Научная статья на тему 'Оценка прозрачности вяжущих для цветных органобетонов'

Оценка прозрачности вяжущих для цветных органобетонов Текст научной статьи по специальности «Химические технологии»

CC BY
289
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ефтеполимерная смола / гудрон / индустриальное масло / асфальтены / n-ксилол / пропускание
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The estimation of transparence of various binders on light transmission of their solutions in xylene has been introduced. They have also been compared nith the components of traditional bitumen.

Текст научной работы на тему «Оценка прозрачности вяжущих для цветных органобетонов»

УДК 625.06: 535.345.1

ОЦЕНКА ПРОЗРАЧНОСТИ ВЯЖУЩИХ ДЛЯ ЦВЕТНЫХ ОРГАНОБЕТОНОВ

В.В. Маляр, доцент, к.т.н., С.В. Оксак, аспирант,

В.А. Золотарев, профессор, д.т.н., ХНАДУ

Аннотация. Представлена оценка прозрачности различных вяжущих по светопро-пусканию их растворов в ксилоле, а также выполнено их сравнение с компонентами традиционного битума.

Ключевые слова: нефтеполимерная смола, гудрон, индустриальное масло, асфаль-

тены, п-ксилол, пропускание.

Введение

Применение цветных материалов для устройства верхних слоев покрытий площадей, тротуаров, велосипедных дорожек и т.д. в настоящее время становится все более актуальным. Кроме архитектурно-декоративного аспекта, цветные дорожные покрытия имеют функциональное назначение в условиях возрастающей интенсивности движения. Они облегчают восприятие водителем сложной дорожной обстановки на перекрестках, остановках и стоянках общественного транспорта, у велосипедных дорожек и тротуаров. Это в значительной степени снижает аварийность дорожного движения.

Анализ публикаций

Цветные покрытия на основе органических вяжущих (эпоксидных, инден-кумароновых, нефтеполимерных смол и т.д.) изучались еще в середине прошлого столетия [1, 2]. Однако эти вяжущие не нашли дальнейшего применения из-за большой стоимости или интенсивного разрушения покрытия на их основе.

Главные требования, которые предъявляются к цветным покрытиям, - это соответствие физикомеханических свойств традиционным асфальтобетонам, а также яркость и насыщенность цвета. В [3] разработаны составы цветных бетонов на основе гудронополимерного вяжущего, с высокими физико-механическими свойствами. Однако они имеют тусклый цвет. На цвет органобетона влияют: цвет каменных материалов (каменные материалы выбираются того же цвета, что и производимый органобетон), яркость и красящая способность применяемого минерального пигмента, а также прозрачность вяжущего. Главным компонентом традиционного вяжущего (битума), который резко снижает его прозрачность, явля-

ются асфальтены. В [4] прозрачность компонентов битума оценивалась по пропусканию их растворов (при концентрации 0,2%) в п-ксилоле на приборе 8реко1 11 (однолучевой спектрофотометр) при длине волны Х=814 нм, что соответствует инфракрасной зоне спектра. Пропускание определялось в сравнении с эталонным образцом, которым являлся чистый п-ксилол. Данные представлены в табл. 1.

Цель и постановка задачи

Цель работы - показать важность прозрачности вяжущего для цветного органобетона. Для этого в лаборатории ХНАДУ были исследованы, при тех же условиях, что и в [4], пропускания таких вяжущих: традиционного битума БНД 40/60; гудрона, применяемого в качестве вяжущего для цветного бетона в [3]; нефтеполимерной смолы, которая также исследовалась в [5]; индустриального масла, применяемого в качестве пластификатора. Данные исследований представлены в табл. 1.

Результаты исследований

Из табл. 1 следует, что асфальтены имеют самое низкое пропускание, поэтому даже небольшое их количество в вяжущем, например в гудроне, снижает его пропускание, в отличие от не содержащей асфальтены нефтеполимерной смолы.

Для сравнения также были исследованы различные композиции вяжущих, данные по которым представлены на рис. 1 и 2.

Из данных рис. 1 и 2 следует, что индустриальное масло и нефтеполимерная смола стабильно повышают пропускание составленных вяжущих в зависимости от их содержания. Однако добавление даже 20 % индустриального масла в вязкий битум БНД 40/60, повышая его прозрачность до

Таблица 1 Пропускание растворов компонентов битума и различных вяжущих в п-ксилоле

Объект Концентрация, % Длина волны X, нм Пропускание Т, %

Ксилол 100 814 100

Асфальтены 0,2 814 6

Петролейно-бензольные смолы 0,2 814 91

Спиртобензольные смолы (СБС) 0,2 814 63

Масла битума 0,2 814 98

Битум БНД 40/60 0,2 814 33

Гудрон (Г) 0,2 814 61,9

Нефтеполимерная смола (НПС) 0,2 814 98,8

Индустриальное масло И-40А (ИМ) 0,2 814 99,5

Содержание идустриального масла И-40А, %

Рис. 1. Влияние количества индустриального масла на пропускание различных вяжущих ♦ - гудрон, ■ - битум БНД 40/60

52%, резко снижает его физико-механические свойства: его пенетрация при 25°С повышается с 56 до 457^0,1 мм, а температура размягчения падает с 52,5°С до 29,3°С. Добавление же 20% нефтеполимерной смолы в битум, повышая пропускание до 43 %, стеклует его.

Такие вяжущие, как Г(82)+НПС(18) и

НПС(75)+ИМ(25) со сравнимыми физико-

механическими свойствами (пенетрация при 25°С -115 и 120^0,1 мм; температура размягчения 43 и 41°С соответственно) имеют различное пропускание - 65 и 99%. Из этого следует, что даже небольшое содержание асфальтенов сильно влияет на пропускание, а следовательно и на прозрачность вяжущего. Очевидно, что при одинаковых остальных составляющих (каменные материалы, пигмент) органобетон на основе вяжущего НПС(75)+ИМ(25) будет обладать более ярким и насыщенным цветом. Таким образом, использованный здесь метод светопропускания позволяет решать одну из задач, возникающих при исследовании цветных асфальтобетонов, а именно выбор композиций вяжущего, обеспечивающих пропускание не ниже 70%, что близко к пропусканию мальтеновой фракции битума.

Выводы

Устройство цветных покрытий на органическом вяжущем в современных условиях является очень актуальным. Главной задачей является выбор вяжущего, цветной органобетон на основе которого отвечал бы требованиям, предъявляемым к обычному асфальтобетону, и в то же время обладал ярким цветом. Вяжущие на основе нефтепо-

Содержание нефтеполимерной смолы, %

Рис. 2. Влияние количества нефтеполимерной смолы на пропускание различных вяжущих ♦ - гудрон, ■ - битум БНД 40/60

лимерной смолы, пластифицированной индустриальным маслом, с пропусканием около 90 %, являются очень перспективными для производства цветных органобетонных покрытий относительно их светопропускаемости. Они могли бы обеспечить яркую и насыщенную окраску цветных асфальтобетонов. Однако при этом возникает необходимость решения вопросов пригодности и долговечности таких бетонов.

Литература

1. Сюньи Г.К. Цветной асфальтобетон. - М.:

Транспорт, 1964. - 51 с.

2. Сюньи Г.К. Дорожные пластбетоны. - М.:

Транспорт, 1976. - 208 с.

3. Золотарьов В.О., Чернишов С.Г., Золотарьов Д.В.

Асфальтобетонна сумш. Декларацшний патент, иА 51897 А, 2002. - 6 с.

4. Амаль Б.М. Закономерности процессов взаимо-

действия на границе раздела фаз битума с поверхностью каменных материалов и некоторые способы их регулирования: Дисс. канд. техн. наук 05.23.05/ХАДИ. - Харьков, 1989.

5. Хавкина О.Д., Фабер М.Ф., Гунн Р.Б. Вяжущее

на основе нефтеполимерных смол и пластификаторов нефтяного происхождения // Труды СобздорНИИ. - 1971. - Вып. 50.

Рецензент: А.В. Ушеров-Маршак, профессор,

д.т.н., ХГАСА.

Статья поступила в редакцию 2 февраля 2005 р.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.