ОЦЕНКА РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ СЕВЕРО-ВОСТОКА РОССИИ
THE EVALUATION OF TERRITORIAL EDUCATIONAL SYSTEMS DEVELOPMENT OF THE NORTH-EAST OF RUSSIA
В. М. Саввинов
В статье дана краткая характеристика результатов оценки развития образования на северо-востоке России, выделены характерные особенности территориальных образовательных систем циркпумполярных территорий. Статья подготовлена в рамках исследования «Форсайт Республики Саха (Якутия) до 2050 года».
Ключевые слова: территориальные образовательные системы, развитие, оценка, форсайт, циркумполярные территории.
Одним из главных условий модернизации образования и роста уровня человеческого потенциала в России становится повышение эффективности управления образованием, создание системы оценки и прогнозирования развития национальной, региональных и территориальных образовательных систем. В основе этих процессов лежит обеспечение единого образовательного пространства страны [1]. Очевидно, что в огромной стране со сложным пространственным рельефом, разнообразием этнодемографических, социальных и экономических условий развития отдельных территорий, темпы и содержание модернизации образования в различных регионах существенно разнятся.
Обеспечение необходимых условий для развития образования, измерения его качества и доступности возможно лишь при наличии достоверных знаний о реальном положении дел в данной сфере. Такие тенденции, как повышение требований к транспарентности системы образования со стороны основных тейкхолдеров, дифференциация образовательных учреждений, переориентация образовательной системы на удовлетворение разнообразных, динамично изменяющихся требований рынка труда и обучающихся, внедрение новых образовательных стандартов и технологий, ставят перед системой управления образованием новые задачи и делают сам процесс управления гораздо более сложным. Это требует наличия своевременной и объективной информации о состоянии системы образования и процессах, протекающих в ней, информации, которая стала бы основой для анализа и прогноза ситуации и принятия на их основе обоснованных решений на всех уровнях управления.
Наиболее остро данная проблема проявляется на уровне территориальных образовательных систем. Принятые критерии оценки эффективности деятельности образовательных учреждений не учитывают территориаль-
V. M. Savvinov
The article summarizes the results of the assessment of education in the north-east of Russia, highlights the characteristics of territorial educational systems of circumpolar territories. The article is based on „Foresight of the Sakha Republic of Yakutia until 2050"studies.
Keywords: territorial education systems, development, assessment, foresight, circumpolar territories.
ную (природно-географическую, этнодемографическую, социально-экономическую) специфику. В связи с этим актуальной становится проведение исследований по разработке методов и приемов оценки и прогнозирования развития территориальных образовательных систем, соответствующих индикаторов и показателей, характеризи-рующих темпы их развития, качество и эффективность принимаемых управленческих мер и способствующих выявлению территориальных и социальных диспропорций в получении общего образования.
Северо-Восточный федеральный университет имени М. К. Аммосова в 2011 г. в рамках исследования «Форсайт Республики Саха (Якутия)» [2] провел экспертную оценку развития территориальных образовательных систем северо-востока России, в котором в качестве экспертов приняли участие 2007 человек в 60 населенных пунктах региона. В ходе исследования решались следующие задачи:
• разработка и апробация методики оценки развития территориальных образовательных систем как основы прогнозирования образовательной ситуации и принятия обоснованных решений на всех уровнях управления образованием;
• анализ и интерпретация полученных данных в комплексе с информацией, представляющей взаимосвязи процессов, происходящих в территориальных образовательных системах, с другими процессами в социальной сфере северо-восточных регионов страны;
• выявление на этой основе ведущих тенденций, определение решающих факторов и степени их влияния, установление основных взаимосвязей.
• определение основных территориальных диспропорций в обеспечении доступности и качества образования;
• изучение динамики изменений образовательных потребностей населения;
• проведение анализа различных образовательных практик для сохранения культуры и языков народов циркумполярных территорий;
• организация оценки возможных рисков и угроз развития образования на северо-востоке страны.
Исследования показало, что совокупность разнородных факторов, определяющих условия развития и функционирования территориальных образовательных систем северо-востока России, - территориальная разобщенность, малочисленность и малокомплектность, их удаленность от научно-образовательных и культурных центров, дефицит педагогических кадров по отдельным предметам, слаборазвитая транспортная инфраструктура или ее сезонный характер - оказывает значительное влияние на качество и доступность образования.
Проведенная оценка позволяет подтвердить масштабность и противоречивость происходящих преобразований и сделать следующие выводы:
1. В регионах северо-востока России (Республике Саха (Якутия), Магаданской области, Камчатском крае, Чукотском автономном округе) создаются условия для реализации вариативности образовательных программ, что позволяет осуществлять дифференцированный подход к развитию ребенка и построению индивидуальных траекторий развития.
2. Внедряются различные образовательные практики для сохранения культуры и языков народов циркумполярных территорий.
3. Принимаются меры по повышению ресурсного (кадрового, финансового, материально-технического) обеспечения функционирования и развития образовательных учреждений.
4. Остается высокой инновационная активность образовательных учреждений, реализуются программы опытно-экспериментальной работы по актуальным направлениям развития образования, сохранения культуры и языков народов циркумполярных территорий.
5. Развиваются новые формы государственно-общественного управления развитием образования: попечительские и управляющие советы, советы отцов. Территориальные образовательные системы становятся прозрачными, возрастает уровень транспарентности деятельности местных органов самоуправления в сфере образования: публичная отчетность, внешняя экспертиза деятельности с участием общественности.
6. Вместе с тем одной из важных проблем остается, а в дальнейшем может усугубиться проблема обеспеченности детей дошкольными образовательными учреждениями. Из года в год неуклонно растет число детей, нуждающихся в устройстве в ДОУ. Существующая сеть не позволяет удовлетворить в полном объеме спрос населения на дошкольное образование.
7. Возрастают территориальные диспропорции в обеспечении доступности качественного образования. В частности, наблюдается растущая дифференциация результатов Единого государственного экзамена в сельской и городской местности, снижение итогов ЕГЭ по русскому зыку и математике.
Вместе с тем особенностью образования является сложность оценки результативности деятельности системы образования, поскольку здесь имеет место «многослойное», разноаспектное переплетение социальных и экономических эффектов. Данное обстоятельство значительно усложняет прогнозирование возможных тенденций развития образования.
Оценка позволяет определить организационно-педагогические условия, обеспечивающие эффективное развитие территориальных образовательных систем, сформировать «видение будущего» развития образования на северо-востоке страны, которое включает:
1. Описание и оценку последствий базовых тенденций, которые будут определять ситуацию в долгосрочной перспективе.
2. Перечень возможных критических ситуаций и «напряжений» в территориальных образовательных системах в данный период.
3. Спектр перспективных образовательных, информационных, социальных, культурных технологий, которые окажут значительное влияние на развитие образовательной системы.
4. Описание управленческие решений, которые позволят минимизировать риски и максимизировать необходимые эффекты; определение временных «окон возможностей» для реализации данных решений.
5. Поле сценариев разворачивания процессов развития образовательных систем.
6. Примерный перечень задач, технологий, управленческих решений, которые необходимы для реализации базового (принятого властью и обществом) сценария.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Михайлова Е. И. Познать себя, предвидеть будущее // Якутия: респ. обществ.-полит. газ. 2011. 4 мая.
2. Николаева А. Д. Эволюция системы управления общим образованием в национальном регионе: социокультурный контекст: моногр. М.: Рус. журн., 2008. 212 с.
3. Саввинов В. М. Подходы к оценке управления развитием территориальных образовательных систем // Пед. образование и наука. 2008. № 2. С.76-80.