Научная статья на тему 'Оценка ресурсосбережения при реализации различных технологий технического обслуживания тракторов'

Оценка ресурсосбережения при реализации различных технологий технического обслуживания тракторов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
147
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАШИНЫ / РЕСУРСОСБЕРЕЖЕНИЕ / ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ / ХРАНЕНИЕ / ЭКСПЛУАТАЦИЯ / УДЕЛЬНЫЕ ЗАТРАТЫ / MACHINERY / RESOURCE-SAVING / TECHNICAL MAINTENANCE / STORAGE / OPERATION / COST PER UNIT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Хабардин Василий Николаевич

Предложена методика оценки ресурсосбережения при реализации различных технологий технического обслуживания тракторов. Приведены критерий целесообразности технологий и коэффициент ресурсосбережения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Оценка ресурсосбережения при реализации различных технологий технического обслуживания тракторов»

УДК 631.3.004.5 В.Н. Хабардин

ОЦЕНКА РЕСУРСОСБЕРЕЖЕНИЯ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ РАЗЛИЧНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ТРАКТОРОВ

Ключевые слова: машины, ресурсосбережение, техническое обслуживание, хранение, эксплуатация, удельные затраты.

Сельскохозяйственному производству предложены сезонно-цикличные технологии технического обслуживания (ТО): А и Б — для односезонной и ежесезонной модели использования машин. Модель А реализована на основе ТО при подготовке и снятии машин с хранения. Модель Б — при подготовке к осенне-зимнему и весенне-летнему периодам использования. Они получены в результате совмещения операций ТО-2 и ТО-3 с операциями по хранению (ТО-ПХ, ТО-СХ) и сезонных ТО (ТО-ОЗ, ТО-ВЛ) [1].

В связи с этим возникает необходимость оценки целесообразности предложенных технологий в сравнении с существующей технологией ТО. В современных условиях такая оценка должна быть выполнена с учетом всех элементов ресурсосбережения. По существу эта задача сводится к оценке ресурсосбережения при реализации различных вариантов технологий. Покажем в дальнейшем возможность ее решения применительно к технологиям ТО А и Б.

Критерий технико-экономической целесообразности найдем на основе сопоставления (сравнения) удельных издержек (затрат) на ТО, ремонт и хранение с учетом удельной стоимости простоя машин, полученных при реализации существующей и сезонно-цикличной технологии обслуживания [2]. При этом также учтем удельные затраты на топливо для работы тракторов и потери от вредного воздействия процесса ТО на окружающую среду.

Очевидно, что удельные затраты по предлагаемой технологии должны быть меньше, чем при существующей

С" < С, (1)

где С , С" — средние значения удельных

затрат на обеспечение работоспособности машин и топливо при существующем и

сезонно-цикличном вариантах обслуживания, руб/мото-ч или руб/у.э. га.

Тогда из неравенства (1) представляется возможным выразить критерий целесообразности в виде изменения АС удельных затрат:

АС = (С— С") > Р (АС), (2)

где Р ( АС ) — существенная или неслучайная разность между двумя выборочными

средними С и С" , найденная с некоторой

вероятностью Р .

В соответствии с выражением (2) критерий целесообразности для односезон-ной модели А имеет вид:

АСа =(С — С" )>

торхт V ^ ТОРХТ ^ ТОРХТ > —

> Р ( АСторхт ), (3)

где АСТАОРХТ — снижение удельных затрат на ТО, ремонт, хранение и топливо при применении сезонно-цикличной технологии А;

СтОРХТ , СТОРХТ — средние значения

удельных затрат на ТО, ремонт, хранение машин, а также на топливо при существующем и сезонно-цикличном вариантах обслуживания;

Р (АСТОРХТ ) — существенная или неслучайная разность между двумя выборочными средними СТОРХТ и СтРХТ, найденная с некоторой вероятностью Р .

сумма

При этом Сторхт и Сторхт

удельных затрат при реализации модели А имеет следующий общий вид:

С = С + С + С + С +

ТОРХТ ТО Р Х Т

+ Сп + Со , (4)

где СТО , СР , СХ — удельные затраты на

ТО, ремонт (с учетом устранения последствий отказов) и хранение машин;

СТ — удельные затраты на топливо для выполнения механизированных, транспортных и других работ;

СП, СО — удельная стоимость простоя

и вредного воздействия на окружающую среду.

Аналогично представим критерий целесообразности для ежесезонной модели Б:

АС,

ТОРТ

= (С

ТОРТ

— С

ТОРТ

) > Р ( АСторт ), (5)

где АСТорТ — снижение удельных затрат

на ТО, ремонт и топливо при реализации сезонно-цикличной технологии Б;

С'

С т

-ТОРТ , сТорТ — средние значения

удельных затрат на ТО, ремонт машин, а также на топливо при существующем и предлагаемом вариантах обслуживания;

Р ( АСТорТ ) — существенная или неслучайная разность между двумя выбороч-

ными средними С

ТОРТ

С

ТОРТ

найденная

с некоторой вероятностью Р .

Значения СТОРТ и СтОРт — сумма

реализации моде-

'ТОРТ

затрат при

удельных ли Б:

Сторт = Сто + ^^Р + Ст + ^^П + о я (6) Теперь найдем коэффициент ресурсосбережения Кк как относительную величину (в долях единицы или в процентах), показывающую уровень снижения удельных затрат при применении сезонно-цикличной технологии ТО в сравнении с существующей. В общем виде его можно выразить следующим образом, %:

АС - (7)

К =

С'

-•100.

В соответствии с уравнением (7) пред-

ставим Кк (в %) для технологий А К

Б КБ

к А =

АС

ТОРХТ

С

при АСОхт

100

ТОРХТ > Р ( АСТОРХТ ),

АСБ

КБ = ^^ •юо

А С

^ТОРТ

при АСБОРт > Р (АСтОРт )я

(8) (9) (10) (11)

Найденные показатели обобщены в таблице.

В завершение отметим, что по крите-

АС

А

и АС

Б

риям ^ ТОРХТ ^^ТОРТ

возможным определить

представляется

целесообразность (принципиальную возможность) реализации технологий (А и Б) в сравнении с существующей. При этом коэффициенты КАА и К'Б позволяют найти количественную оценку уровня ресурсосбережения в относительных единицах при

условиях

АС Б

если

АСТ

> р ( асторхТ )

ТОРХТ — ± ТОРХТ

ТорТ > Р (АСтОРт). Предложенная методика также может быть применена при обосновании других организационно-технологических и технических мероприятий по обеспечению работоспособности машин, например, системы технического сервиса.

Таблица

Критерии целесообразности и коэффициенты ресурсосбережения для оценки сезонно-цикличных технологий

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

и

А

Б

и

Сезонно-цикличные технологии Критерий целесообразности Коэффициент ресурсосбережения

А АСТОРХ = ( СТОРХ - СТОРХ ) > Р ( АСТОРХ ) АС А КА = АСторх •юо А С ^ТОРХ при асТАорх > Р ( АСтОРХ )

Б АСб = (С - С ) > Р (АС ) ТОР V ТОР ТОР ' — \ ^ТОР / АС Б КБ = *Стор • 100 А С ^ТОР при АСО > Р (АСтОР)

68

Вестник Алтайского государственного аграрного университета № 11 (61), 2009

Библиографический список

1. Хабардин В.Н. Совершенствование технологии и средств технического обслуживания машин с учетом требований экологической безопасности / В.Н. Ха-бардин / / Эколого-экономические, социальные и технологические аспекты формирования и развития биосферного хозяйства: сб. матер. Междунар. науч.-практ.

УДК 631.363

Ключевые слова: виброактивность, измельчение, фуражное зерно, автобалансировка, синхронизация вращающихся объектов, условия существования режимов самобалансировки.

Введение

Дробилки с шарнирно подвешенными молотками широко применяются при измельчении фуражного зерна, а также других видов кормов. Это высокоскоростные машины — обычно угловая скорость вращения ротора составляет у них около 300 с-1. Этим обуславливается большая виброактивность молотковых дробилок. Даже при тщательной статической и динамической балансировке ротора с молотками они генерируют высокочастотные вибрации, которые отрицательно воздействуют на саму дробилку, соседние машины и фундаменты.

конф., посвящ. 40-летию Римского клуба. — Иркутск, 2008. — С. 157-161.

2. Немцев А.Е. Система технического сервиса в АПК: монография / А.Е. Немцев. — Новосибирск: РАСХН. Сиб. отд-ние. СибИМЭ, 2002. — 264 с.

3. Иофинов С.А. Эксплуатация машинно-тракторного парка / С.А. Иофинов, Г.П. Лышко. — 2-е изд. — М.: Колос, 1984. — 352 с.

Большинство конструкций молотковых дробилок содержат роторы с горизонтальной осью вращения. Однако в настоящее время стали появляться дробилки с вертикальной осью вращения ротора. В частности, такая дробилка разработана М.Г. Желтуновым в Алтайском ГАУ и выпускается мелкими сериями [1]. По такой схеме работает дробилка, производимая фирмой «Технэкс» (Екатеринбург) [2].

В процессе широких производственных испытаний дробилок конструкции Алтайского ГАУ было отмечено, что виброактивность этих машин существенно, в 2-3 раза, ниже серийных дробилок с горизонтальной осью вращения ротора.

Причины этого долгое время были неясны, поскольку далеко не очевидны. Потребовался скрупулезный теоретический анализ, прояснивший физические причины снижения виброактивности дробилок с вертикальной осью вращения ротора. Эта теория и приводится в данной статье.

+ + +

И.Я. Федоренко, В.В. Мозговых

ДИНАМИКА МОЛОТКОВОЙ ДРОБИЛКИ С ВЕРТИКАЛЬНОЙ ОСЬЮ ВРАЩЕНИЯ РОТОРА

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.