Научная статья на тему 'Оценка развития территориальных образовательных систем северо-востока России'

Оценка развития территориальных образовательных систем северо-востока России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
83
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ / TERRITORIAL EDUCATION SYSTEMS / РАЗВИТИЕ / DEVELOPMENT / ОЦЕНКА / ASSESSMENT / ФОРСАЙТ / FORESIGHT / ЦИРКУМПОЛЯРНЫЕ ТЕРРИТОРИИ / CIRCUMPOLAR TERRITORIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Саввинов В. М.

В статье дана краткая характеристика результатов оценки развития образования на северовостоке России, выделены характерные особенности территориальных образовательных систем циркпумполярных территорий. Статья подготовлена в рамках исследования «Форсайт Республики Саха (Якутия) до 2050 года»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Саввинов В. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE EVALUATION OF TERRITORIAL EDUCATIONAL SYSTEMS DEVELOPMENT OF THE NORTH-EAST OF RUSSIA

The article summarizes the results of the assessment of education in the north-east of Russia, highlights the characteristics of territorial educational systems of circumpolar territories. The article is based on „Foresight of the Sakha Republic of Yakutia until 2050studies

Текст научной работы на тему «Оценка развития территориальных образовательных систем северо-востока России»

ОЦЕНКА РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ СЕВЕРО-ВОСТОКА РОССИИ

THE EVALUATION OF TERRITORIAL EDUCATIONAL SYSTEMS DEVELOPMENT OF THE NORTH-EAST OF RUSSIA

В. М. Саввинов

В статье дана краткая характеристика результатов оценки развития образования на северо-востоке России, выделены характерные особенности территориальных образовательных систем циркпумполярных территорий. Статья подготовлена в рамках исследования «Форсайт Республики Саха (Якутия) до 2050 года».

Ключевые слова: территориальные образовательные системы, развитие, оценка, форсайт, циркумполярные территории.

Одним из главных условий модернизации образования и роста уровня человеческого потенциала в России становится повышение эффективности управления образованием, создание системы оценки и прогнозирования развития национальной, региональных и территориальных образовательных систем. В основе этих процессов лежит обеспечение единого образовательного пространства страны [1]. Очевидно, что в огромной стране со сложным пространственным рельефом, разнообразием этнодемографических, социальных и экономических условий развития отдельных территорий, темпы и содержание модернизации образования в различных регионах существенно разнятся.

Обеспечение необходимых условий для развития образования, измерения его качества и доступности возможно лишь при наличии достоверных знаний о реальном положении дел в данной сфере. Такие тенденции, как повышение требований к транспарентности системы образования со стороны основных тейкхолдеров, дифференциация образовательных учреждений, переориентация образовательной системы на удовлетворение разнообразных, динамично изменяющихся требований рынка труда и обучающихся, внедрение новых образовательных стандартов и технологий, ставят перед системой управления образованием новые задачи и делают сам процесс управления гораздо более сложным. Это требует наличия своевременной и объективной информации о состоянии системы образования и процессах, протекающих в ней, информации, которая стала бы основой для анализа и прогноза ситуации и принятия на их основе обоснованных решений на всех уровнях управления.

Наиболее остро данная проблема проявляется на уровне территориальных образовательных систем. Принятые критерии оценки эффективности деятельности образовательных учреждений не учитывают территориаль-

V. M. Savvinov

The article summarizes the results of the assessment of education in the north-east of Russia, highlights the characteristics of territorial educational systems of circumpolar territories. The article is based on „Foresight of the Sakha Republic of Yakutia until 2050"studies.

Keywords: territorial education systems, development, assessment, foresight, circumpolar territories.

ную (природно-географическую, этнодемографическую, социально-экономическую) специфику. В связи с этим актуальной становится проведение исследований по разработке методов и приемов оценки и прогнозирования развития территориальных образовательных систем, соответствующих индикаторов и показателей, характеризи-рующих темпы их развития, качество и эффективность принимаемых управленческих мер и способствующих выявлению территориальных и социальных диспропорций в получении общего образования.

Северо-Восточный федеральный университет имени М. К. Аммосова в 2011 г. в рамках исследования «Форсайт Республики Саха (Якутия)» [2] провел экспертную оценку развития территориальных образовательных систем северо-востока России, в котором в качестве экспертов приняли участие 2007 человек в 60 населенных пунктах региона. В ходе исследования решались следующие задачи:

• разработка и апробация методики оценки развития территориальных образовательных систем как основы прогнозирования образовательной ситуации и принятия обоснованных решений на всех уровнях управления образованием;

• анализ и интерпретация полученных данных в комплексе с информацией, представляющей взаимосвязи процессов, происходящих в территориальных образовательных системах, с другими процессами в социальной сфере северо-восточных регионов страны;

• выявление на этой основе ведущих тенденций, определение решающих факторов и степени их влияния, установление основных взаимосвязей.

• определение основных территориальных диспропорций в обеспечении доступности и качества образования;

• изучение динамики изменений образовательных потребностей населения;

• проведение анализа различных образовательных практик для сохранения культуры и языков народов циркумполярных территорий;

• организация оценки возможных рисков и угроз развития образования на северо-востоке страны.

Исследования показало, что совокупность разнородных факторов, определяющих условия развития и функционирования территориальных образовательных систем северо-востока России, - территориальная разобщенность, малочисленность и малокомплектность, их удаленность от научно-образовательных и культурных центров, дефицит педагогических кадров по отдельным предметам, слаборазвитая транспортная инфраструктура или ее сезонный характер - оказывает значительное влияние на качество и доступность образования.

Проведенная оценка позволяет подтвердить масштабность и противоречивость происходящих преобразований и сделать следующие выводы:

1. В регионах северо-востока России (Республике Саха (Якутия), Магаданской области, Камчатском крае, Чукотском автономном округе) создаются условия для реализации вариативности образовательных программ, что позволяет осуществлять дифференцированный подход к развитию ребенка и построению индивидуальных траекторий развития.

2. Внедряются различные образовательные практики для сохранения культуры и языков народов циркумполярных территорий.

3. Принимаются меры по повышению ресурсного (кадрового, финансового, материально-технического) обеспечения функционирования и развития образовательных учреждений.

4. Остается высокой инновационная активность образовательных учреждений, реализуются программы опытно-экспериментальной работы по актуальным направлениям развития образования, сохранения культуры и языков народов циркумполярных территорий.

5. Развиваются новые формы государственно-общественного управления развитием образования: попечительские и управляющие советы, советы отцов. Территориальные образовательные системы становятся прозрачными, возрастает уровень транспарентности деятельности местных органов самоуправления в сфере образования: публичная отчетность, внешняя экспертиза деятельности с участием общественности.

6. Вместе с тем одной из важных проблем остается, а в дальнейшем может усугубиться проблема обеспеченности детей дошкольными образовательными учреждениями. Из года в год неуклонно растет число детей, нуждающихся в устройстве в ДОУ. Существующая сеть не позволяет удовлетворить в полном объеме спрос населения на дошкольное образование.

7. Возрастают территориальные диспропорции в обеспечении доступности качественного образования. В частности, наблюдается растущая дифференциация результатов Единого государственного экзамена в сельской и городской местности, снижение итогов ЕГЭ по русскому зыку и математике.

Вместе с тем особенностью образования является сложность оценки результативности деятельности системы образования, поскольку здесь имеет место «многослойное», разноаспектное переплетение социальных и экономических эффектов. Данное обстоятельство значительно усложняет прогнозирование возможных тенденций развития образования.

Оценка позволяет определить организационно-педагогические условия, обеспечивающие эффективное развитие территориальных образовательных систем, сформировать «видение будущего» развития образования на северо-востоке страны, которое включает:

1. Описание и оценку последствий базовых тенденций, которые будут определять ситуацию в долгосрочной перспективе.

2. Перечень возможных критических ситуаций и «напряжений» в территориальных образовательных системах в данный период.

3. Спектр перспективных образовательных, информационных, социальных, культурных технологий, которые окажут значительное влияние на развитие образовательной системы.

4. Описание управленческие решений, которые позволят минимизировать риски и максимизировать необходимые эффекты; определение временных «окон возможностей» для реализации данных решений.

5. Поле сценариев разворачивания процессов развития образовательных систем.

6. Примерный перечень задач, технологий, управленческих решений, которые необходимы для реализации базового (принятого властью и обществом) сценария.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Михайлова Е. И. Познать себя, предвидеть будущее // Якутия: респ. обществ.-полит. газ. 2011. 4 мая.

2. Николаева А. Д. Эволюция системы управления общим образованием в национальном регионе: социокультурный контекст: моногр. М.: Рус. журн., 2008. 212 с.

3. Саввинов В. М. Подходы к оценке управления развитием территориальных образовательных систем // Пед. образование и наука. 2008. № 2. С.76-80.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.