государственной молодежной политике, в отношениях к молодежи различных институтов и структур гражданского общества то, что решение возникающих в молодежной среде проблем, в том числе и в области формирования гражданственности, должны брать на себя те государственные и общественные субъекты, которые «работают» в большей степени с трудоспособным населением, тем более что доля молодежи в его составе достаточно велика (рис. 2).
Из предложенных разными авторами подходов к определению понятия «молодежь» в рамках нашего исследования наиболее приемлемым является социальнодемографический подход: молодежь - это социальнодемографическая группа в составе населения, главными критериями выделения которой обычно служат два компонента - демографический (возраст) и социальный (интересы, ценности, статус и пр.).
1. Зубок Ю.А., Авдеева М.И. Молодой специалист // Социология молодежи: энциклопедический словарь / отв. ред. Ю.А. Зубок, В.И. Чупров. М.: Academia, 2008.
2. Медков В.М. Демография. М.: ИНФРА-М, 2008.
3. Молодежь в России. 2010: стат. сб. / ЮНИСЕФ, Росстат. М.: ИИЦ «Статистика России», 2010.
33 37 36 35
34 33 32
36,8
—■—* *■—
*55^7
33,9
1995
2000
2005
Рис. 2. Удельный вес молодежи в возрасте 16 - 29 лет в численности населения трудоспособного возраста на конец 2009 г., %
4. Народонаселение: энциклопедический словарь. М., 1994.
5. Сулимова Т.С. Молодежь // Социальная политика: толковый словарь. М.: Изд-во РАГС, 2002.
6. Численность учащейся молодежи образовательных учреждений Российской Федерации: среднесрочный прогноз до 2014 года и оценка тенденций до 2025 года / под ред. Ф.Э. Шереги и А.Л. Алефьева. М.: ЦСПиМ, 2010.
7. Чупров В.И. Молодежь // Социология молодежи: энциклопедический словарь / отв. ред. Ю.А. Зубок, В.И. Чупров. М.: Academia, 2008.
удк 316.334.2 Андрей Борисович Шипитько,
соискатель кафедры
[email protected] гуманитарных и социальных наук,
Саратовский военный институт внутренних войск МВД РФ
ОЦЕНКА СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ
В статье анализируются различные методологические подходы к оценке социального партнерства. На основе сравнительного анализа выявляются важнейшие принципы различных теоретических парадигм. Автор доказывает, что имеющиеся исследования рассматривают процессы оценки социального партнерства в рамках определенного узкого контекста. Ни одна из существующих в научной литературе методик не предлагает комплексной оценки развития партнерства как социального феномена. При этом в современных условиях необходимо применить комплексный системный подход, объединяя различные элементы оценки, традиционно используемые в социологической науке. В статье представлен интегрированный конструкт современной оценки социального партнерства, раскрываются характеристики и основные системные компоненты авторской интегрированной системы социальной оценки партнерского взаимодействия организаций.
Ключевые слова: социальное партнерство, оценка партнерского взаимодействия, комплексная интегрированная модель оценки социального партнерства, система социального партнерства.
A.B. Shipitko
SOCIAL PARTNERSHIP SYSTEM EVALUATION UNDER CONDITIONS OF REFORMATION OF SOCIO-LABOR RELATIONS
The article considers various methodological approaches to evaluation of the social partnership. On the basis of a comparative analysis the main principles of different theoretical paradigms are analyzed. The author proves that existing elaborations consider the evaluation process of the social partnership in terms of a particular narrow context. None of the existing methods suggest a complex evaluation of the partnership development as a social phenomenon. But today there is a necessity to apply a complex system method, combining different elements of assessment which are traditionally used in sociology. The article presents an integrated construct of modern assessment of the social partnership interaction of organizations.
Keywords: social partnership, assessment of the social interaction, complex integrated model of the social partnership assessment, social system of partnership.
Сложность, масштабность и противоречивость социально-экономических преобразований российского общества превосходят потенциальные стратегические достижения и возможности индивидуального развития любого сектора хозяйственной системы: производственного, коммерческого, общественного, государственного. Эффективная адаптация к осуществляемым преобразованиям в комплексе социально-трудовых отношений России требует тесного и творческого партнерского социального сотрудничества различных хозяйственных структур и секторов экономики. В современных условиях появляются новые виды социального партнерства, формируется обновленная инициативная модель партнерского взаимодействия, которая несет новые возможности и обладает синергетическим потенциалом сглаживания конфликтных ситуаций, достижения общественного согласия и обеспечивает условия динамичного роста уровня и качества жизни населения России. Межсекторное социальное партнерство в новых условиях становится фактором изменений не только в социально-экономической, но и в социально-культурной, социально-политической сферах. При этом новые инициативные модели социального партнерства ставят новые задачи, создают необходимость комплексной оценки партнерского взаимодействия социально-трудовых групп, предъявляют к руководству хозяйственных организаций расширенный состав требований, направленных на социальный мониторинг деятельности партнерских групп и объединений. Поэтому в данной статье мы проанализируем методологические подходы научного исследования процессов оценки социального партнерства, разработаем собственную систему оценки, уточним принципы реализации процесса оценки социального партнерства в условиях модернизации социально-трудовых отношений России.
В современных научных источниках мы находим различные попытки разработки методологических подходов оценки социального партнерства. Методологические разработки по проблеме оценки социального партнерства субъектов экономического действия условно можно разделить на три группы подходов: 1) социокультурный; 2) формальный; 3) социально-экономический. Рассмотрим и кратко проанализируем данные группы методологических подходов.
Первая группа исследований представляет социокультурные параметры оценки социального партнерства. Ю.Г. Одегова, Г.Г. Руденко, Н.Г. Митрофанова в рамках данного подхода систему социального партнерства рассматривают как «особый институт гражданского общества, основанный на признании необходимости и ценности всех социальных групп, образующих структуру общества, безотносительно к их численности и социальному статусу, и их права отстаивать и практически реализовывать интересы» [11, с. 155 - 156]. Методологической основой социальной оценки партнерства в данном контексте являются ценности, нормы, правила субъектов партнерского взаимодействия. Здесь человек, личность, гражданин - основная ценность общества. «Партнерское сознание и поведение подразумевают глубокое понимание реальной ситуации, готовность к компромиссу, консенсусу. Именно эти качества позволяют социальным партнерам добиваться согласованных, просчитанных на перспективу решений по самым различным экономическим и социальным вопросам» [12, с. 676 - 677].
Д. Леонтьев, М. Сухорукова обобщают данные подходы и предлагают исследовать отношения партнерства
через систему организационной культуры, определяют здесь пирамиду ценностей, как базовый параметр оценочных характеристик. Полная идентификация субъектов означает не только то, что он осознает определенные идеалы, «четко соблюдает правила и нормы поведения в организации, но и внутренне полностью принимает корпоративные ценности. В этом случае культурные ценности организации становятся индивидуальными ценностями сотрудника, занимая прочное место в мотивационной структуре его поведения» [13, с. 42]. Развивает данный подход Э.А. Лутохина. Она предлагает рассматривать культуру и этичность поведения партнеров как один из показателей его реализации. Могут анализироваться партнерские взаимоотношения в контексте оценки взаимного уважения партнеров, их честности, доверия, уровня ответственности. Доказывается, что без данных социокультурных отношений невозможна эффективная «реализация истинно партнерских отношений в обществе. А без них в сложном современном мире, где достаточно много не только внутренних, но и внешних проблем и угроз, стране трудно обеспечить свою устойчивость и независимость» [8, с. 4].
Джеймс Остин посвящает проблеме социокультурной оценки социального партнерства несколько самостоятельных трудов. Он доказывает, что социокультурная составляющая оценки формируется в результате эволюции социального партнерства как социокультурного феномена. Сегодня сотрудничество между различными хозяйственными организациями проявляется как континуум, охватывающий три разных типа или стадии отношений: филантропию, трансакционизм, интеграцию. Именно на стадии интеграции хозяйственные организации формируют инициативные принципы партнерского взаимодействия. Происходит наиболее полная интеграция субъектов партнерского взаимодействия, согласовываются социальная и экономическая миссии, принципы поведения, стратегии и ценности. Лидеры организаций партнеров - «это генераторы ценности, а социальные партнерства помогают создавать ценность и для самих партнеров, и для общества. Создаваемая ценность возрастает, когда партнеры используют свои основные компетенции и комбинируют их творческим и синергетическим образом» [9, с. 262].
Э. Шейн в этой связи отмечает, что аналитическое исследование, ориентированное на результат, направлено на оценку второго пласта проявления ценностной культуры взаимодействия акторов. По сути, данный уровень провозглашается как «ценности организационного взаимодействия». В контексте партнерского взаимодействия ценности можно определить как глубинный уровень социокультурного проявления ее партнерских отношений. Ведь личность всегда строит отношения на основе интуитивной или явной оценки внешней и внутренней социальной среды. Поэтому ценности можно рассматривать как внутренний стимул, определяющий мотивационные факторы для любого рода партнерского взаимодействия, в том числе и в системе организационно-хозяйственного взаимодействия. Любое «предложение обладает в глазах группы лишь условной ценностью, пусть даже лицо, высказывающее его, и уверено в его истинности. Пока группа не предпримет совместных действий и ее участники не увидят их результатов, она не будет обладать общим базисом для понимания истинного положения дел» [14, с. 37]. Исходя из вышеизложенного, ценности представляют собой показатель
оценки социального партнерства хозяйственных организаций. Важнейшие критерии развития социального партнерства заложены в следующие показателях:
1) преобладающие ценности, нормы, принципы и манера поведения членов организации;
2) степень привлечения работников к партнерскому взаимодействию и характер мотивации тружеников к формированию партнерских отношений [2].
Таким образом, один из важнейших критериев, по которому возможно определить уровень развития социального партнерства, - характер преобладающих ценностей, норм, принципов и манер поведения субъектов партнерства. Социальное партнерство условно проходит три стадии развития: филантропия (в хозяйственной организации зарождаются ценности социального партнерства, организация в целом от случая к случаю выступает в роли социального благодетеля); трансакци-онизм (в хозяйственной организации формируются различные ценности социального партнерства, организация вступает в устойчивые тесные двусторонние связи, нацеленные на сотрудничество с внешней социальной средой, вовлечение отдельных работников, подразделений трудового коллектива, ресурсы в реализацию постоянно действующих социальных партнерских проектов); интеграция партнерских отношений (хозяйственная организация функционирует в условиях устойчивой, стабильной системы ценностей социального партнерства, формирует инициативные принципы партнерского взаимодействия, интегрируются субъекты партнерского взаимодействия, согласовывается социальная и экономическая миссия, принципы поведения, стратегии и ценности). Одновременно важно отметить, что в рамках социокультурного подхода проявляется узкий подход к оценке социального партнерства, исследователи абстрагируются от других системных признаков социального партнерства, не включают в комплекс параметров оценки параметры внешней эффективности партнерского взаимодействия.
Рассмотрим вторую группу теорий, рассматривающих оценку социального партнерства в контексте формальных парадигм. Ряд современных исследователей обращает внимание на возможность оценки социального партнерства по его формальным признакам и проявлениям. Процессы становления и развития социального партнерства могут оцениваться посредством анализа системных формальных компонентов данного явления. В рамках этого похода подвергается оценке «совокупность соглашений федерального, отраслевого, регионального, территориального уровней, коллективные договоры; постоянно и временно действующие организационные структуры - трех- и двухсторонние комиссии по регулированию социально-трудовых отношений; структурные элементы согласования и защиты интересов субъектов партнерских отношений» [10, с. 39]. Здесь оценка может осуществляться в рамах исследования сложных структурно-организационных элементов партнерства, таких как объект, предмет, механизм, методы, стратегии, тактики, технологии партнерского взаимоотношения различных социальных субъектов. Ряд исследователей данного направления связывают уровень развития партнерских отношений с достижением основных целей социального партнерства. В этой связи можно рассматривать цели и их достижение в контексте оценки системы социального партнерства. В рамках данного подхода направления оценки должно быть со-
средоточены на следующих моментах: «разработка и реализация социально-экономической политики, отвечающей интересам субъектов социального партнерства и общества; обеспечение устойчивого развития социально-трудовой сферы; установление социальной стабильности и согласия в обществе; достижение сбалансированности интересов работников, работодателей, государства, предупреждение и разрешение социальнотрудовых конфликтов» [1, с. 37]. Здесь возможен анализ и оценка эффективности основных средств достижения цели субъектов социального партнерства; может оцениваться характер и уровень сотрудничества, подписания совместных договоров, проведение двухсторонних консультаций, коллективных соглашений и переговоров.
Отдельно предлагается анализировать социальную ответственность субъектов хозяйствования как показатель развития партнерских отношений. Социальная ответственность должна рассматриваться как проявление эффективности социального партнерства. Она должна анализироваться в «рамках концепции участников организации отдельных индивидов или групп лиц, которые заинтересованы в деятельности организации и ими оказывается влияние на ее цели, работу или поведение ее членов, либо сами подвергаются воздействию с ее стороны» [6, с. 212].
Таким образом, в рамках социальных теорий формального подхода процессы становления и развития партнерского взаимодействия оцениваются в результате анализа системных компонентов социального партнерства. Оценка осуществляется в рамках исследования сложных структурно-организационных элементов партнерства: комплекс соглашений федерального, отраслевого, регионального; территориального, организационного уровней, наличия и эффективности деятельности партнерских организационных структур; инструментов согласования и защиты социально-экономических интересов субъектов партнерского взаимодействия, эффективность действующих комиссий по урегулированию споров и конфликтов. При данном подходе может применяться система дополнительной оценки целей (и эффективности их достижения), механизма (способы, процедуры, формы, методы, стратегии, тактики, технологии, система контроля), стабильности и устойчивости партнерского взаимоотношения. Одновременно важно отметить, что в рамках формального подхода исследователи абстрагируются от конечной (внешней и внутренней) эффективности функционирования субъектов и объектов социального партнерства. В рамках данного анализа механизм социального партнерства представляется как реализация постоянно действующего переговорного процесса, социально-экономическое и социально-правовое пространство воплощения социального партнерства.
Рассмотрим третью группу социологических теорий, рассматривающих оценку социального партнерства в контексте социально-экономического подхода. Исследователи рассматривают данный феномен как средство управления и достижения общего социального и экономического эффекта общественного развития. Т. Глуша-нок отмечает, что социальное партнерство - это фактор развития различных отраслей хозяйствования и одновременно «показатель реальной заинтересованности общества и государства в их дальнейшем развитии с целью повышения прибыльности и конкурентоспособности в целом» [5, с. 31]. Оценка партнерского взаимо-
действия должна строиться на анализе конечной результативности деятельности субъектов. А ввиду того, что социальное партнерство - это прежде всего процесс участия различных государственных, общественных, экономических организаций, «а также отдельных лиц в совместной деятельности, направленной на решение конкретных задач, стоящих перед отраслью» [5, с. 32], то и оценка должна быть сосредоточена на исследовании способов решения задач социального партнерства, а также самой результативности деятельности субъектов партнерского взаимодействия.
Ю. Быченко, Т. Баландина предлагают двойную систему оценки социального партнерства: 1) оценка базовых субъективных ценностей, норм, представлений, обретаемых субъектами социального партнерства;
2) оценка процессов социального развития различных организационных структур социального партнерства [3]. В обобщенном контексте предлагается оценивать не саму систему социального партнерства, а социокультурные результаты функционирования последнего. В результате партнерского взаимодействия формируется человеческий потенциал, который и представляет собой показатель эффективности самой системы партнерства. Различные партнерские системы общества всем мощным арсеналом формируют человеческий потенциал, «применяемый как социально-экономический ресурс в системе общественного воспроизводства через квалифицированные кадры, которые могут обнаружить этот ресурс, оценить его и пустить в хозяйственный, технический, научный оборот» [3, с. 59]. Расширительно представляет данный подход В. Лопухин. Он констатирует, что всякие партнерские объединения в конечном итоге необходимо оценивать по результатам развития человеческого фактора общества. При этом данная оценка имеет количественную и качественную определенность. Количественная оценка нацелена на анализ роста населения в целом. Качественное содержание данной оценки осуществляется по ряду направлений: рост качества жизни; рост интеллектуально-образовательного, культурно-мотивационного, деятельно-инновационного человеческого потенциала [7, с. 144].
Таким образом, в рамках социально-экономических теорий процессы становления и развития партнерского взаимодействия оцениваются по результатам его функционирования. Оценка осуществляется в результате анализа не только способов решения задач социального партнерства, но и самой результативности деятельности субъектов партнерского взаимодействия. Здесь важнейшие параметры развития социального партнерства следующие: 1) тенденции роста уровня и качества жизни трудоспособного населения; 2) анализ роста населения в целом; 3) рост интеллектуально-образовательного, культурно-мотивационного, деятельно-инновационного человеческого потенциала населения. Важно рассмотрение роста уровня и качества жизни как фактора разрешения базовых социально-экономических конфликтов, а также фактора социального развития населения на разных уровнях хозяйствования.
Подводя итоги, важно отметить, что каждая из концепций оценки социального партнерства рассматривает данные процессы в рамках определенного узкого контекста. Ни одна из имеющихся в научной литературе методик не предлагает комплексной оценки развития партнерства как социального феномена. В то же время в современных условиях на основе комплексного мето-
дологического подхода можно разработать интегрированные теоретические основы оценки социального партнерства. Исходя из вышеизложенных принципов, оценка социального партнерства должна осуществляться на базовом и дополнительном уровнях.
Базовый уровень оценки социального партнерства состоит из двух относительно самостоятельных систем. Первая система: оценка сложных структурно-организационных элементов партнерства - соглашений, договоров, проектов, программ (на федеральном, территориальном, организационном уровнях); инструментов согласования и защиты социально-экономических интересов субъектов партнерского взаимодействия; эффективности действующих комиссий по урегулированию споров и конфликтов. Вторая система: оценка характера преобладающих ценностей, норм, принципов и манер поведения субъектов партнерства; выявление места социального партнерства в рамках системы социокультурного пространства общества: филантропия, трансакционизм, интеграция партнерских отношений.
Дополнительный уровень оценки социального партнерства подразумевает оценку изменений конечной результативности существующей системы социального партнерства: роста уровня и качества жизни трудоспособного населения; роста интеллектуально-образовательного, культурно-мотивационного, деятельно-инновационного человеческого потенциала населения на федеральном, региональном, отраслевом, организационном уровнях. Ведь рост уровня и качества жизни призван не только разрешить основные социальные конфликты социального развития, но и способствовать саморазвитию базовых субъективных ценностей, норм, представлений, обретаемых субъектами социального партнерства.
1. Аверин А. Социальное партнерство и его основные виды // Социальная политика и социальное партнерство. 2011. № 3.
2. Баландина Т.М. Социальный механизм управления развитием организационной культуры // Вестник СГСЭУ. 2012. № 1 (40). С. 169 - 173.
3. Быченко Ю., Баландина Т. Механизм развития культурного капитала в системе управления персоналом организации. Саратов: СГСЭУ, 2009.
4. Быченко Ю.Г., Баландина Т.М. Развитие потенциала работников современных предприятий // Вестник СГСЭУ. 2009. № 1 (25). С. 26 - 30.
5. Глушанок Т. Социальное партнерство как средство управления профессиональным образованием и рынком труда // Социальная политика и социальное партнерство. 2008. № 4.
6. Кривошеев В.Т. Управление занятостью трудовых ресурсов в системе социального партнерства. Саратов: Поволжский межрегион. учеб. центр, 2004.
7. Лопухин В.Ю. Социологическая концепция воспроизводства человеческого фактора. Саратов: Сарат. гос. техн. ун-т, 2011.
8. Лутохина Э.А. Социальное партнерство и его модели в зарубежных странах (опыт и уроки) // Белорусский журнал международного права и международных отношений. 2003. № 3.
9. Маак Т., ПлессН. Ответственное лидерство. М.: Альпина Бизнес Букс, 2008.
10. Михеев В. Основы социального партнерства. М.: Экзамен, 2001.
11. Одегов Ю.Г., Руденко П., Митрофанов Н.Т. Рынок труда и социальное партнерство. М., 1998.
12. Социальная политика. М.: Экзамен, 2008.
13. Суховарова М. Ценности как ключевой элемент организационной культуры // Управление персоналом. 2000. № 11.
14. ШейнЭ.Х. Организационная культура и лидерство. СПб., 2002.