УДК 336.225.673 А. В. ШИПИЦИНА
ББК 65.261.41-28 кандидат экономических наук, доцент,
Байкальский государственный университет экономики и права
Е. Г. ХИЛЬКО
Байкальский государственный университет экономики и права
ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ С ПРИМЕНЕНИЕМ ТАМОЖЕННОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ
В статье рассмотрены установленные количественные показатели результативности и эффективности применения таможенных экспертиз при таможенном контроле. Дана оценка эффективности экспертной деятельности Центрального экспертно-криминалистического таможенного управления и его филиалов. Проанализирована эффективность экспертной деятельности отдельно взятого филиала Центрального экспертно-криминалистического таможенного управления в г. Иркутске за 2009—2012 гг. Оценены показатели эффективности экспертной деятельности, в том числе основной показатель, характеризующий результативность таможенных экспертиз при осуществлении таможенного контроля. Предложено совершенствование экспертного обеспечения таможенного контроля, способствующее повышению результативности таможенных экспертиз путем проведения постоянного мониторинга и уточнения сведений о применении результатов экспертизы, введения централизованного учета назначения, выполнения экспертиз и применения их результатов с использованием возможностей компьютерных технологий.
Ключевые слова: таможенный контроль; таможенная экспертиза; результативность таможенных экспертиз; показатели результативности и эффективности таможенных экспертиз.
A. V. SHIPITSINA
PhD in Economics, Associate Professor, Baikal State University of Economics and Law
E. G. KHILKO
Baikal State University of Economics and Law
ASSESSMENT OF CUSTOMS CONTROL WITH CUSTOMS EXAMINATION
The article deals with quantitative indicators of effectiveness and efficiency of customs expertise during customs supervision. The expert work assessment of Central forensic customs administration and its affiliates are given. The article analyses the expert work of a single affiliate of Central forensic customs administration in Irkutsk for the period of 2009—2012. Different effectiveness indicators of experts work, including the main one, which shows the efficiency of customs expertise during customs supervision, are evaluated. The improvement of expert support of customs supervision that enhances efficiency of customs expertise by permanent monitoring and verifying information of the assessment results, centralized accounting of setting, executing and application of expertise, using computer technology, is proposed.
Keywords: customs supervision; customs expertise; customs expertise effectiveness and efficiency indicators.
Оценить любые контрольные меропри- контрольных мероприятий. Практические
ятия возможно по результатам проведен- результаты контроля возможно определить
ного контроля, т. е. его результативности, посредством разработки и использования
являющейся главным критерием проводимых устойчивых, постоянных измерителей — по-
© А. В. Шипицина, Е. Г. Хилько, 2013
казателей [1], для которых характерно раскрытие внутреннего содержания контрольной работы и ее составных частей.
Результаты таможенного контроля с применением таможенной экспертизы оцениваются с помощью количественных показателей, которые ежегодно устанавливаются приказами Федеральной таможенной службы (ФТС) России. В частности, это доля экспертно-исследовательских работ, выявивших нарушения таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства Российской Федерации о таможенном деле, в общем количестве экспертиз и исследований, назначенных таможенными органами при проведении таможенного контроля. На основании данного показателя таможенными органами принимаются ведомственные решения о классификации, корректировке таможенной стоимости, запретах и ограничениях, отказе в льготных таможенных процедурах, возбуждении дел об административных правонарушениях или уголовных дел.
Практическими результатами таможенного контроля в целом за достоверностью заявляемых декларантом сведений являются доначисленные таможенные пошлины, налог на добавленную стоимость, акцизы, таможенные сборы, подлежащие возмещению в федеральный бюджет. Реальным результатом экспертиз считается изменение классификационного решения, корректировка таможенной стоимости, заведение дела об административном правонарушении, заведение уголовного дела, начисление штрафов и т. д.
В сфере государственного управления используется понятие бюджетной эффективности — относительного показателя, определяемого как отношение полученного бюджетом результата к затратам, обеспечившим его получение1. Бюджетная эффективность оценивается по требованию органов государственного и /или регионального управления на основании определения потока бюджетных средств. К потокам в случае функционирования экспертно-кри-ми-налистических подразделений (ЭКП) Центрального экспертно-криминалистического таможенного управления (ЦЭКТУ) относятся поступления от дополнительных
1 URL : http:/ru.wiktionary.org/wiki.
таможенных платежей (налогов, акцизов, пошлин, таможенных сборов), полученных в результате проведения таможенной экспертизы. К затратам относятся бюджетные средства, израсходованные на функционирование ЭКП.
Эффективность деятельности таможенных лабораторий в материалах коллегии Государственного таможенного комитета (ГТК) России была оценена следующим образом: «Экономический эффект от взимания дополнительных пошлин, акцизов, штрафов и реализации конфискованных товаров только спиртосодержащей продукции составил 118 млн р. за первую половину 1999 г. Предотвращено поступление на рынок некачественной алкогольной продукции в объеме 5,2 млн л (в пересчете на 100 %-ный алкоголь). Сравнение полученного экономического эффекта от деятельности таможенных лабораторий с затратами бюджета на их содержание (за 8 месяцев 1999 г. — 17,1 млн р.) показывает, что на 1 р. затрат таможенные лаборатории приносят 65,5 р. дохода»2.
Показатели результативности и эффективности деятельности ЦЭКТУ и его подразделений ежегодно разрабатываются и утверждаются приказами ФТС России3 (табл. 1):
- первый показатель является одним из основных критериев, определяющих полноценность экспертного обеспечения деятельности таможенных органов, и должен составлять не менее 59 % в общем количестве товарных позиций;
- второй показатель характеризует эффективность взаимодействия таможенных органов с ЦЭКТУ и его региональными фи-
2 Решение оперативного совещания в Государственном таможенном комитете РФ от 1 июля 1997 г. по вопросу обеспечения полномасштабного интегрирования таможенных лабораторий в технологические схемы таможенного оформления и контроля товаров : утв. ГТК РФ 15 июля 1997 г.
3 О состоянии обратной связи между таможенными органами и таможенными лабораториями по применению результатов проведенных экспертиз : приказ Государственного таможенного комитета РФ от 4 авг. 1997 г. № 468; О типовом порядке взаимодействия таможенных органов и таможенных лабораторий при производстве таможенного оформления и таможенного контроля товаров : приказ Государственного таможенного комитета РФ от 23 дек. 1998 г. № 864.
лиалами в предотвращении правонарушений в области таможенного законодательства Таможенного союза и должен составлять 23,5 % в общем количестве экспертиз и исследований;
- третий показатель учитывает специфику внешнеторговых региональных то-варопотоков в экспертных возможностях ЦЭКТУ и региональных филиалов ЦЭКТУ и должен составлять не более 0,75 % в общем количестве экспертно-исследовательских работ;
- четвертый показатель характеризует рациональность размещения выносных подразделений региональных филиалов ЦЭКТУ на основных направлениях внешнеторговых региональных товаропотоков в пунктах пропуска через таможенную границу Таможенного союза и зонах таможенного контроля, функционирующих в регионе деятельности таможенных органов; он должен составлять не менее 30,5 % в общем объеме экспертно-исследовательских работ.
Если 1, 3 и 4-й показатели рассчитываются, исходя из отчетности, которая составлена на основании собственных баз учета/регистрации выполненных экспертно-исследовательских работ, ведущихся в ЦЭКТУ и его
региональных филиалах, то 2-й показатель учитывает результаты проведенных экспертиз и исследований по принятию решения в отношении товара, по которому назначалась таможенная экспертиза.
Показатель выявленных таможенными лабораториями фактов недостоверного декларирования составил до 10 до 18 % от общего числа исследованных образцов товаров (в том числе по Центральной таможенной лаборатории — 16,5 %). По результатам этой работы таможенными органами в период с марта по июнь 1997 г. было взыскано штрафов и довзыскано таможенных платежей в объеме около 12 млрд р.1
Экономические вопросы взаимодействия таможенных органов и таможенных лабораторий в 2000 г. впервые рассмотрели на коллегии Государственного таможенного комитета России «О направлениях дальнейшего развития экспертных учреждений таможенной службы Российской Федерации».
1 Решение оперативного совещания в Государственном таможенном комитете РФ от 1 июля 1997 г. по вопросу обеспечения полномасштабного интегрирования таможенных лабораторий в технологические схемы таможенного оформления и контроля товаров : утв. ГТК РФ 15 июля 1997 г.
Таблица 1
Показатели эффективности экспертной деятельности Центрального экспертно-криминалистического таможенного управления,
установленные на 2012 г., %
Показатель Установленный показатель
I квартал II квартал III квартал IV квартал 2012 г.
1. Доля охвата экспертными исследованиями товаров в общем количестве товарных позиций Товарной номенклатуры внешне-экономической деятельности Таможенного союза Не менее 58,5 Не менее 58,5 Не менее 59,0 Не менее 59,0 Не менее 59,0
2. Доля экспертно-исследовательских работ, выявивших нарушения таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства Российской Федерации о таможенном деле, в общем количестве экспертиз и исследований, назначенных таможенными органами при проведении таможенного контроля Не менее 23,0 Не менее 23,0 Не менее 23,5 Не менее 23,5 Не менее 23,5
3. Доля экспертно-исследовательских работ, которые не имеется возможности выполнить, в общем количестве экспертно-исследовательских работ Не более 0,80 Не более 0,80 Не более 0,70 Не более 0,70 Не более 0,75
4. Доля экспертно-исследовательских работ, выполненных выносными подразделениями в пунктах пропуска через таможенную границу Таможенного союза и зонах таможенного контроля, функционирующих в регионе деятельности таможенных органов, в общем количестве экспертно-исследовательских работ Не менее 30,0 Не менее 30,0 Не менее 31,0 Не менее 31,0 Не менее 30,5
Составлено по данным приказа Федеральной таможенной службы России «О показателях эффективности деятельности ЦЭКТУ на 2012 год» от 19 марта 2012 г. № 505.
Впоследствии приказом Государственного таможенного комитета России от 27 декабря 2001 г. № 1251 утвердили Инструкцию о назначении должностными лицами таможенных органов экспертиз и исследований; об оценке заключений эксперта и результатов исследований, вводящей несколько отличную от первоначальной форму предоставления сведений по результатам проведенной экспертизы или исследования [2, с. 15]. Позже форма сведений по результатам экспертизы, проведенной при таможенном контроле, практически не менялась.
Наибольшее количество экспертно-исследовательских работ экспертно-криминалистическая служба в г. Иркутске (региональный филиал ЦЭКТУ) выполняет по обращениям Иркутской и Читинской таможен. С 2009 по
2012 гг. их доля составила от 70 до 89 %:
2009 г. — 72,89 %; 2010 г. — 74,84 %;
2011 г. — 70,00 %; 2012 — 88,68 %
(табл. 2).
В 2009 и 2010 гг. количество выполненных экспертиз почти в 2 раза выше, чем в 2011 г., что можно объяснить вступлением в действие Таможенного кодекса Таможенного союза от 1 июля 2010 г. и изменениями в таможенном законодательстве. Доля таможенных экспертиз, выявивших нарушения таможенного законодательства в 2011 г., несмотря на снижение количества выполненных экспертиз при осуществлении таможенного контроля, заметно увеличилась с 24 и 22,3 % в 2009 и 2010 гг. до 34,5 % в 201 1 г., что свидетельствует о повышении качества взаимодействия между экспертно-криминалистическими службами и таможенными органами при назначении экспертиз при таможенном контроле. Количество справок обратной связи, направленных таможенными органами в экспертно-криминалистическую службу после принятия решений по результатам таможенных экспертиз в 2009 и 2010 гг. (70,3 % и 66,9 % соответственно), заметно выше, чем в 201 1 г. (46 %), что объясняется продолжительностью сроков принятия решений по результатам экспертиз. Принятие решения таможенным органом по результатам экспертизы достаточно длительный процесс, требует согласования с региональным таможенным управлением и с главным управлением ФТС России, занимающимся рассмотрением решения
по своему профилю деятельности. В этом случае принятие решения в короткие сроки невозможно и может занимать до полугода и более.
Основным показателем, характеризующим результативность работы, является доля экспертно-исследовательских работ, выявивших нарушения таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства Российской Федерации о таможенном деле, в общем количестве экспертиз и исследований, назначенных таможенными органами при проведении таможенного контроля. Как следует из табл. 2, показатель результативности экспертиз в последние три года увеличился с 22,27 % в 2010 г. до 45,81 % в 2012 г., что свидетельствует о повышении эффективности работы, направленной на снижение назначения неэффективных экспертиз. Дальнейшее решение данного вопроса требует урегулирования проблемы, связанной с взаимодействием экспертно-криминалистической службы с таможенными органами, принимающими решения о назначении таможенной экспертизы при таможенном контроле.
На наш взгляд, совершенствование взаимодействия между должностными лицами таможенных органов, назначающих экспертизы при таможенном контроле, региональным таможенным управлением и таможенными органами, уполномоченными на проведение таможенной экспертизы, следует осуществлять по следующим направлениям:
- проведение постоянного мониторинга представляемых таможенных органами сведений о применении результатов таможенных экспертиз;
- осуществление повторных запросов при принятии таможенными органами решений, не соответствующих выводам таможенной экспертизы или игнорирования результатов экспертизы, либо в случаях, когда сведения в представленной справке неоднозначны и не позволяют провести оценку решений, принятых таможенным органом;
- инициирование обращения функциональных структурных подразделений таможенного органа, осуществляющих контроль правильности классификации товара, в функциональные подразделения с целью корректировки таможенной стоимости при принятии нового классификационного решения;
Известия ИГЭА. 2013. № 4 (90)
Таблица 2
Результативность и эффективность таможенных экспертиз, выполненных экспертно-криминалистической службы г. Иркутска (региональный филиал ЦЭКТУ) для таможенных органов региона взаимодействия в 2009—2012 гг.
Показатель 2009 2010 2011 2012
Иркут- ская тамож- ня Читин- ская тамож- ня* Другие регионы Итого Иркут- ская тамож- ня Читин- ская тамож- ня Дру- гие реги- оны Итого Иркут- ская тамож- ня Читин- ская та- можня Дру- гие реги- оны Итого Иркут- ская та- можня Читинская таможня Другие регионы Итого
Экспертизы выполненные 422 608 383 1 413 422 771 401 1 594 238 322 240 800 302 482 100 884
выявившие правонаруше- ния 80 178 81 339 87 188 80 355 54 150 72 276 79 295 31 405
процент от общего количества экспертиз 18,96 29,28 21,15 23,99 20,62 24,38 19,95 22,27 22,69 46,58 30,00 34,50 26,16 61,20 31,00 45,81
справки обратной связи 284 393 316 993 326 381 359 1 066 111 108 149 368 278 449 80 807
процент от общего количества экспертиз 67,30 64,64 82,51 70,28 77,25 49,42 89,53 66,88 49,33 33,54 62,08 46,00 92,05 93,15 80,00 91,29
Дела об административных экспертизах 13 71 20 104 18 47 32 97 4 17 38 59 25 45 21 91
Заведенные уголовные дела 4 25 68 97 5 6 24 35 2 0 1 3 2 1 3 6
Доначисления в федеральный бюджет, тыс. р. 13 049,8 4 744,4 72 831,6 90 625,8 1 754,1 2 112,4 569,0 4 435,5 8 375,4 543,4 274,9 9 193,7 799,58 35 671,22 1 831,06 38 301,85
* Данные представлены с учетом сведений по Забайкальской и Читинской таможням, объединенных с 30 сентября 2012 г. Составлено по данным отчетов Экспортно-криминалистической службы г. Иркутска (филиала ЦЭКТУ).
ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ УПРАВЛЕНИЯ
- выработка рекомендаций для должностных лиц таможенных органов, назначавших таможенную экспертизу, по формулировкам информации, указываемой в сведениях о результатах применения экспертизы;
- введение централизованного учета назначения, выполнения экспертиз, применения их результатов с более эффективным использованием возможностей компьютерных технологий по Сибирскому таможенному управлению.
Совершенствование взаимодействия с таможенными органами по перечисленным направлениям будет способствовать увеличению доначислений по таможенным платежам, ускорению сроков принятия решений по экспортируемым и импортируемым товарам, а следовательно, повышению результативности и эффективности экспертного обеспечения таможенного контроля.
Список использованной литературы
1. Опенышев С. П. Теоретические основы оценки эффективности государственного финансового контроля / С. П. Опенышев, В. А. Жуков // Бюллетень счетной палаты РФ. — 2001. — № 1. — С. 53—54.
2. Щербаков А. И. Совокупная производительность труда и основы ее государственного регулирования / А. И. Щербаков. — М. : Изд-во РАГС, 2004. — 281 с.
References
1. Openyshev S. P., Zhukov V. A. Theoretical basis of the state financial control effectiveness assessment. Byul-leten schetnoy palaty RF — Bulletin of the Accounts Chamber of the Russian Federation, 2001, no. 1, pp. 53—54 (in Russian).
2. Shherbakov A. I. Sovokupnaya proizvoditel'nost' truda i osnovy ee gosudarstvennogo regulirovaniya [Total labor efficiency and fundamentals of its state control]. Moscow, RAGS Publ., 2004. 281 p.
Информация об авторах Шипицина Александра Всеволодовна — кандидат экономических наук, доцент, кафедра налогов и таможенного дела, Байкальский государственный университет экономики и права, 664003, г. Иркутск, ул. Ленина, 11, e-mail: [email protected].
Хилько Елена Геннадьевна — аспирант, кафедра налогов и таможенного дела, Байкальский государственный университет экономики и права, 664003, г. Иркутск, ул. Ленина, 11, e-mail: [email protected].
Authors
Shipitsina Alexandra Vsevolodovna — PhD in Economics, Associate Professor, Department of Taxes and Customs, Baikal State University of Economics and Law, 11 Lenin St., 664003, Irkutsk, Russia, e-mail: [email protected].
Khilko Elena Gennadievna — PhD student, Department of Taxes and Customs, Baikal State University of Economics and Law, 11 Lenin St., 664003, Irkutsk, Russia, e-mail: [email protected].