Научная статья на тему 'Оценка роли государственных закупок в модернизации общественного сектора в России'

Оценка роли государственных закупок в модернизации общественного сектора в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3141
488
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНТРАКТНАЯ СИСТЕМА / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ И МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ЗАКУПКИ / СУБЪЕКТЫ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / НАЦИОНАЛЬНАЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ РАСХОДОВАНИЯ БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ / ТРАНСПАРЕНТНОСТЬ / CONTRACT SYSTEM / PUBLIC PROCUREMENT / SMALL BUSINESSES / NATIONAL COMPETITIVENESS / THE EFFECTIVENESS OF BUDGET SPENDING / TRANSPARENCY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Аверкиева Елена Сергеевна

В статье проведено исследование влияния государственных закупок на экономику России, а также осуществлена оценка эффекта данной системы на национальную конкурентоспособность и деятельность субъектов малого предпринимательства. Государственная контрактная система представляет собой многогранный инструмент, который может быть использован для регулирования самых разнообразных сфер экономики. С каждым годом доля государственного сектора в экономике России увеличивается, а это означает, что его влияние на экономические процессы, происходящие в стране, неуклонно растет. Значимость системы государственных закупок в экономике России возможно оценить в первую очередь за счет сопоставления параметров бюджетной системы и ВВП. Взаимосвязь государственных закупок и национальной конкурентоспособности выявлена в статье путем рассмотрения мер по обеспечению энергетической эффективности и национального режима. Эффективное расходование бюджетных средств, заявленное в качестве цели контрактной системы, было проанализировано на основе сопоставления данных о полученной экономии в абсолютном и относительном выражении. Для выявления влияния на экономику страны коррупционной составляющей системы государственных (муниципальных) закупок в статье приведены индикаторы открытости данной системы, мониторинг которых позволит повысить ее транспарентность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Assessment of the Public Procurement Role in Public Sector Modernization in Russia

The impact of public procurement on the Russian economy is investigated in the paper. An assessment of the system’s effect on national competitiveness and the activities of small businesses is provided. Public contract system is a versatile tool that can be used to control a wide variety of economic sectors. Every year, the share of public sector in the Russian economy is increasing, that means the state influence on economic processes taking place in the country is growing steadily. First of all the importance of public procurement in the Russian economy can be estimated by matching parameters of the budgetary system and GDP. The interrelationship of public procurement and national competitiveness is identified in the paper based on the consideration of measures to ensure energy efficiency and national treatment. Efficient spending of budget funds, as stated in the objectives of the contract system, is analyzed by the indicator of the savings in absolute and relative terms. Indicators of system openness, which will improve the monitoring of its transparency, are given to determine the effect on the economy of corruption component of public procurement.

Текст научной работы на тему «Оценка роли государственных закупок в модернизации общественного сектора в России»

5 О

CD

m

о

Ci

ЭКОНОМИКА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК

www.hjournal.ru DOI: 10.17835/2078-5429.2016.7.1.120-134

ОЦЕНКА РОЛИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК В МОДЕРНИЗАЦИИ ОБЩЕСТВЕННОГО СЕКТОРА В РОССИИ

АВЕРКИЕВА ЕЛЕНА СЕРГЕЕВНА,

кандидат экономических наук, старший преподаватель кафедры экономической теории, Южный федеральный университет, г. Ростов-на-Дону,

e-mail: lena_ch@bk.ru

В статье проведено исследование влияния государственных закупок на экономику России, а также осуществлена оценка эффекта данной системы на национальную конкурентоспособность и деятельность субъектов малого предпринимательства. Государственная контрактная система представляет собой многогранный инструмент, который может быть использован для регулирования самых разнообразных сфер экономики. С со каждым годом доля государственного сектора в экономике России увеличивается, а это

0 означает, что его влияние на экономические процессы, происходящие в стране, неуклонно ^ растет. Значимость системы государственных закупок в экономике России возможно

01

2 оценить в первую очередь за счет сопоставления параметров бюджетной системы и ВВП. Взаимосвязь государственных закупок и национальной конкурентоспособности выявлена в статье путем рассмотрения мер по обеспечению энергетической эффективности и национального режима. Эффективное расходование бюджетных средств, заявленное в качестве цели контрактной системы, было проанализировано на основе сопоставления данных о полученной экономии в абсолютном и относительном выражении. Для выявления влияния на экономику страны коррупционной составляющей системы государственных

о

х

§ (муниципальных) закупок в статье приведены индикаторы открытости данной системы,

^ мониторинг которых позволит повысить ее транспарентность.

Ключевые слова: контрактная система; государственные и муниципальные закупки; субъекты малого предпринимательства, национальная конкурентоспособность; < эффективность расходования бюджетных средств; транспарентность.

Ой _

с

Ъ о о с а О

т

ASSESSMENT OF THE PUBLIC PROCUREMENT ROLE IN PUBLIC SECTOR MODERNIZATION IN RUSSIA

o AVERKIEVA ELENA, S.,

fee

Candidate of Economic Sciences (PhD),

^ Senior Lecturer of the Department "Economic Theory",

ct Southern Federal University, Rostov-on-Don,

|| e-mail: lena_ch@bk.ru

o

O The impact of public procurement on the Russian economy is investigated in the paper. An assessment

Lu of the system's effect on national competitiveness and the activities of small businesses is provided.

LL

O Public contract system is a versatile tool that can be used to control a wide variety of economic -j

< sectors. Every year, the share of public sector in the Russian economy is increasing, that means the

cc _

О © Аверкиева Е. С., 2016

state influence on economic processes taking place in the country is growing steadily. First of all the importance of public procurement in the Russian economy can be estimated by matching parameters of the budgetary system and GDP.

The interrelationship of public procurement and national competitiveness is identified in the paper based on the consideration of measures to ensure energy efficiency and national treatment. Efficient spending of budget funds, as stated in the objectives of the contract system, is analyzed by the indicator of the savings in absolute and relative terms. Indicators of system openness, which will improve the monitoring of its transparency, are given to determine the effect on the economy of corruption component of public procurement.

Keywords: contract system; public procurement; small businesses, national competitiveness; the effectiveness of budget spending; transparency.

JEL: H57, K39, O38, P35.

5 О

За последнее десятилетие сфера государственных закупок претерпела кардинальные изменения. Политики, ученые и практики стали разделять по отношению к ним более широкий подход: государственные закупки превратились из формального набора действий по купле-продаже необходимых благ и услуг в стратегический инструмент, целью которого является повышение эффективности со общественного сектора, регулирование рынков и стимулирование конкуренции. о

Государственные закупки играют важную роль в стимулировании экономики ^ в каждой стране. Практика законодательного регулирования системы ^ государственного заказа Российской Федерации показывает необходимость реформирования данной системы, еще начиная с момента принятия основных нормативно-правовых актов 1990-х гг. в сфере госзакупок. Что касается современного правового регулирования, то достижение целей, поставленных * законодателями (стимулирование рынка, снижение уровня коррупции, обеспечение качества осуществления закупок и экономия бюджетных средств), в полной мере так ^ и не произошло ни в момент функционирования Федерального закона № 94-ФЗ, ни о при действующем в настоящее время Федеральном законе № 44-ФЗ (Аверкиева и о Ивойлов, 2015. С. 218). £

В основе государственных реформ при осуществлении модернизации ^ общественного сектора, как правило, лежит предположение, что государственные т закупки являются эффективным инструментом для достижения множества & социально значимых целей. Так, в статье 13 Федерального закона № 44-ФЗ в ^ качестве одной из целей осуществления закупок заявлено: «достижение целей и реализация мероприятий, предусмотренных государственными программами Российской Федерации (в том числе федеральными целевыми программами, иными о

документами стратегического и программно-целевого планирования Российской

Федерации), государственными программами субъектов Российской Федерации (в £

том числе региональными целевыми программами, иными документами ^

стратегического и программно-целевого планирования субъектов Российской р

Федерации), муниципальными программами»1. Однако зачастую политические

решения сосредоточены только на том, чтобы достигнуть обозначенные цели и о

задачи, а не на анализе эффективности и рациональности каждого действия или сс

мероприятия. Одна из основных проблем — как объективно оценить у

целесообразность выбора способа закупки для каждой отдельной цели. Сложность о

заключается в том, что большинство дискуссий об итогах модернизации системы о

о

государственных и муниципальных закупок сводится к оценке экономии от ш

конкурентных процедур и/или оптимизации закупочной деятельности с о

__-1

<

1 См.: Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 30.12.2015) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, 2

работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» // Официальный сайт компании з

«КонсультантПлюс». (http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_144624/). О

использованием электронных способов, хотя полученная экономия бюджетных средств должна быть не единственным показателем эффективности их расходования.

Роль системы государственных закупок в экономике России

На сегодняшний день система государственных и муниципальных закупок играет очень важную роль в экономике России. Она выступает одним из наиболее эффективных инструментов государственного регулирования. В российской экономике государство является крупным заказчиком и потребителем продукции самых разных отраслей, начиная с пищевой и заканчивая продукцией военного назначения. В конечном итоге, огромный государственный спрос превращается в мощный инструмент регулирования экономики, который способен оказывать влияние на её динамику и структуру. Государственные закупки выполняют ряд важных функций, среди которых можно выделить следующие:

• воспроизводственная функция: приобретение товаров, работ и услуг для удовлетворения потребностей государственных и муниципальных нужд и для реализации функций соответствующих органов власти и учреждений; ценовое регулирование: обеспечение ценообразования на некоторые товары в силу масштабности участия государства в экономике;

• стимулирующая функция: государственные закупки являются мощным ^ фактором роста для национальных производителей, а также выступают о инструментом для регулирования отраслевой и региональной структуры ,н экономики;

2 • социальная функция: содействие реализации социально-экономической

политики государства, в том числе с использованием рабочей силы социально о уязвимых групп;

Ф • инновационная функция: формирование условий для создания продукции с

новыми качественными и потребительскими свойствами.

^ Движение товаров и услуг, их потребление отражают воспроизводственные

| аспекты экономики, регулирующие территориальные и отраслевые балансы рабочей

§ силы, материальных и энергетических ресурсов, загрузку производственных

° мощностей промышленности (Замараев и Маршова, 2015). Использование

о; механизма государственных закупок позволяет существенно повысить

^ конкурентоспособность отечественной экономики через стимулирование закупок

§ инновационной продукции, которая может быть использована для снижения

х издержек и повышения привлекательности отечественных товаров. Кроме того,

^ контрактная система является инструментом для поддержания и развития малого и ф

о. среднего предпринимательства.

Таким образом, контрактная система представляет собой многогранный инструмент, который может быть использован для регулирования самых о разнообразных сфер экономики. Особенно интересным является тот факт, что с " каждым годом доля государственного сектора в экономике России увеличивается, а о это означает, что государственное влияние на экономические процессы, ^ происходящие в стране, неуклонно растет.

Оценить роль системы государственных закупок в экономике России можно несколькими способами, например, методом сопоставления государственных расходов с объемом ВВП, приведенном в текущих ценах. Динамика основных параметров бюджетной системы Российской Федерации на 2016 год характеризуется ^ постепенным снижением доли доходов по отношению к ВВП (с 37,5% в 2014 году до

3 35,1% в 2016 году), а также сокращением общего объема расходов до 38,9% ВВП и ¡^ дефицита до 3,8% ВВП в 2016 году2. Степень участия государства в экономике в о _

_I ?

< 2 См.: Заключение Счетной палаты Российской Федерации на проект федерального закона «О федеральном бюджете на

^ 2016 год» (утверждено Коллегией Счетной палаты Российской Федерации (протокол от 30 октября 2015 г. № 47 К

3 (1058)). С. 48 // Счетная палата Российской Федерации. (http://ach.gov.ru/activities/audit-of-the-federal-budget/24635/ -

° Дата обращения: 01.02.2016).

о О

О Ш СП О

кризисных условиях постепенно снижается. Однако она остается на достаточно высоком уровне. Данный факт обосновывается более быстрым увеличением уровня ВВП по сравнению с государственными расходами. Доля государственных расходов относительно уровня ВВП составила в 2011 г. - 33,5%, в 2012 г. - 34,6%, в 2013 г. -35,1%, в 2014 г. — 38,7%, а в 2015 г. — 40,8%. При этом доля государственных закупок в общих расходах бюджетной системы до 2015 г. снижалась (с 28,5% в 2011 г. до 19,9% в 2014 г.), но в 2015 г. выросла на 10% (см. табл. 1).

Таблица 1

Роль государственных закупок в экономике России

Показатель 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г. (прогноз)

ВВП (млрд. руб.) 59 698 66 927 71 055 71 406 73 119 78 673

Расходы бюджетной системы (млрд. руб.) 19 994,6 23 174,7 24 931,1 27 611,7 29 807,2 30 587,5

Доля расходов в ВВП, % 33,5 34,6 35,1 38,7 40,8 38,9

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Объем гос. закупок (млрд. руб.) 5703 6113 5903 5498 6598 9739

Доля гос. закупок в ВВП, % 9,5 9,1 8,3 7,7 9,0 12,4

Доля гос. закупок в расходах, % 28,5 26,4 23,7 19,9 22,1 31,8

со ■н о см

5 О

Источник: составлено автором на основе данных Счетной палаты Российской Федерации. (http://ach.gov.ru/); Федеральной службы государственной статистики. (http://gks.ru); Министерства финансов Российской Федерации. (http://info.minfin.ru/).

Также немаловажным является сопоставление объема государственных закупок и уровня ВВП. Данное соотношение позволяет оценить, на какое количество продукции государство предъявляет спрос в экономике. Из анализа данных можно сделать вывод, что продукция, потребленная государством, составляла в 2011 г. — 9,5%, в 2012 г. - 9,1%, в 2013 г. - 8,3%, в 2014 г. - 7.7%, в 2015 г. - 9,0% ВВП. В среднем, в период с 2011 года по 2015 год отношение объема государственных закупок к ВВП России составило 8,7%. Это означает, что примерно одна десятая спроса в стране приходилась на государственные (муниципальные) закупки, что подтверждает предположение о важной роли государства в экономической системе России.

В настоящее время для оценки эффективности расходования бюджетных средств используется такой показатель, как экономия бюджетных средств (в абсолютном и относительном выражении) (см. табл. 2). Несмотря на кризисные условия, этот показатель значительно вырос в 2015 г. (на 30% относительно 2014 г.) и составил 321 млрд. руб. Абсолютными «рекордсменами» по данному критерию в 2015 году стали Республика Калмыкия (19,3%), Республика Коми (16,92%) и Забайкальский край (16,63%). Экономия при заключении контракта в Ростовской области в 2015 г. составила 5097,2 млн. руб., относительная экономия - 9,52%, что является более высоким результатом по сравнению с 2014 г. (3566,1 млн. руб. или 6,9%).

Всего за 2011-2015 гг. было сэкономлено около 1,25 трлн. рублей. Однако потери государственного бюджета в результате неэффективного управления и коррупции за тот же период не были равны нулю и, скорее всего, минимизировали полученные положительные результаты реформирования системы государственных закупок. По данным руководителя управления взаимодействия со средствами массовой информации Следственного комитета Российской Федерации

о

X

О

т

пз со

о <

ф

15 о О

с О

m

о fec

3

о ш СП

о

о о ш

Ll_

о

_J <

В. И. Маркина, ущерб от коррупционных преступлений в России составляет около 40 млрд. руб. в год. За первую половину 2015 г. в России было возбуждено около 11,5 тысяч дел по обвинениям в коррупции, в суд направлено около 6,5 тысяч.

Таблица 2

Показатели эффективности расходования бюджетных средств

Показатель 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г.

Информация об опубликованных извещениях, млрд. руб. 6781,61 5913,37 6332,48 6022,42 6505,06

Информация о заключенных контрактах, млрд. руб. 6352,09 6103,90 5903,85 5513,07 5443,85

Количество зарегистрированных заказчиков 228059 234901 241077 249744 256383

Экономия бюджетных средств, млрд. руб. 196,29 227,06 211,76 299,3 321

Экономия бюджетных средств, % 7,5 7,2 7 5 7,3

Индекс восприятия коррупции 24 28 28 27 29

со ■н о см

5 О

о

х О

т

пз со

о <

ф

15 о О

с

о m

Источник: составлено автором на основе данных Счетной палаты Российской Федерации. (http://ach.gov.ru/); Министерства финансов Российской Федерации. (http://info.minfin.ru/); Официальный сайт Единой информационной системы в сфере закупок. (http://zakupki.gov.ru/epz/main/public/analytics/public-control.html).

Полностью устранить коррупцию в государственных закупках пока не удалось ни в одной стране мира. К наиболее благополучным по индексу восприятия коррупции, «прозрачным» странам отнесены Дания, Финляндия и Швеция. Им выставлена оценка в 89-91 баллов из 100 возможных. Последняя страна в списке Сомали (8 баллов). В 2015 году Россия получила 29 баллов (на два балла больше, чем в 2014 году) (см. табл. 2) и заняла 119 место по степени прозрачности, то есть по антикоррупционному благополучию, поделив его с Азербайджаном, Гайаной, Сьерра-Леоне3.

Таким образом, резерв для повышения эффективности исполнения государственных закупок все ещё велик. Необходимо принимать меры по скорейшему совершенствованию системы закупок, так как сэкономленные средства бюджета можно использовать на другие цели, такие как повышение социальных выплат, улучшение системы здравоохранения и образования или развитие инфраструктуры.

о §

з О ш СП

о

о о ш

Ll_

о

_J <

Государственные закупки и национальная конкурентоспособность

Термин «конкурентоспособность» используется в различных формах и значениях. Центральным вопросом в концепции конкурентоспособности является повышение общественного благосостояния и социально справедливое его распределение. Высокий уровень жизни в обществе достигается благодаря экономическому росту, а для каждого человека — посредством справедливого распределения благ и доходов (Чигвинцева, 2011. С. 24). В теории модернизации высокий уровень экономического развития определяется исключительно со ссылкой на характеристики развитых стран Запада (Аверкиева, 2014б. С. 120). В европейском контексте, например, согласно Лиссабонской стратегии (European

Рейтинг стран мира по уровню восприятия коррупции. (http://gtmarket.ru/ratings/corruption-perceptions-index/info Дата обращения: 20.01.2016).

Commission, 2010), конкурентоспособной экономикой считается динамичная экономика, основанная на знаниях, способная к устойчивому экономическому росту, с приоритетом высокообразованных профессионалов и большей социальной сплоченностью.

Очевидным и признанным всеми является тот факт, что повышение общественного благосостояния в одной стране не должно достигаться за счет снижения благосостояния в другой стране (Чигвинцева, 2010; Аверкиева, 2014а) и что экономическая эффективность — одна из центральных проблем конкурентоспособности. «Национальная конкурентоспособность определяется степенью, в которой в стране могут, при свободных и справедливых рыночных условиях, производиться товары и услуги, отвечающие требованиям международных рынков при одновременном росте реальных доходов граждан. Конкурентоспособность на национальном уровне должна быть основана на высоком показателе производительности и способности экономики переориентироваться на производство с высокой производительностью факторов производства, которая в свою очередь может детерминировать высокий уровень реальной заработной платы. Конкурентоспособность связана с повышением уровня жизни, снижением безработицы и способностью страны выполнять возложенные на нее международные обязательства» (President's Commission on Competitiveness, 1984).

Насколько сильно государственные закупки способны оказывать влияние на национальную экономическую систему? Государственные закупки, как было сказано ^ ранее, все чаще признаются в качестве инструмента по реализации широкого о спектра социально значимых целей. ^

На сегодняшний день пока нет модели, которая бы доказывала z: существование прямой связи между основными характеристиками системы К государственных закупок и конкурентоспособностью страны. Несмотря на эту трудность, в качестве наиболее значимого определения национальной ф конкурентоспособности можно привести определение, данное П. Кругманом: «национальная конкурентоспособность — это единство институтов, политических ^ действий и факторов, которые определяют уровень производительности факторов | производства в стране» (Krugman, 1994). Последние, в свою очередь, детерминируют о уровень благосостояния, который может быть достигнут в рамках экономической § системы. Экономический рост в итоге зависит от способности страны к модернизации £ (Aghion and Howitt, 2009; Alesina and Rodrik, 1994). I

Государственные закупки могут стать эффективным инструментом для g инновационного развития и модернизации экономики России, для увеличения её ^ конкурентоспособности. Такие показатели, как эффективность расходования ^ трудовых, материальных и временных ресурсов являются основополагающими в q. определении производительности труда, а как следствие — всей экономики в целом. g При этом России необходимо производить собственную продукцию самых ^ разнообразных отраслей для обеспечения независимости и улучшения качества о жизни всего населения. ^

В настоящее время Правительство РФ реализует ряд мер по обеспечению q

о

<

энергетической эффективности товаров, работ, услуг, закупающихся для нужд государственного и муниципального заказчика. За период с 2009 г. были

регламентированы следующие меры: Ц

- установлены требования энергетической эффективности, подлежащие ^ применению в отношении товаров, работ, услуг при осуществлении закупок ^ для обеспечения государственных и муниципальных нужд (Постановление ® Правительства РФ № 1221 от 31 декабря 2009 г.); о

- введен запрет на закупку электрических ламп накаливания для ш

государственных (муниципальных) нужд, которые могут быть использованы в о

цепях переменного тока в целях освещения, в силу их высокой <

энергозатратности (Федеральный закон от 23.11.2009 № 261-ФЗ); ^

з О

- введены ограничения на оборот товаров, имеющих низкую энергоэффективность (Постановление Правительства РФ № 602 от 20 июля 2011 г.);

- прописаны особенности заключения энергосервисных контрактов (Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ);

- установлена административная ответственность в виде штрафа за проведение закупок товаров, работ, услуг, несоответствующих требованиям энергоэффективности: на должностных лиц 30000 рублей; на юридических 100000 рублей (Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях).

Кроме того, Правительством РФ составлен перечень товаров, которые также должны закупаться исходя из количества потребляемой ими энергии. К таким товарам относятся: электрические машины, продукция тяжелого, энергетического и транспортного машиностроения, нефтяного и химического производства и другие. Также были введены требования к энергоэффективности товаров, которые используются в капитальном строительстве. Это показывает, что именно государство обычно становится инициатором введения передовых технологий. Таким образом, повышается конкурентоспособность экономики путем снижения издержек на каждую единицу произведенной продукции.

Немаловажным в формировании факторов роста конкурентоспособности ^ страны является и соблюдение принципов национального режима, о предусмотренных статьей 14 Федерального закона № 44-ФЗ. «В целях защиты основ ^ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства,

2 защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной I4-" экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными о правовыми актами Правительства Российской Федерации»4 были предусмотрены Ф две меры: либо запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств,

работ, услуг, выполняемых, оказываемых иностранными лицами, либо ограничение ^ допуска данных товаров, работ, услуг. В частности, были приняты следующие | нормативно-правовые документы:

0 • Постановление Правительства РФ от 24.12.2013 N 1224 (ред. от 29.12.2015) «Об ° установлении запрета и ограничений на допуск товаров, происходящих из сс иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых)

1 иностранными лицами, для целей осуществления закупок товаров, работ § (услуг) для нужд обороны страны и безопасности государства»;

• Приказ Минэкономразвития России от 25.03.2014 № 155 (ред. от 13.11.2015) «Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранных государств, для

о. целей осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения

государственных и муниципальных нужд»;

• Постановление Правительства РФ от 14 июля 2014 г. № 656 «Об установлении запрета на допуск отдельных видов товаров машиностроения, происходящих

~ из иностранных государств, для целей осуществления закупок для

о обеспечения государственных и муниципальных нужд»;

^ • Постановление Правительства РФ от 11 августа 2014 г. № 791 «Об

3 установлении запрета на допуск товаров легкой промышленности, о

ш происходящих из иностранных государств, в целях осуществления закупок для

^ обеспечения федеральных нужд»;

2 • Постановление Правительства РФ от 16 ноября 2015 года № 1236 «Об § установлении запрета на допуск иностранного программного обеспечения при § закупках для государственных и муниципальных нужд»;

• Постановление Правительства РФ от 30 ноября 2015 г. № 1289 «Об установлении ограничений допуска иностранных лекарственных препаратов при государственных закупках»;

о о с^ с

о т

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ш и_

о <

4 См.: Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 30.12.2015) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» // Официальный сайт компании «КонсультантПлюс». (http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_144624/).

о

• Постановление Правительства РФ от 29 декабря 2015 г. № 1457 «О перечне отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено». Таким образом, введение новых требований к товарам, работам, услугам для удовлетворения нужд государственных и муниципальных заказчиков, ограничение допуска товаров, работ, услуг из иностранных государств должны не только повысить эффективность государственных закупок (за счёт повышения качественных характеристик, увеличения продолжительности полезного действия, улучшения результативности), но и стать мерой поддержки отечественных производителей, стимулом для инновационного развития экономики в целом. Государственный спрос даст необходимый импульс для улучшения технологической базы всех субъектов рыночных отношений, что в конечном счете положительно скажется на качестве производимой продукции. В итоге, данные факторы будут способствовать значительному укреплению национальной экономики России.

Поддержка малого предпринимательства

В государственном секторе существует распространенное мнение, что только

корпорации могут позволить себе модернизацию5. Государство может инициировать ^ процессы модернизации, однако осуществляет модернизацию не государство, а

экономические агенты — малые, средние и крупные компании, бюджетные ,н

организации, региональные и местные органы власти (Яковлев). 2

Политика в сфере государственных закупок должна быть направлена на I4-поощрение конкуренции среди поставщиков (исполнителей, подрядчиков),

соизмеримой с их ожидаемыми денежными выгодами от этой конкуренции. Для ф получения наилучших результатов необходимо поощрять наиболее

конкурентоспособных и отвечающих требованиям поставщиков, исполнителей, ^

подрядчиков. Организация взаимодействия крупных корпораций и предприятий |

малого и среднего бизнеса является важной составляющей системы контрактных °

отношений, обеспечения национальной экономики товарами и услугами (Обаляева °

и Черный, 2015. С. 75-76). £

Учитывая значимость субъектов малого предпринимательства для х

национальной экономики и рынка труда (в России 43,8% предприятий составляют § СМП, из которых 88,8% - это микропредприятия (с численностью до пятнадцати

сотрудников), государство все больше обеспокоено потенциальными барьерами для ^ входа СМП в сферу государственных закупок. В 2015 г. было осуществлено закупок у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций на сумму 496 815,5 млн. руб., что составляет 5,12% от

совокупного годового объема закупок. Относительно 2014 г. объем этих закупок о

вырос более чем на 30%. Дальнейшее повышение их доли в общем объеме "

государственных и муниципальных закупок может оказать существенное о

положительное влияние не только на их общую выручку, но и на процесс создания ^

дополнительных рабочих мест, на способность противостоять вызовам, связанным с з

кризисными условиями. Ш

С помощью государственных закупок можно решать проблему развития и ^

поддержки малого предпринимательства. В России к субъектам малого Ц

предпринимательства относят хозяйствующие субъекты, соответствующие ®

следующим критериям: о

- средняя численность работников за предшествующий год не должна ^

превышать 100 человек; о

<

- 2

СП 3

о

5 cm. : The state of modernization in the public sector. What it means, how to achieve it, and why it matters to government organizations // Unisys. P. 4. (http://www.ollingercreative.com/Pop-upImages/08-0121publicsectorv4.pdf).

со

■н

- размер выручки за предыдущий год от реализации товаров, работ или услуг (без учета НДС) не превышает 800 млн. руб.6;

- суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов (за исключением суммарной доли участия, входящей в состав активов инвестиционных фондов) в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью не превышает 25%, а суммарная доля участия иностранных юридических лиц и (или) юридических лиц, не являющихся субъектами малого предпринимательства, не превышает 49%7.

Общеизвестно, что субъекты малого предпринимательства наиболее уязвимы к спадам в экономике и кризисам, что определяется снижением спроса и рядом других факторов, в числе которых отсутствие разнообразия продукции, поставляемой на товарные рынки, снижение «платежеспособности» спроса и более высокая чувствительность к поступлению денежных средств (платежей), а также труднодоступность кредитных ресурсов в силу малых объемов производства и высоких процентных ставок в кризисный период.

Существует практика, согласно которой крупные российские компании стараются компенсировать часть потерянного платежного спроса за счёт участия в крупных государственных заказах. Подобную практику следует применять для поддержания малого предпринимательства в условиях кризиса. Кроме того, для ^ развития малого предпринимательства действующие правила контрактной системы ■н предусматривают следующие преференции:

2 - государственные и муниципальные заказчики обязаны осуществлять закупки ^ у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных о некоммерческих организаций в размере не менее 15% от совокупного годового Ф объема закупок;

- начальная (максимальная) цена контракта при проведении таких ^ специальных торгов не должна превышать 20 млн. рублей;

| - заявки на участие в таких торгах, поступающие не от субъектов СМП и § СОНКО подлежат отклонению;

§ - заказчик при проведении закупки вправе установить в извещении об о; осуществлении закупки требование к поставщику (подрядчику, исполнителю),

не являющемуся СМП или СОНКО, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих с^ организаций.

а. Контрактная система стала действенным механизмом поддержки субъектов

о малого предпринимательства. Так, в качестве оплаты только по прямым & контрактам малому бизнесу было направлено более 490 млрд. рублей, что на 41% о превышает аналогичный показатель 2014 г. По предварительным оценкам, с учетом "" субподрядных договоров установленная 15-процентая квота закупок у малого о бизнеса выполнена в полном объеме8.

^ Из вышесказанного следует, что государственные закупки могут стать

3 эффективным инструментом для поддержки и развития малого ш предпринимательства в России. Также госзакупки могут явиться одной из о

го ш о

о

антикризисных мер, предпринимаемых государством в отношении СМП в периоды

^ 6 См.: Постановление Правительства РФ от 13 июля 2015 г. N 702 «О предельных значениях выручки от реализации

2 товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства» // Официальный сайт

О компании «КонсультантПлюс». (http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=182963).

Ш 7 См.: Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ (ред. от 29.12.2015) «О развитии малого и среднего

предпринимательства в Российской Федерации» // Официальный сайт компании «КонсультантПлюс». (https:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_52144/).

<С См.: Доклад о результатах мониторинга применения Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О

^ контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»

3 в 2015 году // Министерство экономического развития Российской Федерации. (http://economy.gov.ru/minec/about/

° structure/depfks/44/20160217#).

кризисов и падения потребительского спроса. В общем и целом эффективные госзакупки повышают конкурентоспособность отечественной экономики, качество жизни и благосостояние граждан, проживающих на территории РФ, что в свою очередь является основной целью осуществления модернизации общественного сектора.

Индикаторы открытости системы государственные закупок и роль

институтов

Как достичь выполнения всех заявленных в Законе о контрактной системе целей и задач? Каким образом необходимо организовать закупочные процедуры, чтобы повысить транспарентность в сфере государственных закупок? Какие меры целесообразно дополнительно предпринять, чтобы свести к минимуму коррупционную составляющую данной системы? Это три наиболее актуальных вопроса, касающиеся как отдельно взятых заказчиков, так и всей системы государственных закупок в целом.

Организационные составляющие сферы государственных закупок (согласно Закону о контрактной системе) — это множество контрактов, заключенных для удовлетворения потребностей в товарах, работах, услугах. Различные организационные решения зачастую предполагают различные издержки и продолжительность закупочного процесса. Отчасти названные выше проблемы можно решить, если осуществлять постоянный мониторинг следующих показателей, с помощью которых можно оценить степень открытости закупочной системы: g

1) количество и общая сумма НМЦК закупок, информация о которых была ^ опубликована в Единой информационной системе;

2) процент контрактов, заключенных по итогам неконкурентных процедур;

3) процент закупок, по отношению к которым применялся национальный режим. s

4) количество и общая сумма НМЦК закупок, проведенных в электронной форме; °

5) среднее число заявок, поданных на участие в открытых (конкурентных) ф процедурах закупок а) товаров, б) работ и в) услуг; „

6) общее число закупок, по которым были выявлены административные ^ правонарушения; Щ

7) величина полученной экономии бюджетных средств. g

Очевидно, что приведенные показатели оказывают разнонаправленное m влияние на состояние сферы закупок. Так, например, рост показателей 1), 4), 5), 7) i воздействует положительно, тогда как рост показателей 2), 3), 6) — отрицательно. св Кроме того, в то время как с помощью индикаторов 2) и 6) возможно оценить о эффективность («качество») закупочного процесса, индикаторы 1) и 4) позволяют получить данные только о средних результатах процесса закупок. Индикатор «величина полученной экономии», безусловно, важен при оценке общей эффективности системы государственных закупок, но его высокое значение, к сожалению, не всегда означает высокую эффективность, поскольку для заказчиков важно не только закупить требуемые товары, работы, услуги по наименьшей цене, m но и надлежащего качества. А последнее не всегда возможно при достаточно z значимом снижении начальной (максимальной) цены контракта. 2

На эффективность системы государственных закупок оказывает влияние и < институциональная среда. Институциональная среда формируется из правового и ^ административного окружения, в котором действуют индивиды, фирмы и ¡=JJ государство с целью максимизации своей выгоды (Kashap, 2004. P. 138). о Институциональная среда, отвечающая принципам экономической эффективности и ^ социальной справедливости, является квинтэссенцией экономического развития g (Sened, 1991. P. 380). Согласно Д. Норту и Р. Томасу, такие аспекты, как инновации, о экономия от масштаба, образование и накопление капитала «не являются причинами роста: они сами есть рост» (North and Thomas, 1973. P. 2). Д. Норт (Норт, 1997. С. 13-14) предлагает следующее определение институтов: институты — «правила игры» в обществе, или, точнее, «созданные человеком ограничения, которые структурируют взаимодействия между людьми».

s <

b ф

œ

15 о О

Экономические институты не только определяют совокупный потенциал экономики, но и влияют на массив экономических результатов, среди которых и распределение ресурсов (Ьвкоь1е, 2011. Р. 360). Истинный смысл экономических институтов проявляется в создании равных условий для независимых трансакций и наиболее высокого уровня экономической свободы. Отношение властных структур к рынкам, свободе и ее операционной эффективности играет важную роль. Действительно, такие явления, как коррупция, бюрократизм, отсутствие прозрачности и подотчетности в управлении государственными контрактами налагают дополнительные издержки на поставщиков, исполнителей, подрядчиков и усугубляют неопределенность контрактных отношений, тем самым в значительной степени препятствуя экономическому развитию.

Многие особенности современной контрактной системы позволяют определить общую эффективность институтов. Все меры, направленные на повышение эффективности системы госзакупок, должны быть детерминированы положительным влиянием высокого качества формальных и неформальных институтов в обществе в целом.

* * *

Государственные закупки представляют собой вид расходов, для которых приоритетным является принцип эффективного управления, поскольку от степени ^ его реализации будет зависеть благосостояние всего общества. Государственные о (муниципальные) закупки демонстрируют эффективность работы такого ^ экономического субъекта, как государство.

2 В условиях жесткой экономии бюджетных средств обеспечение I4-" эффективности и целостности системы государственных закупок имеет

0 первостепенное значение для роста степени надежности предоставления Ф общественных услуг и поддержания доверия граждан к власти. Очевидным

является потенциал закупок в целях повышения производительности государственного сектора. Кроме этого, потенциал закупок заключается и в | реализации стратегических направлений социально-экономического развития ° страны.

° Для претворения в жизнь поставленных целей и задач постоянно происходит

сс совершенствование системы государственных и муниципальных закупок. Уже

1 очевидными являются положительные результаты реформирования контрактной § системы. Однако по-прежнему актуальными остаются проблемы высокой ^ коррупционной составляющей данной системы, что является препятствием на пути ^ модернизации общественного сектора. И в дальнейшем государству необходимо о. направить на борьбу с этими негативными практиками все силы.

£ Введение новых требований к товарам, работам, услугам для удовлетворения

о. нужд государственных и муниципальных заказчиков должно не только повысить о эффективность государственных закупок, но и стать стимулом для инновационного " развития экономики в целом. Государственный спрос даст необходимый импульс о для улучшения технологической базы всех субъектов рыночных отношений, что в Ь конечном итоге положительно скажется на качестве производимой продукции. В

3 итоге, данные факторы будут способствовать значительному укреплению ш национальной экономики России.

^ Государственные закупки могут стать эффективным инструментом для

^ поддержки и развития малого предпринимательства в России. Также госзакупки ® могут стать одной из антикризисных мер, предпринимаемых государством в о отношении СМП в период кризиса и падения потребительского спроса. Таким ¡-¡-1 образом, эффективные госзакупки повышают конкурентоспособность отечественной

о экономики и повышают качество жизни и благосостояние граждан.

.л <

СП 3

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

о

о

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Аверкиева Е. С. (2014а). Модернизация и экономическое развитие: институциональные факторы роста общественного благосостояния // Журнал институциональных исследований, Т. 6, № 3, с. 81-93.

Аверкиева Е. С. (20146). Теоретические основы разработки стратегии модернизации общественного сектора // Институты и механизмы регулирования в условиях глобальной нестабильности: Материалы XII Международной научно-практической интернет-конференции (22—30 ноября 2014, г. Ростов-на-Дону). Ростов н/Д: Содействие-XXI век, 296 с., C. 119-128.

Аверкиева Е. С. и Ивойлов Р. С. (2015). Институциональные факторы совершенствования системы государственных закупок в России // Институциональный механизм преодоления рецессии: Материалы XIII Международной научно-практической интернет-конференции (г. Ростов-на-Дону, 11-20 сентября 2015 г.). Ростов н/Д: Содействие-XXI век, 272 с. С. 218-228.

Доклад о результатах мониторинга применения Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в 2015 году // Министерство экономического развития Российской Федерации. (http:// economy.gov.ru/minec/about/structure/depfks/44/20160217# - Дата обращения: 27.02.2016).

Заключение Счетной палаты Российской Федерации на проект федерального ^ закона «О федеральном бюджете на 2016 год» (утверждено Коллегией Счетной о палаты Российской Федерации (протокол от 30 октября 2015 г. № 47 К (1058)) // Счетная палата Российской Федерации. (http://ach.gov.ru/activities/audit-of-the- ü federal-budget/24635/ - Дата обращения: 01.02.2016). К

Замараев Б. и Маршова Т. (2015). Производственные мощности российской промышленности: потенциал импортозамещения и экономического роста // Вопросы ф экономики, № 6, с. 5-24.

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от ^ 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 15.02.2016, с изм. от 17.02.2016) // Официальный сайт | компании «КонсультантПлюс». (http://www.consultant.ru/document/ °

cons_doc_LAW_34661/ - Дата обращения: 25.02.2016). §

Норт Д. (1997). Институты, институциональные изменения и £ функционирование экономики. М.: Начала. [North D. C. (1990). Institutions, I Institutional change, and economic performance. Cambridge and New York: Cambridge g University Press]. ^

Обаляева Ю. И. и Черный А. С. (2015). Малый и средний бизнес в системе ^ контрактных отношений // Вопросы регулирования экономики, Т. 6, № 1, с. 74-82.

Объем госзакупок вырос в 2015 году на 10% // Министерство экономического развития Российской Федерации. (http://economy.gov.ru/minec/about/structure/ depfks/2016160105 - Дата обращения: 26.02.2016). о

Постановление Правительства РФ от 31 декабря 2009 г. N 1221 «Об утверждении Правил установления требований энергетической эффективности товаров, работ, услуг при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (в ред. Постановления Правительства РФ от 03.12.2014 N 1304) // Официальный сайт компании «КонсультантПлюс». (http://base.consultant.ru/ cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=171929;fld=134;from=96786-6;rnd=189271. 19423962524160743;;ts=01892715306983436457813 - Дата обращения: 18.02.2016).

Постановление Правительства РФ от 20 июля 2011 г. N 602 «Об утверждении ° требований к осветительным устройствам и электрическим лампам, используемым в о цепях переменного тока в целях освещения» // Информационно-правовой портал ш ГАРАНТ.РУ. (http://www.garant.ru/hotlaw/federal/338369/#ixzz41kheMbPh - Дата о обращения: 25.01.2016). <

сп

3

о

о fee

3

о ш СП

о

Постановление Правительства РФ от 13 июля 2015 г. N 702 «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства» // Официальный сайт компании «КонсультантПлюс». (http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW; n=182963 - Дата обращения: 26.01.2016).

Рейтинг стран мира по уровню восприятия коррупции. (http://gtmarket.ru/ ratings/corruption-perceptions-index/info — Дата обращения: 20.01.2016).

Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ (ред. от 29.12.2015) «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» // Официальный сайт компании «КонсультантПлюс». (https://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_52144/ - Дата обращения: 26.01.2016).

Федеральный закон от 23.11.2009 N 261-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Официальный сайт компании «КонсультантПлюс». (http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_law_93978/ - Дата обращения: 18.02.2016).

Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 30.12.2015) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» // Официальный сайт компании «КонсультантПлюс». (http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_144624/ -«з Дата обращения: 18.02.2016).

о Чигвинцева Е. С. (2010). Применение национальной модели общественного

благосостояния на региональном уровне // Вопросы регулирования экономики, Т. 1, z № 2, с. 80-87.

I4-" Чигвинцева Е. С. (2011). Общественное благосостояние в контексте нового

0 качества социоэкономических отношений // ТЕRRА ECONOMICUS, Т. 9, № 3, Ч. 2, с. J 23-26.

Яковлев А. Новая модель экономического роста — взгляд с микроуровня // "g Стратегия социально-экономического развития страны до 2020 года. (http:// | strategy2020.rian.ru/documents/).

° Aghion P. and Howitt P. (2009). The Economics of Growth. Cambridge (USA):

§ The MIT Press.

cc Alesina A. and Rodrik D. (1994). Distributive Politics and Economic Growth //

1 Quarterly Journal of Economics, vol. 109(2), pp. 465-90.

g European Commission (2010). «Europe 2020 - A European Strategy for Smart,

^ Sustainable and Inclusive Growth». (http://ec.europa.eu/commission_2010-2014/ ^ president/news/documents/pdf/20100303_1_en.pdf - Дата обращения: 11.01.2016).

Kashap S. (2004). Public procurement as a social, economic and political policy // International Public Procurement Conference Proceedings, vol. 3, pp. 133-147.

Krugman P. R. (1994). Competitiveness: A Dangerous Obsession // Foreign о Affairs, vol. 73(2), pp. 28-44.

" Lekovic V. (2011). Interaction of formal and informal institutions - impact on

о economic success // FACTA UNIVERSITATIS. Series: Economics and Organization, vol. != 8, no. 4, pp. 357-370.

North D. C. and Thomas R. P. (1973). The rise of the Western World: A New economic history. Cambridge, UK: Cambridge University Press.

President's Commission on Competitiveness (1984). «The Paper of the President's Commission on Competitiveness», written for the Reagan Administration. § Sened I. (1991). Contemporary theory of institutions in perspective // Journal of

g Theoretical Politics, no. 3, pp. 379-402.

LLl LL

О

_J <

z СП ZD О

о ш СП

о

о

REFERENCES

Aghion P. and Howitt P. (2009). The Economics of Growth. Cambridge (USA), The MIT Press.

Alesina A. and Rodrik D. (1994). Distributive Politics and Economic Growth. Quarterly Journal of Economics, vol. 109(2), pp. 465-90.

Averkieva E. S. (2014a). Modernization and economic development: institutional factors of the social welfare growth. Journal of Institutional Research, vol. 6, no. 3, pp. 81-93. (In Russian).

Averkieva E. S. (2014b). Theoretical basis for the development strategy of public sector modernization // Institutions and Regulation Mechanisms in the Global Instability Conditions: Proceedings of the XII International Scientific and Practical Internet Conference (22-30 November 2014, Rostov-on-Don). Rostov-on-Don, Publ. House Assistance - XXI Century, 296 p., pp. 119-128. (In Russian).

Averkieva E. S. and Ivoylov R. S. (2015). Institutional factors to improve the system of public procurement in Russia // Institutional Mechanism to Overcome the Recession: Proceedings of the XIII International Scientific and Practical Internet Conference (Rostov-on-Don, 11-20 September 2015). Rostov-on-Don, Publ. House Assistance - XXI Century, 272 p., pp. 218-228. (In Russian).

Chigvintseva E. S. (2010). Application of a national model of social welfare at the regional level. Journal of Economic Regulation, vol. 1, no. 2, pp. 80-87. (In Russian).

Chigvintseva E. S. (2011). Public welfare in the context of a new quality of social- ^ economic relations. Terra Economicus, vol. 9, no. 3, part 2, pp. 23-26. (In Russian). °

Conclusion of the Accounting Chamber of the Russian Federation on the Draft Federal Law "On the Federal Budget for 2016" (Approved by the Board of the z: Accounting Chamber of the Russian Federation (Minutes of October 30, 2015 no. 47 K K (1058)) // The Audit Chamber of the Russian Federation (http://ach.gov.ru/activities/ audit-of-the-federal-budget/24635/ - Access Date: 01.02.2016). (In Russian). ^

European Commission (2010). «Europe 2020 - A European Strategy for Smart, Sustainable and Inclusive Growth». (http://ec.europa.eu/commission_2010-2014/ president/news/documents/pdf/20100303_1_en.pdf — Access Date: 11.01.2016). |

Kashap S. (2004). Public procurement as a social, economic and political policy. ° International Public Procurement Conference Proceedings, vol. 3, pp. 133-147. §

Krugman P. R. (1994). Competitiveness: A Dangerous Obsession. Foreign £ Affairs, vol. 73(2), pp. 28-44. 1

Lekovic V. (2011). Interaction of formal and informal institutions — impact on g economic success. FACTA UNIVERSITATIS. Series: Economics and Organization, vol. ^ 8, no. 4, pp. 357-370. ^

North D. (1997). Institutions, institutional change and economic performance. Moscow, Beginning [Nachala] Publ. [North D. C. (1990). Institutions, institutional change, and economic performance. Cambridge and New York, Cambridge University Press]. (In Russian). o

North D. C. and Thomas R. P. (1973). The rise of the Western World: A New — economic history. Cambridge, UK, Cambridge University Press.

Obalyaeva J. I. and Cherniy A. S. (2015). Small and medium business in the contractual relationship system. Journal of Economic Regulation, vol. 6, no. 1, pp. 74-82. (In Russian).

President's Commission on Competitiveness (1984). «The Paper of the President's Commission on Competitiveness», written for the Reagan Administration.

Ranking of Countries in Terms of Corruption Perception. (http://gtmarket.ru/ ° ratings/corruption-perceptions-index/info - Access Date: 20.01.2016). (In Russian). o

Report on the Results of Monitoring the Application of the Federal Law of April w 5, 2013 № 44-FZ "On the Contract System in the Procurement of Goods, Works and o Services for State and Municipal Needs" in 2015 // Ministry of Economic Development of < the Russian Federation. (http://economy.gov.ru/minec/about/structure/ jr

depfks/44/20160217# - Access Date: 02.27.2016). (In Russian). o

134

ABepKueBa E. C.

Resolution of the Russian Government of December 31, 2009 N 1221 "On Approval of the Regulation Establishing Energy Efficiency Requirements of Goods, Works and Services in Procurement for State and Municipal Needs" // The Official Website of "ConsultantPlus". (http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi? req=doc;base=LAW;n=171929;fld=134;from=96786-6;rnd=189271.19423962524160743; ;ts=01892715306983436457813 - Access Date: 18.02.2016). (In Russian).

Resolution of the Russian Government of July 20, 2011 N 602 "On Approval of Requirements for Lighting Devices and Electric Bulbs Used in AC Circuits for Lighting" // Information-Legal Portal GARANT.RU. (http://www.garant.ru/hotlaw/ federal/338369/#ixzz41kheMbPh - Access Date: 25.01.2016). (In Russian).

Resolution of the Russian Government of July 13, 2015 N 702 "On the Limit Values of the Proceeds from the Sale of Goods (Works, Services) for Each Category of Small and Medium-Sized Enterprises" // Official Website of "ConsultantPlus". (http:// base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=182963 - Access Date: 26.01.2016). (In Russian).

Russian Federation Code of Administrative Offences of 30.12.2001 N 195-FZ (ed. by 15.02.2016, as amended 17.02.2016) // Official Website of "ConsultantPlus". (http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34661/ - Access Date: 25.02.2016). (In Russian).

Sened I. (1991). Contemporary theory of institutions in perspective. Journal of ^ Theoretical Politics, no. 3, pp. 379-402.

0 The Federal Law of 24.07.2007 N 209-FZ (as amended 29.12.2015) "On the Development of Small and Medium Enterprises in the Russian Federation" // Official

z: Website of "ConsultantPlus". (https://www.consultant.ru/document/cons_doc_

LAW_52144/ - Access Date: 26.01.2016). (In Russian). § The Federal Law of 23.11.2009 N 261-FZ (as amended 13.07.2015) "On Energy

^ Ssaving and Energy Efficiency Improvements and on Amendments to Certain Legislative Acts of the Russian Federation" // Official Website of "ConsultantPlus". "g (http://www.consultant.ru/document/cons_doc_law_93978/ - Access Date: 18.02.2016). (In | Russian).

° The Federal Law of 05.04.2013 N 44-FZ (as amended 12.30.2015) "On the

° Contract System in the Procurement of Goods, Works and Services for State and cc Municipal Needs" // Official Website of "ConsultantPlus". (http://www.consultant.ru/

1 document/cons_doc_LAW_144624/ - Access Date: 18.02.2016). (In Russian).

g The Volume of Public Procurement Increased in 2015 by 10% // Ministry of

^ Economic Development of the Russian Federation. (http://economy.gov.ru/minec/about/ & structure/depfks/2016160105 - Access Date: 26.02.2016). (In Russian).

Yakovlev A. A new model of economic growth - a view from the micro level. The strategy of social-economic development of the country until 2020. (http:// strategy2020.rian.ru/documents/). (In Russian). o Zamaraev B. and Marshova T. (2015). Production Capacity of Russian Industry:

" Potential of Import Substitution and Economic Growth. Voprosy Ekonomiki, no. 6, pp. 5-o 24. (In Russian).

LU

cc o

o o

LU LL

o

_J <

cc

3

o

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.