_ВЕСТНИК УДМУРТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА_15_
ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА 2014. Вып. 1
УДК 378.22
Р.Б. Дериглазова, О.Г. Федорова
ОЦЕНКА ПРОГРАММЫ ОБУЧЕНИЯ В МАГИСТРАТУРЕ УДМУРТСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА (РЕЗУЛЬТАТЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ)
Приводятся результаты исследований эффективности работы магистерской программы в Удмуртском государственном университете в 2013 г.
Ключевые слова: магистратура, двухуровневая система высшего образования, магистерская программа.
В современной России происходит реформирование системы высшего образования. Осуществляется переход с советской одноуровневой системы на двухуровневую, которая была разработана и подписана в Болонье в 1999 г. Она включает в себя две ступени: бакалавриат и магистратуру. Это отражает общемировую тенденцию процесса интеграции систем образования европейских стран. Их основной целью является создание единого образовательного пространства. Оно направлено на стандартизацию программ и дипломов. В России создание магистерских программ началось 10 лет назад. Вслед за подписанием закона о введении двухуровневой системы высшего образования в Удмуртском государственном университете (УдГУ) разрабатываются и вводятся первые магистерские программы, в соответствии с которыми начинают обучать магистрантов.
В настоящее время в вузе реализуются 56 магистерских программ по различным направлениям подготовки. Факультеты и институты постоянно работают как над обновлением существующих программ, так и над открытием новых, более конкурентоспособных на рынке образовательных услуг. Главные задачи вуза - обеспечение качественной подготовки студентов и повышение эффективности работы магистратуры в условиях реформирования системы высшего образования. В связи с этим в вузе постоянно проводится работа по экспертизе как существующих магистерских программ, так и вновь открываемых.
В октябре 2013 г. учебно-методическим управлением Удмуртского государственного университета было проведено социологическое исследование. Целью данного исследования была оценка эффективности магистерской программы. Объектом являлись магистранты 1-2-х курсов магистратуры Удмуртского госуниверситета. В ходе исследования было опрошено 157 человек. В качестве метода исследования использовалось анкетирование магистрантов. Стратегия выборки - кластерная.
Для решения поставленной цели были сформулированы следующие задачи: установление мотивов выбора обучения в магистратуре университета; выявление основных источников информации о магистерских программах, реализуемых в университете; определение причин выбора магистрантами программы; уточнение трудностей, с которыми пришлось столкнуться при поступлении в магистратуру; определение личных образовательных стратегий магистрантов; выявление преобладающей базовой профильной / непрофильной подготовки магистрантов.
Вначале необходимо было выяснить мотивы, которыми руководствуются студенты при выборе Удмуртского государственного университета как высшего учебного заведения, и здесь был выявлен доминирующий среди остальных мотив: Удмуртский госуниверситет выбирают в качестве академического учебного заведения потому, что здесь «дают хорошие знания» (45 %). Это свидетельствует о высоком профессионализме преподавателей, работающих с магистрантами. Другими мотивами являются такие, как положительный имидж Удмуртского государственного университета («слышал о нем много хорошего» - 10 %); советы знакомых («знакомые посоветовали» - 9 %); ориентирование на ближайшее окружение («учатся знакомые, родственники» - 9 %); любовь к учебе и своей специальности («я люблю учиться, люблю свою специальность» - 8 %), преемственность обучения («закончила УдГУ», «окончил здесь специалитет», «продолжаю программу специалитета» - 8 %); наличие конкурентоспособных программ («именно в УдГУ есть нужная программа» - 8 %) и близость расположения университета («он ближе всего расположен к дому» - 3 %).
Так как большинство магистрантов училось в Удмуртском государственном университете на специалитете / бакалавриате, соответственно, желая продолжить свое дальнейшее обучение в магистратуре, основным источником получаемой информации о магистерской программе они называют со-
16
2014. Вып. 1
Р.Б. Дериглазова, О.Г. Федорова
ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА
трудников и преподавателей университета (63 %). На втором месте среди источников информации о магистерской программе - друзья (15 %) в качестве близкого окружения. Такие источники информации, как Интернет, сайт УдГУ, работа (7,8 %), социальные сети (7,2 %) и СМИ (7 %) оказываются в меньшей степени информативными.
Таблица 1
Источники информации о магистерской программе
Источники % от общего числа опрошенных
Друзья 15
СМИ 7
Социальные сети 7,2
Сотрудники университета, преподаватели 63
Другие (Интернет, сайт УдГУ, работа) 7,8
Что же тогда становится определяющим фактором при выборе магистерской программы? Желание студента повысить свой профессиональный уровень (77 %) оказывается здесь доминирующим, отодвигая такие причины, как «интерес к программе» и «желание продолжить обучение» (13 %). Небольшая часть студентов (10 %) ориентированы на «престижность программы», предполагая, таким образом, получить максимальные возможности для карьерного роста.
Таблица 2
Причины выбора магистерской программы
Причины % от общего числа опрошенных
Эта программа кажется мне престижной 10
Поможет повысить профессиональный уровень 77
Другие (интерес к магистерской программе, продолжение специалитета) 13
Вопрос о трудностях, с которыми могут столкнуться магистранты при поступлении в магистратуру, вызвал затруднение у большинства опрашиваемых (57 %). Только 4 % магистрантов смогли четко ответить, что «при поступлении в магистратуру трудностей не было». Скорее всего, это связано с тем, что магистранты продолжают ранее начатое обучение в Удмуртском госуниверситете. Механизмы отбора еще не до конца разработаны, и количество мест в магистратуре по ряду программ превышает количество желающих туда поступить. Сложности возникают на этапе выбора магистерской программы, когда появляются сомнения (28 %) по поводу того или иного профиля. Это отражает общероссийскую специфику выбора магистерских программ.
Если рассматривать образовательную стратегию действий магистрантов, то можно отметить: 64 % магистрантов готовы посвятить себя учебе, что предполагает хорошую тенденцию непрерывности и включенности в образование. 11 % магистрантов не готовы полностью посвятить себя учебе и 25 % опрошенных затруднились ответить. Это указывает на некоторые проблемы, которые существуют в среде магистрантов, а именно: пропуски занятий, неподготовленность к семинарам / лекциям / практикам. Индивидуализация процесса обучения в магистратуре уменьшила бы количество этих трудностей.
Большинство опрошенных (94 %) готово совмещать учебу с работой, которая будет связана полностью или частично с направлением обучения, выделяя его как приоритетное в их жизнедеятельности. Но есть еще один показатель, над которым следует задуматься руководителям магистерских программ: из всех магистрантов только у 41,4 % работа связана с получаемой магистерской степенью; у 40,6 % она связана только частично, у 18 % магистрантов работа никак не связана с получаемой магистерской квалификацией, что впоследствии, вероятно, приведет к изменениям в профессиональной деятельности.
В связи с недавним введением в России двухуровневой системы образования и необходимостью скорейшего ее реформирования выделяется большее число бюджетных мест, по сравнению с коммерческими, поэтому и подавляющее большинство (97 %) магистрантов учится на бюджетной основе и только малая их часть(3 %) - на коммерческой основе.
Оценка программы обучения в магистратуре... 17
ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА 2014. Вып. 1
Не менее важным при проведении исследования было определение базовой профильной / непрофильной подготовки пришедших в магистратуру студентов. Почти у половины опрошенных (47 %) предыдущее образование - специалитет, профильное направление, что говорит о хорошей преемственности процесса обучения. 28 % опрошенных получили высшее образование по специали-тету непрофильного для магистерской подготовки направления. Преобладающее количество (75 %) опрошенных являются специалистами по предыдущему образованию. Одна из причин сложившейся ситуации - большее количество выпусков специалистов по сравнению с бакалавриатом. Поэтому в магистратуре только четверть опрошенных (25 %) имеет квалификацию бакалавра по предыдущему образованию. Из них 20 % получили профильное направление и только 5 % - непрофильное. Другой причиной поступления специалистов в магистратуру является их желание оставаться конкурентоспособными на рынке труда, учитывая перемены, которые происходят не только в образовании, но во всех сферах нашей жизни.
Результаты проведенного исследования формируют портрет «типичного» магистранта Удмуртского государственного университета. Это выпускник специалитета профильного направления, обучающийся на бюджетной основе. Его работа полностью или частично связана с направлением обучения. Магистрант - это студент, желающий полностью посвятить себя учебе, но в силу определенных обстоятельств совмещающий учебу с работой. При выборе магистерской программы студент магистратуры понимает необходимость повышения своего профессионального уровня. Он поступает в магистратуру без каких-либо трудностей. Благодаря положительному восприятию имиджа университета, сформированному на основании собственного опыта или рекомендаций / советов родственников, знакомых, магистрант делает выбор в пользу Удмуртского госуниверситета.
Таким образом, проведенное исследование позволяет констатировать то, что магистратура в Удмуртском государственном университете развивается и требует постоянного внимания, как со стороны администрации университета, так и руководителей магистерских программ. Модернизация высшего образования с изменением системы присваиваемых квалификаций осуществляется с учетом приоритетных направлений развития высшего профессионального образования, таких как «усиление влияния России на мировые события, обеспечивающего полноценное вхождение страны в постиндустриальное, информационное общество и экономику знаний, укрепление позиций России в глобальном мире, распространение национальных гуманитарных ценностей» [1. С. 17]. Поэтому переход на двухуровневую систему «бакалавриат / магистратура» сопровождается усилением внимания к качеству образовательных программ. Их мониторинг позволит избежать многих ошибок в процессе подготовки будущих специалистов. Неоднозначность оценки двухуровневой системы образования заставляет более внимательно относится к тому, что мы хотим получить на выходе.
* * *
1. Аналитический доклад по высшему образованию в Российской Федерации / под ред. М.В. Ларионовой, Т.А. Мешковой. М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2007. С. 317
Поступила в редакцию 02.02.14
R.B. Deriglazova, O. G. Fedorova
EVALUATION OF THE PROGRAM OF M.A. COURSES AT THE UDMURT STATE UNIVERSITY (RESULTS OF SOCIOLOGICAL RESEARCH)
Results of research on the efficiency of work under the master's program at the Udmurt State University in 2013 are presented.
Keywords: magistracy, two-level system of higher education, master's program.
Дериглазова Роза Борисовна, заведующая магистратурой Deriglazova R.B., Head of Magistracy Department
Федорова Ольга Григорьевна, ассистент Fedorova O.G., assistant
ФГБОУ ВПО «Удмуртский государственный университет» Udmurt State University
426034, Россия, г. Ижевск, ул. Университетская, 1 (корп. 1) 462034, Russia, Izhevsk, Universitetskya st., 1/1
E-mail: [email protected] E-mail: [email protected]