - - - -

ИТОГО девушки п=416 85,6±0,5 7,7±1,3 3,7±0,9 1,3±0,5 1,7±0,6

юноши п=279 88,8±1,8 5,6±1,3 2,4±0,9 1,4±0,7 1,7±0,7

Среди факультетов относительно лучшие показатели физического здоровья были выявлены у первокурсников педагогического колледжа где студентов с высоким и выше среднего уровнями - 40,3%, факультета физкультуры и спорта - 34,9% и инженерно-технического - 23,9%,

худшие показатели были отмечены у студентов естественно-географического факультета (низкий и ниже среднего уровни здоровья имели 78,3% обследованных), юридического (63,3%) и физико-математического (62,5%).

Таблица 11

Распределение студентов разных факультетов по оценке показателя эффективности

кровообращения (ПЭК)

Факультеты Количество студентов с разными уровнями ПЭК, в %

Значения ПЭК Высокий Выше среднего Средний Ниже среднего Низкий Среднее значение ПЭК

Естественно-географический п=69 27,6±5,4 24,9±5,2 18,3±4,7 3,8±2,1 25,4±4,7 110,3±31,8

Физкультуры и спорта п=43 2,9±3,2 28,8±6,4 5,7±4,4 24,4±5,6 38,2±7,6 138,9±46,5

Исторический п=45 41,9±7,2 30,4±6,8 8,4±4,7 13,8±5,5 5,5±3,2 110,4±16,7

Сельскохозяйственный п=75 24,5±4,9 19,8±4,5 20,8±4,6 16,1 ±4,3 18,7±4,5 120,6±26,4

Инженерно-технический п=52 16,0±5,4 12,2±3,2 28,3±6,0 22,7±5,8 20,7±6,1 125,8±25,0

Юридический п=40 2,7±2,4 25,8±6,8 17,7±6,0 24,8±6,8 29,1±7,2 133,1±28,8

Физико-математический п=24 39,2±9,9 8,9±7,7 22,7±8,4 16,5±5,7 12,7±6,8 111,6±27,1

Филологический п=62 13,9±5,4 16,7±5,7 21,8±5,0 18,1 ±4,2 29,7±4,4 111,7±22,8

КПИ п=91 22,7±4,5 22,1±4,5 19,6±4,5 4,0±2,6 31,7±4,1 119,0±22,5

Экономический п=56 26,6±4,7 31,8±6,2 22,9±5,6 11,0 ±4,1 7,8±3,4 114,9±18,8

Педагогический колледж п= 139 18,2±3,3 22,2±3,5 18,8±3,3 12,0±2,8 28,8±3,9 117,9±28,5

Итого: 21,1±1,5 21,9±1,5 19,4±1,4 14,5±1,3 23,1 ±1,5 116,3±26,8

Таблица 12

Интегральная оценка физического здоровья студентов-первокурсников ТувГУ_

Факультеты Количество студентов с разными уровнями здоровья, в %

Уровни физического здоровья Высокий Выше среднего Средний Ниже среднего Низкий

Естественно-географический п=69 - 5,0±2,7 19,3±5,9 43,3±5,6 35,0±3,9

Физкультуры и спорта п=43 2,3±2,2 32,6±7,1 51,2±13,4 13,9±6,0 -

Исторический п=45 5,2±3,1 11,6±5,1 44,7±7,3 35,3±7,2 3,2±3,1

Сельскохозяйственный п=75 2,7±1,9 13,2±3,9 45,9±8,9 32,7±7,8 5,6±3,4

Инженерно-технический п=52 7,9±3,2 16,0±5,4 43,4±6,9 21,6±5,7 11,1 ±2,6

Юридический п=40 - 7,7±3,1 28,2±7,6 56,3±10,8 7,0±4,5

Физико-математический п=24 - 12,5±6,7 25,0±8,8 58,3±10,1 4,2±4,1

Филологический п=62 1,0±0,9 7,4±3,3 55,1 ±6,3 35,7±7,2 1,0±1,5

КПИ п=91 2,0±1,8 10,9±2,8 62,3±5,1 24,2±4,6 0,7±1,0

Экономический п=56 7,3±3,4 11,0±3,8 54,7±6,6 27,1 ±5,7 -

Педагогический колледж п= 139 14,5±3,4 25,8±3,6 33,1 ±3,9 21,5±3,6 5,2±1,8

Итого: 5,5±0,8 15,3±1,3 40,6±1,8 31,2±1,7 7,6±1,0

Таблица 13

Интегральная оценка физического здоровья девушек и юношей, обучающихся на 1 курсе разных _факультетов ТувГУ_

Факультеты Количество студ ентов с разными уровнями здоровья, в %

Уровни физического здоровья Пол Высокий Выше среднего Средний Ниже среднего Низкий

Естественно-географический п=69 девушки - - 18,6±4,6 46,5±6,0 34,9±7,2

юноши - 5,0±2,6 20,0±4,8 40,0 ±9,6 35,0±9,3

Физкультуры и спорта п=43 девушки - 62,5±17,1 25,0±15,3 12,5±11,6 -

юноши 2,9±2,8 25,7±7,3 57,1 ±7,5 14,2±5,9 -

Исторический п=45 девушки 3,2±3,1 16,1 ±6,6 32,3±8,3 41,9±8,7 6,4±4,3

юноши 7,1±6,8 7,1±6,8 57,1 ±13,2 28,7±12,0 -

Сельскохозяйственный п=75 девушки 2,9±2,8 11,4±5,3 54,3±8,4 22,9±7,1 8,6±4,7

юноши 2,5±2,4 15,0±5,7 37,5±7,7 42,5±7,9 2,5±2,4

Инженерно-технический п=52 девушки 11,1 ±9,9 11,1 ±9,9 33,3±14,9 22,2±13,1 22,2±13,1

юноши 4,7±3,3 20,9±6,3 53,5±7,6 20,9±6,0 -

Юридический п=40 девушки - 10,5±6,6 42,1 ±10,7 31,6±10,1 15,8±7,9

юноши - 4,8±4,6 14,3±7,6 80,9±8,5 -

Физико-математический п=24 девушки - 14,3±9,0 21,4±10,5 57,1 ±12,7 7,1±5,8

юноши - 10,0±9,4 30,0±14,4 60,0±20,0 -

Филологический п=62 девушки 1,9±1,8 14,8±4,8 35,1 ±6,3 46,3±6,7 1,9±1,8

юноши - - 75,0±15,3 25,0±15,3 -

КПИ п=91 девушки 4,0±2,2 9,3±3,3 55,8±5,7 29,6±5,1 1,3±1,2

юноши - 12,5±5,6 68,7±12,1 18,8±9,7 -

Экономический п=56 девушки 6,3±4,2 9,4±5,1 59,4±8,6 25,0±7,6 -

юноши 8,3±5,6 12,5±5,9 50,0±10,0 29,2±8,8 -

Педагогический колледж п= 139 девушки 1,0±0,9 16,7±3,8 40,6±5,0 31,3±4,7 10,4±3,1

юноши 27,9±6,8 34,9±7,2 25,6±6,6 11,6±4,8 -

Итого: девушки 3,8±0,9 12,5±1,6 39,6±2,3 31,9±2,2 12,1 ±1,5

юноши 6,3±1,4 15,7±2,1 37,5±2,8 36,9±2,8 3,6±1,1

Таким образом, наличие постоянных дискомфортных климато-географических стрессирующих условий в регионе, сочетающиеся с неблагоприятной антропогенной нагрузкой на экологические системы и негативными социально-экономическими процессами, а также высокие показатели смертности населения в трудоспособном возрасте требуют выявления интегральных характеристик уровня здоровья человека, позволяющих не только выявлять начальные стадии дизадаптивных и патологических расстройств, но и разрабатывать подходы к профилактике и коррекции возникающих расстройств.

Библиографический список

1. Суханова И.В., Соколов А.Я. Особенности морфофункциональных показателей студенток Северо-Восточного государственного университета в зависимости от возраста и типа конституции. Экология человека, 2009, № 11. С. 12-15.

2. Айзман Р.И., Айзман Н.И., Лебедев А.В., Рубанович В.Б. Методика комплексной оценки физического и психического здоровья, физической подготовленности студентов высших и средних профессиональных учебных заведений. Новосибирск, 2009. 100 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Година Е.З., Миклашевская Н.Н. Экология и рост: влияние факторов окружающей среды на процессы роста и полового созревания человека // Рост и развитие детей и подростков. Итоги науки и техники. Сер. Антропология. Т.3. — М.: ВИНИТИ, 1989. — С.77-134

4. Баевский Р.М. Проблема оценки и прогнозирования функционального организма и ее развитие в космической медицине // Успехи физиологических наук, 2006. Т. 37. № 3. С. 42-57.

Bibliograficheskii spisok

1. Suhanova I.V., Sokolov A.Ja. Osobennosti morfofunkcional'nyh pokazatelej studentok Severo-Vostochnogo gosudarstvennogo universiteta v zavisimosti ot vozrasta i tipa konstitucii. Jekologija cheloveka, 2009, № 11. S. 12-15.

2. Ajzman R.I., Ajzman N.I., Lebedev A.V., Rubanovich V.B. Metodika kompleksnoj ocenki fizicheskogo i psihicheskogo zdorov'ja, fizicheskoj podgotovlennosti studentov vysshih i srednih professional'nyh uchebnyh zavedenij. Novosibirsk, 2009. 100 s.

3. Godina E.Z., Miklashevskaja N.N. Jekologija i rost: vlijanie faktorov okruzhajushhej sredy na processy rosta i polovogo sozrevanija cheloveka // Rost i razvitie detej i podrostkov. Itogi nauki i tehniki. Ser. Antropologija. T.3. — M.: VlNlTI, 1989. — S.77-134

4. Baevskij R.M. Problema ocenki i prognozirovanija funkcional'nogo organizma i ee razvitie v kosmicheskoj medicine // Uspehi fiziologicheskih nauk, 2006. T. 37. № 3. S. 42-57.

Красильникова Вера Александровна - кандидат биологических наук, доцент кафедры анатомии, физиологии и безопасности жизнедеятельности Тувинского государственного университета, г. Кызыл

Krasilnikova Vera - candidate of biological Sciences, assistant professor of Department anatomy, physiology and life safety, Tuvan State University, Kyzyl, E-mail: verakras@gmail.com

Бурхинова Ирина Викторовна - доцент кафедры анатомии, физиологии и безопасности жизнедеятельности Тувинского государственного университета, г. Кызыл

Burhinova Irina - assistant professor of Department anatomy, physiology and life safety, Tuvan State University, Kyzyl

УДК 61:331.108

ТРУДОВЫЕ РЕСУРСЫ МЕДИЦИНСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ ТУВЫ (анализ состояния за 2007 - 2013 годы)

Хомушку С.А., Аракчаа К.Д., Дупчур И.И., Куулар Л.Ы.

Научно-исследовательский институт медико-социальных проблем и управления Республики Тыва, Кызыл

WORKFORCE OF TYVA MEDICAL ORGANIZATIONS (analysis of the state over the 2007 - 2013)

Khomusku S.A., Arakchaa K.D., Dupchur I.I., Kuular L.Y.

Scientific research Institute of medical-social problems and management of the Republic of Tyva, Russia, Kyzyl

В статье представлен анализ состояния трудовых ресурсов медицинских организаций Республики Тыва за период с 2007 по 2013 годы, на основе данных сборников по статистическим показателям системы здравоохранения и деятельности лечебных учреждений. Рассмотрены такие показатели как обеспеченность населения медицинским персоналом и коэффициент совмещения врачебных должностей и должностей среднего медицинского персонала.

Ключевые слова: медицинские организации Тувы, трудовые ресурсы, обеспеченность населения медицинскими кадрами, совместительство.

The article presents the analysis of the workforce of the Tyva Republic medical organizations during the period from 2007 to 2013, based on data of collections by statistical indicators of system health and activity of medical organizations. Review such factors as the provision of medical personnel and ratio of combination of medical posts and the posts of paramedical staff.

Key words: medical organization of Tuva, human resources, provision of population with medical personnel, the combination of the posts.

Актуальность анализа трудовых ресурсов системы здравоохранения Республики Тыва обуславливается необходимостью выявления проблем обеспеченности кадрами и выявление резервов улучшения качества работы учреждений здравоохранения, повышения эффективности использования рабочей силы.

Цель работы состояла в изучении состояния трудовых ресурсов медицинских организаций (МО) в динамике за период с 2007 по 2013 годы.

Методика исследований: анализ трудовых ресурсов МО Республики Тыва на основе статистических данных по отдельным показателям как в целом по республике, так и в разрезе кожуунов и медицинских организаций РТ.

Обеспеченность населения Тувы медицинскими кадрами

Сравнительный анализ обеспеченности населения Тувы медицинскими кадрами в целом по республике и в разрезе административных единиц [1] показал, что в 2013 году в сравнении с

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.