Научная статья на тему 'Оценка состояния таможенно-логистических терминалов в условиях членства России в ВТО'

Оценка состояния таможенно-логистических терминалов в условиях членства России в ВТО Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
370
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
УСЛОВИЯ ЧЛЕНСТВА В ВТО / ТАМОЖЕННО-ЛОГИСТИЧЕСКИЕ ТЕРМИНАЛЫ / ИНДИКАТОР LPI / ПАРАМЕТРЫ ТАМОЖЕННО-ЛОГИСТИЧЕСКОГО ТЕРМИНАЛА / КОРРЕЛЯЦИОННЫЙ АНАЛИЗ / ТАМОЖЕННО-ЛОГИСТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / КОЭФФИЦИЕНТ КОРРЕЛЯЦИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бурдин Владимир Евсеевич, Коротаева Наталья Сергеевна

В статье приводится анализ функционирования существующей таможенно-логистической системы России в условиях членства во Всемирной торговой организации (ВТО). В основу анализа положен метод корреляционного анализа параметров существующих таможенно-логистических терминалов. Результаты проведенного анализа параметров состава и структуры таможенно-логистических терминалов доказывают несовершенство созданной инфраструктуры. В целом в статье получена объективная оценка состояния функционирования таможенно-логистической системы России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Бурдин Владимир Евсеевич, Коротаева Наталья Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASSESSMENT OF THE STATUS CUSTOMS AND LOGISTICS TERMINALS IN THE MEMBERSHIP OF RUSSIA IN THE WTO

The article provides an analysis of the functioning of the existing customs and logistics system under Russian membership of the World Trade Organization (WTO). The analysis is based on the method of correlation study between the existing customs and logistics terminals. The results of the analysis of the parameters and structure of customs and logistics terminals proves inadequate infrastructure created. In general, the article provides an objective assessment of the functioning of customs and logistics system in the Russia.

Текст научной работы на тему «Оценка состояния таможенно-логистических терминалов в условиях членства России в ВТО»

В.Е. Бурдин Н.С. Коротаева

Vladimir Burdin Natalia Korotaeva

УДК 330.46

ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ ТАМОЖЕННО-ЛОГИСТИЧЕСКИХ ТЕРМИНАЛОВ В УСЛОВИЯХ ЧЛЕНСТВА РОССИИ В ВТО

Аннотация. В статье приводится анализ функционирования существующей таможенно-логистической системы России в условиях членства во Всемирной торговой организации (ВТО). В основу анализа положен метод корреляционного анализа параметров существующих таможенно-логистических терминалов. Результаты проведенного анализа параметров состава и структуры таможенно-логистических терминалов доказывают несовершенство созданной инфраструктуры. В целом в статье получена объективная оценка состояния функционирования таможенно-логистической системы России.

Ключевые слова: условия членства в ВТО, таможенно-логистические терминалы, индикатор LPI, параметры таможенно-логистического терминала, корреляционный анализ, та-моженно-логистическая система, коэффициент корреляции.

ASSESSMENT OF THE STATUS CUSTOMS

AND LOGISTICS TERMINALS IN THE MEMBERSHIP

OF RUSSIA IN THE WTO

Abstract. The article provides an analysis of the functioning of the existing customs and logistics system under Russian membership of the World Trade Organization (WTO). The analysis is based on the method of correlation study between the existing customs and logistics terminals. The results of the analysis of the parameters and structure of customs and logistics terminals proves inadequate infrastructure created. In general, the article provides an objective assessment of the functioning of customs and logistics system in the Russia.

Keywords: conditions of membership in the WTO, customs and logistics terminals, indicator LPI, parameters customs and logistics terminal, correlation analysis, customs and logistics system, the correlation coefficient.

После ратификации Протокола о присоединении к Марракешскому соглашению [1] с 22 августа 2012 г. Россия считается полноправным членом ВТО. В связи с этим Россия в качестве государства-члена ВТО принимает на себя все обязательства, предусмотренные условиями членства. Одним из условий членства России в ВТО является выполнение требований, связанных с упрощением процедур таможенного администрирования и формированием квалифицированных кадров и развитой инфраструктуры. Выполнение этих требований обеспечит достаточный комфорт и высокую скорость перемещения товарных партий через таможенную границу Таможенного союза и по территории России.

В настоящее время Россия постепенно выполняет принятые обязательства. Для этого, как правило, отводится 2-3 года после вступления в ВТО. Все же условия, которые касаются непосредственно инфраструктурного развития и таможенного администрирования, выполнены не полностью. Объективным показателем, характеризующим степень соответствия требованиям, может являться показатель LPI (Logistics Performance Index) [4]. Этот показатель разработан Всемирным банком, и начиная с 2007 г. применяется для оценки качества функционирования и развития логистических систем стран-участников международной торговли. Он рассчитывается как средняя величина шести базовых индикаторов:

1. Таможня (эффективность и прозрачность таможенных процедур) - Customs.

2. Качество торговой и транспортной инфраструктуры (порты, ж/д, информационные технологии) - Infrastructure.

3. Легкость вхождения и ценовой конкуренции на рынке транспортных услуг - International shipments.

© Бурдин В.Е., Коротаева Н.С., 2014

4. Компетентность и качество сотрудников логистических услуг - Logistics quality and competence.

5. Возможность отслеживать перемещения грузов - Tracking and tracing.

6. Своевременность доставки - Timeliness.

Каждый из этих показателей оценивается по шкале от 1 (самая плохая) до 5 (лучшая). Методика расчета основывается на учете нескольких тысяч оценок, получаемых в результате опроса экспертов-представителей различных международных транспортных и логистических компаний. В таблице 1 представлены оценки шести индикаторов и показателя LPI для России за три последних периода (эти данные публикуются раз в два-три года).

Таблица 1

Состояние логистической системы России в 2007-2012 гг.

Год Индикаторы LPI

Customs Infrastructure International shipments Logistics competence Tracking and tracing Timeliness LPI

2007 1,94 2,23 2,48 2,46 2,17 2,94 2,37

2010 2,15 2,38 2,72 2,51 2,60 3,23 2,61

2012 2,04 2,45 2,59 2,65 2,76 3,02 2,58

Как видно из таблицы 1, менее развитой сферой является таможня. Значение индикатора «Customs» 2,04 в 2012 г. ставит Россию на 138 место в ряду из 155 стран мира. И несмотря на то, что значения других индикаторов лучше, в целом по показателю LPI (2,58) Россия заняла лишь 95 место из 155 стран [4].

Не вникая в тонкости анализа остальных цифр, скажем, что из множества факторов, определяющих величину LPI, наиболее значимыми являются факторы, характеризующие состояние логистической системы страны. К такой системе относятся транспортно-логистическая и таможенно-логистическая инфраструктуры. Существенной частью таможенно-логистической инфраструктуры являются таможенно-логистические терминалы (ТЛТ). Создание ТЛТ как основы развития тамо-женно-логистической инфраструктуры (системы) является ключевым элементом Концепции таможенного контроля товаров в местах, приближенных к государственной границе Российской Федерации, принятой 29 августа 2008 г. на Комиссии ФТС России [2].

Как следует из Письма ФТС России № 21-16/13318 от 22 марта 2010 г. [3], главным критерием оценки ТЛТ определена их пропускная способность. Под ней понимается возможность одновременного размещения на площадке транспортных средств с товарами, помещенными на временное хранение, а также находящимися под таможенным контролем на территории, прилегающей к СВХ. В соответствии с этим критерием к 1-й категории относятся ТЛТ, способные разместить свыше 300 транспортных средств, ко 2-й - от 50 до 300, и к 3-й - от 10-ти до 50-ти.

Как организационно-структурная система ТЛТ содержит в себе две составляющие: коммерческую и таможенную. Для оказания коммерческих услуг на территории ТЛТ расположены склады, стоянки для транспорта, офисные здания, гостиницы, пункты питания, страховые учреждения и др. На базе СВХ, как правило, располагается таможенный орган (таможенный пост). В свете сказанного естественный интерес представляет оценка сегодняшнего состояния функционирования ТЛТ на основе анализа связей их характеристик - параметрических и нагрузочных составляющих. В таблице 2

приведены значения этих составляющих для 12-ти ТЛТ, представляющих, на наш взгляд, типичное лицо таможенно-логистической системы России в 2011 г.

Таблица 2

Основные характеристики ТЛТ России в 2011г.

На-

Нагрузка ТЛТ грузка т/орга на Параметры ТЛТ Параметры т/органа

№ п/п Наименование ТЛТ Объем импорта, 2011, тыс. т/ год Кол. ДТ(ИМ), 2011, тыс. шт Пл. открытого склада, тыс. кв. м. Полезный объем, тыс. куб.м. Пл. прилег. тер. тыс. м. кв. Машиномест Штат ТЛТ, чел. Кол. ДЛ Т/О Кол. оформ. ДТ удал., шт Наличие ИДК

У1 У2 Х1 Х2 Х3 Х4 Х5 Х6 Х7 Х8

(х1) (х2) (р1) (р2) (р3) (р4) (р5) (р!1) (р!2) (р!3)

1 Грайворонский 82,8 3,6 7,8 0,4 5,6 180 23 19 1 1

2 Нехотеевский 10,8 0,6 3,6 0,7 7,8 135 25 15 70 1

3 Шебекинский 104,3 3,3 2,5 0,2 5,6 100 13 79 0 1

4 Троебортновский 507,2 16,8 5,5 2,5 22,5 240 94 85 3174 2

5 Новоюрковичский 127 6,0 6,8 1,4 14,7 250 43 42 15 1

6 Крупецкий 67,9 3,5 5,1 3,8 5,0 180 32 16 796 1

7 Суджанский 18,9 1,4 3,8 1,1 4,1 100 40 15 178 1

8 Красной 305,9 15,6 4,4 0,4 15,2 200 58 12 0 2

9 Торфяновский 225,7 12,6 10,2 1,6 4,2 120 48 40 84 2

10 Куничиногорский 137,8 5,7 5,3 1,9 4,5 237 38 25 611 2

11 Бурачковский 200,4 18,2 3,4 1,3 12,8 260 50 27 284 2

12 Брусничный 138,6 11 3,9 5,0 7,6 100 57 60 989 1

В таблице 2 приняты следующие обозначения: х1 - величина объема импорта (тыс. т/год);

х2 - количество оформленных деклараций на товары по процедуре импорта (тыс. шт/год);

р1 - площадь открытого склада (тыс. м2);

р2 - полезный объем крытого склада (тыс. м3);

р3 - площадь прилегающей территории (тыс. м2);

р4 - количество машиномест (шт.);

р5 - штатная численность ТЛТ (чел.);

_ штатная численность таможенного органа (чел.); р1:2 - количество деклараций, оформленных в удаленном режиме (тыс. шт.); р113 - наличие инспекционно-досмотровых комплексов (ИДК): 1 - в наличии, 2 - отсутствует. Сразу отметим, что в соответствии с главным критерием (р4) все ТЛТ относятся ко 2-й категории. Величина х1 - нагрузка на коммерческую составляющую, а х2 - нагрузка на таможенную составляющую.

Поиск взаимосвязей между перечисленными характеристиками ТЛТ проводился с использованием методов корреляционного анализа. В таблице 3 представлена матрица парных коэффициентов корреляции, по значениям которых можно количественно оценить силу этих связей, и уже на качественном уровне отметить сильные и слабые стороны деятельности ТЛТ.

Таблица 3

Матрица парных коэффициентов корреляции характеристик ТЛТ

х1 х2 р1 р2 р3 р4 р5 рЙ р12 рез

х1 1

х2 0,83 1

р1 0,19 0,11 1

р2 0,11 0,17 -0,01 1

р3 0,79 0,66 -0,08 0 1

р4 0,46 0,45 0,12 -0,07 0,62 1

р5 0,87 0,78 0,12 0,39 0,77 0,39 1

рИ 0,51 0,29 -0,08 0,24 0,38 -0,08 0,37 1

р12 0,71 0,42 -0,03 0,51 0,59 0,29 0,77 0,58 1

р13 0,73 0,78 0,23 -0,09 0,41 0,51 0,60 0,05 0,31 1

Анализ данных в таблице 3 приводит к следующим выводам.

1. Нагрузки на ТЛТ и таможенный орган сильно связаны, коэффициент корреляции между объемами импорта и количеством деклараций на товары, перемещаемые по процедуре импорта, Кх1,х2 = 0,83. Это очевидно и не требует каких-либо комментариев.

2. Из всех параметров коммерческой составляющей ТЛТ (р1, р2, р3, р4, р5) относительно входной нагрузки х1 только два выбраны удачно - площадь прилегающей территории (Кх1,р3 = 0,79) и штатная численность ТЛТ (Кх1,р5 = 0,87). Вопрос правильности выбора остальных параметров остается открытым.

3. Выбор количества ИДК относительно входной нагрузки таможенного органа (х2) произведен удачно - коэффициент корреляции Кх2,р1;3 = 0,78. Остальные два параметра - количество должностных лиц таможенного органа (р^) и количество удаленно оформленных деклараций (р112) -слабее связаны с входной нагрузкой. Для них Кх2,р11 = 0,29 и Кх2,р1;2 = 0,42. Известно, что технология удаленного декларирования год от года находит все большее применение, и не будет ошибкой считать, что ко времени публикации этой статьи значение Кх2,р1;2 приблизится к 1. Однако вопрос выбора штатной численности таможенных органов на ТЛТ, по-видимому, останется актуальным.

4. Многое неясно с выбором параметров коммерческой составляющей ТЛТ. Очевидно, что они должны быть строго взаимозависимы. Однако, базовый параметр р4 (количество машиномест) неплохо коррелирован лишь с параметром р3 (Кр3,р4 = 0,62) и параметром р5 (Кр3,р5 = 0,77). Совершенно непонятно, из каких соображений исходили устроители ТЛТ при выборе параметров р1 и р2, которые совершенно не связаны ни между собой, ни с другими параметрами.

5. Параметры коммерческой и таможенной составляющих ТЛТ практически не связаны. Это говорит о том, что при современном проектировании и организации работы ТЛТ оба субъекта управления перемещением товарной партии - владелец СВХ и таможенный орган - действуют недостаточно согласовано. Высокий коэффициент корреляции (0,77) между р5 и р12 - показателями, практически не связанными сутью протекающих процессов в ТЛТ - можно объяснить лишь случайным стечением обстоятельств при формировании рядов соответствующих данных.

Проведенный анализ и полученные выводы в определенной мере дают объективную оценку современного состояния функционирования таможенно-логистической системы России в целом. Очевидно, что дальнейшие исследования в этом направлении будут связаны с постановкой и решением задач оптимизации параметров ТЛТ. Это, в свою очередь, потребует привлечения адекватных методов и, прежде всего, методов исследования операций, эконометрики и многомерного статистического анализа.

Библиографический список

1. Федеральный закон № 126-ФЗ от 21 июля 2012 г. «О ратификации Протокола о присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению о учреждении Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994 г.» .

2. Письмо ФТС России № 21-50/39656 от 21 августа 2009 г. «О направлении Концепции» (вместе с «Концепцией таможенного оформления и таможенного контроля товаров в местах, приближенных к государственной границе Российской Федерации»).

3. Письмо ФТС России № 21-16/13318 от 22 марта 2010 г. «О направлении категорий ТЛТ».

4. International LPI Global Ranking [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://lpi.worldbank.org/.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.