Научная статья на тему 'Оценка понятия «Туристская дестинация» в контексте современной туристики'

Оценка понятия «Туристская дестинация» в контексте современной туристики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
4699
533
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИЗМ / ТУРИСТСКАЯ ДЕСТИНАЦИЯ / ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ / TOURISM / TOURISM DESTINATION / CONCEPT DEFINITION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Машкович Елена Алексеевна

Рассмотрены подходы к определению понятия «туристская дестинация», предлагаемые различными российскими и зарубежными исследователями в области туризма, проведен их сравнительный анализ. Выделены ключевые аспекты: территориальный, экономический, социальный и управленческий, в разрезе которых производится анализ существующих определений понятия «туристская дестинация», что позволяет уточнить место и роль данного понятия в контексте современной туристики. Также в статье рассмотрены этимология и область применения понятия «туристская дестинация» с целью прояснения сущности и углубления подходов к его пониманию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Estimation of concept «tourism destination» of a context of a modern science about tourism

Various approaches to defining the concept of «tourism destination», proposed by researchers in Russia and abroad, are discussed and compared. Key aspects relevant for the analysis of current definitions of «tourism destination» are emphasized: territorial, economic, social, and administrative. These allow to specify the place and role of the concept in modern tourism research. Etymology of «tourism destination» and the scope of the concept itself are discussed.

Текст научной работы на тему «Оценка понятия «Туристская дестинация» в контексте современной туристики»

самым помочь им в компетентном выборе исполнителя услуг;

- произвести предприятиям общественного питания самооценку с целью определения резервов, улучшения качества обслуживания.

Обеспечить конкурентоспособность предприятия можно при соблюдении следующих условий:

- достижение конкурентного преимущества путем снижения издержек или дифференциации товаров;

- определение сферы конкуренции или сегмента рынка, на котором будет выступать предприятие;

- выстраивание производственной цепочки и создание системы ценностей предприятия;

- удержание как можно дольше конкурентного преимущества благодаря преимуществам высокого порядка;

- обеспечение наличия четырех детерминантов конкурентного преимущества отрасли, в которой действует данное предприятие.

Е.А. МАШКОВИЧ

аспирант Байкальского государственного университета экономики и права, г. Иркутск

ОЦЕНКА ПОНЯТИЯ «ТУРИСТСКАЯ ДЕСТИНАЦИЯ» В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННОЙ ТУРИСТИКИ

Понятие «туристская дестинация» введено в оборот отечественной туристики сравнительно недавно и является заимствованным из английского языка (англ. destination). В зарубежной литературе данное понятие широко применяется в научных и практических целях. В отечественной науке о туризме

оно находится на стадии разработки, и его трактовка российскими учеными встречается в основном в диссертационных работах и монографиях.

В табл. 1 представлены определения понятия «дестинация», предлагаемые различными отечественными и зарубежными авторами.

Таблица 1

Определения понятия «дестинация», предлагаемые зарубежными и отечественными авторами

Автор Определение

В зарубежной литературе

В. Альтхоф Определенное место назначения или целевой регион. В качестве дестинации могут выступать, например, места для загородных прогулок, сооружения для проведения свободного времени, коммуны, регионы, федеральные земли, Германия, Европейский союз1

К. Каспар Пункт «кристаллизации туристского спроса»2

Лейпер Географическая территория, обладающая привлекательностью для туристов3

П. Пирс Место, посещение которого оставляет у туристов различные впечатления, опыт и эмоции4

В отечественной литературе

М.А. Морозов Территория, предлагающая определенный набор услуг, которые отвечают потребности туриста и удовлетворяют его спрос на перевозку, ночевку, питание, развлечения и т.д. При этом автор выделяет первичную дестинацию, которая представляет собой главную цель поездки, и вторичную дестинацию, под которой понимаются остановки в пути при движении к первичной дестинации5

Т.А. Себекина Место, имеющее реальную или умозрительную границу (физическую, политическую, географическую, рыночную): страна, область, остров и т.п., которое посещают туристы с определенной целью6

А.Ю. Рябуха Дестинацией могут выступать либо местность, либо сооружения, обладающие туристским потенциалом, т.е. это то, что турист выбирает для своего посещения и что продают производители услуг7

С.С. Николаев Под сформировавшейся туристской дестинацией понимается некая социально-географическая местность (место, регион, город, деревня, парк аттракционов), которую конкретный турист или целый сегмент туристского спроса выбрал в качестве цели поездки. Она располагает всеми необходимыми учреждениями, организациями, средствами размещения, обслуживания и инфраструктурой развлечений8

© ЕА. Машкович, 2007

Из определений, представленных в табл. 1, видно, что понятие «туристская де-стинация» трактуется различными авторами неоднозначно. В результате складывается размытая и неопределенная картина, препятствующая четкому пониманию данного понятия. Можно выделить четыре аспекта, в рамках которых различными авторами формируются те или иные существенные признаки, характеризующие туристскую дестинацию: территориальный, экономический, социальный, управленческий.

Территориальный аспект. Оценка понятия «туристская дестинация» в рамках территориального аспекта основывается в первую очередь на критерии «привязанности» ее территории к конкретной географической местности. Большинство авторов связывают дестинацию с определенным местом в пространстве, изменение которого невозможно и по направлению к которому перемещаются туристы (П. Пирс, Лейпер, М.А. Морозов, С.С. Николаев, Т.А. Себекина). В определении А.Ю. Рябухи в качестве дестинации наряду с местностью рассматриваются также сооружения, которые могут быть не привязаны к какой-либо конкретной территории, т.е., по мнению автора, изменение местоположения дестинации является возможным. В определениях В. Альтхофа и К. Каспара вопрос пространственно-территориальной привязанности туристской дестинации остается неопределенным.

Экономический аспект. В определениях

B. Альтхофа, Лейпера, П. Пирса, Т.А. Се-бекиной туристская дестинация представляется как некоторое место, посещаемое туристами, и она не рассматривается как экономическая категория, в то время как в определениях К. Каспара, М.А. Морозова,

C.С. Николаева, А.Ю. Рябухи одним из существенных признаков, характеризующих дестинацию, является туристский спрос. Следовательно, туристская дестинация понимается ими не только как привлекательная для туристов территория. В первую очередь она рассматривается как товар, имеющий свою потребительную стоимость и выступающий в качестве объекта рыночных отношений.

Кроме этого, в определениях С.С. Николаева и М.А. Морозова в качестве сущест-

венного признака выдвигается обязательное наличие туристской инфраструктуры (средства размещения, питания, развлечения, транспорта). Следовательно, туристская дестинация выступает не только в роли товара или продукта, но и представляет собой своего рода экономическое пространство9.

Социальный аспект. В определении С.С. Николаева туристская дестинация трактуется как некоторая социально-географическая местность, т.е., по мнению автора, пространство туристской дестинации одновременно является жизненным пространством местного сообщества. В дефинициях других авторов социальный аспект остается неопределенным.

Управленческий аспект. Управленческий аспект как критерий, характеризующий понятие «туристская дестинация», заключается в рассмотрении туристской дестинации как объекта управления и подразумевает наличие субъектов управления. Вообще говоря, любая система представляется управляемой, когда в качестве субъекта управления выступают силы природного характера. Однако в данном случае нами в качестве субъекта управления рассматривается человек, и туристская дестинация в управленческом аспекте оценивается именно с этих позиций. На наш взгляд, признаком, позволяющим судить о наличии управленческого аспекта в определении понятия «туристская дестина-ция», является оценка ее как объекта рынка. Следовательно, в определениях К. Каспара, М.А. Морозова, С.С. Николаева и А.Ю. Рябухи туристская дестинация рассматривается как управляемая система. В дефинициях других авторов управленческий аспект не определен.

В табл. 2 представлено «отношение» каждого из авторов к названным аспектам. «Отношение» выражается в положительной или неопределенной позиции. Положительная позиция свидетельствует о том, что данный признак по определению данного автора является существенным, т.е. только при его наличии исследуемый предмет может быть назван туристской дестинацией. Неопределенная позиция допускает колебания или вариативность по данному признаку как в сторону возможного его наличия, так и в сторону возможного его отсутствия.

Известия ИГЭА. 2007. № 6 (56)

Таблица 2

«Отношение» авторов, трактующих понятие «туристская дестинация», к территориальному, экономическому, социальному и управленческому аспектам

Автор Территориальный аспект Экономический аспект Социальный аспект Управленческий аспект

1* 2**

В. Альтхоф Неопределенное Неопределенное Неопределенное Неопределенное Неопределенное

К. Каспар Неопределенное Положительное Неопределенное Неопределенное Положительное

Лейпер Положительное Неопределенное Неопределенное Неопределенное Неопределенное

П. Пирс Положительное Неопределенное Неопределенное Неопределенное Неопределенное

М.А. Морозов Положительное Положительное Положительное Неопределенное Положительное

Т.А. Себекина Положительное Неопределенное Неопределенное Неопределенное Неопределенное

С.С. Николаев Положительное Положительное Положительное Положительное Положительное

А.Ю. Рябуха Неопределенное Положительное Неопределенное Неопределенное Положительное

* Туристская дестинация как объект рыночных отношений. ** Туристская дестинация как экономическое пространство.

Причины неоднозначности толкования понятия «туристская дестинация» заключаются прежде всего в сложности, динамичности и противоречивости явлений, описываемых с помощью него, поэтому его определение нуждается в дальнейшем анализе и разработке.

Один из методов прояснения сущности понятия подразумевает рассмотрение его этимологии и области применения. В английском языке термин «дестинация» имеет несколько значений (назначение, предназначение, место назначения, цель путешествия, похода и т.д.) и не является узкоспециализированным, применяется наряду с понятием «туризм» и в других областях: при обозначении направления вылетов самолетов, при перемещении людей с различными целями и пр. Рассматривая область применения термина в английском языке, следует отметить, что он имеет ярко выраженный пространственно-территориальный характер, т.е. под дестинацией всегда понимается какое-либо определенное место, по направлению к которому осуществляется перемещение. В «Оксфордском словаре понятий и терминов» дестинация трактуется следующим образом: «Destination — the place to which a person or thing is going» (дестинация — место, куда в настоящее время направляются люди или вещи). Интересна временная окраска определения: используется «настоящее продолженное время» (present continues), т.е. действие по перемещению рассматривается как происходящее сейчас, в данный момент. Таким образом, существенными признака-

ми, характеризующими понятие «туристская дестинация», являются критерии «территориальная привязанность» и «наличие направленного на туристскую дестинацию в настоящее время туристского потока». Исходя из этого туристская дестинация может быть определена как любая территория, по направлению к которой перемещаются туристы с намерением ее посещения в качестве цели своей поездки.

Рассмотрение понятия «туристская дести-нация» как экономической категории и его определение добавляют к числу указанных существенных признаков, с одной стороны, критерий «наличие туристского спроса», в результате чего дестинация рассматривается как товар, с другой — критерий «наличие множества объектов и связей между ними», который позволяет рассматривать дестина-цию как экономическое пространство. Указанные «экономические» критерии образуют два различных типа туристских дестинаций, которые, однако, могут сочетаться в рамках одной дестинации. Следовательно, дефини-рование понятия «туристская дестинация» в разрезе различных «экономических» критериев будет разным в зависимости от целей исследования.

Примечания

1 Althof W. Incoming-Tourismus. Muenchen; Wien; Oldenbourg, 1996.

2 Kaspar С. Das Schweizerische Tourismuskonzept. Bern, 1979.

3 Bryden J. Tourism and development. N.Y.; L., 1980.

4 Реагсе P. Tourism development. L., 1981.

Известия ИГЭА. 2007. № 6 (56)

5 Морозов М.А. Экономика и предпринимательство в социально-культурном сервисе и туризме.

2005.

6 Себекина Т.А. Формирование комплекса продвижения туристских услуг дестинации (на примере Камчатки): автореф. дис. ... канд. экон. наук. М., 2006.

7 Рябуха А.Ю. Управление развитием местных сообществ на основе использования туристского пространства: дис. ... канд. экон. наук. Краснодар,

2006.

8 Николаев С.С. Стратегия формирования единого туристского пространства: автореф. дис. . канд. экон. наук. СПб., 2000.

9 Экономическое пространство — это насыщенная территория, вмещающая множество объектов и связей между ними: населенные пункты, предприятия, хозяйственно освоенные и рекреационные площади, транспортные и инженерные сети, инфраструктуру и др. См.: Джанджугазова Е.А. Маркетинг туристских территорий. М., 2006.

Е.Ю. КОРОЛЬКОВА

аспирант Байкальского государственного университета экономики и права, г. Иркутск

ХАРАКТЕРИСТИКА ИНДУСТРИИ ГОСТЕПРИИМСТВА

ГОРОДА ИРКУТСКА: ГОСТИНИЦЫ И ДРУГИЕ СРЕДСТВА РАЗМЕЩЕНИЯ

Гостиницы и другие коллективные средства размещения Иркутска являются основой индустрии гостеприимства города, так как именно возможности городского гостиничного фонда определяют количество туристов, которых город способен принять, а сами гостиницы — это его «визитка», и от качества их услуг зависит первое впечатление, которое Иркутск оказывает на приезжающих.

Информация о гостиничном хозяйстве Иркутска, использованная в данной статье, была получена в результате проведения автором анкетирования руководителей и администраторов средств размещения.

По данным на июль 2007 г., в Иркутске имеется около 50 гостиниц и других коллективных средств размещения. Около 20 гостиниц различного типа находится на Байкальском тракте и в пос. Листвянка. Услугами загородных средств размещения гости Иркутска пользуются активно благодаря близкому расположению гостиниц к городу.

Средства размещения Иркутска можно условно разделить на категории: по типу; месту расположения; организационно-правовой форме и ведомственной принадлежности; факту присвоения официальной категории («звезд»); году открытия; размеру заведения (номерному фонду).

В Иркутске представлены такие типы средств размещения, как гостиница (отель) и санаторий. 43 коллективных средства размещения Иркутска является гостиницами

или отелями. На территории города также расположено семь санаториев, три из которых имеет узкую специальность (детские туберкулезные санатории).

По месту расположения средства размещения Иркутска разделились на гостиницы, расположенные в центре города и в отдаленных районах.

Большинство гостиниц (18) находится в центральном районе города. Три гостиницы расположено в микрорайоне Солнечный. В отдаленных районах города имеется по одной-две гостиницы. За городской чертой расположено около 20 средств размещения (рис. 1).

24

■ Центр города ■ Отдаленные районы □ Зга городом

Рис. 1. Распределение гостиниц Иркутска по месту расположения

Гостиницы города распределены по районам достаточно сбалансированно.

В Иркутске функционируют гостиницы следующих организационно-правовых форм и ведомственной принадлежности: государственные, частные (ООО, ЗАО, ОАО, ИП), а

© ЕЮ. Королькова, 2007

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.