Научная статья на тему 'Оценка потерь от лесных пожаров в Нижнем Приангарье'

Оценка потерь от лесных пожаров в Нижнем Приангарье Текст научной статьи по специальности «Сельское хозяйство, лесное хозяйство, рыбное хозяйство»

CC BY
161
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по сельскому хозяйству, лесному хозяйству, рыбному хозяйству, автор научной работы — Соколов В. А., Фарбер С. К., Втюрина О. П., Сухинин А. И., Пономарев Е. И.

Приведены данные о лесных пожарах в Нижнем Приангарье за 2005-2009 годы. Определен ежегодный ущерб от лесных пожаров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ESTIMATION OF FOREST FIRE DAMAGE IN NIZHNEYE PRIANGARIE

Forest fire data in Nizhneye Priangarie during 2005-2009 years are presented. Annual forest fire damage is determined.

Текст научной работы на тему «Оценка потерь от лесных пожаров в Нижнем Приангарье»

УДК 630*435

В.А. Соколов, С.К. Фарбер, О.П. Втюрина, А.И. Сухинин, Е.И. Пономарев Институт леса им. В. Н. Сукачева СО РАН, Красноярск

ОЦЕНКА ПОТЕРЬ ОТ ЛЕСНЫХ ПОЖАРОВ В НИЖНЕМ ПРИАНГАРЬЕ

Приведены данные о лесных пожарах в Нижнем Приангарье за 20052009 годы. Определен ежегодный ущерб от лесных пожаров.

У.А. Sokolov, S.K. Farber, О.P. Vtyurina, A.I. Suhinin, E.I. Ponomarev V N. Sukachev Institute of Forest SB RAS, Krasnoyarsk

ESTIMATION OF FOREST FIRE DAMAGE IN NIZHNEYE PRIANGARIE

Forest fire data in Nizhneye Priangarie during 2005-2009 years are presented. Annual forest fire damage is determined.

До последнего времени лесопожарная политика России заключалась в активном подавлении всех пожаров, возникающих на доступной для их тушения территории лесного фонда. Она базировалась на признании необходимости сохранения лесов от разрушительного воздействия огня и сокращения ущерба, причиняемого окружающей природной среде и экономике страны. Зона активной охраны охватывала две трети территории лесного фонда. Исключением являлись труднодоступные северные районы Сибири и Дальнего Востока, где лесные пожары не регистрировались и не тушились.

В основу организации охраны лесов закладывалась стратегия гибкого сочетания всех видов лесопожарной профилактики с высокой оперативностью обнаружения и тушения пожаров. Вместе с тем отсутствие учета горимости лесов за пределами активно охраняемой территории лесного фонда и объективного (инструментального) контроля за размерами и структурой пройденной огнем площади, а также научно обоснованной методики определения экологических последствий лесных пожаров и причиняемого ими экономического ущерба не позволяло реально оценить масштабы лесопожарной проблемы в стране и неизбежно приводило к занижению требуемого уровня противопожарной охраны и необходимых для его обеспечения ассигнований на борьбу с огнем [3].

Удельные затраты на охрану лесов от пожаров в последние годы составили

0,15 руб. на 1 га общей площади лесного фонда, что крайне недостаточно (в США эти затраты составляют 1,5-2 доллара на 1 га). Выделяемых бюджетных средств хватает, в основном, на осуществление менее половины необходимых мероприятий по организации охраны лесов от пожаров. Из-за резкого снижения финансирования наземная служба лесной охраны оказалась неготовой к резкому повышению объемов работ по обнаружению и тушению пожаров,

вызванному ослаблением авиационной охраны лесов. Это привело к росту числа крупных пожаров, затрат на их тушение и размеров наносимого огнем ущерба.

Анализ статистических данных по Красноярскому Приангарью выявил, что число пожаров, обнаруженных на площади более 1 га, составляет 50 %. В зоне эпизодического патрулирования некоторые пожары обнаруживали на площади в несколько сотен гектаров и их сразу относили к разряду крупных. Среди других видов обнаружения, альтернативных авиапатрулированию или дополняющих его, следует отметить обнаружение пожаров с помощью космических спутников. Космические методы в настоящее время не позволяют выявлять пожары на достаточно малых площадях и, несмотря на их перспективность, еще не нашли широкого применения в практике лесного хозяйства. На данном этапе они могут использоваться для контроля за горимостью территории и обнаружения пожаров в отдельных малоосвоенных районах, где причины возникновения пожаров преимущественно естественные.

Для обеспечения оптимального функционирования системы охраны лесов требуются новые научно обоснованные решения по организации охраны лесов и более рациональному планированию и эффективному использованию ограниченных финансовых и материальных ресурсов по наиболее приоритетным направлениям лесоохранной деятельности.

Требует серьезной корректировки существующий порядок финансирования противопожарных мероприятий, предусматривающий фиксированные сроки и объемы выделяемых ассигнований. Резкое варьирование горимости лесов и соответственно объемов противопожарных мероприятий по территории страны и периодам пожароопасных сезонов обусловливает необходимость создания гибкой системы финансирования, аналогичной системам финансирования лесопожарных служб США, Канады и ряда других стран, где средства выделяются в нужных объемах и в нужные сроки на основании заявок, а не выполненных объемов работ [3].

Основной ущерб лесному фонду в Нижнем Приангарье (Красноярский край) наносят пожары. Данные о них за последние 5 лет приведены в таблице, а места пожаров - на рисунке.

В среднем за год за последнее пятилетие пройденная пожарами площадь лесов составляла 173,2 тыс. га. По данным исследований [1, 2, 4-6] потери от пожаров составляют от 10-15 % при низовых пожарах слабой интенсивности до 100 % - при низовых пожарах сильной интенсивности и верховых пожарах. В слабо- и среднеповрежденных древостоях отпад продолжается от 2 до 5 лет, а в сильноповрежденных - от 5 до 7 лет. Следовательно, использование древесины, в том числе и для производства биотоплива, необходимо производить в указанные сроки. К сожалению, полное использование древесины невозможно из-за ограничений в транспортной доступности и отсутствия необходимых мощностей в ЛПК.

Априори, возможно использование около 50 % поврежденной пожарами древесины. При сохранении уровня горимости в Приангарском экорегионе Красноярского края использование поврежденной древесины может составить

около 6-7 млн м в год, но это при условии своевременного дорожного строительства и льготного отпуска древесины на корню. Не менее половины этого объема можно использовать для лесопиления и плитного производства, остальное - для производства биотоплива, что полностью обеспечит местные потребности в биоэнергетике и вывоз биотоплива за пределы региона.

Таблица Сведения о лесных пожарах в Нижнем Приангарье за 2005-2009 годы

по данным космического мониторинга

Район Мотыгинский Богучанской Кежемский Итого

2005

Кол-во пожаров 11 23 37 71

Общ. пл., га 3453 11392 18751 33596

2006

Кол-во пожаров 14 175 227 416

Общ. пл., га 3478 294280 418890 716648

2007

Кол-во пожаров 6 27 31 64

Общ. пл., га 800 12074 27000 39874

2008

Кол-во пожаров 11 45 35 91

Общ. пл., га 8410 28515 25260 62185

2009

Кол-во пожаров 1 29 22 52

Общ. пл., га 101 7417 6420 13938

Всего за 5 лет

Кол-во пожаров 43 299 352 694

Общ. пл., га 16242 353678 496321 866241

Рис. Местонахождение лесных пожаров в Нижнем Приангарье в 2005-2009 годах по данным космического мониторинга

Исходя из минимальных ставок за отпуск леса на корню (Постановление Правительства РФ от 22.05.2007 г. № 310) ежегодный ущерб от лесных пожаров в Нижнем Приангарье составляет около 600 млн руб. В расчет полного ущерба необходимо добавить затраты на лесовосстановление гарей, потери от снижения текущего прироста оставшейся живой части древостоев и потери прироста в течение периода возобновления, и тогда ежегодный ущерб достигнет величины в 1 млрд руб. или 5,8 тыс. руб. на 1 га пройденной пожаром площади. Сюда не включены затраты на борьбу с лесными пожарами и величина экологического ущерба, которая пока не поддается расчетам.

По информации Департамента лесного хозяйства по Сибирскому федеральному округу ущерб от лесных пожаров на 1 га составил 7,4 тыс. руб. в 2007 году и 11,8 тыс. руб. в 2008 году.

Настоящая информация имеет приближенный характер, поскольку для получения детальной информации необходимо проведение актуализации данных о лесном фонде по лесничествам на общей площади 10,3 млн га. Лесоустройство в шести лесничествах было проведено в 1994-1997 годах и в трех - в 2003-2005 годах. Для проведения этой актуализации необходимо несколько лет работы филиала ФГУП «Рослесинфорг» «Востсиблеспроект» с привлечением научных организаций.

Развитие и совершенствование системы охраны леса, переход к политике управления лесными пожарами неразрывно связаны с совершенствованием правового обеспечения, адаптацией его к современным политическим и социально-экономическим условиям.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Волокитина, А.В., Софронов, М.А., Софронова, Т.М. Прогноз поведения низовых пожаров на основе карт растительных горючих материалов [Текст]/ А.В. Волокитина и др. - Красноярск: ИЛ СО РАН, СибГТУ, 2005. - 92 с.

2. Волокитина, А.В., Софронов, М. А., Софронова, Т. М. Охрана лесов от пожаров [Текст]/ А.В. Волокитина. - Красноярск: СибГТУ, ИЛ СО РАН, 2007. -124 с.

3. Коровин, Г.Н. О лесопожарной политике Российской Федерации [Текст] / Г.Н. Коровин // Лесн. хоз-во. - 2002. - № 1. - С. 11-14.

4. Скудин, В.М., Сухинин, А.И., Буряк Л.В. и др. Прогноз последствий пожаров в лесных экосистемах Нижнего Приангарья на основе комплексного ГИС-анализа [Текст] / В.М. Скудин и др.// Лесн. хоз-во. - 2010. - № 1. - С. 3638.

5. Софронов, М.А., Волокитина, А.В. Пирологическое районирование в таежной зоне [Текст]/ М.А. Софронов и др. - Новосибирск: Наука, 1990. - 205 с.

6. Софронов, М.А., Гольдаммер, И.Г., Волокитина, А.В., Софронова, Т.М. Пожарная опасность в природных условиях [Текст]/ М.А. Софронов и др. -Красноярск: Институт леса им. В. Н. Сукачева СО РАН, 2005. - 330 с.

© В.А. Соколов, С.К. Фарбер, О.П. Втюрина, А.И. Сухинин,

Е.И. Пономарев, 2011

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.