Научная статья на тему 'Оценка профессионально значимых двигательных и личностных качеств у студентов геолого-географического профиля'

Оценка профессионально значимых двигательных и личностных качеств у студентов геолого-географического профиля Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
199
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЗНАЧИМЫЕ ДВИГАТЕЛЬНЫЕ И ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА / ГЕОЛОГО-ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ ПРОФИЛЬ / МЕТОД АНКЕТНОГО ОПРОСА / PROFESSIONALLY SIGNIFICANT MOTION AND PERSONAL QUALITIES / GEOLOGY AND GEOGRAPHY AS MAJORS / SURVEYING

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Соловьёва Анастасия Леонидовна, Осокина Ольга Сергеевна

Работа посвящена выявлению и оценке профессионально значимых двигательных и личностных качеств студентов геолого-географического профиля на основе применения метода анкетного опроса. Рассматриваются вопросы профессиональной подготовленности будущего специалиста, обеспечивающей достаточный уровень знаний, умений и навыков в сфере физической культуры и спорта и способствующей активному их использованию. Обоснована необходимость целенаправленного формирования у специалистов навыков в области профессионально-прикладной физической культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Соловьёва Анастасия Леонидовна, Осокина Ольга Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In the article professionally significant motion and personal qualities of students majoring in geology and geography are considered and estimated basing on surveys. The problems are discussed connected with students' professional qualifications that provide sufficient knowledge, abilities and skills in the sphere of physical education and sport and help make use of them. The necessity of training professional applied physical education is grounded

Текст научной работы на тему «Оценка профессионально значимых двигательных и личностных качеств у студентов геолого-географического профиля»

А.Л. Соловьёва, О. С. Осокина

ОЦЕНКА ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ ДВИГАТЕЛЬНЫХ И ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ У СТУДЕНТОВ ГЕОЛОГО-ГЕОГРАФИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ

Работа посвящена выявлению и оценке профессионально значимых двигательных и личностных качеств студентов геологогеографического профиля на основе применения метода анкетного опроса. Рассматриваются вопросы профессиональной подготовленности будущего специалиста, обеспечивающей достаточный уровень знаний, умений и навыков в сфере физической культуры и спорта и способствующей активному их использованию. Обоснована необходимость целенаправленного формирования у специалистов навыков в области профессионально-прикладной физической культуры.

Ключевые слова: профессионально-значимые двигательные и личностные качества; геолого-географический профиль; метод анкетного опроса.

Важными компонентами профессиональной подготовленности студентов вузов, несомненно, являются профессиональное самосознание будущего специалиста, уровень его физического развития и здоровья [4].

Профессионально-прикладная физическая подготовка должна формировать прикладные знания, физические и специальные качества, умения и навыки, способствующие достижению готовности человека к успешной профессиональной деятельности [1-4]. Для этого прежде всего необходимы выявление и оценка профессионально значимых двигательных и личностных качеств.

Цель настоящей работы - определить профессионально значимые двигательные и личностные качества студентов геолого-географического профиля.

Исследование проводилось методом анкетного опроса студентов ТГУ и работников геологических предприятий. Было выделено 2 группы испытуемых. Первую группу составили студенты 1-го курса ГГФ ТГУ (п = 15; 18-20 лет; 11 юношей, 4 девушки), занимающиеся на специализации «лыжный спорт» в основной медицинской группе. Вторая группа сформирована из сотрудников ГГФ ТГУ и ИГНД ТПУ, имеющих опыт полевых и экспедиционных работ (п = 10; 21-35 лет; 7 мужчин, 3 женщины).

Для определения уровня физического развития испытуемых мы включили в анкету два вопроса, отвечая на которые респонденты должны были дать субъективную самооценку степени соответствия физической под-

готовленности и уровня здоровья требованиям профессиональной деятельности.

Было обнаружено, что на первом курсе 80% студентов оценивают уровень своей физической подготовленности как высокий, 20% - как средний. В то же время все специалисты-геологи оценили степень своей физической подготовленности как полностью соответствующую профессиональным требованиям. Аналогичная картина получена и в ответах на вопрос об уровне здоровья - 86% студентов, 100% работающих оценили его как высокий и соответствующий требованиям профессии и лишь 14% студентов - как средний и не полностью соответствующий профессиональным требованиям.

Для определения профессионально значимых качеств и их оценки у студентов полевых специальностей в анкету были включены вопросы о том, какие из перечисленных двигательных и личностных качеств, по их мнению, необходимы в профессиональной деятельности.

Подавляющее большинство студентов первого курса как наиболее важное качество назвали выносливость, на второе место они поставили скоростносиловые качества, на третье - силу. Наименее важными в профессиональной деятельности были признаны быстрота, ловкость и гибкость (табл. 1). В группе специалистов оценка двигательных качеств отличалась незначительно, порядок ранжирования был следующим: сила, ловкость, скоростно-силовые качества.

Т а б л и ц а 1

Ранжирование двигательных качеств, профессионально значимых для специалистов геолого-географического профиля

Качество Ранг

Студенты Специалисты

Выносливость 1,9 1

Сила 2,7 2,3

Ловкость 4,2 3,0

Скоростно-силовые качества 2,3 4,3

Быстрота 4,2 4,9

Гибкость 5,7 5,5

Третий блок вопросов анкеты имел целью выявить личностные качества, наиболее значимые в профессиональной деятельности специалистов гео-лого-географического профиля. В ответах студентов порядок их значимости был следующим: целеустремленность; дисциплинированность и чувство коллективизма, необходимые для «полевиков» в удаленных экспедициях; трудолюбие и решительность. Остальные категории качеств, такие как смелость и

воля к победе, были оценены студентами как малозначимые (табл. 2).

У работающих специалистов приоритеты распределились в другом порядке: дисциплинированность, которая весьма необходима в условиях экспедиционной работы; чувство коллективизма; целеустремленность; трудолюбие и решительность. Как и студенты, вторая группа анкетируемых смелость и волю к победе поставили на последнее место.

Т а б л и ц а 2

Ранжирование личностных качеств, профессионально значимых для специалистов геолого-географического профиля

Качество Ранг

Студенты Специалисты

Дисциплинированность 3,4 1,7

Чувство коллективизма 3,4 2,9

Целеустремленность 3,2 3,7

Трудолюбие 4,0 4,0

Решительность 4,4 4,0

Смелость 4,7 5,6

Воля к победе 5,3 6,1

По мнению специалистов геолого-географического профиля, наиболее значимыми в профессии двигательными качествами являются выносливость и сила, на втором месте - ловкость и скоростно-силовые качества. Быстрота и гибкость не являются значимыми в профессиональной деятельности. Среди личностных качеств как приоритетные определены дисциплинированность и коллективизм, на втором месте - целеустремленность, трудолюбие и решительность; наименее значимыми признаны смелость и воля к победе.

У студентов первого курса имеет место ошибочная оценка значимости некоторых физических и личностных качеств. Так, скоростно-силовым качествам первокурсники присудили второе место, обойдя силу и ловкость. Это неразумно, т.к. сила и ловкость для «полевиков» очень важны на трудных маршрутах: сила -чтобы нести на себе тяжелый груз, ловкость - чтобы вовремя среагировать в экстремальных ситуациях. Вторая ошибочная оценка студентов младших курсов -

это признание целеустремленности наиболее важным личностным качеством для геолога. Специалисты опровергли данную оценку, отдав предпочтение дисциплинированности и коллективизму, т. к. длительное пребывание в экспедиции требует строгой дисциплины, поддержания дружеских отношений в коллективе, взаимопомощи.

Результаты социологического опроса показали, что у студентов геолого-географического профиля наиболее значимыми двигательными качествами являются выносливость, сила и ловкость. Из личностных качеств ведущее место занимают дисциплинированность, коллективизм, которые весьма необходимы в условиях экспедиционной работы, затем - целеустремленность и трудолюбие. Перечисленные качества наиболее полно формируются у студентов, занимающихся лыжным спортом, поэтому одним из вариантов формирования данных профессионально-значимых качеств можно рассматривать занятия на специализации «лыжный спорт».

ЛИТЕРАТУРА

1. Гончаров В.Д., Романов Б.Ф., Юкиш В.Ф. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов вузов: реальность и перспективы

// Теория и практика физической культуры. 1993. № 7. С. 12-13.

2. Ильинич В.И. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов вузов: Науч.-метод. и организац. основы. М.: Высш. шк.,

1978. 144 с.

3. Полиевский С.А., СтарцеваИ.Д. Физкультура и профессия. М.: ФиС, 1988. 159 с.

4. Раевский Р.Т. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов технических вузов: Учебное пособие. М.: Высш. шк., 1985.

136 с.

Статья представлена научной редакцией «Психология и педагогика» 15 июня 2010 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.